?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Магия появления моделиста (27) интермедия: научный бекграунд
исполнитель (пианино)
eugzol wrote in metapractice
http://metapractice.livejournal.com/323838.html
http://metapractice.livejournal.com/322450.html

Метамодель, как мы ее знаем, есть переработка (в сторону упрощения и прагматизации) теории Хомского. Однако, не он один занимался лингвистикой в ключе, допускающем такую переработку.

В этом проходе предлагается собирать полезную для создания «Метамодели-2» "научную" информацию.

Photobucket Photobucket


  • 1

Апресян. Лексическая семантика (1)

Интересные для теоретической семантики и лексикографии синтаксические свойства
слова — это, в первую очередь, его активные семантические валентности,
т. е. те валентности слова, которые присоединяют к нему синтаксически
зависимые слова и каждой из которых соответствует переменная в толковании его
значения. Говоря менее формально, можно заметить, что семантические валентности
вытекают непосредственно из лексического значения слова, характеризуют его как
конкретную, отличную от других лексическую единицу. Приписываемые им содержания,
или «роли», если пользоваться термином Ч. Филмора (субъект, объект, инструмент,
средство, место и т. п., см. ниже), суть части этого лексического значения.

Рассмотрим типы валентностей, которые могут быть семантическими хотя бы при
некоторых словах, изображая каждую из них именованной стрелкой.
1) субъект , ср. Поезд <— движется, помощь —> Х-а;
2) контрагент , ср. покупать —> у кого, защищаться —> от спаниеля, больше —> моря;
3) глава , ср. вина <ходатайство> —> перед коллективом;
4) объект , ср. гладить —> руку, стрелять —> в мишень;
5) содержание , ср. знать —> об отъезде, считать, —> что работа дельная, обдумывать —> проблему, думать —> над этим;
6) адресат , ср. сообщать —> собравшимся, информировать —> президента;
7) получатель , ср. давать —> детям, дарить —> людям;
8) посредник , ср. передавать —> через секретаря;
9) источник , ср. брать —> в кассе взаимопомощи;
10) место , ср. находиться —> в лесу, жить —> там;
11) начальная точка , ср. идти —> оттуда, вывести —> из А,
12) конечная точка , ср. идти —> туда, везти —> в город;
13) маршрут , ср. плыть —> через океан, водить —> перед глазами;
14) средство , ср. прибивать —> гвоздями, клеить —> клеем, жарить —> ко масле;
15) инструмент , ср. резать —> ножом, стрелять —> из ружья, печатать —> на машинке;
16) способ , ср. относиться —> с почтением, воспринимать —> как должное;
17) условие , ср. соглашаться —> если Р, компромисс —> на этих условиях;
18) мотивировка , ср. награждать —> за храбрость, хвалить —> за сообразительность;
19) причина , ср. радоваться —> подарку, проистекать —> из-за отсутствия информации;
20) результат , ср. красить —> в красный цвет;
21) цель , ср. стремиться —> к общему благу, покушаться —> на жизнь;
22) аспект , ср. больше —> в ширину, превосходить —> по качеству;
23) количество , ср. перевыполнять —> на 40%, увеличиваться —> в три раза, больше —> на метр, весом —> в пуд;
24) срок , ср. отпуск —> на два месяца, арендовать —> на год;
25) время , ср. начаться —> в полночь, родиться —> второго мая, встреча <свидание> —> в восемь часов.

Значения субъекта, объекта, главы, контрагента, содержания, адресата, получателя всегда
являются частью значения соответствующего предикатного слова; значения начальной
точки, конечной точки, инструмента и средства являются чаще содержанием
семантической валентности, чем чисто грамматической зависимости; все остальные
значения чаще являются содержанием чисто грамматической зависимости, чем
семантической валентности.

Не все перечисленные валентности в одинаковой мере семантически содержательны.
Изложенная выше система выросла из синтаксических штудий, и автор отдает себе отчет
в том, что она еще не вполне свободна от разного рода синтаксических ассоциаций. К
числу валентностей, в определении которых синтаксические факторы играют заметную
роль, относятся прежде всего валентности субъекта, объекта и содержания. Из понятия субъекта,
например, можно было бы вычленить семантически более содержательные
валентности целесообразного деятеля и носителя свойства. Однако мы предпочитали
пользоваться прежними полусинтаксическими терминами во всех случаях, когда нельзя
было предложить логически достаточно законченной новой системы понятий.
С другой стороны, представленный выше список валентностей, скорее всего, неполон;
несомненно, однако, что все перечисленные валентности необходимы.
Остановимся на некоторых сходствах и различиях между ними.

Re: Апресян. Лексическая семантика (1)

Спасибо. Классификация актантов интересная.

Re: Апресян. Лексическая семантика (1)


  • 1