?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Упражнения (3) упражнения из Структуры Магии-2
vseslav
vseslavrus wrote in metapractice
http://community.livejournal.com/metapractice/142825.html

Упражнения на развитие способностей замечать инконгруэнтность. Визуально.

В различных курсах\тренингах НЛП даются упражнения на калибровку. Однако, ни у меня, ни у одного из моих знакомых (более десяти человек, из четырех разных тренинг-центров Москвы) на тренингах не разъясняли, зачем именно она нужна. Ответ оказался под боком. Открываем первую книгу по НЛП, заглядываем во вторую часть и читаем про конгруэнтность. В топике по ссылке ниже есть много информации в том числе и из "Структуры Магии - 2" о том, что такое конгруэнтность и зачем она важна.

Моделируем конгруэнтность
http://community.livejournal.com/metapractice/116054.html

Всем интересующимся предлагающимся выполнить классическое упражнение (одно для начала) и обсудить результаты, а, возможно, и оптимизировать упражнение.

При пробуждении по утрам на вас буквально обрушивается поток зрительной
информации. Большая часть этой информации не имеет отношения к людям. Это
упражнение должно помочь вам в развитии способности к визуальной
идентификации инконгруэнтных пара-сообщений. В начале каждого дня перед
выходом из дома позаботьтесь о том, чтобы обеспечить себе в течение дня
тридцатиминутный период, когда вы могли бы потренироваться в развитии
способности к идентификации инконгруэнтных сообщений, воспринимаемых
зрением. Выберите конкретное время и место -- место должно давать вам
возможность наблюдать за разговаривающими между собой людьми и при этом
самому не участвовать в разговоре. Наблюдать предпочтительно на расстоянии
от полутора до шести метров. Для этих целей хорошо подходят такие места, как
кафе, рестораны, аэропорт или парк.

Этап 1. Прибыв на выбранное место, отыщите удобное место, выньте
записную книжку в глубоко вдохните. Выберите человека для наблюдения и
наблюдайте его с полным вниманием в течение 10 минут. Не обращайте внимания
на звуки, особенно звуки, исходящие от человека, за которым вы наблюдаете. В
записной книжке у вас должен быть список визуальных контрольных пунктов,
приведенных в конце данного упражнения. Начните с сознательного и системного
рассмотрения каждого из трех первых пунктов, приведенных в контрольном
списке. Не спешите, обстоятельно проверяйте один за другим каждый из
указанных пунктов, проверяя на конгруэнтность пара-сообщения, поступающие по
каждому из упомянутых в вашем списке выходных каналов.

Когда вы заметите, что проверка пара-сообщений, связанных с тремя
первыми пунктами вашего контрольного списка не составляет для вас труда,
увеличивайте число контрольных пунктов до тех пор, пока не охватите весь
список. По истечении 10 минут выберите для наблюдения другого человека и
проведите наблюдение согласно описанному способу. Сравните результаты
наблюдения за этими тремя индивидами.
<...>
Контрольный список для наблюдения за визуальными пара-сообщениями
1. Руки индивида.
2. Дыхание индивида.
3. Ноги и ступни ног индивида.
4. Паттерны фиксаций при движении глаз.
5. Взаимосвязь: голова/шея/плечи.
6. Выражение лица, особенно брови, рот и лицевые мышцы.

http://www.lib.ru/NLP/magianlp2.txt


  • 1

День первый.

Объект первый. Девочка, разговаривала с подругой.

1. Руки индивида.

Одной рукой держала подмышкой куртку, второй всегда активно и резко экспрессировала, «рисуя» образы для собеседницы. Были некоторые моменты, когда освобождала вторую руку, и тогда экспрессировала уже двумя. Но это занимало не более 10% времени. Несколько раз (примерно 3 из 4) перемена скрещенных ног приводила к тому, что она меняла экспрессирующую руку. Опять же, в 3 из 4 случаев, выставленная вперед нога была диаметрально противоположна экспрессирующей руке. Т.е. Нога выставлена правая, а экспрессирует левая рука.

2. Дыхание индивида.

Быстрое, резкое, соответствует высокой скорости экспрессии рук, мышц лица и движениям глаз.

3. Ноги и ступни ног индивида.

Ноги всегда скрещены. Несколько раз меняла ногу, но они оставались скрещенными.
В таком положении туловища оставалась некоторое время, но в моменты наиболее активной экспрессии и жестикуляции ее таз резко «подавался» вперед, после чего всегда возвращался на место.

4. Паттерны фиксаций при движении глаз.

Не совсем понял, что имели в виду авторы. Заметил следующее:
преобладают визуальные КГД, их скорость также высока и соответствует скорости экспрессирования лицевых мышц. Напряжения мышц вокруг глазниц.

5. Взаимосвязь: голова/шея/плечи.

Очень напряжена шея.

6. Выражение лица, особенно брови, рот и лицевые мышцы.

Очень активная экспрессия мышц лица: брови, щеки, рот, лоб. Все это гиперболизировано: когда ее собеседница обращалась к ней, та отвечала с меньшим растяжением указанных мышц, с меньшей скоростью.

Объект второй. Парень стоял у метро, с товарищем, и ждал еще товарищей.

1. Руки индивида.

Процентов 15-20% всего времени экспрессировал левой (своей левой) рукой. Правая все время в кармане. Остальное время левая — тоже.

2. Дыхание индивида.

С задержкой на вдохе.

3. Ноги и ступни ног индивида.

двигал то левую, то правую ногу (от колена до стопы).

4. Паттерны фиксаций при движении глаз.

Взгляд устремлен к выходу из метро, на реплики товарища хоть и отвечает, но взгляд все равно остается в этом положении, лишь только голову градусов на 30 поворачивает к собеседнику.

5. Взаимосвязь: голова/шея/плечи.

По позе и положению треугольника «плечи-подбородок» читается напряжение в корпусе, а именно в поясничном отделе и мышцах живота.

6. Выражение лица, особенно брови, рот и лицевые мышцы.

Почти все время - одно и то же, за исключением мимики при общении с товарищем.

Объект первый. Один мужчина разговаривает с другим.
Его собеседник слушает. Во многом неподвижен, кроме:

1. Руки индивида.

Зачастую его правая рука активна при разговоре - когда отвечает товарищу.

2. Дыхание индивида.

Ровное. Визуально соответствует дыханию собеседника

3. Ноги и ступни ног индивида.

И при слушании, и при говорении ноги стоят прямо, а корпус поворачивается периодически градусов на 20 влево и вправо.

4. Паттерны фиксаций при движении глаз.

Смотрит либо в глаза собеседнику, когда тот говорит, либо смотрит в свою правую сторону.

5. Взаимосвязь: голова/шея/плечи.

При слушании голова тоже поворачивается в его правую сторону, взгляд расфокусирован. Визуализирует, наверное?

связки/циклы/последовательности/чередования

1. Руки индивида. Одной рукой держала подмышкой куртку, второй всегда активно и резко экспрессировала, «рисуя» образы для собеседницы. Были некоторые моменты, когда освобождала вторую руку, и тогда экспрессировала уже двумя. Но это занимало не более 10% времени. Несколько раз (примерно 3 из 4) перемена скрещенных ног приводила к тому, что она меняла экспрессирующую руку. Опять же, в 3 из 4 случаев, выставленная вперед нога была диаметрально противоположна экспрессирующей руке. Т.е. Нога выставлена правая, а экспрессирует левая рука.

Прошли многие году с тех времен, когда эти тренировки были придуманы и выполнялись. Сейчас по отношению к ним можно сформулировать существенное уточнение: наличие левой -правой асимметрии в любой двигательной активности/экспрессии по факту не является проявлениями неконгруэнтности. И в частности:
--ни долгая жестикуляция одной рукой
--ни перекрещенные руки/ноги
--ни выставленная вперед нога
--ни перекрестная активность типа левая рука -правая нога

Но, тогда возникает вопрос: а надо ли тренироваться в отслеживании типа как в этом упражнении? Ответ: надо. А что тогда отслеживать? Отслеживать надо: любые циклические последовательности/чередования. Т.е. надо стразу же настраиваться на отслеживание указанных связок/циклов/последовательностей/чередований.

СИНХРОНИЗАЦИЯ в движениях дыхания и движениях частей

2. Дыхание индивида. Быстрое, резкое, соответствует высокой скорости экспрессии рук, мышц лица и движениям глаз.

Есть только одна возможность указать на "соответствие" скорости дыхания и экспрессии различных частей тела: указать на то, какая была замечена СИНХРОНИЗАЦИЯ в движениях дыхания и движениях частей тела.

движения_слова, движения_фразы

3. Ноги и ступни ног индивида. Ноги всегда скрещены. Несколько раз меняла ногу, но они оставались скрещенными. В таком положении туловища оставалась некоторое время, но в моменты наиболее активной экспрессии и жестикуляции ее таз резко «подавался» вперед, после чего всегда возвращался на место.

Скрещенные, "открытые" и еще какие-то типы движений ступнями там или ногами - взятые сами по себе они малоинформативны. И ступни, и ноги, и таз, и все что еще можно заметить в движении - все надо описывать в связках/последовательностях.

4. Паттерны фиксаций при движении глаз. Не совсем понял, что имели в виду авторы.

И в этом случае нас интересуют не "фиксации", но последовательности и связки. А если, они будут настолько длительные, что станут заметны повторения и циклы - совсем замечательно.

Заметил следующее: преобладают визуальные КГД, их скорость также высока и соответствует скорости экспрессирования лицевых мышц. Напряжения мышц вокруг глазниц.

Преобладают визуальные - значит, визуальные чередуются с чем-то еще. Напряжения вокруг глаз приходили и уходили, и в этом тоже было какое-то чередование.

5. Взаимосвязь: голова/шея/плечи.
Очень напряжена шея.


Какова динамика напряжений-движений в шее.

6. Выражение лица, особенно брови, рот и лицевые мышцы. Очень активная экспрессия мышц лица: брови, щеки, рот, лоб. Все это гиперболизировано: когда ее собеседница обращалась к ней, та отвечала с меньшим растяжением указанных мышц, с меньшей скоростью.

Надо смотреть на движения экспрессии как на буквы на листе бумаги. И можно сфокусироваться так, что видится типа много кругленьких букв, а в других местах квадратных. И т.д. А можно заметить, что из букв составлены слова и фразы.

Re: День первый.

3. Ноги и ступни ног индивида.
двигал то левую, то правую ногу (от колена до стопы).


Двигал сериями. По сколько движений в серии. С какой ноги серия начинается. И т.д.

4. Паттерны фиксаций при движении глаз. Взгляд устремлен к выходу из метро, на реплики товарища хоть и отвечает, но взгляд все равно остается в этом положении, лишь только голову градусов на 30 поворачивает к собеседнику.

Динамика поворотов головы.

5. Взаимосвязь: голова/шея/плечи. По позе и положению треугольника «плечи-подбородок» читается напряжение в корпусе, а именно в поясничном отделе и мышцах живота.

Напряжение можно прочитать только через вид/экспрессию движений - каких.

6. Выражение лица, особенно брови, рот и лицевые мышцы. Почти все время - одно и то же, за исключением мимики при общении с товарищем.

Описать как статичный фон динамичную фигуру.

Объект первый. Один мужчина разговаривает с другим.
Его собеседник слушает. Во многом неподвижен, кроме:
1. Руки индивида.
Зачастую его правая рука активна при разговоре - когда отвечает товарищу.


Что делает его правая рука при разговоре.

2. Дыхание индивида.
Ровное. Визуально соответствует дыханию собеседника


Ровное по сравнению с чем/кем.

3. Ноги и ступни ног индивида. И при слушании, и при говорении ноги стоят прямо, а корпус поворачивается периодически градусов на 20 влево и вправо.

Периодически как часто.

4. Паттерны фиксаций при движении глаз.
Смотрит либо в глаза собеседнику, когда тот говорит, либо смотрит в свою правую сторону.


Какова частота переключения внимания.

5. Взаимосвязь: голова/шея/плечи.
При слушании голова тоже поворачивается в его правую сторону, взгляд расфокусирован. Визуализирует, наверное?


Тоже поворачивается - как часто.

Языкоид; Экспрессия; Конгруэнтность - соотношение поня

Возник вопрос по соотношению понятий Языкоид, Экспрессия, Конгруэнтность. Мне оно видится следующим:

Языкоид - элемент Экспрессии (Себе- или ТебеЭкспрессии). Вкупе с остальными сигналами может породить Конгруэнтную, либо Неконгруэнтную коммуникацию.

Экспрессия - название для совокупной подачи информации от индивида по разным каналам. Бывает Конгруэнтной, когда по всем каналам (вербальный, невербальный, паравербальный) идет одно сообщение, либо Неконгруэнтной, когда различные части психики индивида подают различные сигналы.

Конгруэнтность - состояние целостности и полной искренности, когда все части личности работают вместе, достигая общие цели.

Возникли следующие вопросы:

1. СебеЯзыкоиды в Конгруэнтной коммуникации в каком направлены на Себя, а в каком на Тебя?
2. Подсознание собеседника воспринимает информацию, которую я ненамеренно экспрессирую СебеЯзыкоидом?
3. Можно ли назвать Конгруэнтной коммуникацией тренерскую работу, допустим, Ричарда Бандлера? С одной стороны, он экспрессирует очень обильно и очень много, обращаясь к различным уровням психики своих студентов. С другой стороны, вся его деятельность направлена на одну цель - донести определенный код до своих студентов.

Re: Языкоид; Экспрессия; Конгруэнтность - соотношение по

Экспрессия - название для совокупной подачи информации от индивида по разным каналам. Бывает Конгруэнтной, когда по всем каналам (вербальный, невербальный, паравербальный) идет одно сообщение, либо Неконгруэнтной, когда различные части психики индивида подают различные сигналы.

congruous
Переведено с английского на русский:


прил.

1) соответствующий; соответственный, согласный; созвучный, гармонирующий; подходящий; сообразный (to, with)

congruous to the circumstances of the history — соответствующий историческим условиям

Syn:

corresponding, respective, accordant, conformable, agreeable, suitable, in harmony

2) матем. конгруэнтный; совпадающий, сравнимый

congruous modulo N — сравнимый по модулю N

Syn:

congruent

3) лингв. грамматически правильный

Syn:

grammatically correct

http://lingvo.yandex.ru/en?CardId=SY29uZ3J1b3Vz;L0B

Сообщения не должны совпадать/не_совпадать. Если сообщения дополняющие — они конгруенты, если противоречащие (одно другому) — неконгруентные.

Писали/определяли о другом

Языкоид - элемент Экспрессии (Себе- или ТебеЭкспрессии). Вкупе с остальными сигналами может породить Конгруэнтную, либо Неконгруэнтную коммуникацию.

Языкоид это не элемент экспрессии - это метод коммуникации, который использует разные (несколько) элементов/сигналов экспрессии.

Активный (тебе) языкоид типично используется в качестве средства достижения так называемой языкоидной интеграции.

Текущие коммуникативные процессы реализации того или иного языкоида не подлежат оценке в системе учета конгруэнтно/неконгруэнтно, ибо они являют собою ТЕКУЩИЙ КОД. Ну, или в аналогии с языковыми сообщениями. В стишке: "Наша Маша громко плачет...", - мы не можем расценивать слово "плачет" в качестве "неконгруэнтного", ибо это только малый кусочек бОльшего сообщения.

Экспрессия - название для совокупной подачи информации от индивида по разным каналам. Бывает Конгруэнтной, когда по всем каналам (вербальный, невербальный, паравербальный) идет одно сообщение, либо Неконгруэнтной, когда различные части психики индивида подают различные сигналы.

Экспрессия - описание межчеловеческой коммуникации в системе описания множества сигналов, с помощью которых реализуется коммуникация + множества каналов коммуникации - связанных систем сигналов экспрессии.

Конгруэнтность - состояние целостности и полной искренности, когда все части личности работают вместе, достигая общие цели.

У нас же есть ссылки на цитатное исследование представления о "конгруэнтности":
Моделируем конгруэнтность
http://community.livejournal.com/metapractice/116054.html

В нем определения конгруэнтности через "целостность" и "искренность" подвергнуты основательно критическому разбору.


Себе Тебе языкоиды/конгруэнтность

Возникли следующие вопросы:
1. СебеЯзыкоиды в Конгруэнтной коммуникации в каком направлены на Себя, а в каком на Тебя?


Себе языкоиды и в конгруэнтной, и в неконгруэнтной коммуникации - всегда направлены только на самого себя и никогда на "тебя".

2. Подсознание собеседника воспринимает информацию, которую я ненамеренно экспрессирую СебеЯзыкоидом?

Воспринимает, конечно. Но, не может подобрать к этим сообщениями типа шифра - как их интерпретировать. Если я приду в Гайд парк и толкну там речь англичанам на русском - поймут ли они меня? Воспримут, но в целом не поймут.

3. Можно ли назвать Конгруэнтной коммуникацией тренерскую работу, допустим, Ричарда Бандлера? С одной стороны, он экспрессирует очень обильно и очень много, обращаясь к различным уровням психики своих студентов. С другой стороны, вся его деятельность направлена на одну цель - донести определенный код до своих студентов.

В тренерской работе следует различать, по меньшей мере, несколько видов/типов/направлений коммуникации:
--конгруэнтность реализации замысла целевой деятельности - в данном случае это обучение
--конгруэнтность обучающей экспрессии
--конгруэнтность между передаваемым обучением и доступным обучаемому уровнем восприятия
--конгруэнтность процессов переработки получаемого обучения (- у обучаемого)

В различных курсах\тренингах НЛП даются упражнения на калибровку. Однако, ни у меня, ни у одного из моих знакомых (более десяти человек, из четырех разных тренинг-центров Москвы) на тренингах не разъясняли, зачем именно она нужна.

Вы даже как-то не заметили :), как зацепили еще одну интересную проблемную тему. Изучение ее в рунете и по источникам подтвердило факт. Так что вам совсем не случайно толком не могли сказать зачем нужна калибровка и упражнения на калибровку. В НЛП нет невнятного непротиворечивого определения - что есть "калибровка"! Все говорят: калибровка - калибровка - и имеют ввиду при этом совсем разные вещи. Так что сейчас сделаю отдельное размещение этого вопроса.

День второй.

Объект первый. Два парня стоят, один разговаривает с другим

Руки индивида.

Ортостатика — при разговоре отклонение корпуса вперед или назад.
Таз неподвижен, корпус+голова+руки отдергиваются назад.

Ноги и ступни ног индивида.

Переминается с ноги на ногу. Попеременно дергает коленями.

Объект второй. Мужчина, разговаривает с мужчиной. Оба сидят, полуповернуты друг к другу

Руки индивида + ноги.

Когда разговаривает с собеседником, его правое колено подергивается вверх, правая рука «ходит» вместе с ним.

Объект третий. Два парня сидят, один разговаривает с другим

Руки индивида.

Ортостатика — при разговоре отклонение корпуса вперед или назад.
Таз неподвижен, корпус+голова+руки отдергиваются назад.

Ноги и ступни ног индивида.

Переминается с ноги на ногу. Попеременно дергает коленями.

Объект четвертый. Тот же контекст, второй мужчина. Оба сидят, все так же полуповернуты друг к другу

Взаимосвязь: голова/шея/плечи.

Разговаривает с собеседником. Собеседник от него с его права. Разговаривает он с собеседником, полуповернувшись к нему лицом, и вдруг случайно, на половину или на треть секунды отдергивает лицо в свое лево, после чего снова возвращается к разговору.

Руки индивида.

Теребит в руках какой-нибудь предмет. Т.е. зонт в одной руке, вторая активна (жестикулирует), затем зонт перекладывает в другую руку, жестикулировать что-то неосознанное начинает вторая рука.

День третий.

Объект первый и единственный. Девочка, разговаривала с парнем, сидя в электричке.

Дыхание индивида + выражение лица, мимика.

Говорит «резко» с ним (с более напряженными\растянутыми мимическими мышцами, нежели чем при социально адекватном общении\репликах), паттерн дыхания более ускоренный, чем у собеседника.

Взаимосвязь: голова/шея/плечи.

Девушка слушает молодого человека, повернувшись градусов на 55 от него, затем отвечает резко (с более напряженными\растянутыми мимическими мышцами, нежели чем при социально адекватном общении\репликах), и снова отворачивается.

День четвертый.

Объект первый. Мужчина, разговаривал с другим мужчиной о пережитом (опыт игры в пейнтбол). Сидя, в столовой

1. Вся верхняя часть тела, от пояса - корпус, руки, шея, голова, крупные, мелкие, мимические мышцы + дыхание.

Явно показывал\перепроживал ситуацию опыт игры в пейнтбол. От первого лица. Ассоциированно?

2. Ноги и ступни ног индивида.

"Болтал" ногами - относил правую вперед на ~45 градусов, левую назад, и наоборот - все время рассказа.

3. Когда руки не показывают\перепроживают опыт игры в пейнтбол (а остальные части, описанные в п.1 проживают)

Трет кончики пальцев правой руки о кончики пальцев левой руки, ногами "болтает" по-прежнему, как в п. 2.

Объект второй. Девушка слушала девушку. Сидя, в столовой.

Руки индивида.

- Пока ждала ответа - теребила челку.
- Воспроизводила паттерн "причесывания" с правой стороной челки.
- Чесала макушку.
- При разговоре "теребила" руки - касалась и гладила пальцами одной руки пальцев\ы другой. Руки лежали на столе.

Объект третий. Девушка, разговаривала с двумя парнями. Сидя, в столовой.

1. Руки индивида.

- Погладила себя под правым ухом.
- Приподняла рукав выше локтя, погладила руку, опустила рукав обратно.
- "теребила" пальцы - трет кончики пальцев правой руки о кончики пальцев левой руки

2. Дыхание индивида.

- Когда ее спросили, изменила паттерн дыхания, немного сгорбилась, вжала голову в плечи.

3. Ноги и ступни ног индивида.

Левая нога положена на правую, правая качается влево-вправо.

4. Паттерны фиксаций при движении глаз.

Несколько раз отметил паттерн: движение глаз в свою левую сторону - движение глаз в свою правую сторону - "мотание" подбородком (типа как когда человек что-то отрицает, он мотает головой; здесь то же, но амплитуда меньше, нет крупного движения).

5. Выражение лица, особенно брови, рот и лицевые мышцы.

- приподнимала брови
- поджимала подбородок


Драконовский регламент упражнений - залог продуктивно проведённого времени. Когда при недостаточной наработке навыка начинается попытка сделать тренировку - получается тупка :) При хорошо поставленном упражнении время летит незаметно, с предельной концентрацией, с минимальными напряжениями, позволяя сознанию быстро войти/привыкнуть/приручить навык.

  • 1