Previous Entry Share Next Entry
St. Neuronet (13) "Гаджет Уникальности"
П
metanymous wrote in metapractice
http://metapractice.livejournal.com/497519.html

Группа посвящена обсуждению и развитию проекта "Гаджет Уникальности". Наш проект призван реабилитировать «телесный центр управления жизнью», связывающий всех людей в единый биосоциальный организм. Мы стремимся к тому, чтобы ориентация на сигналы тела в момент принятия решений стала массовой (в том числе и среди государственных деятелей)! Мы готовы обсуждать в этой группе все вопросы - технические, научные, этические и организационные. Мы ждем неожиданных вопросов, новых точек зрения, критику и предложения...
https://www.facebook.com/groups/nevronet/permalink/683875395112118/
https://www.facebook.com/groups/Gadget.Unikalnosty/





  • 1

Для кого возрастной кризис, а для кого и мать родна

http://metanymous.livejournal.com/69348.html

(1) Кризис трех лет
Знаменитый кризис трех лет впервые был описан Эльзой Келер в работе "О личности трехлетнего ребенка". Ею были выделены несколько важных симптомов этого кризиса.

Западноевропейские авторы выделяют в кризисных явлениях негативные моменты ребенок уходит, отстраняется от взрослых, рвет социальные связи, которые его раньше объединяли со взрослым. Л. С Выготский подчеркивал, что такая интерпретация неправильна. Ребенок пытается установить новые, более высокие формы отношения с окружающими. Как считал Д. Б. Эльконин, кризис трех лет -- это кризис социальных отношений, а всякий кризис отношений есть кризис выделения своего "Я".

Кризис трех лет представляет собой ломку взаимоотношений, которые существовали до сих пор между ребенком и взрослым. К концу раннего возраста возникает тенденция к самостоятельной деятельности, которая знаменует собой то, что взрослые больше не закрыты для ребенка предметом и способом действия с ним, а как бы впервые раскрываются перед ним, выступают как носители образцов действии и отношений в окружающем мире. Феномен "Я сам" означает не только возникновение внешне заметной самостоятельности, но и одновременно отделение ребенка от взрослого человека. В результате такого отделения взрослые как бы впервые возникают в мире детской жизни. Мир детской жизни из мира, ограниченного предметами, превращается в мир взрослых людей.

Перестройка отношений возможна только в том случае, если происходит отделение ребенка от взрослого человека. Существуют явные признаки такого отделения, которые проявляются в симптоматике кризиса трех лет (негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых).


(2) Вот здесь в очередной раз спорили/выясняли что и как надо понять относительно ребенка и как правильно/ограничительно себя вести с ним во время острого протекания трехлетнего кризиса:

http://community.livejournal.com/psy_baby/490144.html?thread=12474016#t12474016
http://community.livejournal.com/psy_baby/490144.html?thread=12475296#t12475296
http://community.livejournal.com/psy_baby/490144.html?thread=12476064#t12476064

И вот еще, была такая замечательная maria_d, которая, прямо-таки гений придумывания различных развивающих занятий для своей маленькой (а теперь уже подросшей) дочери и для детей вообще. К сожалению, ее жж заморожен, но по адресу есть его архив. Где-то в глубине его пару раз вел жаркие споры на тему, что и развивающие упражнения, ежели они приходятся в аккурат на трехлетний кризис, могут значимо мешать ребенку благополучно преодолеть этот кризис:

http://maria-d.livejournal.com/



Edited at 2016-08-18 01:46 pm (UTC)

Застойный кризис

(3) И вот, сопоставляя все эти споры о трехлетнем кризисе развития и удерживая в уме пример maria_d, постепенно сформулировал такую мысль: а ведь вовсе не обязательно ожидать негативных последствий в случае даже специального выстраивания препятствий для ребенка в его стремлении сформировать свое независимое/автономное от взрослых эго/я.

При наличии особенных дополнительных условий даже намеренное подавление процесса формирования автономного эго может приводить к последствиям, которые могут быть и вполне положительные, ибо могут быть проявлены в рамках особенного взрослого эээ психотипа. Можно даже сделать пробное описание этого психотипа. Как это сделать?


Возьмем пять общеизвестных негативных признака протекания трехлетнего кризиса развития и попробуем сделать их правдоподобную экстраполяцию именно на стеничного хорошо социализированного взрослого:

(a) Негативизм.
Это отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому человеку. Ребенок отказывается вообще подчиняться определенным требованиям взрослых. Негативизм нельзя смешивать с непослушанием. Непослушание бывает и в более раннем возрасте.

Взрослый человек, который хронически отказывается подчиняться требованиям, заключенным в каких-нибудь общеустановленных правилах, законах и прочее. Получается, как минимум, некая "реформаторская" компонента. На другом уровне социализированный негативизм будет проявляться постоянным своеобразным стилем эээ злого/разрушительного/черного юмора.

(б) Упрямство.
Это реакция на свое собственное решение. Упрямство не следует смешивать с настойчивостью. Упрямство состоит в том, что ребенок настаивает на своем требовании, на своем решении. Здесь происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались.

В отношении данного свойства и придумывать ничего не требуется. Упрямство трансформируется в настойчивость, содержащую постоянный акцент на требовании считаться с личной уникальностью.

(в) Строптивость.
Близка к негативизму и упрямству, но имеет специфические особенности. Строптивость, носит более генерализованный и более безличный характер. Это протест против порядков, которые существуют дома.

Протест против порядков. Постоянный бунтарь, революционер, реформатор, первопроходец - что-то такое.

неотщепленное эго

(г) Своеволие.
Стремление к эмансипации от взрослого. Ребенок сам хочет что-то делать. Отчасти это напоминает кризис первого года, но там ребенок стремился к физической самостоятельности. Здесь речь идет о более глубоких вещах -- о самостоятельности намерения, замысла.

Акцентуированное стремление к самостоятельности намерений и замысла. Вполне может быть позитивное свойство.

(д) Обесценивание взрослых.
Ш. Бюлер описала ужас семьи, когда мать услышала от ребенка: "дура". Протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями "Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними", - писал Л. С. Выготский. В семье с единственным ребенком встречается стремление к деспотизму. Ребенок проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему и изыскивает для этого множество способов.

Протест до бунта, постоянное состояние внутреннего конфликта с большинством окружающего мира, доходящий до скрытой/открытой войны, стремление к деспотизму в отношениях ко всему окружению, изыскивающее множество способов для своей реализации. Мда, как же это представить в духе позитивной социализации? Пожалуй можно, если предположить, что личность с неотщепленным эго формируется в рамках постоянной семейной культуры/традиции, направленной как раз на это ее свойство, а по мере взросления личность "помещается" в четкие рамки некоей более общей "идейной традиции", в которой неотщепленное эго/"я" будет сливаться с осознанием "мы" по факту принадлежности к данной групповой "традиции".

  • 1
?

Log in

No account? Create an account