?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Моделирование ТРИЗ (1) Психологическая составляющая
Кецаль
metanymous wrote in metapractice

--А как у нас называется моделирование а-ля ТРИЗ - известно что Альтшуллер построил свою теорию на основе анализа огромного числа патентов. То есть неких документов типовой формы и содержания.
--Вообще, это супер-удивительная история. Изобретательство сверхценная область. И в ней появлялся человек, который отмоделировал работу изобретательского ума. Но, более того, он доказал огромной практикой действенность своих моделей изобретательства. Фактически, трудно чего добавить к разработкам Альтшуллера. Но, есть одна компонента, на которую он сам указывал, что она недоработана в его моделях. И он хотел, чтобы психологи ее доработали. Так что, специальную постоянную тему заводить придется.
http://metapractice.livejournal.com/368091.html?thread=9663195#t9663195



  • 1
ТРИЗ - методы разрешения противоречий:
1. в пространстве
2. во времени
3. в воздействии

Противоречие = ?

ТРИЗ - методы разрешения противоречий

Нас интересует в первую очередь вот это. Что есть "противоречие"?

Re: Противоречие = ?

Классический пример:
покрывая печатную плату лаком образуются пузырьки -> пузырьки ухудшают свойства -> чем более сложный процесс, тем больше вносит ухудшений каждый маленький пузырек

разрешили противоречие - покрыли вспененным лаком - сплошной слой пузырьков, стало лучше.

Но на примерах сложно искать формулировки. Надо подумать.

Внутреннее противоречие = ?

Но на примерах сложно искать формулировки. Надо подумать.

Если мы и можем найти формулировки, то только на примерах.

В данном случае, гладя на ваши примеры я соображаю, что нас интересует значение "противоречия" в двух смыслах/планах:

--во внешнем плане - приведенные вами примеры как раз на эту тему
--во внутреннем плане

...во внутреннем плане формулировка: "покрывая печатную плату лаком образуются пузырьки -> пузырьки ухудшают свойства -> чем более сложный процесс, тем больше вносит ухудшений каждый маленький пузырек", - не подчеркивает в достаточной мере в чем противоречие. Она не провоцирует на ПЕРЕЖИВАНИЕ "ПРОТИВОРЕЧИЯ".

Что такое ест переживание внутреннего "противоречия"?

Re: Внутреннее противоречие = ?

т.е. как набор фактов ощущается/переживается нами как "противоречие"? Это триггер для запуска модели ТРИЗ?

Re: Противоречие = ?

1) Есть текущее состояние. (Антена)
2) Позитивное намерение текущего состояния, есть цель "ПозитивнаяЦель" ( Прием радиоволн)
3) Негативные последствия текущего состояния, есть последствия "НегативныеПоследствия" (в антенну попадают молнии)
4) Задача это устранение негативных последствий "НетНегативныхПоследствий" (Устранение попаданий молнии)
5) Есть наиболее очевидные решения задачи "НаиболееОчевидныеРешения" (а) Уменьшение размера антены б)Громмоотводы)
6) Наиболее очевидные решения, приводят к отрицанию первоначальной позитивной цели "НетПозитивнойЦели" (ухудшение приема радиоволн)

примечание: если наиболее очевидные решения не приводят, к "НетПозитивнойЦели", то данная задача и не рассматривается в рамках ТРИЗ.

Чем то напоминает ситуацию шестишагового рефрейминга, после выяснения позитивного намерения. А) Имеется поведение с позитивным намерением/целью ("ПозитивнаяЦель") б) Имеются негативные последствия поведения ("НегативныеПоследствия")

Противоречие ТРИЗ = отсутствие экологии ????

Re: Противоречие = ?

Чем то напоминает ситуацию шестишагового рефрейминга, после выяснения позитивного намерения. А) Имеется поведение с позитивным намерением/целью ("ПозитивнаяЦель") б) Имеются негативные последствия поведения ("НегативныеПоследствия")

Тогда получается больше напоминает модель рефрейминга договора частей. Там ведь в ТРИЗе противоречия могут быть разведены, например, "во времени" или "в пространстве".

Техническое противоречие определение

Техническими противоречиями (ТП) называют взаимодействия в системе, состоящие, например, в том, что полезное действие вызывает одновременно и вредное. Или - введение (усиление) полезного действия либо устранение (ослабление) вредного действия вызывает ухудшение (в частности, недопустимое усложнение) одной из частей системы или всей системы в целом.

Технические противоречия составляют, записывая одно состояние элемента системы с объяснением того, что при этом хорошо, а что - плохо. Затем записывают противоположное состояние этого же элемента, и вновь - что хорошо, что плохо.

Иногда в условиях задачи дано только изделие; технической системы (инструмента) нет, поэтому нет явного ТП. В этих случаях ТП получают, условно рассматривая два состояния (изделия), хотя одно из них заведомо недопустимо.

СРПП - Стратегия Решения Психологических Проблем.

Синтетическая метастратегия на основе ТРИЗ для решения психологических проблем.

В авторском блоге: http://fan-d-or.livejournal.com/113973.html
В сообществе 2academy: http://2academy.livejournal.com/tag/%D0%A1%D0%A0%D0%9F%D0%9F

Да, разместим в следующем проходе данной темы.

ТРИЗ vs НЛП: http://fan-d-or.livejournal.com/114308.html

Про Полиэкран - ПолиМир: http://fan-d-or.livejournal.com/93012.html

Цитата из второго поста:
===================================================================
...
все дело в "полиэкране", который специально
тренируется в ТРИЗе. Стандартная ТРИЗовская процедура требует умения
_видеть_ "изобретение" сразу в девяти ипостасях: в центре - здесь-и-сейчас,
слева - в прошлом, справа - в будущем, сверху - в над-системе (как часть
чего-то более масштабного), внизу - в под-системе (как набор слагающих "это"
компонентов). Соответственно, в углах - над- и под- системы в прошлом и
будущем.
Это, повторю, стандартный - то есть, минимальный набор, необходимый для
творческого оперирования сущностью явления. В процессе обучения настоятельно
рекомендуется расширять рамки "экрана" - по всем векторам. То есть, и по
структурным уровням, и во временном домене.

Система эта создана Генрихом Альтшуллером - и он ее создавал по своему
разумению, то есть, опираясь на свой персональный чувственный опыт. И у него
я встречал сетования, что, мол, к сожалению, полиэкран оказывается доступен
не всем - есть люди, неспособные усвоить столь прекрасный и эффективный
способ постижения мира.
Откуда возникают эти трудности, я понял много поздней - полиэкран в своем
исходном варианте является чисто визуальной конструкцией. То есть,
каноническое описание ПЭ рассчитано на оперирование во-первых, в визуальной
модальности, а во-вторых - в диссоциированном виде. В визуалке очень трудно
переходить от диссоциированного к асоциированому восприятию, особенно в
области _абстрактного_ - а ПЭ как раз базируется на абстрактном в очень
большой мере.

Я, как оказалось спустя много лет, являюсь кинестетиком - хотя визуалка у
меня развита тоже очень хорошо, и заходит достаточно уверенно в область
абстрактного. Потому я смог ПЭ освоить - произошло это еще в середине 70-х
годов - и с этим способом _мышления_ я сжился - это же действительно очень
эффективный способ отображения мира.
В результате, у меня ПЭ из визуалки естественным образом трансформировался
в... точного названия я не подбирал - наверно лучше всего подойдет Поли-Мир.
Дело в том, что для кинестета типично именно ассоциированное воприятие - не
"я на это гляжу", а "я это ощущаю", что подразумевает более плотный контакт
с _обмысливаемым_ объектом. Главное отличие визуалки от от кинестетики - это
"оперативное пространство", которое для В - на расстоянии взгляда, а для К -
на расстоянии вытянутых рук.
К слову, есть и другое существенное отличие - кинестет более активен в
творческом плане, поскольку представление формируется "ощупыванием", то
есть, _действием_, а вот визуал формирует представление созерцательно.
Действия при этом намного меньше - максимум, это "водит глазами".

Таким образом, освоив канонический ПЭ, мое естество стало его модифицировать
под себя - вместо созерцания, я стал "въезжать" в экран, становиться его
частью! То есть, обдумывая в стиле ПЭ катер, я становлюсь им - и размышляя,
одновременно ощущаю грудью плеск волн, сопротивление струй, слышу крики
чаек, температуру и пр.
Но главная идея ПЭ - это ОДНОВРЕМЕННОЕ восприятие ТОГО ЖЕ объекта в других
координатах. Я должен _одновременно_ быть и плотом (в прошлом объекта) и
будучи им, плыть по реке или морю, ощущая, как волны и течения раздирают мое тело,
состоящее из связанных вервками бревен, а в будущем, я воспарю над водной
поверхностью, вовсе ее не касаясь... И одновременно с этим я _должен_ (по
требованиям ПЭ) быть частью чего то величественного [т.е. надсистемы], тем не менее, ощущая
детально свою внутренню структуру (сущность!)[т.е. подсистему].
Я не случайно использовал столь эмоциональные понятия для описания казалось
бы нейтральной _технического_ процесса, как изобретение нового.
Дело в том, что в диссоциированном визуальном ПЭ можно быть
абстрактно-холодным, а включение ассоциативности и доведения ее до высших
степеней эмпатии не может обойтись без задействования столь важной
психической сущности, как эмоция.
И при этом, концепция ПЭ, будучи четко нацеленной на решение избранной
задачи, обязывает все эти психические сущности впрягаться в одну упряжку и
везти к цели - синтезу нового и небывалого.
...
============================================================

Edited at 2013-09-21 04:40 am (UTC)

Проблема доступа к визуализации

Дело в том, что ежели субъект не уверено визуализирует, то ему удержать перед внутренним взором сразу девять образов/полиэкранов практически невозможно.

С другой стороны, есть не малое число выраженных изобретателей, которые вообще не обладают визуализацией. И тем, не менее, они продуктивны.

Re: Проблема доступа к визуализации

Строго говоря, я тоже не удерживаю сразу все экраны - работаю одновременно только с некоторыми из них (парой, максимум - тройкой).
Просто метафора полиэкрана является по сути навигаторской системой в пространстве концепций - ты держишь в окнах нужный набор данных и можешь вернуться сразу в концептуальную среду, не собирая её каждый раз заново...

Ну, а то, что любой ментальный навык тренируем - это известный факт: чем больше с этим работаешь, тем уверенней получается...

Re: Проблема доступа к визуализации

Строго говоря, я тоже не удерживаю сразу все экраны - работаю одновременно только с некоторыми из них (парой, максимум - тройкой).

Вот в этом заключена колоссальная проблема. Вы не можете держать в воображении девять картинок сразу. Я не могу.

А, Альт. мог.

И получается, пропуск к настоящему ТРИЗу есть только через игольное ушко способности к крайней степени развития визуализации.

Но, задача гарантированного развития визуализации технически не решена даже в НЛП.

Есть данные о том, что около трети человеческой выборки не способны к визуализации по различным, приобретенным при жизни причинам органического снижения эффективного функционирования нервной системы.

Есть данные, что эээ афроамериканцы не способны к ярко выраженным формам визуализации генетически.

И т.д.

И какой же из всего этого выход?

Просто метафора полиэкрана является по сути навигаторской системой в пространстве концепций - ты держишь в окнах нужный набор данных и можешь вернуться сразу в концептуальную среду, не собирая её каждый раз заново...

Ну да, девять полиэкранов есть типа карты. Но, это снижение требования визуализации создателя ТРИЗа.

Ну, а то, что любой ментальный навык тренируем - это известный факт: чем больше с этим работаешь, тем уверенней получается...

За практически тридцать лет практики я еще не разу не встречал пример, в котором субъект не умеющий визуализировать таки научился это делать путем длительной практики.

Re: Проблема доступа к визуализации

>> А, Альт. мог.

Вот это вовсе не факт!
Ниоткуда не следует, что он работал одновременно в нескольких экранах - для него был важен изобретательский результат, а не психологический. Потому ему без разницы, что он работал с девятью базами данных последовательно, а не параллельно.

Программистам хорошо понятна разница между псевдомногозадачностью и истинной многозадачностью. А вот юзер вовсе не знает, что вынь-95 и её клоны не были истинно многозадачными. Окошек много - и для человека это как бы многозадачность.

>> Но, задача гарантированного развития визуализации технически не решена даже в НЛП.

В НЛП всё поставлено на уши - репрезентативные модальности считаются первичными, а первичная базовая система репрезентации, из которой происходят любые "прикладные" системы репрезентации, практически не исследована.
Всё, что не укладывается в эту ракоходную модель, сметено в некую "дигитальную" модальность - хотя именно она является первичной, а частные реп-системы являются её целевыми модификациями.

Скажу сразу - я до этого допёр не очень быстро. Но в конце концов таки понял - что есть первичная (главная) модальность и я фактически работаю (произвожу ментальный продукт) именно в ней.
Частные реп-системы (визуалка-аудиалка и иже с ними) всего лишь переводят результат в ПОНЯТНЫЙ ДЛЯ ДРУГИХ СУБЪЕКТОВ формат - с той поры я стал работать именно в первичке, и работать осознанно.

К сожалению, для описания такой процедуры в человеческом языке пока не предусмотрены соответствующие понятия - потому для продолжения обсуждения этого направления дискуссии придётся начать долгую и нудную процедуру выработки понятийного базиса.

Идя в правильном направлении - от общего к частному - разобраться с визуалкой намного проще.

>> Ну да, девять полиэкранов есть типа карты. Но, это снижение требования визуализации создателя ТРИЗа.

А это требование есть результат неверной интерпретации фактов самим создателем.
Как неверной интерпретацией является и структурирование реп-систем в НЛП.
Постулатное задание модели делает модель репрезентативной лишь в пределах адекватности первичных постулатов.

Вы для эксперимента мысленно допустите, что НЛП-шные модальности не являются первичными - и попробуйте проанализировать вытекающие из этого следствия.

>> За практически тридцать лет практики я еще не разу не встречал пример, в котором субъект не умеющий визуализировать таки научился это делать путем длительной практики.

Два вопросика.

Первый: как вы оцениваете живописные работы людей, слепых от рождения?

Второй: к какой модальности вы отнесёте способность дельфинов или летучих мышей РАБОТАТЬ с пространственными объектами (главная фича визуальной модальности) при помощи сонаров (типично аудиальный признак)?

Вопрос о кинестезии (внутренней цветомузыке или других проявлениях кроссмодальности) я оставлю на потом...

ХИНТ: реп-системы - это, прежде всего средство навигации во внутрипсихическом модельном пространстве.
Визуалка - это оперирование в трёхмерии. Для большинства трёхмерием всё и ограничивается.

Но математики успешно работают с объектами гораздо большей размерности - и поверьте, что я тоже этому не чужд (без этого мой полимир не заработал бы - он как раз пример системы с числом измерений больше трёх).
Для продуктивной работы с любыми информационными объектами требуется адекватная репрезентативная система, учитывающая фундаментальные свойства этих объектов. В частности - и мерность.

Успешная работа (то есть, ТВОРЧЕСТВО!) с многомерными объектами однозначно свидетельствует о способности (биологически обусловленной) хомосапа репрезентовать такие объекты.
Перейти от многомерия к трёхмерной визуалке - в общем то рутинная ментальная операция.

Потому развитие визуалки следует производить именно через над-структурную мета-модальность - но в НЛП про такое ни-гу-гу...


  • 1