Previous Entry Share Next Entry
Научиться играть на саксофоне
Река
mikai_ wrote in metapractice
Небольшая аннотация к теме.

Я уже достаточно долгое время, два года на сегодняшний день, самостоятельно учусь играть на саксофоне. И в ходе этого самонаучения, периодически пытаюсь применять некие размышлятельные механизмы. У меня сложилось впечатление, что обучение игре на саксофоне можно сделать более эффективным, применяя не только всякое там сольфеджио и нотную грамоту, но и различные психологические техники.

Какие именно?


Для начала, то что я пробовал и считаю работающим:

1. Мысленное репетирование - игра на воображаемом саксофоне, представление несуществующих нот на воображаемом нотном листе.
2. Разучивание сложных композиций, мелодий - с конца: от неизвестного к известному.
3. Игра "под фанеру" спиной к колонкам муз.центра - кажется, что при этом погружаешься в звук
4. Различные варианты "запускания звука" по пространству - звук в саксе, звук перед собой, звук далеко.
5. После прорабатывания быстрой импровизации и понимания ее - она начинает казаться медленной.
6. Не всегда воспринимается/осознается отставание нот от метронома. Однако такое отставание формирует какое-то общее ощущение мелодии, не знаю как это описать. Типа, блюз от попсы можно отличить. А вот сыграть блюз - непросто.
...

Что приходит в голову попробовать еще, хотя мне это кажется немного непонятным?

Вот тут в метапрактике много разговоров идет о Лево-правой экспрессии. Я не уверен, что правильно понимаю смысл этой кронцепции, но - собираюсь проверить:

Как повлияет на экспрессию игры - игра (запуск звука) - влево/вправо?
Что произойдет, если в мелодии целенаправленно "пропускать" ноты? Выстроится ли в итоге неосознанно мелодия из этих пропущенных нот?

По ходу темы, я почитаю/переработаю "Стратегии гениев" Дилтса. Вроде как в этой книге есть интересные мысли на "нейромузыкальную" тему. Возможно, возникнут новые идеи.

Может быть, вспомню что-нибудь из психоакустики, типа бинаурального восприятия звука - хотя на саксофоне два звука сложно издать - однако, это можно сделать в обработке, при помощи эффектов обработки звука.

Параллельно, буду вести темы на мозаичном форуме. Кому интересно - ссылка на него есть в моем журнале.

  • 1
Не знаю, насколько будет показателен, - опыт из практики ребенка, он за три года почти с нуля научился играть на электрогитаре, сейчас играет лучше всех в школе, обогнал всех друзей. Много времени он тратил на просмотр видео мастеров. В НЛП ведь при моделировании нахождение во второй позиции весьма важно (уважаемые мастера, если что, поправьте меня :). В частности, часами у него на рабочем столе в фоновом режиме крутились видеоролики, как руки профессионалов бегают по струнам.
+ нечто вроде вашего мысленного репетирования и параллельно игра по каким-то раскладкам в компьютерных программах для гитаристов, я точно не разбираюсь, к сожалению.

Вообще, интересная идея - в фоновом режиме запустить видеоролик с игрой на инструменте.

Видел, у Анатолия программу Эдди - для обучения слепой десятипальцевой печати. Там вроде такой же принцип - "краем глаза наблюдать".

Вопрос еще в том, какой ролик подойдет для такого фонового проигрывания.

Про программы гитарные - действительно есть программы, визуализирующие гриф гитары и динамически отрисовывающие на нем точками - куда пальцы ставить. Это, например, Guitar Pro 5.

Надо попробовать.
Ага, в итоге это упрется в необходимость написания дополнительных прог.

Несыгранные ноты

Есть такая техника в гипнозе и НЛП - вставленные сообщения.
То есть, типа, выделяются как-то слова в тексте и собранные подсознанием в кучку несут свое собственное сообщение.

А вот можно ли сделать тоже самое с музыкой? Т.е. например я играю мелодию, в которой сознательно исключаю некоторые ноты. Теоретически, мозги доиграют ее в уме сами. А вот скомбинируются ли эти самодоигранные ноты потом в мелодию?

Надо попробовать.

Интересно, получится ли такая мелодия, при прослушивании которой на ум придет другая (зашифрованная)?

Несыгранные фразы и мелодии

Есть такая техника в гипнозе и НЛП - вставленные сообщения. То есть, типа, выделяются как-то слова в тексте и собранные подсознанием в кучку несут свое собственное сообщение. А вот можно ли сделать тоже самое с музыкой? Т.е. например я играю мелодию, в которой сознательно исключаю некоторые ноты.

(1) Почему ты берешь в рассчет только отдельные ноты? в этом ряду стоит учитывать и сочетания нот - музыкальные фразы и далее...
(2) Почему ты берешь в рассчет только именно пропуски нот? Точно так же будут работать другие средства выделения из звучания.
(3) Для всего этого нужна изощренный навык техники игры.
(4) Ежели хорошенько послушать игру мастеров исполнения, в ней можно обнаружить воплощение/присутствие твоей идеи. Но для моделирования этих вещей требуется достигнуть любыми другими средствами определенного уровня исполнительского мастерства.

Теоретически, мозги доиграют ее в уме сами. А вот скомбинируются ли эти самодоигранные ноты потом в мелодию?
Доиграют. Этот паттерн работает в разных масштабах. Самый известный, работает в том как звучит стандартная эээ песня:
--куплет - припев
--цикл
--то что исполнители называют "проигрыш", в котором голос, не звучит. Вот в этот интервал времени мозги доигрывают звучание голоса.
--(далее типично повторение первого куплета)

Надо попробовать.
Поанализируй наличие этого паттерна в его бОльшем масштабе на примере звучания самой разной музыки.

Интересно, получится ли такая мелодия, при прослушивании которой на ум придет другая (зашифрованная)?
Как попасть в Карнеги Холл? - Практика, практика, практика :)

Re: Несыгранные фразы и мелодии

(1) Почему ты берешь в рассчет только отдельные ноты? в этом ряду стоит учитывать и сочетания нот - музыкальные фразы и далее...
Пока не готов я с фразами работать - мне кажется, с отдельными нотами проще работать.

(2) Почему ты берешь в рассчет только именно пропуски нот? Точно так же будут работать другие средства выделения из звучания.
Да! Это верно!

(3) Для всего этого нужна изощренный навык техники игры.
Согласен. Особенно, если пробовать подобные вещи изобретать "на лету".

(4) Ежели хорошенько послушать игру мастеров исполнения, в ней можно обнаружить воплощение/присутствие твоей идеи. Но для моделирования этих вещей требуется достигнуть любыми другими средствами определенного уровня исполнительского мастерства.
Я подумал, что сама по себе импрвизация - это и есть воплощение "вставленных мелодий". Ведь в узоре импровизации обязательно должна присутствовать базовая мелодия. И она там - практически незаметна. А вот сказать - ДА! ЭТО КЛЕВОЕ СОЛО!! (или наоборот) - вполне можно.

--то что исполнители называют "проигрыш", в котором голос, не звучит. Вот в этот интервал времени мозги доигрывают звучание голоса.
Я всегда проигрыш (без голоса) воспринимал как нечто обособленно, как отдельную часть мелодии. Попробую "с пристрастием" прослушать что-нибудь, еще раз помедитировать на эту тему.

Поанализируй наличие этого паттерна в его бОльшем масштабе на примере звучания самой разной музыки.
Да.

Как попасть в Карнеги Холл? - Практика, практика, практика :)
:)

ГИППЕНРЕЙТЕР ЮЛИЯ БОРИСОВНА
О ВОСПРИЯТИИ ВЫСОТЫ ЗВУКА
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Научный руководитель - Лентьев А.Н.
http://vygotsky.mgppu.ru/UserFiles/File/gippenreiter_avtoreferat_kand.doc.

http://66.102.9.104/search?q=cache:7ZADiASiRx0J:vygotsky.mgppu.ru/UserFiles/File/gippenreiter_avtoreferat_kand.doc+%D0%9B%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8C%D0%B5%D0%B2*%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9+%D1%81%D0%BB%D1%83%D1%85&hl=ru&ct=clnk&cd=1

Лентьев Леонтьев.

Интересно.

Я не задумывался о том, что восприятие высоты звука может быть опосредованным, получаемым через тембровую его характеристику.

В автореферате написано, что "все воспринимаемые нами звуки являются сложными". Я думаю, что здесь нужно уточнить - "все слышимые нами естественные звуки". Ибо простой звук я тоже услышу - а издать его может мой ПК, хотя бы.

Действительно, естественные звуки имеют тембровую окраску, некий гармонический (гармоники) состав. Получается, что насыщенность звука гармониками - частично несет информацию о его высоте.

Если человек "без музыкального слуха" оценивает мелодию по тембровым характеристикам - то ему будет крайне тяжело (или вообще невозможно) различить "чистые" тона, тона без гармоник. НАпример, синтезированные на компьютере синусоиды. Это легко проверить.

Плюс к этому, человек с неразвитым муз. слухом, вероятно будет плохо воспринимать игру на инструментах с неравномерным тембром. Предположим, ну... гитару, может. У нее струны разной толщины, соответственно тембровый состав звука одной высоты на разных струнах будет отличаться. Если играть мелодию, перескакивая со струны на струну - а это обычное дело для гитары - то различение перемен высоты звука мелодии будет затруднено.

Re: Лентьев Леонтьев.

Интересно. Я не задумывался о том, что восприятие высоты звука может быть опосредованным, получаемым через тембровую его характеристику.
Но так воспринимают большинство людей.

В автореферате написано, что "все воспринимаемые нами звуки являются сложными". Я думаю, что здесь нужно уточнить - "все слышимые нами естественные звуки". Ибо простой звук я тоже услышу - а издать его может мой ПК, хотя бы.
Ну типа да.

Действительно, естественные звуки имеют тембровую окраску, некий гармонический (гармоники) состав. Получается, что насыщенность звука гармониками - частично несет информацию о его высоте.
Частично, но это не полезная информация, если требуется различать именно основную высоту.

Если человек "без музыкального слуха" оценивает мелодию по тембровым характеристикам - то ему будет крайне тяжело (или вообще невозможно) различить "чистые" тона, тона без гармоник. Например, синтезированные на компьютере синусоиды. Это легко проверить.
Да что это проверять. Это факт.

Плюс к этому, человек с неразвитым муз. слухом, вероятно будет плохо воспринимать игру на инструментах с неравномерным тембром. Предположим, ну... гитару, может. У нее струны разной толщины, соответственно тембровый состав звука одной высоты на разных струнах будет отличаться.
Конечно.

Если играть мелодию, перескакивая со струны на струну - а это обычное дело для гитары - то различение перемен высоты звука мелодии будет затруднено.
О чем и речь. Но ЮБГ как раз и описывает исследование, в котором:
--обучали слышать высоту тона вне зависимости от тембровой окраски источника звука.
--это оказалось сравнительно просто
--это оказалось критическим фактором - как только люди научались различать высоту основного тона, у них появлялся музыкальный слух

Я уже достаточно долгое время, два года на сегодняшний день, самостоятельно учусь играть на саксофоне.
(1) слушаешь ли ты все это время музыку, в которой много игры на саксофоне?
(2) смотришь ли ты записи, в которых на экране длительное время крупным планом играющий саксофонист? Да еще к тому же изображение на экране надо зеркально повернуть, поменяв местами левое и правое.

И в ходе этого самонаучения, периодически пытаюсь применять некие размышлятельные механизмы.
Типа ты с помощью размышлений ищешь различные ресурсы для оптимизации обучения?

У меня сложилось впечатление, что обучение игре на саксофоне можно сделать более эффективным, применяя не только всякое там сольфеджио и нотную грамоту,
Всякие там сольфеджио и нотная грамотность предполагает бездну технических хитростей, которые оптимизируют обучение.

но и различные психологические техники.
Непременно.

Какие именно? Для начала, то что я пробовал и считаю работающим:
1. Мысленное репетирование - игра на воображаемом саксофоне, представление несуществующих нот на воображаемом нотном листе.


(1) К этому можно/нужно добавить специальный якорь, который сопровождает такую, по сути идеомоторную тренировку, который может быть включен при натуральной игре.
(2) Идеомоторные тренировки имеют свои хитрости:
http://community.livejournal.com/metapractice/76740.html?thread=998596#t998596

Из которых как минимум следует, что предпочтительно делать что-то вроде "идеомоторного караоке"

2. Разучивание сложных композиций, мелодий - с конца: от неизвестного к известному.
Очень забавная идея, я первый раз слышу про применение этой техники в отношении музыки.

3. Игра "под фанеру" спиной к колонкам муз.центра - кажется, что при этом погружаешься в звук
Угм точно. А еще полный синхрон стоит попробовать. Т.е. звучит партия сакса, которую ты играешь в параллель.

4. Различные варианты "запускания звука" по пространству - звук в саксе, звук перед собой, звук далеко.
Звук в наушниках: играешь в микрофон, который чеез усилитель идет сразу на наушники.

5. После прорабатывания быстрой импровизации и понимания ее - она начинает казаться медленной.
Ускоренное, слегка замедленное прослушивание/просматривание:
--партий на саксе в исполнении мастеров
--своего собственного исполнения

(1) слушаешь ли ты все это время музыку, в которой много игры на саксофоне?
Да, до последнего времени слушал регулярно (2-3 часа в день в наушниках по пути на работу и обратно) и практически только саксофон.

(2) смотришь ли ты записи, в которых на экране длительное время крупным планом играющий саксофонист? Да еще к тому же изображение на экране надо зеркально повернуть, поменяв местами левое и правое.
Нет, записи не смотрел.

Типа ты с помощью размышлений ищешь различные ресурсы для оптимизации обучения?
Наверное да. Я поймал себя на том, что после перерывов фактической игры - взяв в руки саксофон снова - ту же композицию играю свободнее, проще, чище. Вероятно, как то в фоновом режиме идет некая мыслительная работа, которая потом находит отражение в движениях пальцев...

Всякие там сольфеджио и нотная грамотность предполагает бездну технических хитростей, которые оптимизируют обучение.
Безусловно. Я не собирался отказываться от теории.


...
делать что-то вроде "идеомоторного караоке"

Беру паузу. Надо почитать ссылку, подумать. Не очень понимаю про якоря (теоретически знаю, что это - практически - сознательно и со знанием дела - не применял .

Очень забавная идея, я первый раз слышу про применение этой техники в отношении музыки.
Может быть я себя обманываю, что получается лучше разучивать " с конца", но вроде у меня это так...

3. Игра "под фанеру" спиной к колонкам муз.центра - кажется, что при этом погружаешься в звук
Угм точно. А еще полный синхрон стоит попробовать. Т.е. звучит партия сакса, которую ты играешь в параллель.

Именно так. Я и играю в точности "синхрон". Если успеваю. :) Другой вариант - игать свою партию. Но это уже, скорее, работа над импровизацией (теория мелодирования), нежели над технической практикой игры.

Звук в наушниках: играешь в микрофон, который чеез усилитель идет сразу на наушники.
Вот тут не понял предложение: я, в принципе, в наушниках играю иногда - чтобы удовольствие получить от обрадтанного реверберацией и прочими эффектами звука. А зачем еще играть в наушниках?

5. После прорабатывания быстрой импровизации и понимания ее - она начинает казаться медленной.
Ускоренное, слегка замедленное прослушивание/просматривание:
--партий на саксе в исполнении мастеров
--своего собственного исполнения

Попробовать так сделать?

--(1) слушаешь ли ты все это время музыку, в которой много игры на саксофоне?
--Да, до последнего времени слушал регулярно (2-3 часа в день в наушниках по пути на работу и обратно) и практически только саксофон.

Хорошо.

--(2) смотришь ли ты записи, в которых на экране длительное время крупным планом играющий саксофонист? Да еще к тому же изображение на экране надо зеркально повернуть, поменяв местами левое и правое.
--Нет, записи не смотрел.

Что мешает?

--Типа ты с помощью размышлений ищешь различные ресурсы для оптимизации обучения?
--Наверное да. Я поймал себя на том, что после перерывов фактической игры - взяв в руки саксофон снова - ту же композицию играю свободнее, проще, чище. Вероятно, как то в фоновом режиме идет некая мыслительная работа, которая потом находит отражение в движениях пальцев...

Ну, есть еще такой эффект музыканты его называют - "заиграть" пьесу. Возникает при слишком частом повторении/репетиции.

Не очень понимаю про якоря (теоретически знаю, что это - практически - сознательно и со знанием дела - не применял.
Что мешает изучить и применять?

--Очень забавная идея, я первый раз слышу про применение этой техники в отношении музыки.
--Может быть я себя обманываю, что получается лучше разучивать " с конца", но вроде у меня это так...

Опиши подробнее как ты это делаешь?

--Угм точно. А еще полный синхрон стоит попробовать. Т.е. звучит партия сакса, которую ты играешь в параллель.
--Именно так. Я и играю в точности "синхрон". Если успеваю. :)

Включи замедленно слегка, чтобы успевать.

--Звук в наушниках: играешь в микрофон, который через усилитель идет сразу на наушники.
--Вот тут не понял предложение: я, в принципе, в наушниках играю иногда - чтобы удовольствие получить от обратной реверберации и прочих эффектов звука. А зачем еще играть в наушниках?

Ну путь только для этого.

--Ускоренное, слегка замедленное прослушивание/просматривание:
-партий на саксе в исполнении мастеров
-своего собственного исполнения
--Попробовать так сделать?

А что мешает? :)

(Deleted comment)
6. Не всегда воспринимается/осознается отставание нот от метронома.
Что это такое?

Однако такое отставание формирует какое-то общее ощущение мелодии, не знаю как это описать. Типа, блюз от попсы можно отличить. А вот сыграть блюз - непросто.
Пояснил бы, не очень понятно, что ты имеешь ввиду.

Что приходит в голову попробовать еще, хотя мне это кажется немного непонятным?
Что ты имеешь ввиду?

Вот тут в метапрактике много разговоров идет о Лево-правой экспрессии. Я не уверен, что правильно понимаю смысл этой концепции, но - собираюсь проверить:
В первую очередь используй зеркально перевернутые слева направо видеозаписи исполнения каких-либо мастеров игры на саксе.

Как повлияет на экспрессию игры - игра (запуск звука) - влево/вправо?
Ну, ежели ты играешь умело, то использование посыла звука налево- направо по специальному алгоритму (эдакому ~музыкальному языкоиду) существенно обогащает силу воздействия музыки. Но, нескромный вопрос, ты уже можешь более/менее прилично что-то исполнить? Ежели да - давай обсуждать этот ~музыкальному языкоиду. В противном случае вернемся к этой теме в свое время.

Что произойдет, если в мелодии целенаправленно "пропускать" ноты? Выстроится ли в итоге неосознанно мелодия из этих пропущенных нот?
Смотри выше. :)

По ходу темы, я почитаю/переработаю "Стратегии гениев" Дилтса. Вроде как в этой книге есть интересные мысли на "нейромузыкальную" тему. Возможно, возникнут новые идеи.
Да, и пожалуйста, в этой теперь постоянной твоей теме приведи эти идеи на "нейромузыкальную" тему. Да и Дилтса хорошо бы поцитировать, особенно из его моделирования Моцарта.

Может быть, вспомню что-нибудь из психоакустики, типа бинаурального восприятия звука - хотя на саксофоне два звука сложно издать - однако, это можно сделать в обработке, при помощи эффектов обработки звука.
Угм.

Параллельно, буду вести темы на мозаичном форуме. Кому интересно - ссылка на него есть в моем журнале.
Не, в следующее/очередное размещение в метапрактике будешь давать регулярные ссылки на мозаичный форум, хорошо?

6. Не всегда воспринимается/осознается отставание нот от метронома.
Что это такое?

Некоторые мелодии воспринимаются мной как "механические", компьютерные. Например, скачанный из интернета МИДИ-файл какой-нибудь колмпозиции, скажем, Кенни Джи. Разница между живым исполнением и вот этой записи - в частности - есть в том, что Кенни Джи практически НИКОГДА не играет ноты своих композиций точь в точь по ритму, метроному. Он играет их с задержкой. Так вот, чтобы сделать этот вывод (о манере игры Кенни Джи) мне пришлось замедлить его композицию раза в два (я ноты подбирал на слух, быстро не успевал). И только в замедленном режиме я услышал, что Кенни Джи играет "с отставанием". При нормальной скорости воспроизведения, композиция просто воспринимается как "приятная". Причина "приятности" - мною не замечалась.

Однако такое отставание формирует какое-то общее ощущение мелодии, не знаю как это описать. Типа, блюз от попсы можно отличить. А вот сыграть блюз - непросто.
Пояснил бы, не очень понятно, что ты имеешь ввиду.

Как раз вот сыграть мелодию с неким отставанием от основного ритма. Мой знакомый музыкант, выпускник консерватории, говорил мне - хочешь сыграть блюз - играй аккорды (на гитаре я еще играю) с отставанием. И опять таки, как я уже писал выше - я не понимаю!! этого отставания. В итоге, когда играю так, как мне он предложил - приятности нет. А отставание есть. Вот такая ерунда. Блюз - это не паузы, а что-то еще. Негры знают...

Что приходит в голову попробовать еще, хотя мне это кажется немного непонятным?
Что ты имеешь ввиду?

Я не понимаю, что такое право-левая экспресия, но о ней здесь много говорят. Думаю в ней есть смысл. А вот какой - не понимаю.

В первую очередь используй зеркально перевернутые слева направо видеозаписи исполнения каких-либо мастеров игры на саксе.
Буду искать записи.

Ну, ежели ты играешь умело, то использование посыла звука налево- направо по специальному алгоритму (эдакому ~музыкальному языкоиду) существенно обогащает силу воздействия музыки. Но, нескромный вопрос, ты уже можешь более/менее прилично что-то исполнить? Ежели да - давай обсуждать этот ~музыкальному языкоиду. В противном случае вернемся к этой теме в свое время.
Я считаю, что уже вполне владею инструментом. На любительском уровне. Записи есть на http://mikai.narod.ru, кстати, в хронологии - от самых первых.

Да, и пожалуйста, в этой теперь постоянной твоей теме приведи эти идеи на "нейромузыкальную" тему. Да и Дилтса хорошо бы поцитировать, особенно из его моделирования Моцарта.
Ок.

Не, в следующее/очередное размещение в метапрактике будешь давать регулярные ссылки на мозаичный форум, хорошо?
Ок.

--6. Не всегда воспринимается/осознается отставание нот от метронома.
--Что это такое?
--Некоторые мелодии воспринимаются мной как "механические", компьютерные. Например, скачанный из интернета МИДИ-файл какой-нибудь композиции, скажем, Кенни Джи. Разница между живым исполнением и вот этой записи - в частности - есть в том, что Кенни Джи практически НИКОГДА не играет ноты своих композиций точь в точь по ритму, метроному. Он играет их с задержкой.

Понял, но сколько я понимаю, речь идет о таких отклонениях от ритма, которые к нему в итоге всегда возвращаются и этим его даже еще более подчеркивают. Или нет?

Так вот, чтобы сделать этот вывод (о манере игры Кенни Джи) мне пришлось замедлить его композицию раза в два (я ноты подбирал на слух, быстро не успевал). И только в замедленном режиме я услышал, что Кенни Джи играет "с отставанием". При нормальной скорости воспроизведения, композиция просто воспринимается как "приятная". Причина "приятности" - мною не замечалась.
Но нельзя все время отставать. В какие-то интервалы отставание сменяется точным соответствием.

Как раз вот сыграть мелодию с неким отставанием от основного ритма. Мой знакомый музыкант, выпускник консерватории, говорил мне - хочешь сыграть блюз - играй аккорды (на гитаре я еще играю) с отставанием. И опять таки, как я уже писал выше - я не понимаю!! этого отставания. В итоге, когда играю так, как мне он предложил - приятности нет. А отставание есть. Вот такая ерунда. Блюз - это не паузы, а что-то еще. Негры знают...
Отстал - догнал. Примерно такой паттерн. Послушай внимательно.

Я не понимаю, что такое право-левая экспрессия, но о ней здесь много говорят. Думаю в ней есть смысл. А вот какой - не понимаю.
ЛП-экспрессия это не то, в чем есть смысл, это то, что позволяет делать разные вещи. Какой есть самостоятельный смысл, например, в молотке? Никакого.

--В первую очередь используй зеркально перевернутые слева направо видеозаписи исполнения каких-либо мастеров игры на саксе.
--Буду искать записи.

А че их искать - полно музыкальных видеофильмов в любом магазине.

Я считаю, что уже вполне владею инструментом. На любительском уровне. Записи есть на http://mikai.narod.ru, кстати, в хронологии - от самых первых.
Хорошо, нам надо уровень - любительский+

Игровые "скороговорки"

В процессе игры я замечаю такую вещь: для того, чтобы красиво сыграть сложный пассаж - он должен сам отскакивать от пальцев. Что это значит?

Вот я, например, скороговорки могу быстро говорить. Для этого, я проговариваю их не разделяя текст на мелкие слова. Т.е. "На дворе трава на траве дрова" я говорю как "Надворетрава натраведрова" Причем, как ни странно именно с акцентом на среднем слоге. Получается, что вроде как это просто два разных слова и я их спокойно говорю одно за другим, без подразумеваемых пауз/пробелов.

А в игре на саксофоне, что соответствует такой скороговорке?

Комбинация пальцевых движений. И когда я вместо думания ою отдельных нотах нахожу необходимой длины комюинацию и правильный акцент - то пальцы начинают автоматом выдавать красиво и четко то, что я хочу услышать. При этом, повторю, я "забываю" о отдельных нотах.

Есть у этого побочный эффект. Иногда, паттерны движений сами запускаются когда мне не надо. Примитивный вариант такого паттерна - это мелизм (быстрый подкат к ноте от другой, соседней ноты).

Как проявляется побочный эффект?

Например, так: хочу сыграть сплошную последовательность нот, а в нее вдруг влезает мелизм.

Re: Игровые "скороговорки"

В процессе игры я замечаю такую вещь: для того, чтобы красиво сыграть сложный пассаж - он должен сам отскакивать от пальцев. Что это значит?
Я не знаю что это значит для тебя. На что похоже это "отскакивание от пальцев"?

Вот я, например, скороговорки могу быстро говорить. Для этого, я проговариваю их не разделяя текст на мелкие слова. Т.е. "На дворе трава на траве дрова" я говорю как "Надворетрава натраведрова" Причем, как ни странно именно с акцентом на среднем слоге. Получается, что вроде как это просто два разных слова и я их спокойно говорю одно за другим, без подразумеваемых пауз/пробелов.
Так и что дальше.

А в игре на саксофоне, что соответствует такой скороговорке?
Увы - только лигатто. Но музыка может требовать и стокатто, или нет?

Комбинация пальцевых движений. И когда я вместо думания об отдельных нотах нахожу необходимой длины комбинацию и правильный акцент - то пальцы начинают автоматом выдавать красиво и четко то, что я хочу услышать. При этом, повторю, я "забываю" о отдельных нотах.
Забываешь не об отдельных нотах, а об отдельных движений пальцев.

Есть у этого побочный эффект. Иногда, паттерны движений сами запускаются когда мне не надо. Примитивный вариант такого паттерна - это мелизм (быстрый подкат к ноте от другой, соседней ноты).
Следовательно, требуется выделить самые типовые комбинации последовательных движений пальцев и эти последовательности отрабатывать, например, без звуковоспроизведения.

Re: Игровые "скороговорки"

На что похоже это "отскакивание от пальцев"?
Это когда я не задумываюсь о том, как нажимать на клапаны, а просто знаю что сейчас надо сыграть фрагмент, который звучит "ТАК", и пальцы сами нажимают некую последовательность в соответствующем ритме.

Увы - только лигатто. Но музыка может требовать и стокатто, или нет?
Да, естественно, может требовать стакатто. Для меня это легатто/стакатто, в аналогии со словами, примерно как твердые и мягкие звуки. Т.е. если я произношу слово "дакатотурдрамда" то Д - это будет ... ХМ! Начал писать и понял, что твердым и мягким звукам соответствуют не легато/стакатто. А стакатто/тенюто. :) Пальцевые движения при легато - со звуками не вполне соотносятся.

Стакатто - это акцентировка ноты языком, как если бы говорить "та-та-та"
Тенюто - это акцентировка ноты языком, как если бы говорить "да-да-да"

Т.е. легатто - вообще мимо кассы пролетает. Ему не соответствует никакое движение языка (Кроме, разве что, самой первой ноты). Только движения пальцев.

Забываешь не об отдельных нотах, а об отдельных движений пальцев.
Да, верно. Я некорректно выразился.


Следовательно, требуется выделить самые типовые комбинации последовательных движений пальцев и эти последовательности отрабатывать, например, без звуковоспроизведения.

Да, я выделяю их. Но отрабатывать предпочитаю, все же, со звуком. Потому как пальцы движутся плавно, клапана открываются постепенно и звук возникает недискретно. Если играть без звука - можно неправильно привыкнуть к движениям.

Гений Моцарта

Дилтс, Стратегии гениев т.1

По диагонали прочитал. Понял, что для более адекватного понимания стоит прочитать книгу с самого начала. Что и поставил себе в планы.

Пока что напишу то, что запомнил и то что мне показалось особенно интересным.

Вроде как Моцарт сочинял музыку интересным способом. Как из мозаики складывал отдельные кусочки. Причем первый шаг был - именно поиск, подбор отдельных кусочков: что-то в голове прозвучало и показалось интересным - Моцарт запомнил, перетащил в "копилку". ... Через некоторое время в копилке накопились такие кусочки и из них он уже складывает мозаику-композицию.

Мне это интересно потому, что я сам сочиняю музыку. Вернее, сочинял - уже давно произошел какой-то затык. Ну и, по памяти - я сочинял ее последовательно и целенаправленно. От начала и до конца. Здесь же, по-Моцартовски, скорее идет параллельное сочинение.

Буду медитировать и пробовать. Не знаю, что получится.

Re: Гений Моцарта

Дилтс, Стратегии гениев т.1
По диагонали прочитал. Понял, что для более адекватного понимания стоит прочитать книгу с самого начала. Что и поставил себе в планы.

Хорошо.

Пока что напишу то, что запомнил и то что мне показалось особенно интересным.
Вроде как Моцарт сочинял музыку интересным способом. Как из мозаики складывал отдельные кусочки. Причем первый шаг был - именно поиск, подбор отдельных кусочков: что-то в голове прозвучало и показалось интересным - Моцарт запомнил, перетащил в "копилку". ... Через некоторое время в копилке накопились такие кусочки и из них он уже складывает мозаику-композицию.

Получается, что у него работала своеобразная синестезия Ar-Ac - синестезия звуковой памяти и звукового воображения/конструирования.

Мне это интересно потому, что я сам сочиняю музыку. Вернее, сочинял - уже давно произошел какой-то затык. Ну и, по памяти - я сочинял ее последовательно и целенаправленно. От начала и до конца. Здесь же, по-Моцартовски, скорее идет параллельное сочинение.
Типа сипультанное.

Буду медитировать и пробовать. Не знаю, что получится.
Используй Ar-Ac.

Пришел мне в голову и был успешно применен интересный способ тренировки беглости пальцев - беззвучный, "стуковой".

В чем он заключается?

1. Разучивается аппликатура некоторой секвенции. Разучивается - вчерне, просто чтобы знать какие пальцы нажимать в процессе игры. Подбирается/проверяется на слух, обычным проигрыванием на саксофоне.
2. А дальше - тренируем пальцы, вводим в "мозжечок" подпрограммы пальцевых паттернов/шаблонов: мундштук держим во рту, дуем или не дуем - по желанию, но БЕЗЗВУЧНО. При этом перебираем пальцами аппликатуру секвенции в соответствующем ритме и порядке. И контролируем правильность перебора СЛУШАНИЕМ перестука клапанов/кнопок.
3. В процессе установления автоматизмов - заметны паразитные пристуки - какой то клапан закрылся раньше чем нужно, позже чем нужно, пролез лишний стучок (например, неодновременно закрылись клапана, которые должны закрываться вместе).

Через некоторое время такой беззвучной тренировки, похожей чем-то на упражнения перкуссиониста - мы получим на выходе идеально согласованный пальцевый шаблон.

В чем преимущество такого способа тренировки?

Должное внимание уделяется паразитным движениям пальцев - которые при игре маскируются звуком. Например, если при игре неодновременно открываются несколько клапанов и при этом первым открывается более верхний клапан - то на звучании это не скажется: зазвучит эта самая верхняя нота. А вот без звука, по стуку - будет слышно: вместо "тук тук" - "тук тудудук".

Обратил внимание на такую вот вещь: при запоминании импровизаций, можно отслеживать ее - динамику, высоты звуков - языком. То есть прищелкивать, прицокивать (бесшумно) им во рту. А высоте звука ставить в соответствие напряжение языка, силу его прижатия к нёбу. Интересно, что через некоторое время (вроде бы, или мне это только так кажется) язык сам начинает "угадывать" шаблоны игры, манеру перехода от нот к нотам и акцентировки. Это типа, как проникнуться и влезть в рот к самому Кенни Джи, например.

Состояние научения на сегодняшний день.

mikai.narod.ru/MP3/iwfu.mp3

Подскажите, пожалуйста, есть ли в Вашем журнале что-нибудь о начале занятий?
Я намерен купить саксофон и не знаю, как начать самостоятельное обучение. Спасибо!

Есть в другом моем месте.

Есть вот здесь. На моем разделе форума.
http://project.megarulez.ru/forums/showthread.php?t=31

  • 1
?

Log in

No account? Create an account