Previous Entry Share Next Entry
Местоимения для позиций восприятия
metanymous wrote in metapractice
Ну вроде, это общее место и всем все известно. Ну, тогда каждый легко и точно расставит/выберет местоимения для каждой позиции восприятия:
(1) первая позиция - я - ты - мы - вы - он/она - оно -они - ?
(2) вторая позиция - я - ты - мы - вы - он/она - оно -они - ?
(3) третья позиция - я - ты - мы - вы - он/она - оно -они - ?
(4) четвертая позиция - я - ты - мы - вы - он/она - оно -они - ?

Ну, для справки можно заглянуть туда:
Позиция восприятия
http://www.nlpnews.ru/lib/dictionary/34/
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ НЛП
http://www.nlpnews.ru/lib/dict/02/


Пытаемся обсуждать:
http://www.clubnlp.ru/forum/viewtopic.php?p=20925#20925
http://community.livejournal.com/ru_nlp/351365.html

  • 1
Особенности восприятия личных
и возвратного местоимений детьми 4–5 лет
(экспериментальное исследование на материале русского языка)
http://www.sovmu.spbu.ru/main/sno/uzmf2/uzmf2_17.pdf

Местоимение – это древнейшая, универсальная – «во всех доступных изучению языках выступает уже как развитая лексическая группа» - уникальнейшая единица языка [3, с. 228]. Ее место и статус в системе современных частей речи определяют по-разному: 1) признают в качестве особой части речи (М.В. Ломоносов, Н.И. Греч, А.А. Шахматов, А.В. Дудников); 2) в качестве местоимений признаются лишь определенные их разряды (В.В. Виноградов); 3) не признают особой частью речи (К.С. Аксаков, И.И. Давыдов, А.А. Потебня, Е.В. Падучева); 4) в зависимости от морфологических или синтаксических признаков распределяют между именами существительными, прилагательными, числительными и наречиями (Ф.Ф. Фортунатов, Д.Н. Ушаков, Н.Н. Дурново, М.Н. Петерсон, А.М. Пешковский, современная академическая традиция); 5) рассматривают не как особую часть речи, а как лексико-семантический тип слов (А.А. Потебня), лексико-семантический тип слов (Е.В. Падучева), лексическую группу (И.И. Мещанинов); 6) считают местоимения «замкнутым классом особых «полностью грамматикализованных лексем», не выражающих никаких лексических значений (В.А. Плунгян) [5, с. 255]; 7) определяют в качестве синкретичной по своей природе части речи, объединяющей признаки собственно местоимения, а также признаки или имени существительного, или имени прилагательного, или имени числительного, или наречия, или безличных предикативов (слов категории состояния) (Е.С. Сидоренко, Л.Д. Чеснокова) [7, с. 8].
http://conf.stavsu.ru/conf.asp?ReportId=545

Созерцание картины дается с различных точек зрения. Изображение в первой строфе создает ощущение адресованности информации другим людям, словно лирическое «Я» примеряет на себя образ экскурсовода, Такая позиция задается в начале первой строфы личным местоимением «нам» и глаголом в форме прошедшего времени «изобразил», создавая тем самым отстраненность художника и зрителей во времени. Далее эта позиция имеет продолжение во второй строфе и раскрывается через личное местоимение «он» и глагол в прошедшем времени «понял». В третьей строфе точка зрения меняется. Лирическое «Я» становится уже обыкновенным зрителем, обращающимся к спутнику. Такая позиция отражена с помощью личного местоимения «ты», указывающего на лицо, к которому обращена речь.
http://yarus.aspu.ru/images/File/library/articles/impr.doc

БЛЕСК и НИЩЕТА 4х позиций восприятия в НЛП?", Знания не прошедшие через опыт?
http://nlpnews.ru/forum/index.php?showtopic=511

Действительно, вы сами можете обнаружить, что вам легче писать и "ловить идеи", используя определённую систему восприятия (например, то, что "Я ОЩУЩАЮ" - легче, чем то, что "ОНИ СКАЖУТ", а "ОНИ СКАЗАЛИ" - легче, чем "ОН ОЩУЩАЛ", и т.п.). Эти различия (субмодальные различия - см. др. лит-py по НЛП) много сообщают о способности писать, которую вы развили - и даже о типе вашей личности.
http://trainings.org.ru/writer/dilts1.htm


Три позиции, включенные в полную процедуру ВК-диссоциации

Правильнее было бы это назвать "позиции Я-диссоциации"

Понятие диссассоциации, которое пришло в НЛП вместе с гипнотерапевтическими опытами Милтона Эриксона, часто применяется для того, чтобы помочь людям более эффективно справляться с трудными или болезненными ситуациями. Бэндлер и Гриндер адаптировали применение Эриксоном диссассоциации, отбросив необходимость гипноза как части некоторых терапевтических техник. Техника ВК диссоциации в НЛП, например, является глубоким и действенным методом, помогающим людям справляться с фобиями, травмами и стрессом.
Некоторые из этих техник требуют множественных диссассоциаций. Например, человек может испытывать ""двойную"" или ""тройную"" диссоциацию (как это используется в технике ВК-диссоциации). ""Двойная"" диссассоциация вовлекает человека в наблюдение за своими действиями. Обычная метафора, используемая для облегчения ""двойной"" диссассоциации, - это сцена в кинотеатре, когда человек наблюдает за собой в определенном событии, будто он смотрит кино. При ""тройной"" диссассоциации точка понимания смещается так, что человек оказывается в позиции человека, управляющего проектором. В этом случае человек ""видит себя видящим себя"". (В то время как три точки наиболее часто используются в техниках НЛП, есть возможность создать диссассоциацию из четырех, пяти и более точек).


Тройная я-диссоциация. Двойная, квадро - четверная. Квинта - пятерная - пятиступенчатая.

В добавление к сдвигам в визуальной перспективе диссассоциированное состояние характеризуется разговором ""от третьего лица"", а именно: ""его"", ""ее"", ""тот человек"" и т. д. Диссассоциация также облегчается вербальными паттернами, пресуппозирующими расстояние как во времени, так и в пространстве, а именно: ""тот опыт"", ""в том месте"", ""когда я был младше"" и т. д.

Иногда диссассоциация рассматривается просто как ""отсоединение от своих собственных чувств""; но важно помнить при этом, что, когда человек диссассоциируется от опыта, он или она ""ассоциируется"" где-то еще. В действительности, самый простой способ диссассоциироваться от определенной точки зрения или позиции восприятия - это ассоциироваться в другую. Таким образом, фокус внимания в процессе диссассоциации может быть направлен на движение от негативных эмоций или по направлению к другой позиции восприятия или новой точке зрения. {Диссассоциация, кстати, должна быть отделена от диссоциации. Диссассоциация включает в себя перемещение к/или ""ассоциирование с"" другой точкой зрения. Диссоциация включает в себя отделение или разделение элементов опыта, не затрагивая обязательно изменение точки зрения}.

В середине 80-х гг. Джудит Делозье и Джон Гриндер установили свою формулировку ""первой"" (я), ""второй"" (другой) и ""третьей"" (наблюдатель) позиции. Понятие о позициях восприятия, данное Делозье и Гриндером, возникло из их переосмысления различных феноменов, описанных выше, - смещения референтного индекса, выключения референтного индекса, метапозиции и множественных диссассоциаций - в свете понятия Грегори Бейтсона о ""характерологических прилагательных"". Характерологические прилагательные - это слова, которые кодируют фундаментальные характеристики взаимоотношения. Важное качество характерологических прилагательных заключается в том, что, определяя одну часть взаимоотношения, они обязательно подразумевают другую часть этого взаимоотношения. Быть ""преследуемым"", например, подразумевает преступника. Быть ""обороняющимся"" подразумевает какую-либо агрессию.


В середине 80-х гг. Джудит Делозье и Джон Гриндер установили свою формулировку ""первой"" (я), ""второй"" (другой) и ""третьей"" (наблюдатель) позиции. ... в свете понятия Грегори Бейтсона о ""характерологических прилагательных"". Характерологические прилагательные - это слова, которые кодируют фундаментальные характеристики взаимоотношения. Важное качество характерологических прилагательных заключается в том, что, определяя одну часть взаимоотношения, они обязательно подразумевают другую часть этого взаимоотношения.

т.е.
первая позиция -- это тот, кто проводит некоторое действие.
вторая позиция -- это тот, на кого влияет действие первого
третья позиция -- наблюдающий за осуществляющим действие и также наблюдающим за тем по отношению к кому действие совершается.

примерно так

а что еще можно к этому прибавить?

каждая позиция может быть результатом такой "осциляции".

Бейтсон также утверждал, что наш опыт ""Я"" является функцией (а не вещью или ""номинализацией"") и имеет способность расширяться до других частей мира. Автогонщик, например, расширяет свое ощущение себя, чтобы включить автомобиль, который он или она ведет, и слепой человек расширяет свое ощущение себя, чтобы включить свою трость. Таким образом, мы можем расширить свое ощущение себя или ""Я"", чтобы включать объекты, людей или всю систему. Значит, мы можем идентифицировать себя со многими вещами вокруг нас.

Через понятие о позициях восприятия Делозье и Гриндер сделали попытку соединить понятие Бейтсона о ""Я"" как о ""функции"" и создать внутренне последовательное описание петли коммуникации между индивидуумами, находящимися во взаимодействии, путем определения каждой позиции в отношении другой. ""Позиция восприятия"" является, по существу, особой перспективой или точкой зрения, с которой человек воспринимает ситуацию или взаимоотношение. Новый Код НЛП определяет три основные позиции, которые может принять человек в восприятии конкретного опыта. Первая позиция включает в себя восприятие опыта своими собственными глазами, ассоциацию в точку зрения ""первого лица"". Вторая позиция включает в себя получение опыта, как если бы человек находился в ""мокасинах другого человека"". Третья позиция означает, что мы делаем шаг в сторону и воспринимаем взаимоотношения между нами и другими с позиции ""наблюдателя"". Понятие четвертой позиции было добавлено позднее как термин для описания всей системы или ""поля отношений"" (в смысле общего ""мы""), полученное из синтеза всех трех позиций.

Основание для различных позиций восприятия исходит из факта, что опыт отношений всегда включает в себя более чем одного индивидуума в петле коммуникации. Способность понимать петлю коммуникации, отливы и приливы событий, которые возникают внутри петли, является мощным инструментом, дающим возможность людям улучшать коммуникацию и достигать экологичных результатов. Даже когда участники петли коммуникации не согласны, их взаимоотношение улучшается и создается возможность будущего сотрудничества, когда они в состоянии смещать позиции восприятия во взаимоотношении по направлению к взаимодействию. Это смещение позиций восприятия упоминается как ""тройное описание"", поскольку здесь находятся, по меньшей мере, три различные позиции, возникающие внутри петли коммуникации в любое время: позиция я/меня (первая позиция), другого человека (вторая позиция) и свидетеля взаимодействия между этими двумя (третья позиция).</>

Таким образом, мы можем расширить свое ощущение себя или ""Я"", чтобы включать объекты, людей или всю систему.

но обязательное условие, мы можем на вновь вошедший объект оказывать влияние и вновь вошедший объект помогает нам достигать некоторых целей. (по условию http://community.livejournal.com/metapractice/248900.html?thread=6213700#t6213700 )

ну, или иметь иллюзию воздействия и/или достижения неких целей.

Один из наиболее полезных аспектов переформулировок, предложенных Делозье и Гриндером, состоял в том, что они обеспечили операционный процесс, при котором люди могут входить и проживать каждую позицию, которая может быть связана с особыми языковыми паттернами, физиологией и внутренними репрезентациями (тремя первичными операторами НЛП). Также как и другие определения НЛП, позиции восприятия характеризуются особыми физическими, когнитивными и лингвистическими паттернами. Эти паттерны суммированы в следующих описаниях:

Первая позиция - это вы, находящийся в своем собственном физическом пространстве, в своем собственном привычном положении тела. Когда вы полностью ассоциируетесь в первую позицию, вы будете использовать слова ""мне"", ""я"", ""сам"", обращаясь к своим собственным чувствам, восприятию и идеям. Находясь в первой позиции, вы проходите через опыт в коммуникации со своей собственной перспективы: видя, слыша, чувствуя, пробуя на вкус и нюхая все, что происходит вокруг вас и внутри вас в этом опыте с ассоциированной точки зрения. Если вы действительно находитесь в первой позиции, вы не увидите себя, но будете собой, воспринимая мир своими глазами, ушами и т. д. Вы будете полностью ассоциированы в своем собственном теле и карте мира.

Вторая позиция способна принять точку зрения другого человека внутри взаимодействия. (Если здесь более одного человека во взаимодействии, то могут быть множественные ""вторые позиции""). Это временная, собирающая информацию позиция, в которой вы смещаетесь на позицию восприятия другого человека, принимая его или ее физическую позу и представление о мире, как если бы вы были этим человеком. Вы видите, слышите, чувствуете, пробуете на вкус и нюхаете все, что собой представляет петля коммуникации с точки зрения другого человека; т. е. ""пройдите милю в его или ее мокасинах"", ""посидите на другой стороне стола"" и т. д. Во второй позиции вы будете воспринимать мир через глаза, мысли, чувства, убеждения другого человека. Находясь в этой позиции, вы будете диссоциированы от себя и ассоциированы в другого человека. Вы будете обращаться к своей первой позиции себя как ""вы"" (в отличие от ""я""), используя формы второго лица. Временное принятие позиции другого человека - это великолепный способ оценить, насколько вы эффективны на своей стороне петли коммуникации. (После того, как вы вошли в позицию другого человека, важно убедиться, что вы возвращаетесь к себе полностью и с информацией, которая поможет вам в коммуникации).


Третья позиция, или позиция ""наблюдателя"", помещает вас временно за пределы петли коммуникации, для того чтобы собрать информацию, как будто вы являетесь свидетелем, а не участником взаимодействия. Ваша поза будет симметричной и расслабленной. Находясь в этой позиции, вы будете видеть, слышать, чувствовать, пробовать на вкус и нюхать все, что собой представляет петля коммуникации с позиции заинтересованного, но нейтрального наблюдателя. Вы будете использовать формы третьего лица, такие как ""она"" или ""он"", обращаясь к людям, за которыми вы наблюдаете (включая того, который выглядит, говорит и действует, как вы). Вы будете диссассоциированы от взаимодействия и находиться в некоей ""мета"" позиции. Эта позиция дает вам ценную информацию о балансе поведений в петле. Информация, собранная с этой перспективы, может быть взята вами обратно в свою первую позицию и использована вместе с информацией, собранной во второй позиции, чтобы помочь улучшить качество вашего состояния, взаимодействия и отношения внутри петли коммуникации.

Роберт Дилтс и Тодд Эпштейн (1990, 1991, 1995 & 1996 гг.) предполагают, что здесь имеются тонкие, но важные различия между третьей позицией, метапозицией и позицией наблюдателя. Они отмечают, что ""чистая"" Третья Позиция обычно является точкой зрения за пределами петли коммуникации, включающая знание убеждений и утверждений, собранных предварительно ассоциированно в 1-й и 2-й позициях. Метапозиция - это точка зрения за пределами петли коммуникации со знанием убеждений и утверждений только собственной первой позиции. Позиция Наблюдателя - это точка зрения за пределами петли коммуникации, в которой наблюдатель сознательно подавляет какие бы то ни было убеждения и утверждения о 1-й или 2-й позициях. (Третья позиция, конечно, должна быть также отделена от ""диссоциированной"" бесчувственной точки зрения).
http://www.nlpnews.ru/lib/dictionary/34/


Виртуальный персонаж прошёл тест на ошибочное убеждение
12 марта 2008 года, 22:14
Текст: Михаил Карпов
Виртуальный ребёнок, контролируемый искусственным интеллектом, смог пройти тест на ошибочное убеждение, сообщает New Scientist. Это может привести к появлению более "разумных" персонажей в играх, которые смогут предугадывать, что в данный момент замыслил сделать человек.

В жизни подобные тесты используются психологами для диагностики таких заболеваний, как аутизм. Испытуемому показывают сцену, в которой ребёнок кладёт определённый объект в ящик стола. Потом он уходит, приходит его мать и прячет объект где-нибудь ещё. Маленькие дети, до 4-5 лет, а также аутисты, не способны видеть мир глазами других, и потому на вопрос, где ребёнок, принимающий участие в сцене, будет искать вещь, отвечают, что там, где его оставила мать.

Созданный американскими специалистами из Политехнического института им. Ренселлера (Троя, штат Нью Йорк) компьютерный персонаж по имени Эдди смог пройти этот тест. По словам создателей, он "понимает", что может подумать другой человек, использую рудиментарную "теорию мышления".

Программное обеспечение Эдди включает в себя постоянно обновляющуюся базу данных о фактах. Например, в неё записывается местоположение объекта. Причинно-следственный движок же использует эту базу данных для оценки ситуаций. Эдди может пройти тест благодаря добавлению в его ПО куска кода, содержащего утверждение о том, что "если кто-то чего-то видит, значит он знает об этом, или не знает, если не видит".

Некоторые специалисты, правда, не особо впечатлены достижениями Эдди. Они считают, что ничего особенного в них нет, намного интереснее было, если бы виртуальный персонаж сам осознал вышеприведённое утверждение. Создатели Эдди, однако, считают, что персонажи в компьютерных играх, обученные такому утверждению, помогут разнообразить игровой процесс. Здесь можно посмотреть видео того, как Эдди проходит тест в мире Second Life.

http://science.compulenta.ru/350929/

http://www.vestniknlp.ru/index.php?sid=250&did=892

Некоторые определяют идентичность как «часть личности, которая является неизменной». Другие утверждают, что структура «я» неустойчива. В серии трех статей мы исследуем несколько явлений изменчивости «я». В этой первой статье мы рассмотрим идентификацию, в следующей в центре внимания будут власть и подчинение, в то время как последняя посвящена роли педагогов в развитии личности.

Процессы идентификации, через которые может проходить личность, никак не являются диагностическим средством ее способности к изменчивости.

Идентификация. Несмотря на множество значений, которые даются этому слову, «идентификация» используется с весьма похожей коннотацией во всех популярных направлениях психологии. Этот удивительно высокий уровень согласия относительно того, что означает идентификация, наводит на мысль, что данное слово обозначает устойчивый процесс. Но каким бы прочным ни было понятие, явление само по себе едва заметно. Оно принадлежит нашему бессознательному социальному познанию, части нашего умственного аппарата, который кажется столь же влиятельным, как и иллюзорным.

(1) Высокий «уровень согласия» в отношении «идентификации», как психологического явления, указывает не на достоверность/проработанность научного представления об «идентификации». Это указывает на высокий консерватизм научных школ.
(2) Явление, феномен «идентификации» никак не является «едва заметным феноменом». Когда, примерно, трехлетний малыш начинает на ровном месте устраивать истерики и категорически отказывается подчиняться авторитету родителей, то так вопиет о себе процесс идентификации. Так шумно происходит начало процесса идентификации народившегося "Я".
(3) Феномен идентификации протекает НА ВСЕХ уровнях (и ни при каких условиях он не является иллюзорным феноменом):
--бессознательно
--подсознательно
--предсознательно
--сознательно
--сверх сознательно

Социальное познание имеет большое влияние, потому что размышления о «людях» — главная человеческая деятельность, которая управляет большей частью поведения. Но социальное познание иллюзорно потому, что какими бы занятыми социальными животными мы ни были, только незначительная часть глубинных мыслей выходит на поверхность осознания.

(1) Только незначительная часть глубинных процессов, связанных с порождением содержания является именно «мыслями».
(2) ВСЕ глубинное содержание находит выход и свое применение В ПОВЕДЕНИИ. И как поведение - ВСЕ глубинное содержание осознается.

Недавние разработки в когнитивной лингвистике открывают окно в бессознательное человека в целом и в бессознательное социальное мышление в частности. С помощью этих идей и некоторых навыков моделирования в НЛП мы можем просветить, как рентгеновскими лучами, процесс идентификации.

Это хорошая идея моделировать процессы идентификации с помощью когнитивной лингвистики.

"Я" и "Ты" в сознании учащегося
http://ou.tsu.ru/school/litkult/21.html

Анатолий, ссылка:http://www.clubnlp.ru/forum/viewtopic.php?p=20925#20925 умерла даже не знаю когда.
Или посты нагло подтерли.
Помню, что там было обсуждение этой темы, и помню, что были наметки/выводы ближе к самому концу треда.
Есть ли информация по тому обсуждению или выжимка из него?

Там было не только обсуждение - там был интереснейший вывод в самом конце активной фазы препирательств. Ибо нормального обсуждения там так и не было.

Re: Вот эта ссылка

Да, мне нужен был вывод и подъезд к нему. Спасибо огромное.

Re: Вот эта ссылка

Да там подъезд к выводу получился очень эээ мутный. И вывод получился почти случайно.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account