?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Модель тайцзицюань от MetaPractice (14.1) Пример мышления Мэня
П
metanymous wrote in metapractice
http://metapractice.livejournal.com/307460.html

Говоря об упражнении чжачжуан (стояние столбом), то это уникальное упражнение в ушу. Существует такое выражение «тренируя кулак, тренируй стояние столбом, накапливай силу». Поэтому перед тем как начинать тренировать кулак, стояние столбом должно быть самым главным упражнением. Для чего мы тренируем стояние столбом? Стояние столбом направлено на формирование прямого корпуса. Прямой корпус – это основное требование тайцзи. Во-вторых, мы занимаемся чжанчжуан для того, чтобы центр тяжести тела был стабильным (устойчивым). Это связано с таким положением тайцзи как устойчивость. Что есть устойчивость? Это когда толкаешь, не прилагая усилия, а также чередующиеся формы (симметричные), а также проблемы изменений и переходов. Кроме того, это связано со спокойствием сердца и гармонией ци, т.е., занимаясь тайцзи, несмотря на то, что сильно потеешь, внутри должно быть ощущение тишины и спокойствия, сердце не должно скакать, дыхание должно быть равномерным. Говоря иными словами, нужно при помощи различных техник, двигательных и недвигательных (动功、静功) закончит это. Если начать с кулака, минуя эту первую ступень, то гарантирую, что делать хорошо не получится.

Как же научиться делать тайцзи хорошо? Я расскажу вам о трех основных моментах, которые проверены на моем опыте.

Первое – это прямой корпус. Требования к прямоте корпуса в тайцзи такие же, как и при выполнении стояния столбом.

Второе. На базе прямого корпуса, выученного путем тренировок в стоянии столбом, необходимо, чтобы тело было расслабленным. Тело должно быть прямым и расслабленным – это требования тайцзи. Движения должны исполняться легко, без напряжения.

Третье. Сердце (душа) должно быть спокойным. Что это значит? Это значит, что перед тем, как начать тренироваться, нужно отбросить все посторонние мысли, забыть об окружающей действительности и только после этого начинать тренироваться.

Это основное самое значимое значение стояния столбом.

Продолжая говорить о прямом корпусе в тайцзи, скажу, что голова должна быть прямой, т.е. подбородок должен быть приподнят, убран шейный изгиб (шея вертикальна), взгляд направлен вперед. Далее, позвоночный стол должен быть прямым, чтобы шейный, грудной и поясничный отделы позвоночника находились как будто на одной линии. Тогда цель прямого корпуса будет достигнута.

Что касается расслабленности тела. Делая какую-то форму или движение, не надо прилагать силу там, где не надо и не надо делать с большим усилием в тех местах, которые этого не требуют. Надо прилагать нужное количество силы, если требуется немного усилия – делать немного, если нужно много, то прилагать все силы. Нужно добиться такого состояния, чтобы применять силу только там, где требуется.

Упражнение стояние столом имеет много разных названий. Кто-то называет его круглое стояние, кто-то стояние обнимающего шар. Названия разные, но суть одна. Только если говорить о тайцзи, то главная цель этого упражнения тренировка внутреннего, тренировка трех основных требований. Что касается других школ, применяющих это упражнение, то там оно может использоваться для тренировки внешнего.

Самое главное для тренировки стояния столбом – это туйшоу. Когда натренируется стояние столом, то будет возможным, сохраняя в покое свой центр тяжести, смещать центр тяжести противника и выводить его из состояния равновесия. Именно находясь в правильном стоянии, когда дыхание через дяньтянь, в ногах есть укоренение, когда сила соберется в руках, обнимающих шар, и при условии полного расслабления можно ощутить особую силу в руках, т.е. когда разводишь руки и не можешь развести, когда хочешь их сжать и не можешь – это и называется сила тайцзи!!!

В ушу также говорят о гармонии внешнего и внутреннего, в особенности о роли сознания и о его связи с движениями, когда мы движемся, не важно какие это движения внешние или внутренние все идет через головной мозг, который посылает импульсы. В тайцзи также все движения контролируются мозгом. Но иногда бывают самопроизвольные движения, что-то вроде покачиваний и шатаний. Необходимо контролировать движение от начала и до самого конца. Как говорили предшественники, в каждом движении руки есть определенный маршрут, на котором есть некоторые контрольные точки, так вот, мозг должен контролировать прохождение руки через эти точки, и только когда рука пройдет последний пункт должно происходить изменение. Может показаться, что движение облачные руки – это просто движение руками, на самом деле совсем не так. Самое первое и основное требование к выполнению движения надо четко знать его технические требования. Надо очень четко понимать технику исполнения каждого движения, а также моменты переходов, т.е. как одно движение соединено со следующим. Ведь тайцзицюань – это во-первых техническое упражнение, если же не понимать технику, то получатся просто движения или гимнастика, пустые, бессмысленные движения. Еще раз повторюсь, при занятиях тайцзи каждое движение с начала и до конца должно контролироваться мозгом.

Во-вторых, необходимо следить за начальной и конечной фазой каждого движения. Конец одного движения – это начало следующего, движения должны быть слитными, а не прерванными. Это тоже самое что в ян есть инь, в инь есть ян. Комплексы 48 форм и 24 формы очень цельные, в них нет ни одного места, которое бы разрывало цельность всего комплекса, нет пауз. После исполнения этих комплексов можно получить наслаждение.
Что касается, начинающих, не следует думать о координации дыхания и движений, дыхание должно быть естественным. Не надо думать об этом, даже не думая, дыхание само начнет сочетаться с движениями. На начальном этапе самое важное – это движения. Пока еще ученики не в состоянии понять гармонию внешнего и внутреннего. О дыхание можно говорить, когда движения уже знакомы, когда в исполнении комплекса достигается автоматизм. Что такое автоматизм? Обучение делится на несколько этапов. Первый – это подражание, когда ты еще толком не понимаешь, что это за движение и как его делать, говорить о дыхании бесполезно, т.к. возникает много вопросов о самом движении. Следующий этап – это расчленение, т.е. этап, на котором изучается образцовое исполнение движений, где начинается, как идет и на чем должно заканчиваться движение. Весь этот процесс контролируется мозгом. И на этом этапе не стоит говорить о дыхании. Когда же уже перестаешь думать до какого места надо доводить движение – это и есть уровень автоматизма. Это вырабатывается в ходе продолжительных тренировок. После того, как движения соответствуют основным требованиям тайцзицюань, техника стала правильной, только тогда можно начинать говорить о дыхании. То есть, сперва мы тренируем внешнее, потом внутреннее. Дыхание будет следующим: на раскрытии – вдох, на закрытии – выдох, толчок – выдох, подъем руки – вдох, выброс силы – выдох. Все это стандартные требования к дыханию.

Предшественники очень много говорили об энергии (силе). Однако мнения на этот счет очень сильно расходятся. Все-таки стоит начать говорить с 13-й формы, т.к. очень многое было выработано предшественниками и проявляется в этой форме. Я считаю, что самое важное это энергия (сила), заключенная в движении пэн. Неважно, какие техники тренируешь, но без отработки пэн любые другие техники будут пустыми, т.к. пэн входит во все 8 основных техник. Что такое энегрия-цзинь в тайци? Это когда конечности округлые. У этого движения нет конкретного направления. Почему надо тренировать стояние столбом? И в тайцзицюань и в туйшоу везде тренируют стояние столбом. Не все знают, что в этом положении рук (обнимающих шар) заключена энергия (сила) восьми сторон, даже не восьми сторон, а энергия (сила) сферы, всесторонняя энергия.

Иероглиф пэн изменили предшественники, объяснить его значение очень трудно (до сих пор используется иероглиф 捧). Он пишется – ключ рука + ключ друг (掤). Вы не найдете его в словаре. Просто не было выбора, предшественникам пришлось изменить иероглиф, так и пользуемся им. Если попробуете заменить иероглиф, то все равно он не сможет объяснить движение. Так, есть иероглиф пэн в значении держать двумя руками (捧), но он не передает нужного значения, т.к. цель обозначаемого им движения – это поднимать нечто материальное, а движение пэн в тайцзи не имеет такой цели.

Кроме того, цзинь (энергию, силу) нельзя называть ли (силой), потому как сила-ли – это некий предмет имеющий силу, направление, применение. Что касается энергии-цзинь, то она очень нестабильная, у нее не постоянного места, она меняется от вращения. При малейшем круговом вращении руки она появляется и так же легко пропадает от вращения. Это очень важная техника. Как ее тренировать? Стоять столбом.



  • 1
Ну, как вам понравился натуральный стиль, в котором думает/делает Мэнь?

О беседах с Мэнем

Это был фрагмент из беседы с Мэнем примерно 12 лет назад. Таких бесед накопилось изрядно, однако, требуется их расшифровка. Тем более, что многие записи не очень хорошего качества. Все это - бесценное наследие.
По поводу стояния столбом (столбовой работы) - я здесь читаю несколько поводов для моделирования. Почему не выкладывал на своем сайте? Потому что, сообщество моделистов сможет, как я думаю, сделать подробный анализ, с комментариями которого все это можно будет выложить на специализированном сайте www.dongyue.ru уже как сформированный продукт-инструкцию для всех.

Re: О беседах с Мэнем

Это бесценное наследие. Но, эти беседы надо моделировать.

Хорошо. Мы будем делать такой анализ на регулярной основе. Не поспешая, но регулярно.

Сей момент, вот, прицеливаюсь, чтобы написать реплики к данному фрагменту.

Re: О беседах с Мэнем

Главное - чтобы я не попал в прицел.

Re: О беседах с Мэнем

Прежде чем/прямо перед тем как нажать на спуск я моргну :)

Re: О беседах с Мэнем

ОК, главное, чтобы я это моргание успел заметить!

Re: О беседах с Мэнем

Тебе его замечать не надо. Моргание сбивает прицел. :)

Прицеливание и стрельба тайцзы

Общая техника прицеливания имеет в своей основе интерфейс аптайм:

--вначале, прицеливающийся наводит мушку на цель
--затем, он замедляет дыхание и выключает лишние движения/мышцы
--затем, он на уже "выцеленную" цель накладывает образ, в котором четко и натуралистично видно как пуля/стрела/что угодно буквально вонзается в мишень
--затем он ждет внутреннего импульса, который приведет в действие его палец, лежащий на спусковом крючке

...Так стреляет снайпер, которому некуда торопиться.

Совершенно то же самое делает стрелок, который стреляет максимально быстро и не целясь, например, стрелок "по-македонкски". Другое дело, что для каждого отдельного выстрела, ему приходится импульсом генерировать свой отдельный интерфейс аптайм и скорость его ментальных процессов становится критически важной. Но, и у стрелка по-македонски спусковой крючок нажимает сама цель, а не стреляющий. Особенным внутренним импульсом. Импульсом тайзцы.

Примерно, так.

Жалко, что наши законы так и не дают свободу владения стволами. А то бы открыли тир и процветали при нем :)

Re: Прицеливание и стрельба тайцзы

Хм, а что является в коммуникации:

-- Аналогом наведения мушки на цель?
-- Аналогом замедления дыхания и выключения лишних движений/мышц?
-- Аналогом образа вонзания снаряда в цель?
-- Аналогом нажатия спускового крючка по особенному внутреннему импульсу?

Терапевтическое "прицеливание"

Аналогом наведения мушки на цель в обыденной коммуникации является фиксация центрального и периферического внимания на двух определенных объектах. В упрощенном общем виде:

--на субъекте коммуникации
--на некоем вспомогательном объекте

...это именно то, что делал старый Эриксон на своих семинарах, когда часами он вел учебный монолог, разглядывая что-то на полу. И только изредка на короткое время взглядывая на присутствующих семинаристов.

Но, между прицеливанием и последующим выстрелом, и коммуникацией с продолжительной экспрессией есть некоторая разница :)

Сейчас я довольно много консультирую по скайпу. И примерно через полчаса моего монолога-диалога мой субъект просто начинает зевать/засыпать. Но, манеру моей терапевтической эээ болтовни ты вполне можешь представить.

Но, ты не можешь представить себе непрерывного "прицеливания" в течении времени более получаса. Но, уже с первых минут мета-моделирования тех или иных текущих жалоб субъекта, я уже выполняю терапевтическое "прицеливание" :)


Edited at 2012-03-08 04:39 pm (UTC)

Re: Терапевтическое "прицеливание"

Аналогом наведения мушки на цель в обыденной коммуникации является фиксация центрального и периферического внимания на двух определенных объектах. В упрощенном общем виде:

--на субъекте коммуникации
--на некоем вспомогательном объекте


Вспомогательный объект должен быть реальным? Или воображаемым (представляемым)?

Но, между прицеливанием и последующим выстрелом, и коммуникацией с продолжительной экспрессией есть некоторая разница :)

Биатлон что ли - побегал - отстрелялся - побегал :)

Сейчас я довольно много консультирую по скайпу. И примерно через полчаса моего монолога-диалога мой субъект просто начинает зевать/засыпать. Но, манеру моей терапевтической эээ болтовни ты вполне можешь представить.

Типа, в засыпающую цель проще попасть - меньше мельтешит? :))

Но, ты не можешь представить себе непрерывного "прицеливания" в течении времени более получаса. Но, уже с первых минут мета-моделирования тех или иных текущих жалоб субъекта, я уже выполняю терапевтическое "прицеливание" :)

То есть, с первых минут уже есть чёткая "мишень"? Или только примерно известно направление, а точная цель выявляется уже позже - по ходу коммуникации?

Re: Терапевтическое "прицеливание"

Реальным + воображаемым. Их же может быть два.

Какой в ж биатлон. Ты лежишь и ждешь своего импульса!

Когда терапевтическая цель начинает зевать и засыпать в нее уже все что надо попало и загрузилось. :)

ЧЕТКАЯ МИШЕНЬ ПОЯВЛЯЕТСЯ ПО ХОДУ МЕТА-МОДЕЛИРОВАНИЯ, которое в радикальном случае м.б. редуцированно хоть до одного вопроса!

Re: Терапевтическое "прицеливание"

Клёво :)

Re: Терапевтическое "прицеливание"

Учиться, учиться и еще раз учиться.

На наш лад: тренироваться, тренироваться и тренироваться!

Re: Прицеливание и стрельба тайцзы

--затем, он на уже "выцеленную" цель накладывает образ, в котором четко и натуралистично видно как пуля/стрела/что угодно буквально вонзается в мишень
--затем он ждет внутреннего импульса, который приведет в действие его палец, лежащий на спусковом крючке


А эти два момента не совпадают по времени? То есть, появление на миг внутренней картинки, в которой снаряд поражает мишень, разве не совпадает/является/генерирует тот самый внутренний импульс?

Re: Прицеливание и стрельба тайцзы

Для снайпера, как для модели модели, вначале не совпадают, а потом ИДУТ В ПОСТОЯННОЕ НАЛОЖЕНИЕ. Даже моргание это наложение исключает!

Иногда, ВЫНЕСЕННАЯ ВО ВНЕ И НАЛОЖЕННАЯ НА ЦЕЛЬ картинка поражение цели "боевым снарядом" сразу приводит к появлению импульса тайцзы. Но, иногда этот импульс заставляет себя ждать! Это же ENS - самая древняя часть нервной системы! Ей гора НИЧЕГО приказать не может!

Re: Прицеливание и стрельба тайцзы

А в аптайм-коммуникации как работает этот импульс? Появляется в ключевые моменты?

Re: Прицеливание и стрельба тайцзы

В аптайм коммуникации работает совершенно иначе: в каком-то смысле аптайм есть непрерывная серия "импульсов".

Но, и совершенно аналогично. На фоне кажущейся непрерывной ресурсной коммуникации, вдруг, приходит импульс, который содержит в себе все - все терапевтическое воздействие.

По форме это может быть зачетная "канарейка". Или же просто фраза. Или же просто жест или экспрессия на лице. И т.п.

Edited at 2012-03-09 03:40 am (UTC)

Re: Прицеливание и стрельба тайцзы

Я правильно понимаю смысл аптайм-коммуникации как коммуникации с фокусировакой внимания на внешнем или внутреннем образе или звуке?

Re: Прицеливание и стрельба тайцзы

Смысл аптайм коммуникации с фокусировкой на ВНУТРЕННЕМ ОБРАЗЕ, ВЫНЕСЕННОМ ВО ВНЕ!

Re: Прицеливание и стрельба тайцзы

А почему фокусировка внимания на таком образе - активирует ENS?

Как не сведущие в аптайме Чарли фокусируют свое внимание в бытовой коммуникации, так, что у них ENS не вовлекается в коммуникацию?

Бросок змеи.

(1) Потому, что активизированы многие двигательные системы человека. Активизированы, но и заторможены. Оставлен только один выход: импульс-тайзцы.

(2) Посмотри разные записи, как разные виды змей больших и маленьких бросаются на свою жертву.

Re: Прицеливание и стрельба тайцзы

Являются ли двигательные сигналы-ответы части в рефрейминге - движениями ENS?

Являются ли движения человека в активном трансе - движениями ENS?

Являются ли движения спящего человека - движениями ENS?

Общая онтология движений человека

Первый вопрос трансформируется в вопрос: являются ли трансовые движения движениями ENS?

Ответ на первый выдоизмененный вопрос зависит от того, как трактовать понятие "транс":

--расширительно - тогда все ответы в рефрейминге есть ENS-ответы. Но, если трактовать по Эриксону, то и нет!

Второй вопрос вытекает из первого.

Нет, не все движения спящего человека сгенерированы из ENS. Но, довольно много. По моим наблюдениям, около половины от общего числа движений.

На третий вопрос: смотря какие движения. Вот, повернулся человек во сне от того, что у него затекла рука. Такое движение имеет своим источником, чаще, вовсе не ENS, но какие-то другие архаические центры, следящие за тем, чтобы человек не отлежал себе во сне руку.

Кто бы взялся описать общую онтологию движений человека.

Re: Прицеливание и стрельба тайцзы

Жалко, что наши законы так и не дают свободу владения стволами. А то бы открыли тир и процветали при нем :)

:) Но тиры существуют, так что как-то можно.

Вот вы описали алгоритм снайпера. А как на ваш взгляд стреляет неумеха? Ну т.е. неопытный, мажущий стрелок.

Re: Прицеливание и стрельба тайцзы

В этой системе все должно быть натурально.

Ежели ты применишь систему для воздушки, то она и будет работать только для воздушки.

Обычный стрелок стреляет так, что его умственная активность в стрельбе участия не принимает. Т.е. он стреляет чисто руками-глазами.

Говоря об упражнении чжачжуан (стояние столбом), то это уникальное упражнение в ушу. Существует такое выражение «тренируя кулак, тренируй стояние столбом, накапливай силу». Поэтому перед тем как начинать тренировать кулак, стояние столбом должно быть самым главным упражнением. Для чего мы тренируем стояние столбом?

Пусть мне кто-нибудь покажет специальные комплексы тайцзи, которые «тренируют кулак», - которые были бы действительно практиками вроде бокса или же на худой конец – карате. Я спрашивал Кайхе и он сказал, что таких комплексах не знает.
Следовательно, когда в книгах по тайцзи или устно китайские мэтры говорят о «тренировке кулака», то на самом деле это метафора! «Тренировка кулака» (ТК) есть метафорически-аллегорическое указание не какие-то физиологические и м.б. двигательные паттерны. Но это «кулак» вовсе не есть кулак в буквальном смысле слова.

Кулак есть "кулак", а стояние столбом есть "стояние сто

Стояние столбом направлено на формирование прямого корпуса. Прямой корпус – это основное требование тайцзи.

А теперь посмотрите на фото Мэня, который стоит «столбом». Вы видали где-либо «столб» на двух раскоряченных опорах и с торчащими перпендикулярно эээ «граблями»?

Т.е. и стояние столбом, несмотря на кажущуюся очевидность, не есть стояние столбом. И в этом случае мы имеем дело с метафорой или даже весьма натянутой аллегорией.

  • 1