Previous Entry Share Next Entry
Поэтапное формирование умственных действий
dragon
bowin wrote in metapractice
Концепция поэтапного формирования умственных действий: http://slovari.yandex.ru/dict/psychlex3/article/PS3/ps3-0037.htm

Последовательность обучения на основе теории поэтапного формирования умственных действий (ТПФУД) слагается из этапов:
1. Предварительное знакомство с действием, создание ООД. Происходит предварительное ознакомление с действием, т.е. построение в сознании обучаемого ориентировочной основы действия. ООД — текстуально или графически оформленная модель изучаемого действия, включающая мотивацию, представление о действии, систему условий правильного его выполнения.
2. Материальное (материализованное) действие. Обучаемые выполняют материальное (материализованное) действие в соответствии с учебным заданием во внешней материальной, развернутой форме. Они работают с информацией в виде различных материальных объектов: реальных предметов или их моделей, схем, макетов, чертежей и т.д., сверяя свои действия с ООД (инструкцией).
3. Этап внешней речи. После выполнения нескольких однотипных действий необходимость обращаться к инструкции отпадает, и функцию ориентировочной основы выполняет громкая внешняя речь (образы). Обучаемые проговаривают вслух то действие, ту операцию, которую в данный момент осваивают. В их сознании происходит обобщение, сокращение учебной информации, а выполняемое действие начинает автоматизироваться.
4. Этап внутренней речи. Обучаемые проговаривают выполняемое действие, операцию про себя, при этом проговариваемый текст необязательно должен быть полным, обучаемые могут проговаривать только наиболее сложные, значимые элементы действия, что способствует его дальнейшему мысленному свертыванию и обобщению.
5. Этап автоматизированного действия. Обучаемые автоматически выполняют отрабатываемое действие, даже мысленно не контролируя себя, правильно ли оно выполняется. Это свидетельствует о том, что действие интериоризировалось, перешло во внутренний план, и необходимость во внешней опоре отпала.

http://www.ug.ru/issue/?action=topic&toid=11904

В частности:

Интегрированная технология обучения математике в начальной школе (Л.Г.Петерсен). Система Д.Б.Эльконина — В.В.Давыдова на методическом уровне представляет собой не что иное, как ТПФУД. Вот ее алгоритм — последовательность деятельностных шагов:
1. Организационный момент.
Этот этап процесса обучения предполагает, с одной стороны, осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в деятельность. С другой — на этом этапе должно произойти положительное самоопределение к некоторой норме деятельности.
2. Самостоятельная деятельность по известной норме.
3. Реконструкция деятельности по известной норме N.
Учитель, организуя этот этап деятельности, должен предусмотреть коммуникативное взаимодействие, результатом которого станет фиксирование в языке условий применимости известной нормы (или нескольких норм).
4. Критика известной нормы N.
5. Построение новой нормы деятельности N1. На этом этапе в коммуникативной форме строится проект деятельности в новой ситуации.
6. Использование нормы N1 для решения задания, вызвавшего затруднение.
На этом этапе учебной деятельности обучаемый конкретизирует сформировавшийся образ N1 в деятельности по преодолению возникшего затруднения, проговаривая каждый выполненный шаг во внешней речи.
7. Фиксирование нормы N1 в языке.
8. Использование нормы N1 в типовых условиях.
На этом этапе обучаемый самостоятельно выполняет типовые задания, требующие использования нормы N1, и самостоятельно проверяет правильность решения.
9. Этап включения нормы N1 в систему понятий.
10. Этап тренировочных действий по ранее изученным нормам (повторение).
11. Этап рефлексивного анализа деятельности на уроке.
12. Этап фиксирования достижения цели.


Вопрос, который представляет интерес: насколько процесс обучения в поэтапном формировании умственных действий оптимален?
И еще - насколько он универсален? (Иными словами, в какой мере обучение всегда проходит через аналогичные этапы, даже если учебный процесс и не построен подобным образом?)
(То есть, можно ли с метапрактиковских позиций провести критический разбор ТПФУД?)

  • 1
Последовательность обучения на основе теории поэтапного формирования умственных действий (ТПФУД) слагается из этапов:
1. Предварительное знакомство с действием, создание ООД. Происходит предварительное ознакомление с действием, т.е. построение в сознании обучаемого ориентировочной основы действия. ООД — текстуально или графически оформленная модель изучаемого действия, включающая мотивацию, представление о действии, систему условий правильного его выполнения.


(1) Теория поэтапного формирования умственных действий по праву может быть названа «теорией поэтапного формирования суждений». Т.е. с точки зрения моделирования метапрактика разнообразие умственных действий несравненно более обширное, нежели это предполагает теория умственных действий.
(2) ОДД в большей мере имеет приложение к уже известному и хорошо формализованному знанию.
(3) В теорию ПФУД заложен особенный парадокс. Так, формирование умственных действий предполагается именно ПОЭТАПНОЕ – алгоритмическое. Но может ли процесс (именно) алгоритмического ВЫРАБАТЫВАНИЯ умственных действий вырабатывать действия совершенно НЕАЛГОРИТМИЧЕСКИЕ? В теории ПФУД ответа на этот парадокс нет.

К слову, вышеуказанный парадокс известен и в НЛП. Явные решения для него в НЛП не предложили. На вот в эриксонианстве данный парадокс решался как дважды два.


На вот в эриксонианстве данный парадокс решался как дважды два.

Каким образом? =)

Обучение высшего порядка; Дрессировка; Вариатор; Генерализатор
http://community.livejournal.com/openmeta/67214.html

ТПФУД в теминах КГД/реп. систем

2. Материальное (материализованное) действие. Обучаемые выполняют материальное (материализованное) действие в соответствии с учебным заданием во внешней материальной, развернутой форме. Они работают с информацией в виде различных материальных объектов: реальных предметов или их моделей, схем, макетов, чертежей и т.д., сверяя свои действия с ООД (инструкцией).

Т.е. в представлениях стратегий КГД/репсистем первые шаги обучения по теории ПФУД соответствуют стратегии: Кex -> Vc/ex -> Vc/in

3. Этап внешней речи. После выполнения нескольких однотипных действий необходимость обращаться к инструкции отпадает, и функцию ориентировочной основы выполняет громкая внешняя речь (образы). Обучаемые проговаривают вслух то действие, ту операцию, которую в данный момент осваивают. В их сознании происходит обобщение, сокращение учебной информации, а выполняемое действие начинает автоматизироваться.

Добавляется шаг: Кex -> Vc/ex -> Vc/in -> Ad/ex

4. Этап внутренней речи. Обучаемые проговаривают выполняемое действие, операцию про себя, при этом проговариваемый текст необязательно должен быть полным, обучаемые могут проговаривать только наиболее сложные, значимые элементы действия, что способствует его дальнейшему мысленному свертыванию и обобщению.

Добавляется: Кex -> Vc/ex -> Vc/in -> Ad/ex -> Ad/in

5. Этап автоматизированного действия. Обучаемые автоматически выполняют отрабатываемое действие, даже мысленно не контролируя себя, правильно ли оно выполняется. Это свидетельствует о том, что действие интериоризировалось, перешло во внутренний план, и необходимость во внешней опоре отпала.
http://www.ug.ru/issue/?action=topic&toid=11904


Интериоризация: Кex -> Vc/ex -> Vc/in -> Ad/ex -> Ad/in = Кex -> Vc/in -> Ad/in

ТПФУД термины/понятия

В частности: Интегрированная технология обучения математике в начальной школе (Л.Г.Петерсен). Система Д.Б.Эльконина — В.В.Давыдова на методическом уровне представляет собой не что иное, как ТПФУД. Вот ее алгоритм — последовательность деятельностных шагов: 1. Организационный момент. Этот этап процесса обучения предполагает, с одной стороны, осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в деятельность. С другой — на этом этапе должно произойти положительное самоопределение к некоторой норме деятельности.

Ох, такие у меня сомнения в целесообразности этого ряда понятий и терминов: жизнедеятельность – деятельность – норма деятельности (НД) – положительное самоопределение (ПС) – ПС к НД

2. Самостоятельная деятельность по известной норме.

Если деятельность совершается по известной норме, - да еще и деятельность совершается «осознанная» – она такая никак не может быть именно что «самостоятельной».

3. Реконструкция деятельности по известной норме N.
Учитель, организуя этот этап деятельности, должен предусмотреть коммуникативное взаимодействие, результатом которого станет фиксирование в языке условий применимости известной нормы (или нескольких норм).


коммуникативное взаимодействие – условия применимости – известная норма – фиксация в языке

4. Критика известной нормы N.

коммуникативное взаимодействие – условия применимости – известная норма – фиксация в языке – критика – критика известной нормы

Критика vs Варьирование

5. Построение новой нормы деятельности N1. На этом этапе в коммуникативной форме строится проект деятельности в новой ситуации.

Мне непонятно, почему построению новой нормы должна предшествовать обязательная критика. В критике и спорах истина не рождается – она в них гробится. Наиболее интересные творческие нормы возникают в процессе прямой трансформации ментальных познавательных процессов – типа эриксонианского озарения – необходимым условием для последнего является только лишь ВАРЬИРОВАНИЕ исходной деятельности/активности – или известной нормы.

6. Использование нормы N1 для решения задания, вызвавшего затруднение.

Ну, этот шаг он как в нл-программировании. В нем все начинается с активации проблемы/антиресурсов.

Истинные ресурсы

На этом этапе учебной деятельности обучаемый конкретизирует сформировавшийся образ N1 в деятельности по преодолению возникшего затруднения, проговаривая каждый выполненный шаг во внешней речи.

(1) Конкретизация затруднения = метамоделированию проблемы = мощный ресурс.
(2) Проговаривание каждого выполненного шага = декодеру деятельности/активности = мощный ресурс.

7. Фиксирование нормы N1 в языке.

С нашей точки зрения – то что в теории ПФУД называют «фиксирование нормы» - с нашей точки зрения может быть интегрирующим якорем.

8. Использование нормы N1 в типовых условиях.
На этом этапе обучаемый самостоятельно выполняет типовые задания, требующие использования нормы N1, и самостоятельно проверяет правильность решения.


Автономная референция.

9. Этап включения нормы N1 в систему понятий.

С нашей точки зрения для «включенности» нормы N1 в систему понятий следует задействовать вариации:
--микровариации по реализации нормы N1
--вариации контекстов реализации нормы N1

10. Этап тренировочных действий по ранее изученным нормам (повторение).

Ну, это некритично.

11. Этап рефлексивного анализа деятельности на уроке.

Непонятно ограничение рефлексии только деятельностью на уроке.

12. Этап фиксирования достижения цели.

Не критично.

Вопрос, который представляет интерес: насколько процесс обучения в поэтапном формировании умственных действий оптимален?

Он оптимален для формирования способности к СУЖДЕНЯМ в отношении известного хорошо структурированного материала/информации.

в широких системах иных представлений

И еще - насколько он универсален? (Иными словами, в какой мере обучение всегда проходит через аналогичные этапы, даже если учебный процесс и не построен подобным образом?)

(1) В отношении контекста своей применимости процесс поэтапного формирования не универсален. Можно предложить и другие процессы.
(2) Вне контекста своей применимости поэтапное формирование есть одна из множества множества теорий/методов обучения.
(3) Где-то в опенмета dvv7 давал ссылки на обзор по методам обучения.

(То есть, можно ли с метапрактиковских позиций провести критический разбор ТПФУД?)

(1) Возможность критического разбора с точки зрения метапрактиковских позиции, надеюсь, обозначил.
(2) Возможен внутренний критический разбор средцевины теории поэтапного формирования, которая есть научная категория ОБРАЗА, например:

Некоторые теоретико-методологические подходы к изучению субъективного образа
http://www.jourclub.ru/6/442/

КАТЕГОРИЯ ОБРАЗА В ТРАДИЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
www.volsu.ru/rus/structure/facult/philos/plg/art3.doc




  • 1
?

Log in

No account? Create an account