?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Моделирование нейрологии (3) Проверенные источники нейрологических паттернов
Red Tailed Hawk
metanymous wrote in metapractice
http://metapractice.livejournal.com/334563.html
http://compulenta.computerra.ru/chelovek/neirobiologiya/10008826/




Освободите образование от нейромифов! Кирилл Стасевич

Успехи нейробиологии породили множество легенд, которые успели вкупе с несколько сомнительными социокультурными концепциями прочно укорениться в образовании.

Нейробиологические открытия используются в самых разных областях практической деятельности, и не в последнюю очередь в образовании. Действительно, где же ещё применять сведения о работе мозга, как не в учебных программах, методиках и т. п.? И большая доля статей, как научно-популярных, так и сугубо научных, в которых встречаются слова «мозг» и «МРТ», заканчивается обязательной виньеткой о том, что полученную информацию «можно использовать, чтобы повысить эффективность обучения».

Нейробиологические данные, бесспорно, и могут, и должны помочь при обучении детей с психоневрологическими аномалиями, такими как аутизм, дислексия и пр., или, скажем, создать более эффективные технологии обучения иностранному языку. Однако, как и у всякой науки, у нейробиологии есть свои мифы, расцветающие особенно пышно в отношении человеческого мозга — тем более что эта отрасль сейчас переживает настоящий бум. И мифы благополучно переходят в психологию и педагогику, весьма прочно укореняясь там.

Человек, познающий мир, ЯКОБЫ (маркер. metаnymous) не обязательно должен отдавать предпочтение какому-то одному из своих чувств, будь то слух, зрение или осязание. (Фото Rainer Holz.)

Том Беннетт, известный британский педагог, перечисляет некоторые из этих мифов в короткой статье, опубликованной в журнале New Scientist. Многие из нейробиологических легенд, пишет он, пошли «в народ» до того, как их перепроверили. И даже если проверка опровергала первоначальные результаты, психологический, социологический, педагогический и прочий «народ» с нейробиологической игрушкой расставаться уже не хотел.

Один из самых характерных примеров — история с право- и левополушарными людьми. Всё началось со статьи, вышедшей в 1961 году: её автор Роберт Сперри заметил, что у больных эпилепсией (подчёркиваем: больных эпилепсией!) разрыв связи между полушариями затрудняет выполнение неких когнитивных задач. На основании этих данных впервые родилась идея о том, что разные полушария — это как два разных мозга, каждый со своей памятью, каждый со своими ощущениями и особенностями психических процессов. Раньше такое наблюдали только у обезьян. Соответственно, родилась идея о том, что особенности того или иного полушария можно увидеть и в норме, при ненарушенной связи между ними, и что по этим особенностям можно понять, какое из них доминирует.

Поначалу эта гипотеза находила всё больше подтверждений, и всё это достигло апогея, когда Гереон Финк из Дюссельдорфского университета (Германия) и Джон Маршалл из Оксфорда (Великобритания) с помощью сканирования мозга обнаружили «полушарное доминирование». Вот с этого момента концепция деления людей на правополушарных творческих и левополушарных логических перешла, что называется, во всеобщее употребление. Студентов по сей день заставляют проходить психологические тесты, призванные выяснить их «полушарность».

Самое смешное, что уже через год Финк и Маршалл повторили свои эксперименты — и получили противоположные результаты! То есть теперь никакого «полушарного доминирования» уже не было. Но было поздно — и нейробиологам до сих пор приходится опровергать эту, чего уж там, довольно красивую и простую концепцию. Сейчас принято считать, что никакой общей поляризации личности по полушариям нет, что полушария постоянно взаимодействуют друг с другом довольно сложным образом, но это самое «принято считать» до ширнармасс, в том числе психолого-педагогических, ещё не дошло. Не успело!

В 2011 году, например, было организовано удивительное движение «за всеобщую правополушарность», если можно так выразиться, называющееся No Right Brain Left Behind. У его истоков стояли нью-эйдж-гуру Дипак Чопра , что понятно, и — сюрприз! — британский советник по вопросам образования Кен Робинсон. Ещё пример: книга Дэниэла Пинка «Будущее за правым полушарием», написанная в 2005 году, была переведена на 20 языков и до сих пор удерживается в списке бестселлеров газеты New York Times.

Даже если вы чувствуете склонность к чему-то художественно-креативному, ЯКОБЫ (маркер. metаnymous) это вовсе не значит, что ваше левое полушарие находится на вторых ролях по сравнению с правым. (Фото Ben Pipe Photography.)

Но полушария — это ещё не всё. Том Беннетт рассказывает также о теории, которая, по его мнению, наносит образованию куда больший вред. Речь идёт о так называемых стилях обучения, каковые основываются на представлении о том, что все люди разнятся по восприятию мира. Что есть те, кто предпочитает смотреть, есть любящие слушать, читатели-писатели и кинестеты. Следовательно, детей в школе лучше учить в соответствии с их типом: кому-то картинки показывать, кому-то давать читать книжки и т. д.

Эту идею подхватило, к примеру, Министерство образования Великобритании, порекомендовав педагогам принять её к сведению. Число стилей обучения стало расти, и сейчас их насчитывается аж 71. Однако, во-первых, внятных нейробиологических доказательств целесообразности такой типизации нет. А во-вторых, разрастание типов обучения в действительности говорит о том, что ко всякому ребёнку-ученику нужен индивидуальный подход: мысль здравая, но, надо полагать, несколько подзатёршаяся, а потому, видимо, подзабытая.

Примером другой прогрессивной, но необоснованной теории может быть гипотеза эмоционального интеллекта, которая выросла из теории множественного интеллекта Говарда Гарднера. Суть её, коротко, в том, что, управляя эмоциями, мы можем «продвинуть» наше мышление. То есть, занимаясь собственными эмоциями, мы можем достичь значительных академических успехов. Поначалу были даже какие-то нейробиологические подтверждения того, что эмоциональный интеллект связан с обычным, но потом, как часто бывает, при более подробном анализе эти сведения несколько поблекли. Нынче нейробиологи постепенно приходят к тому, что мозг работает вовсе не так, как предполагается в теории множественного интеллекта, и сам Гарднер был вынужден признать, что его теория почти не находит доказательств в реальной жизни.

Если вернуться к эмоциональному интеллекту, то вот вам ещё одна проблема: в этой теории приходится оперировать понятиями, которые кто как хочет, так и понимает. Казалось бы, эффективность эмоционального интеллекта можно проверить с помощью объективных показателей — просто взглянув на академическую успеваемость тех, кто этот самый интеллект разрабатывает. Но в 2005 году американский психолог Фрэнк Лэнди сообщил, что никакой связи между эмоциональным интеллектом и академическими успехами нет, что тут нельзя говорить даже о статистической корреляции.

Наконец, ещё одна группа мифов связана с «умными таблетками», или ноотропами, — препаратами, которые якобы помогают соображать. Здесь необходимо понимать, что эти лекарства могут оказывать вспомогательное действие, поддерживать мозг в сложной ситуации, при болезни и т. д. Но вот насчёт того, что они прибавляют ума, ускоряют мышление, — тут, как говорится, есть большие сомнения; достоверных данных насчёт влияния таких таблеток на высшие когнитивные функции (равно и об их безопасности) очень и очень мало. Между тем в некоторых американских вузах до четверти студентов могут употреблять, к примеру, атомоксетин, который прописывают при синдроме дефицита внимания. Просто потому, что он, как считается, помогает думать.

В разнообразных психологических теориях никогда не было недостатка. Но сейчас, когда новости из аппарата для магнитно-резонансного сканирования появляются в открытых и любознательных СМИ наряду с пресс-релизами из жизни кандидатов в мэры и со сплетнями с голливудских съёмочных площадок, все почему-то вдруг решили, что нейробиологи смогут обосновать любую социально-инновационную чуху. Глядя на всё это, специалисты, к примеру, по биосинтезу белка могли бы восславить небо — просто за то, что оно дало им для изучения такой исключительно непубличный объект исследования, как рибосома.

Подготовлено по материалам NewScientist. Фото на заставке принадлежит Shutterstock.


  • 1

Образование vs нейрология

Освободите образование от нейромифов! Успехи нейробиологии породили множество легенд, которые успели вкупе с несколько сомнительными социокультурными концепциями прочно укорениться в образовании.

Прежде чем обсуждать нейромифы в образовании, стоит отметить ложную постановку вопроса. Образование/обучение использует одни преставления/паттерны человеческой активности, а нейрологические науки используют такие паттерны, от которых прямой пользы применения их в образовании нет и быть не может.

Но, тем не менее, в любом виде объективные или же псевдо-объективные данные нейрологии насильственно переносят в непосредственно в процесс образования, как это уже произошло с так называемой моделью вариативного обучения. Затем, это же гротескно было повторено в так называемом корректологическом подходе:

ЛИЧНОСТЬ НА ТРОНЕ КУЛЬТУРЫ
http://metanymous.livejournal.com/65553.html
Пикассо, Эдисон, Фарадей и Леонардо в современной школе попали бы в лапы корректологов
http://metanymous.livejournal.com/181767.html
Идеология образовательного выбора для «быдл-класса»
http://metanymous.livejournal.com/210361.html
Форсайт-апокалипсис
http://metanymous.livejournal.com/612598.html
Про установление классового барьера в образовании
http://metanymous.livejournal.com/612796.html
Почему наши дети учатся все хуже?
http://metanymous.livejournal.com/636776.html

Нейробиологические открытия используются в самых разных областях практической деятельности, и не в последнюю очередь в образовании.

Педогогические паттерны предполагают, что педагог продолжает учить даже самого неспособного учения вопреки всем какие могут данным от медицины, физиологии, нейрологии и т.п.

Типичные открытия нейрологии в образовании используются в первую очередь в антиресурсном виде в роли "диагностик" и оправдательных приговоров профессиональному бездействию педагогов.

Следующий уровень - подменить педагогику генетикой! И это уже делается, в суперсовременных курсах так называемой психогенетики.

Действительно, где же ещё применять сведения о работе мозга, как не в учебных программах, методиках и т. п.?

Есть единственный путь конструктивного использования сведений о работе мозга в педагогике - это моделирование. Но, педагогика не владеет приемами моделирования человеческой активности. Вернее, она когда-то ими владела, а теперь утеряла.

И большая доля статей, как научно-популярных, так и сугубо научных, в которых встречаются слова «мозг» и «МРТ», заканчивается обязательной виньеткой о том, что полученную информацию «можно использовать, чтобы повысить эффективность обучения».

И нигде не указано как можно использовать МРТ для педагогики, если только не брать в рассмотрение различные откровенные спекуляции на МРТ.

Освободите педагогику от нейробиологии в любом ее виде!

Edited at 2014-08-24 07:14 am (UTC)

  • 1