Previous Entry Share Next Entry
Моделируем мышление (5) Правополушарное мышление
бессознательное
metanymous wrote in metapractice
http://metapractice.livejournal.com/511903.html
http://www.нейротехнологии.рф/article_news?id=333
Когда «начинает говорить» правое полушарие
Крайне неприятное и одно из самых частых последствий инсульта это нарушение речи. Как правило, речевая дисфункция держится особенно долго, и возможность нормально говорить восстанавливается в последнюю очередь, а может и не восстановиться до исходного уровня вовсе. Но согласно исследованию, опубликованному на днях в Neurology, анализ структур правой части мозга может предсказать, у кого именно из перенёсших инсульт речевые функции будут лучше возвращаться к норме.

Мозг разделён на два полушария, правое и левое. Левая сторона доминирует у большинства людей в языковых навыках и рече-моторной функции, поэтому если область центра Брока (а именно нижних отделов левой лобной доли) окажется повреждённой после инсульта, то у человека развивается афазия (частичная или полная утрата речи, нарушение артикуляции, понимания языка).




«Афазия — распространённый и разрушительный признак для людей, которые имеют повреждения в левой части мозга. Хотя некоторые выздоравливают практически полностью, многие никогда не восстанавливаются до своего прежнего уровня, даже после интенсивной речевой терапии»,

— говорит автор исследования Готфрид Шлауг (Gottfried Schlaug), доктор медицинских наук из Гарвардской медицинской школы в Бостоне, а также член Американской академии неврологии.



В исследовании приняли участие 33 человека, средний возраст которых составил 58 лет. После перенесённого инсульта в левом полушарии  пациенты восстанавливались около двух с половиной лет, прежде чем пройти МРТ и тесты на беглость речи. У всех фиксировалась афазия, сохранявшаяся в разной степени даже после их стандартных занятий с логопедом. В качестве контроля исследователи также протестировали 13 здоровых людей аналогичного возраста, у которых инсульт никогда не случался.

Обе группы прошли сканирование мозга с использованием особого метода МРТ, который позволил учёным оценить целостность тканей и связь различных регионов мозга. Ибо чем более выражена структурная целостность, тем более качественная связь отмечается между участками мозга.

Исследователи обнаружили, что у пациентов с афазией, которые продемонстрировали более высокие результаты тестирования, отмечалась большая структурированность в трёх областях: в правой средней височной извилине, правой нижней лобной и правой прецентральной извилине. Исследователям удалось выявить вклад этих зон правого полушария в функцию владения речью, поскольку когда эти правополушарные данные добавлялись в статистический анализ, корреляция между повреждениями левого полушария и беглостью речи возрастала.


Правые области мозга, усиление структурированности которых приводит к более эффективному восстановлению речевой функции после инсульта в левом полушарии. Источник: Sebastian023.

Результаты проведённого исследования предполагают, что правая сторона мозга как бы реорганизует сама себя, чтобы помочь восстановиться рече-моторной функций. Но поскольку этот феномен изучен лишь в одном временном отрезке, то вполне возможно, что те люди, которые выздоравливали быстрее и полнее, имели более выраженную связь между необходимыми зонами правого полушария и до инсульта.




«Это исследование показывает, что правое полушарие мозга активно принимает участие в восстановлении после афазии. Конечно, необходимы дополнительные сведения, чтобы определить, если ли различия в структурированности правого полушария до инсульта, или местное улучшение взаимосвязи происходит после повреждения и находится под влиянием других факторов. В итоге вполне можно обнаружить новые мишени в правом полушарии мозга, воздействие на которые, например, с помощью электростимуляции, обеспечит эффективное избавление перенёсших инсульт пациентов от афазии»,

— отмечает Анна Барретт, представитель Фонда Кесслера в Уэст-Ориндж, Нью-Джерси, и член Американской академии неврологии.



Доктор Шлауг также добавляет, что в связи с этими данными становится обоснованной мелодико-интонационная терапия (одна из методик восстановления речи, основанная на пении), которая как раз направлена на включение в работу правых полушарий.

Ethan Pani, Xin Zheng, Jasmine Wang, Andrea Norton, and Gottfried Schlaug

Right hemisphere structures predict poststroke speech fluency

Neurology. Published online 2016 doi:10.1212/WNL.0000000000002613


  • 1
Есть чёткий порог Аптайм-говорения, который очень сложно преодолеть. Практически все прагматические результаты Аптайма даже когда достигаются, всё равно часть внимания остаётся (точнее, периодически заглядывает) "внутри", как бы подгружая/выгружая контент. Если полностью внимание выделять во вне, то после завершения текущей ээ бывшей на языке мысли, если только специально не тренировался заранее на нужную тему читать вслух, слова пропадают. Иногда помогает даже просто чисто механически совершить КГД-движение, и контент всплывает откуда-то из закромов без необходимости на мгновение целиком погружаться в даунтайм.

Допустимый порог: с исключение ВАКОГ трансдеривации

Есть чёткий порог Аптайм-говорения, который очень сложно преодолеть. Практически все прагматические результаты Аптайма даже когда достигаются, всё равно часть внимания остаётся (точнее, периодически заглядывает) "внутри", как бы подгружая/выгружая контент.

Дело в том, что следует различать два типа такой подгрузки информации:

--первый тип работает как быстрая подкачка инфы, дающей пищу для говорения. Буквальная мгновенная подгрузка некоего материала, который тот час же/ идёт в дело/ в процесс говорения. Не сопровождается ВАКОГ трансдеривации

--второй тип является более обширным процессом распаковки информации. При этом, обязательно включается раскрытие ВАКОГ трансдеривации. Последний процесс запускает обширные ассоциации. И все это способно активизироваться со скоростью геометрической прогрессии

…Таким образом, критическим барьером допустимого краткосрочного обращения внимания во внутрь по ходу раговорного аптайма есть процесс обращение внимания во внутрь без малейшей активизации ВАКОГ трансдеривации.

Микро/макро движения любой частью тела = загрузчики

Иногда помогает даже просто чисто механически совершить КГД-движение, и контент всплывает откуда-то из закромов без необходимости на мгновение целиком погружаться в даунтайм.

Это вполне рабочий вариант – использовать быстрые КГД для подгрузки необходимой информации без распаковки сопутствующих ей ВАКОГ трансдериваций.

Кстати, так же будут работать некоторые другие микро/макро движения любой частью тела.

Трансперсональное сказительство

Если полностью внимание выделять во вне, то после завершения текущей ээ бывшей на языке мысли, если только специально не тренировался заранее на нужную тему читать вслух, слова пропадают.

Разговорный аптайм, в котором вообще не происходит даже на миг погружение внимания во внутрь, я бы отнес даже к трансперсональному процессу. Ибо, для такого говорения по времени более часа не хватит никаких предварительных начиток. Ну, из это варианта надо исключить:

--чтение театральных ролей
--воспроизведение лекционного материала

…дело в том, что при работе с живой аудиторией и более свободным содержанием для монолога аптайм потребуется импровизация. Импровизация без обращения к внутренним наработкам потребует буквального скачивания информации извне.

Такое говорение аптайм приравнивается к искусству. Тысячекратно в разных культурах о нём отмечено. Воспроизводят его типа «сказители».

Любимые нами нагвалисты считают, что в таком рассказе участвуют внешние нечеловеческие силы, а повороты содержания, которое может допустить сказитель меняют некие структуры вселенной.

Верно выше сказанное или же нет, но в любом случае метапрактики могут демистифицировать сей процесс, указав, что (а) всё дело в распределении внимания – никакого внимания внутрь (б) заготовленном содержании (в) наличии импровизационной компоненты (г) факторе времени.

Следуя простой логике межполушарной специализации, во время тренировок разговорного Аптайма сразу надо закладывать в речь мелодические — или хотя бы ритмические — компоненты.

Закладывать мелодические и ритмические компоненты

И для этого, читать стихи нараспев! :)


Право -левополушарное понимание

Поиск смысла с точки зрения мозга

http://www.нейротехнологии.рф/article_news?id=355

Как человеческий мозг обрабатывает слова, которые мы слышим, и создаёт из них сложные конструкции, всё ещё остаётся загадкой для нейронауки. Согласно новым исследованиям, опубликованным в журнале Neuroscience, транскраниальная  стимуляция постоянным током (transcranial direct current stimulation, tDCS) угловой извилины левого полушария головного мозга улучшает понимание простых фраз, состоящих из двух слов.

Мы уже знаем, например, как в головном мозге выстраивается картина, которую видят наши глаза, вполне понимаем и то, какие структуры в строении нервной сети отвечают за обучаемость или как осуществляется нейропластичность важнейшая функция мозга, позволяющая нам адаптироваться в постоянно изменяющихся условиях окружающей среды. Как по отдельным паззлам собирается картина, так и по разрозненным исследованиям постепенно создаётся общее понимание о функциях головного мозга. Вот и сейчас учёные кафедры неврологии медицинской школы Перельмана при Университете Пенсильвании внесли очередной вклад в нейронауки, раскрыв механизм понимания различных речевых конструкций.



«Объединение и понимание концептуальных знаний является одной из основных нейродинамических функций человеческого интеллекта. Например, когда мы читаем или слушаем какую-то речь, мы должны сложить и сопоставить вместе смысл всех слов, чтобы понять её смысл. Мы выполняем этот процесс легко много раз за день, но ведь он очень сложен, и пока что мало известно о структурах мозга, которые это всё осуществляют»,

говорит автор исследования Эми Прайс, аспирант кафедры неврологии Пенсильванского университета.


Re: Право -левополушарное понимание


Семантическая память это наши накопленные знания о мире, например, значения слов и предметов. «Мы стремились понять, каким образом и в каких отделах мозга семантические представления интегрируются в более сложные идеи», говорит Рой Гамильтон, доцент кафедр неврологии и реабилитационной медицины, директор лаборатории для познания и нейрональной стимуляции в Университете Пенсильвании. Последние данные, полученные благодаря методам функциональной МРТ (фМРТ) и магнитоэнцефалографии (МЭГ), выявили, что угловая извилина, область мозга, участвующая в обработке языка, цифровых значений, в пространственном мышлении и восстановлении памяти и внимания, помимо всего прочего ещё и играет роль концентратора и «уравнителя» семантической памяти, Если быть более конкретными, то это совершает именно угловая извилина слева.

Гамильтон и команда посвятили свою работу изучению роли левой угловой извилины в формировании семантической памяти, применяя фМРТ высокого разрешения и tDCS. Они провели три отдельных сеанса стимуляции мозга у 18 здоровых взрослых. Человек надевал шапку, снабжённую электродами, которые стимулировали левую или правую угловые извилины. В качестве контроля использовалась так называемая «мнимая» или поддельная стимуляция. После каждой сессии испытуемым предлагали пары слов, которые могли бы семантически связываться в последовательную смысловую комбинацию (например, клетчатый пиджак), а также ещё один набор пар слов, которые не имели какой-либо смысловой нагрузки (например, быстрый черничный).


Re: Право -левополушарное понимание


Результаты показали, что стимуляция левой угловой извилины в результате быстрее приводит к осмыслению логических и нелогичных словесных конструкций по сравнению с результатами стимуляции той же области, но справа.

За этим последовало буквенное задание, которое стало контрольной проверкой эффекта мозговой стимуляции, оказываемого на зрение и внимание. Здесь испытуемые смотрели на строки из букв (например, vsbsl vsbql), и их просили указать, соответствует ли буква строке.

Результаты показали, что стимуляция левой угловой извилины в результате быстрее приводит к осмыслению логических и нелогичных словестных конструкций по сравнению с результатами стимуляции той же области, но справа.  Но этого эффекта не наблюдалось в задании со строкой из букв, что говорит о достаточно специфическом воздействии на внимание, то есть выводы, полученные из эксперимента, не могут так же легко транслироваться на неспецифическую область внимания.



«Наши результаты расширяют знания об угловой извилине как о центре, в котором мозг конструирует и собирает информацию, то есть берёт отдельные слова и формирует смысловое понимание, играет важную роль в смыслообразовании»,

отмечает Гамильтон.



Edited at 2016-04-10 03:23 pm (UTC)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account