Previous Entry Share Next Entry
Якорение: паттерн, модель, техники/шаблоны, практика10
metanymous wrote in metapractice
http://community.livejournal.com/metapractice/62117.html

цитата из Лягушек про якорение.

Now let's do something with this, and all the things we talked about yesterday. Is there someone here who has a past experience that they think about from time to time, and it makes them have a feeling that they don't want? ...

OK. Linda, this is secret therapy. Your task is always to keep the content of what goes on from the people here. Because if you tell them the content, they will become involved. And if they become involved, it will be harder for them to learn.

Whenever we ask a person to come and make a change here as a demonstration, we will insist that they keep the content to themselves. Usually we'll say "I want you to pick a code word, a color, a number, a letter for what you want to change."So the person will say "I want to be able to M" or "I don't want to have to three." That has a couple of positive dimensions. If the outcome we're after is to teach people how to do what we do, then we will demand that it be content-free pure process therapy. Then the only things you have available to pay attention to are the pieces of the process. You cannot hallucinate effectively on "number three"—at least not as effectively as you can on "assertiveness" or "love" or "trust" or any of those other nominal-izations.


продолжение перевода цитаты1

In addition it has an extra advantage. If you are in any context in which people know each other, many people are reluctant to work on material which they think might change their relationship with the people who are there. By doing secret therapy you avoid that difficulty because nobody knows what they are working on.

Linda, what do you recall that gives you the unpleasant feeling? Is it a set of images or a voice? OK. She already answered the question nonverbally. If you were watching her eyes, you saw them move up to her left and then down to her right. So she makes an eidetic visual image and then has a feeling about it.

Linda, when you see this image you have certain feelings which are unpleasant to you. Now I'd like you to look at the image and find out if you still get the unpleasant feeling when you look at it now. And I'd like you to do a good job of that. You can close your eyes and really take a good look at it. (Pause. As she experiences the feelings, he touches her right shoulder.) And as you can all see by her responses, Linda is telling the truth: when she sees that picture she feels bad. So there is some past experience that occurred, and things didn't turn out quite the

way you would have liked them to. That's an understatement if IVe heard right.

Linda: Right. That's exactly right.


Давайте сейчас сделаем что-нибудь из того, что мы говорили вчера исегодня. Есть ли у кого-нибудь из вас такое переживание, воспоминание о котором время от времени возвращается, чего бы не хотелось? ОК. Линда, это -- тайная терапия. Ваша задача -- сохранять в тайне содержание своих переживаний от нашей аудитории. Если вы расскажите им содержание, они станут вовлеченными. А если они вовлекутся, им будет труднее учиться.
Когда мы предлагаем человеку произвести какие-то изменения в себе здесь, на семинаре, то настаиваем, чтобы содержание своих переживаний он сохранял в тайне. Обычно мы говорим: "Возьмите какое-нибудь кодовое слово, цвет, номер или букву и обозначьте им неприятное переживание, от которое вам хотелось бы избавиться". Человек тогда говорит: "Мне хотелось бы, чтобы я был способен на М" или "Я хотел бы избавиться от З". Такой пример имеет несколько позитивных сторон. В конечном итоге мы хотим научить вас делать то, что мы делаем, поэтому мы требуем, чтобы это была свободная от содержания, направленная на чистый процесс терапия. Таким образом, единственное, чему вы должны уделять внимание-это стадии процесса. Вы не можете эффективно галлюцинировать на тему "З" -- это будет настолько же эффективно, как если бы вы галлюцинировали на тему "любви", "доверия", "уверенности в себе" и других таких же номинализаций.


цитата1, далее

Кроме того, многие люди отказываются работать над содержанием если в
группе присутствуют другие люди, с которыми им не хотелось менять свои
отношения. Не вскрывая содержания, вы избегаете этой трудности, так как
никто не знает, о чем человек работает.
Линда, что вы вспоминаете, когда у вас возникают неприятные чувства?
Образы или голоса? ОК. Она уже ответила на этот вопрос невербально.
Если вы наблюдали за ее глазами, то видели, что сначала она посмотрела
налево вверх, а потом направо вниз. Сначала она создает эйдетический
визуальный образ, а затем испытывает по этом поводу неприятные чувства.
Линда, когда вы видите этот образ, вы испытываете неприятные чувства.
Сейчас я попрошу вас внимательно посмотреть на этот образ и определить,
испытываете ли вы еще неприятные чувства. Постарайтесь сделать это. Вы
можете закрыть глаза и внимательно посмотреть на этот образ. (Пауза. Пока
она испытывает неприятные чувства, он касается ее правого плеча). И, как вы
видите по ее реакции, Линда сказала правду: когда она видит эту картину, она
испытывает неприятные чувства. Итак, существует какое-то неприятное
переживание, которое время от времени возвращается, и трудно сделать так,
чтобы оно больше Линду не беспокоило, если я правильно понял вас.
Линда: правильно. Совершенно правильно.

анализ цитаты про якорение

metanymous

Является ли процесс постановки и утилизации Якорей процессом выработки рефлексов?
(ниже приведен пример постановки якоря из кн. "Из лягушек в принцессы".)

Давайте сейчас сделаем что-нибудь из того, что мы говорили вчера и сегодня.

Два дня "подводки" к демонстрационной постановке якорей!
Использованы ДлинныеПресуппозиции. Это прием явно гипнотической природы. Гипнотический прием (ГП) -- раз.

Есть ли у кого-нибудь из вас такое переживание, воспоминание о котором время от времени возвращается, чего бы не хотелось? ОК.

1 У каждого человека есть "переживания которые время от времени возращаются, чего бы не хотелось"! Это трюистическое присоединение, замаскированное под вопрос постановки задачи. Гипнотический прием -- два.
2 Оперантное поощрение невербального ответа/реакции на вопрос. ГП три.


Линда, это – тайная терапия.

1 Тайная для кого? Для сознания присутствующих? Значит это терапия, при которой Линда будет молчать. Линда будет в трансе? Два скрытых внушения: мочать во время сеанса ГП четыре. Молчать ПОСЛЕ сеанса... амнезировать? ГП пять.
Второе значение "сохранять в тайне" = "быть в трансе".
Если Линда в трансе, она "сохраняет в тайне", если она "сохраняет в тайне", она ДОЛЖНА перейти в транс.
2 Типичная защита подсознания, которое делает тайные вещи. ГП шесть.

Ваша задача – сохранять в тайне содержание своих переживаний от нашей аудитории.

Повторная суггестия предшествущего. ГП семь.


Если вы расскажите им содержание, они станут вовлеченными.

Не рассказывать ПОСЛЕ сеанса? Повтор предшествующего ГП восемь.

А если они вовлекутся, им будет труднее учиться.

Вовлекутся во что? Скрытая суггестия присутствующим отзеркаливать состояние Линды. ГП девять.


Когда мы предлагаем человеку произвести какие-то изменения в себе здесь, на семинаре, то настаиваем, чтобы содержание своих переживаний он сохранял в тайне.

1 Дабл байнд для Линды. ГП десять.
2 Дабл байнд для остальных. ГП одиннадцать.
3 Уже утроение-учетверение конструкции "сохранять в тайне". ГП двенадцать.


Обычно мы говорим: «Возьмите какое-нибудь кодовое слово, цвет, номер или букву и обозначьте им неприятное переживание, от которое вам хотелось бы избавиться».

1 Переход к подсознательной символизации (как во сне). ГП тринадцать.
2 Суггестия в "кавычках". ГП четырнадцать.


Человек тогда говорит: «Мне хотелось бы, чтобы я был способен на М» или «Я хотел бы избавиться от З».

Суггестия в "кавычках". ГП пятнадцать.


Такой пример имеет несколько позитивных сторон.

Милтон модель. ГП шестнадцать.


В конечном итоге мы хотим научить вас делать то, что мы делаем, поэтому мы требуем, чтобы это была свободная от содержания, направленная на чистый процесс терапия.

Свободная от сознательного содержания терапия. Скрытая суггестия амнезии. ГП семьнадцать.



анализ цитаты про якорение, продолжение

metanymous
Таким образом, единственное, чему вы должны уделять внимание-это стадии процесса. Вы не можете эффективно галлюцинировать на тему «З» – это будет настолько же эффективно, как если бы вы галлюцинировали на тему «любви», «доверия», «уверенности в себе» и других таких же номинализаций.

Примечание: забавно встретить еще один "подарок" переводчиков. Подчеркнутого "не" нет в оригинале. Совсем другой смысл получается, не так ли?

1 Суггестия символизации. ГП восемьнадцать.
2 Суггестия галлюцинирования. ГП девятьнадцать.


Кроме того, многие люди отказываются работать над содержанием если в группе присутствуют другие люди, с которыми им не хотелось менять свои отношения. Не вскрывая содержания, вы избегаете этой трудности, так как никто не знает, о чем человек работает.

Защита подсознания. ГП двадцать.

Линда, что вы вспоминаете, когда у вас возникают неприятные чувства? Образы или голоса? ОК.v

1 Трюистическое присоединение. ГП двадцать один.
2 Оперантное формирование невербальных реакций. ГП двадцать два.

Она уже ответила на этот вопрос невербально.

Декодерное присоединение. ГП двадцать три.

Если вы наблюдали за ее глазами, то видели, что сначала она посмотрела налево вверх, а потом направо вниз.

Декодерное присоединение. ГП двадцать четыре.

Сначала она создает эйдетический визуальный образ, а затем испытывает по этом поводу неприятные чувства.

Декодерное присоединение. ГП двадцать пять.

Линда, когда вы видите этот образ, вы испытываете неприятные чувства.

Декодерное присоединение. ГП двадцать шесть.

Сейчас я попрошу вас внимательно посмотреть на этот образ и определить, испытываете ли вы еще неприятные чувства.

Декодерное ведение. ГП двадцать семь. На этом уровне проверяется работает ли возможность гипнотической суггестией вызвать реакцию.

Постарайтесь сделать это. Вы можете закрыть глаза и внимательно посмотреть на этот образ. (Пауза. Пока она испытывает неприятные чувства, он касается ее правого плеча).

"Закрыть глаза" --... ГП двадцать восемь.

И, как вы видите по ее реакции, Линда сказала правду: когда она видит эту картину, она испытывает неприятные чувства.

Декодерное присоединение. ГП двадцать девять.

Итак, существует какое-то неприятное переживание, которое время от времени возвращается, и трудно сделать так, чтобы оно больше Линду не беспокоило, если я правильно понял вас.

Декодерное присоединение. ГП тридцать.

Линда: правильно. Совершенно правильно.

Ну еще бы :)

Итог: ТРИДЦАТЬ гипнотичеких приемов в таком маленьком фрагменте коммуникации!





продолжение инструкции к якорению, цитата2

So from time to time an image comes into your mind, and when you think about it, you get the same kind of feelings that you had as a result of that experience. Now, I would like you to think what resource you would have needed back then to have made a different response to that situation, a response which would have given you a much more acceptable outcome if you had made it. Wait a minute, because I want to tell you what I mean by "resource." By resource I don't mean some outside help or anything like that. What I mean by a resource is more confidence, more assertiveness, more trust, more caring—any internal resource. At this point in time, some time has elapsed; I don't know how much, but during that interval you have gained resources as a human being that you didn't have access to then. I want you to select a resource that would have enabled you to have had a wholly different experience back then. I don't want you to tell me what it is. I just want you to think of what it would be. (Pause. As she thinks of the resource, he touches her left shoulder.)


цитата2 - буквальный перевод

То есть время от времени какой-нибудь образ приходит в твой ум, и когда ты думашь о нем, ты получаешь тот же сорт чувств которые ты имела как результат того опыта. Сейчас, я хотел бы чтобы ты подумала, какой ресурс тебе бы понадобился тогда, чтобы сделать другой ответ на ту ситуацию, ответ, который дал бы тебе намного более приемлемый результат если бы ты его сделала. Подожди минутку, потому что я хочу тебе сказать что я подразумеваю под "ресурсом". Под ресурсом я не подразумеваю какую-то внешнюю помощь или что угодно подобное. Что я подразмумеваю под ресурсом - это больше убежденности, больше уверенности, больше доверия, больше заботливости - любой внутренний ресурс. К данной точке во времени, истекло некоторое время; Я не знаю как много, но в течении того интервала ты добыла ресурсы как человек к которым у тебя тогда не было доступа. Я хочу чтобы ты выбрала ресурс, который дал бы тебе возможность иметь целиком иной опыт тогда. Я не хочу чтобы ты говорила мне что за опыт это Я просто хочу чтобы ты подумала, что бы это был за опыт. (Пауза. В то время как она думает о ресурсе, он касается ее левого плеча).

Re: цитата2 - буквальный перевод

(1) То есть время от времени какой-нибудь образ приходит в твой ум, и когда ты думаешь о нем, ты получаешь тот же сорт чувств которые ты имела, как результат того опыта.

--То есть время от времени какой-нибудь образ приходит в твой ум, => время от времени всегда какой-нибудь образ приходит на ум. Гипнотическое присоединение.
--и когда ты думаешь о нем, ты получаешь тот же сорт чувств которые ты имела, как результат того опыта. => Второй шаг гипнотического присоединения.


(2) Сейчас, я хотел бы чтобы ты подумала, какой ресурс тебе бы понадобился тогда, чтобы сделать другой ответ на ту ситуацию, ответ, который дал бы тебе намного более приемлемый результат если бы ты его сделала.

--Сейчас, я хотел бы чтобы ты подумала, какой ресурс тебе бы понадобился тогда, чтобы сделать другой ответ на ту ситуацию, => Гипнотическое ведение. Процессуальная инструкция1.
--ответ, который дал бы тебе намного более приемлемый результат если бы ты его сделала. => Второй шаг гипнотического ведения.


(3) Подожди минутку, потому что я хочу тебе сказать что я подразумеваю под "ресурсом".

--Подожди минутку, потому что => Прерывание инструкции на шаге (1). Углубление транса.
--я хочу тебе сказать что я подразумеваю под "ресурсом" => Процессуальная инструкция2.


а) Под ресурсом я не подразумеваю какую-то внешнюю помощь или что угодно подобное.
б) Что я подразумеваю под ресурсом - это больше убежденности, больше уверенности, больше доверия, больше заботливости - любой внутренний ресурс.


внутренний ресурс => Углубление транса


(4) К данной точке во времени, истекло некоторое время;

К данной точке во времени, истекло некоторое время => Гипнотическое присоединение


а) Я не знаю как много, но в течении того интервала ты добыла ресурсы, как человек, к которым у тебя тогда не было доступа.

--Я не знаю как много
--но в течении того интервала
--как человек
--к которым у тебя тогда не было доступа => Серия гипнотических присоединений.


ты добыла ресурсы => Гипнотическая директива1


б) Я хочу чтобы ты выбрала ресурс, который дал бы тебе возможность иметь целиком иной опыт тогда.

Я хочу чтобы ты выбрала ресурс, который дал бы тебе возможность иметь целиком иной опыт тогда. => Гипнотическая директива2.


5) Я не хочу чтобы ты говорила мне что за опыт это.

Я не хочу чтобы ты говорила мне что за опыт это. => Углубление транса.


а) Я просто хочу чтобы ты подумала, что бы это был за опыт.

Я просто хочу чтобы ты подумала, что бы это был за опыт. => Постгипнотическая инструкция, обеспечивающая возможность обсуждать опыт/переживание нахождения ресурса.


(6) (Пауза. В то время как она думает о ресурсе, он касается ее левого плеча).

Якорь ставится на финальной стадии гипнотической программки "поиск ресурса".


Исчерпывающее определение Ресурсов


По этому адресу было приведено исчерпывающее определение ресурсов:

http://www.livejournal.com/community/openmeta/91777.html

Приведу отрывок из этой ссылки (про то, как подбирать ресурс):

Шаг 1. Метамоделируем (вопрошаем) Поверхностное Описание Негативного Переживания, которое предъявляет Чарли, жалуясь на свое Негативное Переживание, и получаем Глубинное Описание Негативного Переживания.
Та часть Глубинного ОНП, которой соответствует К+/метаК+ указывает на Якоря1К+, необходимые для рассеивания Негативного Переживания.

Глубинное ОНП Чарли (в описании размечены условно его фрагменты, которые вызывают у Чарли К-/+):

-- "Я чувствую ( К- (1)) холодный смазм в животе и слабость в руках и ногах ( К- (2)), которые у меня вызывают пауки-каракурты "Черная вдова"(К-/+//метаК-/+ ( 3)).

--"Чувство холодного смазма в животе и слабость в руках и ногах вызывает:

а) натуральный (К-/+//метаК-/+ (4)) вид паука-каракурта ( К- (5)) , который приближается(К-/+//метаК-/+ (6)) к моему телу;

б) картинки( К- (7)) в голове на которых множество(К-/+//метаК-/+ (8)) черных( К- (9)) пауков-каракуртов;

в) сны(К-/+//метаК-/+ (10)), в которых меня кусает паук-каракурт.

Итак, эти фрагменты переживаний вызывают смешанные реакции Чарли и позволяют легко найти Ресурсные Якоря1+ :
"Черная вдова"(К-/+//метаК-/+ ( 3)) --- самцы пауков могут не вызывать страха
натуральный (вид паука) (К-/+//метаК-/+ (4)) --- "искусственные" пауки могут не вызывать страха
приближается (паук приближается ) (К-/+//метаК-/+ (6)) --- убегающие пауки могут не вызывать страха
множество (пауков) (К-/+//метаК-/+ (8)) --- образы одиночных пауков могут не вызывать страха

Шаги2,3. Пример.

Шаг 2. Та часть Глубинного ОписанияНП, которой соответствует К-/метаК- подвергается семантическому исследованию – компонентному анализу значений:
до получения таких синонимических вариантов Глубинного Описания НП, которым соответствуют реакции Чарли с К+/метаК+. Такие синонимические варианты Глубинного Описания НП указывают на Якоря2К+.

В рассматриваемом примере фрагменты Глубинного Описания НП с К- это:

Я чувствую ( К- (1)) холодный смазм в животе и слабость в руках и ногах ( К- (2))
вид паука-каракурта ( К- (5))
картинки (пауков) ( К- (7)) в голове
черных( К- (9)) пауков-каракуртов;

Пусть компонентному анализу значений соответствует только Классификации Значений. Делаем некоторые следующие Классификации:

(1) Классификация Чувств
(2) Классификация Чувств Страха
(5) Классификация Пауков
(7) Классификация Картинок В Голове
(9) Классификация Фобических Субмодальностей

Классификации (1),(7) будут содержать элементы К-, и К+. Элементы К+ служат источниками Якорей3К+.

Шаг 3. Глубинное Описание НП (см. Шаг2), которому соответствует К-/метаК- расширяется до Описания Онтологии Негативного Переживания, к которому вновь применяется Компонентный анализ значений с целью получения таких вариантов описаний, на которые Чарли реагирует К+/метаК+. Это дает возможность определить Якоря3К+.

(2) Классификация Чувств Страха --- расширяем до онтологии Негативных Переживаний вообще
(5) Классификация Пауков --- расширяем до онтологии насекомых
(9) Классификация Фобических Субмодальностей --- расширяем до онтологии субмодальностей в целом

Компонентный анализ позволяет извлечь из этих онтологий Якоря3К+

(Якоря1К+) + (Якоря2К+) + (Якоря3К+) определяют исчерпывающий перечень ресурсов для данного Негативного Переживания.
По сути дела, центральная пресуппозиция о том, что для любого Негативного Переживания есть Позитивные Ресурсы означает другими словами, что любое Негативное Переживание = Ограниченному Опыту, а Ресурсами для Негативного Переживания является Обширный Опыт.

Re: Исчерпывающее определение Ресурсов


Вопрос собственно по поводу классификаций и как с ними работать.
Вот в данном примере с фобией пауков, берем
(1) Классификация Чувств
Как ее использовать для рассеивания негативного переживания?
Пойдет ли поиск ресурса такими вопросами:

Были ли у тебя в жизни ситуации когда ты испытавал другие чувства к паукам? Любые: От апатии до язвительности ? Например, что ты чувствуешь по поводу пауков, которые есть
- персонажи мультов
- запаяны в набалдашник рычага в машине?

Обязательна ли классификация чувств именно контексте пауков (чувства по поводу контекствов, содержащих пауков)?

Предусматривает ли эта система подбора ресурсов чувства из других контекстов, например "просто спокойствие как во время медитации"?
(якорим ресурсное чувство, которое возникает в ответ на вопрос - а как бы ты реагировал на пауков сразу после медитации, когда ты испытывал чувство спокойствия)

Классификация Чувств Страха
Хм...интересно как другие чувства страха могут быть полезны для рассеивания страха про пауков.
- веселый страх, как перед американскими горками?
- разумный страх за свое здоровье, который заставляет тщательно искать хорошего врача?
- страх скалолаза, который заставляет его успокоиться и быстро проверить все страховки?

(5) Классификация Пауков --- расширяем до онтологии насекомых

Ну, тут понятно. Клиент например пауков боится, а бабочек и жуков - нет. Правда есть возможность для широкой настройки вопроса, которым мы извлечем ресурсное поведение:

можно спросить общий вопрос - что ты чувствуешь, когда видишь бабочек или жуков?

а можно спросить более точный вопрос (не к чувству, а к поведению) - как ты себя ведешь, когда видишь бабочек или жуков?

(9) Классификация Фобических Субмодальностей --- расширяем до онтологии субмодальностей в целом

А как расширяем ? Вычисляем сначала у клиента сумбодальности фобической картинки которые только ей присущи + рассказываем про субмодальности + инсталлируем идею управления субмодальностями?
Если есть дополнительное время - устраиваем мини-тренинг по субмодальностям :)
Если нет - то выявление пары действенных субмодальностей + инсталляция идеи технического интерфейса - это может задать пресуппозицию изменения. Вот только когда якорь на ресурс ставить?
Когда клиент уходит во внутренний доступ, визуализируя метафору некоторого интерфейса ?
- Вот представь, был бы у тебя более налаженный внутренний пульт управления, когда надо - раз - покутил ручки (клиент представляет - я якорю) - и настроил изображение на подходящий лад.

Компонентный анализ позволяет извлечь из этих онтологий Якоря3К+
Можно сказать так:
Компонентный анализ делается чтобы выявить ресурсные якоря, но клиенту не обязательно инсталлируется идея онтологий.
Но при продвинутой инсталляции клиенту можно в дополнение к выявленным K+ якорям установить идею онтологий и их расширения.


Разные способы интеграции


Предположим, есть клиент, проблема которого выражается в форме
"когда я делаю Икс, то испытываю Игрек"
И мы решаем проработать это проблему используя технику интеграции якорей.

Есть по крайней мере две формы интеграции:
а) заякорить проблему(1) и ресурс(2) на два разных якоря, и затем их активировать одновременно - то есть включить процесс интеграции
б) но можно и не якорить проблемную ситуацию, а оставить ее "распакованной", тогда интеграцией будет следующее: клиент представляет или осуществляет проблемное поведение(1) + оператор включает якорь(2)

Интересно, когда выгоднее применять тот или иной метод (с распаковкой поведения или без распаковки).

При выполнении интеграции методом а) в процессе интеграции не задействуется сознание (так как просто активируются два К якоря) и полная интеграция не обязательно произойдет здесь и сейчас.
то есть похоже что плюсами этого метода являются
- оберегание сознания от результатов интеграции, или оберегание результатов интеграции от сознания :)

При выполнении интеграции методом б), с "отыгрыванием" возможно немедленное тестирование изменений
- либо сразу же откалибровав изменения в проблемном поведении или в представлении проблемного поведения
- либо запросив клиента напрямую, спросив какие изменения он заметил

То есть, если сознание клиента слишком назойливо при применении метода а), можно снизить вмешательство сознания применив интеграцию методом б).

Получается, что если есть класс проблем, которые взывают к осознанию, или к другим ментальным процессам, то для их решения можно как-то привлечь интеграцию а), которая задействует сознание.

У "пакующего" опыт якорения есть еще одна выгода. Оно позволяет не просто заякорить нужный ресурс, а создать целый класс ресурсов, который впоследствии будет решать проблемы в похожих на исходную ситуациях. А именно, выясняем, что клиенту для решения проблемы
нужен ресурс1 ресурс2 ресурс3 ресурс4. Причем оказывается, что ресурс2 и ресурс3 схожи, да и сам клиент еще может примонить немало похожих ресурсов. Если мы объединим эти схожие ресурсы на один якорь, то мы получим отдельный класс опыта, который будет действовать как одно целое на те проблемы, для которых он предназначен.

Получается, что когда мы накапливаем ресурс на один якорь, мы обучаем Бессознательное относить эти ресурсы к одному классу.
То есть не надо "заваливать" ресурсами проблемное поведение. Правильно подобрав ресурсы, правильно их классифицировав - мы создаем новые полезные различия в Бессознательном. Метфорически говоря, вместо создания монолитного инструмента (большого якоря) под некоторую проблему, мы лучше создадим набор инструментов, который можно затем сложить в некий "большой" инструмент, а потом можно их использовать в любых нужных комбинациях.
Тут, конечно, надо быть осторожным, и правильно складывать ресурсы.




Распакованный vs Запакованный

Предположим, есть клиент, проблема которого выражается в форме
"когда я делаю Икс, то испытываю Игрек" И мы решаем проработать это проблему используя технику интеграции якорей.

Предположим. Но что в заявленной формуле есть проблема? Икс есть проблема? Игрек есть проблема? И Икс и Игрек есть проблема?

Есть по крайней мере две формы интеграции:
а) заякорить проблему(1) и ресурс(2) на два разных якоря, и затем их активировать одновременно - то есть включить процесс интеграции

Ежели Икс - поведение есть проблема, то ресурсы одни, а ежели Игрек - нечто "внутреннее" - ресурсы могут быть совсем другие.

б) но можно и не якорить проблемную ситуацию, а оставить ее "распакованной", тогда интеграцией будет следующее: клиент представляет или осуществляет проблемное поведение(1) + оператор включает якорь(2)
Здесь один тонкий момент.
1 Будем называть
--Распакованный: здесь и сейчас опыт (РО) VexAexKexOexGex
--Запакованный: опыт представленный в ментальности (ЗО) VinAinKinOinGin</p>

2 Можно говорить:
-- якоре на РО
--якоре на ЗО
--якоре - на комбинаторный опыт РО/ЗО (ex / in)

3 Ежели хорошо подумать, то и в описываемой тобою ситуации якорь2 (мы не знаем какой он) реально приходится на комбинацию РО/ЗО. Если только Чарли не находится в аптайм.


Паттерн скобок


Metanymous
Этот особый, этот как папка для бумаг.

Ailev
Ну... все якоря особые – особенно ежели понимать, что любая папка для бумаг вмещает в себя другие папки, а те еще папки, а те – еще и еще папки, неисчерпаемые так же, как и исходные папки...

Metanymous
НЕ могу удержаться, ну, ну, давайте вместе сообразим, что: "скобки" являются разновидностью якорей, отличающейся
1. тем, что в нее входит, по меньшей мере ДВЕ составляющие (два якоря1,2);
2. применение Я1 отделено от применения Я2 ЗНАЧИТЕЛЬНЫМ временным промежутком.
Если Я1=Я2 (или семантически подобно), то "заякоривается" весь ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ Опыт в интервале времени от Я1 до Я2

И вторая часть, я про нее писал Я(1,2) фигура – Опыт фон. Опыт – фигура. Я(1,2)-фон.


Вот интересно, что это за фигура такая может получиться в результате такого якорения скобками.
Скобки - это у нас упаковщик опыта, так?
То есть, они делают выделенный опыт некоторой неделимой единицей.
Интересно бы примеров побольше.
Ну например, если я выделил скобками некий комплексный эквивалент:
Икс - это когда делают Игрек.

То получается, что в результате действия скобок этот эквивалент будет признан как единственно верный (Икс - это Только когда делают Игрек)?

Можно поставить в скобки и причинно-следственную связь.

Получается, что паттерн скобок - это паттерн создания пресуппозиций/убеждений/вер?

Хорошо выстроенная система скобок может помочь построить хорошо выстроенную систему пресуппозиций?

Вот интересно, где в жизни встречаются естественные паттерны скобок.
Вот если думать про МестоСостояния, то они тоже как скобки - мы как правило входим в некоторое место (на работу) и выходим в конце дня из него через одну и ту же точку (например через турникет).
А ведь если выйти не через турникет, то общее состояние поменяется ;)
Я вот сейчас представляю, как я одеваю обувь не дома, а за дверью дома, на пороге - тоже интересное нарушение "скобок". Чувствую, это может быть интересным изменением.

Звучание звока в начале и конце урока - скобки?
А что тогда они пакуют? Может они паку.т навык, наработанный на уроке, вне зависимости от того, освоили учиники его или нет?
Интересно, ограничивает ли скобки-звонок знания, не создает ли "барьера" между уроками?

А почему скобки - это якорь? Они способны в иное время при активации одного якоря-скобки вызвать тот опыт, который они пакуют? А, наверное способны, раз одна из них всегда появляется при окончании опыта.
С другой стороны, обычно якорят на пике, но это больше про состояния (или вообще про любые паттерны, где есть прирост одного сигнала?!).
С навыками и сложными системами другие принципы момента постановки якоря работают.

ЯкоряНаВербальное

У нас в списке моделей есть
6 ЯкоряНаВербальное
а) Семантику
б) Лексику
в) ЛексическуюМорфологию


Вот интересно чуть поподробнее узнать про каждый из этих пунктов.

а) Якоря на семантику. То есть это якоря, которые управляют выбором смыслов и значений слов? То есть если слово может иметь несколько значений, то некий якорь на семантику может теоретически изменить алгоритм выбора смысла-значения слова?
Например возьмем слово "обсуждать". Обсуждать можно фильм, а можно и деловой вопрос - и это разные обсуждения. Надо взять якорь из желаемого контекста и включить его перед произнесением слова, тогда оно вероятнее проинтерпретируется по законам заякоренного контекста.
Я правильно понимаю?

б) Якоря на лексику. Это тоже интересно. Как я их понимаю:
С некоторыми людьми я говорю только определенными словами (с кем просто, с кем по-научному, с кем по-художественному). Некоторые тексты у меня состоят только из определенного рода слов - стиль, в общем. В первом случае якорь лексики - люди. Во втором случае - некие внутренние репрезентации, которые ассоциированы с написанием текстов какого-то типа.

в) Якоря на ЛексическуюМорфологию.
Тут трудновато примеры придумать. Сам не представляю что это :)

Якоря и компьютер


Интересно рассмотреть какие якоря у нас есть при взаимодействии с компьютером.

Можно условно разделить множества якорей так: есть якоря в экране, есть якоря вне экрана.

Очевидные якоря в экране: обои декстопа + иконки как композиция на обоях. Интересно, каких результатов можно добиться используя обои экрана компа как якорь. Правда они появляются нечасто. Окна все место занимают.

Еще интересны шум вентилятора компа и звук клацанья мышки и клавиатуры и связать их с каким-то ресурсными процессами. Но как?

Можно устроить интеграцию якорей -

спрашиваем шум вентилятора компа какие ощущения вызывает?
а какие еще ты можешь вспомнить звуки похожие чем-то на шум вентилятора?
а шум ветра какие ощущения вызывает?
а когда ты стоишь на горе и созерцаешь, какие ощущения шум ветра вызывает?
а в музыке эмбиэнт тебе нравятся тихие шумы?
В общем, через звуки, в чем-то похожие на шум вентилятора, подводим к ресурсным процессам, которые вызваны эти похожими звуками.


Основные и Контекстуальные Якоря

Из переписки:

Вопрос6. Про почти-естественные якоря.
Все проходят тему якорей на НЛП-практике. Говорят про якоря состояний, про якоря вызова нужного поведения. Типичный пример, когда советуют вспомнить нужное состояние или вызвать его у кого-то и заякорить каким-нибудь жестом или звуком.


В том что мы называем "состоянием" есть две постоянные компоненты:
--компонента из "прошлого"
--и из настоящего

И складывается впечатление, что якорь - это нечто вроде искуственной насадки на реальный опыт.
Но что такое есть "реальный опыт"?

Есть такая идиома - черт-те что и сбоку бантик. Так вот, получается что якорь - это нечто вроде того бантика, который норовят нахлобучить на разнообразные проявления человеческой активности.
Стоит подумать, не является ли это "с боку бантик" постоянным процессом в жизни?

Если верить дизайнерам и своим глазам, то можно понять, что нам нравятся вещи, которые как-то между собой совместимы, как ноты в мелодии, как краски на картине.
Нам нравятся вещи, которые между собою совместимы как "ассоциации". Не более.

Даже в разбросанных вещах в комнате подростка есть какой-то свой порядок. А вот порядка в отношениях якоря и якоримого в применении большинства практиков НЛП я не наблюдал.
Потому что беспорядок раскиданных вещей определяется:
--кинестетическим "удобством" их расположения
--"онтологией" самой комнаты

Что-то якорят песенкой в голове,
"Песенка в голове" является лишь осознанной частью якоря. Чтобы "песенки в голове" запускались нужны каждый раз какие-то "внешние" зацепки/напоминалки = якоря.

что-то кодовым словом, что-то - странным жестом.
Чтобы кодовое слово/жест сработали требуется их сочетание с какими-то внешними зацепки/напоминалками = якорями.

Где связь?
Мы обсуждаем связь между прошлым опытом, зацепленным на "основной" якорь, и контекстуальным якорем, который определяет сможет ли "основной якорь" запустить свой даунлод.
Кажется, это более конструктивная модель. В вырожденном случае Основной и Контекстуальный якорь, кажется что совпадают. Но они никогда полностью не могут совпасть. Собственно субмодальности есть как раз результат такого процесса: процесса всегда происходящей дифференциации между ОсновнымЯк и КонтекстуальнымЯк.

Между прочим, в театральных постановках, если их рассмотреть (а их стоит так рассматривать) как композиции якорей, ведущие к нужным чувствам - так вот, в таких постановках используются именно естественные якоря - голос, одежда, слова, позиция на сцене и прочее - они или их естественные вариации создают чувства.
И в театральных постановках есть Основные вызывающие чувства якоря, и есть Контекстуальные, которые позволяют соотносить вызванные чувства и определенные личностно значимые контексты для каждого зрителя. Именно сочетание основных и Контекстуальных Як. создает богатство переживания зрителей (в предположении что оное богатство было представлено на сцене).

И зритель их помнит, и при повторе простой, осмысленной комбинации слов или какого-то положения на сцене - у зрителя возникает та же реакция.
Та же как какая?

Может и для НЛП практиков будет разумным ходом придумать тактику использования именно естественных якорей: своих естественных движений и их комбинаций-вариаций, своих естественных слов и восклицаний - в определенные моменты одни восклицания, в другие моменты - другие.
У НЛП практиков нет проблем с якорями. С якорями есть проблемы у нлп-матеров, которые не желают дорабатывать модель якорей в соответствии с собственным опытом/соображениями. А м.б., просто нет у них ни первого, ни второго.

Re: Основные и Контекстуальные Якоря

Вместо ресурсного якоря в виде восточной мудры - могло бы быть слова "Да! Я могу" - сказанное ресурсной интонацией. А взгляд в окно совмещенный с потиранием ладони - мог бы означать готовность к активному обдумыванию.
Отдельный интересный вопрос о соотнесении с осознаностью Основного и Контекстуального Як:
--ОсЯк - осознанный, КонЯк - осознанный
--ОсЯк - осознанный, КонЯк - бессознательный
--ОсЯк - бессознательный, КонЯк - осознанный
--ОсЯк - бессознательный, КонЯк - бессознательный

Такой способ якорения решал бы несколько задач.
1. Согласованность формы якоря и якоримого усиливало бы эффект якорения.
2. Не надо было бы заморачиваться "пряча" свои необычные движения от заинтересованных глаз. Внешняя ествественность.
3. Якорь, выполненный как естественное расширение некоторой уже существующей активности - это как суффикс или приставка в языке - он не только естественен, он и расширяет вообще набор возможных операций. Добавь суффик "еньк" в пару слов - и ты уже в другие моменты используешь его, когда надо.

О, хорошая аналогия: ОсЯк и КонЯк соотносятся между собою как морфологические части слов!

Или например, вместо якоря "Да! Я могу" можно было бы говорить "Да! Я могу говорить публично" - и это было бы естественным расширением/уточнением предыдущего якоря.
Гораздо более значимое место в твоем утверждении: ежели формирование уверенности в реализации публичной речи произошло, какие КонЯкоря обеспечат полное включение этой уверенности в контекстах реального публичного выступления!

Три модели перевоплощения + асимметрия *ЗренияЛягушки

Извини, не мог не поделиться личным открытием, ты наверное и так это на своей шкуре знаешь: Пьюселик упоминал как в первоначальной они входили в шкуру моделируемого и ходили в ней по нескольку дней. Но при это не упоминал как входить в шкуру.
Не упоминал, потому как тогда (да и сейчас) они не различают три разные модели перевоплощения:

--ЗеркальноеПеревоплощение - возникает по ходу различной глубины отзеркаливаний и может быть даже ПолнымВнутренним/СущностнымПеревоплощением см. где-то в опенмета есть постинг

--ПантомимическоеПеревоплощение - строится на воспроизведении большого количества экспрессивного сходства (якорей). Может не сопровождаться ВнутреннимПеревоплощением

--*ТулиоПеревоплощение (см. КК Сила безмолвия, цитата внизу) - строится на воспроизведении ограниченного количества особенных якорей, которые поддерживают (тебе/себе) внутреннюю структуру личности/характера

Высказываю модельную догадку: Механизм вхождения в шкуру использует механизм, который порождает импринты (в смысле ассоциирования с другим человеком). Не удивительно, если механизм отождествления есть, то зачем использовать нечто другое?
Это *ТулиоПеревоплощение. Еще стоит отметить, что импринтное перевоплощение это не полное ЗеркальноеПеревоплощение.

Я проанализировал на себе те случаи, когда мне непроизвольно и ненамеренно удавалось входить в шкуру другого человека.
ЗП, ПП, *ТП?

Удавалось осознать, что именно я типично воспроизводил в таких случаях: это были интонации + типичные фразы слова + тонус лицевых мышц свойственный другому.
Ближе к *ТП.

Гипотеза: для вхождения в шкуру надо начать с отзеркаливаний крупных движений - это создаст возможность дальнейшего редактирования модели.
1 Отзеркаливание крупных движений может повести в сторону непроизвольного углубления отзеркаливания более мелких движений и далее последует более или менее полное ЗеркальноеПеревоплощение. Зеркальное перевоплощение даже можно назвать Превращением.
2 В другом варианте отзеркаливание крупных движений может привести к непроизвольному выявлению якорей *ТП.

Это конечно уже все знают. Но при этом закончить надо таким отзеркаливанием, которое схватывает паттерны лицевых мышц моделируемого - это будет даже не столько источник модели - сколько ее фиксатор! Накопил движений - и печать-лицо сверху на них :)
Это больше подходит к *ТП. Но якоря *ТП могут быть не только лицевой экспрессией.

Гипотеза2: Для усиления отождествления желателен такой паттерн: немедленное отзеркаливание с особым взглядом, как только объект попадает в поле зрения. Это создает особое выделение-запечатление объекта для нашего бессознательного. Немедленное схватывание Зрением Лягушки - это важно, это как локальный импринт.
Схватывание зрением лягушки - это схватывание зрением лягушки. Это отдельная песня. Мы можем это мало осознавать, но зрением лягушки можно схватить все что угодно.

То есть одно дело - это увидеть человека, поздороваться, и через 5 минут беседы начать зеркалить для накопления паттернов. Другое дело - начать ловить его зрением лягушки сразу же, как только он попадет в поле зрения. Первые секунды ОЧЕНЬ важны - в них происходит некоторая важная настройка общения - и их стоит перехватывать.
Совершенно верно!

По-моему в эти секунды происходят такие процессы - что сознательно трудно повторить, поэтому лучше использовать процессы, которые происходят ТОЛЬКО в эти секунды!
Сознательно их невозможно повторить, но их можно моделировать. Чем мы и занимаемся.

Если не вспомнилось сразу о нужности перехватывания, можно попробовать выйти или отвернуться, и при попадении человека в поле зрения (направление - с бока глаза в центр) немедленно начать его воспринимать Лягушкой.
Угм.

Еще при импринтах как-то важны голоса, я не знаю точно, как их отдельно зеркалить - может только перекрестно как-то - руками например.
Неразвитый ГолосовойСлух. В голосе, так же как и в двигательных паттернах есть все:
--и паттерны для отзеркаливания и голосового зеркального перевоплощения
--и паттерны для ~"пантомимического" голосового перевоплощения
--и паттерны для *тулио перевоплощения (импринтные паттерны)

Re: Три модели перевоплощения + асимметрия *ЗренияЛягуш

Но я точно знаю, что если кто в меня "впечатался" - то я либо в голове слышу его голос как со стороны (с левой) либо слышу свой голос как со стороны, когда осознаю, что говорю его интонациями. Наверное во время отзеркаливания-моделирования не только стоит смотреть левым глазом, но надо и слушать левым ухом.
Ты только краем затронул важнейшую тему левого/правого зрения лягушки.

?

Log in

No account? Create an account