?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Языкоиды (21) Музыка и речь передают эмоции одинаковыми способами
Red Tailed Hawk
metanymous wrote in metapractice

http://metapractice.livejournal.com/250234.html

Музыка и речь передают эмоции одинаковыми способами


Карнатака - древняя музыкальная традиция южной Индии

Карнатака — древняя музыкальная традиция южной Индии, ее составляют раги — эмоционально окрашенные мелодии, подходящие к строго определенным событиям и месяцам года. Изображение с сайта www.shivkumar.org

Известно, что западная и восточная музыкальные традиции существенно различаются. Западная построена на гептатонике (Heptatonic scale) и делит звуковой ряд на 12 полутонов, а восточная — на пентатонике с двадцатью микротонами. Восприятие «чужой» музыки требует от слушателя известных усилий, потому кажется, что чужая музыка непонятна. В действительности эмоциональный настрой восточной и западной музыки передается сходными приемами, например увеличенными или уменьшенными мелодическими интервалами. Теми же способами в речевой интонации выражаются радость и печаль. Зато характерное музыкальное звучание востока и запада связано с особенностями бытующего в культуре языка — тонового или нетонового, то есть по-разному использующего ударения.



Музыканты опрерируют нотами, тонами и полутонами, которые физики легко переводят в частоты. Записанная в виде частот и периодов, музыка становится предметом формализованного анализа. А раз так, то можно изучить научным методом различные музыкальные явления. Музыка — это «душа нашей души», как писал Лорка, и вот, пожалуйста, превосходная возможность найти объективные аспекты музыкальной души. Естественно, музыковедческая литература колоссальна, существенно реже задаются вопросы о связи биологического, культурного и духовного в музыке. Специалисты из американского и сингапурского отделений Университета Дьюка в серии статей анализировали связь языка и музыки. В своих исследованиях они (видимо, неожиданно для самих себя) выявили биологическую и культурную составляющие музыки.

Они сделали акцент на различиях западной и восточной музыкальных традиций с одной стороны, и западных и восточных языков с другой. Западная и восточная музыка строятся на основе разных гамм, звуковых шкал. И в той, и в другой используется один и тот же основной интервал — октава, но музыканты востока и запада делят его на разное число полутонов. Западная культура использует 12 делений звуковой шкалы, то есть знает 12 полутонов и 7 нот (гептатоника, или темперированная шкала). В восточной традиции принята шкала из 20 делений и 5 нот (пентатоника). В результате западный слушатель, натренированный различать 1/12 октавы, воспринимает разницу в 1/20 октавы с удивлением или раздражением, как фальшивую ноту. То же самое можно сказать и о восточном слушателе, ухо которого настроено на 1/20 октавы. У восточного любителя музыки самые большие проблемы возникают с западными терциями — 20 никак не кратно 3.

Кроме того, так уж сложилось, что восток и запад используют различные языковые фонетические приемы. И дело тут в ударениях. В привычных нам западных языках высота и длина звука меняется на одном только слоге — ударном. Если ошибиться с ударением, то слово будет на слух непривычно, но смысл его, как правило, не изменится. В восточных языках всё существенно сложнее. Каждый слог произносится с особым тоном, высоким или низким, в результате чего слово приобретает специфический звуковой узор. И этот узор вместе с фонетикой определяет смысл слова. Так, в китайском языке «ma», произнесенное высоким тоном, означает «мама», восходящим тоном — «гашиш», нисходящим тоном — «мегера», а нисходящим и вслед восходящим — «лошадь». Такие языки называются тоновыми, на них говорят народы Юго-Восточной Азии, тропической Африки и др. Западные языки, соответственно, нетоновые. Очевидно, что тоновый и нетоновый языки будут сильно отличаться по своему звуковому узору. Столь серьезные различия в мелодике тоновых и нетоновых языков могли играть определенную роль и в формировании музыкальных традиций. Но в то же время музыка есть музыка, она одинаково волнует людей любых культур. Очевидно, вопросы о музыке и языке не такие уж простые и очевидные. Посмотрим, как команда ученых-носителей юго-восточных и германских (американский английский) языков разобралась в этих вопросах.

Пример обработки музыки

Пример обработки музыки. Использовались музыкальные фразы из традиционных произведений, написанных до 1900 года — так минимизировалось взаимовлияние западной и восточной музыкальных культур. На нижнем графике светлые точки обозначают начало и конец нот, наложенных на временную шкалу. Буква i означает мелодический интервал. По оси ординат — частота в герцах. Важными характеристиками мелодии служит распределение интервалов и число минимумов и максимумов (то есть смена высоты звуковой линии). Изображение из дополнительных материалов к статье Han Se et al. Co-Variation of Tonality in the Music and Speech of Different Cultures, 2011 в PLoS ONE

Все измерения звучания речевых и музыкальных фраз проводились в частотах. Правда, для привычного к западной нотной грамоте читателя частоты переводились в ноты и полутона, также употреблялись и наименования интервалов — большая и малая секунды, терции, кварты, центы и т. д. Эти и другие параметры — распределение частот, длительностей, смена нисходящих и восходящих звуков, — все были тщательнейшим образом обсчитаны. Выше приведен пример формализации короткого отрывка из старой американской песенки.

Пример анализа речевой фразы

А это — пример анализа речевой фразы. Здесь также учитывается распределение мелодических интервалов, число минимумов и максимумов. Из дополнительных материалов к статье Han Se et al. Co-Variation of Tonality in the Music and Speech of Different Cultures, 2011 в PLoS ONE

Имея таблицы с записями показателей тоновых и нетоновых фраз и соответствующих традиционных мелодий, уже можно легко их сравнивать, благо статистики подобралось достаточно. Оказалось, что в тоновых языках и в соответствующей восточной традиционной музыке используется сравнительно много понижений и повышений тонов. Кроме того, и речь, и музыка используют мало коротких мелодических интервалов (частотный интервал между двуми соседними звуками, на графике обозначен i), меньших, чем большая секунда. Зато в западной музыке и языке ее слушателей преобладают короткие интервалы (один и два полутона, то есть те, что меньше или равны большой секунде). При этом звуковой узор фразы более ровный: понижений и повышений тона сравнительно меньше, чем в тоновых языках.

Усреднение показателей для речевых и музыкальных фраз в трех тоновых и трех нетоновых языках

Усреднение показателей для речевых и музыкальных фраз в трех тоновых и трех нетоновых языках. При этом речевые фразы наговаривались в равной мере и мужчинами и женщинами, и тех и других было достаточно для надежной статистики. Изображение из обсуждаемой статьи Han et al. в Plos One

Выходит, что характерный спектр мелодических интервалов и специфического тонального узора отражен равно и в музыке, и в речи. Остается только гадать, что в данном случае первично — речь или музыка? Лингвисты, вероятно, станут настаивать на том, что музыкальная традиция формируется на основе речевых особенностей. Адепты музыкального искусства могут утверждать и обратное — музыка порождает фонетические свойства языка. Что же, на этот вопрос можно будет ответить, взяв для исследования дополнительный массив данных по другим культурам.

Слудующий вопрос, поднятый исследователями, касается эмоциональной выразительности. Мажорное и минорное настроение — термины музыкальные, но вполне используются и в обыденной речи. Мажорное настроение — радостное, приподнятое, минорное — лирическое, печальное. В речи эмоциональный настрой передается интонационно, в музыке эту функцию берут на себя длительности и музыкальные интервалы. Уместно задать вопрос, насколько единообразно в тоновых и нетоновых языках передаются эмоции, имеется ли такое же единообразие в музыке разных культур? Если восточная и западная музыка связана с речевыми особенностями, то и эмоциональная передача может зависеть от фонетической специфики. В этом случае приезжий любитель музыки не поймет эмоциональной выразительности заграничного концерта.

В центре данного исследования оказалась карнатака — традиционная музыка южной Индии. Музыку карнатака составляют раги, рага в переводе с санскрита означает «цвет, настроение». Рага — это характерный набор мелодических фраз, призванный передать те или иные эмоции. Раги исполняются в строго прописанных случаях, приурочены к определенным событиям, времени года или суток. Каноны раг оформлялись в глубоком прошлом, и их развитие было подчинено единственно эмоциональной выразительности. Не это ли требуется для изучения передачи эмоций музыкальными средствами? Думаю, среди исследователей были истинные знатоки и любители индийской музыки. Но и им пришлось отрешиться от сентиментального восприятия любимых мелодий и обратиться к частотам и длиннотам звукоряда.

Сравнение распределения музыкальных интервалов в западной и восточной музыке и речи

Вверху: распределение мелодических интервалов (соотношения между двумя соседними звуками) в западной и восточной музыке. Синие столбики — минорная (лирическая) музыка, красные — мажорная (приподнятая, радостная).

Внизу: распределение мелодических интервалов в английских и тамильских фразах. Синие столбики — грустные интонации, красные — веселые. М2 — обозначение большой секунды (200 центов), то есть на гистограммах показано распределение интервалов больше или меньше большой секунды. Изображение из обсуждаемой статьи Bowling et al. в PLoS ONE

Выяснилось, что и музыка и речь передают лирическое настроение короткими мелодическими интервалами, причем радостному настроению соответствует увеличение мелодических интервалов. Это справедливо и для тоновых и для нетоновых языков, и для восточной и для западной музыки.

Конечно, нашлись и различия. Минорная музыка карнатака включает больше малых секунд, а также в ней вовсю звучат тритоны, которые в западной культуре используются в основном для сигналов скорой помощи и считаются не слишком мелодичными. Но тем не менее сходство — вот что более важно. В действительности известны и другие характеристики, которые вне зависимости от устройства музыкального звукоряда определяют эмоциональный настрой мелодии. Это основной тон или базисная частота — она пониженная в мажорных произведениях и повышенная в минорных. Также сходным образом меняются в мажорных и минорных темах темп, интенсивность и тембр.

Эмоциональное настроение музыки, как выяснилось, передается теми же способами, что и в речи. А речь, как тоновая, так и нетоновая, отображает настроение сходным образом. Поэтому какими бы ни были привычные звуковые ряды, радостное или лирическое настроение будет понятно любому иноземцу, воспитанному в другой музыкальной традиции. Интонационные речевые приемы обусловлены физиологическими особенностями человеческого слуха. По всей видимости, на них же неосознанно ориентируются и музыканты.

Источники:
1) Shui' er Han, Janani Sundararajan, Daniel Liu Bowling, Jessica Lake, Dale Purves. Co-Variation of Tonality in the Music and Speech of Different Cultures // PLoS ONE. 2011. 6(5): e20160.
2) Daniel Liu Bowling, Janani Sundararajan, Shui'er Han, Dale Purves. Expression of Emotion in Eastern and Western Music Mirrors Vocalization // PLoS ONE. 2012. 7(3): e31942.

См. также:
Handbook of Music and Emotion: Theory, Research, Applications. Edited by Patrik Juslin and John A. Sloboda. Oxford: Oxford University Press, 2010 — очень полезная и полная книга по данной теме

Елена Наймарк


  • 1
Generative grammar has been used to a limited extent in music theory and analysis since the 1980s.[3][4] The most well-known approaches were developed by Mark Steedman[5] as well as Fred Lerdahl and Ray Jackendoff,[6] who formalised and extended ideas from Schenkerian analysis.[7] More recently, such early generative approaches to music were further developed and extended by several scholars.[8][9][10][11]
http://en.wikipedia.org/wiki/Generative_grammar#Music

Хм, как занимательно.

Пожалуйста, переведи чуть подробнее.

Генеративная грамматика использовалась, в определенных рамках, в музыкальной теории и анализе с 1980-х. Наиболее известные подходы были разработаны Mark Steedman и Fred Lerdahl с Ray Jackendoff, которые формализовали и расширили идеи из шенкерианского анализа. В недавнее время, такие ранние генеративные подходы к музыке были в дальнейшем разработаны и расширены несколькими учеными.

Ну, это ассоциация к более широкой теме сходства "семантики" языка и музыки :)

Да, да - ассоциации к основной теме следует контролировать :)

Мажорное настроение

Мажорное настроение
http://openmeta.livejournal.com/20680.html

Почему мажор - веселый лад, а минор - грустный?
http://www.livejournal.ru/themes/id/5183

Речь есть протомузыка? :)

Выходит, что характерный спектр мелодических интервалов и специфического тонального узора отражен равно и в музыке, и в речи. Остается только гадать, что в данном случае первично — речь или музыка? Лингвисты, вероятно, станут настаивать на том, что музыкальная традиция формируется на основе речевых особенностей. Адепты музыкального искусства могут утверждать и обратное — музыка порождает фонетические свойства языка.

Хм. Если речь первична. Так это, выходит, мажорная музыка вторична по сравнению с мажорным настроением, а не наоборот? То есть мажорное настроение дает мажорную речь. Речь которая уже обладает зачатками музыки. А далее просто эти паттерны повторяли на внешних интерфейсах/инструментах в том числе и эту мажорную составляющую.

Re: Речь есть протомузыка? :)

Нет, речь не есть прото-музыка в случае нетональных языков.

  • 1