Previous Entry Share Next Entry
Обновление в базовых в пресуппозициях НЛП (3) Пресуппозиции от Грегори Бейтсона
lidenskap_frost wrote in metapractice
http://metapractice.livejournal.com/228967.html

Как уже писалось в Метапрактике, основатель НЛП Ричард Бэндлер считает Грегори Бейтсона (в частности, его книгу "Экология Разума") одним из столпов НЛП. Примечательно, что в своих работах, Бейтсон сам описывает "как он думает", то есть, некую модель своего мышления, при работе с какой-либо проблемой. Но если в "Экологии Разума" это модель дана в достаточно общем виде, то в своей книге "Разум и Природа: Необходимое единство" Бейтсон прямо приводит те пресуппозиции, на которых он основывается сам, и какие рекомендует как те, "с которыми должны считаться любая серьезная эпистемология и любой серьезный эпистемолог."

Бейтсон отдельно указывает, что список пресуппозиций не полон, и кроме того, они должны проверяться, пересматриваться, и должны создаваться новые.

Я перенес весь список практически без изменений, делая только правки, для целостности текста. Пресуппозиции 17 и 18 добавил не из перечня Бейтсона, а из последующих глав книги – но это две пресуппозиции он называет очень важными. Что касается слова «наука» в первой пресуппозиции, тот нужно помнить, что у Бейтсона было свое виденье науки и ее методологии.

1. Наука исследует; она не доказывает.
2. Карта - не территория, и имя - это не предмет, который оно обозначает, но люди неизбежно путают их.
3. Объективного опыта не существует, образы, которые, как мы думаем, мы "воспринимаем", создаются нашим мозгом, все сознательное восприятие (VAKOG) обладает свойствами образа.
4. Процессы восприятия подсознательны, осознаются только результаты; в этих подсознательных процессах используются предпосылки, входящие и в окончательный образ. Свобода воли не может сопротивляться командам, исходящим от непосредственных образов, которые восприятие предъявляет нашему "мысленному взору". Однако ценой утомительных тренировок и поправок эти образы можно частично изменить.
5. Деление воспринимаемого мира на части и целое удобно и, может быть, неизбежно, но ничто не вынуждает нас делать это каким-то одним определенным образом; объяснение чего-либо всегда следует из описания, но само это описание неизбежно содержит произвольные характеристики, в зависимости от способа деления воспринимаемого мира.
6. Поведение единичных элементов непредсказуемо.
7. Поведение систем элементов предсказуемо.
8. В области коммуникации, организации, мышления, обучения и эволюции из ничего ничто не возникнет без информации.
9. Число - это не количество. Числа - это результат счета. Количество - результат измерения. Это означает, что числа могут быть точными, количество всегда приблизительно.
10. Количество не определяет паттерна. Паттерн невозможно объяснить только с помощью количества. Но отношение между двумя количествами - это уже начало паттерна. Иными словами, количество и паттерн относятся к разным логических типам, и их трудно совместить друг с другом в одной мысли.
11. В биологии не бывает монотонных "величин", полезные вещества, вещи, паттерны или последовательности переживаний, в каком-нибудь отношении "хорошие" для организма - продукты питания, условия жизни, температура, развлечения, секс, и так далее - никогда не бывают такими, чтобы их всегда лучше было иметь как можно больше. В действительности, для каждого объекта и переживания существует некая оптимальная величина.
12. Малое иногда прекрасно; есть оптимальный размер, превышение которого может быть смертельно опасным.
13. Логика - плохая модель причины и следствия. Когда причинно-следственные связи приобретают циклический (или еще более сложный) характер, то их описание или отображение на логику приводит к противоречиям, поскольку логика не содержит понятия времени.
14. Причинность не действует в обратную сторону. В случае циклических причинно-следственных связей изменение в любой части цикла может считаться причиной более позднего изменения любой переменной в любом месте этого цикла.
15. Язык обычно подчеркивает лишь одну сторону любого взаимодействия. Необходимо четко сознавать универсальную истину: что-бы из себя ни представляли "объекты" вещественного мира, в мир коммуникации и смысла они проникают лишь с помощью своих имен, качеств и атрибутов (т.е. посредством информации об их внутренних и внешних отношениях и взаимодействиях). Для четкости мышления желательно, чтобы все качества, свойства, прилагательные и т.д., относились, по крайней мере, к двум наборам взаимодействий во времени: информации об их внутренних и внешних отношениях и взаимодействиях.
16. "Устойчивость" и "изменение" описывают части наших описаний. Следовательно, когда мы говорим о живых объектах, все утверждения об "устойчивости" должны дополняться некоторым описанием, поясняющим, к какому логическому типу относится слово "устойчивый".
17. Два описания лучше, чем одно.
18. Чтобы могло осуществиться изменение, то новое, которое при этом возникает, должно удовлетворять двум требованиям. Оно должно подходить к внутренним условиям связности самого организма, и оно должно подходить к внешним условиям среды.



  • 1
Спасибо за труд

1. Наука исследует; она не доказывает.

Ну, эта пресуппозиция нам вряд ли пригодится в моделировании.
У нас есть собственная идея по отношению к моделированию и науке/статистике:

Righting the Modeling Conveyor Belt (9) Моделирование -> Извлечения из теории м. -> Практика м.
http://metapractice.livejournal.com/443232.html?thread=11298656

Иное моделирование (23) Моделирование и научная статистика
http://metapractice.livejournal.com/240780.html

Иное моделирование (34) в критике рождается истина
http://metapractice.livejournal.com/346418.html?thread=8938802&

Понемногу обо всем (23) Research in NLP Steve Andreas’ NLP Blog
http://metapractice.livejournal.com/303110.html?thread=7112198

Иное моделирование (17) научный vs модельный эксперимент
http://metapractice.livejournal.com/176057.html?thread=3166137

Раппорт на 300%
http://ru-nlp.livejournal.com/436235.html?thread=3881227

Калибровка левшества-правшества по гибсоновским инвариантам зрительного восприятия
http://openmeta.livejournal.com/59871.html?thread=987103




Edited at 2015-08-13 06:47 am (UTC)

Да, но вот странно, я эту мысль о разнице моделирования и науки, ухватил именно у Бейтсона. Пытаюсь раскрыть в своих набросках по эпистемологии моделирования.

Интересно, что у тебя будет получаться.

2. Карта - не территория, и имя - это не предмет, который оно обозначает, но люди неизбежно путают их.

A map is not the territory it represents, but, if correct, it has a similar structure to the territory, which accounts for its usefulness. Whatever you say it is, it isn't.
https://blogs.yandex.ru/search.xml?text=A+map+is+not+the+territory&holdres=mark&ft=blog%2Ccomments%2Cmicro&server=livejournal.com&author=metanymous&journal=metapractice

В моделировании следует использовать полную/развёрнутую формулировку на тему "карты".

Фактически, в книге он сделал намек на полный вариант "Как бы то ни было, я убежден, что научные предпосылки важны, что существуют лучшие и худшие способы построения научных теорий, и что важно настаивать на отчетливой формулировке предпосылок, чтобы в случае необходимости их можно было улучшить."

Ну, вот он намёк делал, а БиГи довели этот намёк уже до мема.

Так неполное цитирование превратило чёткое суждение в ложную попсу.

Восприятие внешнее. Опыт объективен.

опыт – восприятие.

3. Объективного опыта не существует, образы, которые, как мы думаем, мы "воспринимаем", создаются нашим мозгом, все сознательное восприятие (VAKOG) обладает свойствами образа.

4. Процессы восприятия подсознательны, осознаются только результаты; в этих подсознательных процессах используются предпосылки, входящие и в окончательный образ. Свобода воли не может сопротивляться командам, исходящим от непосредственных образов, которые восприятие предъявляет нашему "мысленному взору". Однако ценой утомительных тренировок и поправок эти образы можно частично изменить.

В этом месте мы категорически расходимся с Бейтсоном. В вопросах рассмотрения «восприятия» в целом и «объективности опыта» метапрактика ориентируется на Дж. Дж. Гибсона и его теорию «Экологического восприятия», которая утверждает «опыт» объективным феноменом и «восприятие» процессом, обращенным к инвариантам внешнего мира, а не к внутренним образам.

Re: Восприятие внешнее. Опыт объективен.

Охох, я как раз этим и занят - снова вникаю в Гибсона в свете моделирования и его соотношением с эпистемологией Бейтсона. Результат буду так же описывать.

Re: Восприятие внешнее. Опыт объективен.

А эта тема мне лично чрезвычайно интересна.

Меня просто поражает, как Бейтсон проигнорировал работы Гибсона. Он не мог о них не знать.

Квантование

Деление на части - Единичные элементы - Системы

5. Деление воспринимаемого мира на части и целое удобно и, может быть, неизбежно, но ничто не вынуждает нас делать это каким-то одним определенным образом; объяснение чего-либо всегда следует из описания, но само это описание неизбежно содержит произвольные характеристики, в зависимости от способа деления воспринимаемого мира.
6. Поведение единичных элементов непредсказуемо.
7. Поведение систем элементов предсказуемо.

квантование
https://blogs.yandex.ru/search.xml?text=%D0%BA%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5&holdres=mark&ft=blog%2Ccomments%2Cmicro&server=livejournal.com&author=metanymous&journal=metapractice&ncrnd=9327&how=relev

В метапрактиковом моделировании мы работаем с понятием "квантование".

Количество не определяет паттерна

Коммуникация
8. В области коммуникации, организации, мышления, обучения и эволюции из ничего ничто не возникнет без информации.
Числа
9. Число - это не количество. Числа - это результат счета. Количество - результат измерения. Это означает, что числа могут быть точными, количество всегда приблизительно.
Количество
10. Количество не определяет паттерна. Паттерн невозможно объяснить только с помощью количества. Но отношение между двумя количествами - это уже начало паттерна. Иными словами, количество и паттерн относятся к разным логических типам, и их трудно совместить друг с другом в одной мысли.
Величина в биологии
11. В биологии не бывает монотонных "величин", полезные вещества, вещи, паттерны или последовательности переживаний, в каком-нибудь отношении "хорошие" для организма - продукты питания, условия жизни, температура, развлечения, секс, и так далее - никогда не бывают такими, чтобы их всегда лучше было иметь как можно больше. В действительности, для каждого объекта и переживания существует некая оптимальная величина.
Малое
12. Малое иногда прекрасно; есть оптимальный размер, превышение которого может быть смертельно опасным.

Из этого ряда метапрактка работает в основном с пресуппозицией «количество не определяет паттерна».

Феноменологическое обоснование паттернов

Логика

13. Логика - плохая модель причины и следствия. Когда причинно-следственные связи приобретают циклический (или еще более сложный) характер, то их описание или отображение на логику приводит к противоречиям, поскольку логика не содержит понятия времени.

Для моделирования требуется феноменологическое обоснование паттернов:

феномен
https://blogs.yandex.ru/search.xml?text=%D1%84%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BD&holdres=mark&ft=blog%2Ccomments%2Cmicro&server=livejournal.com&author=metanymous&journal=metapractice&how=tm&asc=1


MorphologicPattern - МultipleСyclePattern (модель МР-MCP)

Причинность
14. Причинность не действует в обратную сторону. В случае циклических причинно-следственных связей изменение в любой части цикла может считаться причиной более позднего изменения любой переменной в любом месте этого цикла.

На эту эпистемологическую заморочку с «причинностью» метапрактик выработал оригинальную базовую модель моделирования – морфо-циклическую модель:

Иное моделирование (10 ) MorphologicPattern - МultipleСyclePattern (модель МР-MCP)
http://metapractice.livejournal.com/59029.html

морфо-циклическая
https://blogs.yandex.ru/search.xml?text=%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%84%D0%BE-%D1%86%D0%B8%D0%BA%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F&holdres=mark&ft=blog%2Ccomments%2Cmicro&server=livejournal.com&author=metanymous&journal=metapractice&how=tm&asc=1


Трансдеривационный поиск. Описания + сенсорный опыт

Язык

15. Язык обычно подчеркивает лишь одну сторону любого взаимодействия. Необходимо четко сознавать универсальную истину: что-бы из себя ни представляли "объекты" вещественного мира, в мир коммуникации и смысла они проникают лишь с помощью своих имен, качеств и атрибутов (т.е. посредством информации об их внутренних и внешних отношениях и взаимодействиях). Для четкости мышления желательно, чтобы все качества, свойства, прилагательные и т.д., относились, по крайней мере, к двум наборам взаимодействий во времени: информации об их внутренних и внешних отношениях и взаимодействиях.

Взаимо-дополнительность языковых описаний и сенсорного опыта: «Модель есть шесть описаний плюс две вещи, на которые можно «указать рукой»:

«Модель есть шесть описаний и две (сенсорные) вещи, на которые можно указать (пальцем)». Metanymous ©
https://blogs.yandex.ru/search.xml?text=%D1%88%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C+%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9+%D1%83%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%82%D1%8C+%D1%80%D1%83%D0%BA%D0%BE%D0%B9&holdres=mark&ft=blog%2Ccomments%2Cmicro&server=livejournal.com&author=metanymous&journal=metapractice


Кроме того, метапрактик выделяет особенный модельный процесс "трансдеривационый поиск", - это процесс в котором невербальный опыт превращается в вербальный и обратно:

трансдеривационный
https://blogs.yandex.ru/search.xml?text=%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9&holdres=mark&ft=blog%2Ccomments%2Cmicro&server=livejournal.com&author=metanymous&journal=metapractice


Содержание - процесс

Устойчивость vs изменение

16. "Устойчивость" и "изменение" описывают части наших описаний. Следовательно, когда мы говорим о живых объектах, все утверждения об "устойчивости" должны дополняться некоторым описанием, поясняющим, к какому логическому типу относится слово "устойчивый".

Динамические инварианты – статические.
Форма/содержание – процесс.

содержание процесс
https://blogs.yandex.ru/search.xml?text=%D1%81%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5+%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81&holdres=mark&ft=blog%2Ccomments%2Cmicro&server=livejournal.com&author=metanymous&journal=metapractice


Феномен - паттерн - модель - техника - методика - шаблон -

Два описания

17. Два описания лучше, чем одно.

Философско-эпистемологическую проблематику выигрыша от наличия двух описаний мы заменяем множеством описаний в процессуальном ряду обязательных к исполнению форм моделирования: феномен - паттерн - модель - техника - методика - шаблон - упражнение – тренировка.

феномен паттерн модель техника методика шаблон упражнение тренировка
https://blogs.yandex.ru/search.xml?text=%D1%84%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BD+%D0%BF%D0%B0%D1%82%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD+%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8C+%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0&holdres=mark&ft=blog%2Ccomments%2Cmicro&server=livejournal.com&author=metanymous&journal=metapractice


«Когруэнтность» изменений

Условия изменения

18. Чтобы могло осуществиться изменение, то новое, которое при этом возникает, должно удовлетворять двум требованиям. Оно должно подходить к внутренним условиям связанности самого организма, и оно должно подходить к внешним условиям среды.
По поводу необходимых и достаточных «условий изменения» в метапрактике есть рабочее понятие «когруэнтность» изменений:

конгруэнтность
https://blogs.yandex.ru/search.xml?text=%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B3%D1%80%D1%83%D1%8D%D0%BD%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C&ft=blog%2Ccomments%2Cmicro&server=livejournal.com&author=metanymous&holdres=mark


  • 1
?

Log in

No account? Create an account