?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Этюды моделирования (15) не идеомоторика поведения и не воронка пресуппозиций (2)
brain
metanymous wrote in metapractice
http://community.livejournal.com/metapractice/230540.html

отзыв, 2010 года:
http://community.livejournal.com/metapractice/230540.html?thread=6096780#t6096780


Путевые и непутевые заметки по Англии: подготовка
http://sudarkin.livejournal.com/6743.html
Англия. Коучинг и не только. Путевые заметки. День 1
http://sudarkin.livejournal.com/6953.html
Англия. Коучинг и не только. Путевые заметки. День 2
http://sudarkin.livejournal.com/7353.html
Англия. Коучинг и не только. Путевые заметки. День 3
http://sudarkin.livejournal.com/7496.html
Англия. Коучинг и не только. Путевые заметки. День 4
http://sudarkin.livejournal.com/7761.html
Англия. Коучинг и не только. Путевые заметки. День 5
http://sudarkin.livejournal.com/8087.html
Англия. Коучинг и не только. Путевые заметки. День 6
http://sudarkin.livejournal.com/8658.html
Англия. Коучинг и не только. Путевые заметки. День 7
http://sudarkin.livejournal.com/9126.html
Англия. Коучинг и не только. Путевые заметки. День 8, последний
http://sudarkin.livejournal.com/9444.html




На "День 3" ссылка неправильная. В журнале автора оригинала этот пост, кажется, пропущен.

Ну, так надо попросить его исправить ссылку :)

а зачем вообще он этот коучинг нужен?

Он начал с базы: калибровка, присоединение и ведение, якорение. Что приятно: базовые навыки НЛП есть у всех группы (пускали только с сертификатом НЛП-практика), но нет умничания, кидания терминологией или "проверок на вшивость", которые частенько бывают среди отечественных нлперов. Из разряда: "а заметишь ли ты, что я тебе поставил якорь на позитивный интерес к себе?"
http://sudarkin.livejournal.com/7353.html

Ну, т.е. тренинг по нлп-коучингу начинается с оживления базы нлп. Этим демонстрируется, что нлп первично, а коучинг вторичен. Непонятно. Надо проанализировать.

Зачем нам анализировать этот гридеровский нлп-коучинг? Причин несколько:

--так никто четко не сказал/не обозначил чем отличается коучинг от нлп, тем более в исполнении ДГ. Попробуем найти сходство/отличие нлп и коучинга. Тем более, что они почти ровесники по времени возникновения - 72-74 года.
--если они не отличаются - зачем тогда нелперам использовать наименование "коучинг" для своих тренингов? Только как маркетинговый ход для повышения сборов?
--существуют некоторые данные что, гибридизируя коучинг и нлп, ДГ делает вполне функциональные и нужные для него действия/достигает определенных целей. Попробуем эти цели определить/заметить
John Grinder and Carmen Bostic St Clair’s 5 day coaching certification
http://www.nlp-pro.com/john-grinder.htm

Re: а зачем вообще он этот коучинг нужен?

John Grinder and Carmen Bostic St Clair’s 5 day coaching certification
http://www.nlp-pro.com/john-grinder.htm


В записи
http://community.livejournal.com/metapractice/230540.html
(http://community.livejournal.com/ru_nlp/522630.html?thread=4513414#t4513414)
отзыв переведён частично.

До-переведу начальную (вводную) часть отзыва:

    НЛП Обучение: отзыв о Джоне Гриндере

    5-дневная сертификация коучей Джона Гриндера и Кармен Бостик Сент-Клэр от Майкла Била

    Полезное руководство по НЛП для коучей

    Мне посчастливилось посетить 5-дневный (плюс однодневная аккредитация) коучинг семинар Джона и Кармен в Кройдоне, 26-30 ноября 2004 года вместе с примерно 50 делегатами. Я был особенно заинтересован в данном конкретном семинаре, потому что в дополнение к тому, что Джон является со-основателем НЛП, как Джон, так и Кармен имеют успешный опыт в бизнес-коучинге. Я также искал любые идеи по улучшению моего мастер-класса по коучингу в январе; так что они полностью захватили моё внимание.

    Это был отличный опыт обучения, и это является отражением не только Джона и Кармен, но и НЛП Академии и других делегатов. Получить пять дней для моделирования Джона было великолепно; получить пять дней для практики коучинга с открытой обратной связи также было великолепно. В отличие от "ново-кодового" семинара я оставался на сессиях Кармен. Далее идут мои воспоминания о некоторых ключевых моментах, как я помню их; я не утверждаю, что они точны и они не являются исчерпывающими, но я надеюсь, что они полезны.

    В качестве преамбулы скажу, что все обучение в контексте коучинга является основанным на опыте; что важно замечать (слушая и смотря?) то, что работает. Я также процитирую Джона, цитировавшего Грегори Бейтсона: "Логика бессознательного процесса значительно отличается от логики сознательного процесса; и именно столкновение этих двух процессов является основой творчества и искусства". Ради этой статьи я сосредотачиваюсь скорее на сознательной логике; используйте свой опыт или прийдите на следующий семинар, чтобы получить остальное!




Описание курса, отзывы на который послужили материалом для анализа в метапратике, с сайта НЛП Академии:


Кочинг без подсознания

перед там как пуститься в дебри разборки, заглянем в кондовые определения что такое коучинг
Коучинг (англ. Coaching) — инструмент личностного и профессионального развития, формирование которого началось в 70-х годах XX века. Истоки коучинга лежат в спортивном тренерстве, позитивной, когнитивной и организационной психологии, в представлениях об осознанной жизни и возможностях постоянного и целенаправленного развития человека.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Коучинг

(1) Ну, замысел коучеров понятен. Они изначально решили использовать ахиллесову пяту психологии - а именно то, что психология много много времени и усилий потратила и тратит на разведение понятия "развитие" и понятия "обучение". По всем разумным правилам эти понятия должны образовывать эдакую бинарную пару. В том смысле, что не может быть "развития" без сопутствующего ему "обучения", равно и наоборот. Аллегория этой бинарной паре - типа полюсА постоянных магнитов. Не может быть магнита только с одним полюсом. Но, психология породила такой однополюсный "магнит" - это понятие "развития"
Теории развития[1]
http://ru.wikipedia.org/wiki/Психология_развития

Так вот, мудрые идейные зачинатели коучинга вполне здраво решили, что такой отдельно существующий в науке и на уровне бытовых представлений полюс "развитие" - он дает великолепную возможность создания объемного практического/коммерческого подхода. В подходе этом будет продаваться именно отдельное "развитие". И продаваться оно будет очень легко и просто:

--объявляем что развитие это типа как прорастание неких "семян"/задатков
--организуем правильную посадку этих "семян" - типа выдаем такие "инструкции" и себя совершенно никакими проблемами ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ, необходимого к некоему данному развитию, не парим
--выдаем инструкции - забираем плату - супер.

(2) Не могут истоки чего-то однородного (если такой и есть коучинг) лежать в столь разных местах:

--так спортивное тренерство в свою очередь не является чем-то однородным. Настолько колоссальные различия в реальных школах и подходах в тренерстве. При этом, тренерство вовсе не заинтересовано в объяснительной стороне своего дела. Выдача тренера это успехи его подопечных спортсменов. Если спортсмен успешен - тренер может как ему захочется объяснить, почему его методика тренерства сработала - ему все поверят. Например, возьмем в качестве тренерства некий его крайний вариант - армейское тренерство. Зверь-сержант не вдаваясь ни в какие тонкости муштрует партию молодых. И добивается успеха. Теория у него будет самая что ни на есть коучерская даже без кавычек. Типа - я им приказал и разъяснил. Они сделали и все получилось - произошел с этими молодыми некий акт развития. Вот и все коучерское-сержанское объяснение про процесс развития. А вот, с научной точки зрения в случае зверя-сержанта и его подопечных объяснения могут быть совсем другими. Например идет в сержантском коучинге не процесс кочерского развития, а идет процесс ОПЕРАНТНОГО ОБУЧЕНИЯ по типу цыганской/индейской выездки - у молодых солдат единственное средство избавиться от драконовской тренировки - научиться как можно быстрее. И сержантские наказания действуют не на кору молодых солдат, а на спинной мозг.

--позитивная психология - нечто прикладное за пределом научной психологии. Кстати, действительно развивающая идеи вполне подходящие под коучинг.

--когнитивная психология. Невероятная свалка всего что только можно - и вот, она так и не смогла сформулировать четкое разделения и/или сходства между "развитием" и "обучением"

--"представления об осознанной жизни" - для нас важно отметить, что для "тренерства", для позитивной психологии, для большинства разделов когнитивной психологии - для всех этих разнородных подходов "сознание" есть, а вот чего-то типа "подсознания" нет. Ну и самому коучингу никаких таких "подсознаний" не нужно.

"просто метод" Коучинг = терапия

А теперь посмотрим, внимательно на чистые "внутренние" коучерские самоопределения
Существует множество определений коучинга, из наиболее известных:
* Коучинг — это искусство создания, с помощью беседы и поведения, среды, которая облегчает движение человека к желаемым целям, так, чтобы оно приносило удовлетворение.[1]
* Коучинг' — это процесс создания коучером условий для всестороннего развития личности клиента.
* Коучинг — это искусство содействовать повышению результативности, обучению и развитию другого человека. (Майлз Дауни (англ. Myles Downey), «Эффективный Коучинг»)
* Коучинг — это длящиеся отношения, которые помогают людям получить исключительные результаты в их жизни, карьере, бизнесе или в общественных делах. Посредством коучинга клиенты расширяют область познания, повышают эффективность и качество своей жизни.[2]
* Коучинг — это система реализации совместного социального, личностного и творческого потенциала участников процесса развития с целью получения максимально возможного эффективного результата.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Коучинг

А теперь, возьмем и заменив везде слово "коучинг" на... ну, например, на слово "терапия" (психотерапия):
* Терапия — это искусство создания, с помощью беседы и поведения, среды, которая облегчает движение человека к желаемым целям, так, чтобы оно приносило удовлетворение.[1]
* Терапия — это процесс создания терапевтом условий для всестороннего развития личности клиента.
* Терапия — это искусство содействовать повышению результативности, обучению и развитию другого человека.
* Терапия — это длящиеся отношения, которые помогают людям получить исключительные результаты в их жизни, карьере, бизнесе или в общественных делах. Посредством терапии клиенты расширяют область познания, повышают эффективность и качество своей жизни.[2]
* Терапия — это система реализации совместного социального, личностного и творческого потенциала участников процесса развития с целью получения максимально возможного эффективного результата.

И что получилось? А получилось, что чистый коучинг присваивает себе функции вполне на уровне более серьезных процессов, например, психотерапии. Но, тогда получается, что коучинг это все же такой сорт незаконной терапии? Для того, кто изучал на что похожа так называемая бриф терапия в эриксонианстве, для того совершенно ясно, что под видом "просто бесед", "просто определения что человеку нужно", "просто постановки четких целей", "просто выдачи конкретных деятельных заданий" и т.д., и т.п. могут существовать/реализовываться многие просто таки изощренные директивные/недирективные методы и подходы сверх интенсивного воздействия на человека. При этом, разработчики всех этих "просто методов":

-- могут называть свои методы как угодно произвольно
--могут буть в полном неведении что они на самом деле делают - так, они могут яростно отрицать, что они вообще что-то терапевтическое делают. Они "просто разговаривают" и все тут.
--но могут быть подобны ДГ - достаточно глубоко знать что прячется за "просто методами" и, вполне практично/цинично преподавать/продавать "поверх" стандартного коучинга различные его "драйверы", типа техник НЛП и чего еще такого

...когда я был в штатах, я с книжной полки одной психологини взял в руки книгу об уникальном "просто целителе". Он выслушивал клиента, прямо на глазах клиента задремывал, видел сон, просыпался и давал клиенту на основе своего сна какое-то простое задание. Американка говорила, что это был уникальный по эффективности целитель.

Re: "просто метод" Коучинг = терапия

Коучинг есть маркетинговая отстройка от терапевтов? Не единственная (?), не последняя, ведомая законами моды на новые термины.

Подпишите меня на коучинг !

По области применения, различаются карьерный коучинг, бизнес-коучинг, коучинг личной эффективности, лайф-коучинг. карьерный коучинг в последнее время называют карьерное консультирование, включающее в себя оценку профессиональных возможностей, оценку компетенций, консультирование по карьерному планированию, выбор пути развития, сопровождение в поиске работы и т. п. связанные вопросы. Ярким представителем этого современного направления является — Clever.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Коучинг


Мы бы и в этом определении могли бы поменять "коучинг х" на "х проблему терапии". И все получилось бы вполне складно. Другое дело, что большинство людей с проблемами карьеры не пойдут искать терапию по поводу проблем своей карьеры. А вот, на карьерный коучинг их подписать вполне удастся.

Коучинг зародился в тридцатые

По участникам коучинга, различаются индивидуальный коучинг, корпоративный (групповой) коучинг. По формату, различаются очный (личный коучинг, фотокоучинг) и заочный (интернет-коучинг, телефонный коучинг) виды коучинга.
Четыре базовых этапа коучинга: постановка цели, проверка реальности, выстраивание путей достижения и, собственно, достижение (он ещё именуется этапом воли).
Отличие коучинга от всех видов консультирования — ставка на реализацию потенциала самого клиента.[3]
http://ru.wikipedia.org/wiki/Коучинг


Индивидуальная терапия есть. Групповая/корпоративная терапия есть. Не знаю, есть ли фототерапия, но терапия с помощью рисования и лепки скульптуры есть - арт терапия. Заочная терапия через интернет ныне вполне законна.

Постановка цели, проверка ее реальности (хорошее оформление результата), алгоритм достижения цели/результата терапии, закрепление результата (или экологическая его проверка) - это вполне нормальный план терапии.

Ставка на потенциал самого клиента = на изоморфное соответствие между любыми проблемами клиента и его наличными ресурсами - как раз для этих проблем - это точно НЛП. Так что, в случае коучинга и НЛП, которые возникли примерно в одно время, мы имеем такое параллельное развитие двух похожих/непохожих подходов? Можно было бы сказать да, если бы мы не знали, что все до одной идеи и даже техники НЛП, и даже игры нового кода (то что стоит за ними) - все это есть в эриксонианстве. Но, эриксонианство возникло и стало публиковаться уже в тридцатые годы. Значит, коучинг зародился в тридцатые и придумал его Милтон Эриксон.

Новый код тридцатых + 16 мышц для моделирования

Вся группа делает задания, даже самые простые, без возмущения типа "да мы все это знаем, да сколько можно...". И это при немаленькой цене за тренинг. Доверяют: тренер сказал делать - значит, надо делать.
http://sudarkin.livejournal.com/7353.html


Нормальная атмосфера на тренинге.

В обед наелся так, что практически засыпал. А ведь сидел, как пионэр, в первом ряду. Записи в это время у меня в блокноте надо видеть...не то, что почерка нет - буквы не разобрать! Пришлось даже вечером написать резюме по памяти!!! Майкл, спасибо тебе, все видел, маркировал, но так, мягенько, мол - давай, открывай глаза. (В остальные дни я с едой был осторожнее, говорю сразу.) Правда, после второй техники проснулся - надо работать!

Здесь могло быть соединение "гастринов" и гипнотической компоненты, ежели последняя была присуща ведущему. Иногда такой же эффект вызывает слишком медленный темп речи/экспрессии ведущего.

Что интересно, раздаткой мы практически не пользовались, но Майкл постоянно делает на нее ссылки, техника такая-то, описание такое-то. Она достаточно структурная, детально описывает все, что мы обсуждаем.

Раздатка - структурный якорь.

В общем, это был день, что называется, для разогрева, втягивания в учебу, притирки участников группы друг к другу и к тренеру. Ассистенты за всеми внимательно смотрят, чет пишут. Ну да ладно, пускай пишут, работа у них такая.

Т.е. у них на тренинге сидят контроллеры. Очень приличный уровень организации.

А вечером был мастер-класс по Новому Коду! Приятно, что Майкл обратил внимание Джона на меня, и тот сам подошел, поздоровался, сказал, что выберет время, чтобы поговорить с коллегой Фрэнка (мной). В этот вечер Джон и Кармен выступали мало, в основном - с комментариями.

Т.е. первый код отдельно, а новый код отдельно.

Одна из первых фраз Джона применительно к использованию Нового Кода НЛП в работе коуча, терапевта, проводника изменений (agent of change в оригинале) звучала так: "Проблем нет. Есть определенное состояние, в котором вы входите в контекст, и называете его проблемным". Измените состояние - изменится результат.

Ну да. Все через состояния. Состояния для решения проблем. Состояния для навыков. Состояние плотника, журналиста, математика, терапевта, бизнесмена и пр.

А Кармен добавила: "Ключ к использованию техник и игр Нового Кода в том, что это скорее игра, чем работа". Именно с таким настроением нужно подходить к использованию НК в коучинге, терапии, консультировании.

Да, причем, играть следует как детям/впадая в детство. И танцевать, танцевать, танцевать.

Среди выступавших на мастер-классе с новыми играми очень понравился сын Майкла Кэролла - Джэк.

...одну из игр НК, разработанную им с идеей использовать ее для невидящих людей, под названием "Touch Alphabet".

Самая крутая игра нового кода (придуманного Эриксоном в тридцатых) есть дактилировать часть текущей вербальной коммуникации.

А первое впечатление от Джона Гриндера - работяга. Джон очень внимательно смотрит за всеми выступлениями, видно, что сам проигрывает их телом (работает микромускульное отзеркаливание,

Глазами управляют примерно шестнадцать мышц - вот они и есть самый главный орган отзеркаливания/моделирования.

... работает) и отлично дает комментарии и отвечает на вопросы. Коронная фраза: "если вы хотите что-то спросить - спрашивайте меня, в конце концов, вроде как я все это разработал".

Нет, не все.

Новый код является продуктом сознательной разработки,

Новый код является продуктом сознательной разработки, дизайна
Сегодня будут показывать игры Нового Кода НЛП (немножко про НК можно найти в Википедии), если больше - то в Гугле. А я буду описывать свои впечатления.

Новый код НЛП
Новый код НЛП (Новый код нейролингвистического программирования) — совокупность моделей и техник, расширяющих и дополняющих оригинальный вариант нейролингвистического программирования, называемый «классическим кодом» или «старым кодом». Новый код был создан Джоном Гриндером, со-автором классического кода, и его коллегой Джудит Делозье в середине 1980-х годов в ответ на критику первого поколения техник НЛП. Последователей классического НЛП критиковали за излишнюю механистичность процессов, личную неконгруэнтность во время применения «техник-ритуалов» и в недостаточном внимании к системным источникам возникновения проблем.
Как утверждает Гриндер, Новый код был разработан под влиянием идей антрополога Грегори Бейтсона о теории информации, книг Карлоса Кастанеды, а также того опыта, который Гриндер получил во время своего визита в Конго, где он обучался местным традициям танца, пения и игры на барабанах. В отличие от классического кода, который во многом являлся продуктом НЛП-моделирования «гениев» психотерапии, таких как Милтон Эриксон, Фриц Перлз и Вирджиния Сатир, Новый код является продуктом сознательной разработки, дизайна.

Список основных паттернов Нового кода НЛП, отличающих его от классического:

1. Множественные позиции восприятия, в частности, тройное описание (1-я, 2-я и 3-я позиции)
2. Явное задание рамки взаимодействия (задача, намерение, проверки на существенность)
3. Упорядоченные взаимоотношения, включая иерархии, такие как логические уровни Бейтсона (в отличие от «нейро-логических уровней» Роберта Дилтса)
4. Линии времени (разработанные в качестве упражнения на совместном семинаре Гриндера и Роберта Дилтса в начале 80-х)
5. Вербальный набор (Verbal Package) — усовершенствованная и упрощенная версия Мета-модели
6. Единый формат изменений (4-шаговая модель)
7. Упражнения на «выслеживание» состояний («сталкинг»)
8. Многочисленные способы коммуникации с бессознательным через непроизвольные сигналы
9. Применение характерологических прилагательных

В настоящее время большая часть из этих паттернов включается в дизайн курсов «НЛП-практик» и «НЛП-мастер», проходящих в России.

Основное заявленное приложение Нового кода — само-мастерство, управление собственными состояниями. Наиболее заметным технологическим отличием Нового кода от классического НЛП является большая степень доверия бессознательному: выбор ресурсов, необходимых для осуществления желаемого изменения, осуществляется не через диссоциированный анализ ситуации, а через погружение в так называемое «высокопродуктивное состояние» (high performance state), в котором выбор осуществляется бессознательно, автоматически.

«Высокопродуктивное состояние» в терминологии Гриндера представляет собой разновидность внешнеориентированного трансового состояния, похожего на то, которое вызывается танцем или активной игрой. В описании «высокопродуктивного состояния» Гриндером прослеживаются параллели с исследованиями «состояния потока» американского психолога М.Чиксентмихайи. Для попадания в «высокопродуктивное состояние» используются специально разработанные процессы — игры Нового кода.


Re: Новый код является продуктом сознательной разработ

В наиболее общем виде процесс изменений Нового кода можно описать так:

1. «Клиент» выбирает конкретную ситуацию в жизни, в которой ему бы хотелось достичь позитивных изменений
2. «Оператор» помогает «клиенту» настолько подробно, насколько это возможно, перепрожить ситуацию здесь и сейчас, воспроизведя в воображении все стимулы, которые предъявляет ситуация клиенту: образы, звуки, ощущения, внутренний диалог (при работе с сильными травматическими опытами применяется несколько иной подход)
3. «Оператор» вызывает у «клиента» высокопродуктивное состояние с помощью игр Нового кода
4. «Оператор» вновь помещает «клиента» в воображаемый проблемный контекст. Критерием успешного выполнения техники являются субъективное улучшение восприятия «клиентом» старой ситуации в новом состоянии. В дальнейшем производится поведенческая проверка: «клиент» в реальной жизни возвращается в проблемную ситуацию и обнаруживает (либо не обнаруживает) там новые, более продуктивные способы реагирования на предъявляемые стимулы

На практике возможно самостоятельное применение данной модели, то есть роль «оператора» может быть выполнена самим «клиентом» либо компьютерной программой.

Игры нового кода представляют собой 10-15 минутные процессы, более всего напоминающие динамические медитации, основная функция которых — перегрузка сознания и создание условий для сильной концентрации на игре. Гриндер предлагает шесть критериев, при которых процесс может быть успешным в вызове высокопродуктивного состояния:

1. Задействованы оба полушария головного мозга
2. Задействованы все репрезентативные системы (подробнее см. статью НЛП), причем не только на вход, но и на выход, то есть игрок должен активно взаимодействовать с окружением
3. Параллельный процессинг — игрок должен выполнять действия, вовлекающие разные полушария и разные репрезентативные системы одновременно
4. Игрок поддерживает минимальное мышечное напряжение
5. Игра включает в себя ритмический компонент
6. Игра масштабируется, то есть существует возможность делать ее проще или сложнее в зависимости от навыков игрока

Классическими играми нового кода являются «Алфавит» и «НАСА».
http://ru.wikipedia.org/wiki/Новый_код_НЛП

Новокодовы частушки

И вот так мы весь день играли, отслеживая вход клиента в высокопродуктивное состояние. Описание смотрите где-нибудь в Гугле, его точно и сам Гриндер не смог дать, серьезно! Но состояние HPS я начинаю ловить, пока на уровне ощущений и отсутствия внутреннего диалога. Четче еще не могу описать, нужно больше времени, наверное.
http://sudarkin.livejournal.com/7496.html


Если Гриндер до сих пор не дал:

--ни определение СОСТОЯНИЯ
--ни четкое описание "высокопродуктивного состояния"

...то, простите, товарищ Гринлер он вовсе не моделист.
«Высокопродуктивное состояние» в терминологии Гриндера представляет собой разновидность внешнеориентированного трансового состояния, похожего на то, которое вызывается танцем или активной игрой. В описании «высокопродуктивного состояния» Гриндером прослеживаются параллели с исследованиями «состояния потока» американского психолога М.Чиксентмихайи. Для попадания в «высокопродуктивное состояние» используются специально разработанные процессы — игры Нового кода.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Новый_код_НЛП

Ну, очевидно, что танцы и игры не аналогичны новокодовым упражнениям, ибо в них нет ничего вербального. А в играх есть. Тогда уж какие-то типа распевки с частушками.

А вообще, высокопродуктивное состояние этого нового кода один к одному похоже НА ВЕРБАЛЬНОЕ АПТАЙМ:
Uptime (6)
http://community.livejournal.com/metapractice/196085.html


ЧТО ЛИДЕР ОЖИДАЕТ ОТ СВОИХ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ

Днем спорил с Женей (моя хорошая знакомая из Украины, вместе работаем на тренинге) по поводу Нового Кода. Она считает, что "клиенту с настоящей проблемой это не впаришь"! А я говорю, что Новый Код - это лишь один из инструментов коучинга, а не панацея. Обещал покоучить ее завтра.

Аргумент Жени из Украины очень веский. Тут надо смотреть так. Одно дело Гринлер с неким мировым пиаром предлагает клиенту по-дурацки махать руками. И, совсем иное дело, когда это попробуют сделать только лишь являющиеся последователями Гриндера. Вот, их клиенты ничего экстравагантного делать не будут. Но, некие настойчивые нелперы, тем не менее, могут поднапрячься и заставить таки своих клиентов поверить в них и делать вместе с ними нечто экстравагантное. И в упомянутом "убеждении" существует ПЯТЬ типовых варианта:

--последователи новокодового коучинга могут убеждать своих клиентов "научными" аргументами и метафорами. Но, база для этого очень маленькая - не снабдил их Гриндер достаточным количеством настоящих научных ссылок

--последователи новокодового коучинга могут убеждать своих клиентов подписыванием их в систему. А именно, они не просто решают задачи клиентов, они их делают нелперами, или новокодовцами, или новокодо-коучерами типа того

--последователи новокодового коучинга могут убеждать своих клиентов неким таким эээ харизматическим "кривлянием". Они начинают накручивать личную маркетинговую мегазначимость. Или особую крутизну "выхода в свет". Или разрабатывать какие-то даже чисто клоунские манеры поведения. Типа камеди клаба (я так и называю все это КАмеди КЛАбовское нлп - или КАКЛА нлп) Как ни жалко, но по такому пути идет большая часть последователей Гриндера
Попробуйте наглядно представить это "вместе"
http://community.livejournal.com/kunstkamera_nlp/9449.html

--последователи новокодового коучинга могут убеждать своих клиентов тем, что они сами могут делать невероятные вещи. Типа такой "ноздревский" стиль. Кстати, на заре Российского нлп так оно и было. Не малое число тогдашних "тренеров" просто сочиняли байки про свои подвиги. А описания своих подвигов брали из книг. А сейчас берут из семинаров лидеров.

--но последователи новокодового коучинга могут и просто внутренне капитулировать. Они могут решить, что все дело в невероятной могучести таланта Гриндеора и в том что лично они малы и ничтожны. И они даже будут продолжать заниматься новым кодом или новокодовым коучингом, но при этом НИКОГДА ДАЖЕ НЕ БУДУТ И МЕЧТАТЬ СДЕЛАТЬ НЕЧТО В НЛП ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ. В метапрактике мы писали по поводу трех типов следования традиций и формирования школ последователей. Разграничительными критерием является ЧТО ЛИДЕР ОЖИДАЕТ ОТ СВОИХ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ. Ежели он ожидает/формирует у своих последователей комплекс невозможности с ним самим сравниться и даже его превзойти, тогда его традиция называется ЦЕНТРОБЕЖНОЙ:
Модель Традиции и Школы
http://community.livejournal.com/metapractice/193632.html?thread=3772768

МОДЕЛИРОВАНИЕ ЕСТЬ МЕТА ТАНЕЦ

А еще завтра вечером у нас будет мастер-класс по сальсе!!! Ура!!!
http://sudarkin.livejournal.com/7496.html


Гриндер обожает вставлять в свои тренинги прямо или по соседству различные танцы-манцы (тут стоит вспомнить ТаТитоса Сомпу из тренингов Предпосылок личной гениальности, который потом понаследству перешел к Дилтсу и Джудит в их НЛП-3 http://www.dctf.g.com.ua/NLPU_MHJ.htm). Гриндер выдает явное предписание насколько танцы увеличивают потенцию к моделированию. Намного. Но, на самом деле - никак. Танцы это всегда прикольно, но для развития способностей к моделированию требуется прямое моделирование. Вот, ежели бы они там танцевали и по ходу моделировали танцы - но они этого не делают. По теории Гриндера гениальный танец ТаТитоса Сомпы должен быть вначале повторен чисто интуитивно и полностью двигательно с отключенными мозгами. Такой инструкцией Гриндер ставит в тупик своих последователей. Потому, что ежели вы от рождения не двигательный гений - у вас на воспроизведение сложного танца уйдет вся жизнь. А моделирование в это же самое время просвистит мимо вас. Но, вдруг вам это удастся - тогда все равно моделирование просвистит мимо вас, потому что тогда вы превратитесь в натурального танцора. И вам будет одно только и нужно - танцевать, танцевать, танцевать. Но, моделирование относится к сорту МЕТА ТАНЦЕВ.

Вечером был мастер-класс по извлечению непроизвольных сигналов ("eliciting involuntary signals", терминология отсюда). Было очень интересно! Наша группа работала с Димой Новосельцевым (везде наши люди уже, просто везде!). Он молодец, очень здорово использовал обратную связь от группы, прекрасно калибрует. Все-таки не зря он так долго и упорно учился, в том числе у Фрэнка.

Непроизвольные сигналы - первый код. Акцент на Пьюселика типа только у него можно научиться калибровки непроизвольным сигналам является ложным. И не потому что Фрэнк это не может. А потому, что главным учителем в различении калибровки непроизвольных сигналов является ЖИЗНЬ И ТОЛЬКО ЖИЗНЬ. В этом месте стоит вспомнить тренировки различения непроизвольных сигналов, которые предписывал Эриксон - все они предназначены для исполнения в естественных жизненных контекстах и на БОЛЬШОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗНООБРАЗИИ.

А потом была отработка. Мне досталась в пару Кэролайн. Девушка просто Не Делает То, Что Ей Говорят! Т.е. вообще, если это чья-то идея - ее название меняется на "до свиданья". Работу я не сделал, сигналов никаких не было (так я считал тогда, в ходе работы), хотя в транс она вошла нормально (спасибо, Стивен, твой голос навсегда останется со мной!). Дима подсказал, что в работе с подобными клиентами транс - попросту говоря, не лучший выбор. Она должна сама решить, что и как она хочет делать. А трансовая работа может вызвать бессознательное сопротивление. Что, собственно, и произошло.

Ну, да - утилизацию полярных реакций гриндеровцы специально дать забыли. Но ведь в большинстве жизненных примеров консультант работает именно с полярными реациями.

После этого Димка предложил две другие техники на выбор, одна - с использованием раскачивания, стоя, а вторая - внимательная калибровка бессознательных ответов на явно позитивные и явно негативные вопросы. Из разряда: "есть ли в жизни что-то, что ты очень не любишь?". И у Кэролайн горло аж дернулось от непроизвольного сглатывания. Вспомнила какую-то свою "манную кашу из далекого детства", наверное. Потом Дима объяснял, что сигналы от бессознательного все равно есть (ну да, я это вроде как знал...но иногда надо знать не "вообще", а "вовремя"), просто нужно всего лишь обратить на них внимание.

А я сразу подумал вовсе не о манной каше, но близко :) Это я к тому, что контролировать свои проекции на гриндеровском нелперовском коучинге явно не учат.

Везде третьесортное обучение и Гриндер на третий день

Вечером был NLP Fair, где тренеры представляли разные модели. Я много фотографировал, общался с Димой Новосельцевым, наконец-то выучил swoosh pattern ("паттерн взмаха"), надо будет его нацепить на привычку отправлять смски. Познакомился с ребятами, которые работают в Китае - буду им продавать Фрэнка.
http://sudarkin.livejournal.com/7761.html


Про Китай интересно. В Китай ездили звезды, но они лупили там цены по-полной. Так что Китай рано или поздно освоят третьесортные нелперы или тот же Фрэнк.

Разговаривал днем с Майклом насчет публикации книги Фрэнка в Англии и проведения его тренингов там. Будем думать. Все-таки это первый контакт.

Это не наше дело.

Почувствовал, что по объему знаний в НЛП я на порядок выше, чем большинство ребят в группе: чтение не прошло даром, да и пару лет с Фрэнком - не просто так. Однако все равно хочу попасть еще на тренинг по коучингу к Мэрилин.

Ну да, погоду в России сделали две второсортные нелперши. Погоду на Украине сделает Фрэнк.

После были снова игры, разные интересные техники, и под вечер Майкл подвел итоги: мол, вот чему вы научились за три дня со мной. Молодец он, хотя и немного любит покрасоваться на публике.

Три дня в основном первого кода.

Много рассказывал про Эффект Бабочки из теории хаоса. Пробовали найти и удержать состояние, когда за счет какого-то действия начинается "цепная реакция". Интересно очень, хоть и не очень четко представляли, как это получается.

Состояния, состояния, состояния.

А завтра - наконец-то Джон!

Хороший "семинар Гриндера", на котором он появляется только на третий день.

сколько руками не маши - как птичка не полетишь

Джон поразил своей конгруэнтностью и четкостью мышления. Такое впечатление, что у него все части тела двигаются согласованно: мышцы, мимика, голос, глаза.
http://sudarkin.livejournal.com/8087.html


На видео своих тренингов Джон двигается в одной характерной манере. Он делает довольно много симметричных жестов обеими руками. Ни один человек от природы таких движений не делает. Такие движения с их идеологией выдумал сам Джон - типа полностью симметричные движения есть двигательное/невербальное свидетельство некоей внутренней "интеграции" и некоей "конгруэнтности". И, кажется, с его легкой/нелегкой руки такая теория пошла в жизнь. И вы можете увидеть абсолютно симметрично жестикулирующих ведущих различных тренингов, которые очень далеки от НЛП.

Так вот, идея/идеология/теория о значении симметричных движений эта абсолютно оторвана от жизни. Симметричные движение ни о каких "конгруэнтностях" не свидетельствуют. Более того, можно чисто механически выучить эту симметричную жестикуляцию, но она не вызовет никаких внутренних изменений в сторону наступления большей конгруэнтности. т

Еще проще это можно назвать чистой эээ показухой, которую довольно просто выучить на механическом уровне.

Маркирует не так активно, как, скажем, Фрэнк, но народ запыхтел, задумался, задвигался - включились очень быстро.

Эффективность маркирования речевой экспрессии совершенно не зависит от "активности" (читай = амплитуды невербальной экспрессии, применяемой для маркирования). Эриксон в старости маркировал свою речь на уровне едка различимого шепота, которых действовал точно также, как действовал маркинг, когда его голос звучал красивым полнозвучным баритональным тенором. Так что, чем активнее тренер в своих усилиях промаркировать свою речь, тем он менее эээ "продвинут".

А еще - Джон очень много работает в упражнениях, бегает по двум этажам, такое впечатление, что он всегда и везде. Очень активный, живчик - подошел, дал фидбэк и ушел к другой группе наблюдать. А про перерывы он вообще сказал очень интересную фразу: "ребята, обеды - мои, перерывы - ваши. Я здесь для того, чтобы отвечать на ваши вопросы, поэтому подходите и спрашивайте!"

А что ему не бегать за свой гонорар. Отвечать на вопросы в перерывах - это есть обычная традиция.

Re: сколько руками не маши - как птичка не полетишь

Как обычно, наткнулся я на момент, когда вчера Майкл сказал, что, мол, трансформационная грамматика уже устарела. Что теперь используется "эпистемологический подход": прямой опыт, первая репрезентация а затем вербальный пакет (Verbal Package). Меня заинтересовало. Спрашиваю у Джона - что, мол, поменялось, почему так. А он и говорит: да и то и то работает, просто это разные формы отображения одного и того же процесса. Чем удобнее или нужнее в данный момент - тем и пользуйся. Ну вот так стало понятно. Все-таки он был прав, когда говорил: "Если что непонятно - спрашивайте у меня, в конце концов, я все это разработал". Таки-да!

Другая причина почему то и другое равно хорошо "работает" - обе вещи не цепляют никаких глубинных процессов.

За несколько часов Джон накидал кучу мыслей. Аудиально работает - просто фантастика! (Когда я вечером перечитывал записи - оказывается, столько всего интересного было! А так, на уровне сознания - ничего не помню. Строго как рассказывает Фрэнк: "когда с вами говорит аудиал, вы не можете ничего вспомнить, просто изменяетесь". Вот именно, проверено. Джон, конечно, ни фига совершенно не аудиал, но владеет этим каналом превосходно. Так что привет из подсознания, все туда легло.

Речения Фрэнка "про аудиала", уж простите мне резкость, есть совершенная чушь.

После обеда была Кармен. По виду - вылитая Круэлла, прямо из фильма про 101 далматинца. Играет стерву, и где-то там она в ней, конечно, есть. Но однозначно есть и учитель. Она очень много провоцирует участников, иногда как бы "разнося в хлам". Создает упражнения, дающие челлендж, но с инструкциями, которые понемногу приобретают смысл. Пожалуй, нужно сделать что-то подобное на тренинг по переговорам.

О Кармен постоянно говорят типа какими-то "театральными" ассоциациями.

Кармен дала громадное задание на утро, посмотрим, кто его сделает. Просто очень много нужно писать (метафору по установлению раппорта, описать в деталях шесть случаев из жизни, где происходил конфликт, с возможными вариантами намерений обоих участников, с заметками по BAGEL так, чтобы другой человек по этим заметкам смог легко воссоздать картину происходящего и сыграть роль второго участника). И на все это - ночь.

Слово "метафора" стараниями нелперов превратилось в какое-то "помойное" слово. "Метафорой" по их воле можно назвать все что угодно. В описанной отрывке речь идет явно о каком-то "сюжете" для дальнейшего его ролевого разыгрывания. А метафорой здесь и не пахнет.

А совсем вечером у нас был мастер-класс по милтон-модели. В целом неплохо, хотя после тренинга Стивена Гиллигена, если честно - детский сад. Все, пора ужинать!

Сама "милтон-модель" есть детский сад. Кроме того, она не является полной моделью и по своему объему, ни по своей структуре.

ИСПОЛНЕНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ И ГЕНИАЛЬНОСТИ НЕСОВМЕСТИМЫ

Джон день начал с вопросов. Причем на все ответы ушло почти полтора часа! Обалденная утилизация информации, калибровка - супер! Однако от Джона информации много, и она вся такая...непростая. Заметил, что когда сосредотачиваюсь на понимании - забываю его моделировать.
http://sudarkin.livejournal.com/8658.html


Характерное замечание про альтернативу/противоречие/противопоставление между моделированием <> забыванием! Но, Кодовое Отзеркаливание свободно от данного противопоставления:
Кодовое Отзеркаливание
http://community.livejournal.com/metapractice/280212.html?thread=6142356#t6142356

Т.е. делая кодовое отзеркаливание вы одновременно раскрываете и понимание, и моделирование в поведенческом смысле этого слова/исполнения.

Потом начали делать упражнения. Джон дал очень интересную установку коучам: делайте ошибки. Привел пример со своим инструктором по скалолазанию, который в какой-то момент, когда Джон шел в связке вторым, сказал ему: "Странно....ты до сих пор ни разу не сорвался. Лучше пробуй что-то новое, когда ты идешь вторым, и тогда ты если и упадешь - то недалеко. А вот когда пойдешь первым - тогда тебе понадобятся уже отработанные навыки, и там падать будет больнее".

Внутренняя суть инструкции "делать ошибки" совсем другая - ЭТО ИНСТРУКЦИЯ ИСПРАВЛЯТЬ ОШИБКИ. Это инструкция развивать КОРРЕКЦИЮ ОШИБОК. Но, прямая инструкция на коррекцию не такая понтовая. А вот риск, что ПРЕСУППОЗИЦИЯ ДЕЛАТЬ ОШИБКИ ТАК И БУДУТ ИСПОЛНЯТЬСЯ БУКВАЛЬНО И ТОЛЬКО НА УРОВНЕ СОВЕРШЕНИЯ ОШИБОК - это ведущего не колышет.

Мда. Спасибо, Джон. Вот я и делал ошибки в процессе - уххх. Постоянно натыкался на свое собственное убеждение - "никаких ошибок"! Ой как непросто было. С упражнений еле уполз, отпаивать себя кофе. Надо что-то с этим делать. Например, больше давать себе обратной связи после каждой сессии, уделять внимание наблюдению за своей работой в процессе.

А соседняя с инструкцией на "коррекцию ошибок" есть инструкция быть бесконечно вариабельным в своей целевой экспрессии и это тема АПТАЙМ! Но, тему аптайма Гриндер просто эээ замылил.
Uptime (6)
http://community.livejournal.com/metapractice/196085.html

В перерыве задал давно мучивший меня вопрос: как Джон записывает модели, снятые с успешных людей?

Ответ известен. Никак. У Джона слишком простая до примитивности схема реализации процесса моделирования, которая просто не предполагает никаких специальных нотаций для записи моделей.

Как он этому учит других в процессе, скажем, управленческого консультирования (он как раз рассказывал о том, как они делали что-то подобное для компании, обучая сотрудников навыкам своих же успешных коллег, только очень вкратце рассказывал). Ответ меня поразил!

Ответ Джона его поразил, потому что Джон между слов/строк послал необходимость формально записывать/описывать модели (делать формальные нотации моделей) на все положенные буквы!

Лично для меня это лишний штрих к тому, что Джон в настоящее время занимается не развитием, но "сливом" НЛП:
Буквалисткие языкоиды
http://community.livejournal.com/bukvalizm/34044.html


А ЗАЧЕМ ВАМ ЗАПИСЫВАТЬ МОДЕЛИ?

Джон напомнил про бессознательное моделирование, про то, что ты повторяешь действия за человеком, пока не добиваешься практически таких же результатов.

Да, берешь гения, повторяешь все за ним, пока не получишь результаты. Берешь Моцарта, берешь Шекспира, берешь Плисецкую, берешь Эйнштейна - все повторяешь, пока не добиваешься практически таких же результатов - и модель готова. Почему со времен выхода в свет "Шепчуших на ветру" никто не заметил, что предлагаемая схема моделирования есть эээ схема бредовая, невыполнимая.

Джон напомнил про бессознательное моделирование, про то, что ты повторяешь действия за человеком, пока не добиваешься практически таких же результатов. А потом - вычитаешь все то, без чего нельзя обойтись.

Какую характерную описку допустил автор анализируемых нами заметок. Должно быть: "А потом - вычитаешь все то, без чего МОЖНО обойтись. А почему он допустил такую описку? А потому что его подсознание знает, что ядро отмоделированной гениальности НЕ ДОПУСКАЕТ НИКАКИХ ВЫЧИТАНИЙ.

Джон напомнил про бессознательное моделирование, про то, что ты повторяешь действия за человеком, пока не добиваешься практически таких же результатов. А потом - вычитаешь все то, без чего нельзя обойтись. Но суть в том, что ты к этому моменту уже можешь Делать что-то успешно!

К указанному моменту - если удался невероятный трюк через вульгарное подражание воспроизвести гениальные способности - к тому моменту моделист сам становится гением и напрочь забывает зачем ему нужны какие-то там модели. И он начинает творить как и положено гению. ИСПОЛНЕНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ И ГЕНИАЛЬНОСТИ НЕСОВМЕСТИМЫ !

Еще Джон посоветовал почитать его публичную переписку с Дилтсом по поводу различия между Аналитическим и НЛП Моделированием, где Дилтс делает различие между тем, что делает он, и тем, что Джон называет именно НЛП-моделированием:
A Proposed Distinction for Neuro-Linguistic Programming
http://www.nlpu.com/Articles/essarticle.htm

Почитали и основательно:
Комментируем: Отзыв на интервью Роберта ДИЛТСА (1)
http://community.livejournal.com/metapractice/280346.html
Комментируем: Отзыв на интервью Роберта ДИЛТСА (2) Ответ Джону Гриндеру.
http://community.livejournal.com/metapractice/280212.html


А насчет записи так ничего и не сказал. Зачем, мол, записывать то, что ты уже делаешь? И если другой человек что-то делать не умеет, то он на основании записей все равно ничего сделать не сможет.

Это великолепно! Джон сказал примерно так: ЗАЧЕМ ЗАПИСЫВАТЬ МОДЕЛИ, ЕСЛИ ТЫ УЖЕ ЕЕ ДЕЛАЕШЬ! Я ж говорю, что Гриндер занимается сливом НЛП. И новый код это слив. И коучинг НЛП это слив. М.б. все участие Джона в проекте НЛП это есть один слив.

АПТАЙМ VS ПРОРАБОТКА ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ПЕТЕЛЬ

В обед немного поработал с Женей, разложил фрейм, в котором будем двигаться дальше, поставил на паузу. Вторую половину дня с нами была Карменсита (я про мадам Бостик Сен-Клер). Чудо, а не женщина. Сегодня она была чрезвычайно мила, даже хвалила нас.
http://sudarkin.livejournal.com/8658.html


Джон уже выводил на Российский рынок одну чудо артистическую женщину, которая имела рвение и осертифицировала большую часть нынешнего тренерства. "Большая" артистка, но маленький нелпер:
Комментарии к "Воспоминаниям участника событий о НЛП 91-92 годов в Росси"
http://community.livejournal.com/kunstkamera_nlp/3161.html

Интересно, что мимика у нее очень богатая, хотя лицо выдает уже возраст, и назвать его привлекательным с точки зрения "классической красоты" я не могу. Но как она играет, как играет. И постоянно повторяет, переповторяет ключевые фразы. У Фрэнка училась, что ли?

Я не удивлюсь, что училась именно у Фрэнка.

Под вечер снова упражнения, динамичные: очень быстро давали задания и требовали их выполнять. Максимум 5-10 минут на сессию, за которые нужно выполнить какую-то часть задачи. Непросто. Обнаружил, что недостаточно четко прошу поставить фрейм (в смысле - очертить рамку задачи), буду работать над этим.

Десять минут на сессию - это проблема общего тайминга тренинга, это не проблема и вовсе никакая-то там продвинутая технология обучения.

Кармен снова делает упор на практике, молодец. Давала шикарные метафоры! Например, говоря про личностную проработку коуча: "Когда вы летите в самолете, вам говорят - сначала одень кислородную маску на себя, потом одевай своему ребенку. Так и в коучинге - сначала проработай свои вопросы, очисти негативные петли, потом работай с другими людьми!" Учила пользоваться метафорами в коучинге.

В контексте НЛП это собачья чушь. НЛП есть единственный подход, который не требует предварительной проработки "негативных петель", а потом уже допуска терапевта к работе. Просто потому, что техники НЛП требуют и позволяют терапевту переключаться в некое личностно независимое от собственных проблем рабочее состояние. И имя ему АПТАЙМ. И аптайм это даже не вотчина НЛП, это вотчина ЭРИКСОНИАНСКОГО ПОДХОДА. Ну, а тема предварительной проработки там "петель" или еще чего - это чистая разводка на коммерцию:
2-я конференция российского сообщества НЛПси
http://www.clubnlp.ru/viewtopic.php?t=2815&highlight=