Previous Entry Share Next Entry
"Whispering in the Wind" (10) моделировать = лечить депрессию
PUSH
metanymous wrote in metapractice
http://metapractice.livejournal.com/253952.html

Сорок лет существования НЛП Гриндер твердит, что моделирование = моделированию всяческой творческой гениальности. Но, вот исследование из статьи ниже указывает, что творческие профессии с гарантией связаны с маникально-депрессивным психозом. И тогда, моделировать означает умение лечить депрессию:

Творческие профессии связаны с психическими расстройствами
http://science.compulenta.ru/714969/

Связь нервных и психических болезней с творчеством волнует людей давно. История разнообразных искусств подкидывает выдающиеся примеры: достаточно вспомнить Ван Гога или несчастную Вирджинию Вульф. Время от времени учёные пытаются проверить, есть ли такая связь на самом деле.

Исследователи из Каролинского института (Швеция) опубликовали в Journal of Psychiatric Research
http://www.journalofpsychiatricresearch.com/article/S0022-3956%2812%2900280-4/abstract

... очередную статью, в которой утверждают, что связь между творческими занятиями и отклонениями от психической нормы всё же существует. Поводом для такого заключения послужила статистика психических аномалий, собранная учёными среди 1,2 млн людей. Учитывались не только сами по себе случаи заболеваний и расстройств, но и встречаемость этих болезней среди родственников, вплоть до двоюродных. Сам набор психических отклонений тоже был весьма обширен: шизоаффективное расстройство, депрессии, тревожное расстройство, разнообразные зависимости, начиная с алкогольной, анорексия, аутизм и многое, многое другое.

Результаты анализа подтвердили то, о чём говорили многие предыдущие исследования: люди творческих профессий действительно более подвержены психическим недугам, и сильнее всего — биполярному аффективному расстройству, от которого особенно страдают танцовщики, фотографы, научные работники и писатели. Занятия литературой вообще служат приманкой для большей части психоневрологических аномалий, от шизофрении до алкоголизма. Кроме того, писатели на 50% сильнее склонны к суициду, чем остальные люди.

Выявилась и обратная закономерность: люди творческих профессий попадались чаще всего среди родственников тех, кто страдал от шизофрении, биполярного расстройства, анорексии и, до некоторой степени, аутизма. Так что, возможно, прежде чем выбирать себе творческую стезю фотографа, режиссёра или писателя, следует присмотреться к психическому здоровью родственников и совершить экскурс в собственную генеалогию — на предмет, так сказать, обнаружения благоприятных предпосылок к творческим занятиям.

Однако следует призвать к осторожности в интерпретации результатов, а именно не путать причину со следствием. Полученные данные ничего не говорят о том, что занятия литературой или фотографией плохо сказываются на психике. Логичнее было бы предположить, что это необычные мысли или, скажем, фантастические видения, происходящие из-за психических отклонений, способность воображать и слышать голоса, облечённые в персонажей, как раз побуждают человека взяться за перо, фотокамеру или кисть.

Подготовлено по материалам Каролинского института.
http://ki.se/ki/jsp/polopoly.jsp?d=2637&a=151722&l=en&newsdep=2637



  • 1

WHISPERING IN THE WIND - моделирование гениальности


WHISPERING IN THE WIND
John Grinder & Carmen St. Clair

Посмотрим, что написал несостоявшийся теоретик НЛП Джон Гриндер на тему "моделирования" вместе с темой "гениальности" в его совместной последней опубликованной развернутой работе. Я приведу ВСЕ цитаты со словом гениальный/гениальность, которые есть в книге.

Edited at 2012-10-18 10:03 am (UTC)

Re: WHISPERING IN THE WIND - моделирование гениальности


За недолгое время существования НЛП его разнесло ветром во все уголки Земли. Его создатели, Джон Гриндер и Ричард Бендлер, положили ему начало в Калифорнии в середине 70-х годов. Моделирование гениев привело их тогда к кодированию паттернов, переведенных на разные языки, приспособленных ко многим культурам и вошедших в бесчисленные приложения. Это глубоко затронуло жизнь сотен тысяч людей и повысило качество их жизни.

Re: WHISPERING IN THE WIND - моделирование гениальности


Часть II: В центре бури
Глава I: Контексты открытия. Здесь приводится исторический рассказ с комментариями, повествующий о том, как исходное моделирование гениев и связанная с этим деятельность привели к возникновению НЛП. Особое внимание уделяется контекстам и процессам открытия.

Re: WHISPERING IN THE WIND - моделирование гениальности


Поспешим прибавить, что эта эпистемология может быть понята иначе, чем мы ее понимаем, в так называемых релятивистских или конструктивистских центрах мышления, откуда может произойти нежелательная расплывчатость, смазывающая важные различия. В частях II и III этой книги мы развиваем и предлагаем специальные практические приемы, конгруэнтное применение которых может позволить моделированию НЛП, с его особой концентрацией на крайностях человеческого поведения (гении), занять свое надлежащее место наряду с другими систематическими и научно обоснованными подходами к изучению человеческого поведения. Мы устанавливаем и разъясняем некоторые свойства, отличающие научно обоснованные дисциплины от тех, которые не связаны ограничениями этого рода. Многие формы человеческой деятельности, не связанные такими ограничениями, имели важное значение в истории нашего вида, например, религия.

Re: WHISPERING IN THE WIND - моделирование гениальности


Нейролингвистическое Программирование НЛП
(НЛП) – это технология моделирования, предметом которой является множество различий между работой гениев и работой средних исполнителей в той же области деятельности. Изучение моделирования в НЛП имеет целью превратить это множество различий в код, поддающийся передаче и усвоению. 1 Таким образом, в центре этой деятельности находится отображение подсознательного знания в явную модель. Эта метадисциплина была создана Джоном Гриндером и Ричардом Бендлером в начале 70-х годов.

Re: WHISPERING IN THE WIND - моделирование гениальности


С этим можно сравнить моделирование гениев, проведенное Гриндером и Бендлером и создавшее НЛП, что привело к ряду моделей превосходства. В этих моделях кодируются паттерны, управляющие паттернами взаимодействия людей в определенных контекстах (изменение поведения, гипноз и т.д.). Этими паттернами пользуется деловой консультант, занимаясь трудностями компании, являющейся его клиентом. Можно сказать, что он применяет этот запас испытанных и проверенных паттернов, чтобы найти конкретный способ разрешения трудностей.

Re: WHISPERING IN THE WIND - моделирование гениальности


В истории нашего предмета продукты моделирования назывались по- разному – паттернами, формами ... (?) и стратегиями. В этой книге мы различаем классический код НЛП и новый код НЛП. Эти термины надо понимать следующим образом:
1. Классический код – это множество паттернов, закодированных Гриндером и Бендлером в период их сотрудничества (с 1973 по 1979 год), когда была создана область моделирования НЛП посредством первоначального моделирования гениев (Перлс, Сатир, Эриксон и т.д.). Важно заметить, что паттерны, типичные для этого периода сотрудничества, являются смесью двух типов:
а. Паттерны, моделированные непосредственно по указанным выше источникам.
б. Паттерны, спроектированные Гриндером и Бендлером посредством манипуляции основными переменными, открытыми и частично закодированными в результате их первоначального моделирования гениев, вдохновившего их на исследование превосходства.

Re: WHISPERING IN THE WIND - моделирование гениальности


Комментарии
Сделаем некоторые добавления по поводу предыдущих определений:
1. Предметом моделирования НЛП являются исполнители высшего уровня и их работа, то есть изучение превосходства. Более конкретно, исследования НЛП сосредоточены на установлении и кодировании существенных различий между исполнением гения и среднего исполнителя в некоторой области ценной человеческой деятельности.

Re: WHISPERING IN THE WIND - моделирование гениальности


3. Термин гений (и точно так же термины превосходство и высокий уровень исполнения) имеет, разумеется, оценочный, а не описательный характер, и не может быть в настоящее время удовлетворительно описан объективными критериями. При отсутствии определения этого термина, по сложившейся исторической традиции руководствуются общим мнением других специалистов той же дисциплины; от этого и зависит, кто считается или не считается гением в некоторой дисциплине, причем здесь играет роль и личная оценка моделировщика. В этой области еще многое остается сделать, особенно по той причине, что профессиональные специалисты часто склонны игнорировать отступников или даже порочить их работу (сюда относится исторический ответ Американской Медицинской Ассоциации доктору Эриксону).

4. Критерий для оценки модели или паттернов весьма прост: если разумный человек учился выполнять действия по описаниям паттернов, полученных моделированием гения, и преследует подобные цели в том же профессиональном контексте, что и первоначальный исполнитель, то достигает ли этот учащийся подобного же качества результатов примерно в то же время, что и первоначальный исполнитель?
В случае утвердительного ответа паттерн или модель считаются успешными. В противном случае паттерн или модель считаются неудачными. При этом вовсе не требуется какого-либо совпадения с «действительностью» или «истиной». В самом деле, соавторы этой книги систематически и намеренно предупреждают участников приключения под названием НЛП, что предлагаемые паттерны «ложны»3 – то есть систематически искажают то, что в действительности происходит. Мы напоминаем далее этим участникам следующий важный вопрос: доставляет ли конгруэнтное применение этих «ложных» паттернов способ исполнения, приближающийся по изяществу и эффективности к первоначальному гению? Иными словами, полезна ли «ложь»?


Edited at 2012-10-18 04:29 pm (UTC)

Re: WHISPERING IN THE WIND - моделирование гениальности


6. НЛП является метадисциплиной в том смысле, что все дисциплины (включая и само НЛП) подвергаются моделирующей деятельности НЛП – иными словами, что гении в таких дисциплинах как физика, химия, психология, религиозная практика, деловая активность, спорт и т.д. служат потенциальными источниками различий между высшими и средними исполнителями. Гении в этих областях являются потенциальными источниками проектов моделирования НЛП.

Re: WHISPERING IN THE WIND - моделирование гениальности


Примечания к Главе 2, Части I.
1. Просматривая материалы об НЛП, опубликованные в течение 15 последних лет, мы с удивлением увидели, что даже столь выдающийся практик прикладного НЛП, как Роберт, определил НЛП в опубликованном интервью как изучение паттернов мышления гениев. Может быть это просто отражение его специального внимания к моделированию умерших людей (Дисней, Иисус Христос, Эйнштейн и т.д.) по их сочинениям и биографиям.

Re: WHISPERING IN THE WIND - моделирование гениальности


Основанием метамодели является использование паттернов интуиции, связанных с нашим подсознательным знанием структуры языка. Это рабочая процедура, вдохновленная методологией исторически сложившейся ТГ 70х годов. Эта методология надежно работает в области НЛП и остается мощной и действенной моделью в этом контексте. Черный ящик, таким образом, открыт, позволяя исследовать превосходство и образование паттернов, отличающее поведение гениев от поведения «средних» исполнителей. Таким образом, рабочая процедура, обобщающая методы лингвистики, становится краеугольным камнем моделирования, а также основой его приложений.

Re: WHISPERING IN THE WIND - моделирование гениальности


Идеальное исследование в моделировании и проверке паттернов
Заметим далее, что в каждом проекте моделирования НЛП внимание в действительности сосредоточивается на индивиде – на некотором гении или некотором коллективе, работающем в определенной области интересов и систематически превосходящем своих коллег в данной области. Всевозможные дискуссии о теории выборок, средних значениях, коэффициентах корреляции и других предметах, связанных с вероятностями и основанных на непрерывной парадигме, безнадежно неуместны в практике дисциплины, именуемой моделированием НЛП, и точно так же в ее оценке.

И в самом деле, исторически так оно и было – в случае Милтон-модели (любовно названной по имени вдохновившего ее человека, доктора Милтона Г. Эриксона), изложенной в книге труде Паттерны гипнотической техники Милтона Г. Эриксона. Мы находим там ряд явных описаний некоторых видов его словесного и несловесного поведения (даже с указаниями, как построить излагаемые паттерны); но в этом двухтомном труде читатель не найдет ни применения, ни даже ссылок на вероятностные стратегии.

Разумеется, все это согласуется с изучением превосходства – мастер исполнения доставляет единственную в своем роде возможность получить ответ на центральный вопрос моделирования НЛП: Пусть задан некоторый гений; каковы существенные различия между его поведением и поведением компетентных исполнителей в той же области?

Если паттерны поведения гения смешиваются с описаниями паттернов других исполнителей, а затем все это усредняется в попытке оценить рассматриваемый паттерн, это противоречит самой цели проектов моделирования НЛП, и можно гарантировать, что моделировщик не сумеет обнаружить именно те различия, на которых надо сосредоточиться в таких исследованиях.

Нас весьма интересует вопрос, каким образом такая дисциплина как психология исторически полностью и исключительно сосредоточилась на среднем поведении групп, явно отказавшись от исследования крайних случаев человеческого исполнения (например, гениев). Как нам кажется, психологи упускают из виду существо дела даже в таких странных заданиях, как запоминание списка бессмысленных слогов. Кому интересно, сколько попыток требуется в среднем мифическому среднему исполнителю, чтобы полностью запомнить бессмысленные слоги? И какая польза может выйти из этого занятия?

Не интереснее ли было бы, даже в контексте этого странного запоминания бессмысленных слогов, выявить субъекта, проделывающего это задание значительно быстрее и аккуратнее, и моделировать то, что он делает? Далее, если психологи находят, что утверждения о группах или групповых средних столь привлекательны, что от них невозможно воздержаться, то они могли бы измерить, сколько времени у них займет в среднем передать стратегию превосходства, моделированную по лучшему учащемуся, остальной экспериментальной группе.22

Такая установка является очевидным образом правильным выбором при моделировании мастерства. Было бы весьма поучительно, если бы некоторые ведущие исследователи, занятые стандартной психологической практикой, обнаружили мотивацию, лежащую в основе исследования средних, в противоположность предпочтению изучать крайние случаи поведения – например, гениев, как это делается в НЛП.

Re: WHISPERING IN THE WIND - моделирование гениальности


Резюме влияния Хомского
Как мы видим, хотя в области лингвистики имеется некоторое движение в сторону недискретного подхода, методы дискретного анализа, типичные для ТГ 70-х годов, по-прежнему применимы к изучению гениев.32
Как бы ни развился этот вопрос в лингвистике, паттерны, на которых сосредоточено НЛП (решающие различия между ведущим исполнителем и «средними» исполнителями), основываются на дискретном анализе индивидуальных систем – то есть каждого из гениев, которые служили и будут служить источниками вдохновения для паттернов, кодируемых в НЛП.

Re: WHISPERING IN THE WIND - моделирование гениальности


Через неделю после этой замечательной встречи Грегори снова позвал нас к себе, чтобы попросить нас использовать наше искусство моделирования для осуществления мечты, которую он вынашивал десятилетиями. В тридцатых годах он женился на Маргарет Мид, и когда они подготовлялись к совместной антропологической полевой работе на Бали, оба они осознали необходимость обучиться основам измененных состояний сознания. Уже было документально доказано, что аборигены Бали официально входят в состояния транса, рассматриваемые как нормальные, социально ожидаемые и приемлемые способы выполнения определенных видов артистического мастерства, например, танца. После длительных расспросов они услышали о еретике-психиатре, имевшем репутацию самого искусного практика медицинского гипноза, докторе Милтоне Г. Эриксоне. Их знакомство с доктором Милтоном Эриксоном убедило Грегори, что это был гений подсознательной коммуникации. Много лет спустя, когда Грегори возглавлял исследования ИПИ, он направил несколько членов своей исследовательской группы, в том числе Джея Хейли и Джона Уикленда, в Финикс, где жил и занимался своим загадочным искусством доктор Эриксон. Как насмешливо сказал Грегори в этом разговоре, с удивленным взглядом: Все они вернулись в трансе от этого старика!26

К тому времени мы с Ричардом имели уже некоторое знакомство с работами Эриксона по его публикациям и уже решили, что нам надо познакомиться с этим замечательным человеком. Ричард сразу же ответил, что он готов выехать в Финикс. Представьте мое удивление, когда я услышал слова, сказанные моим голосом: Спасибо, Грегори, но я еще не готов моделировать Эриксона. Мы заверили Грегори, что проведем моделирование, но не сейчас. Ричард не понимал моих колебаний – и как он мог их понять, если я сам не мог их выразить. Я знал только, что не надо ехать… пока.

Прошло больше трех месяцев, прежде чем я смог разобраться в себе и пришел в подходящее состояние, чтобы ехать в Финикс. Ричард был восхищен, и мы позвонили Грегори, который также выразил большое удовольствие, услышав эту новость. Он с уверенностью предложил нам собраться и лететь самолетом, сказав, что он позвонит доктору Эриксону и договорится с ним. Он просил нас позвонить ему сразу же, когда мы прилетим в Финикс. Мы прибыли на следующий день в Финикс, заняли комнаты в одном из местных отелей и позвонили Грегори. К нашему огорчению, он рассказал, что говорил с Эриксоном, и что тот, хотя и был весьма заинтересован встречей с нами, только что был на ежегодном собрании Общества Клинического Гипноза – что было для него трудным предприятием – и что он будет занят в течение нескольких ближайших дней с его тремя ближайшими учениками.27

  • 1
?

Log in

No account? Create an account