Previous Entry Share Next Entry
Революция кликера (8) "собаки для чтения"
И
metanymous wrote in metapractice
http://community.livejournal.com/metapractice/257251.html

Лора Фризен, педагог-исследователь из университета Альберты (Канада), утверждает, что ее "собаки для чтения" Танго и Спарки определенно способствовали успехам шести-семилеток в чтении и письме.
http://www.nkj.ru/news/18724/



  • 1

Тройной обучающий ОФ-процесс + игра на три роли

Лора Фризен, педагог-исследователь из университета Альберты (Канада), утверждает, что ее "собаки для чтения" Танго и Спарки определенно способствовали успехам шести-семилеток в чтении и письме.

Очень красивая идея/утверждение.

Ассистенты Фризен внимательны, любят слушать, как дети читают вслух, сохраняют спокойствие в толпе шумных второклассников и не скупятся на знаки одобрения: охотно дают лапу и могут даже лизнуть в нос.

И выдают кучу других - не очень заметных, но четких невербальных сигналов. Эти сигналы могут быть вполне четко направлены на поддержание активного чтения.

В рамках исследования второклассникам предложили еженедельные занятия чтением или письмом в присутствии самой исследовательницы и одной из ее собак. На занятии школьники читали детские книги по собственному выбору или работали над письменным заданием.

Оооо! Ооо! Оо! Стоп, стоп - такая информация резко меняет ситуацию. И ситуация становится такой - есть три действующие лица/три роли в этом собачьем чтении:

--читающие дети - субъекты в нашей терминологии
--исследовательница - оператор1 - ибо она образованный человек и по отношению к читающим детям и на сознательном, и полу осознанном, и на подсознательном уровне непрерывно оценивала процесс их чтения и выдавала множество различных невербальных сигналов
--собака - оператор2 - являющийся невербальным интерфеЙсом для оператора1 и для субъектов

...при этом оператор2 выполняет одновременно ДВЕ функции:

--считывает поток сигналов невербальной экспрессии оператора1 и выделяет из него некие валидные сигналы

--переадресует/трансформирует валидные сигналы оператора1, направляя их читающим маленьким субъектам

Фризен утверждает, что присутствие собаки придает ребенку уверенности при чтении вслух. В ходе занятий исследовательница помогала ученикам с помощью контекстных картинок или подсказок запоминать новые слова и преодолевать трудности. Дети же, в свою очередь, стремились немедленно объяснить новые слова собакам, которых, в ходе урока, воспринимали как младших друзей.

Да, плюс к вышеуказанному еще и ролевая игра "в обучение" на три роли:

--учитель1
--учителя2
--обучаемый

...при этом, интересно, что в реальном процессе дети играют чистую роль обучаемых. Но, в официальной ролевой игре чистым обучаемым является собака.

Фризен отмечает, что второй класс -- поворотный период в формировании долгосрочных читательских привычек: именно на этом этапе ребенок начинает любить книгу или теряет к ней интерес. Собака, которой можно читать вслух, оказывается эффективным катализатором привычки читать и повышает вероятность того, что развитие школьника пойдет по первому пути.

И это при том, что формально, собака не понимает что слышит.

"Третья часть учеников, - утверждает исследовательница, - по собственной инициативе начали читать дома своим собственным собакам".

Тут уместно вспомнить бейтсоновское "не бывает слова без жеста...". Так что собаки в этом варианте действительно учили детей важной невербальной и обязательной составляющей речи.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account