?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
"Whispering in the Wind" (10) моделировать = лечить депрессию
PUSH
metanymous wrote in metapractice
http://metapractice.livejournal.com/253952.html

Сорок лет существования НЛП Гриндер твердит, что моделирование = моделированию всяческой творческой гениальности. Но, вот исследование из статьи ниже указывает, что творческие профессии с гарантией связаны с маникально-депрессивным психозом. И тогда, моделировать означает умение лечить депрессию:

Творческие профессии связаны с психическими расстройствами
http://science.compulenta.ru/714969/

Связь нервных и психических болезней с творчеством волнует людей давно. История разнообразных искусств подкидывает выдающиеся примеры: достаточно вспомнить Ван Гога или несчастную Вирджинию Вульф. Время от времени учёные пытаются проверить, есть ли такая связь на самом деле.

Исследователи из Каролинского института (Швеция) опубликовали в Journal of Psychiatric Research
http://www.journalofpsychiatricresearch.com/article/S0022-3956%2812%2900280-4/abstract

... очередную статью, в которой утверждают, что связь между творческими занятиями и отклонениями от психической нормы всё же существует. Поводом для такого заключения послужила статистика психических аномалий, собранная учёными среди 1,2 млн людей. Учитывались не только сами по себе случаи заболеваний и расстройств, но и встречаемость этих болезней среди родственников, вплоть до двоюродных. Сам набор психических отклонений тоже был весьма обширен: шизоаффективное расстройство, депрессии, тревожное расстройство, разнообразные зависимости, начиная с алкогольной, анорексия, аутизм и многое, многое другое.

Результаты анализа подтвердили то, о чём говорили многие предыдущие исследования: люди творческих профессий действительно более подвержены психическим недугам, и сильнее всего — биполярному аффективному расстройству, от которого особенно страдают танцовщики, фотографы, научные работники и писатели. Занятия литературой вообще служат приманкой для большей части психоневрологических аномалий, от шизофрении до алкоголизма. Кроме того, писатели на 50% сильнее склонны к суициду, чем остальные люди.

Выявилась и обратная закономерность: люди творческих профессий попадались чаще всего среди родственников тех, кто страдал от шизофрении, биполярного расстройства, анорексии и, до некоторой степени, аутизма. Так что, возможно, прежде чем выбирать себе творческую стезю фотографа, режиссёра или писателя, следует присмотреться к психическому здоровью родственников и совершить экскурс в собственную генеалогию — на предмет, так сказать, обнаружения благоприятных предпосылок к творческим занятиям.

Однако следует призвать к осторожности в интерпретации результатов, а именно не путать причину со следствием. Полученные данные ничего не говорят о том, что занятия литературой или фотографией плохо сказываются на психике. Логичнее было бы предположить, что это необычные мысли или, скажем, фантастические видения, происходящие из-за психических отклонений, способность воображать и слышать голоса, облечённые в персонажей, как раз побуждают человека взяться за перо, фотокамеру или кисть.

Подготовлено по материалам Каролинского института.
http://ki.se/ki/jsp/polopoly.jsp?d=2637&a=151722&l=en&newsdep=2637




  • 1

Re: WHISPERING IN THE WIND - моделирование гениальности


Идеальное исследование в моделировании и проверке паттернов
Заметим далее, что в каждом проекте моделирования НЛП внимание в действительности сосредоточивается на индивиде – на некотором гении или некотором коллективе, работающем в определенной области интересов и систематически превосходящем своих коллег в данной области. Всевозможные дискуссии о теории выборок, средних значениях, коэффициентах корреляции и других предметах, связанных с вероятностями и основанных на непрерывной парадигме, безнадежно неуместны в практике дисциплины, именуемой моделированием НЛП, и точно так же в ее оценке.

И в самом деле, исторически так оно и было – в случае Милтон-модели (любовно названной по имени вдохновившего ее человека, доктора Милтона Г. Эриксона), изложенной в книге труде Паттерны гипнотической техники Милтона Г. Эриксона. Мы находим там ряд явных описаний некоторых видов его словесного и несловесного поведения (даже с указаниями, как построить излагаемые паттерны); но в этом двухтомном труде читатель не найдет ни применения, ни даже ссылок на вероятностные стратегии.

Разумеется, все это согласуется с изучением превосходства – мастер исполнения доставляет единственную в своем роде возможность получить ответ на центральный вопрос моделирования НЛП: Пусть задан некоторый гений; каковы существенные различия между его поведением и поведением компетентных исполнителей в той же области?

Если паттерны поведения гения смешиваются с описаниями паттернов других исполнителей, а затем все это усредняется в попытке оценить рассматриваемый паттерн, это противоречит самой цели проектов моделирования НЛП, и можно гарантировать, что моделировщик не сумеет обнаружить именно те различия, на которых надо сосредоточиться в таких исследованиях.

Нас весьма интересует вопрос, каким образом такая дисциплина как психология исторически полностью и исключительно сосредоточилась на среднем поведении групп, явно отказавшись от исследования крайних случаев человеческого исполнения (например, гениев). Как нам кажется, психологи упускают из виду существо дела даже в таких странных заданиях, как запоминание списка бессмысленных слогов. Кому интересно, сколько попыток требуется в среднем мифическому среднему исполнителю, чтобы полностью запомнить бессмысленные слоги? И какая польза может выйти из этого занятия?

Не интереснее ли было бы, даже в контексте этого странного запоминания бессмысленных слогов, выявить субъекта, проделывающего это задание значительно быстрее и аккуратнее, и моделировать то, что он делает? Далее, если психологи находят, что утверждения о группах или групповых средних столь привлекательны, что от них невозможно воздержаться, то они могли бы измерить, сколько времени у них займет в среднем передать стратегию превосходства, моделированную по лучшему учащемуся, остальной экспериментальной группе.22

Такая установка является очевидным образом правильным выбором при моделировании мастерства. Было бы весьма поучительно, если бы некоторые ведущие исследователи, занятые стандартной психологической практикой, обнаружили мотивацию, лежащую в основе исследования средних, в противоположность предпочтению изучать крайние случаи поведения – например, гениев, как это делается в НЛП.

  • 1