Previous Entry Share Next Entry
Понимание комиксов: невидимое искусство
П
metanymous wrote in metapractice
Автор книги Скотт Мак-Клауд (Scott McCloud)
Обзор Стива Андреаса © 2001
http://www.steveandreas.narod.ru/ru_comics_01.html

Обзор
Уоррен Мак-Куллох (Warren McCulloch) был одним из первых и одним из лучших исследователей, который в первой половине 20 века применил строгую логику и математику к исследованию работы нервной системы. Он заложил основы тех идей, на которые опирались разработки в области искусственного интеллекта и создания компьютеров с параллельной обработкой информации. Его ретроспективная лекция, прочитанная им в 60-х годах, называлась «Что это за число, которое может знать человек, и что это за человек, который может знать число?» [1]

Книгу «Понимание комиксов» можно было бы назвать так: «Что это за комикс, который может понимать человек, и что это за человек, который может понимать комикс?» И хотя эта книга написана о комиксах и даже представлена в форме комикса, на самом деле она о том, как мы представляем себе и понимаем то, что видим, и при этом очень тщательно исследует многочисленные особенности внутреннего устройства комиксов. Из этой книги я гораздо больше почерпнул информации о том, как мы воспринимаем и представляем себе внешний мир, чем из какой бы то ни было другой, прочитанной мною за последние 10 лет, и я собираюсь периодически возвращаться к ней, чтобы лучше понять все эти процессы.

Комикс — очень простой объект, на примере которого можно исследовать работу нашего мозга. И хотя комиксы могут быть чисто визуальными, они обычно включают в себя визуальное представление звуков и слов, а ощущения воссоздаются с помощью ассоциации с характером и содержанием нарисованного. Чем отличается воздействие реального образа от воздействия более упрощенного абстрактного образа — всего лишь один из многочисленных объектов исследования, но он имеет разнообразные приложения в нашей работе. Никогда прежде мне не приходилось видеть такой континуум упрощений и абстракций, которые в конечном счете приводили к возникновению таких понятных и веселых изображений.

Подзаголовок «невидимое искусство» подчеркивает, что книга описывает те процессы, которые происходят в нашей голове, когда мы интерпретируем картинки в комиксе, например, как мы заполняем промежуток между двумя статическими картинками, чтобы воспринять их как события, произошедшие во времени друг за другом, и что мы испытываем, когда такая непрерывная цепочка событий сознательно нарушается.

Уже только изучение раздела, посвященного времени, окупает все затраты на приобретение книги. Когда вы смотрите на один из рисунков комикса, он становится вашим «настоящим», и тогда рисунок слева превращается в «прошлое», а рисунок справа становится «будущим». Но когда ваши глаза перемещаются к следующему рисунку, все эти ассоциации тоже изменяются. Это так очевидно, но я еще ни разу не видел, чтобы это было продемонстрировано так понятно и буквально в нескольких словах. Такая живая и понятная метафора изменения ориентации во времени и других приемов работы со временем, которые являются элементами различных технологий НЛП!

Мак-Клауд показал также, как буквально с помощью нескольких штрихов и правильным подбором формы рисунка и его границы можно создать впечатление быстро летящего времени или ощущение застывшей вечности. Замечательная возможность, которую можно использовать для управления нашими представлениями о темпе и продолжительности событий.

Предложенная им классификация комиксов в виде шестиуровневой иерархии, более высокий уровень которой относится к более низкому, как цель по отношению к средству, очень похожа на «нейрологические уровни» Р. Дилтса. Кроме того, это замечательная метафора о том, как мы могли бы изменять свою жизнь и как научиться успешно справляться с теми задачами, которые встретятся нам на жизненном пути, аккуратно сортируя их по этим уровням и затем объединяя в одно целое.

Это лишь малая толика тех тем, которые разбираются в этой прекрасной книге. Но ни одна рецензия не сможет не оценить того, как живо все эти идеи представлены в книге в виде комиксов. Эту книгу обязательно (да, обязательно) необходимо рекомендовать для чтения на каждом (да, на каждом) тренинге НЛП. И каждый (да, каждый) человек, уже прошедший такие тренинги, узнает много интересного и полезного, прочитав ее. Пять звездочек!

Литература
Embodiments of Mind, by Warren S. McCulloch MIT Press, Cambridge MA, 1965.
Скотт Мак-Клауд: “Понимание комиксов: невидимое искусство”. Kitchen Sink Press, 320 Riverside Dr. Northampton MA 01060 $22.50 1993.
Андреас С.: “Понимание комиксов: невидимое искусство” Anchor Point, Vol. 14, No. 12, December, pp. 48-49

  • 1
Комикс — очень простой объект, на примере которого можно исследовать работу нашего мозга. И хотя комиксы могут быть чисто визуальными, они обычно включают в себя визуальное представление звуков и слов, а ощущения воссоздаются с помощью ассоциации с характером и содержанием нарисованного. Чем отличается воздействие реального образа от воздействия более упрощенного абстрактного образа — всего лишь один из многочисленных объектов исследования, но он имеет разнообразные приложения в нашей работе. Никогда прежде мне не приходилось видеть такой континуум упрощений и абстракций, которые в конечном счете приводили к возникновению таких понятных и веселых изображений.

Подзаголовок «невидимое искусство» подчеркивает, что книга описывает те процессы, которые происходят в нашей голове, когда мы интерпретируем картинки в комиксе, например, как мы заполняем промежуток между двумя статическими картинками, чтобы воспринять их как события, произошедшие во времени друг за другом, и что мы испытываем, когда такая непрерывная цепочка событий сознательно нарушается.


Звук неделим
Такая природа звука существенно влияет на композицию, монтаж и драматургию звукового кино. Звукозапись не в состоянии разложить звук как объект на части. Звук слышен в пространстве в целом гомогенно, того же самого характера в любом месте данного пространства. Он может быть только тише или громче, дальше или ближе, может самым различным способом смешиваться с другими звуками. В баре, сидя возле джазового оркестра, я услышу только музыку, если же буду находиться в шумной компании за столом, громкие голоса и смех будут ее заглушать.

Пространственный характер звука
Каждый звук обладает пространственным характером. По его оттенкам я могу установить, где он прозвучал: в комнате, подвале, зале или лесу. Этот пространственный характер звука также связывает в единство кадры, снятые в одном пространстве.

Звуковой фильм развил у нас способность точно различать тембры звука — или, во всяком случае, мог бы развить наш слух для этого. Слышать, так же как и видеть, мы учились. Ибо звуковой фильм, применявший звук как художественный, образный материал, так же как немое изображение использовало зрительное впечатление, очень скоро уступил место говорящему кино в чистом виде. Это было шагом назад, отступлением в область сфотографированного театра.

Предоставляемые звуковым кино возможности слышать пространство, не видя его, наблюдать интимнейшие сцены, снятые крупным планом, и одновременно слышать звуки, доносящиеся со всего огромного пространства, позволяют применять приемы контрапунктического воздействия, которыми кино пользуется редко и которые оно вообще едва ли когда-нибудь использовало в полной мере.

Вот лицо, обращенное к морю, — я вижу только его, совсем близко, море я слышу — и я ощущаю связь бесконечного пространства с внутренней отрешенностью, выраженной на лице.

Бела Балаш. Кино: становление и сущность нового искусства. М.: "Прогресс", 1968. стр. 62-77
http://shcootsn.livejournal.com/34839.html

Understanding Comics: The Invisible Art

Легко нашлась в интернете. На амазоне множество отзывов и большинство оценивают сей труд на 5.
Удивительным оказалось, что сама книга написана в форме комикса. Поглядел начало. Остроумные иллюстрации и само изложение. Для полноты картины цитата в духе НЛП: «But to define comics, we must first do aesthetic surgery and separate form from content

Re: Understanding Comics: The Invisible Art

Да, при этом у Scott Mccloud обнаружилось аж сколько книг:

Understanding Comics: The Invisible Art
Making Comics: Storytelling Secrets of Comics, Manga and Graphic Novels
Reinventing Comics: How Imagination and Technology Are Revolutionizing an Art Form
Zot!: The Complete Black and White Collection: 1987-1991
Zot! Book 2, Issues 11-15 & 17-18
Understanding Comics
Superman: Adventures of the Man of Steel
Zot! Special Edition: The Complete Black and White Collection: 1987-1991
Panel Two: More Comic Book Scripts By Top Writers
Tips from Top Cartoonists
Comics richtig lesen
All About P'Gell : The SPIRIT Casebook Volume II

здесь есть перевод Скотт Маклауд. Понимание комикса

http://understanding-comics.ru/

Спасибо за ценную ссылку.

Угм. Спасибо за ценную ссылку.

Сайт надежный, никуда не денется?

Re: Спасибо за ценную ссылку.

Не знаю. Есть еще торент на рутрекере, судя по комментариям взято с этого сайта.
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4126971

Re: Спасибо за ценную ссылку.

Понятно.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account