Previous Entry Share Next Entry
Лево -правая экспрессия (19) Правая и левая стороны души
metanymous wrote in metapractice
http://metapractice.livejournal.com/353666.html

http://rjews.net/v_rotenberg/interview.html#.USjEiDaqanv

С 1970-х годов одной из традиционных тем обсуждения в кругах отечественной интеллигенции стала функциональная асимметрия головного мозга. Значимую роль в популяризации этой темы сыграла книга "Чет и нечет" Вяч. Вс. Иванова. Вокруг проблемы право- и левополушарного накопилось достаточно много представлений разной степени научной достоверности. О современных научных представлениях и тематике проводимых исследований функциональной асимметрии головного мозга мы побеседовали с одним из пионеров и ведущих исследователей этой темы, доктором медицинских наук Вадимом Ротенбергом, ныне работающим в Тель-Авивском Университете и руководившем лабораторией по исследованию сна Психиатрического Центра Абарбанель. Интервью взял Андрей Константинов.

Насколько изменилось наше представление о человеке в связи с таким фундаментальным открытием, как межполушарная асимметрия головного мозга? Как об этом говорить в психологическом плане: как о некоей принципиальной двойственности человека, о двух частях души, или о двух способах восприятия мира, переработки информации?

Нет, ни о какой принципиальной двойственности нормального человека говорить нельзя. Здоровый человек - целостная интегральная личность, и в нем гармонично сочетаются два разных типа мышления, взаимно дополняющие друг друга, обеспечивающие естественную вписанность человека в сложный и многомерный мир. Способность к логическим умозаключениям, к вероятностному прогнозу на основе проанализированного прошлого опыта, к однозначному взаимопониманию в процессе вербального общения - функция левого полушария мозга, особенно левой лобной доли. Однако связи между предметами и явлениями, да и между самими людьми отнюдь не исчерпываются теми, которые поддаются логическому анализу. Мир противоречив во многих своих проявлениях, и в этом богатстве, разнообразии и противоречивости связей человек тоже не должен чувствовать себя потерянным. За целостное восприятие многозначного мира и за основанное на этом восприятии поведение и творчество ответственно правое полушарие, и тоже в наибольшей степени правая лобная доля.

Накоплено, кажется, очень много сведений о различиях между левым и правым полушариями. Например, судя по популярной литературе, левое полушарие логическое, а правое - образное, левое полушарие обращено в будущее, а правое - в прошлое, левое полушарие весёлое, а правое - печальное. Можно ли привести эти различия в систему или объединить какой-то метафорой, есть ли некое глубинное отличие, которое могло бы пролить свет на все поверхностные различия?

Ответ на этот вопрос во многом вытекает из ответа на предыдущий. Мир, в котором мы живем - это мир множественных связей между предметами, явлениями и людьми, и именно эта многомерность делает мир живым и динамичным. Левое полушарие из всего обилия этих связей выбирает немногие, наиболее устойчивые, внутренне непротиворечивые и тем самым формирует однозначно понимаемый контекст, необходимый для вышеупомянутых функций (анализа, вероятностного прогноза и т.п.). Правое же полушарие схватывает все реальные и потенциальные связи без отбора и ограничения, во всей их естественной сложности и противоречивости, и формирует многозначный контекст (он воспринимается как многозначный только по котрасту с однозначным левополушарным). Этот контекст более адекватен реальности, но с ним намного сложнее оперировать в процессе целенаправленной деятельности.

Я сформулировал это принципиальное различие между функциями полушарий в конце семидесятых годов, и оно постепенно получает все большее признание. В рамках этого подхода нельзя говорить, что правое полушарие образное, а левое вербальное, ибо левое вполне может оперировать образами, создавая из них однозначную модель (и разумеется обедняя их) - такими уплощенными становятся, например, отчеты о сновидениях после рассечения связей между полушариями, когда они формируются только левой половиной мозга. Правое же полушарие, хотя и не способно к речепродукции, но способно к пониманию вербальной информации, причем и такой, которая недоступна левому - например, поэтической речи, метафор и юмора. Левое полушарие действительно связано с формированием "стрелы времени", это проявляется в выявлении причинно-следственных отношений. Но из этого никак не вытекает, что правое полушарие обращено только в прошлое и настоящее. Внелогические, пророческие озарения, основанные на целостном "видении" будущего - это функция правого полушария. Правда, в силу своей не-аналитической природы эти озарения не очень годятся для конструктивной деятельности, и поэтому правополушарное "ясновидение" не помогает предотвратить свершение предугаданного. Ясное видение "Трои, павшей в прах", не дает никакой возможности принять меры по предотвращению ее разрушения, ибо это видение не связано с осознанием причин "падения".

Представление же о связи правого и левого полушария с противоположными эмоциями вообще является следствием недоразумения. Именно правое полушарие, которое теснее левого связано с лимбической системой, включено в систему эмоциональных переживаний любого знака. Но при выключении (с помощью электрошоков и т.п.) правого полушария у депрессивных больных действительно временно улучшается настроение, ибо больной с относительно сохранным левым полушарием внезапно оказывается перед упрощенной, упорядоченной реальностью, свободной от внутренних конфликтов. У здорового человека в таком выключении правого полушария для сохранения эмоционального баланса нет необходимости. Дело в том, что функционально полноценное правое полушарие здорового человека не только открыто для всех впечатлений и для всех противоречий мира - оно одновременно наделено способностью нейтрализовывать эти травмирующие противоречия именно благодаря целостному восприятию мира и созданию многозначного контекста. Оно помогает человеку гармонически вписаться в мир, подняться над конфликтами, обусловленными ограниченным восприятием дейсвительности, найти решение там, где безальтернативный подход упирается в тупик. Но если эти функции правого полушария нарушены, то это полушарие, получая любую информацию раньше левого, все равно открыто для любых эмоционально травмирующих впечатлений и конфликтов, но при этом не может защитить от них человека именно вследствие утраты способности к организации многозначного контекста. Поэтому при выключении дефектного правого полушария депрессивный больной испытывает облегчение, улучшение настроения, а при внезапном выключении левого полушария, наоборот, возникает сопровождающееся отрицательными переживаниями ощущение хаоса и беззащитности перед всеми противоречиями и сложностями мира, включая сложность человеческих отношений.

Были ли существенные прорывы в этой области после открытия асимметрии и первых исследований Сперри и Газзаниги?

Да, несколько таких открытий было сделано. Было установлено, что именно с правым полушарием, точнее с его лобными структурами, а не с левыми лобными, как предполагалось раньше, связаны основные функции человека, отличающие его от высших обезьян даже в большей степени, чем функция речи: формирование целостного "Образа Я", эмпатия, творчество.

Другим важным открытием является последовательность созревания и возрастное изменение доминирования структур мозга: в раннем детстве доминирует правое полушарие, обеспечивающее целостность "схватывания" реальности и целостное на нее реагирование, но правая лобная доля еще не успела созреть; на следующем этапе начинает быстрее развиваться и доминирует левое полушарие с его функцией речи, и этот этап завершается созреванием левой лобной доли, ответственной за формирование однозначного контекста и логического мышления; на последнем этапе, в подростковом возрасте, вновь происходит функциональный сдвиг в сторону правого полушария и дозревает правая лобная доля, ответственная за организацию многозначного контекста. Кстати, ее наиболее позднее созревание свидетельствует о наибольшей сложности ее функции. Многозначный контекст включает однозначный как частный случай и преодолевает его ограниченность.

Интересно, что созревание мозга (особенно правой лобной доли) происходит у мужчин дольше, чем у женщин. Это может объяснить большее отклонение психического развития мужчин в обе стороны от средней нормы: чем дольше развивается и не достигает полной зрелости какая-либо структура, тем она более уязвима для воздействия вредных факторов. С этим может быть связано преобладание некоторых форм психопатологии (например, шизофрении) у мужчин по сравнению с женщинами. С другой стороны, если развитие мозга происходит без помех, то в конечном итоге правая лобная доля достигает у мужчин более высокого уровня развития, с чем может быть, наряду с другими факторами, связано масштабное видение мира и мощный творческий потенциал.

Что происходит с личностью человека после рассечения мозолистого тела, связывающего полушария? Она как-то расщепляется?

После рассечения мозолистого тела и передней комиссуры (в целях лечения от эпилепсии) в некоторых обстоятельствах более ярко проявляются во внешнем поведении внутренние конфликты: правая рука в полном смысле слова не знает, что делает левая. Сходные конфликты при целом мозге легче регулируются, а после рассечения правая рука может удерживать левую и даже запихнуть ее в карман, если поведение этой руки отражает непремлемые для сознания мотивы. Описан случай, когда больной правой рукой привлекал жену, а левой ее отталкивал. Но чаще испытуемые находили способы опосредовано и за счет внешнего контроля предотвратить дезинтеграцию поведения (например, коррегируя поведение по отслеженным результатам).

Можно ли говорить о двух типах сознания или самосознания в каждом человеке? Связано ли наше Я с каким-то одним полушарием мозга или у нас есть "двойник", два Я - "левое" и "правое"? Возможен ли конфликт между полушариями?

Есть два типа представления о себе: осознаваемая "Я-концепция", выстроенная левым полушарием, и более интегральный и не доступный полному осознанию (вследствии своей сложности и многозначности) "Я-образ", как функция правого полушария. Они не всегда ладят между собой: Раскольников принял решение убить старуху-процентщицу  как бы в полном согласии со своей "Я-концепцией": я не "тварь дрожащая, а право имею". Но убивал он ее в состоянии измененного сознания (это видно по тексту), а после убийства не вынес протеста взбунтовавшегося "Я-образа" и сдался полиции. Так что конфликт между этими системами в принципе возможен, но основной задачей целого мозга является интеграция, в каждый данный момент, поведения и сознания. Наши побуждения оценивается до осознания на уровне правополушарного "Я-образа", и то, что неприемлемо для сознания и его социальных мотивов, не допускается до сознания (Фрейд назвал это вытеснением).

В нашей культуре как-то легче представить себе мир левого полушария, мыслящего, упрощенно говоря, по Аристотелю. А как мыслит правое полушарие, по каким законам, есть ли у него своя логика?

В отличии от логического "левополушарного" мышления, доступные моделированию алгоритмы "правополушарного" мышления не только не известны, но есть даже большое сомнение в их существовании. То, что я сформулировал - это только общефилософский подход, но отнюдь не алгоритм, поддающийся воспроизведению. На этом месте остановились и все специалисты по "искусственному интеллекту" - и некоторые из них обратились к восточной философии в поисках хотя бы принципиального подхода.

Можно ли говорить о людях двух типов, с "правым" и "левым" уклоном? Каковы преимущества и недостатки каждого типа? Насколько такое разделение совпадает ли с известными типологиями, замечали ли эти типы раньше?

Да, можно говорить о людях с относительным доминированием "право"- или "левополушарного" мышления. Наши исследования (совместно с проф. В.В.Аршавским) и исследования некоторых других авторов показали, что такое доминирование проявляется как в успешности решения задач, адекватных тому или иному типу мышления, так и на физиологическом уровне: те, у кого доминирует левополушарное мышление, нуждаются в относительно меньшей дополнительной активации мозга при решении логических задач, а попытки решить принципиально не алгоритмизируемые творческие задачи приводит к выраженной активации всего мозга и последующему и утомлению. Те же, у кого доминирует "правополушарное" мышление, решают творческие задачи вообще без дополнительной активации мозга и, соответственно, почти не чувствуют при этом утомления, в то время как задачи с определенным алгоритмом вызывают у них существенную дополнительную активацию мозга и утомление. Отсюда вытекают преимущества и недостатки каждого типа.

Необходимо учесть, что для реализации творческого потенциала (чтобы он превратился из "вещи в себе" в "вещь для всех") результат творческой деятельности "правополушарного" мышления должен обрести "левополушарное" структурное оформление, должен быть "переведен" (пусть даже ценой некоторых потерь), если речь не идет о произведениях искусства. Поэтому оптимальным является равновесие между обеими типами мышления, но это встречается реже, чем хотелось бы. Типы эти, конечно, замечались и раньше, например, Г. Селье говорил об "открывателях" и "решателях" в науке и довольно точно их описал. Не привязывая, впрочем, к доминированию полушарий.

Можно ли говорить о людях со слабо выраженной и сильно выраженной асимметрией, чем они отличаются?

Да. При слабо выраженной асимметрии функции полушарий недостаточно дифференцированы, соответственно и несколько менее полно развиты. Такая неполная дифференциация характерна, в частности, для леворуких. Она имеет определенные преимущества: на ранних этапах развития предохраняет мозг от излишнего "лево-направленного" давления нашей западной цивилизации и тем самым сохраняет творческий потенциал. Кроме того, при органическом поражении мозга неповрежденное полушарие (в основном, правое) может частично брать на себя функции поврежденного.

Можно ли говорить о культурах двух типов, например, "магической" и "логической"?

Я бы избегал термина "магический", он ничего не объясняет и заменяет любые попытки осмысления, даже на философском уровне, непреодолимой таинственностью и загадочностью. Можно говорить о Восточной и Западной культурах. У каждой имеются свои достоинства и недостатки. Восточная (прежде всего дальневосточная) культура и философия ориентированы на самосовершенствование, достижение гармонии с миром таким, как он есть, и с самим собой. Западная культура ориентирована на приспособление мира к человеку, и достижения гармонии не предусматривает, ибо постоянно настроена на изменение мира. Внутренняя гармония человека интересует ее гораздо меньше.

Но не следует ничего абсолютизировать, коль скоро мы говорим о человеческой культуре. Древние китайцы сделали целый ряд принципиальных открытий, способствующих изменению мира. В последние десятилетия Япония, Индия и Китай бурно развивают техническую цивилизацию, среди лучших выпускников американских университетов все больше представителей этих стран, и их исходная принадлежность к восточной культуре этому не препятствует. Другое дело, не может ли это освоение культуры Западного научно-технического прогресса, модифицируя характер мышления, сказаться в конечном итоге на базисных ценностях традиционной Восточной культуры и философии. Японцы в самой Японии ухитрились, по-видимому, как-то разделить "сферы влияния" Восточной и Западной культуры - сохраняя свои традиционные отношения в сфере искусства, поэзии, интеграции в природную среду, и духовного совершенствования они быстро овладели высшими достижениями технического прогресса.

Стали ли эти достижения для них такой же частью их мировосприятия, как для представителей Западной культуры?.. Кажется. у них нет серьезных творческих открытий в этой сфере - для таких открытий такое четкое разделение не годится, "правополушарное" мышление должно активно использоваться в сферах жизни и деятельности, не принадлежащих к чисто духовным. На одном международном конгрессе по физике несколько десятилетий назад американец задал выступавшему японцу вопрос по теме доклада. Японец начал отвечать, стиль ответа показался американцу непривычно сложным, и он раздраженно перебил оратора: "Вы можете сказать просто - да или нет?" Описавший это японский участник конгресса заметил, что такая жестко альтернативная постановка вопроса (очень левополушарная), касающаяся сущностных проблем, для японца неприемлема. Остается ли она для них неприемлемой и сегодня?... Без принятия таких альтернатив вписываться в современную научно-техническую цивилизацию непросто, но в то же время для жизни и творчества ( в том числе и научного) необходимо сохранить способность выходить за рамки этих альтернатив.

Люди все меньше читают и все больше смотрят на экраны и мониторы, дети учатся мыслить в среде "графического интерфейса" и образной "мифологики" рекламных роликов, "спектакль" повсюду вытесняет текст… Не происходит ли переориентация нашей культуры на "правополушарное" мышление?

Нет. Я уже говорил, что важен не материал, с которым мозг работает, а способ его контекстуальной организации. К сожалению, в большинстве случаев так называемая "образная " информация в рекламах и компьютерных играх строится по закону однозначно понимаемых контекстов, в которых потенциал образов девальвируется. Разница как между мультфильмом Ю. Норштейна "Сказка сказок", пересказать который без потерь невозможно, и мультфильмом "Ну, погоди!", в котором тоже образы, но который весь сюжетом исчерпывается. Это можно изменить, но требуется большая специальная работа, которая бы себя вполне оправдала повышением креативности популяции. Если бы кто-то проявил инициативу в создании нового типа компьютерных игр с учетом этого обстоятельства, я был бы готов помочь консультациями.

Можно ли сделать прогноз для нашей культуры и человечества - нас ждет увеличение асимметрии, или наоборот, "межполушарная интеграция", или что-то третье?

Оптимумом является дифференциация функций, т.е. увеличение асимметрии, с их вторичной интеграцией за счет их взаимодействия. Это задача обучения. Сейчас интеллигентные представители разных культур все больше интересуются взаимными достижениями. Например, творчески мыслящие специалисты в области искусственного интеллекта интересуются дальневосточной философией.

Насколько по-разному мы воспринимаем правую и левую стороны пространства? Почему в древних культурах правый обычно означает правильный, или, например, левая сторона связывается с женским началом?

Стороны пространства (как и наши конечности) связаны с противоположными полушариями и соответственно воспринимаются по-разному. Но надо учесть, что в целом мозге информация очень быстро передается из одного полушария в другое (если нет специальной задачи ее вытеснить из сознания) и это сглаживает различия.

Не всегда легко понять, о чем говорят метафоры древних культур. Правое, определяемое по правому полупространству и правой руке, может считаться "правильным" с точки зрения упорядоченности и формальной логики, ибо относится к компетенции левого полушария. Но правополушарное "видение" более адекватно реальности. Левая рука лучше правой выражает эмоциональные переживания, нередко более значимые для женщин, хотя у женщин в целом доминирует "левополушарное" мышление. Этот парадокс, этот особый статус связанных с правым полушарием эмоций у "левополушарных" по стилю мышления женщин может быть снят следующей метафорой: для мужчин межличностные эмоциональные отношения - только часть мира, а для женщин - это весь мир.

Каково соотношение врожденного и приобретенного в выраженности межполушарной асимметрии и преобладании того или иного полушария?

Это трудный и малоизученный вопрос. Большую роль в становлении асимметрии играет, вероятно, культурное наследование, т.е передача из поколения в поколение определенного стиля воспитания и обучения. Но и биология играет, вероятно, определенную роль.

Развита ли межполушарная асимметрия у высших обезьян и других животных и если да, играет ли она у них ту же роль, что и у человека?

Нет, не играет, хотя некоторые зачатки моторной асимметрии можно найти у животных, а высших обезьян можно даже научить речи на уровне двухлетнего ребенка. Но функции человеческой правой лобной доли у них отсутствуют даже в намеке.

Как работают полушария в разных фазах сна?

Вопрос этот изучен недостаточно подробно. Есть данные, что в быстром сне (со сновидениями) доминирует правое полушарие. С другой стороны, есть данные, что от вечерних часов сна к утренним повышается активность левого полушария.

Какова роль межполушарной асимметрии в психических заболеваниях?

Многочисленные исследования (и наши в числе первых - начиная с семидесятых годов) показывают, что в основе многих психических и психосоматических расстройств лежит функциональная неполноценность правого полушария. Такая неполноценность препятствует интеграции человека в многозначном мире, ослабляет механизмы психологической защиты. Поэтому с раннего детства, во имя здоровья и творческого потенциала, необходимо развивать "правополушарное" мышление.

А как его развивать?

Есть разные способы. В некоторых племенах Юго-Восточной Азии родители с самых ранних лет обсуждают сновидения детей, обращая внимания на взаимодействия образов в сновидениях и побуждая ребенка направлять эти взаимодействия (типа "поиграй с этим тигром, когда он навестит тебя опять"). Кстати, я уверен. что один из основных терапевтических механизмов психоанализа - продукция свободных ассоциаций вокруг тех или иных впечатлений и сновидений. Самому психоаналитику это позволяет кое-что понять в душевной жизни клиента, но не менее важно, что при этом у клиента тренируется механизм многозначного мышления. Само взаимодействие психотерапевта (любого направления) с пациентом - это прежде всего межличностные отношения, которые всегда многозначны по своей природе. Это первый шаг к восстановлению отношений с многомерным миром. Любые эмоциональные связи по тем же причинам развивают правополушарное мышление.

Правильное преподавание гуманитарных наук - не как набор знаний или истин в последней инстанции, а как приобщение к многозначности искусства и литературы, обсуждение спорных вопросов с полной свободой ассоциаций и самовыражения, с их поощрением - это еще один путь. Некоторые художественные школы обучают начинать рисунок левой рукой, создавая общий контур картины - это годится и для преподавания в обычной школе. Изучение Талмуда в традиции иудаизма - взгляд на одни и те же положения и события с разных сторон, иногда взаимоотрицающих - достигает той же цели. Наконец, все восточные методы психотренинга - йога, медитация, и т.п. способствуют обогащению правополушарного мышления, но за счет некоторого ограничения левополушарного, что в условиях нашей цивилизации в ограниченных пропорциях не вредно. Я уверен, что перечислил далеко не все, и многое еще можно добавить и домыслить.

Ваша книга "Сновидения, гипноз и деятельность мозга" сочетает стихи с научными текстами, как бы удовлетворяя познавательные потребности обоих полушарий. Нужно ли и возможно ли объединять науку с искусством?

Между наукой "открывателей" (по Г.Селье), без которой прикладным "решателям" просто нечего будет делать, и искусством нет китайской стены. Способность к творчеству и многозначное мышление объединяет подлинную науку с высоким искусством. И не случайно в некоторых точных науках красота теории считается важным критерием ее истинности.



  • 1

ВСЕ НАОБОРОТ!

Насколько изменилось наше представление о человеке в связи с таким
фундаментальным открытием, как межполушарная асимметрия головного мозга? Как об этом говорить в психологическом плане: как о некоей принципиальной двойственности человека, о двух частях души, или о двух способах восприятия мира, переработки информации?


Открытие межполушарной асимметрии заставляет говорить:

--о некоторой принципиальной двойственности человека
--о двух частях души
--о двух способах восприятия мира
--о двух принципиально разных способах переработки информации
…и еще о множестве вещей.

Нет, ни о какой принципиальной двойственности нормального человека говорить нельзя.

Вот это заявление со стороны специалиста, изучающего всесторонне функциональную межполушарную асимметрию!

Здоровый человек - целостная интегральная личность, и в нем гармонично сочетаются два разных типа мышления, взаимно дополняющие друг друга, обеспечивающие естественную вписанность человека в сложный и многомерный мир.

(1) Просто удивительно, насколько демагогична эта реплика. Она сводит все невероятное разнообразие процессов и проявлений межполушарной асимметрии только лишь к уровню личностных проявлений.

(2) Для сравнения проявлений межполушарной асимметрии (МА) на уровне именно личностных свойств надо учитывать огромный диапазон индивидуальных/дифференциальных различий во всем, что касается проявлений МА.

(3) На личностном уровне МА в ее крайних проявлениях представлено двумя РАЛИЧНЫМИ ТИПАМИ ЛИЧНОСТИ, КОТОРЫЕ ОТЛИЧАЮТСЯ ДРУГ ОТ ДРУГА КАК НЕБО И ЗЕМЛЯ!

(4) Гармонично сочетать право и лево полушарные мышления принципиально невозможно! Право и лево полушарные мышления могут иметь некоторую функциональную согласованность в рамках модели ЧЕРЕДУЮЩЕГОСЯ ДИАЛОГА. Не настроенный на оптимум диалог может приводить к нарушению вписанности человека в сложный и многомерный мир.

Способность к логическим умозаключениям, к вероятностному прогнозу на основе проанализированного прошлого опыта, к однозначному взаимопониманию в процессе вербального общения - функция левого полушария мозга, особенно левой лобной доли.

(1) Способность к вероятностному прогнозу на основе проанализированного прошлого опыта предполагает предполагает обращение прошлому опыту, а это в большей мере правополушарная функция!

(2) Способность к однозначному взаимопониманию в процессе вербального общения НЕВОЗМОЖНА БЕЗ ИНТУИТИВНЫХ ОЦЕНОК И ЭМПАТИИ, которые имеют корни в правом полушарии!

Однако связи между предметами и явлениями, да и между самими людьми отнюдь не исчерпываются теми, которые поддаются логическому анализу.

В основе связей между предметами и явлениями (включая и межчеловеческие отношения) лежит интуитивная способность к оценке таких связей. Без способности/основы такой интуитивной оценки логический анализ является продуктом шизофренических искажений действительности.

Мир противоречив во многих своих проявлениях, и в этом богатстве, разнообразии и противоречивости связей человек тоже не должен чувствовать себя потерянным.

Существуют прямые эксперименты по «подтормаживанию» одного из полушарий с целью изучения МА на здоровых людях. Я лично участвовал в таких экспериментах. Так вот:

--при заторможенном правом полушарии ощущается возрастающее напряжение И ТА САМАЯ «ПОТЕРЯННОСТЬ». Очень точная характеристика!
--а вот при заторможенном левом полушарии переживается автоматическая «связанность» и даже растворенность во всем окружающем.

…т.е. наш специалист описывает все с точностью до наоборот.

За целостное восприятие многозначного мира и за основанное на этом восприятии поведение и творчество ответственно правое полушарие, и тоже в наибольшей степени правая лобная доля.

Вот именно, что правое полушарие!


Edited at 2013-03-13 02:25 pm (UTC)

Внутренний Диалог – в ПРАВОМ ПОЛУШАРИИ!!!!


Накоплено, кажется, очень много сведений о различиях между левым и правым
полушариями. Например, судя по популярной литературе, левое полушарие логическое, а правое - образное, левое полушарие обращено в будущее, а правое - в прошлое, левое полушарие весёлое, а правое - печальное.


Правое полушарие обращено в Настоящее и Прошлое.

Левое полушарие может быть эйфоричным при выключенном правом полушарии. Но, может быть напряженным, тревожным, паническим. По причине отсутствия в левополушарных процессах механизмов регулирующей обратной связи. Говоря по-простому: левое полушарие легко идет «в разнос».

Правое полушарие может быть депрессивным при его перегруженности антиресурсным жизненным опытом. Но, то же правое полушарие является источником «состояния будды» - особенного состояния психического благополучия и уравновешенности.

--Можно ли привести эти различия в систему или объединить какой-то метафорой, есть ли некое глубинное отличие, которое могло бы пролить свет на все поверхностные различия?
--Ответ на этот вопрос во многом вытекает из ответа на предыдущий. Мир, в котором мы живем - это мир множественных связей между предметами, явлениями и людьми, и именно эта многомерность делает мир живым и динамичным. Левое полушарие из всего обилия этих связей выбирает немногие, наиболее устойчивые, внутренне непротиворечивые и тем самым формирует однозначно понимаемый контекст, необходимый для вышеупомянутых функций (анализа, вероятностного прогноза и т.п.).


(Ой, что-то совсем не то несет этот теперь уже зарубежный специалист! Видимо, сказывается его принадлежность к догматически-рациональной культуре).

Левое полушарие из всего феноменологического разнообразия мира выделяет ФОРМАЛЬНЫЕ СИСТЕМНЫЕ СВЯЗИ. Будут ли эти формальные системные связи устойчивыми вопрос совершенно отдельный. Скорее всего – не будут! Потому, что левое полушарие категорически не способно к восприятию существенных связующих феноменов и паттернов в окружающей реальности.

Правое же полушарие схватывает все реальные и потенциальные связи без отбора и ограничения, во всей их естественной сложности и противоречивости, и формирует многозначный контекст (он воспринимается как многозначный только по контрасту с однозначным левополушарным). Этот контекст более адекватен реальности, но с ним намного сложнее оперировать в процессе целенаправленной деятельности.

Правое полушарие заточено природой на схватывание феноменологических связей/паттернов в их целостности.

Многозначность возникает при взаимодействии левого и правого полушарий. В котором левому полушарию НИКОГДА не понятно во всем объеме синтетическое видение правого. А правому полушарию догматизм систематики левого кажется дебрями, нагроможденными из колючей проволоки. Так и рождается многозначность.

Я сформулировал это принципиальное различие между функциями полушарий в конце семидесятых годов, и оно постепенно получает все большее признание. В рамках этого подхода нельзя говорить, что правое полушарие образное, а левое вербальное, ибо левое вполне может оперировать образами, создавая из них однозначную модель (и разумеется обедняя их) - такими уплощенными становятся, например, отчеты о сновидениях после рассечения связей между полушариями, когда они формируются только левой половиной мозга.

Левое полушарие не способно, в буквальном смысле синтезировать, объемные образы во внутреннем плане. За объем картины отвечает правое полушарие.

Правое же полушарие, хотя и не способно к речепродукции, но способно к пониманию вербальной информации, причем и такой, которая недоступна левому - например, поэтической речи, метафор и юмора.

(1) Категорически неверное суждение. Речевые способности правого полушария подавлены постоянным культуральным доминированием левополушарных речевых методик обучения. Но, будучи помещенное в стимулирующие контексты левое полушарие демонстрирует приличный уровень лингвистических способностей.

(2) Уникальное феноменологическое открытие энелпизма указывает на локализацию Внутреннего Диалога именно В ПРАВОМ полушарии!!!

НАЗАД В БУДУЩЕЕ


Левое полушарие действительно связано с формированием "стрелы времени", это проявляется в выявлении причинно-следственных отношений. Но из этого никак не вытекает, что правое полушарие обращено только в прошлое и настоящее. Внелогические, пророческие озарения, основанные на целостном "видении" будущего - это функция правого полушария.

Будущее отбрасывает тени. Логические пророческие озарения. Целостное видение будущего правым полушарием есть боле обширный феномен, нежели логические озарения.

Правда, в силу своей не-аналитической природы эти озарения не очень годятся для конструктивной деятельности, и поэтому правополушарное "ясновидение" не помогает предотвратить свершение предугаданного. Ясное видение "Трои, павшей в прах", не дает никакой возможности принять меры по предотвращению ее разрушения, ибо это видение не связано с осознанием причин "падения".

Назад в будущее. Ясное видение падения Трои дает указание убраться подальше от всех этих заморочек с Прекрасной Еленой.

На самом деле правое полушарие имеет доступ к некому континууму, в котором нет времени. И все уже свершилось.

Представление же о связи правого и левого полушария с противоположными эмоциями вообще является следствием недоразумения. Именно правое полушарие, которое теснее левого связано с лимбической системой, включено в систему эмоциональных переживаний любого знака.

Нет не любого. «Свободное» правое полушарие имеет доступ к экстатическим состояниям, которые выше всяческих эмоций.

Но при выключении (с помощью электрошоков и т.п.) правого полушария у депрессивных больных действительно временно улучшается настроение, ибо больной с относительно сохранным левым полушарием внезапно оказывается перед упрощенной, упорядоченной реальностью, свободной от внутренних конфликтов.

Выключают депрессию. Но, социальная жизнь награждает правое полушарие депрессиями. Упрощенная эмоциональная жизнь левого полушария являет собой эмоциональную идиотию.

У здорового человека в таком выключении правого полушария для сохранения эмоционального баланса нет необходимости. Дело в том, что функционально полноценное правое полушарие здорового человека не только открыто для всех впечатлений и для всех противоречий мира - оно одновременно наделено способностью нейтрализовывать эти травмирующие противоречия именно благодаря целостному восприятию мира и созданию многозначного контекста.

Нейтрализует межполушарная уравновешенность. Томография в рамках применения/исследования EMDR указывает прямо и непосредственно на это.

Оно помогает человеку гармонически вписаться в мир, подняться над конфликтами, обусловленными ограниченным восприятием действительности, найти решение там, где безальтернативный подход упирается в тупик.

Баланс полушарий обладает ресурсностью для гармоничного вписывания в противоречивый мир.

Но если эти функции правого полушария нарушены, то это полушарие, получая любую информацию раньше левого, все равно открыто для любых эмоционально травмирующих впечатлений и конфликтов, но при этом не может защитить от них человека именно вследствие утраты способности к организации многозначного контекста.

Ну, такое есть формы тяжелой органической патологии.

Поэтому при выключении дефектного правого полушария депрессивный больной испытывает облегчение, улучшение настроения, а при внезапном выключении левого полушария, наоборот, возникает сопровождающееся отрицательными переживаниями ощущение хаоса и беззащитности перед всеми противоречиями и сложностями мира, включая сложность человеческих отношений.

Депрессивному больному отключают электрошоком саму депрессию вместе с правым полушарием.

Тетрарная Асимметрия


--Были ли существенные прорывы в этой области после открытия асимметрии и первых исследований Сперри и Газзаниги?
--Да, несколько таких открытий было сделано. Было установлено, что именно с правым полушарием, точнее с его лобными структурами, а не с левыми лобными, как предполагалось раньше, связаны основные функции человека, отличающие его от высших обезьян даже в большей степени, чем функция речи: формирование целостного "Образа Я", эмпатия, творчество.


Тетрарная асимметрия. Ну, тогда бы уже говорил о тетрарном межполушарном доминировании:

--левое полушарие доминирует над правым
--лобные доли доминируют над затылочными сенсорными долями

…это для правши.

Другим важным открытием является последовательность созревания и возрастное изменение доминирования структур мозга: в раннем детстве доминирует правое полушарие, обеспечивающее целостность "схватывания" реальности и целостное на нее реагирование, но правая лобная доля еще не успела созреть; на следующем этапе начинает быстрее развиваться и доминирует левое полушарие с его функцией речи, и этот этап завершается созреванием левой лобной доли, ответственной за формирование однозначного контекста и логического мышления; на последнем этапе, в подростковом возрасте, вновь происходит функциональный сдвиг в сторону правого полушария и дозревает правая лобная доля, ответственная за организацию многозначного контекста. Кстати, ее наиболее позднее созревание свидетельствует о наибольшей сложности ее функции. Многозначный контекст включает однозначный как частный случай и преодолевает его ограниченность.

Ну, тогда автору было бы хорошо привести всю последовательность развития четырех крупных отделов коры.

Например, такая последовательность созревания: Правая Сенсорная -> Левая Сенсорная -> Левая Лобная -> Правая Лобная.

Однако, суть проблемы не в последовательностях, а в взаимном двойном перекрестном доминировании четырех крупных отделов мозга. Причем, доминирование является основным сквозным процессом/принципом взаимодействия четырех отделов.

Но, тогда возникает сомнение, в том, что исследователи могут использовать так называемые уровневые данные о преобладании активности той или иной четвертинки коры в качестве признака ее преобладания в развитии.

Более продвинутой является схема, в которой доминирующая половинка/четвертинка развивается за счет своей функциональной противоположности, КОТОРАЯ И ВЕДЕТ РАЗВИТИЕ ЯВНО ДОМИНИРУЮЩЕЙ ЧАСТИ КОРЫ!

Тогда, мы получаем следующую схему: все развитие коры в ряду последовательности активации ее отдельных частей контролируется том ее четвертинкой, которая занимает САМОЕ ПОСЛЕДНЕЕ МЕСТО В ЧЕРЕДЕ/В РЯДУ активаций. И это левая лобная доля. Развитие коры НАЧИНАЕТСЯ И ЗАКАНЧИВАЕТСЯ ИМЕННО С НЕЕ.

Майкл Гриндер. А вот, эмпирические наблюдения педагогов в точности на заданную тему. Брат Джона Гриндера проводил длительные практические наблюдения в контексте реального учебного процесса. Он как раз описывает последовательность созревания частей коры. И последовательность Майкла Гриндера отличается от последовательности, указываемой автором разбираемой статьи/интервью:

Понемногу обо всем (32) книги Майкла Гриндера
http://metapractice.livejournal.com/328042.html

Интересно, что созревание мозга (особенно правой лобной доли) происходит у мужчин дольше, чем у женщин. Это может объяснить большее отклонение психического развития мужчин в обе стороны от средней нормы: чем дольше развивается и не достигает полной зрелости какая-либо структура, тем она более уязвима для воздействия вредных факторов.

Гипердиагностика.

С этим может быть связано преобладание некоторых форм психопатологии (например, шизофрении) у мужчин по сравнению с женщинами. С другой стороны, если развитие мозга происходит без помех, то в конечном итоге правая лобная доля достигает у мужчин более высокого уровня развития, с чем может быть, наряду с другими факторами, связано масштабное видение мира и мощный творческий потенциал.

Притянуто за уши узкоограниченными экспериментальными задачами в рамках лабораторных исследований.


Что происходит с личностью человека после рассечения мозолистого тела связывающего полушария? Она как-то расщепляется?

После рассечения мозолистого тела и передней комиссуры (в целях лечения от эпилепсии) в некоторых обстоятельствах более ярко проявляются во внешнем поведении внутренние конфликты: правая рука в полном смысле слова не знает, что делает левая. Сходные конфликты при целом мозге легче регулируются, а после рассечения правая рука может удерживать левую и даже запихнуть ее в карман, если поведение этой руки отражает непрИемлемые (прим. metanymous: автор допустил характерную описку, в которой его подсознание призналось в том, что с его точки зрения любые проявления правополушарной активности неприемлемыми) для сознания мотивы. Описан случай, когда больной правой рукой привлекал жену, а левой ее отталкивал. Но чаще испытуемые находили способы опосредовано и за счет внешнего контроля предотвратить дезинтеграцию поведения (например, коррегируя поведение по отслеженным результатам).


Такая коррекция через внешний контроль вырабатывается спустя многие годы и годы практики и наблюдается В МЕНЬШЕМ ПРОЦЕНТЕ СЛУЧАЕВ из всей выборки лоботомированных. Данные широко известны из литературы.

Мозолистое тело
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%B7%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B5_%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%BE

Лоботомия
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%8F

Левый мозг, правый мозг. Асимметрия мозга С. Спрингер; Г. Дейч
https://www.google.ru/#hl=ru&newwindow=1&output=search&sclient=psy-ab&q=%D0%9B%D0%B5%D0%B2%D1%8B%D0%B9+%D0%BC%D0%BE%D0%B7%D0%B3+%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D1%8B%D0%B9+%D0%BC%D0%BE%D0%B7%D0%B3&oq=%D0%9B%D0%B5%D0%B2%D1%8B%D0%B9+%D0%BC%D0%BE%D0%B7%D0%B3+%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D1%8B%D0%B9+%D0%BC%D0%BE%D0%B7%D0%B3&gs_l=hp.3..0l3j0i30l3.15659.35831.1.47675.22.11.0.11.11.0.300.2480.0j3j7j1.11.0...0.0...1c.1.5.hp.Dxv8uGWsmnQ&psj=1&bav=on.2,or.r_qf.&bvm=bv.43287494,d.d2k&fp=f9a817c31822ea38&biw=1001&bih=591


ЗАГАДКИ РУССКОЙ ДУШИ

Можно ли говорить о двух типах сознания или самосознания в каждом человеке?
Связано ли наше Я с каким-то одним полушарием мозга или у нас есть "двойник", два Я - "левое" и "правое"? Возможен ли конфликт между полушариями?
Есть два типа представления о себе: осознаваемая "Я-концепция", выстроенная левым полушарием, и более интегральный и не доступный полному осознанию (вследствии своей сложности и многозначности) "Я-образ", как функция правого полушария. Они не всегда ладят между собой: Раскольников принял решение убить старуху-процентщицу как бы в полном согласии со своей "Я-концепцией": я не "тварь дрожащая, а право имею". Но убивал он ее в состоянии измененного сознания (это видно по тексту), а после убийства не вынес протеста взбунтовавшегося "Я-образа" и сдался полиции. Так что конфликт между этими системами в принципе возможен, но основной задачей целого мозга является интеграция, в каждый данный момент, поведения и сознания. Наши побуждения оценивается до осознания на уровне правополушарного "Я-образа", и то, что неприемлемо для сознания и его социальных мотивов, не допускается до сознания (Фрейд назвал это вытеснением).


Переведем на русский язык:

(1) "Я-концепция" – левое полушарие.
"Я-образ" – правое полушарие.

(2) Раскольников в лице своей "Я-концепция" придумал некую левополушарную философию и на ее основе решил убить старую процентщицу.

(3) Убивал он процентщицу в лице правополушарного "Я-образа" в измененном состоянии сознания.

(3) В дальнейшем внутри Раскольникова активизировался внутренний конфликт, активизированный левополушарным воображением, которое все переживало, и переживало, и переживало произошедшее убийство по стратегии Vc – (-)K. Где (-)K есть негативные чувства. В ИТОГЕ РАСКОЛЬНИКОВ ОТВЕРГ СВОЮ ПЕРВОНАЧАЛЬНУЮ ЛЕВОПОЛУШАРНУЮ "Я-концептуальную" ФИЛОСОФИЮ, дающую ему право на убийство.

(4) Итак, "Я-концепция" Раскольникова ПОСЛЕ УБИЙСТВА СТАЛА ПРОТИВ УБИЙСТВА. Но, правополушарный "Я-образ" – нет. Это и был конфликт, приведший Раскольникова к раскаянию. Иными словами, в душе он остался потенциальным убийцей, но в СВОЕМ РАЗУМЕ/В СВОЕЙ ДУХОВНОЙ ИПОСТАСИ ОН СТАЛ ПАЦИФИСТОМ.

СОМНЕНИЯ В ПРАВОПОЛУШАРНОМ – ВОН ИЗ ТЕМЫ!

--В нашей культуре как-то легче представить себе мир левого полушария, мыслящего
упрощенно говоря, по Аристотелю. А как мыслит правое полушарие, по каким законам, есть ли у него своя логика?
--В отличии от логического "левополушарного" мышления, доступные моделированию алгоритмы "правополушарного" мышления не только не известны, но есть даже большое сомнение в их существовании. То, что я сформулировал - это только общефилософский подход, но отнюдь не алгоритм, поддающийся воспроизведению. На этом месте остановились и все специалисты по "искусственному интеллекту" - и некоторые из них обратились к восточной философии в поисках хотя бы принципиального подхода.


(1) Если есть сомнения в способности добраться до правополушарных алгоритмов/моделей – тогда как же этот горе-специалист является вообще специалистом по данной теме? Т.е. получается, что это «специалист» является таким дефолтным специалистом. Т.е. он работает в своей теме и тем ее понемногу сливает:

Подсознание
http://metapractice.livejournal.com/352388.html

(2) Какие проблемы вообще в том, чтобы нейрологически смоделировать состояния со сверхактивацией правого полушария? В доисторические времена как-то пришел мой первый шеф/учитель психологии, специалист более чем творческий. И сообщает, что они на кафедре психиатрии вместе с профессором Короленко придумали включить в одностороннем режиме обыкновенный допотопный аппарат электросон. Типа, левое полушарие засыпает, а правое наоборот – просыпается. Короче, им нужны были эээ нормальные испытуемые с развитой саморефлексией для участия в экспериментах и грамотном последующем описании субъективного опыта. И я записался и участвовал.

И вот, я с огромным сожалением думаю, как было бы замечательно организовать такой простой кооперативчик:

--разыскать на свалках те самые старинные электросны
--объявить всяким ученым заучкам, которые ищут, но никак не могут найти правополушарные модели и алгоритмы
--всяческим начинающим и конченным изотерикам

…объявить, что мы за разумную цену, минут за 15 в каждом отдельном сеансе можем их погрузить В ТАКОЕ ПРАВО-ПОЛУШАРНОЕ СОСТОЯНИЕ, ЧТО ИМ И ВО СНЕ НЕ СНИЛОСЬ! Озолотимся.

Или нет, не озолотимся. Потому, что ни изотерикам, не ученым заучкам по-настоящему данная тема не нужна.


Edited at 2013-03-28 12:04 pm (UTC)

Системное исследование установки на логическое мышле

Можно ли говорить о людях двух типов, с "правым" и "левым" уклоном?
Каковы преимущества и недостатки каждого типа? Насколько такое разделение совпадает ли с известными типологиями, замечали ли эти типы раньше?


Можно и нужно. У каждого типа есть свои слабые и сильные стороны. Типология «левополушарных» и «правополушарных» субъектов не совпадает ни с одной типологией/ее частями, всеми которые были/есть известны ранее.

Да, можно говорить о людях с относительным доминированием "право"- или "левополушарного" мышления.

Не только право –лево полушарные различия в мышлении. Наблюдаются глубокие личностные различия.

Наши исследования (совместно с проф. В. В. Аршавским) и исследования некоторых других авторов показали, что такое доминирование проявляется как в успешности решения задач, адекватных тому или иному типу мышления, так и на физиологическом уровне: те, у кого доминирует левополушарное мышление, нуждаются в относительно меньшей дополнительной активации мозга при решении логических задач, а попытки решить принципиально не алгоритмизируемые творческие задачи приводит к выраженной активации всего мозга и последующему и утомлению. Те же, у кого доминирует "правополушарное" мышление, решают творческие задачи вообще без дополнительной активации мозга и, соответственно, почти не чувствуют при этом утомления, в то время как задачи с определенным алгоритмом вызывают у них существенную дополнительную активацию мозга и утомление. Отсюда вытекают преимущества и недостатки каждого типа.

Исследование левополушарных и правополушарных типов только в контексте решения ими различных задач есть детский лепет. Вот работа, в которой даны ключевые подходы и результаты исследования лево – правополушарников:

Галин А. Л. Системное исследование установки на логическое мышление // Системный метод и современная наука. — Новосибирск: 1980. — В. 6. — С. 128–137.

Имел честь принимать участие в этих разработках.

Необходимо учесть, что для реализации творческого потенциала (чтобы он превратился из "вещи в себе" в "вещь для всех") результат творческой деятельности "правополушарного" мышления должен обрести "левополушарное" структурное оформление, должен быть "переведен" (пусть даже ценой некоторых потерь), если речь не идет о произведениях искусства.

Категорически неверная постановка вопроса. Просто есть два вида несопоставимых между собой левополушарного и правополушарного искусства.

Поэтому оптимальным является равновесие между обеими типами мышления, но это встречается реже, чем хотелось бы.

В онтологическом смысле целесообразно выделять/различать:

--левополушарный тип со своим особенным искусством и творчеством
--правополушарный
--«средний» - в котором действительно лево и право полушарные свойства уравновешени. Но, эти уравновешиванием они имеют меньшую степень выраженности, а следовательно, и «качества» своего проявления.

Типы эти, конечно, замечались и раньше, например, Г. Селье говорил об "открывателях" и "решателях" в науке и довольно точно их описал. Не привязывая, впрочем, к доминированию полушарий.

Категоризация Селье чисто описательная и малопригодная для практики. К тому же, и «открыватели» и «решатели» присутствуют на обеих полюсах право – левополушарности. Просто, это совершенно разные «открытия» и разные «решения».


Edited at 2013-04-04 01:27 pm (UTC)

СТЕПЕНЬ ВЫРАЖЕННОСТИ АСИММЕТРИИ


--Можно ли говорить о людях со слабо выраженной и сильно выраженной асимметрией, чем они отличаются?
--Да. При слабо выраженной асимметрии функции полушарий недостаточно дифференцированы, соответственно и несколько менее полно развиты.


Является злостной анти-психологической и даже расисткой чушью утверждение, что степень выраженности функциональной асимметрии на уровне высших ментальных процессах коррелирует с меньшими уровневыми человеческими характеристиками/способностями.
На основании чего такая моя уверенность. Дело в том, что вышеуказанное исследование:

Галин А. Л. Системное исследование установки на логическое мышление // Системный метод и современная наука. — Новосибирск: 1980. — В. 6. — С. 128–137.

…проводилось в очень широком масштабе в Новосибирском университете в конце восьмидесятых и в течении нескольких лет. Объем выборки – тысячи испытуемых. Контингент: абитуриенты НГУ, физматшкольники при НГУ, студенты всех курсов и факультетов НГУ. Сотрудники НИСА НГУ.

В результате, А.Л. Галиным была разработана методика количественного измерения степени функциональной асимметрии (так называемый Коэффициент Асимметрии – КА) высших ментальных процессов (и в определенной мере - личностных свойств).

Были проведены широкие вторичные исследования сопоставления КА и различных психологических, учебных и иных свойств испытуемых. В том числе, и сопоставление КА с эффективностью учебы. Прямой значимой корреляции между КА и эффективностью учебы не установлено. И такая картина возникает по простой причине. При одном и том же значении КА мы можем найти среди испытуемых лиц с различной степенью развития высших ментальных процессов:

--развитием интеллекта
--мышления
…и т.п.

Такая неполная дифференциация характерна, в частности, для леворуких. Она имеет определенные преимущества: на ранних этапах развития предохраняет мозг от излишнего "лево-направленного" давления нашей западной цивилизации и тем самым сохраняет творческий потенциал.

Автору и в кошмарном сне не может присниться вариант, при котором испытуемые имеют:

--наивысшие показатели по левополушарной выраженности асимметрии высших функций (по идее – они должны быть правшами)
--высокий показатели уровневых достижений
--и при этом эта группа испытуемых на самом деле является ЛЕВАШАМИ!

…такая группа полностью посылает в мусор все умозрительные построения обсуждаемого автора.

Кроме того, при органическом поражении мозга неповрежденное полушарие (в основном, правое) может частично брать на себя функции поврежденного.

И эти обобщения весьма условны. Мой родной отец получил пулю в лоб под Сталинградом. Точнее – над правой бровью и навылет с той же стороны затылка. Повреждено правое полушарие. Лобная и затылочная кора. Ну и куча внутриполушарных комиссур. Вот, на остатках своего здорового левого полушария он закончил университет по специализации физхимик. Сделал карьеру в атомном производстве до третьих-вторых лиц на большом «атомном» заводе. Всю жизнь занимался изобретательством по специальности. Со значимыми результатами. Например, уже в первые два года после окончания университета он сделал разработку на сталинскую премию. Ее получила большая группа руководящих работников с ним в роли младшего соавтора.

ЛЕВОПОЛУШАРНАЯ VS ПРАВОПОЛУШАРНАЯ КУЛЬТУРА

--Можно ли говорить о культурах двух типов, например, "магической" и "логической"?
--Я бы избегал термина "магический", он ничего не объясняет и заменяет любые попытки осмысления, даже на философском уровне, непреодолимой таинственностью и загадочностью. Можно говорить о Восточной и Западной культурах.


Нужно говорить о левополушарной и правополушарной культуре. При сопоставлении такого разделения и традиционного разделения на восточную и западную культуры мы получим следующую картину. Сконцентрированная левополушарная культура является сублимированным суррогатом так называемой западной к. В традиционной восточной культуре изначально есть свои законные компоненты левополушарной и правополушарной культуры.

Можно говорить о Восточной и Западной культурах. У каждой имеются свои достоинства и недостатки. Восточная (прежде всего дальневосточная) культура и философия ориентированы на самосовершенствование, достижение гармонии с миром таким, как он есть, и с самим собой. Западная культура ориентирована на приспособление мира к человеку, и достижения гармонии не предусматривает, ибо постоянно настроена на изменение мира. Внутренняя гармония человека интересует ее гораздо меньше.

Я уверен, что не специалисту по межполушарной асимметрии следует судить о достоинствах и недостатках восточной и западной культур. В таких суждениях он будет высказывать не более чем личное в той или иной мере начитанности мнение.

Но не следует ничего абсолютизировать, коль скоро мы говорим о человеческой культуре. Древние китайцы сделали целый ряд принципиальных открытий, способствующих изменению мира. В последние десятилетия Япония, Индия и Китай бурно развивают техническую цивилизацию, среди лучших выпускников американских университетов все больше представителей этих стран, и их исходная принадлежность к восточной культуре этому не препятствует.

Древние китайцы установили множество супераналитических типично левополушарных систем знаний и представлений о человеке. Например, китайское учение об энергии ЦИ, биологически активных точках и системах энергетических меридианов, в которые функционально объединены более чем сотня биологически активных точек.

Re: ЛЕВОПОЛУШАРНАЯ VS ПРАВОПОЛУШАРНАЯ КУЛЬТУРА

Другое дело, не может ли это освоение культуры Западного научно-технического прогресса, модифицируя характер мышления, сказаться в конечном итоге на базисных ценностях традиционной Восточной культуры и философии. Японцы в самой Японии ухитрились, по-видимому, как-то разделить "сферы влияния" Восточной и Западной культуры - сохраняя свои традиционные отношения в сфере искусства, поэзии, интеграции в природную среду, и духовного совершенствования они быстро овладели высшими достижениями технического прогресса.

Указанное «японское» разделение на полезные свойства утилизируемой ими западной культуры с одновременным сохранением своих культурных истоков является свидетельством наличия в коренной японской культуре в значительное мере выраженный и лево, и правополушарных компонент.

Стали ли эти достижения для них такой же частью их мировосприятия, как для представителей Западной культуры?.. Кажется, у них нет серьезных творческих открытий в этой сфере - для таких открытий такое четкое разделение не годится, "правополушарное" мышление должно активно использоваться в сферах жизни и деятельности, не принадлежащих к чисто духовным.

В этом месте автор допустил чудовищное интеллектуально-расистское заявление в отношении правополушарного мышления и производных от него культур, - типа они не должны заниматься духовными сферами деятельности!

Худшего примера ментального расизма трудно себе представить! Тем более, что положение дел в отношении представительства лево –правополушарных культур в духовных сферах деятельности можно было бы описать аллегорий дерева и его корней. Так вот, в этом дереве духовности правополушарная культурная компонента является базовой структурой, пронизывающей всю духовную систему от самых корней до кончиков веток. Левополушарная компонента в этой аллегории будет, например, только листьями духовного дерева.

На одном международном конгрессе по физике несколько десятилетий назад американец задал выступавшему японцу вопрос по теме доклада. Японец начал отвечать, стиль ответа показался американцу непривычно сложным, и он раздраженно перебил оратора: "Вы можете сказать просто - да или нет?" Описавший это японский участник конгресса заметил, что такая жестко альтернативная постановка вопроса (очень левополушарная), касающаяся сущностных проблем, для японца неприемлема. Остается ли она для них неприемлемой и сегодня?...

Автор предпочел оставить за кадром простой циничный факт. Приведенный им в примере международный конгресс, скорее всего, финансировался каким-то американским фондом/грантом. Т.е. американец на том конгрессе чувствовал себя таким «хозяином», а японец был буквальным гостем. Без кавычек.

Несомненно, биржевая система мировой экономики является порождением левополушарной культуры, которые ни восточная, ни западная.

Без принятия таких альтернатив вписываться в современную научно-техническую цивилизацию непросто, но в то же время для жизни и творчества (в том числе и научного) необходимо сохранить способность выходить за рамки этих альтернатив.
Для вписывания в современную научную жизнь достаточно иметь не рейтинг цитированности, но особенный рейтинг рукопожатости.

ВИЗУАЛЬНАЯ ЛОГИКА


--Люди все меньше читают и все больше смотрят на экраны и мониторы, дети учатся мыслить в среде "графического интерфейса" и образной "мифологики" рекламных роликов, "спектакль" повсюду вытесняет текст… Не происходит ли переориентация нашей культуры на "правополушарное" мышление?
--Нет. Я уже говорил, что важен не материал, с которым мозг работает, а способ его контекстуальной организации. К сожалению, в большинстве случаев так называемая "образная " информация в рекламах и компьютерных играх строится по закону однозначно понимаемых контекстов, в которых потенциал образов девальвируется. Разница как между мультфильмом Ю. Норштейна "Сказка сказок", пересказать который без потерь невозможно, и мультфильмом "Ну, погоди!", в котором тоже образы, но который весь сюжетом исчерпывается. Это можно изменить, но требуется большая специальная работа, которая бы себя вполне оправдала повышением креативности популяции. Если бы кто-то проявил инициативу в создании нового типа компьютерных игр с учетом этого обстоятельства, я был бы готов помочь консультациями.


Автор отказался отвечать на поставленный ему вопрос, хотя ответ был простой – да, мониторы способствуют развитию ориентации на правополушарность, включающую в себя и конкретную образность. Но, одновременно, постоянные мониторы способствуют развитию так называемой Визуальной логики:

Визуальная логика
http://www.google.ru/webhp?hl=ru&tab=Tw&q=I%20am%20concerned%20about%20security%20due%20to%20my#newwindow=1&hl=ru&output=search&sclient=psy-ab&q=%D0%92%D0%B8%D0%B7%D1%83%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F+%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0&oq=%D0%92%D0%B8%D0%B7%D1%83%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F+%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0&gs_l=hp.3..0.2947.18163.0.19074.22.15.2.5.5.3.717.6603.2-3j5j2j3j2.15.0...0.0...1c.1.9.psy-ab.ozitk4ghRow&pbx=1&bav=on.2,or.r_qf.&bvm=bv.45175338,d.bGE&fp=3c701b9fa45549af&biw=1001&bih=591


ЧТО НАС ЖДЕТ


--Можно ли сделать прогноз для нашей культуры и человечества - нас ждет увеличение асимметрии, или наоборот, "межполушарная интеграция", или что-то третье?
--Оптимумом является дифференциация функций, т.е. увеличение асимметрии, с их вторичной интеграцией за счет их взаимодействия. Это задача обучения. Сейчас интеллигентные представители разных культур все больше интересуются взаимными достижениями. Например, творчески мыслящие специалисты в области искусственного интеллекта интересуются дальневосточной философией.


Ну, на этот вопрос можно дать четкий ответ. Развитие общечеловеческой культуры запланировано путем ее глобализации. Глобализированная культура будет кастовой и сегрегационной по признакам принадлежности к группам с определенным «уровням развития», которые на самом деле являются непреодолимыми границами развития:


Например, это спиральная динамика. В ней:

--на бежевом уровне предполагается постоянная правополушарная низкоуровневая ориентация всех высших ментальных процессов
--на пурпурном уровне возможен свободный выбор между лево или правополушарной ориентацией
--на красном уровне/рамках развития вновь предполагается только правополушарная ориентация
--на синем уровне/в рамках – обязателен умеренный по уровням баланс между левой и правой ориентацией
--на оранжевом уровне/в рамках – левополушарная ориентация
--на зеленом уровне – правополушарная ориентация
--на желтом уровне/за гранью – резко выраженная качественно особенная левополушарная ориентация с развитием так называемой визуальной логики
--все уровни выше являются измышлениями, для прикрытия существования особенных высших каст хозяев этой жизни/мира

Л-П: пространство, ценности, обучение, л-п экспрессия


--Насколько по-разному мы воспринимаем правую и левую стороны пространства? Почему в древних культурах правый обычно означает правильный, или, например, левая сторона связывается с женским началом?
Стороны пространства (как и наши конечности) связаны с противоположными полушариями и соответственно воспринимаются по-разному. Но надо учесть, что в целом мозге информация очень быстро передается из одного полушария в другое (если нет специальной задачи ее вытеснить из сознания) и это сглаживает различия.


Знаток межполушарной асимметрии не знает про существование такого простого и абсолютного по своей воспроизводимости феномена:

Лево -правая экспрессия (10) экспрессия/импрессия|правши/левши
http://metapractice.livejournal.com/256128.html

Данный феномен заключается в устойчивом предпочтении изображений с определенной лево –правой ориентацией. Вот этот вот феномен бы да зарядить на исследование в томографе!

Не всегда легко понять, о чем говорят метафоры древних культур. Правое, определяемое по правому полупространству и правой руке, может считаться "правильным" с точки зрения упорядоченности и формальной логики, ибо относится к компетенции левого полушария.

Ценности. Метафоры древних культур говорят, что лево –правая пространственная асимметрия связана в первую очередь с ценностными иерархиями:

Моделирование Ценностных Иерархий (ЦИ) (34)
http://metapractice.livejournal.com/360181.html

Но, более того. Доказано, что любая правильно сформированная ЦИ любого субъекта содержит поочередную последовательность отдельных уровней ценностей, которые связаны только с левым или только с правым полушарием.

Но правополушарное "видение" более адекватно реальности.

Обученное правое полушарие более адекватно реальности.

Левая рука лучше правой выражает эмоциональные переживания, нередко более значимые для женщин, хотя у женщин в целом доминирует "левополушарное" мышление.

Динамика лево-правой экспрессии более полно передает в одной упаковке и содержание мышления любой стороны ориентации и эмоциональные нюансы:

Лево -правая экспрессия (Части 1 - 8)
https://www.youtube.com/user/Metapractica

Этот парадокс, этот особый статус связанных с правым полушарием эмоций у "левополушарных" по стилю мышления женщин может быть снят следующей метафорой: для мужчин межличностные эмоциональные отношения - только часть мира, а для женщин - это весь мир.

Загадочная по своей бессмысленности фраза.

ЛЕВОПОЛУШАРНЫЙ ПОЛЮС НА О,7 ОБУСЛОВЛЕН ГЕНЕТИКОЙ


Каково соотношение врожденного и приобретенного в выраженности межполушарной асимметрии и преобладании того или иного полушария?
Это трудный и малоизученный вопрос. Большую роль в становлении асимметрии играет, вероятно, культурное наследование, т.е. передача из поколения в поколение определенного стиля воспитания и обучения. Но и биология играет, вероятно, определенную роль.


Если представить ряд/шкалу свойств, на одном полюсе которой крайняя выраженность постоянных/всех левополушарных когнитивных и личностных свойств, а на противоположном полюсе – правополушарных, то ТОЛЬКО ДЛЯ ПОЛЮСА КРАЙНЕЙ СТЕПЕНИ ВЫРАЖЕННОСТИ ЛЕВОПОЛУШАРНЫХ СВОЙСТВ коэффициент корреляции указанных свойств с маркерами их генетической детерминации равен 0,7.

[Если выразиться вульгарно - заумь не лечится.]

В ЖИВОТНОМ МИРЕ ВЕЗДЕ Ф. АСИММЕТРИЯ ЦНС!


--Развита ли межполушарная асимметрия у высших обезьян и других животных и если да, играет ли она у них ту же роль, что и у человека?

--Нет, не играет, хотя некоторые зачатки моторной асимметрии можно найти у животных, а высших обезьян можно даже научить речи на уровне двухлетнего ребенка. Но функции человеческой правой лобной доли у них отсутствуют даже в намеке.


Хвост, который крутит настроением собаки
http://metanymous.livejournal.com/74951.html
http://metapractice.livejournal.com/85002.html

«Человеческие» функции асимметрии ЦНС есть даже в головных ганглиях пчел!

Нейроанатомия сна

--Как работают полушария в разных фазах сна?

--Вопрос этот изучен недостаточно подробно. Есть данные, что в быстром сне (со сновидениями) доминирует правое полушарие. С другой стороны, есть данные, что от вечерних часов сна к утренним повышается активность левого полушария.


В мозге есть скопления нейронов, возбуждение которых вызывает развитие сна (гипногенные центры). Три вида структур:
Структуры, обеспечивающие развитие медленного сна:
Передние отделы гипоталамуса (преоптические ядра)
Неспецифические ядра таламуса
Ядра шва (содержат тормозной медиатор серотонин)
Тормозной центр Моруцци (средняя часть моста)
Центры быстрого сна:
Голубое пятно
Вестибулярные ядра продолговатого мозга
Верхнее двухолмие среднего мозга
Ретикулярная формация среднего мозга (центры БДГ)
Центры, регулирующие цикл сна:
Голубое пятно (стимуляция — пробуждение)
Отдельные участки коры больших полушарий
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%BD


World Sleep Foundation
http://worldsleepfoundation.org/

The Sleep Research Society
http://www.sleepresearchsociety.org/default.aspx

  • 1
?

Log in

No account? Create an account