Previous Entry Share Next Entry
Коржибского моделирование (n) Визуальные/Аудиальные стимулы (перевод А в V)
Кецаль
metanymous wrote in metapractice
http://bavi.livejournal.com/165686.html

Известно, что не все люди одинаково хорошо способны визуализировать. В прежние времена этот факт принимали за данность, и никакого дальнейшего анализа не предлагалось. В текущих условиях у многих людей, а также и у животных, как показали эксперименты Павлова, визуальные стимулы физиологически более слабы, чем слуховые; однако у человека визуальные стимулы должны быть физиологически более сильными, чем слуховые. Это отличие не влияет на общий механизм циклических нервных потоков и порядков абстракций. У слухового типа главные возвращающиеся потоки отклоняются на другие маршруты. Это разделение между «визуалами» и «слухачами» не является резким. В жизни мы в основном сталкиваемся с индивидуумами, которые обладают не более чем особой склонностью к тому или иному типу реакции.

В случае «умственных» процессов адаптация человека должна управляться на более высоких, более многочисленных и более сложных уровнях. Соответственно, очевидно, что слуховые типы в большей степени впадают в замешательство из-за слов, более отстранены от жизни, чем визуалы, и по этой причине не могут добиться того же уровня адаптации. Этим фактом не следует пренебрегать, и на человеческих уровнях следует выработать образовательные методы для тренировки в визуализации, что автоматически исключит отождествление.

Слуховые каналы, которые соединяют нас с внешним миром, являются куда менее утонченными и эффективными, чем визуальные. Глаз – это не просто «сенсорный орган». Эмбриология показывает, что глаз является частью самого мозга, и то, что именуется «оптическим нервом», должно рассматриваться не как нерв, а как настоящий нервный тракт. Данный факт, конечно же, придает глазу особую семантическую важность, не сравнимую с важностью каких-либо других «сенсоров» или рецепторов. Не следует удивляться тому открытию, что визуальные типы лучше приспособлены к этому миру, чем слуховые. В патологических состояниях, таких как отождествления, бред, иллюзии и галлюцинации, похоже, срабатывает перевод слуховых семантических стимулов в визуальные. В таких патологических случаях порядок оценки проявляется в том, что сначала идет ярлык, а потом объект, в то время как адаптационный порядок требует того, чтобы сначала шел объект, а потом ярлык. Практически, нет никаких сомнений в том, что визуализация очень полезна, а отождествление особенно вредно. Наиболее эффективное средство преобразования с.р отождествления обнаруживается в визуализации, что указывает на ее особую семантическую важность.

Семантическое расстройство отождествления может проистекать из многих источников, включая слуховые, а единственным адаптивным путем является визуализация, которая в некоторой степени зависит от структуры оптического нерва. Данный предмет озаряется некоторым структурным светом, когда мы осознаем то, что физиологически глаз теснее связан с вегетативной нервной системой, которая управляет нашими жизненно важными уровнями, чем ухо. У человека оптический таламус весьма увеличен, до такой степени, что весь таламус в общем час-то называют «оптическим таламусом». На самом деле таламус кроме визуальной функции выполняет множество других, и он связан с аффективными проявлениями.

Поскольку большинство наших наблюдений совершается с помощью глаз, следует ожидать, что слуховые типы будут довольно слабыми наблюдателями, так что, в итоге, с точки зрения рода, они будут не так хорошо приспособлены семантически. Наблюдение показывает, что слуховые типы часто проявляют инфантильные реакции – а это серьезный недостаток. С точки зрения адаптации «нормальный» неинфантильный наилучшим образом приспособленный индивидуум обязан быть визуальным типом. Слуховые типы обычно более оторваны от действительности, чем визуальные, поскольку слуховые стимулы связаны с большим количеством выводов, чем описаний, а у визуалов положение дел совершенно противоположное. Когда предпочтение отдается скорее выводам, чем описаниям, то, естественно, мы имеем дело в первую очередь с более высокими абстракциями, так что постоянно остается опасность семантического смешивания порядков абстракций, которое с необходимостью приводит к неадекватной оценке, для которой объектификация является только частным случаем.

Даже из соображений одного только здравого смысла понятно, что есть существенная разница между «знанием» этого мира посредством слушания и «знанием» его через видение. Точно так же, есть разница между переводом высших абстракций на низшие уровни визуальным способом и таким же переводом посредством слухового канала. Когда в обычной жизни мы хотим сказать, что мы понимаем что-то, то мы говорим «вижу», а не «слышу».2 Когда мы говорим о чем-то, что мы об этом «слышали», обычно это передает смысл вроде «да, что-то такое было, но что именно – я не понял этого, или не согласен с этим». Данное соотношение довольно важно, хотя его не анализировали достаточно глубоко. С этим же связаны проблемы интроверсии и экстраверсии.

Альфред Коржибский, «Наука и психическое здоровье»



  • 1

Аудиалы! Ау!

Известно, что не все люди одинаково хорошо способны визуализировать. В прежние времена этот факт принимали за данность, и никакого дальнейшего анализа не предлагалось. В текущих условиях у многих людей, а также и у животных, как показали эксперименты Павлова, визуальные стимулы физиологически более слабы, чем слуховые; однако у человека визуальные стимулы должны быть физиологически более сильными, чем слуховые.

Аудиалы! Ау!
http://www.nlpforum.ru/viewtopic.php?t=354&highlight=%E0%F3%E4%E8%E0%EB%FB+++%EE%F1%F2%E0%EB%FC%ED%FB%E5

Параллельные восприятия

(1) Визуальное дает более чем новую перспективу.

(2) Слуховое есть три разных отдельных звуковых/слуховых мира:

--мир объемлющих звуков
--мир звуков из локальных источников
--мир звуков речи, по типу:

Дюжина параллельных восприятий, "спрятанных" в одном зрительном восприятии
http://metanymous.livejournal.com/102382.html

(3) "Кинестетика" - с десяток параллельных восприятий. Мир восприятий, океан восприятий, с среди которого кинестетика тревоги/эмоций и кинестетика мета переживаний типа "компетенции" - островок в океане.

http://metapractice.livejournal.com/119109.html?thread=1731653

Edited at 2013-01-22 01:09 pm (UTC)

Обоняние против цветного зрения


Обоняние против цветного зрения
http://metanymous.livejournal.com/113137.html

<...>Мне кажется, что многим молодым людям следовало бы обращать больше внимания на тон голоса при выборе спутницы жизни. Тон голоса обычно говорит о личности человека намного больше, чем внешний вид, — в совместной жизни они, вероятно, будут больше времени слушать ее, чем смотреть на нее. (Андреас)

когда вы со мной говорите, я ничего больше не слышу, нич

Я уселся рядом и заговорил с нею. Когда она услышала мой голос, она подскочила и глаза у нее сделались большие, как груши "бера". Этот знакомый голос никак не увязывался в ее представлении с лицом, которое она перед собой видела. Но я продолжал говорить - в до мажоре, это самая дамская тональность, - и постепенно она затихла в своей качалке, и в глазах у нее появилось мечтательное выражение. Она понемногу примирялась со мной. Она знала, кто такой Джадсон Тэйт; знала про его великие заслуги и великие дела, и это уже было очко в мою пользу. Но, конечно, ее несколько ошеломило открытие, что я вовсе не тот красавец, которого ей выдали за великого Джадсона. Затем я перешел на испанский язык, более подходящий в некоторых случаях, чем английский, и стал играть на нем, как на тысячеструнной арфе. Я то понижал голос до нижнего соль, то повышал его до верхнего фа диез В его звуках была поэзия и живопись, аромат цветов и сияние луны. Я повторил некоторые из тех стихов, что нашептывал ночью под ее окном, и по искоркам, вспыхнувшим в ее глазах, понял, что она узнала во мне своего таинственного полуночного вздыхателя.

Так или иначе, шансы Мак-Махэна поколебались. Нет искусства выше, чем искусство живой речи, - эта истина неопровержима. По лицу встречают, а по разговору провожают, гласит старая пословица на новый лад.
Я пригласил сеньориту Анабелу пройтись, и мы с ней гуляли в лимонной роще, пока Фергюс, сразу подурнев от перекосившей его лицо злобной гримасы, танцевал вальс с шоколадной девицей. Еще до того как мы вернулись в залу, мне было разрешено завтра вечером снова прийти под окно сеньориты Анабелы для нежной беседы.
О, мне это не стоило никакого труда. Через две недели мы с Анабелой обручились, и Фергюс остался ни при чем. Надо сказать, что для красавца-мужчины он принял это довольно хладнокровно, но сказал мне, что не намерен отступаться.
...
И вдруг - о радость! Речь моя полилась полнозвучным потоком, напевная, звонкая, богатая оттенками и особенно выразительная от переполнявших ее чувств, которые так долго не находили выхода.
- Сеньорита Анабела, - сказал я, - мне хотелось бы две минуты поговорить с вами с глазу на глаз.
Надеюсь, вы не будете настаивать на подробностях? Благодарю вас. Итак, прежний дар слова вернулся ко мне в полной мере. Я отвел Анабелу под сень кокосовой пальмы и вновь заставил ее поддаться чарам моего красноречия.
- Джадсон, - сказала она, - когда вы со мной говорите, я ничего больше не слышу, ничего больше не вижу, никто и ничто на свете для меня больше не существует.
Ну, вот, собственно, и все. Анабела вернулась со мной в Оратаму на том же катере. Что сталось с Фергюсом, мне неизвестно. Я его больше никогда не видел. Анабела теперь именуется миссис Джадсон Тэйт. Скажите, я не слишком наскучил вам своим рассказом?
О'Генри - "Среди текста"
http://www.vikhome.narod.ru/bibl/genry/srtext.htm

Кризисы развития и интонационные паттерны

Мне кажется, что многим молодым людям следовало бы обращать больше внимания на тон голоса при выборе спутницы жизни. Тон голоса обычно говорит о личности человека намного больше, чем внешний вид, — в совместной жизни они, вероятно, будут больше времени слушать ее, чем смотреть на нее. (Андреас)

Если отвечать более серьезно/точно, то вот например:

Для кого знаменитый кризис, а для кого и мать родна
http://metanymous.livejournal.com/69348.html

В результате незавершенного трехлетнего кризиса развития формируется личность с таким чертами:

(a) Негативизм.
Это отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому человеку. Ребенок отказывается вообще подчиняться определенным требованиям взрослых. Негативизм нельзя смешивать с непослушанием. Непослушание бывает и в более раннем возрасте.

Взрослый человек, который хронически отказывается подчиняться требованиям, заключенным в каких-нибудь обще установленных правилах, законах и прочее. Получается, как минимум, некая "реформаторская" компонента. На другом уровне социализированный негативизм будет проявляться постоянным своеобразным стилем эээ злого/разрушительного/черного юмора.

(б) Упрямство.
Это реакция на свое собственное решение. Упрямство не следует смешивать с настойчивостью. Упрямство состоит в том, что ребенок настаивает на своем требовании, на своем решении. Здесь происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались.

В отношении данного свойства и придумывать ничего не требуется. Упрямство трансформируется в настойчивость, содержащую постоянный акцент на требовании считаться с личной уникальностью.

(в) Строптивость. Близка к негативизму и упрямству, но имеет специфические особенности. Строптивость, носит более генерализованный и более безличный характер. Это протест против порядков, которые существуют дома. В условном позитиве: Протест против порядков. Постоянный бунтарь, революционер, реформатор, первопроходец - что-то такое.

(г) Своеволие. Стремление к эмансипации от взрослого. Ребенок сам хочет что-то делать. Отчасти это напоминает кризис первого года, но там ребенок стремился к физической самостоятельности. Здесь речь идет о более глубоких вещах - о самостоятельности намерения, замысла. В условном позитиве: Акцентуированное стремление к самостоятельности намерений и замысла. Вполне может быть позитивное свойство.

(д) Обесценивание взрослых. Ш. Бюлер описала ужас семьи, когда мать услышала от ребенка: "дура". Протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями "Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними", - писал Л. С. Выготский. В семье с единственным ребенком встречается стремление к деспотизму. Ребенок проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему и изыскивает для этого множество способов. В условном позитиве: если предположить, что личность с неотщепленным эго формируется в рамках постоянной семейной культуры/традиции, направленной как раз на это ее свойство, а по мере взросления личность "помещается" в четкие рамки некоей более общей "идейной традиции", в которой неотщепленное эго/"я" будет сливаться с осознанием "мы" по факту принадлежности к данной групповой "традиции".

И всему этому набору свойств четко соответствует наличие особенных интонационных паттернов субъекта.

Тоже и семилетним кризисом развития.

Уильям Джеймс - Коржибский - ...

В этом месте мы собираемся критиковать «примитивность» представлений Коржибского о значении визуализации и ее соотношении с аудиальной системой представлений и воображения. Мы собираемся критиковать, но при этом, отдаем себе отчет в существовании последовательности предшествующих нлп авторов и идей, в частности о такой интересной КГД-модели.

И первым в этой последовательности был один из основоположников науки психологии. А его интроспективный анализ на тему связи внутренней визуализации и характерных движений глаз датирован периодом 1890 года!

И вторым в этом ряду, оказывается, является Коржибский который на четверть века прежде Гриндера и Бандлера занялся осмыслением значения и соотношения визуализации и эээ аудиолизации.

Строго говоря, при наличии таких предшественников, работы которых одного являются широко известными, а работы Коржибского БиГи специально изучали в начале/в основании нлп, - при таких предшественниках за бигами остается ничтожная часть авторства.

Открытие КГД принадлежит Уильяму Джеймсу от 1890 года. Обширное практическое использование - приоритет за Сатир и Эриксоном. Первая "научная" публикация - за Дилтсом. Гриндеру и Бандлеру принадлежит приоритет только в оригинальном варианте "технического" описания данного паттерна. Жирная точка.

Кроме того. Вывод о моделировании. Моделировать можно как угодно - в том числе и путем наблюдения за самим собой. Исключительное требование/ограничение Гриндера втемную моделировать гениев только на поведенческом уровне является ограничением, направленным на разваливание учения и практики о моделировании человеческой активности.
http://community.livejournal.com/metapractice/280212.html?thread=6152340#t6175380
http://metapractice.livejournal.com/281123.html

Так что мы позволяем себе эти критические через многие десятки лет разборки над предшественниками только из тренировочных соображений. И еще, потому что мы просто обязаны двигаться дальше. Гораздо дальше, нежели это сделали создатели нлп.


Edited at 2013-01-25 03:43 pm (UTC)

АУДИАЛЫ VS ВИЗУАЛЫ


Это отличие не влияет на общий механизм циклических нервных потоков и порядков абстракций. У слухового типа главные возвращающиеся потоки отклоняются на другие маршруты. Это разделение между «визуалами» и «слухачами» не является резким. В жизни мы в основном сталкиваемся с индивидуумами, которые обладают не более чем особой склонностью к тому или иному типу реакции.

Да нет же. В последнем суждении Коржибский категорически не прав. Прошло много времени. Появились БиГи, которые переоткрыли явление специализации аудиалов и визуалов.

Затем, за сорок лет существования НЛП накопилось огромное число исчерпывающих наблюдений. Эти наблюдения подчеркивают существование определенного числа субъектов с крайней специализацией на визуальной либо аудиальной репрезентативных системах.

Эти наблюдения подчеркивают категорическое расхождение по набору множества психических свойств между аудиалами и визуалами.

КОСМОГОНИЯ: УМСТВЕННЫЕ ВИЗУАЛЫ VS АУДИАЛЫ


В случае «умственных» процессов адаптация человека должна управляться на более высоких, более многочисленных и более сложных уровнях. Соответственно, очевидно, что слуховые типы в большей степени впадают в замешательство из-за слов, более отстранены от жизни, чем визуалы, и по этой причине не могут добиться того же уровня адаптации. Этим фактом не следует пренебрегать, и на человеческих уровнях следует выработать образовательные методы для тренировки в визуализации, что автоматически исключит отождествление.

Коржибский, к нашему глубочайшему сожалению, свел слуховой мир одному только речевому/словесному восприятию и экспрессии. В этом месте представления Коржибского в огромной степени ограничены в отношении обширности и разнообразия звукового/слухового восприятия и связи его с мышлением и жизненной адаптацией. Ранее уже отметили:

--мир объемлющих звуков
--мир звуков из локальных источников
--мир звуков речи
http://metapractice.livejournal.com/359350.html?thread=9264310#t9264310

Начнем сравнивать значение «визуального» и аудиального» от самого максимального масштаба к конкретным вещам.

(1) В космогоническом масштабе:

(а) Современные научные и около научные визуалисты порождают нечто вроде следующего:

ЖУРНАЛ: В вашей книге вы называете эту точку зрения «космические сферы времени». Нэнси, Вы сказали, что мы находимся в особенном месте во вселенной по отношению к этим космическим сферам времени. Наше особенное местоположение возникло из-за взаимодействия между пространством, временем, светом и осознанием. Вы также упоминаете, что без осознания нет видимого мироздания. Не могли бы Вы подробнее рассказать, что Вы имели в виду, и как это связано с нашей центральной позицией?
ДЖОЕЛЬ ...С помощью нас вселенная размышляет о себе. Без нас мироздание полностью бессмысленно.
Интервью: Физик Джоэль Праймак и философ-культуролог Нэнси Абрамс
http://integralportal.ru/docs/DOC-1178

Т.е. научные и околонаучные визуалисты дружно занимаются построением умозрительных метафизических конструкций на тему соединения визуализации, сознания и космогонии. И такая картина типичная. Вы нигде ничего более метафизики не найдете на указанную здесь тему.



(а) Послушаем, что озвучивают в космогоническом масштабе АУДИАЛИСТЫ, например, это математик, психолог и пр. - Лефевр:

Лефевр полагает, что построенная им формальная модель описывает не только человека, но и любого субъекта, который может существовать в Космосе. Он также предполагает, что «материальной основой совершенных космических существ могут быть магнитно-плазменные образования, родственные магнитосферам звезд и планет» — потоки плазмы, структурированные магнитным полем[13]. Из этого, а также из того, что в основе совести и натуральных музыкальных интервалов лежат сходные алгебраические структуры, Лефевр делает вывод, что для обнаружения внеземных разумных субъектов следует искать музыкальные структуры в потоках, доходящих до нас космических сигналов[14].
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D1%84%D0%B5%D0%B2%D1%80,_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
http://openmeta.livejournal.com/20680.html?thread=171720#t171720
http://openmeta.livejournal.com/15490.html

Т.е. Лефевр говорит О КОСМОГОНИЧЕСКИХ МОДЕЛЯХ СОЗНАНИЯ, при этом, в этих моделях присутствуют/отсутствует:

--присутствуют гармоничные колебания, которые при известных условиях, являются звуками. Да не просто звуками, НО КОСМИЧЕСКОЙ МУЗЫКОЙ-СОЗНАНИЕМ.
--отсутствует полностью метафизика
--построения аудиалиста – Лефевра являются чрезвычайно ценной разновидностью МОДЕЛЕЙ

То, что Лефевр уникален сути дела не меняет. Космогонический масштаб сравнения ресурсности визуального и аудиального подхода в роли ментальных/методологических средств описания реальности явно в пользу аудиального взгляда на космогоническую природу вещей.

АУДИАЛЬАНОЕ VS ВИЗУАЛЬНОЕ: ВЫСШЕЕ РАЗВИТИЕ

Итак, мы сравнили визуальное и аудиальное в сфере научных и около-научных представлений в реплике выше. И у нас выиграла аудиализация.

Теперь, снизим масштаб обобщений и посмотрим как противостоят аудиальное и визуальное в сфере метафизики и трансперсональщины.

(1) С одной стороны, вроде давно уже вперед вырвалась визуальщина, которая присвоила себе даже термин «просветление». Например, буддистское просветление:

Четыре стадии просветления
Первая стадия называется Сротапанна (Srotaāpanna, Pāli: Sotāpanna), буквально означает «тот кто вошёл в поток» ...
Сакадагамины ( sakṛdāgāmin, Pāli: sakadāgāmī) или экавичика ( тиб. барчечикпа букв. "только с одним препятствием") - это те кто ещё один раз вернутся. ...
Невозвращающиеся. Третьей стадией являются анагамины (anāgāmin ,Pāli: anāgāmī), то есть те, кто уже не придёт. ...
Анагамины уже сбросили пять препятствий, которые связывают его сознание с сансарой. ...
Четвёртая стадия - архат, полностью просветлённые, кто полностью освободился от оков и кто после своего ухода (Sanskrit: parinirvāṇa IAST, Pāli: parinibbāna) не будет рождён ни в одном миру сансары Шаблон:( संसार ).
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B5%D1%82%D1%8B%D1%80%D0%B5_%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%B8_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F

Или возьмем современных метафизиков типа Уилбера:

В 1973 году Уилбер завершил работу над своей первой книгой «Спектр сознания», в которой он пытался интегрировать знания из различных областей. Среди его других работ «Секс, экология и духовность» (1995), «Короткая история всего» (1996), «Око духа» (1997), «Интегральная психология» (1999).
http://www.koob.ru/wilber/

И т.д., и т.п. Далее идут все виды богов в виде света. И, даже если эти боги проявляются в виде слов, то это есть написанные слова. Т.е., опять-таки в ходу одна визуальность.

(2) Оценим, что вышеуказанной разливанности визуальности может противопоставить аудиальность. Аудиальность дает уникальные трансперсональные переживания, аналогу которых в визуальности еще поискать:

Рев вселенной
http://metapractice.livejournal.com/151110.html


АУДИАЛЬАНОЕ VS ВИЗУАЛЬНОЕ: ВЫСШЕЕ РАЗВИТИЕ2

Существует совершенно аудиальный аналог достижения высших состояний называемых "просветлением", для которых из-за наличной дискриминации аудиального визуальным даже нет устойчивых названий:

"Стояла почти непереносимая тишина, и эта тишина очищала все от страданий и скорби".
Проблемы жизни. Дж. Кришнамурти

Далее, магия и мистика. Структура звукового восприятия мира, которая открывает путь для дальнейших магических визуализаций уже в режиме "вИдение". Т.е. в данном случае аудиальное ведет визуальное. Аудиальное обнаруживает некие "дыры" в структуре звукового мира, а затем оказывается, что эти "дыры" являются источниками мощных визуализаций:

Структура звукового мира
...Звуки начали проступать снова. Их не было настолько много, чтобы я хотел слушать их; скорее, они каким-то способом заставляли меня концентрироваться на них.
Ветер шелестел листьями. Ветер прошел вверху над деревьями и затем втянулся в долину, где мы были. Опускаясь, он коснулся сначала листьев на верхушках деревьев - они издали особый звук, который, как я представил, был низким, дребезжащим, сочным звуком.
Затем ветер толкнул кусты, и их листья зазвучали подобно множеству мелких предметов; это был почти мелодичный звук, очень поглощающий и весьма требовательный; он, казалось, мог заглушить все остальное... Затем я услышал, что ветер прошелся по земле. Это не был больше шелестящий звук, но больше посвистывание, почти низкое или однообразное жужжание. Прислушиваясь к звукам ветра, я понял, что все три из них случились сразу. Я был удивлен тем, что я был способен отличить их один от другого, когда я снова начал сознавать посвистывание птиц и жужжание насекомых.
В один момент были только звуки ветра, а в следующий момент гигантский поток других звуков сразу возник в сфере моего сознания... ... Логически, все существовавшие звуки должны были постоянно издаваться в течение времени, когда я слышал только ветер.
Я не мог сосчитать всех посвитываний птиц или жужжаний насекомых, однако, я был убежден, что я слышал каждый отдельный звук, когда он производился.
Все вместе они создавали очень необычный порядок. Я не мог назвать это иначе, чем "порядок". Это был порядок звуков, которые имели строй; то есть каждый звук происходил в последовательности... ... Затем я услышал исключительно долгий вой. Он заставил меня задрожать. Все другие звуки в мгновение прекратились, и долина была мертвой, пока отражение воя не достигло другой стороны долины; затем шумы возникли опять.
Я сразу же поймал их строй. Через момент напряженного слушания я подумал, что я понял... Строй шумов имел интервалы между звуками! Например, особые посвистывания птиц были рассчитаны по времени и имели паузы между собой, и то же имели все другие звуки, которые я воспринимал. Шелест листьев был подобен вязкому клею, что составляло их однородное жужжание. Дело было в том, что синхронность каждого звука была целой в общем строе звуков. Таким образом, интервалы или паузы между звуками, если я обращал внимание на них, были дырами в структуре...
Карлос К.
http://www.nlpforum.ru/viewtopic.php?t=354&postdays=0&postorder=asc&highlight=%E0%F3%E4%E8%E0%EB%FB+++%EE%F1%F2%E0%EB%FC%ED%FB%E5&start=40
http://metapractice.livejournal.com/359350.html?thread=9264054#t9264054



Edited at 2013-02-08 03:18 pm (UTC)

ВИЗУАЛЬНОЕ VS АУДИАЛЬНОЕ В ФИЛОГЕНЕЗЕ


Еще раз напомним это жуткие дискриминационные заявления Коржибского об ограниченности звукового/слухового/аудиального восприятия:

В случае «умственных» процессов адаптация человека должна управляться на более высоких, более многочисленных и более сложных уровнях. Соответственно, очевидно, что слуховые типы в большей степени впадают в замешательство из-за слов, более отстранены от жизни, чем визуалы, и по этой причине не могут добиться того же уровня адаптации. Этим фактом не следует пренебрегать, и на человеческих уровнях следует выработать образовательные методы для тренировки в визуализации, что автоматически исключит отождествление.

И в этот раз мы рассмотрим противопоставление визуального и аудиального в некоем филогенетическом аспекте. На конкретном примере. Недавно с внуком смотрел канал Дискавери. И там была передача про то, как в Африке на деревьях ночью расположилась стая павианов. И на эти же деревья залез закусить этими павианами один леопард. Темная безлунная африканская ночь. У павианов ночное зрение, как и у людей. Т.е. никакое. А у леопарда ночное зрение абсолютное. Т.е. леопард в этой кромешной африканской тьме всех павианов видит как на ладони. И лазит леопард по деревьям не хуже павианов.
А павианы леопарда могут только слышать. И они его слышат. Тем и спасаются.

Re: ВИЗУАЛЬНОЕ VS АУДИАЛЬНОЕ В ФИЛОГЕНЕЗЕ

Еще раз напомним это жуткие дискриминационные заявления Коржибского об ограниченности звукового/слухового/аудиального восприятия:

На эту/такую же тему есть цитата С.Андреаса.

Re: ВИЗУАЛЬНОЕ VS АУДИАЛЬНОЕ В ФИЛОГЕНЕЗЕ

Так, приведи ее, пожалуйста.

Re: ВИЗУАЛЬНОЕ VS АУДИАЛЬНОЕ В ФИЛОГЕНЕЗЕ

Да, с удовольствием, вот до компьютера своего доберусь, найду и выложу.

(Это я для себя написал, как напоминание, что надо найти сюда выложить)

Re: ВИЗУАЛЬНОЕ VS АУДИАЛЬНОЕ В ФИЛОГЕНЕЗЕ

Хорошо.

ВИЗУАЛЬНОЕ ПРОТИВ АУДИАЛЬНОГО


Природа устроена так, что мы при словесном общении с другими сначала видим внутренним взором то, о чем идет речь, а потом уже говорим о виденном. Если же мы слушаем других, то сначала воспринимаем ухом то, что нам говорят, а потом видим глазом услышанное» (Станиславский К. С. том. 3)
http://bavi.livejournal.com/171016.html

Повреждение улитки/ее нервов человека убивает


Слуховые каналы, которые соединяют нас с внешним миром, являются куда менее утонченными и эффективными, чем визуальные. Глаз – это не просто «сенсорный орган». Эмбриология показывает, что глаз является частью самого мозга, и то, что именуется «оптическим нервом», должно рассматриваться не как нерв, а как настоящий нервный тракт.

Слуховые каналы, которые нас соединяют с внешним миром не менее изощренные, нежели чем зрительные каналы.

Сенсорный орган уха – улитка, это не просто сенсорный орган слуха, это еще и орган без которого невозможна даже самая элементарная ориентация в пространстве.

При повреждении самих глаз и зрительных нервов/трактов человек выживает. При повреждении улитки и ее нервов человек немедленно умирает.

КУЛЬТУРНО-РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТ


(1) Слуховые каналы, которые соединяют нас с внешним миром, являются куда менее утонченными и эффективными, чем визуальные. Глаз – это не просто «сенсорный орган». Эмбриология показывает, что глаз является частью самого мозга, и то, что именуется «оптическим нервом», должно рассматриваться не как нерв, а как настоящий нервный тракт.

(2) Данный факт, конечно же, придает глазу особую семантическую важность, не сравнимую с важностью каких-либо других «сенсоров» или рецепторов. Не следует удивляться тому открытию, что визуальные типы лучше приспособлены к этому миру, чем слуховые.

Cемантическая важность глаза задается не ложно-эмбриологическими фактами из пп (1), на которые указывает Коржибский. Она задается всего лишь двумя совершенно иными «фактами»:

--один из них совершенно прагматический. Для развития технологий требуется чтение многих различного рода «чертежей». Чертежи удобно читать в визуальной форме.

--второй факт совершенно «идеологический» и даже религиозно-юридический. Никого не убедят устные свидетельства религиозно-юридического характера. Но вот, вырубленные на камне и читаемые глазами скрижали, убеждают даже современную ООН:

ООН - за. Саваоф - против
http://metanymous.livejournal.com/451334.html


ЗВУКОВАЯ РЕФЕРЕНТНАЯ СИСТЕМА


Vc – Vr – Ar – осознание/репрезентация в зрительной памяти, а проверка/референция в звуковой. Проверка зрения звуками в социальных контекстах кажется совершенной экзотикой. Но, в некоторых технических контекстах такая стратегия самая обычная. Например, мастер автомеханник более ценит звуки, которые издает работающий механизм, нежели видимые проявления активности данного механизма.
http://metapractice.livejournal.com/362954.html?thread=9380298#t9380298

ВЕРБАЛЬНЫЙ МИР. РЕЛИКТ – НЕВЕРБАЛЬНЫЙ МИР

В патологических состояниях, таких как отождествления, бред, иллюзии и галлюцинации, похоже, срабатывает перевод слуховых семантических стимулов в визуальные. В таких патологических случаях порядок оценки проявляется в том, что сначала идет ярлык, а потом объект, в то время как адаптационный порядок требует того, чтобы сначала шел объект, а потом ярлык.

(1) Коржибский считает, что стратегии вида: Ac/Ar/Ad – Vc/Vr – такие стратегии способствуют:

--нересурсным отождествлениям
--бреду
--иллюзиям
--галлюцинациям

…и в этом мы с ним совершенно согласны:

Моделируем Глазодвигатели (24) страшная стратегия
http://metapractice.livejournal.com/362954.html

(2) В отличии от Коржибского мы различаем жизненные контексты, в которых доминирует вербальное, - в отношении них утверждения Коржибского совершенно справедливы. Но, кроме того мы различаем контексты, в которых доминирует невербальное. По отношению к вербальным жизненным контекстам современной жизни невербальные контексты являются «РЕЛИКТАМИ». В самом деле, в большинстве случаев, современный человек не занимается выживанием в темной африканской саване, руководствуясь слухом.

Для реликтовых невербальных контекстов – невербального мира - утверждение Коржибского неверны. Вопреки реалиям современной жизни с доминированием вербального – вербальному миру – невербальный мир ставит на первое место слух, а на второе место зрение. И в плане внешнего восприятия. И в плане внутренних ментальных процессов. В невербальном мире слуховые стимулы в целом (и семантические в частности) ресурсным путем трансформируются в визуальные представления. Внутренние и внешние. И такой порядок вещей закодирован НА ГЕНЕТИЧЕСКОМ УРОВНЕ!


Edited at 2013-02-26 04:59 pm (UTC)

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ДИФИРАМБЫ АДАПТИВНОЙ ВИЗУАЛИЗАЦИ


Практически, нет никаких сомнений в том, что визуализация очень полезна, а отождествление особенно вредно. Наиболее эффективное средство преобразования с.р. отождествления обнаруживается в визуализации, что указывает на ее особую семантическую важность. Семантическое расстройство отождествления может проистекать из многих источников, включая слуховые, а единственным адаптивным путем является визуализация, которая в некоторой степени зависит от структуры оптического нерва.

Ну, «семантическое расстройство отождествления», которое имеет в виду Коржибский, прекрасно может протекать и из визуализации. Причем, в сфере визуализации это может происходить невероятно прямо. В известных терапевтических техниках и «семантическое отождествление», и даже прямое отождествление возникает по «вине» именно визуализации!

Одна только структура зрительного нерва не делает его более «адаптивным» нежели структура слухового нерва.

К ОГРОМНОМУ СОЖАЛЕНИЮ ПРИХОДИТСЯ КОНСТАТИРОВАТЬ, ЧТО ДИФИРАМБЫ АДАПТИВНОЙ ВИЗУАЛИЗАЦИИ, КОТОРЫЕ БУКВАЛЬНО РАСПЕВАЕТ КОРЖИБСКИЙ, ЯВЛЯЮТСЯ ДЛЯ НЕГО ИНДИВИДУАЛЬНО/ПРОЕКТИВНО ЭЭЭ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИМИ.

Для него тема "адаптивной силы визуализации" стала личным "семантическое расстройство отождествления".

КОРЖИБСКИЙ ВЕСЬМА НЕТОЧЕН О ТАЛАМУСЕ

Данный предмет озаряется некоторым структурным светом, когда мы осознаем то, что физиологически глаз теснее связан с вегетативной нервной системой, которая управляет нашими жизненно важными уровнями, чем ухо. У человека оптический таламус весьма увеличен, до такой степени, что весь таламус в общем час-то называют «оптическим таламусом». На самом деле таламус кроме визуальной функции выполняет множество других, и он связан с аффективными проявлениями.

Таламус состоит из серого вещества, группирующегося в ядра (рис. 3.30). Различают пять основных групп ядер таламуса: передние, интраламинарные (внутрипластинчатые), срединные (медиальные), латеральные и задние (см. Атл.). В каждую из этих групп входит по 5–6 и более ядер. Группы ядер разделены V-образной медуллярной (мозговой) пластинкой (laminae medullares), внутри которой также лежат скопления нейронов, называемые интраламинарными ядрами. В переднем ядре оканчивается мамиллоталамический путь, приносящий многокомпонентные импульсы из гипоталамуса. На каудальном полюсе таламуса, в так называемой подушке, оканчивается часть волокон зрительного тракта (см. Атл.).

Наряду с морфологической (по месту локализации) существует функциональная классификация ядер таламуса. Ядра таламуса, нейроны которых направляют аксоны в кору больших полушарий, относят к проекционным или релейным (специфическим). На их нейронах оканчиваются аксоны нейронов восходящих сенсорных систем, кроме обонятельной. Например, в нижней части таламуса лежат основные ядра системы кожной чувствительности и чувствительности опорно-двигательного аппарата – вентролатеральное и вентро-медиальное ядра, в которых оканчиваются спинно-таламический путь, медиальная петля, тройничная петля, волокна верхних ножек мозжечка и другие пути, проводящие импульсы от кожи и проприорецепторов. К ядрам этой группы могут быть отнесены латеральное и медиальное коленчатые тела. В них происходит переключение импульсов соответственно зрительной и слуховой сенсорных систем. Разрушение проекционных ядер приводит к полному выпадению соответствующего вида чувствительности, что указывает на отсутствие иного пути для сенсорной информации в кору.

Проекционные ядра имеют топическую организацию. Это означает, что каждая точка рецептивного (чувствительного) поля данной сенсорной системы проецируется в определенную группу нейронов этих ядер. Чем больше плотность рецепторных окончаний на данном участке поверхности, тем большее число нейронов в ядрах таламуса получает импульсы от этих рецепторов. Поверхность, менее насыщенная рецепторными окончаниями, имеет меньшее представительство. Та же картина повторяется и в коре больших полушарий. Наряду с передачей чувствительности в кору эти ядра выполняют сложную переработку сенсорной информации.

Среди проекционных ядер выделяются и такие, которые получают афферентные импульсы от мозжечка и базальных ганглиев, и передают эфферентные сигналы в моторные области коры. Кроме того, афферентация может приходить к этим ядрам от других подкорковых структур, а проецироваться в лимбические области коры.

Re: КОРЖИБСКИЙ ВЕСЬМА НЕТОЧЕН О ТАЛАМУСЕ

Другие ядра, как, например, латеральные и большая часть подушки, передают возбуждение на межанализаторные или ассоциативные области коры; эти ядра относят к ассоциативным. Для них характерно наличие множественных источников афферентации. Информация к этим ядрам поступает от коленчатых тел, других ядер таламуса, миндалевидного комплекса и т.д. Нарушение нейронов ассоциативных ядер и их связей с теменно-затылочными областями коры (таламо-париетальная система) приводит к нарушению распознавания речи, расстройству внимания. Эти ядра образуют также проекции в лобные области коры (таламо-фронтальная система), благодаря которым осуществляется контроль эмоционального состояния, воспринимается пространство, время и т.д. Ассоциативные ядра таламуса считаются филогенетически молодыми, так как возникают и дифференцируются они в связи с формированием ассоциативных областей новой коры.

Как и в стволовой части мозга, в таламусе есть образования, сходные по функции с ретикулярной формацией. К ним относятся срединные и интраламинарные ядра, а также некоторые ядра латеральной группы. Они оказывают на кору больших полушарий неспецифическое влияние, вызывая не только возбуждающий, но и отчетливый тормозной эффект, и потому получили название неспецифических. Подобно ретикулярной формации ствола неспецифические ядра таламуса не несут каких-либо особых высших интегративных функций, но в известной мере участвуют в регуляции различных афферентных влияний, идущих по восходящим путям сенсорных систем. Эта группа ядер получает афферентацию от большого числа подкорковых структур (красного ядра, черной субстанции, ядер мозжечка, гиппокампа, миндалины и других подкорковых ядер), они не имеют четко организованных проекций в кору. Эти ядра участвуют в организации реакций сон–бодрствование, эмоциональных состояний и т.д.

Отростки нейронов таламуса образуют таламическую лучистость (лучистый венец). Волокна ее направляются к большим полушариям, где они заканчиваются главным образом в коре, а также на клетках базальных ганглиев.

Латеральное коленчатое тело (corpus geniculatum laterale) (рис. 3.27) расположено вблизи подушки таламуса и зрительного тракта, волокна которого в нем оканчиваются. Состоит латеральное коленчатое тело из дорсального и вентрального ядер. Дорсальное ядро имеет слоистое строение, в него поступают афферентные волокна латерального корешка зрительного тракта и ручек переднего двухолмия. Эфферентные волокна идут к 17, 18, 19 полям затылочной доли коры. Вентральное ядро получает афференты от переднего двухолмия, мозжечка и зрительного тракта, эфферентные волокна проходят к интраламинарным ядрам таламуса, переднему двухолмию, покрышке ножек мозга и ретикулярной формации среднего мозга. Прямых выходов на кору это ядро не имеет.

Медиальное коленчатое тело (corpus geniculatum mediale) лежит на уровне поперечной бороздки четверохолмия (рис. 3.27). Оно образовано несколькими ядрами. Афферентные волокна приходят в составе латеральной петли и ручек нижнего двухолмия. Эфферентные волокна в составе слуховой лучистости направляются к коре больших полушарий в 41 и 42 поля.
http://medicinsk.ru/anatomia-cheloveka/53-198.php

СЕМАНТИЧЕСКАЯ СРЕДА; С. МИР


Поскольку большинство наших наблюдений совершается с помощью глаз, следует ожидать, что слуховые типы будут довольно слабыми наблюдателями, так что, в итоге, с точки зрения рода, они будут не так хорошо приспособлены семантически.

Наблюдение показывает, что слуховые типы часто проявляют инфантильные реакции – а это серьезный недостаток. С точки зрения адаптации «нормальный» неинфантильный наилучшим образом приспособленный индивидуум обязан быть визуальным типом.



Хорошо, сосредоточимся на речевых слуховых стимулах, о которых так антиресурсно пишет Коржибский. Ребенок в утробе матери имеет два главных восприятия:

--ощущения
--звуки речи

…причем, он слышит не только голос матери, но голоса окружающих людей.

Далее, среднестатистический человек до самого своего последнего дыхания на этой Земле слышит, и слышит, и слышит речь!

Человек от самого зарождения из яйца-спематозоида до самого смертного мига ЖИВЕТ В МИРЕ ЗВУЧАЩИХ СЛОВ. Ну, еще в мире звучащих слов есть слова написанные.

Таким образом, наилучшим способом приспособленный индивид есть – ОБЯЗАН БЫТЬ ускоспециализированным по речевым звуковым стимулам слухачем!

ВНЕШНЕЕ ВОСПРИЯТИЕ ИЛИ ВНУТРЕННЕЕ?


Слуховые типы обычно более оторваны от действительности, чем визуальные, поскольку слуховые стимулы связаны с большим количеством выводов, чем описаний, а у визуалов положение дел совершенно противоположное. Когда предпочтение отдается скорее выводам, чем описаниям, то, естественно, мы имеем дело в первую очередь с более высокими абстракциями, так что постоянно остается опасность семантического смешивания порядков абстракций, которое с необходимостью приводит к неадекватной оценке, для которой объектификация является только частным случаем.

Слуховые типы оторваны от действительности не более чем зрительные типы или чем кинестетики. В этом легко убедиться. Отправьтесь в НИИ академии наук. Например, в институт математики на закрытый семинар. Там вы среди самых махровых теоретиков примерно в трети случаев найдете в самых крайних формах выраженности визуалов.
Затем, вы можете отследить этих визуалов в жизни по мере проявлений социальной адаптации, НО ДАЛЕКО ЗА ПРЕДЕЛАМИ ИХ УЗКОГО ПРИСПОСОБИТЕЛЬНОГО КОНТЕКСТА. Более странных людей вам вряд ли удастся встретить.

Во всей этой разборке с визуалами и аудиалами Коржибский нигде не говорит о каких визуалах/аудиалах идет речь:

--речь идет о внешнем восприятии?
--речь идет о внутреннем восприятии?

РАЗВИТИЕ НАЧИНАЕТСЯ ЗВУЧАНИЕМ СЛОВ


Даже из соображений одного только здравого смысла понятно, что есть существенная разница между «знанием» этого мира посредством слушания и «знанием» его через видение.

(1) Из соображений здравого смысла «знание этого мира» онтогенетически формируется в два этапа:

--в среде/через устную речь
--через письменную (а следовательно) через зрительную речь

…в случае дефпесон с нарушениями слуха, которых удалось своевременно обучить визуальному чтению и письму, то и в этом случае уровень интеллекта не гарантируется. Т.е. и в миру звучащих и видимых слов ЗВУКОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ ВЕДЕТ ЗРИТЕЛЬНОЕ, а вместе они составляют неразрывную функциональную пару.

(2) Глухие люди способны развить настоящую звуковую локацию, подобную зрению. Это, конечно, выдающийся результат, но они на такое способны! А вот развить на основе зрения какой-то/некий аналог звукового восприятия НЕВОЗМОЖНО В ПРИНЦИПЕ!

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ТОП ИСПОЛЬЗУЕТ Vr/Vc и Ad


Точно так же, есть разница между переводом высших абстракций на низшие уровни визуальным способом и таким же переводом посредством слухового канала. Когда в обычной жизни мы хотим сказать, что мы понимаем что-то, то мы говорим «вижу», а не «слышу».2


Разница между переводом высших абстракций на низшие уровни и обратно визуальным способом и посредством слухового канала может быть отслежена на материале выступлений научного ТОПа представителей интеллектуальной элиты. Теоретических математиков или философов. Среди них есть те, кто переводит абстракции визуальным путем (Vr/Vc), но есть и те, кто делает это чисто аудиальным путем, например, постоянно задействуя Ad.

НЕ БУДЕМ ТОПТАТЬСЯ ПО КЛАССИКАМ


Когда мы говорим о чем-то, что мы об этом «слышали», обычно это передает смысл вроде «да, что-то такое было, но что именно – я не понял этого, или не согласен с этим». Данное соотношение довольно важно, хотя его не анализировали достаточно глубоко. С этим же связаны проблемы интроверсии и экстраверсии.
Альфред Коржибский, «Наука и психическое здоровье»


Как просто критиковать классиков! Как просто было бы объяснить живому Коржибскому насколько он не прав! Как просто использовать результаты экспериментальных наработок и наблюдений за тот огромны интервал времени, который отделяет нас от Коржибского. Из уважения к нему, в этом месте мы не будем критиковать этот сильно проективный фрагмент мыслей великого первопроходца.


  • 1
?

Log in

No account? Create an account