?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Моделирование ТРИЗ (1) Психологическая составляющая
Кецаль
metanymous wrote in metapractice

--А как у нас называется моделирование а-ля ТРИЗ - известно что Альтшуллер построил свою теорию на основе анализа огромного числа патентов. То есть неких документов типовой формы и содержания.
--Вообще, это супер-удивительная история. Изобретательство сверхценная область. И в ней появлялся человек, который отмоделировал работу изобретательского ума. Но, более того, он доказал огромной практикой действенность своих моделей изобретательства. Фактически, трудно чего добавить к разработкам Альтшуллера. Но, есть одна компонента, на которую он сам указывал, что она недоработана в его моделях. И он хотел, чтобы психологи ее доработали. Так что, специальную постоянную тему заводить придется.
http://metapractice.livejournal.com/368091.html?thread=9663195#t9663195


  • 1
ТРИЗ - методы разрешения противоречий:
1. в пространстве
2. во времени
3. в воздействии

Противоречие = ?

ТРИЗ - методы разрешения противоречий

Нас интересует в первую очередь вот это. Что есть "противоречие"?

Re: Противоречие = ?

Классический пример:
покрывая печатную плату лаком образуются пузырьки -> пузырьки ухудшают свойства -> чем более сложный процесс, тем больше вносит ухудшений каждый маленький пузырек

разрешили противоречие - покрыли вспененным лаком - сплошной слой пузырьков, стало лучше.

Но на примерах сложно искать формулировки. Надо подумать.

Внутреннее противоречие = ?

Но на примерах сложно искать формулировки. Надо подумать.

Если мы и можем найти формулировки, то только на примерах.

В данном случае, гладя на ваши примеры я соображаю, что нас интересует значение "противоречия" в двух смыслах/планах:

--во внешнем плане - приведенные вами примеры как раз на эту тему
--во внутреннем плане

...во внутреннем плане формулировка: "покрывая печатную плату лаком образуются пузырьки -> пузырьки ухудшают свойства -> чем более сложный процесс, тем больше вносит ухудшений каждый маленький пузырек", - не подчеркивает в достаточной мере в чем противоречие. Она не провоцирует на ПЕРЕЖИВАНИЕ "ПРОТИВОРЕЧИЯ".

Что такое ест переживание внутреннего "противоречия"?

Re: Внутреннее противоречие = ?

т.е. как набор фактов ощущается/переживается нами как "противоречие"? Это триггер для запуска модели ТРИЗ?

Внутренние ментальные процессы в основе переживания "

т.е. как набор фактов ощущается/переживается нами как "противоречие"? Это триггер для запуска модели ТРИЗ?

Да, "противоречие" есть центральное место/триггер для ТРИЗ.

Какие внутренние ментальные процессы в основе переживания "противоречия"?

Для указанных выше внутренних процессов внешние "материальные" противоречия являются типа интерфейсом.

Re: Внутренние ментальные процессы в основе переживани

Что-то похожее на рекурсию, только можно ли это назвать переживанием, или это "понимание", из мыслей, без эмоций ведь.

Только выхода из рекурсии не видно.

Максимизировать ПП

"Переживание противоречия" (ПП) есть название условное.

ПП не есть понимание в любом его виде.

Создатель ТРИЗа показывал, что большинство субъектов стремятся минимизировать/избежать ПП.

Создатель ТРИЗа напротив, - стремился максимизировать и заострить ПП.

Пример исходной формулировки задачи

Техническая система
для приема радиоволн
включает антенну радиотелескопа, радиоволны, молниеотводы, молнии.
ТП-1:
если молниеотводов много, они надежно защищают антенну от молний, но поглощают радиоволны.
ТП-2:
если молниеотводов мало, то заметного поглощения радиоволн нет, но антенна не защищена от молний.
Необходимо при минимальных изменениях
обеспечить защиту антенны от молний без поглощения радиоволн.

http://www.altshuller.ru/triz/ariz85v-1.asp


В наших терминах:
(1) десемантизация
(2) контекстуализирование
(3) уже затем формулировка ДВУХ противоречий

Техническими противоречиями (ТП) называют взаимодействия в системе, состоящие, например, в том, что полезное действие вызывает одновременно и вредное. Или - введение (усиление) полезного действия либо устранение (ослабление) вредного действия вызывает ухудшение (в частности, недопустимое усложнение) одной из частей системы или всей системы в целом.

Технические противоречия составляют, записывая одно состояние элемента системы с объяснением того, что при этом хорошо, а что - плохо. Затем записывают противоположное состояние этого же элемента, и вновь - что хорошо, что плохо.

Иногда в условиях задачи дано только изделие; технической системы (инструмента) нет, поэтому нет явного ТП. В этих случаях ТП получают, условно рассматривая два состояния (изделия), хотя одно из них заведомо недопустимо.

Re: Противоречие = ?

1) Есть текущее состояние. (Антена)
2) Позитивное намерение текущего состояния, есть цель "ПозитивнаяЦель" ( Прием радиоволн)
3) Негативные последствия текущего состояния, есть последствия "НегативныеПоследствия" (в антенну попадают молнии)
4) Задача это устранение негативных последствий "НетНегативныхПоследствий" (Устранение попаданий молнии)
5) Есть наиболее очевидные решения задачи "НаиболееОчевидныеРешения" (а) Уменьшение размера антены б)Громмоотводы)
6) Наиболее очевидные решения, приводят к отрицанию первоначальной позитивной цели "НетПозитивнойЦели" (ухудшение приема радиоволн)

примечание: если наиболее очевидные решения не приводят, к "НетПозитивнойЦели", то данная задача и не рассматривается в рамках ТРИЗ.

Чем то напоминает ситуацию шестишагового рефрейминга, после выяснения позитивного намерения. А) Имеется поведение с позитивным намерением/целью ("ПозитивнаяЦель") б) Имеются негативные последствия поведения ("НегативныеПоследствия")

Противоречие ТРИЗ = отсутствие экологии ????

Re: Противоречие = ?

Чем то напоминает ситуацию шестишагового рефрейминга, после выяснения позитивного намерения. А) Имеется поведение с позитивным намерением/целью ("ПозитивнаяЦель") б) Имеются негативные последствия поведения ("НегативныеПоследствия")

Тогда получается больше напоминает модель рефрейминга договора частей. Там ведь в ТРИЗе противоречия могут быть разведены, например, "во времени" или "в пространстве".

Re: Противоречие = ?

Там ведь в ТРИЗе противоречия могут быть разведены, например, "во времени" или "в пространстве".

ну а поведение/реакция может быть разведена по контекстам -- в одном контексте поведение/реакция полезна, в другом полезно уже нечто иное.

Re: Противоречие = ?

Да, тогда нам надо уметь определять противоречивые/непротиворечивые контексты.

Re: Противоречие = ?

Развести во времени и пространстве, это уже относится не к противоречию, а уже к сопособам решения.

Противоречие в задаче с антенной в формате договора частей для меня звучал бы так: мы хотим и что-бы и антенна была и громоотвод был. Но если громоотвод то он экранирует антенну и не работает радио, а если антенна, по ней иногда бьют молнии и выводят из строя аппаратуру.

Re: Противоречие = ?

Развести во времени и пространстве, это уже относится не к противоречию, а уже к способам решения.

Кстати. Совершенно верно подмечено.

  • 1