Previous Entry Share Next Entry
Путеводитель по ассортименту школ развития3: теперь банановый!
dragon
bowin wrote in metapractice
Решил уточнить и развить благое начинание wake_ полугодовой давности по классификации школ развития: http://community.livejournal.com/metapractice/85329.html

Путеводитель2 - Что такое "настоящая школа": http://community.livejournal.com/metapractice/99749.html

Я согласился с основными категориями, характеризующими школы: области применения, методы, провайдер обучения, проверка качества. Однако нужно наполнить эти категории содержанием, чтобы было понятно, как именно мы классифицируем. Например, одна из характеристик Методов - это Направления работы. Одним из Направлений работы может быть непосредственная работа с телом: пост, отработка двигательных навыков и пр. Направление работы отличается от Области применения - скажем, мы путем работы с телом можем получить улучшение когнтивных качеств, а путем работы с первым/вторым вниманием улучшить здоровье.

Сами школы тоже полезно разделить: есть, очевидно, деление между "традицией" и "современностью". Традиционные техники либо связаны с религиями, либо нерелигиозны. Современные техники за редким исключением (типа дианетики) секулярны, но имеют либо узкий, либо широкий спектр действия (традиционные техники все работают по широкому профилю).

Кроме того, я считаю, что есть смысл добавить еще одну категорию: отношение школы и ученика. Там будет несколько подкатегорий:

а. Мотивация (по темам Путеводителя2: "в хорошей школе мотивацию ученика перенаправляют на обучение именно навыкам, да еще в придачу учат метанавыкам") Тогда мотивация ученика: (1) решение проблемы; (2) получение навыка; (3) получение метанавыка.

б. Другая подкатегория - отношения с учеником: жесткая /мягкая иерархия, вытянутая / плоская иерархия. Например, в условном ашраме индийского бабы есть гуру и все остальные (жесткая, но плоская иерархия). В какой-нибудь дианетике: масса ступеней, довольно жестко задано. В НЛП или тайцзицюань - мягкая, но вытянутая иерархия (масса ступеней, но можно получать доступ к мастерам без впахивания по условным ступеням). В "исследовательских сообществах" (условная "метапрактика" - мягкая плоская иерархия.

Большая карта открывается кликом на картинку:



О пользе классификации: я не считаю, что картирование полезно только для "новичка", который пытается разобраться в многообразии техник, возможностей, практик и пр. По сути, недавно цитированное (metanymous'ом) утверждение об НЛП полностью применимо ко всем школам развития: поле практик развития похоже на джунгли с разбросанными тут и там крохотными полянками, накоторых кто-то пытается возделывать землю, защищать свою делянку исобирать урожай. Карты в таких джунглях полезны даже опытным путешественникам с навыками выживания в критических ситуациях :)

  • 1
Эээ, прости пожалуйста. А у нас уже был:

Путеводитель по ассортименту школ развития2
http://community.livejournal.com/metapractice/99749.html


Т.е. твой пост формально должен называться так:
Путеводитель по ассортименту школ развития3: теперь банановый!

И содержать ссылку на путеводитель2:
http://community.livejournal.com/metapractice/99749.html

1. исправил

2. это пошло на пользу, поскольку я перечитал тот пост и учел его в своей карте (см. также дополнительные комментарии в тексте поста)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account