Previous Entry Share Next Entry
Моделирование Ценностных Иерархий (ЦИ) (40) ЦИ на прямой альтернативе ресурс-антиресурс
П
metanymous wrote in metapractice
http://metapractice.livejournal.com/430458.html

При практике мета-моделирования был замечен/выявлен переход между мета-моделью и иерархией критериев:

bavi

При практике мета-моделирования был замечен/выявлен переход между мета-моделью и иерархией критериев

В мета-модели есть 2 формы, которые обращаются к модальным операторам:
- Сами модальные операторы
- Неявный каузатив

Суть модальных операторов:
- Хочу делать, не делаю, потому что что-то мешает
- Не хочу делать, делаю, потому что что-то заставляет

Вопросы к формам:
- что мешает
- что заставляет

По сути, заявляя нам эти формы мета-модели, Чарли практически заявляет пары для выявления иерархии критериев важности. И нам нет необходимости "навешивать их ему" он сам выделяет для нас значимую для него пару. У нас, как операторов, появляется инструмент исследования или расширения форм мета-моделирования. Мы можем усилить мета-моделирование путем добавления нескольких вопросов - фиксации ценности и маркеров контекста

Несколько цитат из Андреаса:

Прекрасно, это звучит достаточно низко. «Мытье посуды» — это специфическое поведение. Следующий шаг заключается в том, чтобы идентифицировать ценностный критерий, который удерживает его от выполнения этого действия. Ну, так что же, Крис, останавливает вас от мытья посуды?

Теперь переходим к следующему шагу. Я хочу выяснить, что для Криса важнее сбережения времени. Крис, что бы заставило вас вымыть сегодня посуду в любом случае, даже, несмотря на то, что при этом вы бы «зря тратили время»?

Крис, имея данный контекст, что заставило бы вас не мыть посуду, даже если, не вымыв её, вы рисковали бы не начать на нейтральной почве?

ЦИ на альтернативе ресурс-антиресурс

metanymous

При практике мета-моделирования был замечен/выявлен переход между мета-моделью и иерархией критериев


Вообще, это фундаментальный факт если подтвердится.

Как с этим фактом дальше разбираться, идеи некоторые есть?

В мета-модели есть 2 формы, которые обращаются к модальным операторам: - Сами модальные операторы - Неявный каузатив. Суть модальных операторов: - Хочу делать, не делаю, потому что что-то мешает - Не хочу делать, делаю, потому что что-то заставляет. Вопросы к формам: - что мешает - что заставляет

Так, и что дальше?

По сути, заявляя нам эти формы мета-модели, Чарли практически заявляет пары для выявления иерархии критериев важности.

А, вот в чем идея. Предложить субъекту альтернативу осознавать ресурсы = помогает и антиресурсы = мешает. И на этом построит некоторую ЦИ. Хм, это будет суперважная ЦИ. Потому, что полное осознание антиресурсов дает избыточную, но объективную картину всех наличных препятствий к изменениям. А, полное осознание изоморфно связанных с антиресурсами ресурсов дает полную базу ресурсов для неизбежных изменений.

В этой таблице будет заключена общая и очень важная пресуппозиция: всякому набору антиресурсов неизбежно соответствует изоморфный набор ресурсов для изменений.

Это модельное воплощение центральной идеи эриксонианского подхода и НЛП: у всякого человека для любой наличной проблемы всегда есть набор ресурсов, достаточных для преодоления исходной проблемы.

Супер тема. Надо ее провести в отдельном проходе в теме либо ЦИ, либо в "поиске ресурсов".

И нам нет необходимости "навешивать их ему" он сам выделяет для нас значимую для него пару. У нас, как операторов, появляется инструмент исследования или расширения форм мета-моделирования. Мы можем усилить мета-моделирование путем добавления нескольких вопросов - фиксации ценности и маркеров контекста.

Да. Совершенно верно.

Но, это уже гораздо шире, нежели одно только мета-моделирование.

Несколько цитат из Андреаса: "Прекрасно, это звучит достаточно низко. «Мытье посуды» — это специфическое поведение. Следующий шаг заключается в том, чтобы идентифицировать ценностный критерий, который удерживает его от выполнения этого действия. Ну, так что же, Крис, останавливает вас от мытья посуды? Теперь переходим к следующему шагу. Я хочу выяснить, что для Криса важнее сбережения времени. Крис, что бы заставило вас вымыть сегодня посуду в любом случае, даже, несмотря на то, что при этом вы бы «зря тратили время»?Крис, имея данный контекст, что заставило бы вас не мыть посуду, даже если, не вымыв её, вы рисковали бы не начать на нейтральной почве?"

Все же это не м-модельный опрос.

Можно предложить следующее разграничивающее определение: всякий опрос, когда он в буквальном виде в каждом очередном вопросе отталкивается преимущественно только от сказанного субъектом в последней его реплике, будет относится к м-модельным опросам. В противном случае, мы имеем дело с опросами иной природы, нежели м-модельная форма.

Потребуются добровольцы для проведения пилотажного опроса на тему "субъективное наличие/переживание антиресурсов и ресурсов".




Если подойду, то готов.

На первом шаге надо на что-то пожаловаться

Замечательно.

Ну, тогда наверное, в начале будем двигаться по схеме мета модели. Это значить тебе надо на что-то пожаловаться.

Кстати, прямой личный материал вовсе не обязателен:

--ты можешь нечто придумывать от фонаря или фантазировать
--или выполнять ролевое моделирование - войти в роль некоего реального человека и отвечать как бы от его имени.

Не могу заставить работать себя по вечерам - только подумаю о работе, сразу какая-то апатия накатывает.

что мешает заставить себя работать <> что не хватает/тр

Хорошо.

Т.е. оппозицией будет: что мешает заставить себя работать <> что не хватает/требуется, чтобы заставить себя работать.

Так?


Контекст: время, вне основного рабочего времени. То есть, вечер, после 19:00, или все выходные. В рабочее время (8:00-17:00) работоспособность просто отличная, но вот вне этого времени полных швах.

Понял, а место?

Набросал небольшой диалог.
Цель, наверное, это попытка придать ему некую форму бытового общения и, конечно, протестировать понимание самого процесса выявления ценностей при появлении модального оператора в речи человека.
Критика и корректировка приветствуется.

- Я не могу разговаривать с людьми
Вы хотите сказать, что есть что-то, что буквально заставляет вас это делать?
- Да
Интересно, и что это?
- Страх… страх ошибиться
[ММ уточнения]
А, что вы теряете полезного, важного, разговаривая с людьми не смотря на этот страх?
- Быть самим собой
А, что важного в том, чтобы быть самим собой?
- Отличие от других (-Ц1)
Хорошо, а что заставит вас разговаривать с человеком, даже в том случае, когда это не будет отличать вас от других.
- Ну, если это хороший знакомый
Именно хороший, а не просто знакомый … А в чем различие?
- Это знакомый, который еще и открыт для общения
[ММ уточнения]
А, что даст вам разговор с таким человеком: знакомым и открытым для общения, и при этом вы готовы не отличаться от других?
(Что ценного в разговоре с таким человеком, чтобы лишиться чувства отличия от других?)
- Внутреннее спокойствие (+Ц2)
Хорошо. Внутреннее спокойствие для вас важнее, чем отличие от других?
- Да
А, что вынудит не общаться с таким человеком, дающим вам это внутреннее спокойствие?
- Хм, наверное, если я знаю, что он с кем-то поступил не честно.
Не честно?
- Обманул
Вообще или кого-то конкретно?
- Вообще
Что вы потеряете, общаясь с таким человеком, зная, что он обманывает людей?
- Не знаю, уважение других людей (-Ц3)
И не важно, что общение с ним дает это внутреннее спокойствие?
- Не важно
Интересно, а, что усилит желание пообщаться с таким человеком, даже если это вызовет неуважение других людей?
- Если я решу, что могу помочь ему не обманывать других.
[ММ уточнения]
И, что такого ценного в том, чтобы помочь человеку при этом игнорируя уважение других людей?
- Знание того, что я делаю правильные вещи (+Ц4)
[ММ уточнения]

Edited at 2014-07-24 09:47 am (UTC)

Набросал небольшой диалог. Цель, наверное, это попытка придать ему некую форму бытового общения и, конечно, протестировать понимание самого процесса выявления ценностей при появлении модального оператора в речи человека. Критика и корректировка приветствуется.

Сейчас.

- Я не могу разговаривать с людьми
Вы хотите сказать, что есть что-то, что буквально заставляет вас это делать?


Вы хотите сказать, что есть что-то, что буквально мешает вас разговаривать с людьми?

...и одновременно...

Вы хотите сказать, что есть что-то, что буквально может помочь вам разговаривать с людьми?

- Да
Интересно, и что это?
- Страх… страх ошибиться
[ММ уточнения]


Ну, т.е. ты не зафиксировал поведенческую альтернативу: нечто помогает разговаривать c людьми <> нечто мешает разговаривать, относительно которой можно построить ЦИ.

А, что вы теряете полезного, важного, разговаривая с людьми не смотря на этот страх?
- Быть самим собой


Ну, здесь переход к ЦИ не мотивирован и не обеспечен.

Но предположи, что ты все сделал правильно и задал нужные три вопроса:

Вы хотите сказать, что есть что-то, что буквально мешает вас разговаривать с людьми? ...и одновременно... Вы хотите сказать, что есть что-то, что буквально может помочь вам разговаривать с людьми?

Ну а теперь, с этого места продолжи твой воображаемый разговор с собеседником хотя бы на один шаг стратегии.

Ну, м.б. начнем


Re: Ну, м.б. начнем

Ага, я давно готов.

А ээ рефлексивные ээ комментарии на тему всего сказанного в посте здесь можно оставлять, или тут чисто практический/тренировочный заход?

Конечно можно. Чего же ты спрашиваешь. В нерабочих ветках.

Состояние - эмоции при сборе ЦИ

При сборе ЦИ по новой дополненной матрице Чарли попросил тайм-аут и прокомментировал:

в целом как-то не очень хочу лезть в ценности, там можно заблудиться. как будто можно ничего не сделать полезного. и на выходе будет нерабочее состояние и желание полежать. отдохнуть от всего. уйти в пространство.
а если переформулировать это в ценности.. то понимание - польза - отдых - удовольствие - интерес - движение - развитие - важность - многое могу - целостность - защищённость...

А ценности он сообщил (3) удовольствие и (6) сделать кому-то приятное, другому человеку какому-нибудь. Это не совсем те ценности, которые он сообщает в комментарии.

Ценность это внутреннее.

При сборе ЦИ по новой дополненной матрице Чарли попросил тайм-аут и прокомментировал: в целом как-то не очень хочу лезть в ценности, там можно заблудиться.

Это совершенно точно! Иерархия это матрица, объединяющая весьма разнородный субъективный материал.

как будто можно ничего не сделать полезного. и на выходе будет нерабочее состояние и желание полежать. отдохнуть от всего. уйти в пространство.

Побыть в нерабочем состоянии - это ценность.

а если переформулировать это в ценности.. то понимание - польза - отдых - удовольствие - интерес - движение - развитие - важность - многое могу - целостность - защищённость...

Если он выдал эту последовательность вне созерцания/осознания ценностной матрицы, то значение этой последовательности в целом совсем не велико.

А ценности он сообщил (3) удовольствие и (6) сделать кому-то приятное, другому человеку какому-нибудь. Это не совсем те ценности, которые он сообщает в комментарии.

Для удовольствия не указан контекст/онтологический маркер разновидности удовольствия.

"Сделать приятное другому", - это поведение, а ценность есть внутреннее переживание.

Выписал вопрос-ответы отдельно.
http://bavi.livejournal.com/255146.html

(офф. пока не проверил на правильную последовательность)

Сюда твой обзор

О, замечательно!

Так, если тебе не трудно, размести эту последовательность прямо здесь в данной теме.

L: lidenskap_frost
M: metanymous
-------------
L: Не могу заставить работать себя по вечерам - только подумаю о работе, сразу какая-то апатия накатывает.
M: Т.е. оппозицией будет: что мешает заставить себя работать <> что не хватает/требуется, чтобы заставить себя работать. Так?
L: Точно
M: Зафиксируй контекст в котором ты не можешь заставить себя работать. Дай его краткое описание.
L: Контекст: время, вне основного рабочего времени. То есть, вечер, после 19:00, или все выходные. В рабочее время (8:00-17:00) работоспособность просто отличная, но вот вне этого времени полных швах.
M: Понял, а место?
L: Место: вне работы (дома или у родителей своих или жены, если там нахожусь). То есть, на работе во вне рабочее время я вполне нормально работаю по каким-то своим делам, но дома никак
M: В доме своем или в доме родителей жены. Так?
L: В своем, доме моих родителей, или доме родителей жены.
M: В любом из трех домов.
L: Точно

M: Что усиливает помеху тому, чтобы тебе заставить себя работать?
L: Возможность других разнообразных занятий - интернет, отдых, фильмы.
M: Какие ВАКОГ напоминают тебе о наличии возможности других разнообразных занятий - интернета, отдыха, фильмов - и тем усиливают помеху тому, чтобы заставить себя работать?
L: Домашняя обстановка. Ковры, покрывало на диване, обои, шторы - практически все, что есть в домашней обстановке, и как правило, нет в рабочей.
M: Это все зрительные впечатления?
L: Да. Из кинестетики - слишком высокий стол, неудобно рукам. И нельзя комфортно развалиться на стуле.
M: Ага! Понял.

M: Какой внутренний «плюс» теряется для тебя при невозможности заставить себя работать?
L: Самый главный для меня плюс - саморазвитие. Когда я ничего не делаю - я понимаю, что упускаю каждодневную возможность продвинуться хоть на маленький шажок дальше.
M: Саморазвитие = каждодневную возможность продвинуться хоть на маленький шажок дальше?
L: Да. Тут мысли точно по Эриксону - хоть маленький, но шажок.
M: Понял.
M: (преамбула вопроса) Представь себе, что ты находишься в домашней обстановке...
...ты видишь: (V) ковры, покрывало на диване, обои, шторы - все, что есть в домашней обстановке, и как правило, нет в рабочей обстановке...
...и там еще есть (K) слишком высокий стол, на котором неудобно рукам. И и еще нельзя комфортно развалиться на стуле...
...однако ты замечаешь нечто такое, воздействующее на тебя, что вдруг тебя переключает и...
...и ты осознаешь, что для тебя теперь не проблема заставить себя работать...
(сам вопрос) Что это такое... на что это похоже... то что вызвало быстрое переключения тебя от невозможности заставить тебя работать к наличию возможности заставить себя работать?
L: Осознание того, что может дать эта работа в итоге. Даже так - серии небольших внутренних фильмов, с возможными итогами работы.
M: Хорошо. А что такое ты ВАКОГ (видишь, слышишь, чувствуешь) В ТОЙ ЖЕ ДОМАШНЕЙ ОБСТАНОВКЕ, что вызывает/усиливает твое осознание того, что может дать эта работа в итоге...
...что такое ты ВАКОГ (видишь, слышишь, чувствуешь) В ТОЙ ЖЕ ДОМАШНЕЙ ОБСТАНОВКЕ, что буквально включает серии внутренних фильмом, с возможными итогами работы?
L: Просмотр уже проделанной работы, своей или других людей, работающих в том же направлении.
M: Как конкретно ты просматриваешь уже проделанную работу свою или других людей, работающих в этом направлении?
L: Как правило, это материалы на компьютере - статьи, видео, обсуждения, презентации, книги.
M: Все визуальное?
L: Преимущественно визуальное.
M: Принято.

M: Какой внутренний «плюс» заключается в возможности заставить себя работать, осознавая то, что может дать эта работа в итоге?
L: Не совсем уверен, что правильно понял вопрос. Попробую так: "плюс" в возможности заставить себя работать заключается в том, что это свидетельствует о моей профессионализме - продуктивно работать в любом состоянии, и при любом настрое.
M: (1) Принято: "плюс" в возможности заставить себя работать заключается в том, что это свидетельствует о моей профессионализме - продуктивно работать в любом состоянии, и при любом настрое. (2) Уточнение ценности: Достичь свидетельства своего профессионализма. Профессионализм = возможности продуктивно работать в любом состоянии и настрое.
В итоге, ценность: Достичь свидетельства своего профессионализма. Верно?
L: Да

M: (преамбула вопроса) Представь себе, что ты по- прежнему находишься в домашней обстановке...
...ты видишь: (V) ковры, покрывало на диване, обои, шторы - все, что есть в домашней обстановке, и как правило, нет в рабочей обстановке и там еще есть (K) слишком высокий стол, на котором неудобно рукам. И еще нельзя комфортно развалиться на стуле...
...и вместе с предыдущим, ты видишь: (V) материалы на компьютере - статьи, видео, обсуждения, презентации, книги. Это включало у тебя осознание того, что может дать эта работа в итоге в виде - осознание серии небольших внутренних фильмов, с возможными итогами работы.... НО...
...но ты замечаешь нечто такое, воздействующее на тебя, что вдруг тебя переключает и...
...и ты фиксируешь, что что-то мешает тебе заставить себя работать...
(сам вопрос) Что это такое... на что это похоже... то что вызвало быстрое переключения тебя от наличия возможности заставить себя работать к невозможности заставить тебя работать?
L: Воспоминания о неудачах, мысли о том, что вся эта работа может быть практически бесполезна, а значит и нет смысла ей заниматься.
M: А что такое ты ВАКОГ (видишь, слышишь, чувствуешь) В ТОЙ ЖЕ ДОМАШНЕЙ ОБСТАНОВКЕ, что вызывает/усиливает твои воспоминания о неудачах, мысли о том, что вся эта работа может быть практически бесполезна, а значит и нет смысла ей заниматься?
L: Долго думал. Как-то так: эти мысли появляются когда я смотрю на результаты своей работы (письменной), затем я вспоминаю, как я делал это на практике, и как часто я не делал ничего (хотя и время и возможность были), вспоминаю случаи, когда ничего не получалось, и появляется чувство сдавленности в груди. Такая вот цепочка.
M: Какой внутренний «плюс» теряется при невозможности заставить себя работать, при воспоминании о неудачах, о том, что вся эта работа может быть практически бесполезна и ей нет смысла заниматься... когда вид результатов работы вызывает чувство сдавленности в груди?
L: Плюс - то, что я способен идти к намеченной цели несмотря на временные трудности. Он и теряется.
M: Способность идти к намеченной цели. Это ценность. Так?
L: Способность идти к намеченной цели, несмотря на препятствия. Да, ценность.
M: Ну, если ты согласишься с акцентом на слове "способность", то я возьму эту формулировку в качестве ценности. В противном случае? я задам мета-моделирующий вопрос: что ценного ты внутренне теряешь, когда теряешь способность идти к намеченной цели, несмотря на препятствия.
L: Упорство в достижении цели - вот так наверно будет точнее.
M: О.К.


M: (преамбула вопроса) Представь себе, что ты по- прежнему находишься в домашней обстановке...
...ты видишь: (V) ковры, покрывало на диване, обои, шторы - все, что есть в домашней обстановке, и как правило, нет в рабочей обстановке и там еще есть (K) слишком высокий стол, на котором неудобно рукам. И еще нельзя комфортно развалиться на стуле...
...и вместе с предыдущим, ты видишь: (V) материалы на компьютере - статьи, видео, обсуждения, презентации, книги...
... и еще ты смотришь (V) на результаты своей работы (письменной), вспоминаешь, как делал/не делал это на практике, вспоминаешь, когда ничего не получалось... появляется чувство (К) сдавленности в груди...
последнее включало у тебя воспоминания о неудачах, мысли о том, что вся эта работа может быть практически бесполезна, а значит и нет смысла ей заниматься...
...но ты замечаешь нечто такое, воздействующее на тебя, что вдруг тебя переключает и...
...и ты фиксируешь, нечто, что-то помогает тебе заставить себя работать...
(сам вопрос) Что это такое... на что это похоже... то что вызвало быстрое переключения тебя от невозможности заставить тебя работать к
возможности заставить себя работать?
L: Отключаю внутренний диалог, и просто иду и делаю. То есть, ключевой момент - прекращение ВД, прекращение раздумываний. Если работа не связанна с компьютером - выключаю его. Можно наверное даже так - изменяю внешнее и внутреннее привычное окружение.
M: Ты не можешь представлять, как ты отключаешь компьютер, потому что в предшествующих ВАКОГ компьютер присутствует. И он уже включен. Могу принят в качестве ответа только вот это: Отключаю ВД, иду и делаю. Ключевой момент - прекращение ВД, раздумываний.
L: Да, нормально
M: А что такое ты ВАКОГ (видишь, слышишь, чувствуешь) В ТОЙ ЖЕ ДОМАШНЕЙ ОБСТАНОВКЕ, что вызывает/усиливает твое стремление идти и делать работу без раздумий и внутренних сомнений?
L: Я бы так сказал - ВАКОГ весь тот же самым, меняется его восприятие - как бы накапливается критическая масса внешних сигналов, то есть, весь ВАКОГ предыдущих шагов начинает восприниматься одновременно, и появляется чувство какого-то внешнего беспорядка - куча разнородных сигналов.



Edited at 2014-08-18 01:10 pm (UTC)

?

Log in

No account? Create an account