?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Магия появления моделиста (26) метамоделирование предложений текста
исполнитель (пианино)
eugzol wrote in metapractice
http://metapractice.livejournal.com/322450.html

В этом проходе буду выявлять формы метамодели на базе текста. Я выбрал фрагмент из книги Э.Берна «Люди, которые играют в игры» (http://psylib.ukrweb.net/books/berne03/txt01.htm).

Рукопожатие

Большинство пациентов, впервые приходящих к психотерапевту, обмениваются с ним рукопожатием, когда он приглашает их в кабинет. Некоторые психиатры даже первыми протягивают руку. У меня другая политика относительно рукопожатий. Если пациент сам протягивает руку, я пожимаю ее, чтобы не выглядеть грубым, но делаю это небрежно, думая про себя, почему он так приветлив. Если он просто привык к тому, чего требуют хорошие манеры, я отвечаю ему тем же, и мы понимаем друг друга: этот приятный ритуал не помешает нашей работе. Если он протягивает руку так, что это свидетельствует о его отчаянном положении, я пожму ее крепко и тепло, чтобы дать ему понять: я знаю, что ему нужно. Но мои манеры, когда я вхожу в приемную, выражение моего лица, расположение рук – все это ясно говорит большинству новичков, что этой церемонии лучше избежать, если только они не настаивают. Такое начало должно показать – и обычно показывает, – что мы здесь с более серьезной целью, чем обмен обычными любезностями и демонстрация того, что мы хорошие парни. Я не обмениваюсь с ними рукопожатием главным образом потому, что пока их не знаю, а они не знают меня; к тому же к психиатру иногда приходят люди, которые не любят, когда к ним прикасаются, и по отношению к ним вежливость требует воздерживаться.

Конец беседы – совсем другое дело. К этому времени я уже многое знаю о пациенте, и он кое-что знает обо мне. Поэтому, когда он уходит, я обязательно пожимаю ему руку и теперь достаточно знаю о нем, чтобы сделать это правильно. Это рукопожатие должно значить для него очень много: что я принимаю2 его, несмотря на все то "плохое", что он мне о себе рассказал. Если пациент нуждается в утешении и подбадривании, мое рукопожатие должно дать ему это; если ему нужно подтверждение его мужественности, мое рукопожатие пробуждает его мужественность. Это не расчетливый и тщательно продуманный прием привлечения и соблазнения пациента; просто подтверждение, что после часа разговора я многое знаю о нем и его наиболее интимных чувствах и тревогах. С другой стороны, если пациент лгал мне не из чувства естественного замешательства, а со злобой или если он пытался использовать меня или запугать, я не стану пожимать ему руку, чтобы он знал, что должен вести себя по-другому, если хочет, чтобы я был на его стороне.

С женщинами ситуация немного другая. Если пациентке нужен ощутимый знак, что я ее принимаю, я пожму ей руку, потому что это соответствует ее потребностям; если (как я буду к этому времени уже знать) ей неприятен физический контакт с мужчинами, я вежливо попрощаюсь с ней, но не стану пожимать руку. Этот последний случай наиболее ясно показывает, почему нежелательно пожимать руки при первой встрече: пожав ей руку до разговора, прежде чем пойму, с кем разговариваю, я мог бы вызвать у нее отвращение. В сущности, я бы совершил насилие, оскорбил ее, заставив вопреки ее желанию коснуться меня и сам прикоснувшись к ней – пусть даже из самых лучших побуждений.

В терапевтический группах я придерживаюсь аналогичной практики. Входя, я не говорю "Здравствуйте", потому что не видел членов группы целую неделю и не знаю, кому говорю "Здравствуйте". Сердечное или веселое "Здравствуйте" может оказаться совершенно неуместным в свете того, что произошло с ними за этот промежуток. Но в конце встречи я обязательно прощаюсь с каждым членом группы, потому что теперь знаю, с кем прощаюсь, и знаю, как это сделать с каждым из них. Например, предположим, со времени последней нашей встречи у пациентки умерла мать. Мое искреннее "Здравствуйте" может показаться ей неуместным. Она может простить меня, но незачем подвергать ее дополнительному напряжению. Ко времени окончания встречи я знаю, как правильно попрощаться с нею, принимая во внимание ее горе.

Photobucket Photobucket Photobucket


  • 1
(1)что (2)этой (3 | 3.1 3.2)церемонии (4 | 4.1 4.2 4.3)лучше (5a, 5b | 5b.1)избежать, (6)если (7)только (8) (9)они не (10 | 10.1 10.2)настаивают

(1) ...что... - причина-следствие
(2) Этой - не конкретный реф. индекс
(3) Церемонии - номинализация
(3.1 3.2) Церемонии - пропущенные реф. индексы "чьей", "в отношении чего"
(4) Лучше - не конкретный предикат (сравнение)
(4.1 4.2 4.3) Лучше - пропущенные реф. индексы "для кого", "в сравнении с чем", "в чьей оценке"
(5a) Избежать - модальность
(5a) Избежать - не конкретный глагол
(5a.1) Избежать - пропущенный реф. индекс "кому"
(6) Лучше избежать... если не настаивают - причина-следствие
(7) Только - не конкретный модификатор
(8) Они не настаивают - чтение мыслей
(10) Настаивают - не конкретный глагол
(10.1 10.2) Настаивают - пропущенные реф. индексы "в общении с кем", "на чем"

Какой ОДИН вопрос ты задал бы к этой фразе?

В чем именно заключается эта церемония, которую лучше избежать?

Правила, правила, правила...

Каковы исключения из правил: пациент не настаивает, но церемония реализуется?

  • 1