?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Оракул метапрактика (18)
metanymous wrote in metapractice
http://community.livejournal.com/metapractice/269871.html

С Эриксона по Гриндеру мод. невозможно


Сопоставление САН и кинестетики

(3) А пока еще вопросы пп(1) и (2) не проработаны, мне лично больше нравится, если уж так то необходимо, работать с "состояниями" черех сборную/эклектическую модель САН. Каждое состояние описывается как набор характеристик
--самочувствия
--активности
--настроения
http://community.livejournal.com/metapractice/111732.html?thread=1615220


Насколько уместны сопоставления:

самочувствие - внутренняя кинестетика (Kin),
активность - внешняя кинестетика (Kex),
настроение - мета-кинестетика (Kmeta)?

И если уместны, то в каких уточнениях нуждаются такие сопоставления?

Сан_состояния + кинестетические последовательности

Насколько уместны сопоставления:

Абсолютно уместны.

самочувствие - внутренняя кинестетика (Kin),
активность - внешняя кинестетика (Kex),
настроение - мета-кинестетика (Kmeta)?


Фактически, вы сделали простой, но ключевой шаг. И теперь можно говорить о модели сан_состояний.

И если уместны, то в каких уточнениях нуждаются такие сопоставления

А развитие модели со временем пойдет в такую сторону:

--самочувствие - внутренняя кинестетика (Kin), - самочувствие может быть и мета уровнем внутренней кинестетики. Потребуются описания, которые укажут границу между одним и другим.

--активность - внешняя кинестетика (Kex), - активность можно фиксировать/наблюдать и внутреннюю - например, активность ментальных процессов по невербальным сигналам. Например, недавно был пост как раз на данную тему:
Глазодвигательный портрет (12)
http://community.livejournal.com/metapractice/278861.html

--настроение - мета-кинестетика (Kmeta)? - (вполне подходящая нотация) настроение может быть и мета мета производной от внутренней кинестетики. Например, мета производными являются "средние" и выше шаги кинестетических последовательностей, которые "обслуживают" эмоции и настроение. Тут тоже все различия надо более четко указать. Но, на подмоге у нас другая модель - я ее уже указал - кинестетических последовательностей - с ней надо расписать типовые стадии кинестетической последовательности (каждая из одного-нескольких шагов). И на эту структуру наложить то, что вы написали про сан_состояния.

Удалось ли понять из чего состоит "состояние"?
http://community.livejournal.com/kunstkamera_nlp/12310.html

Даже тогда, когда человек знает, что ему вместо таблетки с лекарством дают пустышку, он начинает выздоравливать. К такому неожиданному выводу пришли американские медики.
http://www.membrana.ru/lenta/?10957

Продолжая инвентаризацию первого кода: психотерапевт

Продолжая непрерывный процесс изучения первоисточников, буду выписывать упоминания различных психотерапевтических подходов и деятелей. Конкретной цели не осознаю, но давно хотелось.
Думаю, что по чуть-чуть и набегами, но в итоге все разберем — никто не скроется от нашего внимания.


Я предположил, что существуют по крайней мере два способа построения новых обобщений. В одном случае следует разрушить уже существующее обобщение, в другом - просто построить новое. Видите ли, замечательный факт состоит в том, что один и тот же человек может пользоваться обобщениями, несовместимыми лруг с другом, противоречащими друг другу. Ничто не предохраняет его от такого образа действий. Целое направление в психотерапии основывается на том, чтобы помочь человеку избавиться от несовместимых обобщений и тем самым выработать непротиворечивое, цельное поведение. Согласно с этим принципом, достоверное, соответствующее действительности поведение есть поведение полностью последовательное, логичное.

«Трансформейшн»
Видимо, речь идет о теории когнитивного диссонанса Леона Фестингера.

Re: Продолжая инвентаризацию первого кода: психотерапе

Продолжая непрерывный процесс изучения первоисточников, буду выписывать упоминания различных психотерапевтических подходов и деятелей. Конкретной цели не осознаю, но давно хотелось. Думаю, что по чуть-чуть и набегами, но в итоге все разберем — никто не скроется от нашего внимания.

Хорошая идея.
Я предположил, что существуют по крайней мере два способа построения новых обобщений. В одном случае следует разрушить уже существующее обобщение, в другом - просто построить новое. Видите ли, замечательный факт состоит в том, что один и тот же человек может пользоваться обобщениями, несовместимыми друг с другом, противоречащими друг другу. Ничто не предохраняет его от такого образа действий. Целое направление в психотерапии основывается на том, чтобы помочь человеку избавиться от несовместимых обобщений и тем самым выработать непротиворечивое, цельное поведение. Согласно с этим принципом, достоверное, соответствующее действительности поведение есть поведение полностью последовательное, логичное.
«Трансформейшн»

А мне кажется, ЧТО ВСЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОТЕРАПИИ В ТОМ ИЛИ ИНОМ ВИДЕ СТРЕМЯТСЯ УСТРАНИТЬ НЕСОВМЕСТИМЫЕ ОБОБЩЕНИЯ.

буквально правый

В своих книгах Бэндлер неоднократно упоминал, что люди сортируют принятые им решения пространственно: удовлетворяющие в одном месте, неудовлетворяющие в другом.
А вот слова «правильно», «прав» — все один корень со словами «правая (рука)», «справа». И если посмотреть на это буквально.
Можно ли, исходя из этой, вообще говоря, не очень обширной информации, делать такие сильные предположения, что люди в большинстве своем всяческие «правильные» вещи репрезентируют справа?
Хмм… Придумаю вопросы и попробую на людях посмотреть, как оно там сортируется.

Re: буквально правый

Если посмотреть на это буквально, то правильные вещи чаще располагаются справа, а неправильные слева.

В русском языке не только "правильность" - "правда" расположена с той же стороны.

Иерархия ценностей и рефрейминг

Цитируя «Трансформейшн»:
Внезапно я понял, что нахожусь лицом к лицу с необычной, потрясающей возможностью. Удивляясь тому, что они не замечают происходящего, я не понимал, что из этого следует. Теперь я убедился, что, так как гипноз не является признанным научным методом лечения, то эти врачи _в_е_р_я_т_ (в оригинале: «… they would believe» — прим. metatheo), что рука пациента должна находиться в прежней позиции, а поэтому возвратили ее в надлежащее, с их точки зрения, положение. Тогда я прервал их разговор и сказал: "Я хочу вам кое-что показать". Я подошел к пациенту и взял его за руку - она была податлива, словно масло. Оба врача воззрились на эту руку, как будто увидели привидение. Я взглянул на них и сказал: "Должен сказать вам, что гипноз не является надежным научным средством излечения, он способен только помочь физиотерапии, и вполне возможно, что рука этого пациента вернется в прежнее состояние. Обычно это происходит в течение 24 часов. Но изредка, по какой-то непонятной причине, этого не происходит. И это не происходит, как правило, тогда, когда пациента лечил настоящий опытный физиотерапевт, прежде чем его подвергли гипнотическому лечению".
Таким образом, я подстроился к их системе ценностей, желая заручиться их поддержкой, чтобы вся система больницы помогала мне (В оригинале: «What I did was to pace their beliefs in order to enlist their support and make the hospital system help me» — прим. metatheo). При этом я преследовал только одну цель - дать этому пациенту возможность напрягать и расслаблять парализованные мышцы по своему желанию. Что приведет к этому результату, меня не беспокоило. Важно было вернуть пациенту способность управлять своей рукой. И если людям не нравится метод, с помощью которого такая возможность появляется, подсознательно они будут вовлечены в поведение, направленное на то, чтобы помешать возникновению такой возможности. Это не значит, что они будут действовать злонамеренно, но их сознание не может справиться с явлениями, противоречащими их системе ценностей.
Всегда легче добиться изменений, если все, что вы делаете, соответствует системе ценностей учреждения, в котором вы работаете, или индивидуальности, которую вы желаете изменить. (В оригинале: «It's always easier to make changes if you work within the belief structure of the system or individual you are working with.» — прим. metatheo)

БиГи здесь говорят beliefs и belief structure, то бишь убеждения/верования и структура убеждений/верований. В переводе от изд-ва. «Каас» неизвестно почему «ценности» и «система ценностей», но именно это неточность заставила меня обратить внимание на связь между такими моделями как иерархия ценностей и рефрейминг.
В вышеприведенном примере ведь можно сказать, что кем-то из БиГов был осуществлен рефрейминг, но выполенный, так скажем, на опережение, что любопытно, но дела не меняет. И в тоже время именно понимание ценностей тех врачей позволило подобрать подходящий рефрейминг. И что-то мне подсказывает, что использованная ценность стоит выше по иерархии.

И вспоминая другой известный пример рефрейминга из одноименной книги:
И вот что Лесли сделала с этой женщиной. Она сказала ей: "Закройте, пожалуйста, глаза и представьте себе ваш ковер. Вы видите, на нем нигде нет никакого отпечатка ноги. Он чистый и пушистый, ни малейшего следа." Жен щина закрыла глаза и чувствовала себя на седьмом небе. на лице ее сияла улыбка.
Тогда Лесли сказала: "И представьте себе, как следует, что это значит: это значит, что вы совсем одна, что вокруг вас нет никого, кто о вас заботится и кто вас любит." У женщины резко изменилось выражение лица, и она была в ужасе! А затем Лесли сказала: "Теперь сделайте на ковре несколько следов и посмотрите на эти следы: знайте, что возле вас самые дорогие для вас люди на свете." После этого, конечно, женщина снова почувствовала себя хорошо.

Опять же, на мой взгляд, рефрейминг утилизирует вышестоящую ценность.

И что еще мне приходит в голову: ведь и в модели ЦИ при выявлении иерархии используется простая, но в то же, на мой взгляд, гениальная идея, накопления контекста. Как при рефрейминге мы делаем рамку шире. То и при выявлении ЦИ рамка становится все шире и шире.

Re: Иерархия ценностей и рефрейминг

Вера не имеет структуры. включающей ее же самоотрицание. А вот в структуру ценности включается на обязательной основе собственно самоотрицание.

Ваш вопрос про то, что же использует де факто рефрейминг - Веру или Ценности очень ценный. Я на могу на него ответить сразу. Я помечаю этот ваш вопрос меткой "на исполнение" и буду делать об этом отдельный пост.

Наверное, самой общей схемой вызывания любых изменений будет:
— создать ээ "потенциал" реагирования
— найти надлежащий контекст реализации потенциала

В рабочем контексте для терапевта, в принципе, без разницы, в каком конкретно контексте изменения у субъекта появятся — лишь бы какой-нибудь подходящий был (и только если его уже нет, надо его специально помочь субъекту создать).

С другой стороны, в применении манипуляции для собственных целей, важно чтобы субъект реализовал изменения в конкретном контексте. Простейший пример — чтобы после того, как клиент решил купить машину (твоими стараниями), он купил её (возможно, спустя достаточное для "созревания" решения время) прямо у тебя/твоей компании, а не в случайно оказавшемся поблизости от его дома салоне.

Так, теперь попробую сформулировать вопрос. Как это делать наиболее правильно и экологично? Для новой зарождающейся активности, которая ещё не имеет своего контекста реализации (или имеет их множество/несколько потенциальных/действующих), чем определяется, где в итоге она раскроется?

Изменения в нужном контексте

В рабочем контексте для терапевта, в принципе, без разницы, в каком конкретно контексте изменения у субъекта появятся — лишь бы какой-нибудь подходящий был (и только если его уже нет, надо его специально помочь субъекту создать).

Не уверен, что понял, потому что тот, как понял — с таким видением соглашаться не хочу. Я не терапевт в классическом смысле, но, как я понимаю из прочитанного, изменения должны бы возникнут в том контексте, в котором это сознательно/бессознательно нужно клиенту. И возможно, если я действительно хороший терапевт, то изменения будут генеративными, и проявят себя в других контекстах, но строго, соблюдая экологию клиента. А вот если я гуру какой-нибудь, тогда клиент имеет шанс изменить всю свою жизнь снизу доверху и сверху донизу.

Сгущение и суггестия

Сгущение. Имел в виду сгущение. Не знаю почему у меня прицепилось слово "суггестия" к этому понятию.
http://community.livejournal.com/metapractice/279624.html?thread=6153544#t6153544

Я, кстати, вижу логику. Созвучность какая-то присутствует между «суггестией» и «сгущением», которая рождает такое видение слова. Учитываю, что люди, как я понимаю, слова целиком воспринимают, а не по буквам прочитывают. Я помню прочел целый фантастический роман, читая вместо «клон», «клоун». Там были братья-близнецы клоны, а все думал, что там братья-близнецы клоуны. Конечно, по-началу было тяжело принять такой странный момент в книге, но знаешь, я старался, и книгу дочитал.

Re: Сгущение и суггестия

"Логики" как раз в созвучии никакой нет :) Но, "сгущение" это официальный термин психоанализа :)

Пальцевые сигналы

Whether you are hypnotists or not you've probably heard of finger signals or ideomotor signals. A hypnotist will often make arrangements with the person in a trance that s/he will lift the right index finger with honest unconscious movements for "yes" responses, and the left index finger for "no."
Frogs into Princes

В любом случае вы есть гипнотисты или нет вы вероятно слышали о пальцевых сигналах или идеомоторных сигналах. Гипнотист часто делает соглашения с персоной в трансе что он/а будет поднимать правый указательный палец честными бессознательными движениями для «да» отклика, и левый указательный палец для «нет».

А откуда взялась эта идея пальцевых сигналов? Как эта техника стала распространенной? То есть может быть кто-нибудь знает где почитать на эту тему. М?

И как я понял тут написано, что пальцевые сигналы — они идеомоторны, т.е. пальцевые сигналы — это как бы эпифеномен движений в воображении.

Re: Пальцевые сигналы

Идея пальцевых сигналов целиком взята от Эриксона. Сейчас посмотрю... Вот, откуда все пошло:

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ О ЛЕВИТАЦИИ РУКИ И ДРУГИХ ИДЕОМОТОРНЫХ МЕТОДАХ
American Journal Clinical Hypnosis, 1961, No 3, pp. 196 -199.
(здесь немного)

(здесь основное прим. метанимуса) МЕТОД ГИПНОЗА ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ С НАСТОЙЧИВЫМ СОПРОТИВЛЕНИЕМ: ПАЦИЕНТ, МЕТОДИКА ЛЕЧЕНИЯ, ОСНОВЫ ЛЕЧЕНИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ
"American journal of clinical hypnosis", 1964, No 1, pp. 8--32.

Первый рабочий эксперимент
Окончательный вариант этой статьи напечатали на машинке и в тот же вечер автор еще раз просмотрел весь материал, перед тем как отправить ее в журнал. На следующее утро произошло очень удачное совпадение, когда к автору обратился новый пациент. ...

Окончательный вариант этой статьи напечатали на машинке и в тот же вечер автор еще раз просмотрел весь материал, перед тем как отправить ее в журнал. На следующее утро произошло очень удачное совпадение, когда к автору обратился новый пациент. ...

Третий рабочий эксперимент

Прежде чем эта статья приняла окончательную форму и была отпечатана, в кабинете появился третий пациент с совершенно другим типом сопротивления. Автор сразу понял ее состояние. Пациентка вошла, твердо, неподвижно держа свое тело и осторожно ступая. Правая сторона ее лица была ассиметрична.
Она говорила ясно и четко, стараясь выговаривать слова левой стороной рта, зрачок ее правого глаза был явно сужен, движения правой руки были ограниченными и сдержанными, и когда она подносила руку к правой стороне лица, эти движения были гораздо медленнее и осторожнее по сравнению с движениями левой руки, которые были свободными, легкими и очень выразительными. Чтобы избавить пациентку от необходимости много говорить, автор сразу же спросил ее: ...

Анализ и комментарии
В предыдущих комментариях автор несколько раз косвенно и прямо говорил, что индукция гипнотических состояний и явлений прежде всего является делом коммуникации мыслей и понятий и создает цепочки мыслей и ассоциаций во внутреннем мире пациента, что определяет его последующее ответное поведение. В задачу психотерапевта не входит делать что-либо и даже говорить пациенту, что делать или как делать. ...

http://lib.ru/DPEOPLE/GIPNOZ/milton.txt_with-big-pictures.html#26


Double bind от Дона Хуана

- Если тональ это все, что мы знаем о нас и нашем мире, что же такое нагваль?
- Нагваль - это та часть нас, с которой мы вообще не имеем никакого дела.
- Прости, я не понял.
- Нагваль - это та часть нас, для которой нет никакого описания. Нет слов, нет названий, нет чувств, нет знания.
- Но это противоречие, дон Хуан. По моему мнению, если это не может быть почувствовано, описано или названо, то оно не может существовать.
- Это противоречие только по твоему мнению. Я предупреждал тебя ранее, чтобы ты не пытался сбить самого себя с ног, стараясь понять это.
- Не говоришь ли ты, что нагваль это ум?
- Нет, ум - это предмет на столе, ум - это часть тоналя. Скажем так, что ум - это чилийский соус. Он взял бутылку соуса и поставил ее передо мной.
- Может нагваль - душа?
- Нет, душа тоже на столе. Скажем, душа - это пепельница.
- Может это мысли людей?
- Нет, мысли тоже на столе. Мысли как столовое
серебро. Он взял вилку и положил ее рядом с чилийским соусом и
пепельницей.
- Может быть это состояние блаженства, неба?
- И не это тоже. Это, чем бы оно ни было, есть часть тоналя. Это, скажем, бумажная салфетка.

Я продолжал перечислять возможные способы описания того, о чем он говорит: чистый интеллект, психика, энергия, жизненная сила, бессмертие, принцип жизни. Для всего, что я называл, он нашел предмет на столе как противовес и ставил его передо мной, пока все предметы на столе не были собраны в одну кучу. Дон Хуан, казалось, наслаждался бесконечно. Он хихикал, потирал руки каждый раз, когда я называл другую вероятность.

Если я правильно понимаю значение слова «double bind», в чем я до сих пор не уверен, то Дон Хуан в данном примере объясняет концепции тоналя и нагваля Карлосу, преподнося их именно в форме дабл байнда. У меня сразу визуальная метафора перед глазами встает, что такой дабл байнд — он как бы задает путь для мысли, создавая ограничивающие такие плоскости.
А хихикание Хуана — это его собственная реакция на такой дабл байнд, который он уже преодолел/превзошел. Преодолел в том смысле, как синтез преодолевает тезис и антитезис, становясь новой ступенью, объединяя их и отрицая. Хотя вот это описание с использование терминологии диалектики тоже мне сейчас кажется по большей частью метафорической. Инструментальной еще хочется сказать. Хихи.
А вообще когда люди хихикают? Если сейчас грубо прикинуть. Например, когда они осознают какую-то двухсмысленность. Хмм.

Очистка ТОНАЛЯ

Если я правильно понимаю значение слова «double bind», в чем я до сих пор не уверен, то Дон Хуан в данном примере объясняет концепции тоналя и нагваля Карлосу, преподнося их именно в форме дабл байнда.

В этом случае Дон Хуан не делает никаких дабл байндов. Он даже не пытается объяснить что такое нагваль с помощью типа метафор или аналогий.

Он делает совсем другую вещь - он очищает тональ. В буквальном смысле этого слова. после такой группировки предметов на столе - где якорей а где и символов тоналя - он (в книге данная процедура описана не один раз) смахивает все со стола. Это и есть метафора очистки тоналя.

Нагваль же он описывать и не собирался/не пытался. Нагваль неописуем. И даже не воспринимаем средствами/органами восприятия тоналя.


мини-отчет по лаборатории 9-января

Участники: я, Женя eugzol, teo
Тема - шестишаговый тебе-рефрейминг.
Проделали два раза - я для eugzol, он для Тео.
Второй рефрейминг занял достаточно много времени, с двумя циклами возражений и "плавающими" сигналами.

Re: мини-отчет по лаборатории 9-января

Почему/или ставили его на авто установку?

Реимпринтинг и интересное наблюдение в книге Гордона

Попросите в очередной приход вашего клиента, сообщающего вам, что для него является важной эмоцией или поведением ("я чувствую расстройство"), чтобы он специфицировал этот опыт тем способом, который мы привели выше - и вам будет предъявлен опыт в его составляющих частях, то есть через субмодальности. Затем возьмите из этого описания то, что выглядит наиболее значимым субмодальным различением, и достигнув интенсификации клиентом этого опыта любым доступным ему способом, попросите его позволить этому чувству (или картинке, или звуку, или запаху) увести его к такому опыту в прошлом, когда он чувствовал (видел, слышал, обонял) то же самое. Каждый раз, по мере того, как он будет сообщать вам о своем опыте, ведите клиента к предыдущему. Когда вы посмотрите на структуру каждого из опытов в общей результирующей серии, вы обнаружите, что все они изоморфны. Один из самых потрясающих в моей практике примеров способности субмодальностей вызывать прошлые опыты подарила мне одна 30-летняя женщина по имени Лили. Как участник тренинга, она была ознакомлена с концепцией о перекрывании одной субмодальности другой. Она очень заинтересовалась этим и решила проверить все на себе. В ходе воспоминания ее внимание было привлечено чувством "тревоги", что означало для нее сильный тремор, прилив крови к лицу, появление холодного пота и неспособность к созданию внутренних образов (для высоковизуальной Лили это значило, что она не может "ясно думать").[выделение мое — metatheo] Лили интенсифицировала это чувство, а затем сделала к нему картинку. Образ, который она увидела, представлял собой темный коридор с несколькими темноватыми дверьми, в конце которого был виден освещенный порог. Приблизившись к нему, она увидела огромную кухню, где на стуле сидела ее мать, баюкавшая младшую сестру Лили. Мать показалась Лили очень большой. С этим воспоминанием на нее хлынул поток других, напомнивших ей, что с момента рождения младшей сестры мать фактически больше ее не наказывала. Лили была так поражена ясностью и подробностью возникшего образа, что зарисовала его и показала матери, чрезвычайно ту удивив, поскольку это было точным и подробным изображением дома, из которого они уехали, когда Лили не было и двух лет от роду.
Гордон Д. Терапевтические метафоры

Конечно, это не сам реимпринтинг, но один из элементов техники.
А вот выделенный мной фрагмент — это ж для умеющего описывать опыт в терминах репрезентативных системах и стратегий такое вроде простое наблюдение, но сам я его никогда не делал. И как только прочел: «АААА!». Многообещающая интерпретация проблемы.

Re: Реимпринтинг и интересное наблюдение в книге Гордон

В ходе воспоминания ее внимание было привлечено чувством "тревоги", что означало для нее сильный тремор, прилив крови к лицу, появление холодного пота и неспособность к созданию внутренних образов (для высоковизуальной Лили это значило, что она не может "ясно думать").

А кинестетик типа сможет думать, учитывая насколько интенсивные чувства не имеющие к эффективному мышлению отношения внутри в этот момент :)

Терапия на базе ТА

Я думаю (на основе одной просмотренной записи), Вирджиния делает терапию на базе серии каких-то "транзакций", похожих на то что описывалось в ТА.

Далее, Хеллингер, который прямо указывал на то что в своё время интересовался ТА, делает на мой взгляд (на основе одного просмотренного транскрипта) терапию на базе "транзакций".

Терапевт — профессиональный транзактный игрок

Редактирование "сценария" серией терапевтических транзакций.

Право на принадлежность всегда теряется в случае убийства одним членом семьи другого ее члена или же постороннего, а также если существует такое намерение или же когда кто-то совершил тяжкие преступления по отношению к другим, особенно к большому числу людей. Тогда виновный должен покинуть систему или быть исключенным из нее. Иначе вместо него исключит са¬мого себя невиновный член семьи.
В одном из моих семинаров принимал участие ирландец, дед которо¬го застрелил собственного брата во время борьбы за независимость. Но вместо того чтобы исключить из системы, его провозгласили героем. А в настоящее время его внук живет вдали от Родины, будто он не принадле¬жит к своей системе, и еще вдобавок этот внук находится в ссоре со сво¬им братом. При расстановке этой семьи я выдворил деда и сразу же на¬ступил мир не только между братьями, но и в целой системе.

Хеллингер, «Порядки любви»

Чистое время воркшопов НЛП от БиГов

Решил прикинуть сколько же, например, должен был длится воркшоп, транскрипт, которого представлен в «Frogs into Princes». Воспользовался первой пришедшей мне в голову идеи. А именно просто перевел текст с помощью синтезатора голоса в аудио. Естественно к итоговому времени необходимо прибавить время на упражнения и учесть, что были естественные паузы в лекциях. Кому интересно, как звучит голос, то пожалуйста пример. В итоге сама аудиозапись длится чуть более 8 с половиной часов. Напомню, что в книге указано, что описывается 3 дня. Это сколько ж в день получается? Часа 4?

Guys, а как вообще проводится обучение НЛП у нас? Я имею в виду с «ритмической» точки зрения. Сколько часов в день. Сколько дней. Какие промежутки.

Re: Чистое время воркшопов НЛП от БиГов

Кто во что горазд. Кто понемногу занимается. Кто использует перегрузку длинными занятиями и даже их сверхранним началом.

Карен Прайор «Не рычите на собаку»

Прочитав года полтора, а то и два, назад «Не рычите на собаку», я сделал в ней пометки. Сейчас же думаю, что вероятно было бы полезным выписать их в метапрактик. Но не уверен, стоит ли действительно писать сюда. Если да, то в какую тему? Если нет, то в свой личный журнал напишу. Почему бы и нет.
И для ниже пару цитат дам.

Суеверное поведение VS Язык/рот

Однако многие случайные подкрепления не сопровождаются полезным результатом, но тем не менее могут оказать сильное влияние на поведение. Когда поведение не связано с последующими событиями, но в мозгу субъекта связывается с ними в качестве необходимого условия их осуществления, говорят о суеверном поведении. Пример этого - человек, грызущий карандаш. Если во время экзамена вам случится взять в рот карандаш и тут же вам придет в голову правильный ответ или хорошая мысль, то такое подкрепление может изменить ваше поведение: хорошие мысли пришли, когда грыз карандаш, таким образом, это действие подкрепляется. Когда я училась в колледже, у меня не было ни одного карандаша, не покрытого отметинами от зубов, - на особенно трудных экзаменах я иногда перегрызала карандаш пополам. Я была уверена, что это помогало мне думать. В действительности же это было всего лишь случайно обусловленное поведение.


Что-то мне кажется это не является хорошим примером суеверного поведения. Кто знает как действительно влияют такие манипуляции на ментальную активность.