?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Рекомендации для НЛП-сообщества.
immergent wrote in metapractice
Рекомендации для НЛП-сообщества от Джона Гриндера (совместно с Кармен Бостик Сент-Клэр) и Стива Андреаса.


  • 1

Моделирование, моделирования, моделированию, моделиро

Рекомендации для НЛП-сообщества. Рекомендации для НЛП-сообщества от Джона Гриндера (совместно с Кармен Бостик Сент-Клэр) и Стива Андреаса.

"И" - создает впечатление в том что "рекомендации" есть именно объединенные рекомендации от Джона Гриндера (совместно) и Стива Андреаса. Но это не так. Стив проявил интенсивную орг. инициативу в адрес Джона, но ответной реакции не последовало.

Рекомендации для моделировщика/проектировщика, тренера НЛП, практика НЛП. Джон Гриндер, Кармен Бостик Сент-Клэр.
http://im-tr.livejournal.com/1742.html


А это из книги, изданной в России в 2005.

Группа Имагинальный диск НЛП. Стив Андреас.
http://im-tr.livejournal.com/2003.html


Датировано сентябрем 2006.

Существует впечатление , что всему зарубежному нлп-сообществу все эти проблемы с моделированием активно неинтересны. Существует доказательство, что для российского нлп сообщества проблемы с моделированием не существует по другой причине. Нет моделирования, нет и проблемы.

Для метапрактика моделирование во всех его аспектах является центральным делом. В том числе - развитие моделирования или моделирование моделирования. В метапрактике мы нашли решение немалого числа проблем/задач моделирования, которые остаются неразрешимыми в обще распространенной практике моделирования и в рамках его официальной теоретической парадигмы, в относительно недавнее время сформулированной Джоном Гриндером.

Поэтому, мы не будем лениться и еще раз проанализируем Рекомендации Джона Гриндера (совместно) и Стива Андреаса.

Re: Моделирование, моделирования, моделированию, модели

--Рекомендации для НЛП-сообщества. Рекомендации для НЛП-сообщества от Джона Гриндера (совместно с Кармен Бостик Сент-Клэр) и Стива Андреаса.
--"И" - создает впечатление в том что "рекомендации" есть именно объединенные рекомендации от Джона Гриндера (совместно) и Стива Андреаса. Но это не так. Стив проявил интенсивную орг. инициативу в адрес Джона, но ответной реакции не последовало.


С замечанием согласен. "И" имелось в виду лишь то, что в записи объединены рекомендации от Джона Гриндера и Кармен Бостик Сент-Клэр - и, совершенно отдельные, рекомендации от Стива Андреаса. Хотя, думаю, видно, что Стив Андреас учитывал некоторые рекомендации ДГ и КБ при разработке своих предложений.


--Рекомендации для моделировщика/проектировщика, тренера НЛП, практика НЛП. Джон Гриндер, Кармен Бостик Сент-Клэр.
http://im-tr.livejournal.com/1742.html
--А это из книги, изданной в России в 2005.


А за рубежом - так вообще в 2002 году. Весьма жёсткие требования и большие планы по качественной реорганизации деятельности в области НЛП - и в тоже время я не встречал информации, что ДГ что-либо сделал в осуществление своих же рекомендаций.


--Группа Имагинальный диск НЛП. Стив Андреас. http://im-tr.livejournal.com/2003.html
--Датировано сентябрем 2006.


А вот предложения Стива Андреаса были "приняты в работу".

Которого нет, которого нет, которого нет, которого нет,

--Рекомендации для НЛП-сообщества. Рекомендации для НЛП-сообщества от Джона Гриндера (совместно с Кармен Бостик Сент-Клэр) и Стива Андреаса.
--"И" - создает впечатление в том что "рекомендации" есть именно объединенные рекомендации от Джона Гриндера (совместно) и Стива Андреаса. Но это не так. Стив проявил интенсивную орг. инициативу в адрес Джона, но ответной реакции не последовало.
--С замечанием согласен. "И" имелось в виду лишь то, что в записи объединены рекомендации от Джона Гриндера и Кармен Бостик Сент-Клэр - и, совершенно отдельные, рекомендации от Стива Андреаса. Хотя, думаю, видно, что Стив Андреас учитывал некоторые рекомендации ДГ и КБ при разработке своих предложений.


Стив, конечно, учитывал.

--Рекомендации для моделировщика/проектировщика, тренера НЛП, практика НЛП. Джон Гриндер, Кармен Бостик Сент-Клэр.
http://im-tr.livejournal.com/1742.html
--А это из книги, изданной в России в 2005.
--А за рубежом - так вообще в 2002 году. Весьма жёсткие требования и большие планы по качественной реорганизации деятельности в области НЛП - и в тоже время я не встречал информации, что ДГ что-либо сделал в осуществление своих же рекомендаций.


Он ведет интенсивную программу обучения. Явно, у него мало заинтересованных среди нелперов первого когда. Вот он и стремиться вырастить новое поколение.

--Группа Имагинальный диск НЛП. Стив Андреас. http://im-tr.livejournal.com/2003.html
--Датировано сентябрем 2006.
--А вот предложения Стива Андреаса были "приняты в работу".


В чем это выражается? ГИД НЛП активно функционирует?


Re: Которого нет, которого нет, которого нет, которого не

--Весьма жёсткие требования и большие планы по качественной реорганизации деятельности в области НЛП - и в тоже время я не встречал информации, что ДГ что-либо сделал в осуществление своих же рекомендаций.
--Он ведет интенсивную программу обучения. Явно, у него мало заинтересованных среди нелперов первого когда. Вот он и стремиться вырастить новое поколение.


Вот как. Думаю, это хорошо для НЛП.


--Группа Имагинальный диск НЛП. Стив Андреас. http://im-tr.livejournal.com/2003.html
--Датировано сентябрем 2006.
--А вот предложения Стива Андреаса были "приняты в работу".


Я ошибся. Я бегло просмотрел содержание сайта и решил, увидев, что проект принят на упомянутой конференции и что на сайте есть послание Стива Андреаса, что был приняты его предложения. Это не так, днём ранее Стива Андреаса Фрэнком Бурком был предложен другой проект, который и приняли. Стив Андреас поддержал это начинание - Проект Исследование и признание НЛП. Далее пишу именно об ИиП НЛП.

В чем это выражается?

Проект направлен на проведение научного исследования некоторых техник НЛП и достижение официального признания НЛП в профессиональном мире - терапии, клинической работе, социальной работе и т.д. Хотя, можно предположить, что это будет способствовать развитию моделирования, но напрямую на это проект не направлен.

ГИД НЛП активно функционирует?

Вот:


Меня смущает, что в интернете вообще нет упоминаний этого проекта, и что последние новости-обновления были достаточно давно - летом 2007. Но надеюсь, что всё в порядке и намеченные цели реализуются.

* * *

Из заголовков к комментариям:
Моделирование, моделирования, моделированию, моделиро...
Которого нет, которого нет, которого нет, которого нет...


А что ещё существенно необходимо доразработать в понимании и практике моделирования данного сообщества?

Модели нео нео кода?

--Весьма жёсткие требования и большие планы по качественной реорганизации деятельности в области НЛП - и в тоже время я не встречал информации, что ДГ что-либо сделал в осуществление своих же рекомендаций.
--Он ведет интенсивную программу обучения. Явно, у него мало заинтересованных среди нелперов первого когда. Вот он и стремиться вырастить новое поколение.
--Вот как. Думаю, это хорошо для НЛП.

Ну, всякое развитие лучше всякого застоя. Мне невероятно любопытно, что смогут намоделировать, кроме творческих состояний, нео нео кодовцы прямой Джоновской выучки. Причем, чур, в зачет будем брать полные модели состояний, а не редуцированные типа: вот у меня состояние высокой эффективности Q, я его чувствую и получил его, поиграв в игры нового кода.

ПИИП только докажет, что магия терапии существует

--Группа Имагинальный диск НЛП. Стив Андреас. http://im-tr.livejournal.com/2003.html
--Датировано сентябрем 2006.
--А вот предложения Стива Андреаса были "приняты в работу".
--Я ошибся. Я бегло просмотрел содержание сайта и решил, увидев, что проект принят на упомянутой конференции и что на сайте есть послание Стива Андреаса, что были приняты его предложения. Это не так, днём ранее Стива Андреаса Фрэнком Бурком был предложен другой проект, который и приняли. Стив Андреас поддержал это начинание - Проект Исследование и признание НЛП. Далее пишу именно об ИиП НЛП.

ИИП НЛП..., хм, тогда уж пусть будет полная аббревиатура: ПИИП НЛП :) А что, вполне красиво - ПИИП.

В чем это выражается?
Проект направлен на проведение научного исследования некоторых техник НЛП

Да, психотерапевты от НЛП решили взять реванш и оторваться от остальной публики. Но, они и близко не будут заниматься моделирование/его исследованием и пр. Только лечебные техники. Кроме того, лечебные техники будут исследовать в исполнении их мега лекарями от НЛП. Вот, эти мега лекари и выиграют больше всего. Остальных, по мере достижения проектом ПИИП своих целей, отправят в аут, заявлением, что типа высокоэффективное лечение от НЛП это ИСКУССТВО, к которому не каждый способен.

Так круг замкнется, змея проглотит свой хвост, НЛП, начавшееся с заявления, что оно способно ОТКРЫТЬ любому доступ к магии достижений мега психотерапии, снимет свои претензии. Магия есть магия. Она не для каждого. Точка.


Кроме вышеприведённых рекомендаций, можно также упомянуть ещё два замечания от Джона Гриндера относительно терминологии:

1. Вместо "четырех-кортежности" [4-Tuple] или "сенсорно-обоснованного опыта" [sensory-based experience] он предлагает термин "Первый Доступ" [First Access].

2. Он не предлагает, но "ретроспективно находит неудовлетворительным" наименование "рефрейминг":

    Рассматриваемый паттерн следовало бы назвать лучше переменой поведения [rebehaving, "переповедение"], несмотря на неуклюжесть этого термина: в самом деле, в рассматриваемом паттерне рамка (позитивное намерение и порождаемый им набор) сохраняется постоянной, а поведение меняется до тех пор, пока не выбираются для реализации удовлетворительно замещающие формы поведения. В действительности одним из прототипов рефрейминга был паттерн, который мы с Бэндлером назвали контекстуальным рефреймингом: это был по существу паттерн, в котором поведение оставляется постояным и устанавливается надлежащий контекст - тот, в котором клиент признаёт данное поведение надлежащей реакцией. ("Шёпот в ветре", стр. 218.)

Модель рефрейминга от метапрактика

Кроме вышеприведённых рекомендаций, можно также упомянуть ещё два замечания от Джона Гриндера относительно терминологии:
1. Вместо "четырех-кортежности" [4-Tuple] или "сенсорно-обоснованного опыта" [sensory-based experience] он предлагает термин "Первый Доступ" [First Access].


Это понятно. Это не принципиально с нашей точки зрения.

2. Он не предлагает, но "ретроспективно находит неудовлетворительным" наименование "рефрейминг":
Рассматриваемый паттерн следовало бы назвать лучше переменой поведения [rebehaving, "переповедение"],


Поскольку метапрактик занимает свободную позицию независимого моделирования и осуществляет инновационные исследования, то на многое у нас свое обоснованное мнение. В данном случае, картина простая. Нейрологической основой всех рефреймингов являются кортико висцеральные рефлексы (КВР). Про "павловские" рефлексы ДГ знал, а вот про КВР - нет, потому что это более ранняя отечественная разработка, которая в значительной мере предвосхитила современный интерес к энтеральной нервной системе (ENS, про которой ДГ тоже до поры не успел поинтересоваться).

Так вот, данные по КВР/ENS четко показывают, что для всякой перемены поведения, требуется изменить соответствующий комплекс внутренних компонент рефлексов КВР/ENS. Таким образом, рефрейминг нисколько не есть "переповедение".

(1) Рефрейминг есть всегда именно изменение внешнего фрейма для внутренней реакции.
(2) Рефрейминг есть всегда сублимация внутренних реакций во внешнее поведение и последующее его редактирование.

несмотря на неуклюжесть этого термина: в самом деле, в рассматриваемом паттерне рамка (позитивное намерение и порождаемый им набор) сохраняется постоянной, а поведение меняется до тех пор, пока не выбираются для реализации удовлетворительно замещающие формы поведения.

Не надо путать процессуальное/процедурное описание/процесс, в котором намерение есть важная компонента, и нейрологическую феноменологию, в которой никаких намерений нет.

В действительности одним из прототипов рефрейминга был паттерн, который мы с Бэндлером назвали контекстуальным рефреймингом: это был по существу паттерн, в котором поведение оставляется постояным и устанавливается надлежащий контекст - тот, в котором клиент признаёт данное поведение надлежащей реакцией. ("Шёпот в ветре", стр. 218.)

Во, во, - клиент "признает" адекватность поведенческого паттерна определенному контексту на основе особенных "принудительных" ощущений, которые являются частью процессов КВР/ENS. Т.е. в рефрейминге всегда речь идет о связке: паттерн поведения >< активность КВР/ENS. Рефрейминг есть всегда процесс изменения этой связки.

(Со всем вышесказанным ДГ согласился).

Роберт Голдстоун, Руперт Шелдрейк

http://www.som.surrey.ac.uk/NLP/Thinkers/RobertGoldstone.asp



Роберт Голдстоун

Роберт Голдстоун является профессором психологии и возглавляет Лабораторию перцепции и концепций при университете штата Индиана. Его работы, как и многие работы его коллег, имеют отношение к НЛП, потому что он подробно исследует человеческие познавательные процессы. Его подход является эмпирическим, лабораторным, экспериментальным и широко использует компьютерное моделирование.

Его ранние работы сосредоточены на процессе категоризации, и её влиянии на восприятие. Очень большое количество познавательных актов можно рассматривать как категоризирование. Этот процесс весьма эпистемологически важен, поскольку он является частью того, как мы обрабатываем информацию для получения смысла. Присваивание событий к категориям имеет целый ряд последствий для восприятия этих событий людьми. Изменения в восприятии включают избирательное внимание, восприятие членов класса объектов, рассматриваемых как более похожие друг на друга, и изменения в описание таких объектов. Существуют, по его мнению, многочисленные перцептивные процессы, которые влияют на классификацию, они кратко описываются здесь (http://www.som.surrey.ac.uk/NLP/Thinkers/GoldstoneCategorisation.pdf), и на его вёб-сайте. По его мнению, наше восприятие влияет на то, как мы категоризируем, а это, в свою очередь, влияет во многом на то, как мы воспринимаем.

  • Публикации Роберт Голдстоуна:
    http://cognitrn.psych.indiana.edu/rgoldsto/papers.html

  • "Видимые изменения в концепции обучения": статья на веб-сайте Американской ассоциации психологов.
    http://www.apa.org/science/psa/sb-goldstone.html

    * * *

    http://www.som.surrey.ac.uk/NLP/Thinkers/RupertSheldrake.asp



    Руперт Шелдрейк

    Шелдрейк первоначально изучал биохимию в Кембриджском университете. Из традиционной и ортодоксальной исходной научной позиции, он выработал альтернативные мнения, идущие вразрез с идеями основной науки.

    Он наиболее известен нам по книге "Новая наука жизни", в которой он предложил, что с движением времени вперед, каждый организм образует особый вид кумулятивной памяти. Вселенная, по мнению Шелдрейка, является развивающейся областью, и имеет присущую себе память; мы все связаны воедино областями/полями, которые оказывают влияние на нас, и которые затем, в свою очередь, влияют на других. Это имеет много общего с понятием Роберта Дилтса "3-его поколения НЛП".

    Один из приводимых им примеров заключается в том, что если крысы в Нью-Йорке научаться ориентироваться в сложном лабиринте в определенный момент времени, то крысы в других частях мира будут каким-то образом быстрее в той же самой задаче, из-за влияния морфических полей. Он называет это явление "морфический резонанс". Шелдрейк также заинтересован в телепатии (см. "Собаки, которые знают, когда их владельцы приходят домой").

    Взгляды Шелдрейка вызвали обширную критику со стороны "истеблишмента" научного сообщества, не в последнюю очередь от Джона Мэддокса, редактора престижного журнала "Природа", который охарактеризовал его как "впавшего в ересь иезуита, нападающего на Церковь Науки".

  • Вёб-сайт Руперта Шелдрейка включает в себя список его книг и публикаций, а также возможность участвовать в его экспериментах.
    http://www.sheldrake.org/

  • Диалог между Шелдрейком и Мэттью Фоксом, дающий хорошее введение во взгляды Шелдрейка по вопросам науки и духовности, опубликован в Resurgence.
    http://www.resurgence.org/resurgence/articles/fox.htm

  • Re: Роберт Голдстоун,

    Роберт Голдстоун
    Его подход является эмпирическим, лабораторным, экспериментальным и широко использует компьютерное моделирование.


    Компьютерное моделирование. Как интересно.

    Его ранние работы сосредоточены на процессе категоризации, и её влиянии на восприятие.

    Категории/категоризация - центральное понятие общей психологии. Ежели где и делать смычку с наукой/психологией - то в этом месте. Хм, а мы можем им предложить полноразмерную модель (с нейрологией) Категории. :)

    Руперт Шелдрейк

    Руперт Шелдрейк
    Он наиболее известен нам по книге "Новая наука жизни", в которой он предложил, что с движением времени вперед, каждый организм образует особый вид кумулятивной памяти. Вселенная, по мнению Шелдрейка, является развивающейся областью, и имеет присущую себе память; мы все связаны воедино областями/полями, которые оказывают влияние на нас, и которые затем, в свою очередь, влияют на других. Это имеет много общего с понятием Роберта Дилтса "3-его поколения НЛП".


    А мы можем в духе Разумной вселенной предложить :) :
    --первокодовую коммуникацию со Вселенной, с опытом применения
    --ДХЕ интерфейс со вселенной отдельно; с Намерением отдельно, с небольшими доработками
    --настройку внешнего Предугадывателя, с опытом применения, Предугадыватель -это НЛП четвертого + поколения.

    Ханс Вайхингер, Лев Выготский

    http://www.som.surrey.ac.uk/NLP/Thinkers/HansVaihinger.asp



    Ханс Вайхингер [БСЭ: http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00083/20600.htm?text=Vaihinger]

    Вайхингер упоминается в "Структуре магии I" (Бэндлер и Гриндер, 1975 г.: 5-7), и его понятие "философия как если бы" это источник для НЛП фрейма "как если бы" (хотя Дилтс и в ДеЛозье Энциклопедии (http://nlpuniversitypress.com/index.html) не упоминают Вайхингера в статье о фрейме "как если бы", стр.53).

    Согласно Интернет-энциклопедии психологии личностных конструктов (ссылка ниже), эта философия означает, что "... мы должны чувствовать свободу действовать "как если бы" наши конструкции являлись подлинными, в тоже время понимая, что они являются всего лишь предварительными гипотезами и могут быть пересмотрены или отброшены в любое время".

    Философию Вайхингера можно рассматривать как форму конструктивизма, она повлияла на психологию личностных конструктов Келли и индивидуальную психологию Альфреда Адлера.

  • Философия "как если бы" (Интернет-энциклопедия психологии личностных конструктов)
    http://www.pcp-net.org/encyclopaedia/as-if.html

    * * *

    http://www.som.surrey.ac.uk/NLP/Thinkers/LevVygotsky.asp



    Лев Выготский

    Д-р Джейн Матисон

    Выготский важен для любого изучающего НЛП, потому что он был одним из первых, воспринявших последствия, которые язык может оказать на развитие мышления и познания у детей.

  • Лев Выготский

    http://www.som.surrey.ac.uk/NLP/Thinkers/LevVygotsky.pdf

    Лев Выготский

    Д-р Джейн Мэтисон

    Выготский важен для любого изучающего НЛП, потому что он был одним из первых, воспринявших последствия, которые язык может оказать на развитие мышления и познания у детей.

    Выготский, работая в рамках марксистской традиции в первой половине 20 века, заинтересовался важностью языка для интеллектуального развития ребёнка. Для него, используемый язык есть часть окружающей среды ребёнка, и, следовательно, часть его исторического и культурного контекста. По нему, важно для обучения ребёнка, что он или она будут получать разговор со стороны учителя; коммуникация учителя является неотъемлемой частью развития понятий у детей.

    В этом его радикальное отличие от взглядов Пиаже на развитие понятий у детей. Среди прочего, Выготского интересовало наблюдение за детьми, фактически говорящими/обращающимися к себе во время обучения. Из этого он сделал вывод, что речь является одним из наиболее важных катализаторов развития понятий у детей (Выготский, в Козулин 1986). Кроме того, он предложил, что речь и мышление являются взаимодействующими и взаимозависимыми, что "применительно к мысли слово, прежде всего, не вещь, а процесс; это переход из мысли в слова и, наоборот, от слов к мысли" (Выготский, 1939:33).

    Выготский критиковался за его настойчивое различение психических и социальных процессов Расмуссеном (2001), который предполагает, что речь идет о ложной дихотомии; он говорит о том, что если системное мышление применяется к этим концепциям, то они становятся двумя аспектами одной и той же системы. Вместе с тем, из работ таких мыслителей, как Выготский, возникает основополагающий вопрос о том, как простые строки слов могут быть истолкованы и обработаны для получения смысла в человеческом мышлении.

    Выготский был также одним из первых психологов, обозначивших важность деятельности внутренней речи, которую он считад необходимой для процессов мышления людей. Он настаивал на том, что психологи должны изучать функции этого аспекта речи; "Без правильного понимания психологической природы внутренней речи, не существует способа объяснения взаимосвязи мысли в слова во всей её сложности" (Выготский, 1939:37). Он считал, что внутренняя речь имеет конкретные функции, управляемые своими собственными законами, и что она отличается от "внешней речи".

    Также Выготский считал, что слова играют центральную роль и в развитии и в продолжении функционирования человеческого мышления. Его теории были выведены в основном из его собственных наблюдений и экспериментов - в то время как Сапир и Уорф получили свои результаты посредством изучения различных языков и их структур.

    Фроули (1997) подробно описывает подход Выготского. Он предполагает, что: "высшее мышление инструментально и предусматривает отсрочку и пересмотр внешнего мира, а не его прямое восприятие самого по себе" (Фроули, 1997:96). Он считает, что: "говорящие на разных языках, имеют разные, и даже, возможно, несоизмеримыми учебные задачи по построению мета-сознательного мышления" (Фроули, 1997:97). Фроули предлагает также, что такой подход к пониманию языка в своей внутренней и внешней формы требует от исследователя различать язык мышления и язык для мышления.


    Frawley, W. (1997) Vygotsky and Cognitive Science, Language and the Unification of the Social and Computational Mind, Cambridge Massachusetts & London England: Harvard University Press.

    Kozulin, A., ed., (1986) Thought and Language, Massachusets USA: MIT Press.

    Rasmussen, J. (2001) “The importance of communication in teaching: a systems-theory approach to the scaffolding metaphor”, Journal of Curriculum Studies, 33:5, 569-582.

    Vygotsky, L.S. (1939) “Thought and Speech”, Psychiatry, 2, 29- 54 Vygotsky, L. (1978) Mind in Society: the Development of Higher Psychological Processes, Cambridge, MA. Harvard University Press.

    Re: Лев Выготский

    Ну, по Выготскому мы готовы хоть завтра садиться за расписывание настоящего русского НЛП со значительным холоном моделей, методик, техник и т.д.

    Re: Ханс Вайхингер,

    Ханс Вайхингер [БСЭ: http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00083/20600.htm?text=Vaihinger]
    Вайхингер упоминается в "Структуре магии I" (Бэндлер и Гриндер, 1975 г.: 5-7), и его понятие "философия как если бы" это источник для НЛП фрейма "как если бы" (хотя Дилтс и в ДеЛозье Энциклопедии (http://nlpuniversitypress.com/index.html) не упоминают Вайхингера в статье о фрейме "как если бы", стр.53).


    Не упоминают. Ага, богатая традиция. Пари, если в него углубиться, то окажется, что его "как если бы" - окажется готовым учением о Намерении или чем-то таким же ценным, ну, как это получилось с Коржибским.

    • 1