Previous Entry Share Next Entry
Коржибского моделирование (4) Метастратегия психического здоровья
vseslav
vseslavrus wrote in metapractice
http://metapractice.livejournal.com/359350.html
http://metapractice.livejournal.com/417684.html

В Ином Моделировании:
http://metapractice.livejournal.com/296407.html (№28)
http://metapractice.livejournal.com/303893.html (№30)

В этом проходе предлагаю разобрать несколько цитат на тему: как мыслить нейро-эпистемологически правильно для достижения психического здоровья (или "здравомыслия", как еще переводят Sanity).

Korzybski

  • 1

офф - нумеровать темы про Коржибского

Первым делом предлагаю правильно пронумеровать темы, посвященные моделированию Коржибского и разбору его идей.

Для этого можно присвоить дополнительные названия темам из Иного Моделирования:
№28 - Коржибского моделирование (1.1) Нейро-эпистемология
№30 - Коржибского моделирование (1.2) Нейро-эпистемология
Тогда Коржибского моделирование (n) будет иметь номер (2)
Тема Тео на случай, если он решит ее продолжить, будет (3)
Я переименую эту тему в (4).

Re: офф - нумеровать темы про Коржибского

Тема Тео на случай, если он решит ее продолжить, будет (3)
Окей. Ну как продолжу -- продолжу :). Я думал, что мы ее вместе продолжим. Я просто хотел содержание для всех опубликовать, чтобы как-то продвинуться в постижении трудов АК. А так уж случилось, что это стало новой темой.

Но я понял -- у тебя другое сформированное видение, которое с моим совсем только прицельным соприкосновения точки еще поискать надо :).

Я там, честно говоря, хотел предисловие ко 2-му изданию цитировать. Там оно объемно и как-то характеризует АК. Ну посмотрю/посмотрим :).

Нейрология психического здоровья

Чем более сложной становится нервная система, тем дальше некоторые части мозга отстоят от непосредственного переживания. Нервные каналы, обладая конечной скоростью, в конце концов обретают всё более разветвленную структуру со всё более длинными маршрутами; возникают разные варианты и усложнения, что приводит к «задержке действия». Известно, что таламус (примерно) представляется связанным с аффективной и «эмоциональной» жизнью, и что кортекс, наиболее удаленный и изолированный от внешнего мира, обладает эффектом введения этой «задержки действия». В случае неуравновешенного и «эмоционального» «мышления», которое так распространено, таламус, по-видимому, перегружается работой, в то время как кортекс работает недостаточно. В результате мы наблюдаем у предположительно «цивилизованного» взрослого человека разные низкие формы животноподобного, примитивного или инфантильного поведения, часто при этом патологического характера. Видимо, «безмолвие на объективных уровнях» вводит «отложенное действие», выгрузку таламического материала в кортекс.

Этот психофизиологический метод очень прост, научен и совершенно универсален. Стандартная «умственная» терапия наших дней применяет также метод пере-обучения с.р, как бы освобождая таламус и проводя больше нервных каналов через кортекс, или, в конце концов, снабжая кортекс различным материалом, с тем чтобы таламический материал, вернувшись после обработки кортексом, мог оказать нужное влияние.

(Стр. 43, здесь и далее - ссылка на перевод Олега Матвеева)

Re: Нейрология психического здоровья

Здесь АК говорит не просто о технике, а о метастратегии реагирования. Ситуации могут быть разные, у людей могут быть разные стратегии реакции в зависимости от этих ситуаций, но какую бы стратегию мышления они не применяли (у АК это сосредотачивается на уровне «делать выводы»), Коржибский предлагает стратегию действия по отношению к личным стратегиям мышления.

Так, АК предлагает «задержку» реакции на какой-то аффективный (например, эмоционально заряженный) стимул. В переводе на терминологию НЛП это означает прерывание паттерна реакции и последующий запуск нейрологически верного порядка оценки.

Суть обучения нейро-эпистемологии

Процедура обучения в настоящей системе с помощью Дифференциала напрямую следует из теоретических соображений, которые были изложены в предыдущих главах. Утверждения данной системы были подтверждены экспериментально во всех случаях, когда она систематически применялась на практике.
Главной целью было приобретение столь желанной «осознанности абстрагирования», на которой основана не-бредовая оценка, которая, в свою очередь, становится основанием для непатологических с.р и психического здоровья. Поскольку мы имеем дело с различными аспектами органического процесса, который, по сути, работает как единое целое, все эти аспекты оказываются очень тесно взаимосвязанными. С помощью анализа мы обнаружили два основных аспекта, лежащих в основе всех остальных. Представляется, что А[ристотелева] структура приводит к семантическим состояниям, которые можно сформулировать как ощущение «всеобщности», и что это, через отождествляющее «есть», приводит к смешиванию порядков абстракций. Таким образом, немедленно возникает общий контур программы: сначала нужно исключить эту «всеобщность»; затем нужно донести это чувство особого расслоения «человеческого знания», которое следует из отрицания отождествляющего «есть»; другими словами, исключить отождествление. Это становится настолько очевидным, что теорию психического здоровья невозможно отделить от Ā[не-аристотелевой]-системы.

(Стр. 79)

Re: Суть обучения нейро-эпистемологии

Подход Коржибского — однозначно подход моделиста. Как точку отсчета он сформулировал (потому как основанную на научных нейрологических данных) модель функционирования нервной системы человека — нейро-эпистемологию — и с помощью нее проанализировал патологические реакции людей (см. далее — галлюцинации, бред, иллюзии) и реакции, свойственные здоровому психически человеку, не испытывающему галлюцинации, бред и иллюзии.

Такой подход можно сравнить с изменением стратегий в НЛП. Однако, если в НЛП принято делить стратегии (ментальные) на адаптивные и неадаптивные, то у Коржибского картина другая — есть нейрологически верный, корректный, правильный порядок восприятия и оценки событий внешнего мира, и есть смешение порядков абстракций, что приводит к патологиям.

Пример \ кейс Коржибского

Для того, чтобы показать, до какой степени осознанность абстрагирования полезна семантически для всего организма, я приведу пример из собственного опыта. Однажды я путешествовал на корабле. Некий джентльмен посетил мою каюту и, увидев Структурный дифференциал, начал задавать о нем вопросы. После краткого объяснения, он спросил о практических применениях.

Мой гость сидел на моей койке; я же сидел на небольшом складном стульчике. Я поднялся, подошел к двери, затем сделал вид, что я вхожу, и он, как я ему предложил, произнес: «Присаживайтесь». Я же остался стоять, объясняя при этом, что, если бы я не был «осознающим абстрагирование», то для меня слово «присаживаться» отождествлялось бы со «стулом» (объектификация), и моя с.р была бы такой, что я бы сел с большой уверенностью. Если бы стул при этом сломался, то я бы, кроме удара, получил еще аффективный шок, «испуг». , который бы мог нанести вред моей нервной системе. Но если я бы осознавал абстрагирование, то мои с.р были бы другими. Я бы помнил о том, что слово, ярлык «стул» не является вещью, на которую я, предположительно, должен сесть. Я бы помнил о том, что мне нужно сесть на этот индивидуальный, уникальный, несловесный объект, который может быть крепким или шатким, . Соответственно, я бы сел осторожно. И если бы этот стул сломался, и я бы испытал физическую боль, я бы всё равно не пострадал от аффективного нервного шока.

В течение всех этих объяснений я ощупывал тот стульчик и тряс его. И я не заметил, что его ножки отпадали, и что этот стул становился непригодным для использования. В общем, когда я на самом деле на него сел, то он подо мной развалился. Однако, я не упал на пол. Я успел подхватиться, так сказать, и спас себя тем самым от болезненного переживания. Важно отметить, что подобная физическая готовность требует очень тщательной нервной бессознательной координации, которая была достигнута семантическим состоянием не-отождествления или осознанности абстрагирования. При достижении такой осознанности абстрагирования это работает инстинктивно и автоматически, и не требует постоянных усилий. Срабатывание занимает задержку действия величиной в долю секунды, но эта маленькая задержка на практике безвредна; напротив, она обладает очень важными психо-логическими и нейрологическими эффектами «отложенного действия».

(Стр. 44-45)


Edited at 2014-03-14 12:44 am (UTC)

Осознанное деабстрагирование?

Мой гость сидел на моей койке; я же сидел на небольшом складном стульчике. Я поднялся, подошел к двери, затем сделал вид, что я вхожу, и он, как я ему предложил, произнес: «Присаживайтесь». Я же остался стоять, объясняя при этом, что, если бы я не был «осознающим абстрагирование», то для меня слово «присаживаться» отождествлялось бы со «стулом» (объектификация), и моя с.р была бы такой, что я бы сел с большой уверенностью. Если бы стул при этом сломался, то я бы, кроме удара, получил еще аффективный шок, «испуг». , который бы мог нанести вред моей нервной системе. Но если я бы осознавал абстрагирование, то мои с.р были бы другими. Я бы помнил о том, что слово, ярлык «стул» не является вещью, на которую я, предположительно, должен сесть. Я бы помнил о том, что мне нужно сесть на этот индивидуальный, уникальный, несловесный объект, который может быть крепким или шатким, . Соответственно, я бы сел осторожно. И если бы этот стул сломался, и я бы испытал физическую боль, я бы всё равно не пострадал от аффективного нервного шока.

У котов, кстати, такие же проблемы бывают. Они могут сесть не туда. Интересно, а как коты абстрагируют "стулья"? :)

Важно отметить, что подобная физическая готовность требует очень тщательной нервной бессознательной координации, которая была достигнута семантическим состоянием не-отождествления или осознанности абстрагирования. При достижении такой осознанности абстрагирования это работает инстинктивно и автоматически, и не требует постоянных усилий. Срабатывание занимает задержку действия величиной в долю секунды, но эта маленькая задержка на практике безвредна; напротив, она обладает очень важными психо-логическими и нейрологическими эффектами «отложенного действия».

Так. Я вроде начинаю понимать о чем он говорит. Мол надо держать постоянно во внимание, что мы всё обобщаем. А на самом деле все стулья разные. Даже один и тот же стул каждый день разный. И люди все разные. И каждый день они разные. И все события разные. Но мы созданы обобщать, абстрагировать -- находить общее. Но это приводит к проблемам и в таких случаях надо обратно деабстрагироваться -- идти к конкретики -- к сенсорному опыту.

По АК нужно постоянно осознанное деабстагирование делать? Ну т.е. надо иметь осознанность абстрагирование и это сразу же путать деабстаграгировать вещи?

Предположение о нейрологии "отложенного действия"

По-видимому, «безмолвие» на объективном уровне зависит от этой психофизиологической задержки. Независимо от того, насколько она мала, она служит для того, чтобы выгружать таламический материал в кортекс. В ряде клинических случаев доктор Филип С. Гравен (Dr. Philip S. Graven) продемонстрировал, что в тот момент, когда такую задержку удается действительно у пациента создать, он либо улучшается, либо испытывает полное освобождение. Точный нейрологический механизм данного процесса неизвестен, но нет никакого сомнения в том, что это «отложенное действие» обладает весьма обширным полезным влиянием на нервную систему. Оно так или иначе компенсирует вредные с.р, а также как-то стимулирует высшие нервные центры к большему физиологическому контролю над низшими центрами.

Re: Предположение о нейрологии "отложенного действия"

Не пойму :(.

Кто отложенно действует? Что именно за действие он откладывает? На какой срок действием откладывается?

Обучение через все репсистемы

Полезно то, что при тренировках с Дифференциалом мы используем все доступные нервные центры, поскольку низшие центры находятся в более тесной связи с вегетативной нервной системой, чем прочие.
(Стр. 46)

С помощью наглядного пособия с.р студента тренируются через все нервные центры. Он видит, осязает. , свисающие нити, а также слышит о них. Это дает максимальную вероятность того, что воздействие будет оказано на организм как целое. Таким образом «интеллектуальная» теория задействует механизмы «чувств», ощущений и рефлексов. Для воздействия на организм как целое нужно использовать целостные методы.
(Стр. 49)

Re: Обучение через все репсистемы

Полезно то, что при тренировках с Дифференциалом мы используем все доступные нервные центры, поскольку низшие центры находятся в более тесной связи с вегетативной нервной системой, чем прочие.
<...>

С помощью наглядного пособия с.р студента тренируются через все нервные центры. Он видит, осязает. , свисающие нити, а также слышит о них. Это дает максимальную вероятность того, что воздействие будет оказано на организм как целое. Таким образом «интеллектуальная» теория задействует механизмы «чувств», ощущений и рефлексов. Для воздействия на организм как целое нужно использовать целостные методы.



Как мы видим, АК указывает на наличие у человека трех репрезентирующих систем. Возможно, не в той форме, в какой они представлены в НЛП, и не в той, в какой их использовали Эриксон. Исходя из текста, репсистемы для АК — это системы ввода информации от окружающего мира и создания карт реальности.

 0 CWɨ$l T5`o!{Vb(Q [zhz:'IK"s34a3sQדA~qd

Обучение осознанности абстрагирования как профилактика ментальных нарушений

… Прививается «осознанность абстрагирования», замещающая вредные с.р смешивания порядков абстракций и отождествления.

Эта гармоничная работа всех центров на всех соответствующих уровнях производит долговременные практические результаты в области «умственной» и физической гигиены. Мы обретаем слаженность, приспособленность, и трудности, которые могли бы возникнуть в противном случае в будущем, заранее профилактически при этом устраняются. Нужно помнить, что в настоящее время невозможно предвидеть, насколько велик по размаху окажется благотворный эффект исключения отождествления на всех уровнях. На данном этапе нам даже на экспериментальном уровне известно, что эта польза очень велика, однако можно ожидать, что она станет куда более масштабной после проведения большего числа экспериментов. Бред, иллюзии и галлюцинации представляют собой проявления, возникающие практически при всех «умственных» трудностях, и они являются всего лишь семантическим отождествлением порядков абстракций, с различной степенью интенсивности. Исключив это замешательство, можно ожидать достижения общего улучшения данных симптомов. Но, поскольку, вероятно, совпадение один в один вряд ли существует, невозможно теоретически предсказать, какие улучшения можно ожидать в случае серьезного заболевания. При более легких расстройствах, которые влияют на нас в повседневной жизни, результаты предвидеть куда проще, и польза здесь всегда проявляется.

(Стр. 44)

Edited at 2014-03-14 12:50 am (UTC)

Бред, иллюзии и галлюцинации как смешивание порядков а

Бред, иллюзии и галлюцинации как смешивание порядков абстракций

Для теории психического здоровья эти вопросы представляются важными и существенными структурно. В отождествлениях, бреде, иллюзиях и галлюцинациях мы обнаружили смешивание порядков абстракций, или ложную оценку, выраженную в виде обращения естественного порядка.
(Стр. 53)

Отождествление

Отождествление, или смешивание порядков абстракций, состоит в ошибочной оценке: то, что происходит внутри нашей кожи, обретает объективное существование вне нее; словам приписывается внешняя объективность; «воспоминания о переживаниях» отождествляются с переживаниями; наши с.р [семантические реакции]и состояния отождествляются со словами; выводы отождествляются с описаниями, . Отождествлению в огромной степени способствует, если только не порождает его вообще, А[ристотелева] структура языка, в котором у нас имеется одно название для как минимум четырех совершенно разных сущностей. Так, А «яблоко» (без индексов и даты) используется как ярлык для физико-химического процесса; для объекта, скажем, «яблока123февр.1933»; для «умственной» картинки на несловесном семантическом уровне, и для словесного определения. При таких лингвистических условиях практически невозможно без специального обучения не отождествлять эти четыре совершенно разные абстракции, не смешивать их в одну. , без соответствующих мрачных последствий.
(Стр. 69)

Мы видим, что патологические процессы «умственных» заболеваний связаны с отождествлением, здесь оно является общим симптомом; что означает, что обращение естественного порядка оценки в различной степени основывается на усилении смешения порядков абстракций. Чем более интенсивным становится процесс этого обращения, тем более дезадаптивными и нездоровыми становятся проявления. Следует заметить, что этот анализ становится необходимостью, как только мы делаем решение принять нон-эл язык. Этот анализ далеко не исчерпывающий, однако анализ в новых нон-эл структурно корректных терминах проливает новый свет на старые проблемы.
(Стр. 70)

Про приспособление \ терапию ветеранов

Сам не читал еще, но статья обещает быть интересной (в свободном доступе в т.ч. для скачки):
https://archive.org/details/AVeteransRe-adjustmentAndExtensionalMethods

Подробности

1. АК рассказывает про то, что применение экстенсионального подхода расширяет \ модифицирует имеющийся арсенал психиатра (а были ли тогда психотерапевты?).

2. АК рассказывает о собственном военном опыте.

3. Отчет ветерана, проходившего курс лекций по ОбщС и использовавшего её методы для преодоления "военных привычек", типа ПТСР. Себе-терапия. С одной стороны, с точки зрения метапрактика \ специалиста по моделирующей психотерапии, изменения ветерана за 3 месяца не особо впечатляют. С другой стороны, если не использовать методы НЛП \ EMDR, то добился бы этот ветеран тех же успехов ДАЖЕ С ТЕРАПЕВТОМ? Полагаю, нет.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account