Previous Entry Share Next Entry
Встречи моделирования3
metabowin wrote in metapractice
Продолжение темы
Встречи моделирования: http://community.livejournal.com/metapractice/71068.html
Встречи моделирования2: http://community.livejournal.com/metapractice/81115.html

  • 1

перечень и порядок тем

9 тем, предложенных metanymous'ом: http://community.livejournal.com/metapractice/81115.html?thread=1016027#t1016027
+ тема "якоря": http://community.livejournal.com/metapractice/81115.html?thread=1522395#t1522395

bowin: Вопрос - оптимальна ли такая структура? К примеру, стоит ли отправлять такие достаточно базовые темы как "якоря" в самый конец последовательности? Если группировать навыки по условным типам:
А. "алфавит" НЛП/метапрактик - навыков: репсистемы, субмодальности, оперантное формирование, якоря, пресуппозиции, конгруэнтность
Б. экселенс в невербальной коммуникации: отзеркаливание, раппорт, MLC
В. экселенс в вербальной коммуникации: метамодель, буквализм, декодер, милтон-модель, логика бессознательного, простой вербальный рефрейминг
Г. комплексные техники: рефрейминги, ценностные иерархии, сущностная трансформация

agens: Подозреваю что логика плана встреч весьма неслучайна. По крайней мере метамодель - "основа всего что мы делаем" - должна быть в начале.

bowin: Из этих соображений можно пойти в последовательности
метамодель -> вербальный экселенц -> невербальный экселенс -> базовые техники -> комплексные техники

Однако я бы хотел попросить metanymous'а - поскольку он предложил определенную последовательность, - прокомментировать, какой логике следует предложенный изначально план, насколько жестко задана структура встреч, и т.п.

ПЗ -1 Воспроизведение личной структуры БиГов

bowin: Вопрос - оптимальна ли такая структура? К примеру, стоит ли отправлять такие достаточно базовые темы как "якоря" в самый конец последовательности? Если группировать навыки по условным типам:
А. "алфавит" НЛП/метапрактик - навыков: репсистемы, субмодальности, оперантное формирование, якоря, пресуппозиции, конгруэнтность
Б. экселенс в невербальной коммуникации: отзеркаливание, раппорт, MLC
В. экселенс в вербальной коммуникации: метамодель, буквализм, декодер, милтон-модель, логика бессознательного, простой вербальный рефрейминг
Г. комплексные техники: рефрейминги, ценностные иерархии, сущностная трансформация


Надо иметь ввиду по меньшей мере три совершенно разные и даже взаимоисключающие каждая другую системы подхода к составлению последовательности занятий.

(1) Система, воспроизводящая последовательность личного развития отцеположников НЛП. Эта последовательность отражает череду, в которой создатели НЛП открывали свои модели. С каждой очередной они углубленно тренировались и она формировала соответствующую метанойю (ну а, м., напоминаем, функционируют уже достаточно самостоятельно). Так в последовательности метанойя к метанойе и формировался уникальный "наполеон" внутренней структуры отцеположников. По крайней мере, до примерно 80 года. Да, еще и каждый из отцеположников пришел в проект НЛП со своей исходной метанойей, которая оказалась критически необходимой для развития проекта. Такие стартовые метанойи в своей книге "Шепот на ветру" Джон Гриндер назвал :"предварительнйо кодификацией"

а) для Ричарда В.Б. это была метанойя кодового отзеркаливания [не путать с обыкновенным аналоговым отзеркаливанием, о котором так много и малоплодотворно говорилось писалось в последствии в НЛП. Что касается кодового отзеркаливания, то оно нигде в последствии не обсуждалось, не анализировалось и не описывалось. Вопреки такому отношению, создатель MetaPractice - metanymous - в течении длительного времени - многих лет - воспроизводил, изучал, применял кодовое отзеркаливание. Применял в том числе к некоторым материалам, с которыми работали отцеположники НЛП (транскрипты Эриксона). В результате была полностью подтверждена гипотеза о принципиальной важности для моделирования именно кодового отзеркаливания. Кодовым отзеркаливанием было получено множество моделей и среди них так называемые "языкоиды" или "вторичные языки". Первые публикации по языкоидам датируются 98-99 годами. Несколько моделей языкоидов были представлены Джону Гриндеру в личной переписке летом 2006 года и получили от него оценку в превосходной степени.]

б) для Джона Гриндера такой личной предварительной кодификацией была способность визуализировать глубинные лингвистические структура (порождающей грамматики Хомского) прямо непосредственно по ходу его общения. Назовем ее "параллельная визуализация языковых/речевых структур" - в смысле - параллельная текущей коммуникации - ПВРС.

в) первой совместной моделью БиГов была метанойя... была всем известная метамодель.

Таким образом, система составления последовательности занятий дает нам первый вариант последовательности занятий ПЗ-1:

(1)/(2) кодовое отзеркаливание + ПВРС ( "параллельная визуализация языковых/речевых структур" ) => (3) метамодель.

техники и упражнения

для каждого из предполагаемых к отработке навыков мы хотели бы составить "задачник":

А. "алафвит" навыков
Здесь можно использовать книги типа "50 упражнений в НЛП" + упражнения из книг "классиков" (типа "Используй свой мозг")

Б. невербальная коммуникация:
Здесь мы обсуждали упражнение для MLC - просмотр кинофильмов и идентификация в них языкоидов / ЛПЭ
(agens: Для анализа и тренировки "чтения". Для тренировки тебеэкспрессии нужно 1)начала научиться размечать произвольный текст (на бумаге) языкоидами, 2) читать текст с листа вместе с языкоидами.)

В. вербальная коммуникация:
- метамодель - составить неправильные или правильные предложения, просмотр диалогов в фильмах и идентификация важных фраз
- буквализм - решение загадок из сообщества, придумывание собственных загадок
- простой вербальный рефрейминг - канарейка
- декодер: простое исполнение техники
(agens: Не проще ли это тренировать заочно - в письменном виде?)

Г. комплексные техники:
Здесь каждая из подтем тренируется самим исполнением техники

не проще ли заочно?

agens: Для анализа и тренировки "чтения". Для тренировки тебеэкспрессии нужно 1)начала научиться размечать произвольный текст (на бумаге) языкоидами, 2) читать текст с листа вместе с языкоидами.
agens: Не проще ли декодер тренировать заочно - в письменном виде?


если используется формат семинара, то возвращаться к метапрактиковым упражнениям, возникшим из невозможности вести такой семинар, не вижу смысла. Это касается напр. ремарки про декодер - я не думаю, что его проще и лучше тренировать письменно. То же самое по поводу размечания письменного текста языкоидами и чтения с языкоидами - это полезный навык, но интересно сделать именно тренировку в устной речи.

Мне кажется, все упражнения нужно делать на месте и устно. Если где-то существующие упражнения не ложатся в формат, надо просто придумать новые. Тренировки в ЖЖ или с самим собой вести можно всегда, а здесь именно формат рабочей группы и коллективных тренировок.

что предполагается делать

по поводу того, что планируется делать (еще раз повторю предварительные договоренности, как я их понимаю):

- мы организуем регулярные (желательно - каждую неделю в одно и то же время) 2-3 часовые семинары

- основная группа - московские люди от метапрактики, к которой мы добираем состав участников (нам нужно для работоспособности около 6-8 человек основного состава)

- цель - наработать мета(Тебе-Себе)навыки для решения прикладных проблем
пока мы работаем по нарабатыванию метанавыков для себя, в перспективе хотелось бы, чтобы этот семинар стал лабораторией для отработки новых техник / практик / моделей (возможные потенциальные выходы - "решение проблем, близких каждому человеку")

процедурный вопрос

структура занятий (пока мы в основном тренируемся, а не экспериментируем):
- краткое (20 мин.) введение в метанавык, которым предполагается заниматься (заметим, что на семинарах будут люди с разным уровнем подготовки - в т.ч. многие, вообще не имеющие отношения к НЛП и проч.)
- отработка навыка через упражнения (40 мин.)
- 2 цикла введений-упражнений за семинар
- обсуждения ПО ИТОГАМ - что получалось, что непонятно, что можно было бы сделать по-другому (20-30 мин.)

Краткий отчет о встречах 1-2 и соображения

Встреча №1 (в среду 27.2) - было 3 человека (я, Агенс, моя жена Оюна).
Большую часть встречи (примерно полтора часа) мы с Агенсом на два голоса рассказывали Оюне вводную презентацию Школы НЛП_FTF_fTF - попеременно уточняя кое-что для себя.
Это было полезное упражнение, хотя лично мне презентация показалась (для наших специфических целей) несколько растянутой и излишне академичной.

Потом около часа обсуждали метамодель. Поскольку с собой не было "Структуры магии", мы взяли структуру метамодели из википедии.
У Агенса были какие-то дополнительные материалы из интернета, но на поверку они оказались совершенной нелепицей (в частности, пример номинализации там был такой: "Философия Ивана. Непонятно - то ли Иван философствует, то ли философия иванствует").

В качестве упражнения, демонстрирующего понимание, нужно было привести пример действия того или иного мнэ оператора (напр. генерализации) из метамодели, объяснить его суть и задать возможный вопрос. Остальные участники либо соглашаются, либо возражают, что пример составлен неверно.
Мы успели пройти так искажения и генерализации, а с удалениями не разбирались.

Следующая среда (5.3) была пропущена по личным обстоятельствам Агенса.

В эту среду (12.3) провели встречу №2. Было 5 человек - трое с предыдущей встречи, + Ретиф, + Константин (lj nevestochkin). Делали вводную панораму для Константина, уже без презентации, изредка выдергивая из нее слайды - это заняло примерно 40 минут.

Потом занялись метамоделью. В этот раз Агенс обработал "Структуру магии", расположил метамодельные "операторы" в "порядке Бэндлера". Мы двинулись по тексту...

(параллельно было выяснено, что в терминологии "Структуры магии" некоторых - в частности, Константина и меня - не устраивает излишняя ее терапевтическая ориентированность. Была сделана попытка ввести терминологию опенметы - Алиса/Боб/Чарли - но это тоже показалось не очень комфортным напр. для Оюны, которая не имела с ней дела. Взяли пока в качестве рабочих терминов "активно коммуницирующий" (тот, кто понимает метамодель) и "визави" либо "пассивно коммуницирующий" - кажется, тоже не очень удачно, надо думать дальше. Ретиф предложил завести для терминологии группы Вики)

... используя процедуру, аналогичную той, что была на первом занятии. Агенс читал описания из "структуры магии" (несколько запутанные терминологией, на мой взгляд), приводил оттуда же примеры, если кому-то было непонятно, у нас происходило обсуждение, потом каждый приводил пример. Мы делали это в установленной последовательности (по кругу), но часто и вразброс, что, на мой взгляд, несколько мешало процедуре (кто-то мог пропустить предоставление примера, т.е. не продемонстрировать понимание - понятно, впрочем, что это происходило по разным причинам, напр. Агенс пропускал свою очередь, т.к., думаю, стремился соблюсти регламент)

По итогам:
- мы прошли метамодель в "последовательности Бэндлера" (17 пунктов)
- мы договорились, что желающие (в числе желающих были я и Ретиф) составят что-то вроде mindmap для метамодели, чтобы более эффективно уложить ее в голове
- мы договорились, что каждый участник подготовит по два примера на каждый из 17 пунктов и принесет их на следующее занятие, после чего мы выложим эти примеры на стол и коллективно разберем их

Мои соображения:

1. нам нужна своя презентация для того, чтобы показывать ее новым участникам группы. Эта презентация будет достаточно короткой (10-15 мин.), менее академичной, будет определять цели данной группы, ее предысторию (в т.ч. в сообществах openmeta/metapractice), предполагаемое содержание занятий, предполагаемую процедуру занятий. Я сделаю эту презентацию, Агенс дополнит

2. всем, кто уже участвует в процессе, необходимо минимально согласовать предполагаемый в обозримом будущем путь занятий и личные цели.

3. нам с Агенсом нужно на 3-4 занятия вперед подготовить домашние заготовки - которые могут использоваться, могут и не использоваться, но должны быть. А именно:
- вводный материал
- упражнения, которые мы выполняем для того, чтобы освоить технику / практику
- возможные домашние задания

Re: Краткий отчет о встречах 1-2 и соображения

- мы прошли метамодель в "последовательности Бэндлера" (17 пунктов)
Эта последовательность мне показалась несколько неудобной с точки зрения запоминания и работы с ней.
Возможно, Бэндлер расположил "операторы" в порядке убывания их важности (соображение Ретифа: "на первые из этих кнопок наступишь, будет больше всего визга") но они сами нуждаются в кодирующих их мнемонических правилах.
Лично мне показалось, что с точки зрения запоминания лучше было бы пройтись по "Структуре магии" как она есть, запомнить, а потом перевернуть ее в "последовательность Бэндлера", если в этом есть необходимость

Встреча 17.04.08

ЛП-Экспрессия

Было краткое введение с презентацией про идею ЛП-экспрессии, и просмотр видеодиска "ЛПСЭ1".
Посмотрели половину эпизодов, обсудили понимание категорий ЛП-экспрессии.

ЛПЭ - сомнения

два основных сомнения относительно "правдивости" примеров с диска ЛПСЭ1:

а. актеры играют, поэтому их экспрессия не является 100% естественной - лучше было бы смотреть на экспрессию в документальных съемках, телепередачах и пр.

б. интерпретации ЛПСЭ, предлагаемые на диске, не являются во всех случаях очевидными (т.е. в ряде случаев тем же самым движениям можно предложить другие интерпретации)

Встреча 10.04.08

Метамодель
Посмотрели презентацию по метамодели, подготовленную bowin'ом
Презентация структурировала темы, рассмотренные на 1-2 встречах (http://community.livejournal.com/metapractice/114706.html?thread=1673490#t1673490)
Упражнений по этой презентации не делали, исходя из того, что занимались ими на предыдущих занятиях

----

Пресуппозиции
Посмотрели презентацию по пресуппозиции, подготовленную bowin'ом
- общее понятие пресуппозиций
- короткие пресуппозиции (36 из метамодели)
- средние пресуппозиции (из Милтон-модели)

Презентация оказалась сыровата, понимание темы не было достигнуто
Одной из проблем оказалось смешение (в рамках одного занятия) тем метамодели и пресуппозиций, в результате некоторые участники восприняли пресуппозиции ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО как один из видов лингвистической "свертки" из метамодели
Кроме того, не очень хорошо были продуманы упражнения - идеей bowin'а было, что пресуппозиции стоит тренировать так же, как и метамодель, формулировкой предложений. Это, во-первых, оказалось скучно, во-вторых, не демонстрировало никаких возможностей пресуппозиций (т.е. казалось тривиальным)
По всей видимости, презентацию надо переработать, а к теме вернуться через несколько занятий

Встреча 10.04.08 - работа над ошибками

1. возможно, не стоит разбирать в одно занятие две темы, которые не являются разновидностями одного и того же

2. надо делать больше акцентов на упражнения - это не означает "меньше теории", но значит, что теория должна быть достаточно компактно подана и минимально достаточна, чтобы понять тему - после чего нужно переходить к непосредственным тренировкам соответствующего навыка

3. в отношении пресуппозиций - стоит переделать И изложение, И упражнения таким образом, чтобы подчеркнуть роль пресуппозиций в переструктурировании субъективного опыта и осуществлении гипнотических индукций

Ух ты.
Хотел бы присоединиться к группе.

с легкостью необыкновенной
встречи проходят каждую среду с 20.00 до 22.30 в р-не м.Охотный ряд, Газетный пер. 5/3

встреча 24.04.08

Закончили смотреть диск ЛПЭкспрессии.

Заметили некоторые тонкости экспрессии актеров. Было несколько споров относительно толькования отдельных ЛЭэкспрессий в эпизодах, относительно различения себеЭкспрессии и эээ пространственного якоря, какой бывает если речь обращена конкретному собеседнику, находяшемуся не по центральной линии говорящего.
Надо бы найти в метапрактике приблизительный список категорий ЛПЭкспрессии.

Тренировали делание ТебеЭкспрессии на примере детских стишковв и пары журнальных статей-передовиц.
Каждыйй прочитал несколько абзацев текста, размечая его налево/направо. На спорных местах останавливались, поясняли, исправляли.

Re: встреча 24.04.08

Закончили смотреть диск ЛПЭкспрессии. Заметили некоторые тонкости экспрессии актеров. Было несколько споров относительно толкования отдельных ЛЭэкспрессий в эпизодах,
В некоторых местах неоднозначно, но не противоречива.

относительно различения себеЭкспрессии и эээ пространственного якоря, какой бывает если речь обращена конкретному собеседнику, находяшемуся не по центральной линии говорящего.

Начиная примерно с сорока пяти градусов, переключается на себе(тебе) экспрессию.

Надо бы найти в метапрактике приблизительный список категорий ЛПЭкспрессии.
Его надо делать.

Тренировали делание ТебеЭкспрессии на примере детских стишков

У меня на Воскресной школе - в лесу родилась елочка :)

и пары журнальных статей-передовиц.

Хм, требуется поиск выдающихся образцов.

Каждый прочитал несколько абзацев текста, размечая его налево/направо. На спорных местах останавливались, поясняли, исправляли.

Молодцы.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account