Previous Entry Share Next Entry
Канарейка, практика10 и Фокусы языка2
wake_ wrote in metapractice
В этом топике мы продолжаем исследовать, как в игре "Канарейка"
http://community.livejournal.com/metapractice/55151.html

использовать "Фокусы Языка"
http://community.livejournal.com/metapractice/74502.html




Будем играть в канарейку применяя тот или иной паттерн ФЯ и попутно проводить анализ того, как лучше согласовать этот паттерн и игру.

Описания, как тренировать искусство простого рефрейминга играя в "Канарейку" и список Фокусов Языка приводятся ниже.



Канареечка (краткие правила)



Игра на позитивные и негативный рефрейминги.
Минимум 2-4 человека:

Первый игрок произносит фразу "Я люблю свою канареечку, потому что… … …" и заканчивает её перечислением трёх положительных качеств. Далее один из игроков произносит негативный рефрейминг "Это ужасно, что … - …" повторяя указанное первым качество канарейки и приводя одно негативное объяснение. После этого первый игрок произносит фразу "Это прекрасно, что … - … … …" повторяя указанный негатив и находя в нём три позитивных следствия (вариант – одно позитивное). Затем третий участник дает первому негативный рефрейминг и так далее.




Краткое описание Фокусов Языка.


1. Намерение: переключение внимания на задачу или намерение, скрытые за убеждением.
Например: «Я глубоко восхищен вашим желанием быть честным с самим собой и готов поддержать его» (рис. 41). Позитивное намерение = «честность»
«Чрезвычайно важно реально смотреть на процесс изменения убеждений. Давай будем реалистами в том, что касается данного убеждения и средств, необходимых для его изменения». Позитивное намерение = «быть реалистом»

2. Переопределение: замена одного из слов, используемых в формулировке убеждения, новым словом, которое обозначает нечто сходное, однако наделено другим подтекстом.
Например: «Конечно, не так-то просто бывает избавиться от того, за что ты так упорно держался» «разделять долгое время» => «упорно держаться» «сложно изменить» => «не так-то просто избавиться»
«Согласен, поначалу стремление расширить привычные границы может показаться странным».
«убеждение» => «привычная граница»
«сложно изменить» => «поначалу стремление расширить кажется странным»

3. Последствия: внимание направляется на те позитивные или негативные последствия данного убеждения или определяемого им обобщения, которые позволят изменить или укрепить это убеждение.
Например: «Если заранее настроиться на то, что задача окажется трудной, на практике ее решение может показаться гораздо более простым, чем можно было ожидать» .
«Полностью осознав свои проблемы, можно отложить их на время и сконцентрироваться на том, чего ты хочешь».

Последствия
4. «Разделение»: изменение или укрепление обобщения, определяемого убеждением, с помощью дробления элементов убеждения на меньшие части.
Например: «Поскольку чем «свежее» убеждение, тем проще его изменить, попробуйте вспомнить свои ощущения в то время, когда данное убеждение только-только сформировалось. Представьте, что вы изменили его еще тогда» . «долгое время» => «краткое время»
«Возможно, процесс изменения убеждения окажется более легким и приятным, если попытаться изменить убеждение маленькими порциями, а не все сразу», «изменение убеждения» => «изменение маленькими порциями»

5. «Объединение»: обобщение части убеждения до более высокого уровня, позволяющего изменить или укрепить взаимосвязи, определяемые данным убеждением.
Например: «Прошлое далеко не всегда позволяет точно определить будущее. Знание может развиваться стремительно, если восстановить его связь с процессами, обеспечивающими естественное его обновление» . «долгое время разделял» => «прошлое» «убеждение» => «форма знания» «сложно изменить» => «будущее»
«изменение» => «связь с процессами, обеспечивающими естественное его обновление»
«Все процессы изменения обладают естественным циклом, который нельзя ускорить. Вопрос лишь в том, какова длительность естественного жизненного цикла данного убеждения».
«сложно изменить» => «естественный цикл, который нельзя ускорить» «долгое время разделял убеждение» => «длительность жизненного цикла убеждения»

6. Аналогия: поиск взаимосвязи, которая была бы аналогична определяемой данным убеждением и ставила бы под сомнение (или укрепляла) соответствующее обобщение.
Например: «Убеждение подобно закону. Даже очень старые законы можно с легкостью изменить, если достаточное количество людей проголосуют за что-то новое» .
«Убеждение подобно компьютерной программе. Не важно, сколько лет существует данная программа, важно знать нужный язык программирования».
«Динозавры, наверное, тоже удивлялись тому, как быстро меняется их мир».

7. Изменение размера фрейма: переоценка (или усиление) подтекста убеждения в контексте более длительного (или краткого) временного фрейма, с точки зрения большего числа людей (или отдельного человека), в более широком или узком ракурсе.
Например: «Скорее всего, вы не первый и не единственный обладатель данного убеждения. Вероятно, чем больше людей способны успешно изменить его сегодня, тем легче будет другим менять убеждения подобного типа в будущем».
«Спустя несколько лет вы едва ли вспомните о том, что когда-то разделяли данное убеждение».
«Я уверен, что ваши дети будут благодарны вам за то, что вы потрудились изменить это убеждение, а не передали его им по наследству».

8.Другой результат: переключение на другую цель (отличную от заявленной в убеждении), для того чтобы подвергнуть сомнению (или обосновать) своевременность данного убеждения.
Например: «Не обязательно менять убеждение. Достаточно модернизировать его» «Проблема заключается не столько в изменении убеждений, сколько в том, чтобы обеспечить конгруэнтность между картой мира и ее обладателем в настоящий момент».

9. Модель мира: переоценка (или укрепление) убеждения с позиции другой модели мира.
Например: «Вам повезло. Многие даже и не подозревают о том, что их ограничения зависят от убеждений, которые можно радикально изменить. Вы продвинулись намного дальше» .
«Артистам свойственно использовать внутренние конфликты как источник творческого вдохновения. Интересно, на какой вид творчества могут подвигнуть вас попытки изменить данное убеждение».

10. Стратегия реальности: переоценка (или укрепление) убеждения, основанная на том факте, что убеждения создаются с помощью когнитивного процесса восприятия мира.
Например: «Как ты определяешь, что разделял это убеждение «так долго»?» .
«Какими конкретными свойствами того, что ты видишь или слышишь, думая об изменении данного убеждения, определяется "сложность" этого процесса?»

11. Противоположный пример: поиск исключения из правила, которое ставило бы под сомнение (или обогащало) обобщение, определяемое данным убеждением. [См.: глава 6,.
Например: «Большая часть психических процессов (в том числе воспоминания) имеет тенденцию со временем ослабевать, искажаться, меняться. Чем от них отличаются убеждения?» .
«На моих глазах в считанные секунды создавались и менялись многие убеждения. Все, что для этого нужно, — соответствующий опыт и поддержка».

12. Иерархия критериев: переоценка (или укрепление) убеждения согласно критерию, превосходящему по значимости любой из тех, на которые опирается данное убеждение.
Например: «Гораздо важнее "возраста" этого убеждения то, насколько данное убеждение соответствует миссии и мироощущению человека».
«Личностная конгруэнтность и целостность оправдывают любые усилия по их достижению».

13. Применение к себе: оценка самой формулировки убеждения согласно взаимосвязи или критериям, определяемым этим убеждением. Например: «Как 'давно ты придерживаешься того мнения, что изменение убеждений — дело времени?»-«Насколько трудно, по-твоему, будет изменить убеждение, согласно которому застарелые обобщения плохо поддаются изменению?»

14. Метафрейм: оценка убеждения из фрейма непрерывного, личностно-ориентированного контекста — создание убеждения относительно убеждения.
Например: «Вероятно, вы потому разделяете это убеждение, что прежде вы не знали, как можно менять убеждения без каких-либо затруднений» (рис. 54).
«Вы не догадываетесь, что ваше убеждение является отличным оправданием для того, чтобы оставить все как есть? Может быть, вам или части вашей личности нравится быть таким, какой вы есть?»


  • 1
1. Намерение
2. Переопределение
3. Последствия
4. «Разделение»
5. «Объединение»
6. Аналогия
7. Изменение размера фрейма
8. Другой результат
9. Модель мира
10. Стратегия реальности
11. Противоположный пример
12. Иерархия критериев
13. Применение к себе
14. Метафрейм

готовимся к исследовательской игре


Так что, называем три свойства канарейки, и к каждому пробуем по одному паттерну?
Или лучше играть в канарейку и после выдачи реплики исследовать, какие в ней паттерны ФЯ?

Re: готовимся к исследовательской игре

Так что, называем три свойства канарейки, и к каждому пробуем по одному паттерну?
................................
Угм.

Re: готовимся к исследовательской игре


Я люблю свою канарейку за то, что
- она умеет складывать зернышки в отдельную кучку
- предупредительно отлетает от кота
- начинает петь, когда я только открываю входную дверь

Re: готовимся к исследовательской игре

1. Намерение
2. Переопределение
3. Последствия
4. «Разделение»
5. «Объединение»
6. Аналогия
7. Изменение размера фрейма
8. Другой результат
9. Модель мира
10. Стратегия реальности
11. Противоположный пример
12. Иерархия критериев
13. Применение к себе
14. Метафрейм
=================================
Я люблю свою канарейку за то, что
- она умеет складывать зернышки в отдельную кучку
- предупредительно отлетает от кота
- начинает петь, когда я только открываю входную дверь

1. ФЯ - Намерение


1. Намерение:

- она умеет складывать зернышки в отдельную кучку
Это ужасно, что твое *стремление к порядку* выражается в том, что тебе нравится как она умеет складывать зернышки в отдельную кучку, лучше бы навел порядок у себя дома.

-предупредительно отлетает от кота</u>
Это ужасно, что твоя предусмотрительность ограничивается только тем, что ты наблюдаешь, как она предупредительно отлетает от кота.


Re: готовимся к исследовательской игре

- она умеет складывать зернышки в отдельную кучку
--------------
Может она собирается бежать и готовит запасы?

- предупредительно отлетает от кота
--------------
Может она прикидывает расстояние с которого клюнуть кота больнее?

- начинает петь, когда я только открываю входную дверь
-------------
Может она хочет тебя достать после работы уставшего?


Паттерн Переопределение


2. Переопределение
- она умеет складывать зернышки в отдельную кучку
-------------------
Это ужасно, что она так долго возится с едой.

предупредительно отлетает от кота
-------------------
Высокомерно относится к другим животным :)

начинает петь, когда я только открываю входную дверь
-------------------
начинает голосить, стоит тебе появиться в дверном проеме :)

3. ФЯ - Последствия


- она умеет складывать зернышки в отдельную кучку
-----------
А она не зациклится на этой идее порядка? Морок потом не оберешься с этой странной птицей.

- предупредительно отлетает от кота
-----------
А не получится, что такими отлетаниями она однажды спровоцирует в нем инстинт хищника?

- начинает петь, когда я только открываю входную дверь
----------
(теперь к хозяину применим) - вот привыкнешь к такой приветливости, нелегко тебе будет общаться потом с нашей угрюмой сферой обслуживания


4. ФЯ «Разделение»


- она умеет складывать зернышки в отдельную кучку
тебя не задолбало смотреть как она своим мелким клювом по зернушку перетаскивает?
(разделил процесс складывания и нашел в нем минус)

предупредительно отлетает от кота
ужасно, предупредительно отлетает от кота, тебя не вводит в депрессию ее запуганный взгляд при этом? (деталь во время процесса отлетания)

начинает петь, когда я только открываю входную дверь
Ужасно, начинает петь, когда ты только открываешь входную дверь, ты еще в одежде (детализация) - а тебя уже отвлекают.
Пойдет?

5. «Объединение»


Теперь разбираемся с объединением (находим более высокий или объединяющий класс/категорию).

она умеет складывать зернышки в отдельную кучку
Это ужасно, она умеет складывать зернышки в отдельную кучку, ее призовут складовщиком в армию.
(сначала кажется что это переопределение, но "складовщик" - это по-прежнему позитивно, и негативным оно становится только в контексе армии)

предупредительно отлетает от кота
Ты из тех, кто любит наблюдать долгую охоту?
(два объединения)

начинает петь, когда я только открываю входную дверь
слабоватая получается сигнализация, да и на ворах - не включается.


6. ФЯ - Аналогия

она умеет складывать зернышки в отдельную кучку
Ты прямо с канарейкой как злой Карабас-Барабас со своими дрессированными куклами!

предупредительно отлетает от кота
Ужас, предупредительно отлетает от кота , а ты на это смотришь сквозь пальца, да канарейка вкупе с котом смотрятся еще трагичнее, чем лебедь рак и щука
(к хозяину применил)

начинает петь, когда я только открываю входную дверь
ужасно, как будто живешь в шарманке, а не в квартире


7. ФЯ - Изменение размера фрейма

7. Изменение размера фрейма: переоценка (или усиление) подтекста убеждения в контексте более длительного (или краткого) временного фрейма, с точки зрения большего числа людей (или отдельного человека), в более широком или узком ракурсе.

она умеет складывать зернышки в отдельную кучку
каждый день тратить время на такую тягомотину...
тебе это зернышки, а бедной хрупкой птице - тяжелые глыбы!

предупредительно отлетает от кота
ужас, предупредительно отлетает от кота каждый раз, она со временем устанет это делать и будет тупо сидеть в клетке, даже пения не услышишь
а может тебе, садюга, нравится как кот на нее смотрит и облизывается перед тем, как она предупредительно отлетает?

начинает петь, когда я только открываю входную дверь
ужас, я надеюсь она после этого момента все таки перестает петь до того, как тебе это надоест
что ж тут хорошего, просто получается, что одной сладкоголосой попрошайкой с мире больше

8. ФЯ - Другой результат

8.Другой результат: переключение на другую цель (отличную от заявленной в убеждении), для того чтобы подвергнуть сомнению (или обосновать) своевременность данного убеждения.
Например: «Не обязательно менять убеждение. Достаточно модернизировать его» «Проблема заключается не столько в изменении убеждений, сколько в том, чтобы обеспечить конгруэнтность между картой мира и ее обладателем в настоящий момент».


она умеет складывать зернышки в отдельную кучку
ужас, лучше ее бы сначала научить как определять, сыт ли кот, а зернышки - дело второе.

предупредительно отлетает от кота
лучше бы научил кота не приставать к птице

начинает петь, когда я только открываю входную дверь
научи ее лучше сначала снимать твое пальто, а потом петь :)

Вопрос: как контролировать границы реальности в карейке? Например, я не склонен вводить в сюжет ответных реплик марсиан или драконов, но иногда не знаю, в пределах ли канарейки всякие ответы, в которых канарейка становится поп-звездой или продает на рынке корм для птиц.
Или мы в такой игровой реальности - где канарйка продающая на рынке корм для птиц - это ОК, а канарейка продающая шубы - это уже не ОК? :-)
Смысл то игры в том, чтобы соблюдать некоторые правила реальности, ведь рефрейминг бует потом делаться в настоящем мире.

9. ФЯ - Модель мира


она умеет складывать зернышки в отдельную кучку

Ужас, складывать зернышки в отдельную кучку - скоро ее загребет Гринпис за то, что она не дает зернам выполнять свои питательные функции!

Ужасно, она предупредительно отлетает от кота, такое тщеславие -это грех.


10. ФЯ - Стратегия реальности



Ужасно, что она умеет складывать зернышки в отдельную кучку, ты как педант наверное начинаешь любить ее только после того, как вся кучка сложена

Ужасно, предупредительно отлетает от кота, это же надо, так тужится чтобы разглядеть предупредительность на ее мордочке

Ужасно, начинает петь, когда ты только открываешь входную дверь, и как ты отличаешь скрип двери от ее пения?



11. ФЯ - Противоположный пример


Ужасно, любишь как она умеет складывать зернышки в отдельную кучку, а когда она не умела - ты ее что-ли не любил?

Ужасно, она предупредительно отлетает от кота, но наверное не догадывается что и кошки-самки могут быть опасны!

Ужасно, начинает петь, когда я только открываю входную дверь, наверное когда ты закрываешь - она поет песни наоборот - сплошная какафония.


Сергей Довлатов. "Иностранка"

Хорошая канарейка:

Вот идет хозяин фотоателье Евсей Рубинчик. Девять лет назад он купил
свое предприятие. С тех пор выплачивает долги. Оставшиеся деньги уходят на
приобретение современной техники.
Десятый год Евсей питается макаронами. Десятый год таскает он армейские
ботинки на литой резине. Десятый год его жена мечтает побывать в кино.
Десятый год Евсей утешает жену мыслью о том, что бизнес достанется сыну.
Долги к этому времени будут выплачены. Зато - напоминаю я ему - появится
более современная техника...



А по какому паттерну ФЯ?

Оставшиеся деньги уходят на приобретение современной техники.
+ Зато - напоминаю я ему - появится
более современная техника...
-----------
Я думаю что это - Паттерн Последствия.


Пока непонятно.

еще Довлатов


Паттерн Переопределения:


Сидели мы как-то втроем - Рейн, Бродский и я. Рейн, между прочим,
сказал:
- Точность - это великая сила. Педантической точностью славились Зощенко, Блок, Заболоцкий. При нашей единственной встрече Заболоцкий сказал мне: "Женя, знаете, чем я победил советскую власть? Я победил ее своей точностью!"
Бродский перебил его:
- Это в том смысле, что просидел шестнадцать лет от звонка до звонка?!




Re: еще Довлатов

Паттерн Переопределения:
Сидели мы как-то втроем - Рейн, Бродский и я. Рейн, между прочим,
сказал:
- Точность - это великая сила. Педантической точностью славились Зощенко, Блок, Заболоцкий. При нашей единственной встрече Заболоцкий сказал мне: "Женя, знаете, чем я победил советскую власть? Я победил ее своей точностью!"
Бродский перебил его:
- Это в том смысле, что просидел шестнадцать лет от звонка до звонка?!

Понял :)

Глава из книги Роберта Дилтса "Коучинг с помощью НЛП"
Рефрейминг
http://mastercoach.ru/refr.html

  • 1
?

Log in

No account? Create an account