metanymous (metanymous) wrote in metapractice,
metanymous
metanymous
metapractice

Category:

Uptime (11) Выготский - Мюнстерберг

http://metapractice.livejournal.com/343623.html

Оригинал взят у meta_eugzol в Интерфейс Аптайма как доминирующая пред-реакция
Подумал и решил выложить все упоминания фамилии Мюнстерберга из кн. "Педагогическая психология" Выготского. Посмотрим, что получится. Начало в посте, продолжение в комментариях.

Развитие наших реакций — это ис­
тория нашей жизни.
Если бы нам надо было искать
выражение для самой важной истины,
которую современная психология мо­
жет дать учителю, оно гласило бы
просто: ученик — это реагирующий
аппарат.
Г. Мюнстерберг
«Психология и учитель»

[...]


Чрезвычайно важно показать с ис­
черпывающей научной точностью, что воспитание, чего бы оно ни
касалось и какие бы ни принимало формы, всегда имеет в конеч­
ном счете в своей основе механизм воспитания условного реф­
лекса.
Однако было бы неправильно видеть в этом принципе всеобъ-
ясняющее и всеспасающее средство, какое-то магическое «Сезам,
отворись» новой психологии. Дело в том, что педагогическая пси­
хология по самому существу своей задачи имеет дело с фактами и
психологическими категориями более сложного характера и поряд­
ка, чем отдельные изолированные реакция или рефлекс и, вообще,
нежели те, до исследования которых дошла нынешняя наука а
высшей нервной деятельности человека.
Педагогу приходится иметь дело с более синтетическими фор­
мами поведения, с интегральными реакциями организма. Поэтому
учение об условных рефлексах, естественно, может составить толь­
ко основу и фундамент для настоящего курса. При описании и
анализе более сложных форм поведения приходится использовать
в полной мере весь научно достоверный материал прежней психо­
логии, переводя старые понятия на новый язык.
При этом автор стремился всегда обнаружить и показать дви­
гательную, рефлекторную природу всякой такой формы поведе­
ния и тем самым связать ее с основными и исходными точками
зрения на предмет.
Вместе с Мюнстербергом он полагает, что прошло то время,
когда «вся двигательная сторона казалась неважным придатком,
без которого душевная жизнь могла бы точно так же идти своим
порядком. Теперь все ставится наоборот. Теперь именно активное
отношение и действие принимаются за те условия, которые дают
действительную возможность для развития центральных процес­
сов. Мы мыслим, потому что мы действуем» (1910, с. 118)

[...]

«Неправильно также утверждать,— говорит
Блонский,— что психология изучает душевные явления. Такая
психология недалеко ушла от психологии души и страдает всеми
недостатками компромисса: объявляя себя психологией без души,
такая психология вдруг начинает изучать явления... души. Прав­
да, она оправдывается тем, что словами «душевные явления» она
просто обозначает группу своеобразных явлений, отличающихся от
материальных явлений или вещей тем, что эти своеобразные, т. е.
душевные, явления не существуют в пространстве, не занимая в
нем .никакого места, не воспринимаются глазами, ушами и прочи­
ми органами чувств и непосредственно познаются лишь пережива­
ющими их. Но разве мои мысли могут существовать без того мес­
та в пространстве, которое называется моим мозгом? Разве вы не
можете видеть, хотя бы отчасти, мою радость и слышать мои же­
лания? Как же возможно после этого утверждать, что душевные
явления не связаны с пространством, не воспринимаются непосред­
ственно никем, кроме меня, я что их нельзя видеть?» (там же,
с. 10).
Еще эмипирическая психология, в лице ее сильнейших пред­
ставителей, выдвинула значение двигательной стороны при изуче­
нии процессов психики. Она показала, что с движения начинается
развитие самых сложных центральных процессов и что движение
не является «неважным придатком» душевной жизни. И все пси­
хические процессы стали пониматься как составные части дейст­
вия, как его предварительные элементы. «Мы мыслим, потому что
мы действуем»,— говорит Мюнстерберг. Он же указывает, что пол­
нейшей карикатурой на эту теорию было бы то грубо ошибочное
понимание, согласно которому богатство внутренней жизни зави­
сит от количества движений, и что самая богатая жизнь, следова­
тельно, должна быть у атлета или циркового акробата. В слож­
ных актах «двигательная реакция состоит не в каком-нибудь мус­
кульном действии, а в новом расширении или замыкании двига­
тельных путей в самом мозгу» (1922, с. 128). Однако, при всем
внимании к двигательной стороне, это учение продолжало разли­
чать особые душевные явления нематериальной природы, т. е. со­
хранять дуализм и спиритуализм эмпирической психологии.
Поэтому вместо науки о душевных явлениях ныне психология
начинает принимать форму новой науки, которую американские
психологи обозначают как науку о поведении живых существ. Под
поведением эти психологи понимают всю ту совокупность движе­
ний, внутренних и внешних, которыми располагает живое сущест­
во. Психология опирается на давно установленный факт, что вся­
кое состояние сознания непременно связывается с теми или ины-
ми движениями. Иначе говоря, все психические явления, что про­
исходят в организме, могут быть изучены со стороны движения.
Психология рассматривает даже самые сложные формы наше­
го сознания как особо тонкие и незаметные формы некоторых дви­
жений


http://keystonetraining.in/yahoo_site_admin/assets/images/stones_soft_corners.5394813_std.jpg
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments