Previous Entry Share Next Entry
Bigger and brighter (15) Первооткрыватель субмодальностей
metanymous wrote in metapractice
http://community.livejournal.com/metapractice/156880.html

Милтон сказал «Сейчас, пока ты сидишь там, я хочу чтобы ты перепросмотрел в своем сознании три вещи, о которых ты знаешь что они абсолютно точно и полностью произошли. Подумай о событиях, в которых ты полностью уверен, не значимых событиях, ... «Завтракал ли ты сегодня утром?» Милтон провел его через три события, которые произошли в тот день и затем сказал: «В своем сознании иди и создай три события." Милтон затем сказал ему пойти еще глубже в транс и его бессознательный разум должен был передать ему как он знал какие события были какими.

Итак, я сидел там в то время, дрейфуя в транс и оттуда. Все так делали рядом с Милтоном. ... Так что я остановился. Я понял одну вещь из того, что этот джентельмен сказал. Картины выглядели по-разному. О картинах того, что действительно произошло, Милтон спросил «В чем разница?» Терапевт буквально сказал «Они похожи на квадратные, тогда как другие нечеткие и прозрачные и не имеют формы."

В это время клиентка тоже провалилась в транс. ... Он развернулся и начал инструктировать ее как перепросмотреть произошедшие события. Он сказал ей поместить их на квадратные картины. Затем он создал фантазии и сказал ей сделать их нечеткими и прозрачными и бесформенными. Он начал инструктировать ее бессознательное начать сортировать все события таким образом. Сегодня, когда телевизоры почти квадратны, я советую вам удостовериться, что у вас есть другие способы отличать реальное от нереального.

Это стало одним из источников того, что я разработал, вместе с моими друзьями, Chris Hall и Todd Epstein и другими людьми, которые помогали мне, вещи, которую мы теперь называем «субмодальности». Вы можете называть субмодальности валютой сознания. Мы можем менять их и делать изменения с ними.
Ричард Бендлер
Время перемен


  • 1
Интересно, а в НЛП Том 1 говорится, по сути, о субмодальностях:

    3.21 Распаковка через предикаты

    <...>

    Также, слушайте комбинации предикатов, которые указывают на паттерны синестезии. Если кто-то говорит: "Это выглядит неудобно," термин "неудобно" не представляет собой визуальное описание. Визуальное описание должно иметь место в терминах цветов, форм, глубины, расположения и яркости.



    3.22 Расширение 4-кортежной нотации - Часть I.

    <...>

    Есть, конечно, многие возможные различения, которые можно было бы сделать оносительно конкретного шага в стратегии, когда вы анализируете его в мелких деталях, такие как цвет, расположение, высота, чёткость и т.д., каждое из которых может быть полезным в какой-то момент для достижения конкретного результата.

Ну, т.е. вы хотели сказать: "Интересно, И В ТОМЕ ПЕРВОМ ... ГОВОРИТСЯ О СУБМОДАЛЬНОСТЯХ". :)
А в другом месте Бандлер говорит о голографии, как источнике идей субмодальностей.

Но, истина в этой его цитате. Не только идею, но и прямую технику применения субмодальностей через их сравнение он видел/получил в работе Эриксона.

Теперь, надо найти такие же примеры по репсистемам и по рефреймингу.

There's a really nice example from Erickson's work with a young
woman who wanted to get married. Because of her religious and family
background, she had no understanding of sexual behavior. She was
very much attracted to her fiance, but she knew that because of her
strict and limited background, there would be sexual problems if she
got married. Erickson essentially reframed her, and removed all her
barriers to full sexual responsiveness and assertiveness. Then he told
her that she could only see the young man in the presence of her brother
or family until the marriage.


Reframing

Не факт, конечно, что если найти точное описание этого случая, там будет прямо так рефрейминг в том виде, в котором его дают БиГи.

В отношении рефрейминга - нет конечно - точно такой формы нет. Да и зачем Э. будет создавать сигналы, для общения с подсознанием, когда он просто вводит человека в транс на время сеанса. Но логика, но последовательность переработки - ее надо искать/подтверждать.

Кстати, американские эриксонианцы, те которые знают НЛП, утверждают, что рефрейминг для Э. характерен.

Взял три картинки за один бывший рабочий день (следующая образовывалась справа от предыдущей), что существенное заметил --

1. Первая. Светлый/ясный образ себя в ээ рабочем режиме.
2. Вторая. Та же картинка, но поверх жёлтый фильтр на 20%.
3. Третья. Та же картинка, но поверх жёлтый фильтр на 95%. От исходной остались только обрывки контуров.

Вроде всё очевидно, но не тут-то было. Через пару минут стало ясно, что работать надо С ИСХОДНОЙ СУБМОДАЛЬНОСТЬЮ СВЕТЛОГО/ЯСНОГО (в смысле как выглядит комната при естественном освещении или в свете газоразрядных белых ламп). Поскольку она вызывала сильную негативную кинестетику при своей предельной активации (а в 1 именно что предельная и была). А эта жёлтая хрень поверх, соответственно, убирала эту субмодальность вместе с кинестетикой (правда вместе с возможностью работать заодно, как побочный эффект).

Очень интересно. Очень для меня важная субмодальность эта моя ясность/светлость, надо разбираться.

http://community.livejournal.com/metapractice/182757.html?thread=3496677#t3496677

Субмодальность градуируется типа "белый свет" (как естественный рассеянный/от ламп дневного освещения) — "жёлтый свет" (как от солнца прямой/от ламп накаливания).

Похоже на субмодальность** — при изменении спектра в сторону белого картинка становится больше, объёмнее, если была диссоциированная — приближает меня-наблюдателя к себе-наблюдаемому, лица людей на картинках меняются. При изменении спектра в сторону жёлтого всё наоборот. Появилась гипотеза, что субмодальность кодирует "своё"-"чужое". При сдвиге в белую сторону выражения лиц "чужих" становятся злобными, выражения лиц "своих" добрыми. При сдвиге в жёлтую сторону выражения лиц становятся равнодушными/плохоразличимыми и они вообще при продолжении изменения субмодальности пропадают с картинки.

Надо похоже разбираться с каждой из меняющихся субмодальностей по-отдельности, появилось предчувствие, что в некоторых случаях они меняются из-за этой субмодальности "освещённости" ээ неконгруентно.

Субмодальность градуируется типа "белый свет" (как естественный рассеянный/от ламп дневного освещения) — "жёлтый свет" (как от солнца прямой/от ламп накаливания).

Понятно.

Похоже на субмодальность** — при изменении спектра в сторону белого картинка становится больше, объёмнее, если была диссоциированная — приближает меня-наблюдателя к себе-наблюдаемому, лица людей на картинках меняются.

Это неправильный процесс градуировки субмодальностей. Субмодальности градуируются ПО ЧУВСТВУ.

При изменении спектра в сторону жёлтого всё наоборот. Появилась гипотеза, что субмодальность кодирует "своё"-"чужое".

Так делать неправильно. Правильно определить некое чувство и относительно него градуировать динамику влияния изменения субмодальности на чувство. И все.

При сдвиге в белую сторону выражения лиц "чужих" становятся злобными, выражения лиц "своих" добрыми. При сдвиге в жёлтую сторону выражения лиц становятся равнодушными/плохоразличимыми и они вообще при продолжении изменения субмодальности пропадают с картинки.

Вы описываете содержательную утилизацию субмодальностей. Попытку такой утилизации. Попытку, потому что до этого вами не была выполнена непосредственно калибровка субмодальности по чувству.

Надо похоже разбираться с каждой из меняющихся субмодальностей по-отдельности, появилось предчувствие, что в некоторых случаях они меняются из-за этой субмодальности "освещённости" ээ неконгруентно.

Субмодальности всегда конгруэнтны. Неконгруэнтны ваши действия :) Перефразируя известное: нечего на субмодальности пенять, коль ...

Это неправильный процесс градуировки субмодальностей. Субмодальности градуируются ПО ЧУВСТВУ.

Понятно. Но какое чувство будет меняться вроде как зависит от содержания. Надо выделять какую-то на первый взгляд слабо различимую компоненту, которая общая для динамик изменения субмодальности для всех картинок?

--Это неправильный процесс градуировки субмодальностей. Субмодальности градуируются ПО ЧУВСТВУ.

--Понятно. Но какое чувство будет меняться вроде как зависит от содержания.


Совершенно верно. Вот поэтому для первичной калибровки надо брать простое содержание некий один объект на простом фоне.

Надо выделять какую-то на первый взгляд слабо различимую компоненту, которая общая для динамик изменения субмодальности для всех картинок?

И на простые образы можно вполне выделить простую и ХОРОШО РАЗЛИЧИМУЮ компоненту ответного чувства/реакции.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account