Previous Entry Share Next Entry
Мобилизация ресурсов из Настоящего5
metanymous wrote in metapractice
http://community.livejournal.com/metapractice/46161.html

  • 1
http://community.livejournal.com/metapractice/36801.html
Нашел Ваш давний ответ bowin, мне интересна тема зажимов, и я буду благодарен Вам, если Вы ответите.
В книге Лоуэна я нашел такое описание:
Если страх глубокий и хронический, сопутствующий ему соматический паттерн распространяется на внутренние органы и ткани.


1 И для страхов, и для других отрицательных эмоций, и для любых положительных эмоций схема/модель одна и та же.

2 Что такое по Лоуэну "сопутствующий (страху) соматический паттерн"?

3 По Лоуэну: страх вызывает спазмы гладкой мускулатуры. По нашему: спазмы гладкой мускулатуры вызывают страх.

Гладкая мускулатура бронхов н артерий спазмируется и возникает ситуация, благоприятствующая развитию сердечного приступа.

1 Спазмы гладкой мускулатуры связаны со спазмами/нарушением тонуса а) скелетной мускулатуры б) сердечной

2 Страх может генерироваться спазмами гладкой мускулатуры не только бронхов и артерий, но и, например, кишечника. Стоит вспомнить про "медвежью болезнь". (Еще - проблемы с мочевым пузырем во время острого переживания страха.)

Если человек осознает страх и панику,

Это при каких условиях человек может НЕ осознать страха и паники? Переживания страха и паники являются такими переживаниями, которые сознание ни как не может игнорировать!

которые он переживает, существует меньшая вероятность развития у него сердечного приступа.

Эх, не хочется быть в очередной раз ругателем, но по моему это бредовое утверждение у Лоуэна: обращение внимания на более полное осознание страха способно только увеличить страх.

Личности, которые подвергаются осознанной панике, страдают эмоционально, но не физически,

И в этом месте ерунда. Страх и паника обладают таким вредным свойством влегкую создавать негативные мета-комплексы с любыми эмоциями. Отрицательные физические составляющие этих комлексов нисколько не лучше чем исходные.

так как эмоциональное заболевание обычно исключает соматическое заболевание.
"Эмоциональное заболевание" в любом случае включает в себя отрицательные эмоции. Чрезмерные отрицательные эмоции имеют те же самые механизмы отрицательного воздействия на здоровье что и страх (и паника).

(Deleted comment)
Я постарался найти в книгах Лоуэна цитаты в ответ на Ваши вопросы.
Мои вопросы были риторическими. У Лоуэна нет на них ответов. Модель внутренних ощущений по которой работает Лоуэн чрезвычайно бедная.

Отмечу что в разных книгах Лоуэн пишет не совсем одно и тоже,
У него идет очень медленный процесс стихийного расширения его модельных представлений. В то время как ежели использовать вопросы классической метамодели из НЛП и пару недель поопрашивать подряд всех своих клиентов будет вполне достаточно.

к тому же я мог неточно понять как Лоуэна, так и Вас. Если Вам будет интересно, я постараюсь найти интересующие Вас места и в дальнейшем. Цитаты из Лоуэна я выделил так: === в начале и конце.
Посмотрим.

--Если страх глубокий и хронический, сопутствующий ему соматический паттерн распространяется на внутренние органы и ткани.
--1 И для страхов, и для других отрицательных эмоций, и для любых положительных эмоций схема/модель одна и та же.
--Возможно разница заключается в этом:

Далее идет околонаучный текст по вегетативной нервной системе. Спецы типа Лоуэна не осознают, что и для них самих, и для их клиентов такая информация не более чем метафора. Но такая метафора, которая создает "реальность" переживаний. Но "лоуэны" не отличают реальность переживаний от "научной" реальности.

Автономная нервная система состоит из двух частей: симпатической и парасимпатической. Парасимпатическая нервная система координирует реакции организма на приятные раздражители, приводя к расслаблению тела.
Но субъективно парасимпатические "расслабления" могут переживаться весьма разнообразно.

Симпатическая нервная система вызывает напряжение тела и мобилизует его для защиты в ответ на болезненные или опасные стимулы.
1 Неточность - что такое "напряжение тела"? Это либо напряжение скелетных мышц, либо гладких, либо и тех и тех. Четвертого не дано.
2 Симпатические напряжения участвуют в образовании и положительных, и отрицательных эмоций, например, радость не может быть без некоторого симпатического напряжения.

Примером этой антагонистической деятельности является влияние обеих систем на сердце: парасимпатическая система замедляет частоту сердечных сокращений, а симпатическая ускоряет.
И вот как раз единственно парасимпатическая "перерегуляция" сердца тоже может давать субъективные отрицательные переживания.

С другой стороны, Лоуэн говоря о страхе, как я понимаю, говорит о неосознаваемых защитных механизмах, контроле чувств, где страх имеет функцию препятствия осознанию вытесненных аффектов (извините за психоаналитические термины).
Это слишком замудрено - страх, который не страх, но мета-переживание для заблокирования других переживаний. Такая конструкция возникает в результате применения психоанализа в качестве средства добыть ту или иную информацию по поводу сложных комплексных переживаний. Но ежели применять другие технические средства создающие меньше ограничений/принуждений при раскрытии комплексных переживаний, то картина может быть совсем иной.

--2 Что такое по Лоуэну "сопутствующий (страху) соматический паттерн"?
--Вроде это:
--В случае страха или боли дыхание поверхностное, частое, напряжённое.

По Лоуэну получается, что страх это только дыхание? :) А может быть страх с медленным дыханием?

В угрожающих ситуациях мы сдерживаем дыхание, поднимаем руки
А что это за поднимание рук?

и широко открываем глаза.
С суженными глазами?

Эта реакцию, называемую реакцией неожиданности,
Страх может быть только неожиданным? А как насчет страха в отношении чего-то хорошо уже известного и давно/постоянно ожидаемого?

можно наблюдать у младенцев, когда их пугает громкий голос пли возникает опасная ситуация падения.
Ну, младенцы не говорят наблюдателям что они переживают.

Страх перед выражением чувств
Страх перед выражением чувств есть уже не вполне первичный страх. Ежели такой страх не выдуман гуманистами и психоаналитиками, то он содержит по меньшей мере три составляющих чувства/переживания.

проявляется в хроническом мышечном напряжении, следствием которого является раздутая грудная клетка, тенденция к сдержанному поверхностному дыханию и общая жёсткость тела.
Раздутая грудная клетка это круто. А может быть этот самый комплексный страх со "сдутой" грудной клеткой? :)

Хотя большинство пациентов не воспринимает истинную степень своего страха, вовсе не трудно не только ощутить, но даже увидеть его. Каждая хронически напряженная мышца пребывает в состоянии страха,
Это Лоуэн загнул. Каждая хронически напряженная мышца может быть напряжена в результате:
--чисто механической блокировки того или иного двигательного паттерна
--наличия эээ "закодированной" этим напряжением некоей "информации"
--закодированного страха

но наиболее очевидным образом скрытый страх проявляется в стиснутых челюстях, в сильно приподнятых плечах, в широко распахнутых глазах, а также в общей зажатости, ригидности всего тела.
А вот народная мудрость считает, что наиболее сильно страх проявляется в пятках, куда уходит от страха душа :)

--3 По Лоуэну: страх вызывает спазмы гладкой мускулатуры. По нашему: спазмы гладкой мускулатуры вызывают страх.
--Нашел цитату:
--Когда некоторый импульс достигает мышцы,

Я не знаю что такое этот "некоторый импульс". Это импульс чего?

эта мышца настраивается на действие.
Отдельная мышца совершает только движение. Действие же совершается как минимум группой мышц.

Если указанная мышца связана с обеспечением произвольных движений, то соответствующее действие находится под контролем эго и оно может быть ограничено или модифицировано сознательным разумом. Блокирование упомянутого действия создает в данной мышце состояние напряженности, поскольку она энергетически заряжена действовать, но не может этого сделать из-за ограничивающей ее команды, которая поступила от разума.

1 Что такое есть "произвольное движение"? От чего оно "произвольное"?

2 Сознательный разум находится в более сложных отношениях с автоматическими движения ибо только и делает что вносит в них постоянную управляющую редакцию. Модель этого, например, движение на ногах. Большая часть процесса автоматизирована и сознание осуществляет постоянную целеуказующую настройку, которая приводит к регулярным более или менее длительным дополнительным напряжениям.

3 Стоит напомнить, что "ненапряженная мышца" есть абстракция, поскольку все мышцы постоянно вовлечены в сложную иерархическую систему "тонусов" - тонических паттернов/рефлексов. Частью эти "тонусы" врожденные рефлексы координации движения, часть результат обучения, и т.п. Кроме того, есть некий "первичный" тонус, необходимый для работы мышечной системы. В невесомости этот тонус у некоторых людей без тренированности исчезает и теряется вообще способность совершать движения!

Сдается мне, что Лоуэновские построения смутно пытаются описать напряжения/блокировки, которые возникают как процесс изменения тонических паттернов/рефлексов.

(Deleted comment)
--В случае страха или боли дыхание поверхностное, частое, напряжённое.
--По Лоуэну получается, что страх это только дыхание? :) А может быть страх с медленным дыханием?
--Я такого у Лоуэна не помню. :)

А по жизненным наблюдениям помните?

--проявляется в хроническом мышечном напряжении, следствием которого является раздутая грудная клетка, тенденция к сдержанному поверхностному дыханию и общая жёсткость тела.
--Раздутая грудная клетка это круто. А может быть этот самый комплексный страх со "сдутой" грудной клеткой? :)
--Да, "раздутая" и "сдутая" грудные клетки говорят о разных структурах характера.

О разных индивидуальных моделях процесса генерирования эмоций.

"Сдутая" относится к структуре шизоидного характера без четко выраженных параноидных элементов. Страх является, как я понимаю, элементом всех структур характера в разной степени.
Круто.

==Хотя большинство пациентов не воспринимает истинную степень своего страха, вовсе не трудно не только ощутить, но даже увидеть его. Каждая хронически напряженная мышца пребывает в состоянии страха,
==Это Лоуэн загнул. Каждая хронически напряженная мышца может быть напряжена в результате:
--чисто механической блокировки того или иного двигательного паттерна
--наличия эээ "закодированной" этим напряжением некоей "информации"
--закодированного страха
==Механическая блокировка - это сознательная блокировка? А что это может быть - "закодированная напряжением информация"? Я не совсем уловил.

Механическая блокировка есть блокировка любой природы.

--Когда некоторый импульс достигает мышцы,
--Я не знаю что такое этот "некоторый импульс". Это импульс чего?
--Импульс - это "побуждение к действию изнутри".

А кто побуждает? Вот бывает мышцы иногда сами дергаются, это кто побуждает их дергаться?

(Deleted comment)
--В случае страха или боли дыхание поверхностное, частое, напряжённое.
--По Лоуэну получается, что страх это только дыхание? :) А может быть страх с медленным дыханием?
--Я такого у Лоуэна не помню. :)
--А по жизненным наблюдениям помните?
--Специально я не обращал внимания, подумав, пришел к выводу что в случае глубокого медленного дыхания я не представляю страх, может быть некоторый испуг или тревога, выражаемые в напряжении тела и лица..

Вы приводите жизненные наблюдения за самим собою. Но как насчет других людей? Можно ли обнаружить как какой-то человек - Чарли - дышит от страха медленно и напряженно?

Насколько я знаю, контроль и управление дыханием - простой способ контроля эмоционального состояния. И глубокое медленное расслабленное дыхание соответствует спокойствию.
Вы исходите из предположения, что медленное дыхание, это всегда расслабленное дыхание. Возникает вопрос: существует ли паттерн дыхания, отличающийся тем, что это одновременно и медленное, и напряженное/затрудненное дыхание? Понимаете в чем фишка? По Лоуренсу такого паттерна не существует. Но ежели он существует, все построения Л. являются фикцией. Но даже в известной басне есть слова: "...от радости в зобу дыханье сперло...". Вот вопрос, а может дыхание "спереть" от "страха"? Ммм? Мои жизненные наблюдения показывают - можно.

--Когда некоторый импульс достигает мышцы,
--Я не знаю что такое этот "некоторый импульс". Это импульс чего?
--Импульс - это "побуждение к действию изнутри".
--А кто побуждает? Вот бывает мышцы иногда сами дергаются, это кто побуждает их дергаться?
--Простите, если я отвечаю на риторический вопрос,

Это не риторический, - это модельный/уточняющий вопрос!

да еще и не зная точного ответа.
Как это не знаете? Любой человек имеет опыт подергивания своих мышц и может вполне содержательно проанализировать и найти ответ на вопрос есть ли в этих подергиваниях вообще какое-либо "побуждение".

Какое-то возбуждение, передающееся по нервной системе, как осознаваемое, так и, если мышцы "сами дергаются" - неосознаваемое.
Ну, т.е. никакого "побуждения" в подергиваниях мышц нет. Так и зафиксируем.

В этот момент напряженность является осознанной, а это означает, что она может достигнуть разрядки, или, иначе говоря, релаксации, путем отзыва или отмены указанного импульса. Напряжение, впрочем, вполне можно разрядить в другой форме, скажем, изо всех сил стукнуть кулаком по столу, вместо того чтобы стукнуть им по чьей-то физиономии.
Ну вот, с пост/модернисткой непоследовательностью рассмотрение перескакивает от рассмотрения "просто движений" на ПОВЕДЕНИЕ - социально значимые движения. В этом случае мышечные напряжения/блокировки и пр. возникают в результате вовсе не мышечных процессов. Мышцы в этом случае только интерфейс. Конечно все психосоматические подходы намеренно пытаются работать от обратного: со стороны мышечного интерфейса подействовать на высшие ментальные процессы. Оно, конечно, заманчиво: берем, например, депрессию, растягиваем губы в улыбке и вот уже и нет депрессии... или получаем "улыбающуюся депрессию". :) Наиболее масштабные проверки того, насколько глубоко можно повлиять на ментальное со стороны мышечного интерфейса предприняты, например, в йоге асан, в тайзцы. Получается что можно, но гораздо более сложными/затратными средствами, чем это пытаются представить "лоуэны".

Если, однако, оскорбление или обида, которые спровоцировали гнев, продолжают выступать в качестве раздражителя, выводящего человека из равновесия, то такой импульс гнева не удается сознательно отменить или отозвать.
Это об эмоциях, а не о мышцах.

Указанное замечание верно применительно к конфликтам между родителями и детьми, поскольку последние никуда не могут деваться от родительской враждебности.
Это о паталогии воспитания, а не о мышцах.

При этом ребенок в большинстве случаев не располагает возможностью или средствами разрядить накативший на него импульс гнева без риска спровоцировать еще больший гнев и враждебность со стороны родителей.
Это о возможном блокировании поведения, а не о мышцах.

В подобной ситуации напряженность неизбежно становится хронической, болезненной и вредоносной.
Это об эмоциональной напряженности, которая есть гладкомышечные напряжения.

Облегчения можно добиться только путем достижения онемения или нечувствительности всей соответствующей зоны, превращения ее в нечто ригидное и неподвижное, так чтобы все чувства оказались потерянными.
А у меня при чтении таких пассажей наступает онемение, оторопь, соответствующие зоны мои становятся неподвижными и потерянными :)

(Deleted comment)
--Конечно все психосоматические подходы намеренно пытаются работать от обратного: со стороны мышечного интерфейса подействовать на высшие ментальные процессы. Оно, конечно, заманчиво: берем, например, депрессию, растягиваем губы в улыбке и вот уже и нет депрессии... или получаем "улыбающуюся депрессию". :) Наиболее масштабные проверки того, насколько глубоко можно повлиять на ментальное со стороны мышечного интерфейса предприняты, например, в йоге асан, в тайзцы. Получается что можно, но гораздо более сложными/затратными средствами, чем это пытаются представить "лоуэны".
--Подход Лоуэна (и Райха), насколько я понимаю, состоит как раз в том, что невозможно получить в депрессии жизнерадостность механической улыбкой.

М.б. для них это невозможно. Но нам эта идея интересна.

Для изменения состояния надо снять существующие хронические напряжения (как ППМЗ, так и ГМЗ), путем выражения эмоций. Я правильно понял, что Вы считаете данный подход не только неэффективным, но и возможно вредным?
Неэкологичным.

Кстати, поскольку Райх был учителем Перлза, а НЛП зародилось с моделирования Перлза, то Райха можно нвзвать одним из дедушек НЛП. :)
Можно :)

Я полагаю, что в свое время и в своем месте, взгляды Райха были большим достижением.
Они были революционные.

(Deleted comment)
Спасибо за ответ. Разрешите уточнить, если не рассматривать плохой сбор информации,
Плохой сбор информации может бысть скомпенсирован нечаянным угадыванием или интуицией.

влияние терапевта на клиента, его внушения,
Невозможно не учитывать.

а только сущностную составляющую подхода - выявление ГМЗ и расслабление напряженных мышц через выражение эмоций, то в этой части - является ли что-либо неэкологичным?
На эту неэкологичность указывал еще Эрик Берн. Он говорил, что ежели бы все эти методы работали, тогда обычная невротическая экспрессивность постепенно разряжала бы невроз. Переведение ГМЗ в расслабленное состояние именно выражением эмоций является частью обычного процесса: ГМЗ накапливается и разряжается, накапливается и разряжается и т.п. Т.е. таким путем можно получать эффектные демонстрации ситуационного улучшения, но долгосрочная эффективность будет зависеть уже от совершенно других процессов/моделей.

Если обратиться к книге Стива Андреаса "трансформация своего Я", то в конце книги он пишет о "внутренних границах". Я буду Вам признателен, если Вы назовете несколько экологичных, по Вашему мнению, способов убирания границ в теле?

(1) Вначале надо сделать заметки о сущностном ощущении:

(Предварительная опись выявленных моделей ОпенМеты
http://community.livejournal.com/openmeta/37584.html?thread
43 Моделирование СущностныхЧувств/Ощущений.
http://community.livejournal.com/openmeta/37584.html?thread=461008#t461008)

http://community.livejournal.com/openmeta/22061.html?thread=196653
metanymous
...Модель сущностных ощущений уже оконтурена Тамарой и Конирой Андреасами. Но требует существенной доработки. Чем и занимаюсь. Описал около семи модельных свойств сущностных ощущений.
ailev
И упомяните эти семь свойств в истории – и как эти свойства обнаружить. Что позволяет эффективнее устанавливать по сравнению с сестричками.

http://www.mcnlp.ru/forum/viewtopic.php?p=5875&highlight=#5875
Сущностное ощущение (чувство)
а) имеет центр/источник в теле человека.
б) распространяясь из источника, чувство может "как бы выходить" за поверхность тела.
в) "результат" действия (субъективного переживания) чувства не зависит от его "физической" интенсивности - "малая порция" чувства эквивалентна по действию "большой порции".
г) является своеобразной синестезией сложных ментальных процессов: восприятия, осознания, понимания, уверенности.
д) определения чувства в физических/физиологических словах содержат "противоположные" термины, например, то ли тепло - то ли холод. ..."
...
б) распространяясь из источника, чувство может "как бы выходить" за поверхность тела.
д) определения чувства в физических/физиологических словах содержат "противоположные" термины, например, то ли тепло - то ли холод. ..."
--------------------------------
Фрагмент лечебного сеанса (Эриксон):

and just as you're spreading your feeling of cool comfort
you can spread a feeling
of warmth and comfort
over your experiences
'cause they do radiate


Видите, само сущностное есть процесс, в котором не представлены никакие границы, даже граница внешней поверхности тела.

(2) У Адреасов есть другая замечательная модель - кинестетических последовательностей. В этой модели:
--всякое кинестетическое ощущение/чувство (о/ч) зарождается в каком-либо месте/центре. В месте своего возникновения/зарождения оно может "накапливаться" - имеются ввиду переживания его интенсивности
--сверх определенного порога накопления (о/ч) распространяется более или менее сосредоточенными "потоками" в другие места/центры тела
--либо иррадирует на большие его объемы.
--и т.д.

Для нас важно, что в этом процессе кинестетической последовательности всегда имеются "границы", начиная с границы, отделяющей место/центр зарождения/накопления о/ч (а у сущностного ощущения все иначе).

Итог: а) ежели дело идет о сущностном ощущении, то в нем границ нет, а оно само по себе является средством стирания всяческих границ. б) Все техники НЛП, ежели отслеживать их действие на интерфейсе кинестетических последовательностей, на котором все границы отслеживаются наиболее полно, так или иначе способствуют частичному/поэлементному стиранию границ. Ну, при условии, что они грамотно применяются.

(Deleted comment)
--Это при каких условиях человек может НЕ осознать страха и паники? Переживания страха и паники являются такими переживаниями, которые сознание ни как не может игнорировать!
--Видимо - ограничением дыхания, и "путем достижения онемения или нечувствительности всей соответствующей зоны, превращения ее в нечто ригидное и неподвижное, так чтобы все чувства оказались потерянными."

Нет. Вы не можете отметить, что "неосознаваемый страх" - это модель. Причем, модель весьма неэкологичная. Это типичная "рыба в сновидении" (см. кн. Дилтса Веры путь к здоровью и благополучию). Дилтс издевается над психонаналитиками, которые при надлежащих подходах способны обнаружить в каждом сновидении пациента "рыбу". Еще проще искать за напряжениями неосознаваемые страхи. Они обязательно найдутся.

Тем не менее большинство людей не осознают, до какой степени они полны страхов. Каждая имеющаяся в теле хронически напряженная мышца — это напуганная мышца;
Ежели бы я был творцам этого мира, я бы помещал психоаналитиков после их ухода из жизни в специальный ад, в котором они на собственной шкуре испытывали бы существование в соответствии со своими моделями. Лоуэн бы тогда узнал на что это похоже, когда на самом деле у него любое мышечное напряжение скрывало бы страх.

Все пациенты, проходящие терапию, — это люди, переполненные страхом.
--нет в моем сновидении никаких рыб не было
--но вам снилась какая-либо вода? В той воде могла прятаться рыба
--не мне вода не снилась
--но вы говорили, что были во сне на улице, а на улицах есть сточные люки, а в люках есть вода...

Некоторые из них не осознают свой страх, другие отрицают его.
--на улице из моего сна не было сточных люков...

Очень немногие по-настоящему воспринимают всю глубину владеющего ими страха.
--... :)

В предшествующих главах я подчеркивал, что пациентов пугают такие испытываемые ими эмоции, как любовь, гнев и печаль.
-- :))

В такой же, если не в большей, мере они боятся и своего страха.
Поскольку у Лоуэна страх проявления эмоций уже есть мета-страх, тогда "боязнь страха проявления эмоций" будет уже мета-мета-страхом. :) Но в реальности третьи производные страха не встречаются. Вторые - сколько угодно.

Хотя страх как таковой и не является угрожающей эмоцией, он представляет собой эмоцию парализующую.
Ну, говорят, даже римские военноначальники знали, что бывает адреналиновый страх (человек от страха краснеет), а бывает норадреналиновый - бледнеет. Адреналиновый страх может быть вполне и не парализующим, а очень даже активирующим. Как там Михаил Юрьевич писал:
Гарун бежал быстрее лани,
Быстрей, чем заяц от орла;
Бежал он в страхе с поля брани,
Где кровь черкесская текла;
Отец и два родные брата
За честь и вольность там легли,
И под пятой у сопостата
Лежат их головы в пыли.
Их кровь течет и просит мщенья,
Гарун забыл свой долг и стыд;
Он растерял в пылу сраженья
Винтовку, шашку — и бежит!

--Личности, которые подвергаются осознанной панике, страдают эмоционально, но не физически,
--И в этом месте ерунда. Страх и паника обладают таким вредным свойством влегкую создавать негативные мета-комплексы с любыми эмоциями. Отрицательные физические составляющие этих комлексов нисколько не лучше чем исходные.
--Вроде про мета-комплексы: В предшествующих главах я подчеркивал, что пациентов пугают такие испытываемые ими эмоции, как любовь, гнев и печаль. В такой же, если не в большей, мере они боятся и своего страха.

Мета мете рознь:
Когда ж последний вал в последний раз накроет
И засосет туда, откуда хода нет
Пусть сильная струя лицо твое умоет
И вынесет туда, где ярок солнца свет.

И снова солнца блик на веслах заиграет
И снова заблестит веселая волна
И вновь идти вперед, от страха замирая
Чтоб радости побед вкусить опять, друзья.

...
Мы имели возможность убедиться, что расщепление между телом и психикой позволяет появиться на соматическом уровне выражению чувств, которые не осознаются.

Содержание одних отрицательных чувств1 может не осознаваться, но оно обязательно сопровождается осознанием внутреннего "неблагополучия" (со стороны гладкой мускулатуры органов). Осознание внутреннего "неблагополучия" очень быстро превращается в осознание других (с другим содержанием) отрицательных чувств2.

Так, например, человек можег поднять руки, широко открыть глаза и шумно дышать — иными словами, проявлять все признаки страха, не осознавая, что он боится.
Но при этом он переживает другое отрицательное чувство/эмоцию. И в субъективной онтологии отрицательных эмоций ЭТОГО конкретного человека другое отрицательное чувство/эмоция будет из "раздела" - "страх". Все дело в том, что у Лоуэна (как и у почти всех других) нет осознания, что индивидуальные онтологии эмоций каждого отдельного человека категорически не совпадают/не соответствуют общенаучному заблуждению о каких-то универсальных спецификациях человеческих эмоций.

Личности, которые подвергаются осознанной панике, страдают эмоционально, но не физически, так как эмоциональное заболевание обычно исключает соматическое заболевание. Эти наблюдения подтверждают клинические данные.
Ну, "эти наблюдения" находятся в таких отношениях с "клинической практикой", что между ними может быть доказано все что угодно.

Жесткость приводит к тому, что тело "замирает". (Как я говорю иногда пациентам, мёртвый человек не имеет никаких чувств).
Это намек на неконтролируемые метафоры/внушения, которыми Лоуэн обменивается со своими пациентами.

... Мы убедимся, однако, что жесткость может достичь глубин организма, оказывая влияние на гладкие мышцы, которые не подвластны волевому контролю.
Хм, а как насчет такой схемы:
--первичные спазмы гладких мышц вызывают
--увеличение тонуса скелетных мышц, которое вызывает
--вовлечение сознания в этот процесс и создает впечатление
--что следующая - гладкомышечная часть цикла нарастания напряжений возникла "в результате"

Я правильно понимаю, что Лоуэн говорит в принципе то же, что и Вы?
В принципе то же.

Лоуэн в качестве средства избавления от зажимов предлагает осознание и выражение подавленных эмоций.
Ежели ничего другого нет под рукою, то почему бы и нет, при условии, что по правую руку от вас сидит сам Лоуэн.

Скажите, пожалуйста, а в рамках НЛП есть методы работы с зажимами (чтобы зажимы "исчезли") и заключенными в них эмоциями другим путем, без осознавания и выражения?
Есть, множество. Почти все методы/техники НЛП либо прямо работают с этим, либо могут легко перенастроены на работу именно с зажимами.

(Deleted comment)
--Так, например, человек можег поднять руки, широко открыть глаза и шумно дышать — иными словами, проявлять все признаки страха, не осознавая, что он боится.
--Но при этом он переживает другое отрицательное чувство/эмоцию. И в субъективной онтологии отрицательных эмоций ЭТОГО конкретного человека другое отрицательное чувство/эмоция будет из "раздела" - "страх". Все дело в том, что у Лоуэна (как и у почти всех других) нет осознания, что индивидуальные онтологии эмоций каждого отдельного человека категорически не совпадают/не соответствуют общенаучному заблуждению о каких-то универсальных спецификациях человеческих эмоций.
--Да, насколько я понимаю, он говорит об общих закономерностях в проявлении эмоций для всех людей.


1 Никаких таких "общих закономерностей" в проявлении эмоций, которые придумывает Лоуэн в реале нет.

2 Лоуэн создает под свои теории некое их подобие в своих пациентах.

--Про отрицание эмоций нашел:
--ещё один механизм неосознанного контроля чувств. Это механизм отрицания. Он не действует посредством "омертвления" тела, а посредством блокирования восприятия желания. Типичным примером отрицания является человек, который во время дискуссии громко кричит, но когда мы спрашиваем его о том, сильно ли он разозлён, он со злостью отрицает это. Отрицание изолирует перцептивные функции головы и эго от возникающих в организме желаний. Вообще говоря, оба эти механизма: отрицание и жёсткость — существуют в разной степени у большинства людей.

Отрицание в этом примере не существенно. Оно является только следствием неосведомленности сознания такого человека о происхождении своих чувств. Т.е. отрицание в этом случае есть следствие, а не механизм контроля.

--Жесткость приводит к тому, что тело "замирает". (Как я говорю иногда пациентам, мёртвый человек не имеет никаких чувств).
--Это намек на неконтролируемые метафоры/внушения, которыми Лоуэн обменивается со своими пациентами.
--Интересно. Можно ли понимать это так, что он внушает:
жесткость? наличие отрицательных эмоций, скрытых жесткостью? отрицательное отношение к состоянию, когда эмоции не чувствуются, направляя пациентов к большей эмоциональности?

Да.

Я бы не рекомендовал пускаться в это путешествие в одиночку, хотя уверен, что некоторые храбрые люди проделывали этот путь без посторонней помощи. Терапевт работает как проводник или штурман. Он научен распознавать опасности и знает, как справиться с ними; он друг, который предложит поддержку и придаст храбрости, когда путь дается с трудом.
Спаси господи от такого проводника, который спасает от опасностей, в которые сам же и завел!

--Скажите, пожалуйста, а в рамках НЛП есть методы работы с зажимами (чтобы зажимы "исчезли") и заключенными в них эмоциями другим путем, без осознавания и выражения?
--Есть, множество. Почти все методы/техники НЛП либо прямо работают с этим, либо могут легко перенастроены на работу именно с зажимами.
--Спасибо за ответ. Скажите, пожалуйста, какие методы/техники я могу попробовать применить сам, если я чувствую в теле "внутреннее давление", т.е. ГМЗ? От ситуации не зависит, достаточно обратить внимание на тело, чтобы убедиться в наличии ощущения. Я немного знаком с НЛП, поэтому если Вы просто назовете техники, то я пойму.

Ну, поскольку вы знакомы "немного" - м.б. совместить приятное с полезным и увеличить степень знакомства. Тогда стоит начать со Структуры магии II и найти в ней описание перевода негативных переживаний представленных, например, кинестетически, в визуализацию.


Мобилизация, внешнее, буквализм, моделирование
http://community.livejournal.com/metapractice/46161.html

  • 1
?

Log in

No account? Create an account