Previous Entry Share Next Entry
Моделирование Ценностных Иерархий (ЦИ) (31) Ловушки Смыслов
И
metanymous wrote in metapractice
http://metapractice.livejournal.com/323393.html

Оригинал взят у mi3ch в шип

Я хотел бы сказать все, что можно сказать, одним словом. Я ненавижу все, что может произойти между началом предложения и его концом.
/Леонард Коэн/

Представьте себе неожиданную и интересную мысль, которую вы хотите донести до вашего собеседника (а именно такие мысли и заслуживают того, чтобы быть донесенными). Мысль – как корабль, груженый серебром и драгоценными специями, идущий из Веракрус в Ла-Корунью. Даже если вас не перебили во время рассказа (пираты захватили ваш галеон и перебили всю команду), дойти до порта назначения вовсе не так просто.


tumblr_m2hjlsA7h21qz6f9yo1_500

Самая большая опасность, подстерегающая ваш корабль – ловушки смыслов. Это рифы и отмели. Собеседник внимательно слушает вас, пока вы не доходите до какого-то ключевого слова: политика, живопись, анархия, феминизм, смертная казнь, современное искусство, воспитание детей… А дальше у него включается собственное представление о предмете. Облако смыслов, окружающее это слово. И дальше он уже вас не слушает – он хочет рассказать вам свою собственную историю. Послать вам на встречу свой корабль. И диалог раскалывается на два монолога, объединенных случайным признаком.

Причем с облаком смыслов каждого слова происходит удивительная история. Поставьте рядом два слова: феминизм и анархизм. Феминистки боролись против гнета мужчин взрывами, поджогами и диверсиями. Анархисты боролись против гнета государства такими же методами, но при слове «феминистка» в голове возникает образ героической женщины, а при слове «анархист» – окарикатуренный образ батьки Махно. Одно слово смогли очистить от негативного смысла, а другое – нет.



tumblr_m5b6167znz1qz6f9yo1_500

Попробуете просто представить, какое количество факторов влияет на восприятие вашего собеседника. Ему может не понравиться ваш акцент или заикание, то, как вы одеты, какой у вас тембр голоса, пятно на вашей рубашке, ваше рукопожатие, ваша фигура (Гайдару, например, настоятельно не рекомендовали выступать по телевизору – какие бы правильные вещи он не говорил, его упитанность сразу вызывала резкое отторжение). На слушателя может повлиять головная боль, утренняя ссора в семье, мысль о предстоящем отпуске и просто плохое настроение. Шторм и ураганный ветер не дали дойти вашему кораблю.

tumblr_lpqmlj3Jy41r0bqbdo1_1280


Даже находящиеся рядом люди могут повлиять на то – услышат ли вас. Начальник в присутствии подчиненного будет, прежде всего, стараться поддержать свой статус. Не ударить в грязь лицом. Точно так же, как и мужчина в присутствии женщины, которой он хочет понравиться, отец в присутствии своего ребенка… Любая смелая мысль сразу будет вызывать отторжение. У вас на борту чума, порт закрыт на карантин – судно не дошло до цели.

И факторов, чтобы достучаться до собеседника не так уж и много. Для того, чтобы вас услышали, лучше всего быть непререкаемым авторитетом в своей области. Есть еще один фактор. Один профессиональные лектор рассказывал, что степень восприятия слушателя напрямую зависит от количества денег, которые человек заплатил за лекцию. Зависимость прямая (при условии, что человек заплатил свои деньги). Готовность людей платить за знание делает их удивительно восприимчивыми.

Хороших рассказчиков достаточно. Хороших слушателей – единицы. Между «слушать» и «слышать» разница всего одна буква, но эта буква стоит дорого. Потому что человек может отвечать только за то, что он сказал. Но, как правило, отвечать ему приходится за то, что услышали.

Специально для Общественной палаты



  • 1
Речь в данном посте кажется идет о реакциях на ключевые номинализации. Тогда разумно будет их сразу же по ходу беседы отслеживать по реакциям собеседника и пускать в "переработку".

Когда я бросил первый взгляд на эту публикацию, она мне показалась из разряда тех, кто прозревает модель ЦИ. Но, при этом так и не осознает ничего подобного ЦИ.

Сейчас попробую вспомнить тот свой взгляд и расписать что к чему.

ИНТЕРЕСНАЯ И НЕОЖИДАННАЯ МЫСЛЬ = ЦИ

Представьте себе неожиданную и интересную мысль, которую вы хотите донести до вашего собеседника (а именно такие мысли и заслуживают того, чтобы быть донесенными). Мысль – как корабль, груженый серебром и драгоценными специями, идущий из Веракрус в Ла-Корунью. Даже если вас не перебили во время рассказа (пираты захватили ваш галеон и перебили всю команду), дойти до порта назначения вовсе не так просто.

Мысль есть (пиратский?) корабль, груженный материальными ценностями, метафорически безусловно есть, конечно же, мысль "о ценности". Или несколько шире, это мысль о некоей "ценностной иерархии".

Кстати, является несомненным психологическим фактом, что описание ценностной структуры, например, одного уровня ЦИ, всегда для вас будет вещью совершенно неожиданной. Особенно, если эта ценность/ценностный уровень принадлежит не вам.

Edited at 2012-06-26 02:22 pm (UTC)

"Бытовая" модель низко эффективной коммуникации

Самая большая опасность, подстерегающая ваш корабль – ловушки смыслов. Это рифы и отмели. Собеседник внимательно слушает вас, пока вы не доходите до какого-то ключевого слова: политика, живопись, анархия, феминизм, смертная казнь, современное искусство, воспитание детей… А дальше у него включается собственное представление о предмете.

"Ключевое слово" есть несомненно вербальная формулировка той или иной ценности. Сам не зная того собеседник1 доходит и произносит некоторые ключевые слова, важные для собеседника2 - и тот немедленно погружается в раскрытые собственных представлений, связанных и ассоциативных, о природе о предмета, названного "ключевыми словами".
Иными словами, собеседник2 начинает раскрывать в своем сознании некую собственную систему ценностей, которая типично имеет свойство со-организовывать заключенную в ней информацию именно в ценностную иерархию - ЦИ.

Облако смыслов, окружающее это слово. И дальше он уже вас не слушает – он хочет рассказать вам свою собственную историю. Послать вам на встречу свой корабль. И диалог раскалывается на два монолога, объединенных случайным признаком.

Так будет, если для собеседника1 и для собесебника2 некие "ключевые слова" (ценности) одинаковы. Но, для каждого из них они связаны с различными ценностными иерархиями ЦИ1 и ЦИ2. И диалог раскалывается на два встречных монолога, объединенных случайными признаком.

И это есть типичная "бытовая" модель низко эффективной коммуникации.

ЦИ1 и ЦИ2 построены на одной альтернативе

Причем с облаком смыслов каждого слова происходит удивительная история. Поставьте рядом два слова: феминизм и анархизм. Феминистки боролись против гнета мужчин взрывами, поджогами и диверсиями. Анархисты боролись против гнета государства такими же методами, но при слове «феминистка» в голове возникает образ героической женщины, а при слове «анархист» – окарикатуренный образ батьки Махно. Одно слово смогли очистить от негативного смысла, а другое – нет.

А это уже есть совершенно другая ситуация. В этом случае, ключевые слова для собеседника1 и для собеседника2 являются разными: феминизм и анархизм. И диалог между двумя собеседниками в этом случае будет идти ОБ ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ ЦЕННОСТНОЙ ИЕРАРХИИ, которая строится на альтернативном противопоставлении/сравнении феминизм <> анархизм.

Если точнее, разговор будет идти, конечно, о двух разных ценностных иерархиях, но обе они построены на одном и том же альтернативном противопоставлении/сравнении феминизм <> анархизм.

Диалоговая_ЦИ

Попробуете просто представить, какое количество факторов влияет на восприятие вашего собеседника. Ему может не понравиться ваш акцент или заикание, то, как вы одеты, какой у вас тембр голоса, пятно на вашей рубашке, ваше рукопожатие, ваша фигура (Гайдару, например, настоятельно не рекомендовали выступать по телевизору – какие бы правильные вещи он не говорил, его упитанность сразу вызывала резкое отторжение).

В этом случае автор заметки ведет речь вот о чем. Пусть собеседник1 и собеседник2 ведут диалог о некоторых ключевых словах. При этом, каждый будет отстаивать перед собеседником свою собственную ЦИ (ЦИ1 и ЦИ2). Но, общий итог от беседы при этом будет регулироваться двумя совершенно отдельными ЦИ, назовем их диалоговая_ЦИ1 и диалоговая_ЦИ2 (д_ЦИ1 -2), которые для каждого из собеседников определяют:

--будет он слушать собеседника внимательно - не внимательно
--будет ему собеседник приятен - не приятен
--будет ли он быть склонен согласиться с собеседником - не будет склонен согласиться ни в чем

На слушателя может повлиять головная боль, утренняя ссора в семье, мысль о предстоящем отпуске и просто плохое настроение. Шторм и ураганный ветер не дали дойти вашему кораблю.

При учете вышеуказанного, есть две самые общие разновидности д_ЦИ для различных субъектов:

--для одних важны только свойства самого собеседника и его экспрессии в диалоге
--для других гораздо важнее те или иные свойства контекста, в котором идет диалог
--для третьих будет важны и свойства собеседника, и свойства контекста

Re: Диалоговая_ЦИ

--для одних важны только свойства самого собеседника и его экспрессии в диалоге
--для других гораздо важнее те или иные свойства контекста, в котором идет диалог
--для третьих будет важны и свойства собеседника, и свойства контекста


Какая интересная тема :) Интересно, а сколько всего:
- существенных свойств собеседника и его экспрессии
- существенных свойств контекста
...из которых можно составить матрицу, элементы которой бы могли описать любого субъекта из всего человеческого разнообразия

Любая по размеру матрица

Более чем интересная.

Матрица свойств для описания любого субъекта может содержать множество: десять Х десять, сто Х сто и т.д. свойств.

Просто, эта модель содержит чертову уйму деталей, которых при желании можно набрать на любую по размеру матрицу.

Системы ЦИ, поглощающие более просто организованные п

Даже находящиеся рядом люди могут повлиять на то – услышат ли вас. Начальник в присутствии подчиненного будет, прежде всего, стараться поддержать свой статус. Не ударить в грязь лицом. Точно так же, как и мужчина в присутствии женщины, которой он хочет понравиться, отец в присутствии своего ребенка… Любая смелая мысль сразу будет вызывать отторжение. У вас на борту чума, порт закрыт на карантин – судно не дошло до цели.

Это все о диалоговых_ЦИ, связанных с контекстами диалогов/бесед.

И факторов, чтобы достучаться до собеседника не так уж и много. Для того, чтобы вас услышали, лучше всего быть непререкаемым авторитетом в своей области.

Если вы начнете разворачивать перед собеседником целую систему ЦИ, которые содержать большой объем совершенно новой информации, то есть шанс, что ваше изложение просто эээ поглотит представления собеседника и он вам подчинится.

РАЗНОЕ, включая, умение слушать

Есть еще один фактор. Один профессиональные лектор рассказывал, что степень восприятия слушателя напрямую зависит от количества денег, которые человек заплатил за лекцию. Зависимость прямая (при условии, что человек заплатил свои деньги). Готовность людей платить за знание делает их удивительно восприимчивыми.

А вот это вот есть досужие домыслы. Их легко развенчать, проведя следующий опрос. Мы можем выспрашивать ЦИ на альтернативе: слушаю лектора, потому что заплатил ему много денег <> не слушаю лектора, даже если и заплатил ему много денег.

В этом опросе мы для каждого субъекта можем найти некие граничные условия, которые переключают его на восприятие/невосприятие лектора в зависимости/вне зависимости от заплаченных денег.

Хороших рассказчиков достаточно. Хороших слушателей – единицы. Между «слушать» и «слышать» разница всего одна буква, но эта буква стоит дорого. Потому что человек может отвечать только за то, что он сказал. Но, как правило, отвечать ему приходится за то, что услышали.

Мы бы сказали проще: пресловутое "умение слушать" есть умение забыть в беседе про свои собственные ЦИ и говорить с собеседником только о его/ее ЦИ.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account