?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Экспериментирование
dragon
bowin wrote in metapractice
В ключе обсуждений "практики Метапрактики" возник один вопрос. Примерно понятно, чем можно заниматься на встречах Метапрактики - есть упражнения, есть отработка техник, есть учебные пособия (вроде дисков по языкоидам и ЛПЭ). А как стоило бы организовать практику между встречами? А это очень важно, поскольку без такой практики навыки не обобщаются.

Мне представляется, что есть два типа такой практики:
- отработка упражнений в реальных контекстах
- экспериментирование

С отработкой упражнений - достаточно просто, если речь идет, например, о развитии наблюдательности. Скажем, беседовать с коллегой и наблюдать за его КГД и ЛПЭ. Вполне можно и потренировать, например, тебе-экспрессию. Но как быть с более активными техниками? Шестишаговый рефрейминг - специальная терапевтическая техника, которую с первым встречным делать не будешь. Изменение кинестетических ощущений средними пресуппозициями - тоже. В результате - может быть выучен какой-то навык (напр. "ставить якорь"), но человек так и не понимает, как он в реальном разговоре ставит якорь, как ему использовать это навык с пользой. Как в реальной жизни создать нормальные и достаточно безопасные контексты для отработки техник?

То же самое относится к экспериментам. Понятно, что в эксперименте есть творчество и непредсказуемость, но есть и предсказуемость / планирование - что именно проверяется, где и когда, в какой последовательности и пр. Если предлагается поэкспериментировать - то как это лучше делать?

(У меня есть свои ответы, но я предлагаю пообсуждать.)


  • 1
В ключе обсуждений "практики Метапрактики" возник один вопрос. Примерно понятно, чем можно заниматься на встречах Метапрактики - есть упражнения, есть отработка техник, есть учебные пособия (вроде дисков по языкоидам и ЛПЭ). А как стоило бы организовать практику между встречами? А это очень важно, поскольку без такой практики навыки не обобщаются.

Существующие варианты ответа на твой вопрос:
Пути: Практики, Метапрактики и МетапрактикиPRO2
http://community.livejournal.com/metapractice/109545.html
Магия появления моделиста12
http://community.livejournal.com/metapractice/132354.html


Упражнения vs Тренировки

Мне представляется, что есть два типа такой практики:
- отработка упражнений в реальных контекстах
- экспериментирование


(1) Если формулировать точнее: тогда уж "отработка ТРЕНИРОВОК в реальных контекстах":
--чем Упражнения отличаются от Тренировок? например: игра Карен Прайор в положительное подкрепление - это Упражнение или Тренировка?

--Упражнения имеют инструкцию:
-четко сформулированную по пунктам
-порядок пунктов фиксирован
-роли исполнения фиксированы
-процессы по исполнению ролей фиксированы
-наличествуют нейрологическая/лингвистическая/программная компоненты
http://community.livejournal.com/metapractice/143298.html?thread=2275778#t2275778

Восемь вариантов экспериментирования

Мне представляется, что есть два типа такой практики:
- отработка упражнений в реальных контекстах
- экспериментирование


(2) В отношении "экспериментирования". Сейчас мы фиксируем следующие формы/определения:
(1) Форма «нейро-лингвистическое программирование»
(2) Процесс нейро-лингвистического программирования
(3) Феномен человеческой активности (ЧА)
(4) Паттерн ЧА
(5) Модель
(6) Методика
(7) Шаблон
(8) Техника
(9) Упражнение
(10) Тренировка

Является вполне разумным/осмысленным говорить об "экспериментировании" в связи/в сочетании:

--Экспериментирование по ходу исполнения "процесса нейро-лингвистического программирования"
--Экспериментирование с "феноменами человеческой активности (ЧА)"
--Экспериментирование с "паттернами ЧА"
--Экспериментирование с "моделями"
--Экспериментирование с "методиками"
--Экспериментирование с "шаблоном"
--Экспериментирование с "техниками"
--Экспериментирование с "тренировками"

Правила организации тренировок

С отработкой упражнений - достаточно просто, если речь идет, например, о развитии наблюдательности. Скажем, беседовать с коллегой и наблюдать за его КГД и ЛПЭ.

Нет. В этом случае нет даже занятий типа: "тренировка конкретных вариантов внимания в ходе отслеживания КГД и/или ЛПЭ". Простого наблюдения недостаточно для тренировок.

Вполне можно и потренировать, например, тебе-экспрессию.

И для организации тренировки по тебе экспрессии требуется создание/соблюдение/исполнение набора определенных правил.

Чистые эксперменты и эксперменты в сочетании

Но как быть с более активными техниками? Шестишаговый рефрейминг - специальная терапевтическая техника, которую с первым встречным делать не будешь.

Но, шестишаговый рефрейминг как техника может быть подвергнут определенной экспериментальной переработке для его исполнения хоть с первым встречным и непосредственно в жизни.

Изменение кинестетических ощущений средними пресуппозициями - тоже.

"Измение кинестетических ощущений средними пресуппозициями" - это то, что происходит/делается всеми в жизни достаточно регулярно.

В результате - может быть выучен какой-то навык (напр. "ставить якорь"), но человек так и не понимает, как он в реальном разговоре ставит якорь, как ему использовать это навык с пользой. Как в реальной жизни создать нормальные и достаточно безопасные контексты для отработки техник?

Путем экспериментальной переработки соответствующих техник.

То же самое относится к экспериментам. Понятно, что в эксперименте есть творчество и непредсказуемость,

Нет. В эксперименте есть творчество и ПРЕДСКАЗУЕМАЯ НЕПРЕДСКАЗУЕМОСТЬ.

но есть и предсказуемость / планирование - что именно проверяется, где и когда, в какой последовательности и пр. Если предлагается поэкспериментировать - то как это лучше делать?

Правила построения Тренировок и чистых Экспериментов (и Экспериментов в сочетании) требуют обсуждения.

Вариабельность

Нет. В эксперименте есть творчество и ПРЕДСКАЗУЕМАЯ НЕПРЕДСКАЗУЕМОСТЬ.

программируемая адресная вариабельность

  • 1