Previous Entry Share Next Entry
Моделирование Ценностных Иерархий (ЦИ) (15) ценности без иерархии
П
metanymous wrote in metapractice
http://community.livejournal.com/metapractice/204267.html

Я недавно осознал без-направленность своей жизни.
http://community.livejournal.com/metapractice/206403.html?thread=4555843#t4555843

Т.е. иной раз ставлю цель, достигаю ее, но в целом не чувствую, что достигнутый результат находится в контексте моей жизни. Плюс ко всему, важные и интересные цели достигаются не вовремя, или их достижение бросается на полпути из-за того, что не чувствуется связь их с собственной жизнью, или из-за невозможности сортировать их по важности. Наткнулся на цитату из "Бесед" Бандлера:


Проблема в том, что ценности некоторых людей не имеют иерархии, и они просто меняются. Я думаю, люди, подобные этим, - опасны и несчастны, и я стараюсь делать так, чтобы эти люди основывали решения на том, что, они думают, действительно важно.
http://flibusta.net/b/176822



Выложил более полный отрывок у себя в ЖЖ.
http://vseslavrus.livejournal.com/46114.html

Мне интересно разобраться вот в чем:
1. Проанализировать отрывок с точки зрения метапрактиковой модели ЦИ.
2. ЦИ контекстно-зависимы? Если так, каким образом можно выстроить Генеральную Иерархию Ценностей (по жизни вообще), чтобы на основе ее создавать новые решения?
3. Плавно сделать выход на тему смысла жизни. Или, как считает Стив Андреас - "смыслов жизни". Как-то дважды затрагивали эту тему в Оракуле. Один раз вопрос поднимал я про "Завершение чем-то конкретным",...
http://community.livejournal.com/metapractice/181078.html?thread=3464534#t3464534

...а второй раз - Еугзол про технику Стива Павлины.
http://community.livejournal.com/metapractice/186466.html?thread=3677026#t3677026

P.S. Кстати, в модель целедостижения (обсуждали в МП)...
http://community.livejournal.com/metapractice/195321.html?thread=3906809#t3906809

... может быть зашита связь цели с Ценностным Ощущением. И я не удивлюсь, если оно же лежит в основе Бандлеровских Propulsion Systems.





  • 1
Вечером выложу оригинал, свой перевод и комментарии к нему.

хорошо. не торопись :) я зашиваюсь и мне что писать отвечать уже есть/накопилось на 24 часа в сутки :)

Иерархия - номинализация. Если нам удобно объяснить "отсутствие ценностей" с помощью иерархии одной ценности, например, то более действенный подход.

С другой стороны есть основания полагать, что ЦИ совсем не номинализация а паттерн и даже сеть нейронного процессинга в цетикулярной формации в частности. В этом смысле сеть (иерархий) ценностей может быть вполне на месте, но либо быть слишком большой/широкие ячейки либо быть поставленой не в том месте.

Опять же ЦИ как мы их знаем - это модель. Можно знать что это такое, но это не гарантирует установки.

Что до "смысла" жизни - его без сущностных ощущений не бывает. В этом и магия. Можно понимать без ощущения и тот же самый смысл будет пустышкой.

"Иерархия" - это четкий описываемый феномен человеческой активности. Господа теоретики.

Он настолько же наведенный насколько описанный.

Если ЦИ есть феномен, то "иерархия" это другой феномен, который входит инвариантом в первый - в ЦИ.

Это не та "иерархия" не социальная в ЦИ. Хотя и связано.
Иерархия здесь номинализация.

Цели "кучкой"

Хм, а мне показалась простой и суперской идея привязывать целедостижение к сущностным_ощущениям_ценностей. Как в Propulsion Systems: двигаешься к цели - чувствуешь себя хорошо, двигаешься от цели - чувствуешь себя не хорошо. Попутно и реализуешь себя (а по факту - собственные ценности) в жизни.
http://community.livejournal.com/metapractice/206403.html?thread=4562499#t4562499


Привязывать достижение совсем конкретных целей к сущностным ощущениям в любом их виде (даже и к тем, что производны от ценностей) надо делать осторожно. Потому что любое СО оно само имеет способность выполнять функцию целеполагания. Причем, у него (у СО) свои своеобразные «цели», которые иногда очень просто ассимилируются с любыми другими конкретными целями, а иногда – ну ни в какую. И кроме того – вот как раз совокупность «целей», которые произведены/взяты от некоего мощного СО – они обладают четким свойством СОПРОТИВЛЯТЬСЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИЗ НИХ ТОЙ ИЛИ ИНОЙ ИЕРАРХИИ. А как же они тогда существуют/группируются? А трудно сказать точно – как. Типа такой – «кучкой».

Подчинять цели Ценностным Чувствам.

Однако, группировка целей по ценностям и подпитка целедостижения Ценностными Чувствами, - кажется мне перспективным делом.

Во-первых, это индикатор движения в важном направлении.
Во-вторых, это естественный и беспрерывный (?) процесс ОФ. По типу "двигаюсь в важном направлении - чувствую себя хорошо".

если получили кучку

А трудно сказать точно – как. Типа такой – «кучкой».

т.е. если рассматривать это как некоторое множество,то оказывается, что ОНИ не рассматриваются относительно друг друга, а скорее рассматриваются(соотносятся) относительно некоторого набора атрибутов. т.е. можно ставить задачу определения атрибутов или хотя бы создания предположения о природе этих элементов, базируясь на которые и сравниваются ЦИ.

Оригинал + перевод

Контекст беседы - целеполагание и целедостижение

OF: So what about the importance of values?
ОФ: Итак, что по поводу важности ценностей?

RB: The problem is some people's values don't have a hierarchy, and they just change.
РБ: Проблема в том, что ценности некоторых людей не имеют иерархии, и они едва меняются.

I think people like that are dangerous and unhappy, and I try to make it so that people base decisions on what they really think is important.
Я думаю, люди, подобные этим, - находятся в опасном положении и несчастны, и я стараюсь делать так, чтобы эти люди основывали решения на том, что, они действительно думают, является важным.

Thus, setting up a hierarchy of values is important in ensuring that people make good decisions in their lives.
Таким образом, расположение вертикально иерархии ценностей — важно для обеспечения того, чтобы люди создавали хорошие решения в своих жизнях.

There are two kinds of values: means values and ends values.
Есть два вида ценностей: материальные ценности и конечные ценности.

Our means values reflect the things in our lives that are most important to us.
Наши материальные ценности отражают вещи в наших жизнях, которые наиболее важны для нас.

They include our family, friends, career, car, house, and so on.
Они включают нашу семью, друзей, карьеру, машину, дом и т.д.

Our ends values reflect the feelings and states that we regard as most important for us to experience in our lives.
Наши конечные ценности отражают ощущения и состояния, которые мы рассматриваем как наиболее важные для того, чтобы нам переживать их в наших жизнях.

In other words, they are the states that we get from having the means values.
Другими словами, это те состояния, которые мы получаем от обладания материальными ценностями.

For example, a house might give us security, and our family might provide us with love.
Например, дом может давать нам безопасность, а наша семья может обеспечивать нас любовью.

When you think about the things that are most important to you and what feelings or states they give you, you'll have a list of ends values.
Когда вы думаете о тех вещах, которые наиболее важны вам, и какие чувства или состояния они дают вам, вы будете иметь список ваших конечных ценностей.

When you figure out which ones are the most important to you, it can make decisions easier to make.
Когда вы выделяете какие — наиболее важные вам, это может сделать решения более легкими для формирования.

This hierarchy also makes it easier to figure out what you want from life.
Эта иерархия также помогает легче выделять то, что вы хотите от жизни.

Edited at 2010-01-31 01:19 am (UTC)

Референция на иерархию при выборе направления

РБ: Проблема в том, что ценности некоторых людей не имеют иерархии, и они едва меняются.

Предполагаю, что они = люди.

Я думаю, люди, подобные этим, - находятся в опасном положении и несчастны, и я стараюсь делать так, чтобы эти люди основывали решения на том, что, они действительно думают, является важным.

Такие люди находятся в опасном положении, т.к. не имея четко выстроенной иерархии ценностей, не имеют основания\референции для формирования и принятия своих решений. Это обессмысливает генеративные изменения. Потому что, чтобы изменяться, надо иметь представление, куда ты двигаешься, ради чего изменяешься, в какую сторону изменяешься.

Если необходимость в терапевтических изменениях формируется по принципу "больно\неконгруэнтно -
исправить", то для генеративного изменения, по крайней мере, в моем случае, действует другая стратегия: "фрустрация -> необходимо двигаться -> куда?"

Таким образом, расположение вертикально иерархии ценностей — важно для обеспечения того, чтобы люди создавали хорошие решения в своих жизнях.

Когда у человека есть вертикально расположенная иерархия ценностей, он:
1. Имеет доступ к\знает как заполучить СО ценностей. Это даст ему переживания счастья в противовес "несчастью".
2. Имеет возможность проверять принимаемые решения - приведет ли то или иное решение к СО (переживанию) ценности, и к какой конкретно. Если на выбор есть несколько решений, которые приведут к переживанию разных ценностей, то, поскольку иерархия ранжирована, человек может выбрать то решение, которое будет двигать его в наиболее актуальном\важном направлении.


Ориентаци на Иерархию


Когда у человека есть вертикально расположенная иерархия ценностей, он:
1. Имеет доступ к\знает как заполучить СО ценностей.


Да не надо специально СО связывать с ценностями. СО имеет тенденцию - они стремятся связанные сними иерархии типа "размывать". Надо работать просто с ценностными чувствами - с ЦЧ.

Это даст ему переживания счастья в противовес "несчастью".
2. Имеет возможность проверять принимаемые решения - приведет ли то или иное решение к СО (переживанию) ценности,


У СО есть свои законы переживания ценностей. И они не совсем такие как у ЦЧ.

и к какой конкретно. Если на выбор есть несколько решений, которые приведут к переживанию разных ценностей, то, поскольку иерархия ранжирована, человек может выбрать то решение, которое будет двигать его в наиболее актуальном\важном направлении.

Это так.

Re: Референция на иерархию при выборе направления

Такие люди находятся в опасном положении, т.к. не имея четко выстроенной иерархии ценностей, не имеют основания\референции для формирования и принятия своих решений.

А что думаю эти люди о своей возможности формирования и способности принятия решения. и насколько создание иерархии подвигает человека к тому или иному полюсу способности того же принятия решения?

1. Имеет доступ к\знает как заполучить СО ценностей. Это даст ему переживания счастья в противовес "несчастью".
2. Имеет возможность проверять принимаемые решения - приведет ли то или иное решение к СО (переживанию) ценности, и к какой конкретно. Если на выбор есть несколько решений, которые приведут к переживанию разных ценностей, то, поскольку иерархия ранжирована, человек может выбрать то решение, которое будет двигать его в наиболее актуальном\важном направлении.


просто можно сравнить эээ уровень обработанности/проработанности до и после.

Re: Референция на иерархию при выборе направления

у Андреасов есть например методика работы с мотивацией. И там был такой пример, что иногда человек представляет некоторое дело как что-то огромное уходящее в неопределенное и весьма далекое будущее. для мотивации Андреасы предлагают разбить это неопределенное на определенное число конкретных шагов относительно которых человек может четко представить необходимые ресурсы и таким образом задание из невыполнимого никогда становиться простым и понятным.

2 вида ценностей

Есть два вида ценностей: материальные ценности и конечные ценности.

Посмотрим, какие же.

Наши материальные ценности отражают вещи в наших жизнях, которые наиболее важны для нас. Они включают нашу семью, друзей, карьеру, машину, дом и т.д.

Материальные ценности = материальный контекст, сумма якорей, внешний-ВАКО.

Наши конечные ценности отражают ощущения и состояния, которые мы рассматриваем как наиболее важные для того, чтобы нам переживать их в наших жизнях.

Те состояния, которые нам важно переживать в жизни. Ценностные Чувства.

Другими словами, это те состояния, которые мы получаем от обладания материальными ценностями. Например, дом может давать нам безопасность, а наша семья может обеспечивать нас любовью.

Внешний-ВАКО -> Ценностное Чувство
Стимул и реакция.

Edited at 2010-01-31 03:21 pm (UTC)

Стратегии сортировки целей\направлений по ценностям

Когда вы думаете о тех вещах, которые наиболее важны вам, и какие чувства или состояния они дают вам, вы будете иметь список ваших конечных ценностей. Когда вы выделяете какие — наиболее важные вам, это может сделать решения более легкими для формирования.

1. Есть список тех материальных вещей, которые хотим получить.
2. К каждому из элементов списка определяем Ценностное Чувство (ЦЧ), которое будем испытывать при получении этой вещи.
3. Из ЦЧ выделяем те, которые наиболее важные для нас.
4. Сортируем материальные ценности по важности ЦЧ, которые будем испытывать при обладании этой ценностью.

Эта иерархия также помогает легче выделять то, что вы хотите от жизни.

Фильтрация двойная:
1. Соответствует ли планируемая цель\направление ЦЧ одной из ценностей в иерархии.
2. Какое место в иерархии занимает это ЦЧ, которое "откликнулось" при рассмотрении определенной цели\направления (для определения важности).

Edited at 2010-01-31 03:22 pm (UTC)

Расширительное толкование

Контекст беседы - целеполагание и целедостижение

Понятно.

OF: So what about the importance of values?
ОФ: Итак, что по поводу важности ценностей?


Тут надо помнить, что Б. употребляет важности/ценности заметно расширительно, по сравнению с психологией. А мы в метапрактике - еще "расширительнее". Для нас любая эээ "фиговина", которая как-то и почему-то выделяется "на фоне" других "фиговин" - для нас это уже Ценность.

RB: The problem is some people's values don't have a hierarchy, and they just change.
РБ: Проблема в том, что ценности некоторых людей не имеют иерархии, и они едва меняются.


Метапрактик совершенно согласен с Б. Но по двум совсем разным причинам. Метапрактик различает две противоположные вещи:
--есть люди у которых их состояние "ценности без иерархии" (ЦБИ) является точно антиресурсным, и далее Б. пишет более про таких людей
--но метапрактик точно знает/моделировал, что есть "просветленные"/почти люди, живущие на постоянно активных Сущностных Ощущениях. И они имеют тот же "синдром" ЦБИ - но для них это РЕСУРС

Итак, далее мы будем различать -ЦБИ и +ЦБИ.

I think people like that are dangerous and unhappy, and I try to make it so that people base decisions on what they really think is important.
Я думаю, люди, подобные этим, - находятся в опасном положении и несчастны, и я стараюсь делать так, чтобы эти люди основывали решения на том, что, они действительно думают, является важным.


Это про -ЦБИ.

Вертикальные иерархии есть социо-пс. феномен!

Вертикальные иерархии есть социо-пс. феномен!
Thus, setting up a hierarchy of values is important in ensuring that people make good decisions in their lives.
Таким образом, расположение вертикально иерархии ценностей — важно для обеспечения того, чтобы люди создавали хорошие решения в своих жизнях.


Прошу меня простить, но придется выделить еще одну только эту фразу отдельной репликой в данном топике, настолько она важна. И мы вслед за Б. - да и как может быть иначе - ведь наша модель является развитием именно гениальной Бандлеровской (терапевтической моделе/техники - сдвиг критериев важности) - и мы считаем, что "вертикальная" группировка отдельных ценностей в иерархии есть СУЩЕСТВУЮЩИЙ САМ ПО СЕБЕ, НО ВПОЛНЕ ШИРОКО НАБЛЮДАЕМЫЙ ОСОБЕННЫЙ СОЦИАЛЬННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН!

Но ни наука, ни кто еще кому бы это могло быть важно - они просто в упор не желают осознавать данный факт! (ну а мы еще горестно констатируем – насколько многое теряется в результате категорического нежелания Бандлера заниматься именно теорией моделирования – ведь его гений в своем эффективном проявлении распространяется от личностного/субъективного да надличностного/социального)

(ЦИ - материальный мир) мета_ЦИ - "безопасность и любовь"


ЦИ - материальный мир, мета_ЦИ - "безопасность и любовь"
There are two kinds of values: means values and ends values.
Есть два вида ценностей: материальные ценности и конечные ценности.
Our means values reflect the things in our lives that are most important to us.
Наши материальные ценности отражают вещи в наших жизнях, которые наиболее важны для нас.
They include our family, friends, career, car, house, and so on.
Они включают нашу семью, друзей, карьеру, машину, дом и т.д.
Our ends values reflect the feelings and states that we regard as most important for us to experience in our lives.
Наши конечные ценности отражают ощущения и состояния, которые мы рассматриваем как наиболее важные для того, чтобы нам переживать их в наших жизнях.
In other words, they are the states that we get from having the means values.
Другими словами, это те состояния, которые мы получаем от обладания материальными ценностями.
For example, a house might give us security, and our family might provide us with love.
Например, дом может давать нам безопасность, а наша семья может обеспечивать нас любовью.


В Этом месте начинается для кого-то некий "смутительный" фрагмен Б. рассуждений. Но, не для метапратика. Который таким конкретным образом легко "прочитывает" эээ сей полет мыслей гения:

--Б. вовсе не нарушает правило для НЛП типа одна форма/процесс - и никакого тебе содержания. Ибо, когда он начинает конкретно группировать разновидности ценностей на "материальные" и "конечные", он на самом деле просто вводит новое представление о ЦИ - и это есть представление о "мета_ЦИ".

--т.е. на первом уровне есть ЦИ, которые регулируют наше поведение в отношении материального мира

--но, далее, эти "отрегулированные" отношения, которые порождают множество разных ЦИ, еще раз подвергаются процессу образования/подчеркивания ценностей и иерархий из них, - а по содержанию это типа указанная им "безопасность", "любовь" (более замешанные на переживаниях и чувствах) и прочее - мета_ЦИ.

А как это получается чисто технически? Да по-просту материальные_ЦИ идут «в топку» на образование мета-ЦИ заместо ВАКОГ, - так происходит не всегда, но часто.

Итоговая мораль на вид совсем простая и всем известная

When you think about the things that are most important to you and what feelings or states they give you, you'll have a list of ends values.
Когда вы думаете о тех вещах, которые наиболее важны вам, и какие чувства или состояния они дают вам, вы будете иметь список ваших конечных ценностей.
When you figure out which ones are the most important to you, it can make decisions easier to make.
Когда вы выделяете какие — наиболее важные вам, это может сделать решения более легкими для формирования.
This hierarchy also makes it easier to figure out what you want from life.
Эта иерархия также помогает легче выделять то, что вы хотите от жизни.


И в этом фрагменте он говорит простую, но важную терапевтическую мысль - чаще/лучше разрабатывайте и пользуйтесь своими мета_ЦИ. Т.е. по ходу процесса появления - сначала формируются материальные_ЦИ, а потом мета_ЦИ. А вот процесс их использования имеет обратный приоритет: сначал обдумываешь что-то по отношению к мета_ЦИ, а только потом запускаешь в дело материальные_ЦИ. В таком виде объяснений все становится даже каким-то дурацки простым. Но это так только на вид. Вот, пишу умные мысли, а сам только сегодня поддался воздействию неких материальных_ЦИ, и в итоге потерял большую часть для. А если бы прикинул стоило бы оно того - это с уровня мета-ЦИ, - то и ничего бы антиресурсного не произошло. :)

Упражнение на жизненные ценности

2. ЦИ контекстно-зависимы? Если так, каким образом можно выстроить Генеральную Иерархию Ценностей (по жизни вообще), чтобы на основе ее создавать новые решения?

1. What are the ten most important things to you in your life?
Каковы десять наиболее важных вам вещей в вашей жизни?

Put them in order of importance.
Расположите их в порядке важности.

Whenever you have to make an important decision, check to see how it fits in with your values.
Когда вам нужно сформировать важное решение, проверьте, чтобы увидеть, как оно соответствует вашим ценностям.

Re: Упражнение на жизненные ценности

Честно говоря, это эээ упражнение производит впечатление "поделки". Так и хочется воскликнуть "И это все?!"

Это очень очень сложное упражнение

Честно говоря, это эээ упражнение производит впечатление "поделки". Так и хочется воскликнуть "И это все?!"
(1) В упражнении такого вида Б. продолжает традицию самого Эриксона, который в аналогичных простых заданиях (по мимо всего прочего) задавал установки развития своим субъектам и ученикам.

(2) Сам Э. практиковал именно такие практические действия/задания для самого себя.

(3) Легкость упражнения только кажущаяся. Это упражнение из серии парадоксальных упражнений. Можно поставить на кон, что 99,9% процентов людей такое упражнение делать никогда не будут. Они найдут тысячи объяснений почему. Среди этих объяснений будут и похожие на твои. Типа «подделка».

(3) На самом деле, реально влет написать десять своих ценностей и так же влет проранжировать их задача ОЧЕНЬ ТРУДНАЯ. А почему? А несмотря на то что свои собственные ценности у нас постоянной на уме – мы их совершенно не знаем. Есть такой аналог отдаленный. На некоторых занятиях с профессионалами психотерапии я прошу их быстро написать/назвать эмоции. Любые. Преобладающий провальный результат заключается в том, что профи психотерапии - как и обычные люди - НЕ ЗНАЮТ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЭМОЦИЙ ДАЖЕ ПО ИХ ФОРМАЛЬНЫМ НАЗВАНИЯМ.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account