?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Буквализм/literalism6
И
metanymous wrote in metapractice
http://community.livejournal.com/metapractice/99078.html
История рассказанная Эриксоном (из "Терапевтических паттернов МЭ")
http://community.livejournal.com/bukvalizm/29481.html


Нужно встать на тот уровень, на котором находится другой человек, ведь не будете же вы вести философские беседы с младенцем, который еще только учится говорить... с младенцем вы будете СЮСЮКАТЬ и ГУЛИТЬ.

Так вот, в больнице штата Аризона находился ребенок, девочка, страдающая аутизмом. Было собрано 50 тысяч долларов, и девочку перевезли в Чикаго, где ей был предоставлен особый уход. Множество психиатров и психоаналитиков работали с ребенком, пока все деньги не были истрачены, и тогда они отправили ребенка обратно, так и не добившись никаких изменений. Одной моей пациентке было очень одиноко, она хотела сделать доброе дело, посетила больницу штата Аризона, увидела там эту десятилетнюю девочку и в конце концов убедила администрацию отпустить девочку с ней погулять. И вот девочка пошла с ней гулять, гримасничая, издавая бессмысленные звуки, бормоча, постоянно вертясь, — вообще вела себя очень странно. И тогда эта пациентка решила привести ее ко мне. Она привела ее ко мне на прием. Сначала она зашла одна и рассказала мне об этой девочке, и я сказал: «Да, я ее посмотрю». Я заверил ее, что не буду лечить девочку, а просто посмотрю на нее один раз. Моя пациентка ввела девочку в кабинет и представила ее мне, а меня ей. И тут девочка издала несколько очень странных звуков, и я ОТВЕТИЛ ей такими же очень странными звуками; мы хрюкали и стонали, визжали и пищали добрых полчаса. А потом девочка ответила на несколько простых вопросов и моментально вернулась к своему аутичному поведению. И все же мы прекрасно провели время, визжа и пища, мыча и хрюкая друг на друга. А затем моя знакомая увела девочку в больницу. Вечером она снова взяла ее на прогулку. Позже она сказала мне: «Она чуть было не выдернуло мне руку, прямо-таки тащила меня по улице, — так она хотела увидеть вас... человека, который действительно умеет разговаривать на ее языке».


  • 1

Три контекста для рассмотрения буквалистких сообщени

Результаты буквалисткого анализа удобно разложить на трем разным контекстам.

(1) Самый обобщенный/отвлеченный контекст1, в котором важен вопрос научно/практический преодоления аутизма.
(2) Контекст2 - для терапевтов.
(3) Контекст3 - бытовой. Для близких аутиста.

Re: Три контекста для рассмотрения буквалистких сообще

Это три стандартных контекста для анализа любого буквализма?

А где контекст (4) для пациента?

Я вот думаю, если Э. рассказывает историю (в своем кабинете) то он прежде всего будет вкладывать в нее информацию для пациента.

Причем, если он рассказывает историю про аутичную девочку КОМУ-ТО другому, то в ней может вовсе не быть контекстов, связанных с аутизмом?

Нужно встать на тот уровень, на котором находится другой человек, ведь не будете же вы вести философские беседы с младенцем, который еще только учится говорить... с младенцем вы будете СЮСЮКАТЬ и ГУЛИТЬ.

(1) Контекст1 - научный. Буквальный смысл метафоры чрезвычайно прост. Представления об аутизме категорически ошибочны. Феномен "аутизм" образуется в результате наложения на задержку в речевом развитии неправильного к нему коммуникативного отношения. Э. подметил, что существуют различные "стандартные" типы взаимодействия между взрослыми и детьми. И эти "стандартные" типы автоматически настраиваются по календарному возрасту ребенка. В случае задержек речевого развития, которые в потенциале могли бы быть спокойно преодолены, автоматическая настройка типа общения на календарный возраст приводит к коллапсу развития и, вторично, порождает "аутизм"
(2) Контекст2 - для терапевтов.
(3) Контекст3 - бытовой. Для родственников аутиста. Вне зависимости от возраста аутиста, близким к нему людям требуется общаться с аутистом в модели возраста наличного уровня речевого развития. С ребенкам надо "сюсюкать", если он и в 10 лет не заговорил.

Грудные дети узнают родной язык по речевой мимике

Известно, что малыши начинают учить язык, лишь только появляются на свет или даже еще раньше. Считалось, что они воспринимают прежде всего звучание речи, фонемы и интонации. Теперь ученые доказали, что не меньшее значение в восприятии речи играет и мимика говорящего. В качестве сигнального раздражителя к обучению речевая мимика работает до 6-8 месяцев, а затем этот стимул теряет свое значение. При этом двуязычные детишки гораздо дольше реагируют на речевую мимику: ведь им необходимо выучить в два раза больше лингвистической информации. http://elementy.ru/news/430531


Малыш смотрит на мамино лицо и воспринимает не только звучание речи, но и мимику. Мимика заставляет малыша сосредоточить внимание на определенных звуках речи, таким образом значимые звуки вычленяются из окружающего звукового хаоса. Фото с сайта cogsci.ucsd.edu

Так вот, в больнице штата Аризона находился ребенок, девочка, страдающая аутизмом.
Было собрано 50 тысяч долларов, и девочку перевезли в Чикаго, где ей был предоставлен особый уход. Множество психиатров и психоаналитиков работали с ребенком, пока все деньги не были истрачены, и тогда они отправили ребенка обратно, так и не добившись никаких изменений.


(1) Контекст1 - научный. Наука сама себя запутала, потому что нет ничего полезного в изучении "аутизма". Попытки коррекции на уровне ослеженных феноменов "аутизма" малопродуктивны.
(2) Контекст2 - для терапевтов. Психоанализ и прочие прикладные штуки психологии для избавления от "аутизма" малопродуктивны.
(3) Контекст3 - бытовой. Для родственников аутиста. Для ребенка с задержкой речевого развития требуется особенная бытовая развивающая речь коммуникация, которой для описываемой девочки никто не предложил.

Я не очень понял.
Мне кажется, что здесь вы называете буквализмом - подтекст. Может, правильнее называть это пресуппозицией, подразумеванием. Особенно, в контексте 1.



Речевая мамаша

Одной моей пациентке было очень одиноко, она хотела сделать доброе дело, посетила больницу штата Аризона, увидела там эту десятилетнюю девочку и в конце концов убедила администрацию отпустить девочку с ней погулять.

(1) Контекст1 - научный.
(2) Контекст2 - для терапевтов.
(3) Контекст3 - бытовой. Для родственников аутиста. Переживающая одиночество пациентка вполне подходит на роль приемной матери, которая будет обучать речи с нуля.

И вот девочка пошла с ней гулять, гримасничая, издавая бессмысленные звуки, бормоча, постоянно вертясь, — вообще вела себя очень странно.
И тогда эта пациентка решила привести ее ко мне.
Она привела ее ко мне на прием.


(1) Контекст1 - научный.
(2) Контекст2 - для терапевтов. Роль - терапевта выдать/задать адекватные инструкции и образцы поведения для близких аутисту людей.
(3) Контекст3 - бытовой. Для родственников аутиста. Речевое поведение девочки младенческое. Речевая мамаша в смущении.

Близкие люди

Возникла мысль:
1. Пациентка и девочка, когда идут вместе гулять - они ведь идут близко друг от друга? БУКВАЛЬНО близкие люди?
2. Пациентка ведет девочку, БУКВАЛЬНО направляет поведение?



30 минутный формат развития

Сначала она зашла одна и рассказала мне об этой девочке, и я сказал: «Да, я ее посмотрю».
Я заверил ее, что не буду лечить девочку, а просто посмотрю на нее один раз.
Моя пациентка ввела девочку в кабинет и представила ее мне, а меня ей.
И тут девочка издала несколько очень странных звуков, и я ОТВЕТИЛ ей такими же очень странными звуками; мы хрюкали и стонали, визжали и пищали добрых полчаса.
А потом девочка ответила на несколько простых вопросов и моментально вернулась к своему аутичному поведению.


(1) Контекст1 - научный.
(2) Контекст2 - для терапевтов. Терапевт отзекаливает речевое поведение девочки во всем его диапазоне без всяких ненужных рефлексий.
(3) Контекст3 - бытовой. Для родственников аутиста. Близким людям на этом этапе важно наблюдать за адекватными образцами поведения на примере терапевта. В дальнейшем, они могут приспосабливать правильные образцы своего развивающего поведения к реальным контекстам жизни, ориентируясь на 30 минутный формат.

Нда, прочитал что с младенцем надо СЮСЮКАТЬ и ГУГЛИТЬ. Задумался, много думал.

Нда, прочитал что с младенцем надо СЮСЮКАТЬ и ГУГЛИТЬ. Задумался, много думал.

(1) Вот, по ссылке и показывают, что и младенцу, и "младенцу" с задержкой речевого развития требуется набрать некий критический объем наблюдений/сопоставлений между мимикой и звуками. Во всеми ненавистном сюсюкании/гулении это критический объем наблюдений набирается влет.
http://elementy.ru/news/430531

(2) Известные мне вблизи несколько примеров "аутизма" во всех случаях имеют родителей с очень своеобразной лицевой/речевой экспрессией. + В нужный младенческий период они не сюсюкали/гулили.


И все же мы прекрасно провели время, визжа и пища, мыча и хрюкая друг на друга.
А затем моя знакомая увела девочку в больницу.
Вечером она снова взяла ее на прогулку.


(1) Контекст1 - научный.
(2) Контекст2 - для терапевтов.
(3) Контекст3 - бытовой. Для родственников аутиста. Занятия - два раза в течении дня.

Позже она сказала мне: «Она чуть было не выдернуло мне руку, прямо-таки тащила меня по улице, — так она хотела увидеть вас... человека, который действительно умеет разговаривать на ее языке».

(1) Контекст1 - научный.
(2) Контекст2 - для терапевтов.
(3) Контекст3 - бытовой. Для родственников аутиста. Повозится с речью еще как придется, а вот аутизма и след простыл.

спасибо! на мой, это не только об аутизме или все человеки немножко аутисты "деточка, все мы немножко лошади"...

Ассоциации по прочтению

Привожу свои ассоциации, возникшие по ходу чтения истории:

Лестница, искать и находить,
абстрактные разговоры, ученые, вести за руку,
начало учебы говорить,
гулять, идти под руку

Искать и находить, сюсюкать с ребенком,
Много людей вложили средства, на это ушло время
девочку не спрашивали, а просто перевезли как вещь
Уходить по особенному, работать как с вещью
Много людей истратили средства, собранные многими
Отправили как вещь, проявляли к ней твердость


Женщина с проблемами психологического толка бывает одинока
она делает добрые дела, она искала и находила,
ребенок старше, чем малыш, твердость к администрации


Гулить, освободить, девочка сама делает выбор идти
Гулять, гулить, лицо, рот, слушать, смотреть, чихать
Сама себя ведет, идет зигзагами

Вести за руку,
Стоять, держать за руку,
История, ожидание за дверью,
Опасение лечения, осматриваться по сторонам
Взгляд, вести за руку, остановить, посмотреть на девочку
посмотреть на Э. Неожиданность, голос
Сюсюкать, Гулить,
нос, животные, беготня, игра, полчаса хорошо
Серьезный ответ, отклик, один
Ушла к себе, Гулить,
Вести время, играть, животные, дружба,
Взять за руку, проявить твердость
Гулять, проявить твердость, ночь,
Девочка проявляет твердость, ведет за руку,
Желание, человек который научился говорить.

Комментарии.

Как-то мне кажется имеют место быть в рассказе такие смысловые линии (если можно так выразиться):

1. Говорение (философская беседа, учится разговаривать, умеет разговаривать)
2. Гуляние/гуление ходьба (по своей воле, когда куда-то ведут, когда ты кого-то ведешь/тянешь за руку)
3. Один/много (Множество людей, одна, одиночество, посмотрю один раз, несколько звуков)
4. Животные/детеныши (хрюкать, мычать)


Показалось, что история могла бы быть рассказана женщине-пациентке о ее "внутреннем ребенке". Она не привела девочку с собой, а пришла к Э. с "девочкой внутри себя". Не знаю почему так подумалось.

Какой мог бы быть эффект это метафоры? Типа, наверное - "Разреши себе быть менее строгой, будь беззаботнее, помни, что в глубине ты ребенок, можешь резвиться как детеныш-зверек, это важно, позволять себе такие "всплески детства", не углубляйся сильно в науку, даже если множество людей будут толкать тебя к этому, доверяй себе, не стесняйся проявлений "детскости".

Может я и фигню написал, но мне понравилось таким образом поразмышлять о тексте.

Re: Ассоциации по прочтению

Может я и фигню написал, но мне понравилось таким образом поразмышлять о тексте.

Психиатрия/психиатры бояться быть неразумными как животные. Эриксон и девочка аутистка - нет. Эриксон, девочка, пациентка - гибкие. Психиатры - мега догматичные.

Все остальное - одни шпорцевые голуби :)

Re: ��� ��������� ��� ������������ ���

Сейчас я попробую определить контексты для другой истории, про "сосание пальца".

Re: это самое обычное дело :)

ты только спокойнее, это самое обычное дело :)

  • 1