?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Читаем/анализируем "Whispering in the Wind"3
e_tracker wrote in metapractice
http://www.livejournal.com/community/metapractice/6511.html
http://www.livejournal.com/community/metapractice/11871.html


Вот читаю я «краткий экскурс в эпистемологию» и не могу понять одного. Все примеры ДГ не имеют никакого отношения к моделированию человеческого поведения. Вот я их все выписал:

Далее, говоря о высшем порядке, мы обращаем внимание читателя на то, что паттерны, находящиеся в центре внимания НЛП, -- это не те паттерны физического мира, которые относятся к области физики и связанных с ней дисциплин. Паттерны, которыми занимается НЛП, -- это представления, уже подвергшиеся преобразованиям в нервной системе, прежде чем мы их впервые воспринимаем – что называется в этой книге Первичным Доступом (ПД).

Рассмотрим в виде примера совокупность спортивных болельщиков и совокупность мест на стадионе. Существует алгоритм распределения (может быть, не понятный для нас, болельщиков), по которому администрация стадиона продает билеты желающим присутствовать на определенном соревновании. Когда вы покупаете билет, вы видите напечатанный на нем номер яруса, секции, ряда и места. Таким образом, мы имеем отображение, или сопоставление болельщикам мест на стадионе, такое, что каждому болельщику сопоставляется одно и только одно место.

Рецепторы и кора связаны рядом нервных структур, функции которых мы будем называть неврологическими преобразованиями. Например, фотоны (единицы электромагнитной энергии) с длинной волны от 400 до 700 нанометров ударяют в рецепторы сетчатой оболочки глаза. Все длины волн за пределами этого диапазона проходят мимо нас, как незаметное дуновение ветра, поскольку мы не воспринимаем их и не способны их непосредственно воспринять.

Первое ограничение (на ПД) состоит в том, что подавляющее большинство событий, происходящих вокруг нас, попросту исключаются из нашего опыта в силу ограничений, присущих нашим связям с внешним миром – нашим сенсорным каналам. Рассмотрим такое вещество, как нержавеющая сталь, столь обычное в технически развитых обществах. В чем состоит характерное преимущество нержавеющей стали перед другими материалами – например, в таких обычных применениях как посуда, машины некоторых типов, тюремные решетки, банковские сейфы и сливные труби? Каждый, кто знаком с этим материалом ответит, что нержавеющая сталь попросту не ржавеет.

Второе ограничение (на ПД) состоит в том, что представления ПД (те части электромагнитного спектра, которые попадают в пределы нашей способности обнаруживать события), как можно показать, весьма существенно отличаются от подлинного мира: по убедительным доказательствам, это мир – хаотический ветер, бушующий вокруг нас, -- не похож на показания наших органов чувств. Различия наиболее заметно в случае так называемых иллюзий и в особенности проявляются при сравнении с результатами специального множества операций, которые мы будем называть эпистемологически привилегированными, а именно операций, связанных с применением приборов и измерением. Заметим. что выражение эпистемологически привилегированной операции не означает, что такие операции (применение приборов и измерение) раскрывают «истинную» природу мира не нас; мы хотим этим сказать, что они резко отличаются рядом характеристик от натуралистического наблюдения, выполняемого людьми. 1 Рассмотрим простое представление черного ящика, согласно показаниям наблюдающих людей и некоторых простых приборов, например, описанных дальше пружинных весов.

Предположим, что вы сидите в машине на перекрестке перед светофором. Слева от вас, на полосе левого поворота стоит большой автобус. Вы впадаете в типичный транс водителя, думая о чем угодно, пока красный свет не сменится на зеленый. И вдруг вы чувствуете…

Вернемся к представлению, что читатель сидит в удобном кресле, держа в руках, по видимому, неподвижную книгу. Если эту сцену увидит физик, он убедит этого человека, что все это иллюзии – и неподвижная книга, которую он держит в руках, и кресло, в котором он удобно сидит, и пол, на которое опирается его кресло: в действительности, если бы можно было остановить на мгновение все движущиеся в этих предметах, то оказалось бы, что в них гораздо больше пустого места, чем вещества. Твердость каждого из этих предметов – это следствие, или артефакт, огромных скоростей, с которыми движутся их отдельные компоненты, и ограничений, свойственных сенсорному аппарату читателя.

Посмотрите в окно; предположим, что вы видите там дерево. Растет ли оно? Вы видите сочные молодые листья, появляющиеся весной, но можете ли вы видеть как дерево растет? Чтобы ответить на эти вопросы мы можем позвать натуралиста…

Когда вы смотрите на восток и видите восходящее солнце, можете ли вы ощутить, что движетесь «вперед и вниз» по отношению к Солнцу; что вращение Земли попросту переводит вас в новую позицию восприятия, с которой Солнце выглядит выше?

Например, когда мы писали первый набросок этой книги, лаборатория CERN (главный исследовательский центр западной Европы, занимающийся фундаментальными исследованиями физики элементарных частиц, находящийся в Швейцарии) почти готова была объявить, что они открыли последний недостающий гипотетический элемент стандартной теории – бозон Хиггса.

1 В центральной деятельности НЛП моделирование – т.е. отображение подсознательного знания в явное знание – следует заметить, что любое моделирование содержит в себе некий произвол…Модель А –«фонарик»… Модель Б – «фонарик»…


  • 1

Ревизия эпистемологии Бейтсона

Ты подметил еще одно из множества противоречий в "Шепчущих на ветру". И это на фоне заявлениея автора, что НЛП категорически не занимается моделированием "физической явлений" и поисками "реальности". Да, получается весьма забавно. Получается, что «краткий экскурс в эпистемологию» является вовсе не экскурсом в эпистемологию, позволяющую делать "моделирование человеков", но экскурсом в какую-то другую, м.б. более общую(?) эпистемологию.
С моей точки зрения, поскольку сумма противоречий, связанных с "шепчущими на ветру" превысила критическую величину, -- ответы следует искать вне содержательного контекста, м.б. посмотреть на общий оргконтекст, в котором писалась эта книга: работа явно не является обобщением всего, что сделано в НЛП к моменту ее написания. Похоже, что автор решал задачу написания теории моделирования, но так чтобы, как в детской игре: "красное" и "синее" не называть, "черное" и "белое" не говорить:
--все наиболее интересные наработки в "школе" РБ ввиду не иметь
--Дилтса только критиковать за "логические уровни", как если бы тот ничего другого не сделал
--готовое эпистемологическое основание моделирования, сделанное еще Бейтсоном, не использовать.

А вот посмотри только на оглавление сборника статей Бейтсона. Готовое эпистемологическое основание для "моделирования человеков":

Бейтсон Г. Экология разума.

Избранные статьи по антропологии, психиатрии и эпистемологии / Пер. с англ. М.: Смысл. 2000. - 476 с.
Bateson G. Steps to an Ecology of Mind. N.Y.: Ballantine, 1972.
Перевод с английского Д.Я.Федотова, М.П.Папуша
Вступительная статья А.М.Эткинда
Редактор перевода Т.А.Нежнова
Дизайн серии Ф.С.Сафуанов, Э.А.Марков
Верстка О.В.Кокоревой
Корректор Н.А.Степина
Психологам, психотерапевтам, всем, интересующимся глубинными механизмами человеческого поведения.

ОГЛАВЛЕНИЕ:
Эткинд A.M. На пути к экологии разума
Федотов Д.Я., Папуш М.П. Переводя Бейтсона
Энгел М. Пролог
Предисловие
Введение: Наука о Разуме и Порядке

МЕТАЛОГИ
Металог: Почему вещи приходят в беспорядок?
Металог: Почему французы?
Металог: Про игры и серьезность
Металог: Сколько ты знаешь?
Металог: Почему вещи имеют очертания?
Металог: Почему лебедь?
Металог: Что такое инстинкт?

ФОРМА И ПАТТЕРН В АНТРОПОЛОГИИ
Контакт культур и схизмогенез
Эксперименты по обдумыванию собранного этнологического материала
Мораль и национальный характер
Бали: система ценностей стабильного состояния
Стиль, изящество и информация в примитивном искусстве
Комментарий к части "Форма и паттерн в антрополог

ФОРМА И ПАТОЛОГИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
Социальное планирование и концепция вторичного обучения
Теория игры и фантазии
Эпидемиология шизофрении
К теории шизофрении*
Групповая динамика шизофрении
Минимальные требования для теории шизофрении
"Двойное послание", 1969
Логические категории обучения и коммуникации
Кибернетика "Я": теория алкоголизма
Комментарий к части "Форма и патология взаимоотношений"

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ И ЭКОЛОГИЯ
Кибернетическое объяснение
Избыточность и кодирование
Сознательная цель против природы
Влияние сознательной цели на человеческую адаптацию
Форма, вещество и различие
Комментарий к части "Эпистемология и экология"

КРИЗИС В ЭКОЛОГИИ РАЗУМА
От Версаля до кибернетики
Патология в эпистемологии
Корни экологического кризиса
Экология и гибкость в городской цивилизации
Библиография
http://vgershov.lib.ru/ARCHIVES/B/BEYTSON_Gregori/_Beytson_G..shtml


Вот и специальная статья, -- прямое предвидение появления таких эпистемологий, как в "шепчущих на ветру":

ПАТОЛОГИЯ В ЭПИСТЕМОЛОГИИ*
http://www.livejournal.com/users/metanymous/43632.html?


А вот и вот и реальные плоды "развития" - ревизии эпистемологии Бейтсона:

Новая статья Гриндера, Кармен Бостик и Тома Маллоя "Шаги к экологии эмерджентности". Развитие идей Бэйтсона, Кауффмана. На английском. Я сам пока не прочел, но чует мое сердце, что это для людей, ОЧЕНЬ интересующихся эпистемологией.
http://www.livejournal.com/community/ru_nlp/174255.html?
http://www.psych.utah.edu/stat/dynamic_systems/Content/examples/Emergence_C&HK_Online_04-02-05.pdf



  • 1