?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Языкоиды - моделируем и тренируем (12)
Red Tailed Hawk
metanymous wrote in metapractice
http://community.livejournal.com/metapractice/114123.html

Несколько тезисов о языкоидах.
(1) Каждый Чарли генерирует в коммуникации множество языкоидов1. Что передают эти языкоиды1? Они передают то, что важно для самого Чарли и м.б. не важно для кого-то другого. Какими средствами происходит передача информации в языкоидах1? Средства эти уникальны и присущи, строго говоря, только (самому) одному единственному на свете Чарли. Есть ли шанс для Чарли2, Боба, Алисы научиться считывать уникальные чарлиевские языкоиды1? Есть. В жизни это происходит в массовом порядке по ходу развития так называемых межличных отношений.

(2) Некоторые Алисы и Бобы умеют генерировать особенные языкоиды2, отличающиеся от языкоидов1 тем, что они:
(а) после короткой автонастройки СРАЗУ ЖЕ доступны для их "прочтения" любым другим носителем основного языка сообщения
(б) языкоидное2 сообщение воспринимается в равной мере/параллельно и на уровне сознания/ и на уровне подсознания
(в) качество передачи информации языкоидом2 не хуже чем передача информации по каналу "около гипнотический раппорт", но при этом языкоиды2 никаких специальных средств по установлению раппорта не содержат.
(г) языкоиды2 [см. пп(2)(в)] эффективны в текстах и при коммуникации "живьем" в большую аудиторию

http://community.livejournal.com/metapractice/150387.html?thread=2371955#t2371955


  • 1

Школьный пример


ЗИМНЕЕ УТРО

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче... погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.


1. Здесь повторяются определения времени: день, вечор, нынче, недавно. Каждому из них соответствует описание природы/комнаты и действий/состояния героини и автора.
День(затем уточняется: утро -Аврора ) - дремлешь, проснись, открой взоры, явись (призывы к героине - проснуться)
Вечор(вчера, вероятно до вечера, т.к. луна) - ты помнишь, печальная сидела (воспоминание о вчерашней печали героини)
Нынче - приятно думать у лежанки, но [лучше] предадимся бегу коня (противопоставление отдыха и прогулки и выбор второго варианта)
Недавно - (нет информации о том, что происходило, когда леса были 'столь густые'  и почему берег мил автору).
Содержание в целом - автор начал с попыток изменить эмоциональное состояние героини, а закончил погружением в свои воспоминания [о содержании которых умалчивает].
2. Четыре группы повторений
Дремлешь, проснись, открой взоры, навстречу явись (последовательность пробуждения)
Вьюга злилась, мгла носилась, луна желтела (перемещение взгляда вверх)
Снег лежит, лес чернеет, ель зеленеет, речка блестит (перемещение взгляда вдаль, в сторону (?))
Поля пустые, леса густые, берег милый (примерно тот же путь что и в предыдущей группе)
Содержание в целом - пробуждение и движение вдаль к определенному месту.
Общее содержание 1 и 2: Попытка жить настоящим и возвращение к ценному прошлому:)

Недетский стих

В том что вы предложили что-то есть. Но. Этот/ваш вариант анализа игнорирует стихотворную форму. Он сделал как если бы стих был "белым" сплошным текстом. Между тем, в стихотворении есть несколько/много четких стихоидных уровней. Начнем с самого крупного/заметного - рассмотрим последовательность/чередование стиший каждого в отдельности в целом:

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

(1) Природа + "человеческое"

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче... погляди в окно:

(2) Природа + человеческое

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

(3) Природа.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

(4) Комната + человеческое

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

(5) Природа + человеческое

Итог:
(1)(2) - установка языкоидного значения.
(3) Утилизация1
(4) Утилизация2
(5) - ре-установка языкоидного значения2

Видим просто таки классику применения языкоидов. Но это не все.

Re: Недетский стих


Итог:
(1)(2) - установка языкоидного значения.
(3) Утилизация1
(4) Утилизация2
(5) - ре-установка языкоидного значения2

Первое стишие - установка, хотя бы потому, что первое. А вот дальше - по каким признакам определить где установка а где утилизация?

Аврора vs памятный берег

(1)(2) - установка языкоидного значения.
(3) Утилизация1
(4) Утилизация2
(5) - ре-установка языкоидного значения2

Первое стишие - установка, хотя бы потому, что первое.


Одно само по себе взятое (1) не является установкой. Установкой является именно повторение (1) - (2).

А вот дальше - по каким признакам определить где установка а где утилизация?

(3) Утилизация "природа". "Человеческое" пропущено. Т.е. природа как бы распространяется на человеческое.

(4) Утилизация "комната" + "человеческое". Она распространяет природу на комнату.

(5) Здесь у нас вновь "природа" + "человеческое". Но есть: "И навестим ...И берег, милый для меня." Т.е. появляется намек - а мы не знаем где/как далека находится этот "берег милый".

Т.е. этот проанализированный языкоид он работает как бы на создание предпосылок/настроения/устремленности/фокуса для "посещения милого берега".

Можно хмыкнуть - а зачем сыр бор городить, когда и так стих вроде прямо об этом? А затем, для того чтобы ВЫЗВАТЬ ЧУВСТВА, вульгарно говоря, - "выбить слезу".

Т.е. в данном случае языкоид работает на усиление/на подчеркивание дополнительного теневого значения. Для школьников и искусствоведов - о чем стих? "Об авроре". А на самом деле он "о посещении некоего памятного места". И в этом и есть значение языкоидов. Они за спиной "фигур" главного смыла, - они языкоиды создают/усиливают интерпретационный типа "фон"/теневые смыслы.

  • 1