?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Моделируем déjà vu vs jamais vu (1) немного всего
metanymous wrote in metapractice

С этим дежавю у меня иногда просто таки эпидемии в течении дня случаются.
http://community.livejournal.com/metapractice/199503.html?thread=4089423#t4089423


Дежа вю (фр. déjà vu — уже виденное) — психологическое состояние, при котором человек ощущает, что он когда-то уже был в подобной ситуации, однако это чувство не связывается с определённым моментом прошлого, а относится к «прошлому вообще». Термин впервые использован французским психологом Эмилем Буараком (1851—1917) в книге L’Avenir des sciences psychiques (Психология будущего). Аналогичные явления — déjà vécu («уже пережитое»), déjà entendu («уже слышанное»).
Противоположный термин жамевю (jamais vu) — никогда не виденное. Состояние, когда человек в привычной обстановке чувствует, что он здесь никогда не был.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%B6%D0%B0%D0%B2%D1%8E


После паузы дон Хуан велел мне подняться, потому что мы собирались к водному каньону. Когда мы садились в мою машину, из-за дома вышел дон Хенаро и присоединился к нам. Мы проехали часть пути, а затем пошли пешком в глубоком ущелье. Дон Хуан выбрал место в тени большого дерева, чтобы отдохнуть.
- Ты однажды упомянул, - начал дон Хуан, - что твой друг сказал, когда вы наблюдали лист, падавший с самой вершины сикомора, что тот же самый лист не упадет снова с того же самого сикомора никогда в вечности, помнишь?
Я вспомнил, что рассказывал ему об этом случае.
- Мы у большого дерева, - продолжал он, - и теперь, если мы посмотрим на другое дерево перед нами, мы можем увидеть лист, падающий с самой вершины. Он указал мне смотреть. На другой стороне оврага было большое дерево, его листья были пожелтевшими и сухими. Он побудил меня движением своей своей головы сохранять взгляд на дереве. После нескольких минут ожидания с вершины сорвался лист и начал падать на землю; он ударился о другие листья и ветки дерева три раза, прежде чем упал на высокий подлесок.
- Ты видел его?
- Да.
- Ты скажешь, что тот же самый лист никогда снова не упадет с того же самого дерева, правда?
- Правда.
- Насколько ты понимаешь - это истина. Но это только насколько ты понимаешь. Смотри снова.
Я машинально взглянул и увидел падающий лист. Он действительно ударялся о те же самые листья и ветки, что и предыдущий лист. Я как будто смотрел текущую телевизионную передачу. Я проследил за волнообразным падением листа, пока он не упал на землю. Я поднялся узнать, были ли это два листа, но высокий подлесок вокруг дерева препятствовал мне рассмотреть, где лист действительно приземлился. Дон Хуан рассмеялся и велел мне сесть.
- Смотри, - сказал он, указав своей головой на вершину дерева. - Там падает тот же самый лист снова.
Я еще раз увидел лист, падающий точно таким же образом, что и два предыдущие. Когда он упал, я знал, что дон Хуан собирается указать мне снова посмотреть на вершину дерева, но прежде, чем он сделал это, я поднял глаза. Лист падал снова. Тогда я понял, что только видел первый сорвавшийся лист, или, скорее, первый раз лист упал, когда я видел его с того мгновения, когда он отделился от ветки; другие три раза лист был уже упавшим, когда я поднимал голову посмотреть. Я сказал это дону Хуану и настаивал, чтобы он объяснил мне то, что он делал.
- Я не понимаю, как ты заставляешь меня видеть повторение того, что я видел прежде. Что ты сделал со мной, дон Хуан?
Он засмеялся, но не отвечал, и я настаивал, что он должен сказать мне, как я мог видеть этот лист, падающим снова и снова. Я сказал, что, по моему мнению, это невозможно. Дон Хуан сказал, что его разум говорит ему то же самое, однако, я был свидетелем падения листа снова и снова. Затем он повернулся к дону Хенаро.
- Не так ли? - спросил он.
Дон Хенаро не ответил. Его глаза были сосредоточены на мне.
- Это невозможно! - сказал я.
- Ты привязан! - воскликнул дон Хуан. - Ты привязан к своему разуму.
Он объяснил, что листпадал снова и снова с того же самого дерева, если только я остановлю попытки понять. Доверительным тоном он сказал мне, что вся вещь у меня прошла удачно, но, однако, моя мания всегда ослепляла меня в конце.
- В этом нечего понимать. Понимание - это только очень небольшое дело, очень маленькое, - сказал он. ...
http://www.lib.ru/KASTANEDA/kastan2.txt




  • 1

Re: Дежа вю vs Предугадывание?

--Типа посмотрел вокруг и не ясно где вообще вдруг оказался. А дежавю в той же самой местности, когда уже нашёлся, возникает по поводу/при перефокусировке на мелкие детали. В рассказываемом случае забор знакомый казался, вдоль которого шёл.
--И вот с этими - общим планом/отдельными деталями надо быть осторожным. Кажется, что дежа вю должно НАЧИНАТЬСЯ с общего плана - не знаю когда я был в этой местности, но я был в этой местности. (При этом надо быть стопроцентно уверенным, что не было никакой исторической подоплеки. Например, я из подмосковья и меня по Москве таскали много много лет до двух. У меня и сейчас в совершенно незнакомых московских старых закоулках возникает мощное дежа вю. Но как докажешь, что это не прямое узнавание ранних детских впечатлений.) А на втором этапе идет фокусировка на детялях. А если дежа вю сразу начинается на деталях - м.б. это что-то другое?


То есть вы выделяете:
- когда точно не видел, но есть дежа вю
- когда узнаёшь то что реально видел

Ну, мне интересно продолжать исследовать, что случается, когда *узнавание/*дежавю/*ориентировочный_рефлекс и *неузнавание/*жамевю/*рефлекс_потери_ориентировки (пока не знаю, как их субъективно разделить в моём контексте) цепляется именно на какие-то ээ топографические/маршрутные элементы. Если шёл по дороге которая *узнавалась (*узнавание как бы прицепилось к этой дороге и держалось на ней) и пришёл в место, где (крупноразмерные) *топографические_приметы неузнаются - вот так вот (как я сейчас понял) я и имею способность приходить хрен знает куда откуда потом долго выбираться. А, ну вот, то есть здесь в ориентировании фишка - вовремя переводить внимание с *дороги (дороги, забора вдоль которого идёшь, тропинки, линии проводов, чего угодно что ведёт) и сверяться достаточно часто с *приметами (здания, перекрёстки_в_целом, дорожные знаки, что угодно что стоит).

--Начал выходить обратно и тут на фоне продолжающей де-факто быть незнакомой улицы получил порцию дежавю по поводу отдельных её элементов - и одновременно с этим ощущение что сейчас на правильном пути.
--М.б. это было восстановление ориентировки?


Я не могу представить, как восстановление/потеря ориентировки не может не сопровождаться дежавю/жамевю.

--Тут надо заметить, что забор штука особенная, потому что вдоль него я и шёл. Есть гипотеза (ну, лично у меня точно как-то так), что дежавю-жамевю в отношении таких деталей будет связано напрямую с потерей/получением ориентировки.
--Давай делать модель ориентировки.


Давайте.

Дежавю в отношении *дороги показывает мне, что я на правильном пути. Дежавю в отношении *примет показывает, что пришёл куда надо. Жамевю в отношении *дороги сразу же говорит проверить что там с *приметами. Жамевю в отношении *примет:
- на ключевых/конечных этапах участка дороги показывает, что пришёл не туда
- на промежуточных этапах ничего не показывает, может стать ещё одной *приметой_этого_пути

Re: Дежа вю vs Предугадывание?

То есть вы выделяете:
- когда точно не видел, но есть дежа вю
- когда узнаёшь то что реально видел


Когда НЕ УЗНАЕШЬ то что реально видел.

Ну, мне интересно продолжать исследовать, что случается, когда *узнавание/*дежавю/*ориентировочный_рефлекс и *неузнавание/*жамевю/*рефлекс_потери_ориентировки (пока не знаю, как их субъективно разделить в моём контексте) цепляется именно на какие-то ээ топографические/маршрутные элементы.

И мне это интересно продолжать, но надо сначала разобраться если не во всем, то хоть в половине.

Если шёл по дороге которая *узнавалась (*узнавание как бы прицепилось к этой дороге и держалось на ней) и пришёл в место, где (крупноразмерные) *топографические_приметы неузнаются - вот так вот (как я сейчас понял) я и имею способность приходить хрен знает куда откуда потом долго выбираться. А, ну вот, то есть здесь в ориентировании фишка - вовремя переводить внимание с *дороги (дороги, забора вдоль которого идёшь, тропинки, линии проводов, чего угодно что ведёт) и сверяться достаточно часто с *приметами (здания, перекрёстки_в_целом, дорожные знаки, что угодно что стоит).

Может быть и так.

  • 1