Previous Entry Share Next Entry
Лево -правая экспрессия (21) Левая, правая, где сторона? Улица , улица, ты, брат, ...
И
metanymous wrote in metapractice
http://metapractice.livejournal.com/383183.html

Оригинал взят у wolf_kitses в Где будущее? Слева или справа?

в продолжение темы "Левые и правые - откуда взялись?"
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Борис Зубков

В русском языке, как и во многих других, люди представляют прошлое как нечто, что находится позади, а будущее – впереди. Ученые выдвигают ряд моделей, которые бы объясняли этот феномен. Одна из моделей утверждает, что абстрактная концепция времени привязывается нами к вполне конкретной концепции пространства. Так или иначе, все модели представляют это как схему, восходящую к универсальному опыту моторных движений и восприятия: мы двигаемся вперед от одной точки к другой, оставляя стартовую позицию позади и в пространстве, и во времени.

Правый поворот

Но есть языки с иным представлением о времени, которое нам может показаться странным. Например, в языках Тоба, Аймара (язык американских индейцев в Андах на территории Боливии и Перу) и Малагаси (язык жителей Мадагаскара) прошлое – впереди, потому что его видно, а будущее – сзади, потому что не видно, что будет («Ни у кого нет глаз на затылке», – объяснил ученому один абориген). Звучит логично, даже получше, чем наша модель, не правда ли? Но, вероятно, есть что-то важное в том, что такая модель восприятия времени в современном мире практически неизвестна.

Аналогичная история и с другими проекциями: будущее – вверху, прошлое – внизу, прошлое – слева, будущее – справа. Когда мы представляем действия или последовательность событий, предпочитаем их прохождение слева направо. Люди даже быстрее реагируют на действия, показанные слева направо. Теория полушарной обработки предполагает, что левое полушарие преобладает в этой специфической функции над правым и направляет пространственное внимание слева направо во время кодирования информации. Кодирование сохраняет и определяет эту же направленность и для воспоминания событий.

Ученые полагают, что это связано с культурно-усвоенными ассоциациями, относящимися к чтению и письму. Те, кто читает и пишет на иврите или арабском, – с большей вероятностью будут вспоминать действия справа налево. Простой эксперимент подтверждает это: когда детей просили расставить по порядку картинки, изображающие завтрак, обед и ужин, американские школьники поставили их слева направо, а арабские – справа налево. С другой стороны, было показано, что взрослые, чей родной язык – иврит или немецкий, демонстрируют эту направленность, а их дети, еще не научившиеся читать, – нет.

Недавнее исследование в области рекламы показало, как это работает для товаров и услуг, в которых временной фактор является важным. Это относится не только к товарам, обещающим снижение веса и улучшение внешности (классическое «до и после»), но также антиквариата, вина, сыра, коллекционной или новой одежды, ювелирных украшений. Восприятие значительно улучшается, если прошлое (старое) будет слева, а будущее (новое) – справа. Так, старое вино воспринимается нами более конгруэнтно, если показано слева, а молодое вино – справа.

Несмотря на привязку к чтению или письму, это все же не лингвистический феномен. Так, в языках нет лексического эквивалента «прошлое – слева» или «будущее – справа». Такие фразы звучат необычно по сравнению с привычными «прошлое осталось позади» и «будущее ждет нас впереди».

Это странно, потому что мы не только читаем слева направо, но и страницы книг двигаются по этой же оси, когда мы знакомимся с содержанием. Мы также графически размещаем наши данные по этой оси. Согласитесь, вы, вероятно, никогда не видели графика, допустим, продаж компании, где слева стоит текущий год, а справа от него – года по убыванию. Попробуйте представить это в своей презентации коллегам в следующий раз: это точно привлечет внимание, а вам придется ответить на вопрос «почему?», который прозвучит со 100%-ной вероятностью.

Доминантный глаз и визуальное эго

Но как у нас работают две схемы представления времени: одна – «сзади-впереди», а другая – «слева-направо»? Это зависит от внимания в каждый конкретный момент: и когда одна схема раскрывается, вторая блокируется.

Восприятие оказалось зависимым и от доминанты глаза. Как и с руками и ногами, у нас есть доминирующий глаз. Об этом писал еще в XVI веке итальянский ученый Джованни Батиста дела Порта в своей книге «De refractione optices parte». Узнать это довольно просто – возьмите в руку карандаш или ручку и держите прямо перед собой на расстоянии вытянутой руки. Соедините кончик ручки с какой-либо точкой на стене. Закройте один глаз – сдвинулся ли кончик относительно точки на стене? При закрытии одного из глаз точка сместится. Именно этот глаз и является доминантным для вас, потому что вы прицеливались именно им.

Было показано, что в 2/3 случая, объект, на который вы смотрите доминирующим глазом, кажется чуть больше, чем если смотреть на него недоминирующим. Другое исследование обнаружило, что объект перед доминирующим глазом кажется ближе. Кроме того, доминирующий глаз имеет больше силы произвольной мускулатуры, а значит, чаще используется как первоначальный источник информации о визуальных объектах. Он также имеет даже больше нейронных выходов, то есть сообщает больше информации мозгу. Это позволило ученым предположить существование так называемого визуального эго в доминантном глазе. Если предложить человеку поставить точку посередине линии, то люди чаще уводят ее в сторону доминантного глаза. То есть, для правоглазых людей правая сторона весомее и значительнее левой.

Значит ли это, что правши в культуре, где читают и пишут слева направо, лучше представляют себе будущее, что оно для них ближе, больше и значимей, чем для левшей? Это не доказано. Зато есть большое пространство для исследований – можно сравнить какие-то характеристики обществ (например число инноваций) с разными пространственными представлениями прошлого-будущего.

Смотреть на будущее одним глазом

Что же со всем этим делать с практической точки зрения? Можно пробовать смотреть на будущее одним глазом, по очереди. Нарисовать его ближе к настоящему или дальше, справа или слева, и отмечать, какие идеи приходят в голову. Если будущее кажется слишком абстрактным, можно попробовать задать себе несколько раз вопросы, начинающиеся с «как?». Недавнее исследование показало, что будущее сразу же становится конкретнее. Если конкретика не нужна, можно сделать его более абстрактным, задав подряд вопросы, начинающиеся с «зачем?» и «почему?».

Один из фактов, который открылся в некоторых исследованиях: есть тип людей, для которых расположение объектов маловажно – это люди с низкой востребованностью к структуре окружающего мира, как правило, весьма креативные и независимые в суждениях. Так что такие манипуляции со временем могут, вероятно, как запутать в своих представлениях, так и помочь открыться новым идеям, увидеть и понять что-то, что лежит, так сказать, прямо перед глазами, справа.

У индейцев племени Тоба, упомянутых в начале статьи, ситуация со временем еще сложнее, чем просто будущее позади. Время двигается против часовой стрелки от правого плеча, где находится настоящее обозревателя, переходя прямо вперед, перед глазами, где расположено недавнее прошлое. Продолжает движение влево, где находится давнее прошлое, которое смешивается с далеким будущим, и заходит за спину, где живет ближайшее будущее. Это будущее стремительно подходит к правому плечу, где находится настоящее, – и так по кругу. Поэтому индеец, если хочет знать, что его ожидает в ближайшее время, оборачивается направо назад, а когда задумывается о далеком прошлом, то смотрит через левое плечо. Может, нам стоит иногда думать о будущем, как это делают Тоба?

http://slon.ru/future/gde_budushchee_sleva_ili_sprava-964213.xhtml

P.S. Забавный момент состоит в том, что на Ближнем Востоке дети демонстрируют нормальный IQ до начала школы, но потом начинают заметно отставать от европейских сверстников. Одна из причин состоит в том, что им приходится ситуативно менять направление чтения, в частности, в отношении записей «арабскими цифрами». Происходит это потому, что формирование нового навыка предполагает подавление и отбор "эксперименты с применением трехмерного мозгового картирования показывают, что выполнение нового действия обычно сопровождается выраженной активацией префронтальных областей, функция которой состоит в активном подавлении тенденций использования уже известных правил и способов работы (Raichle, 1998). По мере формирования навыка наблюдается резкое снижение активации, прежде всего в префронтальных областях, хотя одновременно может возрастать активность задних, например верхнетеменных, отделов коры. (Дальше сознательно вырабатываемый навык делается стереотипом и управляется уже нижележащими уровнями ЦНС, ресурсы же верхних высвобождаются для формирования новых навыков).

Необходимость такого подавления драматически усиливается в ситуациях прямого конфликта навыков, предполагаемых разными культурами. Примером служит процесс формирования навыка счета в культуре арабского языка, где сначала дети учат цифры дома в записи справа налево. Затем, в школе, при изучении математики и овладении пространственными приемами вычислений, дети вынуждены переучиваться записывать числа в обратном направлении — слева направо, хотя текстовый комментарий (условие задачи) продолжает записываться ими справа налево".

Японские и китайские дети испытывают повышенную нагрузку, связанную с необходимостью овладения как традиционной письменностью, так и элементами европейской. Китайские иероглифы читаются снизу вверх и справа налево, но если в тексте встречается числовая запись или алгебраическая формула, то их, естественно, приходится читать слева направо. На Тайване в настоящее время предписываются различные направления чтения для научно-технических текстов и для произведений классической национальной литературы.

Из "Когнитивной науки" Б.Величковского, т.1. с.436, т.2, с.353




nsicu.ru/uploads/attachment/file/82/FunctionalAsymmetryOfHuman.pdf

  • 1

до туда и обратно


В русском языке, как и во многих других, люди представляют прошлое как нечто, что находится позади, а будущее – впереди. Ученые выдвигают ряд моделей, которые бы объясняли этот феномен. Одна из моделей утверждает, что абстрактная концепция времени привязывается нами к вполне конкретной концепции пространства. Так или иначе, все модели представляют это как схему, восходящую к универсальному опыту моторных движений и восприятия: мы двигаемся вперед от одной точки к другой, оставляя стартовую позицию позади и в пространстве, и во времени.

В научном моделировании вопроса локализации в пространстве субъективного прошлого/будущего мистер Вольф вдоль всей данной публикации будет допускать одну и ту же ошибку. Он, не знает как различать "средне-статистическую температуру по палате" и индивидуальные настройки/проявления моделей времени, которое привязано к определенному пространству.

В частности, мистер Вольф не может представить как отдельно взятый субъект может быть одновременным носителем трех совершенно различных типов моделей времени-пространства:

(1) культуральных, задаваемых, в том числе, и языком

(2) функциональных, в которых, например, прошлое=пройденное всегда за спиной, а будущее впереди (кстати, когда фантазируют на тему данной модели пространства-времени, то забывают, что само пространство может быть структурировано несколькими принципиально разными типами целевого движения. (а) безвозвратное движение всегда вперед-вперед. тогда, действительно, прошлое за спиной, а будущее впереди (в) движение от "дома"/укрытия до некоего пункта и обратно. При таком движении соотношения времени-пространства будет обратным: будущее за спиной(!), а прошлое впереди.

(3) уникально-индивидуальных

На уровне русского расположение будущего не задано


В русском языке, как и во многих других, люди представляют прошлое как нечто, что находится позади, а будущее – впереди. Ученые выдвигают ряд моделей, которые бы объясняли этот феномен. Одна из моделей утверждает, что абстрактная концепция времени привязывается нами к вполне конкретной концепции пространства. Так или иначе, все модели представляют это как схему, восходящую к универсальному опыту моторных движений и восприятия: мы двигаемся вперед от одной точки к другой, оставляя стартовую позицию позади и в пространстве, и во времени.

Представление будущего впереди и перед собой не имеет никакой связи именно с русским языком или шире с русской языковой культурой. Будущее впереди задано не моделями пространства, но моделями функционального устройства органов восприятия и функционального использования окружающего мира. В этом случае полезнее рассматривать модель Дж. Гибсона об экологическом/функциональном восприятии.

В зачет идет только лексический уровень языка

Но есть языки с иным представлением о времени, которое нам может показаться странным. Например, в языках Тоба, Аймара (язык американских индейцев в Андах на территории Боливии и Перу) и Малагаси (язык жителей Мадагаскара) прошлое – впереди, потому что его видно, а будущее – сзади, потому что не видно, что будет («Ни у кого нет глаз на затылке», – объяснил ученому один абориген). Звучит логично, даже получше, чем наша модель, не правда ли? Но, вероятно, есть что-то важное в том, что такая модель восприятия времени в современном мире практически неизвестна.

В этом случае нет четкого обозначения, что в указанных языках локализация будущего сзади, а прошлого впереди именно на лексическом уровне. Ну, а то что там понимают на языках индейцев на фразеологическом уровне в отношении локализации прошлого и будущего в счет не идет. Ибо фразеология больше относится к культуральному, а не к языковому уровням.

Письмо/чтение задает использование внимания


Аналогичная история и с другими проекциями: будущее – вверху, прошлое – внизу, прошлое – слева, будущее – справа. Когда мы представляем действия или последовательность событий, предпочитаем их прохождение слева направо. Люди даже быстрее реагируют на действия, показанные слева направо. Теория полушарной обработки предполагает, что левое полушарие преобладает в этой специфической функции над правым и направляет пространственное внимание слева направо во время кодирования информации. Кодирование сохраняет и определяет эту же направленность и для воспоминания событий.

И это построение является большой натяжкой. Дело в том, что все современные субъекты выросли и прошли языковое/текстовое обучение. Привычное написание в языке слева-направо задает привычное переключение внимания в любых других случаях.

Письмо/чтение задает использование внимания

Ученые полагают, что это связано с культурно-усвоенными ассоциациями, относящимися к чтению и письму. Те, кто читает и пишет на иврите или арабском, – с большей вероятностью будут вспоминать действия справа налево. Простой эксперимент подтверждает это: когда детей просили расставить по порядку картинки, изображающие завтрак, обед и ужин, американские школьники поставили их слева направо, а арабские – справа налево. С другой стороны, было показано, что взрослые, чей родной язык – иврит или немецкий, демонстрируют эту направленность, а их дети, еще не научившиеся читать, – нет.

Что и требовалось доказать.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРИНЦИПА СИММЕТРИИ В ИЗУЧЕ

Недавнее исследование в области рекламы показало, как это работает для товаров и услуг, в которых временной фактор является важным. Это относится не только к товарам, обещающим снижение веса и улучшение внешности (классическое «до и после»), но также антиквариата, вина, сыра, коллекционной или новой одежды, ювелирных украшений. Восприятие значительно улучшается, если прошлое (старое) будет слева, а будущее (новое) – справа. Так, старое вино воспринимается нами более конгруэнтно, если показано слева, а молодое вино – справа.

А в этом месте сделан ничем нейрологически не подтвержденный перескок к модели межполушарной функциональной асимметрии, которая детерминирует пространственную локализацию прошлого и будущего. При том, что убедительные литературные данные на данную тему имеют весьма древний характер. Например:

На основе клинических наблюдений была сформулирована гипотеза,
опубликованная в 1975 году в журнале "Вопросы философии", о том, что
полушария живого мозга отличаются не только пространственно, но и временно.
Полушария мозга правши работают во времени таким образом, что зависимые от
правого и левого полушарий мозга психические процессы получаются
несходными по их пространственно-временной организации, /формируясь в
настоящем-прошлом и настоящем-будущем временах /154/, они будто
"стремятся" быть возможно более противоположными друг другу по их
организации в пространстве и времени (Н. Н. Брагина, Т. А. Доброхотова,
1981,1983). Соотносятся друг с другом подобно тому, как правое соотносится с
левым в материальном мире. Следуя такому ходу суждений, психическую
асимметрию можно, видимо, представить как зеркальную симметрию
психических процессов, зависимых от правой и левой гемисфер мозга (Т. А.
Доброхотова, Н. Н. Брагина, 1961).
МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРИНЦИПА СИММЕТРИИ В ИЗУЧЕНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА
Т.А. Доброхотова, Н.Н. Брагина
Институт нейрохирургии им. акад.Н.Н. Бурденко РАМН
http://www.cerebral-asymmetry.ru/FMA_book.htm


Так, в языках нет лексического эквивалента "прошлое –


Несмотря на привязку к чтению или письму, это все же не лингвистический феномен. Так, в языках нет лексического эквивалента «прошлое – слева» или «будущее – справа». Такие фразы звучат необычно по сравнению с привычными «прошлое осталось позади» и «будущее ждет нас впереди».

Вот именно.

За все эффекты отвечает межполушарная асимметрия

Это странно, потому что мы не только читаем слева направо, но и страницы книг двигаются по этой же оси, когда мы знакомимся с содержанием. Мы также графически размещаем наши данные по этой оси. Согласитесь, вы, вероятно, никогда не видели графика, допустим, продаж компании, где слева стоит текущий год, а справа от него – года по убыванию. Попробуйте представить это в своей презентации коллегам в следующий раз: это точно привлечет внимание, а вам придется ответить на вопрос «почему?», который прозвучит со 100%-ной вероятностью.

Ничего странного. Все по этой ссылке есть результат межполушарной асимметрии:

http://metapractice.livejournal.com/413287.html?thread=10610023#t10610023

«Сзади-впереди» и «слева-направо» работают параллель


Но как у нас работают две схемы представления времени: одна – «сзади-впереди», а другая – «слева-направо»? Это зависит от внимания в каждый конкретный момент: и когда одна схема раскрывается, вторая блокируется.

Разумеется, системы «сзади-впереди» и «слева-направо» работают параллельно.

Где: справа или слева первоисточник информации?

Было показано, что в 2/3 случая, объект, на который вы смотрите доминирующим глазом, кажется чуть больше, чем если смотреть на него недоминирующим. Другое исследование обнаружило, что объект перед доминирующим глазом кажется ближе.

Кроме того, доминирующий глаз имеет больше силы произвольной мускулатуры, а значит, чаще используется как первоначальный источник информации о визуальных объектах.

Он также имеет даже больше нейронных выходов, то есть сообщает больше информации мозгу. Это позволило ученым предположить существование так называемого визуального эго в доминантном глазе. Если предложить человеку поставить точку посередине линии, то люди чаще уводят ее в сторону доминантного глаза. То есть, для правоглазых людей правая сторона весомее и значительнее левой.


В центре обширной цитаты очень характерное утверждение, которое неявно задает категорически ложную модель для разбирательства в поднятой теме: произвольная мускулатура доминирующего глаза детерминирует данный источник информации в качестве первоначального источника.


Edited at 2014-04-01 09:16 am (UTC)

Доминантный глаз и визуальное эго


Значит ли это, что правши в культуре, где читают и пишут слева направо, лучше представляют себе будущее, что оно для них ближе, больше и значимей, чем для левшей? Это не доказано. Зато есть большое пространство для исследований – можно сравнить какие-то характеристики обществ (например число инноваций) с разными пространственными представлениями прошлого-будущего.

В этом месте было бы интереснее поставить ребром вопрос о пространственном местонахождении/проекции эго.

И дело вовсе не в том, что левополушарное доминирование преобладает в связи с языком/речью. В экспериментальном порядке могут быть выявлены правополушарное доминирование визуального «эго». Эго в этом случае ставится в кавычках по причине функционального различия в лево vs право полушарных переживаниях эго.

Дело в том, что правополушарное переживание «эго» по сути не является эго-переживанием в чистом виде.

Лево -правая экспрессия (10) экспрессия/импрессия|правши/левши
http://metapractice.livejournal.com/256128.html

Отсюда следует однозначный вывод о правосторонней пространственной локализации эго.

Смотреть на будущее одним глазом безумно


Что же со всем этим делать с практической точки зрения? Можно пробовать смотреть на будущее одним глазом, по очереди. Нарисовать его ближе к настоящему или дальше, справа или слева, и отмечать, какие идеи приходят в голову. Если будущее кажется слишком абстрактным, можно попробовать задать себе несколько раз вопросы, начинающиеся с «как?». Недавнее исследование показало, что будущее сразу же становится конкретнее. Если конкретика не нужна, можно сделать его более абстрактным, задав подряд вопросы, начинающиеся с «зачем?» и «почему?»

Концепция временных линий из НЛП невероятным образом более обширно описывает то, что можно делать с этим материалом, нежели это обсуждается в указанной статье:

Looking at the World from a Distance: Construal Level in Time Predictions and Counterfactual Thinking
Alf Børre Kanten
Simula Research Laboratory and University of Oslo
http://www.simula.no/publications/Simula.simula.1212/simula_pdf_file


Экстраверсия-интроверсия. Изоморфизм внутреннего-вне


Один из фактов, который открылся в некоторых исследованиях: есть тип людей, для которых расположение объектов маловажно – это люди с низкой востребованностью к структуре окружающего мира, как правило, весьма креативные и независимые в суждениях. Так что такие манипуляции со временем могут, вероятно, как запутать в своих представлениях, так и помочь открыться новым идеям, увидеть и понять что-то, что лежит, так сказать, прямо перед глазами, справа.

(1) В указанных исследованиях забыли про наличие более высокоуровневой ментальной характеристики экстраверсия-интроверсия:

Page of Journal of Consumer Research, Vol. 40, No. 2, August 2013
Journal of Consumer Research © 2013 Journal of Consumer Research, Inc.

Abstract:Consumers from cultures that read from left to right possess a spatial representation of time whereby the past is visualized on the left and the future is visualized on the right. Across four studies, the current research investigates whether and how this past-left, future-right conceptualization of time affects attitudes toward time-related products. Specifically, when consumers view advertisements in which product images are positioned congruently (incongruently) with their spatial representation of time, they have more (less) favorable attitudes toward the product. This effect occurs for both products that naturally involve the progression of time (e.g., self-improvement products) and also products for which a time component is a desired attribute (e.g., antiques). The effect of horizontal position reverses among consumers who read from right to left. The mediating role of processing fluency is highlighted as an underlying mechanism, and the moderating role of need for structure is identified.
http://www.jstor.org/discover/10.1086/669476?uid=3738936&uid=2&uid=4&sid=21103776576967

(2) Является довольно тривиальной идея изоморфной топологии внешнего и внутреннего мира. Так что самые-распресамые люди с низкой востребованностью к структуре окружающего мира будут все также хорошо чувствительны к структуре внутреннего мира.

Современный обыватель более сложно, чем индеец Тоба


У индейцев племени Тоба, упомянутых в начале статьи, ситуация со временем еще сложнее, чем просто будущее позади. Время двигается против часовой стрелки от правого плеча, где находится настоящее обозревателя, переходя прямо вперед, перед глазами, где расположено недавнее прошлое. Продолжает движение влево, где находится давнее прошлое, которое смешивается с далеким будущим, и заходит за спину, где живет ближайшее будущее. Это будущее стремительно подходит к правому плечу, где находится настоящее, – и так по кругу. Поэтому индеец, если хочет знать, что его ожидает в ближайшее время, оборачивается направо назад, а когда задумывается о далеком прошлом, то смотрит через левое плечо. Может, нам стоит иногда думать о будущем, как это делают Тоба? http://slon.ru/future/gde_budushchee_sleva_ili_sprava-964213.xhtml

Автору публикации даже и не снилось на сколько разнообразен индивидуальных разброс ментальных процессов, кодирующих локализацию в личном пространстве тех или иных координат/ориентиров времени.

Кому интересно могут заглянуть в книгу «Измените свой разум и сохраните изменение» авторства Стива и Конниры Андреас.

Подчас современный обыватель организован гораздо более сложно, нежели индеец Тоба.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account