Previous Entry Share Next Entry
Словарь (4) "метасообщение"
vseslav
vseslavrus wrote in metapractice
 http://metapractice.livejournal.com/212148.html

Раскрываем термин Бейтсона.
Узнаем взгляд БиГов на "метасообщение".
Как соотносятся между собой метапрактиковы модели и модель метасообщений.

  • 1
In truth, our life is such that its unconscious components are continuously present in all their multiple forms. It follows that in our relationships we continuously exchange messages about these unconscious materials, and it becomes important also to exchange metamessages by which we tell each other what order and species of unconsciousness (or consciousness) attaches to our messages.

Bateson. Steps to an Ecology of Mind.


По правде сказать, наша жизнь такова, что её [жизни] бессознательные компоненты постоянно присутствуют во всех их [компонентов] множественных формах. Из этого следует, что в наших отношениях мы постоянно обмениваемся сообщениями об этих бессознательных материалах, и становится важным также обмениваться метасообщениями, посредством которых мы говорим друг другу каков порядок и вид бессознательности (или сознательности) приложен к нашим сообщениям.

Бейтсон. Шаги к экологии разума.

метасообщениями, посредством которых мы говорим друг другу каков порядок и вид бессознательности (или сознательности) приложен к нашим сообщениям

Метасообщения могут быть:
- сознательными
- бессознательными

Метасообщения указывают на "порядок и вид" наших сообщений. То есть классифицируют, типизируют их.

We have -been particularly interested in various sorts of communication which involve both emotional significance and the necessity of discriminating between orders of message. Such situations include play, humor, ritual, poetry, and fiction. Play, especially among animals, we have studied at some length. It is a situation which strikingly illustrates the occurrence of metamessages whose correct discrimination is vital to the cooperation of the individuals involved; for example, false discrimination could easily lead to combat.

Bateson. Steps to an Ecology of Mind.


Мы в частности были заинтересованы в различных разновидностях коммуникации, которые содержат и эмоциональную значимость и необходимость различения порядков сообщения. Такие ситуацции включают игру, юмор, ритуал, поэзию и художественную литературу. Игру, особенно среди животных, мы изучали на протяжении некоторого времени. Это ситуация, которая поразительно иллюстрирует продуцирование метасообщений, верное различение которых критически важно для взаимодействия вовлеченных [в нее] индивидов; например, неверное различение может легко привести к драке.

Бейтсон. Шаги к экологии разума.

Мы в частности были заинтересованы в различных разновидностях коммуникации, которые содержат и эмоциональную значимость

Эмоциональную значимость несет именно сообщение.

и необходимость различения порядков сообщения.

В данном случае "порядок" (в оригинале order) - ранг в иерархии логической типизации. Такой вариант перевода предлагают английский толковые словари.
Соответственно, Бейтсон говорит о ситуациях, в которых необходимо различать уровни сообщений.

Это ситуация, которая поразительно иллюстрирует продуцирование метасообщений, верное различение которых критически важно для взаимодействия вовлеченных [в нее] индивидов; например, неверное различение может легко привести к драке.

Ну да, все верно. Например, дружеское "Да иди ты!" если классифицируется:
- как юмор - не вызывает даже негативного отклика в кинестетике;
- как оскорбление - может вызвать широкий спектр реакций, от обиды до агрессии, т.е. "легко привести к драке".


I have said that the larger context may change the sign of the reinforcement proposed by a given message, and evidently the larger context may also change the mode—may place the message in the category of humor, metaphor, etc. The setting may make the message inappropriate. The message may be out of tune with the larger context, and so on. But there are limits to these modifications. The context may tell the recipient anything about the message, but it cannot ever destroy or directly contradict the latter. “I was lying when I said `The cat is on the mat’ “ tells the vis-a-vis nothing about the location of the cat. It tells him only something about the reliability of his previous information. There is a gulf between context and message (or between metamessage and message) which is of the same nature as the gulf between a thing and the word or sign which stands for it, or between the members of a class and the name of the
class. The context (or metamessage) classifies the message, but can never meet it on equal terms.
Bateson. Steps to an Ecology of Mind.


говорил, что более крупные контексты могут изменить знак подкрепления, высказанный данным сообщением, и очевидно, что более крупный контекст может изменить тип - может поместить сообщение в категорию юмора, метафоры и т.д. Окружающая обстановка может сделать сообщение неуместным. Сообщение может не сочетаться с более крупным контекстом и т.д. Но есть границы таких модификаций. Контекст может сообщить получателю [сообщения] нечто о сообщении, но он никогда не может уничтожить или напрямую противоречить сообщению. "Я лежал, когда я сказал "Кошка - на коврике" - ничего не сообщает собеседнику о местонахождении кошки. Это сообщение говорит ему лишь что-то о надежности его предыдущей информации. Есть серьезная разница между контекстом и сообщением (или между метасообщением и сообщением), которая той же природы, что и разница между вещью и словом или знаком, которые обозначают ее [вещь], или между членами класса и названием класса. Контекст (или метасообщение) классифицирует сообщение, но никогда не будет соответствовать ему в терминах эквивалентности.

Бейтсон. Шаги к экологии разума.

Метасообщение - классифицирует

Здесь Бейтсон ставит в один ряд и указывает на структурное соответствие следующих пар понятий:

1. Контекст - сообщение
2. Метасообщение - сообщение
3. Знак\слово - объект, который знак\слово обозначает
4. Название класса - член класса.

Но, ключевая фраза - вот эта:
Контекст (или метасообщение) классифицирует сообщение, но никогда не будет соответствовать ему в терминах эквивалентности.


Получается, что метасообщение - это способ\процесс приписывания класса некоему сообщению. Вопрос о функциях метасообщения для получателя сообщения - это второй вопрос, пока повременим с ответом.

Either we must discard the notion of “context,” or we retain this notion and, with it, accept the hierarchic series—stimulus, context of stimulus, context of context of stimulus, etc. This series can be spelled out in the form of a hierarchy of logical types as follows:

Stimulus is an elementary signal, internal or external.

Context of stimulus is a metamessage which classifies the elementary signal.

Context of context of stimulus is a meta-metamessage which classifies the metamessage.

And so on.

Bateson. Steps to an Ecology of Mind.


Либо мы должны отбросить понятие "контекст", либо мы должны оставить это понятие и, с ним, принять иерархический ряд - стимул, контекст стимула, контекст контекста стимула, и т.д. Этот ряд можно описать в форме следующей иерархии логических типов:

Стимул - это элементарный сигнал, внутренний или внешний.

Контекст стимула это метасообщение, которое классифицирует данный элементарный сигнал.

Контекст контекста стимула это мета-метасообщение, которое классифицирует метасообщение.

И т.д.

Бейтсон. Шаги к экологии разума.

"Контекст контекст стимула - это метасообщение, которое классифицирует метасообщение." - Мне это очень нравится. Фактически, мы используем очень близкие представления. Настолько близкие, что безо всякого изменения мы может взять бейтсонианские определения в их НАТУРАЛЬНОМ виде в свой актив и словарь.

Однако выражать или быть одной частью паттерна взаимодействия означает предполагать существование другой части. Так устанавливается контекст для определенного класса откликов. Это переплетение контекстов и сообщений, подразумевающих контекст (которые, однако, подобно всем вообще сообщениям имеют "смысл" только благодаря контексту) есть предмет так называемой ДП-теории.

"Метасообщение" по-Бейтсону

Теперь попробую дать модельное определение метасообщению по Грегори Бейтсону.

Метасообщение это дополнительное сообщение, классифицирующее основное сообщение.
Метасообщение может передаваться как сознательно, так и бессознательно.
Метасообщение может передаваться в форме невербальной, паравербальной активности, а также в форме контекста.

Так как контекстом является объединение в класс определенных элементарных сигналов, и под "сигналом" мы подразумеваем больше, чем активность, следовательно, метасообщение может быть передано больше, чем невербальной и паравербальной активностью. Самый примитивный пример - классифицирование человека как "богача" исходя из его одежды, машины, украшений и т.д.

Вопрос восприятия метасообщения тоже примечателен. Получатель метасообщения:
- для верного восприятия должен знать как верно классифицировать предоставленное ему метасообщение (что есть результат, скорее всего, социального обучения);
- в случае незнания как верно классифицировать предоставленное метасообщение должен "вывести" его из информации в сообщении, контекста и известного ему опыта (это похоже на, и на мой взгляд является, формированием языкоида).

Контекст и есть метасообщение?

Существует пропасть между контекстом и сообщением (или между метасообщением и сообщением), которая имеет ту же природу, что и пропасть между вещью и словом или знаком, означающим ее, или между
членами класса и именем класса. Контекст (метасообщение) квалифицирует сообщение, но никогда не
может встретиться с ним на равных основаниях.

Бейтсон - Экология разума

c) Психологические фреймы связаны с тем, что мы назвали "предпосылками". Рама картины сообщает зрителю, что при интерпретации картины он не должен использовать тот же тип мышления, который он мог бы использовать при интерпретации обоев вне рамы. Либо, в терминах теоретико-множественной аналогии, - сообщения, заключенные внутри воображаемой линии, определяются как члены класса благодаря тому, что разделяют общие предпосылки или взаимную связь. Таким образом, сама рама становится частью системы предпосылок. Либо, как в случае игрового фрейма, - фрейм участвует в оценке сообщений, которые он содержит; либо же фрейм просто помогает уму в понимании содержащихся сообщений, напоминая мыслящему, что эти сообщения взаимно соотносятся и сообщения вне фрейма можно игнорировать.
d) По смыслу предыдущего абзаца, фрейм - это метакоммуникативное образование. Любое сообщение, эксплицитно или имплицитно устанавливающее фрейм, в силу самого этого факта дает инструкции получателю либо способствует его усилиям понять сообщения! заключенные во фрейм.

БиГи - Структура Магии

Метасообщения встречаются во II томе "Структуры Магии" БиГов. Честно сказать, их воззрения отличаются от бейтсоновских. Давайте посмотрим, как именно.

In his adaption of Russell's Theory of Logical Types to communication and therapy, Bateson chose to assign the relationship portion of the communication — the message carried by the non-verbal part — to a level higher than the content portion of the communication. In other words, the analogical, nonverbal message is considered meta to — of a higher logical type than — the verbal message. A message, call it A, will be considered meta to some other message (B) if message A is a comment on B, or if, equivalently, A contains B as one of its parts (less than the entirety of A), or, equivalently, if A includes B in its scope (A is about B).

Bandler, Grinder. The Structure of Magic. Vol. II


В своей адаптации Теории Логических Типов Рассела к коммуникации и терапии, Бейтсон выбрал приписать часть коммуникации, передающую отношение, - сообщение, переносимое невербальной частью - к уровню более высокому, чем содержательная часть коммуникации. Другими словами,аналогическое, невербальное сообщение рассматривается как мета - более высокого логического типа, - чем вербальное сообщение. Сообщение, назовем его А, будет рассматриваться как мета по отношению к некоторому другому сообщению (Б), если сообщение А является комментарием к Б, или, что равнозначно, если А содержит Б как одну их своих частей (которая меньше, чем целое А), или, что равнозначно, если А включает Б в своих пределах (scope) (А распространено вокруг Б).

Бэндлер, Гриндер. Структура Магии. Т. II

Для введения абстрактных положений рассмотрим случай очень простых отношений между двумя организмами, в которых организм А издает какой-то звук или принимает позу, из которых организм В может узнать о состоянии А нечто, имеющее отношение к существованию В. Это может быть угроза, сексуальное предложение, знак покровительства или указание на членство в одном виде. Я уже говорил при обсуждении кодирования (Критерий 5), что ни одно сообщение ни при каких обстоятельствах не есть то, продуктом чего оно (сообщение) является. Всегда имеется отчасти предсказуемое и потому довольно закономерное отношение между сообщением и тем, на что оно указывает (его референтом). Разумеется, это отношение никогда не бывает непосредственным или простым. Поэтому, чтобы В мог иметь дело с сигналами А, абсолютно необходимо, чтобы В знал значение этих сигналов. Таким образом возникает другой класс информации, который В должен усвоить. Он говорит В о кодировке сообщений или сигналов, приходящих от А. Сообщения из этого класса будут относиться не к А или В, а к кодировке сообщений. Они будут иметь другой логический тип. Я стану называть их мета-сообщениями. ГБ "Разум и природа"

  • 1
?

Log in

No account? Create an account