?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Познавательное метамоделирование: - "почему люди смеются?"5
П
metanymous wrote in metapractice
http://community.livejournal.com/metapractice/63422.html

Смехотерапия. В статье представлены краткий обзор зарубежной литературы по смехотерапии и авторский подход в области смехотерапии и смеходрамы. Подчеркивается важность и актуальность этого направления работы, практически отсутствующего в отечественной психологической практике. Смех рассматривается как мощный природный механизм, оздоравливающий тело и психику, а «смеховой катарсис» – как воздействие, значительно превосходящее по своей силе «катарсический плач и агрессию». Приводятся примеры разработанных автором упражнений, помогающих вызвать природный рефлекторный смех и как следствие – снять телесное и психическое напряжение в тех случаях, когда им страдают некоторые участники группы. Цитируются отзывы участников, подтверждающие эффективность данного метода.

Наука о смехе, или гелотология, зародилась в Америке в 70-е годы ХХ-го столетия после случая с Норманом Казинсом, который вошел в историю как «человек, рассмешивший смерть». Этот американский психолог страдал редкой болезнью – коллагенозом. Когда врачи утратили веру в его излечение и, как нередко бывает в таких случаях, отказались от него, он заперся в номере гостиницы и стал ежедневно по 5-6 часов в день смотреть комедии, не переставая смеяться. Через неделю прекратились боли, через месяц он начал двигаться, через два месяца вышел на работу. После такого сенсационного случая в Америке и на Западе начали проводиться научные исследования, посвященные феномену смеха и его воздействия на человеческую психику. Стала также развиваться смехотерапия как один из психотерапевтических методов. Ученые США начали использовать смех даже при лечении алкоголиков, наркоманов, онкологических больных.

В нашей стране исследования психологических аспектов смеха практически отсутствуют. Такие катарсические процессы, как плач или агрессия, довольно часто используются в различных школах психотерапии, тогда как смех как катарсическое явление, как правило, игнорируется. Между тем, из литературы известно, что «смеховой катарсис» гораздо сильнее «катарсического плача и агрессии (Junkins, 1999). Но дело в том, что в нашей культуре принято считать, что смех – это несерьезно. Да, люди, как правило, смеются над чем-то юмористическим или в состоянии счастья, или просто от глупости. Как важный и серьезный феномен, способный оказывать на психику глубокое трансформирующее воздействие, он никогда не рассматривался. Тот факт, что смех есть природный механизм выживания и оздоровления, игнорируется психологической наукой по сей день.

В то же время исследования зарубежных ученых показали, что смех обладает огромным оздоровительным эффектом, распространяющимся как на физическое тело, так и на психику. Известно, что мозг во время смеха вырабатывает эндорфины – «гормоны счастья», которые мощно воздействуют на иммунную систему, и не только на нее. Доказано, что улучшается работа сердечно-сосудистой и дыхательной систем, органов пищеварения, вырабатываются антистрессовые гормоны (Berk, 1996). Психологическое оздоровление связано с освобождением глубоко репрессированных эмоций.

Журнал: Московский психотерапевтический журнал (№1/2008)
Авторы: Умярова Р.С.
http://psyjournals.ru/mpj/2008/n1/Umyarova.shtml

Литература
Алиев Х.М. Ключ к себе. М. 1993.
Козинцев А.Г. Смех: истоки и функции. – С-Пб: «Наука», 2002.
Поль Ж. Приготовительная школа эстетики. М. 1981.
Райх В. Характероанализ. – М.: «Республика», 1999.
Goodheart A. Laughter Therapy. Santa Barbara: Less Stress Press. 1994.
Junkins Е. Laughter: Nature’s best bet for the blues. MSW, LCSW, BCD. 1999.
Junkins Е. The Power of Laughter in Therapy. ZMFT, BCD, LM. SM-A.C.P. 2000.
Berk L. The Laughter-Immune Connection: New Discoveries. Humor and Health Journal, vol. 5. № 5. 1996.
Mindess Н. Laughter and Liberation. Los Angeles: Nash Publishing. 1971.
Moody R. Laugh After Laugh. Jacksonville: Headwaters Press. 1978.
Provine R. Laughter: A Sciencific Investigation. N.Y. 2000.
Steinem G. Revolution from Within: A Book of Self Esteem. Boston: Little, Brown and Company. 1992.


  • 1
My experience with NHR
Alex Kravchenko
http://www.nlpconnections.com/courses-events/1512-my-experience-nhr.html

3. One day was dedicated to making people laugh hysterically. Emotions are contagious and laughter is one of the easiest to setup and probably safest to demonstrate in the large audience. It wasn’t done in a particularly artful way. LaVale simply picked one guy, Jose, that’s been on other Bandler’s seminars, has been anchored extensively, has a naturally cheerful mood and the type of face that make others burst out in laughter just by looking at him. So, all it took to put this guy in the first row and make him laugh uncontrollably. Then have someone else who’s also quite suggestible to start laughing and you have a wave of hysterical laughter going through the audience. Latter we did it in a group of five people, transferring and intensifying the feeling.



Мои впечатления от NHR
Алекс Кравченко

3. Один день был посвящен тому, чтобы люди истерически [hysterical разг. очень смешной] смеялись. Эмоции заразительны и смех является одной из самых простых в установке и, вероятно, безопасной для демонстрации в большой аудитории. Это не было сделано каким-то особенно искусным способом. ЛаВаль просто выбрал один парень, Хосе, который был на других семинарах Бэндлера, был заякорен широко, имеет естественно бодрое настроение и тип лица, который заставляет других заливаться смехом просто при взгляде на него. Итак, все заключалось в том, чтобы поставить этого парня в первом ряду и заставить его истерически смеяться. Потом вызвать кого-то другого, кто также легко внушаем, и заставить начать смеяться и у вас есть волна истерического смеха, прокатывающася по аудитории. Позже мы делали это в группе из пяти человек, передавая и активизируя чувство.

Над кем/чем смеетесь?

Один день был посвящен тому, чтобы люди истерически [hysterical разг. очень смешной] смеялись.

(1) Совершенно профанный взгляд типа "люди истерически смеялись". Не требуется обосновывать, что сильный смех изменяет и в последующем реагирование на то о/над чем смеялись. Какой самый "значительный" аналог такой точки зрения привести? Например, уходящие во все более глубокое небытие нагвалисты, использовали смех в качестве мощного средства сталкинга/трансформации эго:
--в том или ином контексте провоцируется на полном серьезе/значимое составление очередного "инвертарного списка" (ИС)
--немедленно по составлению ИС включается якорь смеха
--смех "стирает" экологично и полностью активированный ИС

Это был пример использования смеха в качестве десенсибилизатора. Успех такой методики зависит от посекундной точности применения/включения смехового процесса/якоря.

(2) А еще, точно до секунды включаемый смех может быть стимулом в оперантном формировании. А типа "злой/саркастический" смех позволяет реализовать вариант формирования типа "цыганской/индейской выездки".

(3) Мысли влет об экологии использования смеха:
--смех не может быть направлен на саму личность
--смех не может быть направлен на позитивные намерения/цели/желания исходящие от "частей" личности/подсознания
--смех может быть направлен только на ВАРИАНТЫ ПОВЕДЕНИЯ, с целью их а) торможения б) формирования в) и т.д.

Такой смех будет уже полноценным рефреймингом.

(4) Точно и надежно работающий якорь смеха может быть использован в роли эээ акселератора/мультипликатора, например, в отношении так называемой фрейм-реакции, которая возникает по ходу реализации р. контекста/значения.

Эмоции заразительны и смех является одной из самых простых в установке и, вероятно, безопасной для демонстрации в большой аудитории.

Там, на семинаре это была не демонстрация "установки якоря смеха", даже если это была официальная демонстрация "установки якоря смеха".

Это не было сделано каким-то особенно искусным способом. ЛаВаль просто выбрал одного парня, Хосе, который был на других семинарах Бэндлера, был заякорен широко, имеет естественно бодрое настроение и тип лица, который заставляет других заливаться смехом просто при взгляде на него.
"парня... который заякорен", "имеет естественно бодрое настроение", "тип лица", "заставляет других заливаться смехом просто при взгляде на него"

Это указаны кусочки феноменологии, которая вполне облекается в паттерн и далее в модель генерации(процесса) "смеха". Чем мы в этом разделе и занимаемся.

Итак, все заключалось в том, чтобы поставить этого парня в первом ряду и заставить его истерически смеяться. Потом вызвать кого-то другого, кто также легко внушаем, и заставить начать смеяться и у вас есть волна истерического смеха, прокатывающася по аудитории

чем бы дитё не тешилось...

Re: Над кем/чем смеетесь?

Спасибо, весьма интересно.

Это указаны кусочки феноменологии, ...

Понял, что малоценно. Все же, хочу привести еще один кусочек феноменологии - надеюсь, он окажется интересным. В тему "Понемногу обо всем13".

Re: Над кем/чем смеетесь?

Спасибо, весьма интересно.
замечательно

Это указаны кусочки феноменологии, ... Понял, что малоценно.
Нет, вы путаете выявленную малоценность по ходу критического анализа. И совсем иное дело угадать, найти и привести надлежащий и интересный для критики фрагмент. Перефразируя - в критике рождается истина.

Все же, хочу привести еще один кусочек феноменологии - надеюсь, он окажется интересным. В тему "Понемногу обо всем13".
Замечательно, спасибо!

  • 1