Previous Entry Share Next Entry
Модел. эмоции (19) The neuroevolution of empathy and caring for others: why it matters for morality.
П
metanymous wrote in metapractice
http://metapractice.livejournal.com/476610.html

Оригинал взят у ivanov_p в Социальный интеллект
В книге New Frontiers in Social Neuroscience, eds. Jean Decety, Yves Christen описана революция в нейробиологии 90-х годов - открытие социального интеллекта. Началось много раньше, в 70-е, но полученным результатам не верили - мода была иная. Наконец к 90-м удалось прорваться. Это, собственно, об "эмоциональном интеллекте" - социальные отношения базируются не на когнитивном интеллекте, а на умении читать и излучать эмоции, и вот этой стороне дела теперь уделяют внимание нейрокогнитивисты. Самое известное открытие - зеркальные нейроны, но это лишь малая часть того, что открыто, судя по описаниям, там десятки механизмов, очень сложно взаимодейстующих. Очень много говорится об эмпатии и социальной интуиции, все представление об интеллекте (тем самым - и об искусственном интеллекте) получает совершенно новую развертку.

The neuroevolution of empathy and caring for others: why it matters for morality. Jean Decety
Clipboard03
Clipboard04
Clipboard05

Много данных об эмпатии боли, о том, что эмпатические ощущения боли, которую испытывает другая особь, очень родственны собственной боли - то есть что боль при эмпатии - это та же боль, что ощущается от физического воздействия, а не иллюзорная.

  • 1

Эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект (англ. Emotional intelligence) - способность эффективно разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни: понимать эмоции и эмоциональную подоплеку отношений, использовать свои эмоции для решения задач, связанных с отношениями и мотивацией.

Понятие введено в научный обиход П.Саловеем и Дж. Майером. Первые концепции ЭИ возникли в 1990 году, с тех пор разные авторы трактуют это понятие весьма разнообразно.

По определеню Дж. Мейера, П. Сэловея и Д. Карузо, это группа ментальных способностей, которые способствуют осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих (модель способностей).
Составляющие ЭИ в модели способностей

В рамках модели способностей выделяются следующие иерархически организованные способности, составляющие ЭИ:

восприятие и выражение эмоций
повышение эффективности мышления с помощью эмоций
понимание своих и чужих эмоций
управление эмоциями

Эта иерархия основывается на следующих принципах:

Способности распознавать и выражать эмоции — основа порождения эмоций для решения конкретных задач, носящих процедурный характер. Эти два класса способностей (распознавать и выражать эмоции и использовать их в решении задач) являются основой для внешне проявляемой способности к пониманию событий, предшествующих эмоциям и следующих за ними. Все вышеописанные способности необходимы для внутренней регуляции собственных эмоциональных состояний и для успешных воздействий на внешнюю среду, приводящих к регуляции не только собственных, но и чужих эмоций.

Так же следует отметить, что эмоциональный интеллект в этой концепции считается подсистемой социального интеллекта.
Методы диагностики ЭИ, используемые в рамках модели способностей

Сторонники модели способностей исследуют эмоциональный интеллект, используя различные тестовые методики решения задач. Наиболее разработанная и сложная методика – MSCEIT. В каждой задаче, решение которой отражает развитие одного из четырех вышеупомянутых компонентов эмоционального интеллекта, имеется несколько вариантов ответа, и испытуемый должен выбрать один из них. Подсчет баллов можно проводить несколькими способами – основываясь на консенсусе (балл за отдельный вариант ответа соотносится с процентом репрезентативной выборки, выбравшей тот же вариант) или на экспертных оценках (балл соотносится с долей относительно небольшой выборки экспертов, выбравших тот же ответ).
ЭИ в популярной (ненаучной) психологии, теория Гоулмена - смешанная модель ЭИ

- это то, как мы обращаемся с самими собой и нашими взаимоотношениями. По Гоулмену, эмоциональный интеллект, это способность человека истолковывать собственные эмоции и эмоции окружающих с тем, чтобы использовать полученную информацию для реализации собственных целей. Выделяются четыре главных составляющих EQ:

самосознание
самоконтроль
эмпатия
навыки отношений.

Фактически одно из самых значительных продвижений в изучении эмоциональной культуры произошло в 1980 г., когда психолог д-р Реувен Бар-Он, израильтянин американского происхождения, начал свою работу в этой области.

Понятие эмоционального интеллекта в его популистической ипостаси часто встречается в литературе, посвященной проблеме эффективного лидерства. Выше приведены четыре компонента эмоционального интеллекта. Дэниел Гоулман выделяет на ряду с ними еще и пятую: мотивация.
Биологические предпосылки ЭИ

Уровень ЭИ родителей
Правополушарный тип мышления
Свойства темперамента

Социальные предпосылки развития ЭИ

Синтония (эмоциональная реакция окружения на действия ребенка)
Степень развития самосознания
Уверенность в эмоциональной компетентности
Уровень образования родителей и семейный доход
Эмоционально благополучные отношения между родителями
Андрогинность (самоконтроль и выдержка у девочек, эмпатия и нежные чувства у мальчиков)
Внешний локус контроля
Религиозность

Re: Эмоциональный интеллект

Структура ЭИ

Осознанная регуляция эмоций
Понимание (осмысление) эмоций
Различение и выражение эмоций
Использование эмоций в мыслительной активности

Определение EQ

Сторонники двух моделей социального интеллекта, модели способностей и смешанной модели, придерживаются разных методов определения его уровня, что зависит в первую очередь от их теоретических позиций. Сторонники смешанной модели используют методы, основанные на самоотчете, и каждая методика основывается исключительно на субъективных взглядах ее автора.

Сторонники модели способностей исследуют эмоциональный интеллект, используя тестовую методику решения задач. (Речь идет о наиболее разработанной и сложной методике – MSCEIT). В каждой задаче, решение которой отражало развитие одного из четырех вышеупомянутых компонента эмоционального интеллекта, имеется несколько вариантов ответа, и испытуемый должен выбрать один из них. Подсчет баллов можно проводить несколькими способами – основанным на консенсусе (балл за отдельный вариант ответа соответствует проценту репрезентативной выборки, выбравшей тот же вариант) или на экспертных оценках (балл соответствует доле относительно небольшой выборке экспертов, выбравших тот же ответ). Именно подсчет баллов считается слабым местом этой методики.

EQ определяют различными методами, используя коммерческие или популярные тесты,[http://flogiston.ru/articles/general/eq],[http://www.queendom.com/tests/access_page/index.htm?idRegTest=1121],[http://pozdeev.ru/index.php/component/content/article/3-2011-10-07-17-05-43/179-test-eq1]
Методы развития ЭИ

Групповой тренинг
Индивидуальный тренинг
Коучинг
Тренинг детей в семейно-общественных детских центрах
Семейное воспитание

По поводу возможности развития ЭИ в психологии существует два отличных друг от друга мнения. Ряд ученых (к примеру, Дж. Мейер) придерживаются позиции, что повысить уровень ЭИ невозможно, поскольку это относительно устойчивая способность. Однако увеличить эмоциональную компетентность путем обучения вполне возможно. Их оппоненты (в частности, Д. Гоулман) считают, что ЭИ можно развивать. Аргументом в пользу этой позиции служит тот факт, что нервные пути мозга продолжают развиваться вплоть до середины человеческой жизни.
Ссылки

Эмоциональный интеллект: теория, тесты, тренинги.
Тест: уровень эмоционального интеллекта. Часть А. Отношение к себе (личностный EQ).
Орел Е. Эмоциональный интеллект: понятие и способы диагностики
История эмоционального интеллекта
Эмоциональный интеллект для бизнеса: определение эмоционального интеллекта.
Emotional IQ Test[http://www.epolotsk.com/psy/]

Литература

Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена // Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 78 — 86.
Андреева И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта // Вопросы психологии. 2007. № 5. С. 57 — 65.
Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
Кабатченко Т. С. Психология управления: — М.,: Педагогическое общество России, 2000.
Майкл Джордж. Бережливое производство + шесть сигм: — М.,: Альпина Бизнес Букс, 2006.
Аналоуи Ф., Карами А. Стратегический менеджмент: — М.,: ЮНИТА-ДАНА, 2005.
Bradberry, T. & Greaves, J. (2005). The Emotional Intelligence Quick Book, (New York: Simon and Schuster). Bradberry, T. and Greaves J. (2005) "Heartless Bosses, " The Harvard Business Review.
Гоулман Д. С чего начинается лидер. — М. Альпина Бизнес Букс, 2006.
http://www.psychologos.ru/articles/view/emocionalnyy_intellekt


Вместо "выражения эмоций" - "вызывание эмоций"

В рамках модели способностей выделяются следующие иерархически организованные способности, составляющие ЭИ: восприятие и выражение эмоций

С точки зрения метапрактика "способность к восприятию и выражению эмоций" является:

-- способностью к калибровке эмоций наблюдаемого субъекта
--способностью к вызыванию откалиброванных эмоций субъекта
--редакцией собственного эмоционального интерфейса до социально приемлемых форм

...таким образом, метапрактик считает, что указанная в эмоциональном интеллекте "способность к выражению эмоций" является лишней и даже ложной. Для социального интеллекта в действительности важна способность вызывания эмоций у других субъектов. При этом, экспрессивные и иные средства вызывания и управления эмоциями субъектов должны быть социально отредактированы/приемлемы.

Иными словами, формулировка "выражение эмоций" указывает на себе-экспрессию эмоций. Но, себе-экспрессия эмоций не является интеллектуальной функцией.

Строго говоря, и тебе-экспрессия эмоций с целью управления эмоциями других субъектов не является в первую очередь интеллектуальной функцией. Это, скорее, набор/система технических навыков.

Биокомпьютинг утилизирует ресурсы группового эмоцион

повышение эффективности мышления с помощью эмоций

(1) С точки зрения продуктивных характеристик мышления в целом является справедливо выделение отдельно "эмоционального мышления" (ЭМ). ЭМ является разновидностью интуитивного мышления, отличающегося тем, что в качестве управляющего мышлением интерфейса задействуются эмоции в роли "сигналов".

(2) Повышение эффективности мышления в его традиционном понимании, как это ни странно, заключается в уменьшении влияния эмоций на мышление.

(3) Настоящей революцией/высшей формой развития мышления является так называемый "бикомпьютинг", который включает в себя содружественную утилизацию познавательных ресурсов, заключенных в эмоциональных процессах:

биокомпьютинг
https://blogs.yandex.ru/search.xml?text=%D0%B1%D0%B8%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D1%8C%D1%8E%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B3&ft=blog%2Ccomments%2Cmicro&server=livejournal.com&author=metanymous&holdres=mark

Дело в том, что биокомпьютинг утилизирует ресурсы группового эмоционального интеллекта.


%L 0[6pw"*3lgH62g&Pq7{#TqնpTXk2YYb\b9~ύd

понимание своих и чужих эмоций

Понимание/чтение своих и чужих эмоций предполагает задействование двух способностей:

--калибровки своих и чужих эмоций
--навыков использования для чтения эмоций алгоритмов многошаговых рефреймингов, которые как раз и являются специализированными программами понимания/чтения эмоций


Edited at 2015-08-12 09:21 am (UTC)

m 0[9TT|)a"$$f;saQIIu& 4i4!wF2k ǣmN!d

управление эмоциями

С точки зрения метапрактика, эмоциональный интеллект в вопросе управления эмоциями на первом месте актуализирует создание правильной архитектуры множество эмоций субъекта. Эта архитектура включает в себя "алфавит эмоций" и разработку "деятельной эмоции":

алфавит эмоций
https://blogs.yandex.ru/search.xml?text=%D0%B0%D0%BB%D1%84%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%82%20%D1%8D%D0%BC%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B9&ft=blog%2Ccomments%2Cmicro&server=livejournal.com&author=metanymous&holdres=mark&how=tm&asc=1

деятельная эмоция
https://blogs.yandex.ru/search.xml?text=%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F+%D1%8D%D0%BC%D0%BE%D1%86%D0%B8%D1%8F&holdres=mark&ft=blog%2Ccomments%2Cmicro&server=livejournal.com&author=metanymous

(1) Управление эмоциями предполагает управление "алфавитом эмоций" и управление "деятельной эмоцией".

(2) Управление эмоциями предполагает управление постоянным процессом сублимации антиресурсных эмоций в ресурсное поведение. Основной процесс здесь опять-таки многошаговые рефрейминги.

(3) Управление эмоциями предполагает десенсибилизацию антиресусных эмоций и аффектов.



Edited at 2015-08-12 10:43 am (UTC)

Эмоциона́льный интелле́кт (ЭИ; англ. emotional intelligence, EI)

Эмоциона́льный интелле́кт (ЭИ; англ. emotional intelligence, EI) — способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.[1]

Понятие эмоционального интеллекта появилось как реакция на частую неспособность традиционных тестов интеллекта предсказать успешность человека в карьере и в жизни. Этому было найдено объяснение, состоявшее в том, что успешные люди способны к эффективному взаимодействию с другими людьми, основанному на эмоциональных связях, и к эффективному управлению своими собственными эмоциями, в то время как принятое понятие интеллекта не включало эти аспекты, и тесты интеллекта не оценивали эти способности.[2]

По менее научному определению С. Дж. Стейна и Говарда Бука, эмоциональный интеллект, в отличие от привычного всем понятия интеллекта, «является способностью правильно истолковывать обстановку и оказывать на неё влияние, интуитивно улавливать то, чего хотят и в чём нуждаются другие люди, знать их сильные и слабые стороны, не поддаваться стрессу и быть обаятельным».[3]

Содержание

1 История
2 Модель эмоционального интеллекта Майера — Саловея (модель способностей)
3 Смешанная модель
4 Модель социального и эмоционального интеллекта (ESI) Рувена Бар-Она
5 Критика теории эмоционального интеллекта
6 Примечания
7 Литература
8 См. также
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BC%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82

Re: Эмоциона́льный интелле́кт (ЭИ; англ. emotional intelligence, EI)

История

Предполагается, что именно эмоциональный интеллект в современном его понимании был ключевым для выживания человека в доисторические времена, поскольку он проявляется в способности адаптироваться в окружающей среде, уживаться и находить общий язык с соплеменниками и соседними племенами.[4] Этого аспекта в 1872 году коснулся Чарльз Дарвин в своём труде «Выражений эмоций у людей и животных», где он писал о роли внешних проявлений эмоций для выживания и адаптации.[5]

Проблемой эмоций и контроля над эмоциями много занимался основатель психоанализа Зигмунд Фрейд. Он, в частности, считал, что первые законы и предписания этики, такие как «Свод законов Хаммурапи» (XVIII век до н. э., Вавилон) или эдикт императора Ашоки, можно расценивать именно как первые попытки обуздать и цивилизовать проявления эмоций.[6]

Первые публикации, рассматривавшие социальное взаимодействие людей как вид интеллекта появились ещё задолго до Второй мировой войны. В 1920 году профессор Эдвард Торндайк впервые ввёл понятие социального интеллекта, который он описал как «способность понимать людей, мужчин и женщин, мальчиков и девочек, умение обращаться с людьми и разумно действовать в отношениях с людьми».[2]. В 1926 году был создан первый получивший широкое распространение тест (тест-анкета) для измерения социального интеллекта — George Washington Social Intelligence Test. Попытки измерения социального интеллекта продолжились в следующие десять лет, хотя, по заключению Роберта Торндайка (англ. Robert Thorndike) и Сола Стерна (англ. Saul Stern), написавших обзор методов измерения социального интеллекта в 1937 году, эти попытки не увенчались успехом.[2]

Важный вклад в исследование интеллекта внёс Дэвид Уэкслер (англ. David Wechsler), который рассматривал интеллект как «совокупную способность индивидуума действовать целенаправленно, рационально мыслить и эффективно взаимодействовать с окружающим миром». В 1940 году он написал публикацию, в которой разделил способности человека на «интеллектуальные» и «неинтеллектуальные», к числу последних он отнёс аффективные, личностные и социальные, и заключил, что именно «неинтеллектуальные» способности являются ключевыми при предсказании жизненного успеха человека.[7] Влияние Дэвида Уэкслера, много занимавшегося разработкой тестов интеллекта, сохранялось и в начале второй половины XX века, когда доминирующей в психологии стала теория бихевиоризма.[2]

Re: Эмоциона́льный интелле́кт (ЭИ; англ. emotional intelligence, EI)



В 1960-х впервые стало фигурировать понятие именно эмоционального интеллекта. В 1964 году оно появилось в работе М. Белдока Sensitivity to expression of emotional meaning in three modes of communication, а в 1966 году в работе Б. Лойнера Emotional intelligence and emancipation.

В 1975 году Клод Штайнер (англ. Claude Steiner), один из основателей транзактного анализа, разработал концепцию эмоциональной грамотности и запустил программу тренинга эмоциональной грамотности, представленную в его книге Achieving Emotional Literacy (изд. Avon Books, Нью-Йорк, 1997).

Расцвет теории эмоционального интеллекта пришёлся на 1980-е и 1990-е. В 1983 году Говард Гарднер (англ. Howard Gardner) опубликовал свою известную модель интеллекта, в которой разделил интеллект на внутриличностный и межличностный. В 1985 году Уэйн Пэйн опубликовал работу A Study of Emotion: Developing Emotional Intelligence, посвящённую развитию эмоционального интеллекта. В 1988 году Рувен Бар-Он в своей докторской диссертации ввёл понятие эмоционального коэффициента EQ (англ. Emotional Quotient, по аналогии с англ. Intelligence Quotient, IQ). Наконец, в 1990 году вышла влиятельнейшая статья Питера Саловея и Джона Майера «Эмоциональный интеллект» (англ. Emotional Intelligence), фактически определившая всё современное понимание эмоционального интеллекта.[2] После выхода этой статьи теория эмоционального интеллекта привлекла большое внимание, последовала масса публикаций на тему эмоционального интеллекта.

В 1995 году научный журналист Дэниэл Гоулман (англ. Daniel Goleman) опубликовал научно-популярную книгу Emotional Intelligence, в которой описал историю развития теории эмоционального интеллекта, дал обзор современных научных представлений об эмоциональном интеллекте и даже представил собственную модель эмоционального интеллекта, получившую впоследствии название смешанной модели. Книга приобрела огромную известность и стала самой читаемой книгой, посвящённой социальным наукам. Издания этой книги на разных языках имеют совокупный тираж более 5 миллионов экземпляров.

В 1996 году Рувен Бар-Он на собрании американской ассоциации психологов в Торонто представил свой новый тест EQ-i (Emotional Quotient Inventory), содержавший перечень вопросов для определения коэффициента эмоционального интеллекта, из которого родилась известная сейчас «модель эмоционального интеллекта Бар-Она».

В начале XXI веке разработка концепции эмоционального интеллекта продолжилась, многие новые публикации по этой теме сделали Питер Саловей, Джон Майер, Говард Гарднер, Константин Васили Петридис.

Модель эмоционального интеллекта Майера — Саловея (мо

Модель эмоционального интеллекта Майера — Саловея (модель способностей)

Данная модель считается в психологии основной на данный момент, именно её как правило используют для описания понятия эмоционального интеллекта, хотя также большой популярностью пользуется основанная на этой модели смешанная модель Дэниэла Гоулмана (см. ниже). Модель способностей критиковалась некоторыми учёными, в частности Говардом Гарднером, за излишний психометрический уклон.

Майер и Сэловей выделяют всего четыре составляющие эмоционального интеллекта[8]:

Восприятие эмоций — способность распознавать эмоции (по мимике, жестам, внешнему виду, походке, поведению, голосу) других людей, а также идентифицировать свои собственные эмоции.

Использование эмоций для стимуляции мышления — способность человека (главным образом неосознанно) активировать свой мыслительный процесс, пробуждать в себе креативность, используя эмоции как фактор мотивации.

Понимание эмоций — способность определять причину появления эмоции, распознавать связь между мыслями и эмоциями, определять переход от одной эмоции к другой, предсказывать развитие эмоции со временем, а также способность интерпретировать эмоции во взаимоотношениях, понимать сложные (амбивалентные, неоднозначные) чувства.

Управление эмоциями — способность укрощать, пробуждать и направлять свои эмоции и эмоции других людей для достижения поставленных целей. Сюда также относится способность принимать эмоции во внимание при построении логических цепочек, решении различных задач, принятии решений и выборе своего поведения.


Edited at 2015-08-11 02:53 pm (UTC)

Смешанная модель

Модель эмоционального интеллекта, созданная научным журналистом Дэниэлом Гоулманом приобрела большую популярность благодаря его книге, разошедшейся рекордными тиражами. В то же время многие учёные указывают на недостаточную научность этой модели.[9] Смешанная модель предполагает, что эмоциональный интеллект состоит из 5 компонентов[10]:

Самопознание — способность идентифицировать свои эмоции, свою мотивацию при принятии решений, узнавать свои слабые и сильные стороны, определять свои цели и жизненные ценности.

Саморегуляция — способность контролировать свои эмоции, сдерживать импульсы.

Социальные навыки — способность выстраивать отношения с людьми, манипулировать людьми, подталкивать их в желаемом направлении.

Эмпатия — способность учитывать чувства других людей при принятии решений, а также способность сопереживать другим людям.

Мотивация — способность стремиться к достижению цели ради факта её достижения.

Три теста-опросника было создано на основе модели Гоулмана: Emotional Competency Inventory (ECI), Emotional and Social Competency Inventory (ESCI), Emotional and Social Competency — University Edition (ESCI-U).

Модель социального и эмоционального интеллекта (ESI) Ру

Модель Рувена Бар-Она (англ. Reuven Bar-On) была представлена в 1996 году на собрании американской ассоциации психологов в Торонто (Канада). Модель состоит из 15 способностей:[11][12]

Самоуважение — способность понимать и оценивать себя, видеть свои возможности и ограничения, сильные и слабые стороны, и принимать себя вместе со своими сильными и слабыми сторонами.

Эмоциональная осознанность — способность человека распознавать у себя наличие эмоции в конкретный момент, различать свои эмоции и понимать причины их возникновения.

Ассертивность / Самовыражение — способность ясно и конструктивно выражать свои чувства и мысли, а также способность мобилизовывать свою эмоциональную энергию, проявлять при необходимости твёрдость убеждений, стоять на своём.

Независимость — способность полагаться на себя и эмоционально не зависеть от других.

Эмпатия — это умение распознавать, осознавать и понимать чувства других людей.

Социальная ответственность — способность идентифицировать себя как члена социальной группы, конструктивно сотрудничать с другими людьми, проявлять заботу и брать на себя ответственность за других людей.

Межличностные отношения — способность конструктивного общения через вербальные и невербальные коммуникации, способность устанавливать и поддерживать взаимовыгодные отношения, основанные на чувстве эмоциональной близости, умение чувствовать себя свободно и комфортно в социальных контактах.

Стрессоустойчивость — способность эффективно управлять своими эмоциями, быстро находить выход из ситуации.

Контролирование импульсов — способность сдерживать свои эмоции, воздерживаться перед соблазном.

Оценка действительности — способность сверять свои мысли и чувства с объективной внешней реальностью.

Гибкость — способность быстро корректировать свои чувства, мысли, представления и поведение соответственно меняющимися обстоятельствами.

Решение проблем — способность устанавливать и формулировать проблему, а также находить для неё потенциально эффективное решение.

Самоактуализация — способность устанавливать цели и стремиться к их достижению, реализовывать свой потенциал.

Оптимизм — способность сохранять надежду и позитивное отношение даже в сложных обстоятельствах.

Счастье / Благополучие — способность чувствовать удовлетворённость собой, другими и жизнью в целом.

Критика теории эмоционального интеллекта


Эмоциональный интеллект часто преподносится как абсолютный ключ к успеху во всех сферах жизни: в школе, на работе, во взаимоотношениях. Однако, по мнению Дж. Майера, EI, возможно, является причиной всего лишь 1-10 % (согласно другим данным — 2-25 %) важнейших жизненных паттернов и результатов. Единственная позиция, по которой популярная и научная концепции эмоционального интеллекта пришли к согласию, заключается в том, что эмоциональный интеллект расширяет представления о том, что означает быть умным.[13].

С другой стороны все модели эмоционального интеллекта критикуют за достаточно произвольное добавление в них компонентов. И хотя нет сомнений, что все эти компоненты действительно влияют на успех человека в жизни и особенно в карьере, но для подачи этого как научной теории требуется установить некий чёткий принцип, на основе которого можно было бы структурировать понятие эмоционального интеллекта, а в отсутствии этого принципа понятие эмоционального интеллекта превращается лишь в произвольный набор факторов, влияющих на жизнь человека.[14]

Большого объёма персональной критики удостоился Дэниэл Гоулман, которого с момента выхода его первой книги обвиняют в нехватке системного научного подхода, недостатке ссылок на источники при заимствованиях и в чрезмерной коммерциализации понятия эмоционального интеллекта.[15]

↑ Smith, M.K. (2002) «Howard Gardner and multiple intelligences», The Encyclopedia of Informal Education, downloaded from http://www.infed.org/thinkers/gardner.htm on October 31, 2005.

Emotional Intelligence: Issues in Paradigm Building

↑ Стивен Дж. Стейн, Говард И. Бук Преимущества EQ. Эмоциональный интеллект и ваши успехи. — Баланс Бизнес Букс, 2007 г. — 384 с.
↑ Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. — М.: АСТ, 2008.
↑ Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных. — СПб.: Питер, 2001. — 384 с: ил.
↑ Фрейд З. Недовольство культурой. Психоаналитические этюды. — М.: «Издательство АСТ», 2004. — 107—220 с.
↑ Emotional Intelligence: What it is and Why it Matters
↑ The Four Branch Model of Emotional Intelligence
↑ (Mayer, Roberts, & Barsade, 2008).
↑ Goleman, D. (1998). Working with emotional intelligence. New York: Bantam Books
↑ The 15 factors of the Bar-On model
↑ The BarOn Model of Social and Emotional Intelligence (ESI)
↑ Mayer, J. D., Salovey, P., Caruso, D. R., & Sitarenios, G. Emotional Intelligence As a Standard Intelligence. — Emotion, 2001
↑ [http://alliance.la.asu.edu/temporary/students/katie/MultipleIntelligenceEmotional.pdf Emotional Intelligence: What Does the Research Really Indicate?]
↑ Critical Review of Daniel Goleman

Алешина А., Шабанов С. Эмоциональный интеллект. Москва, Манн-Иванов-Фербер, 2014
Алешина А., Шабанов С. Ничего личного — только бизнес. Эмоциональный интеллект для достижения успеха. СПб.: Питер, 2012. ISBN 978-5-459-01580-5
Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена // Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 78—86.
Андреева И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта // Вопросы психологии. 2007. № 5. С. 57—65.
Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии. — Новополоцк: Полоцкий государственный университет, 2011. — С. 388. — 100 экз. — ISBN 978-985-531-260-5.
Кабаченко Т. С. Психология управления. — М.: Педагогическое общество России, 2000.
Аналоуи Ф., Карами А. Стратегический менеджмент. — М.: ЮНИТА-ДАНА, 2005.
Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ — М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2013. — С. 560. — ISBN 978-5-91657-684-9
Гоулман Д. Эмоциональный интеллект в бизнесе — М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2013. — С. 512. — ISBN 978-5-91657-729-7
Гоулман Д. Эмоциональный интеллект М.: АСТ, 2008. ISBN 978-5-17-039134-9
Манфред Кэ де Ври. Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта = The Leadership Mystique: A User's Manual for the Human Enterprise. — М.: «Альпина Паблишер», 2011. — С. 276. — ISBN 978-5-9614-1483-7.
Стивен Дж. Стейн. Преимущества EQ. — М.: Баланс Бизнес Букс, 2005. — С. 384. — ISBN 978-966-415-016-0.

См. также

Психологические теории эмоций
Интеллект
Интуиция

  • 1
?

Log in

No account? Create an account