?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Техники концентрации внимания
metabowin wrote in metapractice
В процессе вчерашней Лаборатории Метапрактики несколько людей прямо заявили потребность в"техниках концентрации" - т.е., как именно можно длительно сохранять свое внимание на рабочем процессе. Контекст, в котором это обсуждалось - модель Ценностных Иерархий (анализ и изменение).

Я вижу несколько возможных вариантов.

1. В рамках модели ЦИ:
1.1 Анализировать ценностную иерархию альтернативы "Делать Х с хорошей концентрацией <> Делать Х с плохой концентрацией". Выявить VAKOG уровней ценностной иерархии и поработать с субмодальностями.
1.2 Проанализировать несколько альтернатив - делать Х1, Х2, Х3... (напр. "читать", "писать письмо", "планировать рабочий график" и т.п.). Найти такие VAKOG, которые универсальны для этих разных альтернатив. Поработать с субмодальностями конкретно для них.
* Это могут быть хорошие решения, но они не решают конкретную проблему, это решения "вообще". Как любое общее решение, они ведут нас стандартным длинным путем.

2. "Дрессировки" концентрации как таковой - т.е. развитие метанавыка концентрации и его обобщение на разные контексты. Это решение не "метапрактиковское", а традиционное.
2.1 Одна достаточно известная тантрическая техника - траттака, непрерывное (без моргания) глядение на свечу. Эту технику я бы счел разновидностью контроля за непроизвольными мышечными движениями (есть и другие техники того же типа).
2.2 Другая известная техника - анапана-медитация, концентрация внимания на наблюдении за процессом собственного дыхания.
2.3 Еще один вид техник такого рода - визуализация, удержание некоторого предмета в своем воображении. В частности, одна из важных буддистских дисциплин - калачакра-тантра, в процессе которой занимаются визуализацией очень сложной трехмерной Калачакра-мандалы.
* Об этих решениях известно, что они практически всегда работают. Но работают очень "тупым" образом - своего рода "цыганской выездкой" внимания. Тогда как решения, связанные с использованием ЦИ, работают на положительном подкреплении.

Вопрос: есть ли "третий путь"? Можно ли предложить набор техник, которые, с одной стороны, будут достаточно универсальными и работающими, с другой - более простыми, чем последовательный анализ и сравнение множества ценностных иерархий, с третьей - более приятными в исполнении, чем тантрические техники концентрации? (В сообществе, насколько я помню, обсуждалась тема "траекторий внимания". Т.е. вопрос - как можно произвольно контролировать траекторию собственного внимания?)


  • 1
Вы пробовали найти причины, по которым внимание начинает блуждать? Я думаю, их анализ может подсказать направление, в котором искать решение вопроса, будет ли оно третьим или частным случаем из предложенных.

Есть мнение, что внимание приматов (и людей, как их представителей) блуждает просто потому, что это приматы (собиратели) а не хищники (охотники). Потому во некоторых (не в курсе про все) практиках рекомендуется поначалу вместо жесткого контроля просто регулярно возвращать внимание к источнику концентрации.

Вы пробовали найти причины, по которым внимание начинает блуждать? Я думаю, их анализ может подсказать направление, в котором искать решение вопроса, будет ли оно третьим или частным случаем из предложенных.

две основных группы причин:
* возникающие внутренние ощущения
- неинтересности задачи или отсутствия новизны в теме обсуждения
- неважности задачи или обсуждения
* появление регулярных сторонних раздражителей, напр. подходящие к рабочему столу коллеги, неожиданный телефонный звонок и пр.

чтобы были понятнее ситуации, которые обсуждались:
http://community.livejournal.com/metapractice/133795.html?thread=2026659#t2026659

А как же просто переключение. Как новокодовские игры к которым прибегают если потерян ресурс.

Переключение с чего? На чего переключаемся?

Да еще у нас есть центральное и периферическое внимание. Да еще есть внимание внешнее и внутреннее. Да еще переключаться можно "из деятельности" или "в деятельность". И еще переключение может быть в связи с моторой деятельностью, с интеллектуальной или с Недеятельностью - каким-то "ожиданием". И т.д., и т.п.

Так что такое есть "просто переключение"?

А новокодовые игры просто - вот в этом случае - просто - - меняют баланс активности левое правое. И все.

Технический вопрос

Мы в этой теме напишем кратко о том, что было вчера, или мне отдельную завести?

Re: Технический вопрос

предлагаю завести отдельную "Встречи моделирования" (т.к. я скорее развиваю в сторону того, чего не было, чем описываю то, что было)

Re: Технический вопрос

нумерация встречи моделирования такая:

Встречи моделирования3
http://community.livejournal.com/metapractice/114706.html

можно промоделировать, другое дело, какие ставятся задачи в режиме каких задач нужно поддерживать концентрацию.

в каком-то смысле сам использую
1. наработку состояния потока из бега и из танца.
2. наработка состояния потока при решении интересных задач, тренировку нахождения интересного решения даже в самой обычной задаче. этакое торможение с точки зрения работодателя, когда слишком много думаю/размышляю. т.е. в общем-то создаю визуальный образ того, что сделаю в деталях, пока не почувствую, что да это самое лучшее решение. в общем-то вознаграждаю себя как нильс бор тем, что нахожу все решения, а не только самое очевидное на вопрос "как измерить высоту здания с помощью барометра?"

3. для выполнения задач, которые точно не будут интересными формирования навыка эээ механического действия, когда могу слушать одновременно радио или что-то еще. т.е. эти действия я точно не могу делать очень быстро, просто из-за вполне конкретных причин, но которые я могу эээ скрасить тем, что делаю слушаю, что-то интересное. Т.е. с некоторой стороны это необходимо и это неотвратимо, но я могу несколько эээ модифицировать процесс выполнения.

4. Смена деятельности (переключился на некий интересный видео-ролик), смена места действия/воздействия (начал описывать задачу в виде рисунков или начал описывать задачу в текстовом файле, вышел подышать свежим воздухом, вышел в кафе).
в общем это можно просто рассматривать как делаю нечто, после чего я почувствую концентрацию внимания на задаче.

5. если говорить о физиологической концентрации внимания, то использование техники "три минуты только чувствую, три минуты только слушаю, три минуты только смотрю". порядок в общем-то не очень важен, т.к. после этого некий момент осознания, что да, стал воспринимать лучше. переключаюсь на некоторую деятельность.
также возможность при разговоре (когда нет возможности не видеть, не слышать) делаю переключение на некоторые особенности человеческой мимики, т.е. выделяю один момент. как бы ограничиваю весь поток информации.


Что конкретно подразумевается под концентрацией? какие виды деятельности нужно осуществлять концентрируясь?

наработку состояния потока из бега и из танца.
в смысле - якоришь кинестетические переживания?

тренировку нахождения интересного решения даже в самой обычной задаче
вот. это одна из вещей, которые мне вчера пришли в голову - поскольку причиной потери концентрации в нескольких рассматриваемых случаях является именно "неинтересность задачи"

для выполнения задач, которые точно не будут интересными формирования навыка эээ механического действия, когда могу слушать одновременно радио или что-то еще. эти действия я точно не могу делать очень быстро, просто из-за вполне конкретных причин, но которые я могу эээ скрасить тем, что делаю слушаю, что-то интересное
не сложно будет пояснить более конкретно, о чем идет речь?

Смена деятельности (переключился на некий интересный видео-ролик)
то есть, если потеря концентрации происходит - позволить ей дойти до конца? а это не является ли поощрением потери концентрации?

смена места действия/воздействия (начал описывать задачу в виде рисунков или начал описывать задачу в текстовом файле, вышел подышать свежим воздухом, вышел в кафе).
в общем это можно просто рассматривать как делаю нечто, после чего я почувствую концентрацию внимания на задаче


смена места или способа действия ИМХО - совсем другое. концентрация теряется здесь и сейчас - значит, здесь и сейчас существует некоторое возражение против действия. если изменить способ или место - возражение может ослабнуть или исчезнуть

выделяю один момент. как бы ограничиваю весь поток информации.
это, как мне кажется, похоже именно на тренировку траектории внимания - так она гуляет произвольно (в т.ч. по сенсорным каналам), а здесь ее осознанно контролируешь. точнее сказать, не полностью контролируешь, но зачатки контроля - в виде выбора типа сенсорики, на которую направлять внимание - есть

Что конкретно подразумевается под концентрацией? какие виды деятельности нужно осуществлять концентрируясь?

http://community.livejournal.com/metapractice/133795.html?thread=2026659#t2026659

--наработку состояния потока из бега и из танца.
--в смысле - якоришь кинестетические переживания?


да, состояние бодрости/силы/свежести.

--для выполнения задач, которые точно не будут интересными формирования навыка эээ механического действия, когда могу слушать одновременно радио или что-то еще. эти действия я точно не могу делать очень быстро, просто из-за вполне конкретных причин, но которые я могу эээ скрасить тем, что делаю слушаю, что-то интересное
--не сложно будет пояснить более конкретно, о чем идет речь?


да в общем-то, кроме различного проектирования приходиться и достаточно много кодить (я программист). Само по себе, написание программ может быть вообще очень скучным занятием, но так как набирая я не быстрее определенного кол-ва символов и так как слушать, когда занимаюсь кодированием могу весьма свободно (параллельно написанию программ), то просто включаю, что-нибудь в на прослушивание. смотреть что-то одновременно с кодингом не могу, а вот слушать пожалуйста. чем и пользуюсь. и получается -- аудио книги хорошая вещь)


по 1 пункту
Если выяснить- существуют ли такие контексты, в которых концентрация внимания(среди похожих деятельностей) удерживается достаточно легко и длительное время и сделать по ней анализ субмодальностей по ЦИ - и заякорить для этой деятельности.

3. Есть незавершенные "гештальты", на которые постоянно уходит внимание.
Если делать чистку при помоши EMDR вспомненных ситуаций, когда внимание порхает.

Бликие темы - посты в сообществе про "порхающее внимание" и разработке "Намордник"

Если выяснить- существуют ли такие контексты, в которых концентрация внимания(среди похожих деятельностей) удерживается достаточно легко и длительное время и сделать по ней анализ субмодальностей по ЦИ - и заякорить для этой деятельности.

хороший вариант. хотя - может выясниться, что контексты несколько специфичны, напр. требование тишины "как в библиотеке", которое в офисе не воспроизведешь

Есть незавершенные "гештальты", на которые постоянно уходит внимание.
да, наверное, это причина. а с тз ЦИ - есть какие-то другие паттерны поведения, которые "вторгаются", цепляясь за сооветствующие якоря ваког

Бликие темы - посты в сообществе про "порхающее внимание" и разработке "Намордник"
спасибо


Вопрос: есть ли "третий путь"?
И четвертый и пятый. И больше. Но перед этим надо кое что выяснить/уточнить.

(1) концентрация - имеется виду:
(а) концентрация, грубо говоря, на "фигуре"
(б) "концентрация" на "фоне"

(2) концентрация по ходу исполнения сложной деятельности:
(а) сенсомоторной
(б) интеллектуальной

(3) концентрация по ходу исполнения деятельности:
(а) типа "ожидания" - как на охоте на утку - с внешним фокусом
(б) типа "ожидания" - как на традиционной медитации - с внутренним фокусом

Это так - очень грубо. Ибо и интеллектуальную концентрацию можно иметь внутреннюю. А можно внешнюю.

основных типажей два

из того, что было выявлено как потребности

1а: концентрация на фигуре
2б: концентрация на интеллектуальной деятельности
3а или 3б: внутренний или внешний фокус

примеры:

а. человек планирует свою деятельность. это занятие является для него организующим и позволяет потом эффективно все выполнять. нужно сосредоточиться, все вспомнить, систематизировать и приоритезировать
(1а-2б-3б)

б. человек выполняет на работе некоторый проект, требующий сосредоточенности и мыслительной активности. регулярно появляющиеся запросы от коллег выбивают из режима, сбивают настрой - но, даже если коллег вокруг нет, внимание через некоторое время "угуливает"
(еще раз: 1а-2б-3б)

в. человек сидит на совещании и регулярно "плывет", теряя нить обсуждения. часто триггером для этого является возникающее ощущение, что "опять повторяется то, что уже несколько раз проговорили" (под это соответствующий vakog, напр. произнесение схожих словесных комбинаций в течение определенного периода времени), после чего внимание уплывает, а потом человек долго не может включиться обратно в разговор
(1а-2б-3а)

В основном все атипичное

из того, что было выявлено как потребности
непонятно

1а: концентрация на фигуре
2б: концентрация на интеллектуальной деятельности
3а или 3б: внутренний или внешний фокус

тогда фокус переменный

примеры:
а. человек планирует свою деятельность. это занятие является для него организующим и позволяет потом эффективно все выполнять. нужно сосредоточиться, все вспомнить, систематизировать и приоритезировать
(1а-2б-3б)

понятно. планирование типа за компьютером.

б. человек выполняет на работе некоторый проект, требующий сосредоточенности и мыслительной активности. регулярно появляющиеся запросы от коллег выбивают из режима, сбивают настрой - но, даже если коллег вокруг нет, внимание через некоторое время "угуливает"
(еще раз: 1а-2б-3б)

а в этом случае звучит так: ВОЗВРАЩЕНИЕ внимания, сохранение концентрации

в. человек сидит на совещании и регулярно "плывет", теряя нить обсуждения. часто триггером для этого является возникающее ощущение, что "опять повторяется то, что уже несколько раз проговорили" (под это соответствующий vakog, напр. произнесение схожих словесных комбинаций в течение определенного периода времени), после чего внимание уплывает, а потом человек долго не может включиться обратно в разговор
(1а-2б-3а)

а эта задача похоже такая:
--сохранение БОДРСТВОВАНИЯ
--при ограничении активности
--и ИМИТАЦИИ минимума социального внимания
--фоновое сканирование специальной звуковой/зрительной инфы на предмет появления в ней кусочков/фрагментов нового

Ну, так?

Re: В основном все атипичное

я привел три кейса, о которых конкретно и идет речь, когда я говорю о "потребности в сохранении концентрации"

или - ты имеешь в виду, с какого из них начать? а какой тебе кажется более интересным? мне напр. лично релевантен больше других второй

Стандартная позиция

я привел три кейса, о которых конкретно и идет речь, когда я говорю о "потребности в сохранении концентрации"
они очень/сильно разные

или - ты имеешь в виду, с какого из них начать? а какой тебе кажется более интересным? мне напр. лично релевантен больше других второй
второй кейс. в нем надо начинать с тренировки способности "ВОЗВРАЩАТЬСЯ" в точности в исходный момент главной (прерванной деятельности):
--в момент прерывания ставится интегральный якорь НА ВСЕ текущее во времени ВАКОГt/1
--в момент возвращения воспроизводится до мельчайших подробностей точно то самое ВАКОГt/1

только не надо говорить что это известные вещи. или что кто-то это делает. этого никто не делает. но, трюк заключается в том, что такой вариант исполнения прерывания полностью устраняет/стирает и все отрицательное что есть в прерывании, а зачастую даже и сам факт прерывания

Re: основных типажей два

примеры и а) и б) и в)
скорее всего я бы шел от изменения процесса выполнения, для меня нормально если концентрация теряется, тогда я понимаю, что я устал. в рассмотренных ситуация концентрация теряется большей частью из-за эээ ненужности/неинтересности действий.

могу ошибаться, но попробую пробежаться конкретно по случаям.

а. человек планирует свою деятельность. это занятие является для него организующим и позволяет потом эффективно все выполнять. нужно сосредоточиться, все вспомнить, систематизировать и приоритезировать

Скорее всего сама "необходимость все вспомнить" не нужна, легче записывать/помечать/надиктовывать, т.е. так чтобы минимизировать процесс вспоминания. Т.е. 1. получаем конкретные мысли по поводу того, что хотелось бы планировать. Далее организации и приоритезация, можно ли это свести к неким почти механическим и достаточно простым действиям. Т.е., например, есть список всех дел на пол экрана компа, есть список _с_приоритетами_ на вторую половину экрана и нужно просто перетянуть из одного списка в другой. Сперва вытянув наиболее важное и далее уже менее важные. Здесь процесс становиться более механическим, более задействована кинестетика, меньше возможность эээ улететь в облака.

В дизайне интерфейсов была интересная мысль о том, что человек привыкает к неким простым действиям (последовательностям простых действий). т.е. в общем-то они могут выступать как якоря. Так как изначально некий процесс эээ слишком заоблачный и внем может не быть ничего конкретного.

б. человек выполняет на работе некоторый проект, требующий сосредоточенности и мыслительной активности. регулярно появляющиеся запросы(1) от коллег выбивают из режима, сбивают настрой - но, даже если коллег вокруг нет, внимание через некоторое время "угуливает"(2)
(еще раз: 1а-2б-3б)


Можно фиксировать некие точки, того чем сейчас занимаюсь, т.е. скорее всего визуализации или что-то подобное, чтобы можно было бы ответить на запросы коллег(1) и быстро вспомнить, что и как. в случае (2) можно заметив "угуливание" просто еще раз пройтись по тому, что делал до момента потери концентрации.

в. человек сидит на совещании и регулярно "плывет", теряя нить обсуждения. часто триггером для этого является возникающее ощущение, что "опять повторяется то, что уже несколько раз проговорили" (под это соответствующий vakog, напр. произнесение схожих словесных комбинаций в течение определенного периода времени), после чего внимание уплывает, а потом человек долго не может включиться обратно в разговор

ИМХО у человека скорее всего очень малая заинтересованность. В разговоре в общем-то можно отметить моменты, которые привлекают внимание, можно потренироваться просто понять зачем я здесь, что мне здесь нужно и попробовать фиксировать моменты разговора, которые привлекают к себе внимание. пытаться найти моменты, которые должны привлекать внимание. и отслеживать те моменты, которые привлекают внимание и сопоставлять их с целями, которые были приняты перед совещанием.

чуть поясню...

Так как изначально некий процесс эээ слишком заоблачный и внем может не быть ничего конкретного.
Т.е. фактически у этого человека в его действиях получается слишком много контекста благоприятного для "уплывания" концентрации, делая некий процесс более конкретным создается ситуация, когда человеку нужно концентрироваться на мелких конкретных действиях.
хотя ладно я убегаю в дизайн интерфейсов и рабочих мест.

просто еще раз пройтись по тому, что делал до момента потери концентрации
как это происходит? человек строит некий образ, который отражает некий момент работы над чем-то. вспомнить этот образ более просто и главное быстрее, когда делаешь некоторые эээ зарубки по пути работы. Такими же зарубками может быть стратегия сделал--осознал(где находимся и что это дает)--сделал--осознал...
тогда при прерывании легче вспомнить где и как. а все время держа/фиксируя в голове образ того что касается работы в общем просто легче концентрироваться на работе.

ытаться найти моменты, которые должны привлекать внимание. и отслеживать те моменты, которые привлекают внимание и сопоставлять их с целями, которые были приняты перед совещанием
В общем-то это дает возможность быть активным на совещании (в состоянии бодрствования) и вместе с тем сохранять необходимый контакт с ситуацией с точки зрения, что бодрствование может быть связанно с концентрацией на не нужных вещах на совещании. человек позволяет своей концентрации эээ гулять, но в пределах разговора на совещании, с оценкой того что необходимо именно этому человеку на совещании.



Переходная реальность

--а. человек планирует свою деятельность. это занятие является для него организующим и позволяет потом эффективно все выполнять. нужно сосредоточиться, все вспомнить, систематизировать и приоритезировать

--Скорее всего сама "необходимость все вспомнить" не нужна, легче записывать/помечать/надиктовывать, т.е. так чтобы минимизировать процесс вспоминания. ...меньше возможность эээ улететь в облака.


Потенциально планирование есть провоцирующая на отвлечение деятельность. Типа как мегауниверсаме - пошел за продуктами, но заблудился в хозяйственном отделе с техникой - так всегда получается у меня :)

Исконяя проблема по ходу выполнение планирования - это чистый быстрый помехозащиненный вход-выход-переход из/между различных ВНУТРЕННИХ репрезентаций разнородной информации.

Эта исконяя проблема решается с помощью отработки так называемой переходной/буферной/предбанниковой "реальности". В соответствии с правилом "трех реальностей". Кратко сие правило гласит, что для перехода между двумя реальностями ВСЕГДА следует использовать специальную универсальную переходную третью реальность.

  • 1