Previous Entry Share Next Entry
Рефрейминг (37) Развитие креакла
brain
metanymous wrote in metapractice
http://metapractice.livejournal.com/414082.html

Оригинал взят у vitkana в Принуждение ребенка к занятиям
Последние недели пребываю в глубоком внутреннем раздрае по поводу занятий моего 7-летнего сына Сашки шахматами. Вернее, шахматы - лишь предлог к размышлениям. Настало время на очередном педагогическом перекрестке куда-то повернуть.

Мой ребенок с младенчества обожает различную познавательную деятельность. С его бурным энтузиазмом мы занимались последовательно кучей разных вещей. Поэтому - я не привыкла заставлять ребенка чем-то заниматься. Более того, я считала и активно пропагандировала, что если заставлять приходится - то просто неверно выбрано занятие. Найдите то, что по душе, и ваш ребенок побежит впереди вас.


Из нашего торжества познания выбивалась только флейта. Флейту мы взяли по медицинским соображениям, года в три. Говорили, что она отлично избавляет от болезней органов дыхания, а Сашка все детство болел в режиме "три недели сопли-горло - два дня перерыв". Преподаватель была чудом. Узнав, что Сашка помешан на машинках, занятия она строила так: рисовала ему на листочке город с дорогами, магазинами, перекрестками, светофорами, автомастерской и катала по этому листочку машинку из пальца, а Сашка должен был подавать с помощью флейты разные сигналы. И тогда загорался нужный свет на светофоре, открывался гараж и так далее. Ну восторг, понятное дело!

А потом онидодудели до первой песенки, и было поручено песенку тренировать дома. Тут начался затык. Дудеть песенку про зайку раз за разом Сашке не хотелось, а хотелось беситься и гонять на велике. Чем больше я уговаривала, упрашивала, побуждала и давила, тем сильнее было сопротивление. Через две недели перестало действовать что-либо, а Сашка начал отказываться ходить на занятия. Преподаватель убеждала, что домашние занятия необходимы, без них не будет никакого результата, и любой музыкальный инструмент - это, прежде всего, работа дома. Правота ее слов была очевидна, равно как и ребенкин бунт. Я поняла, что либо еще через неделю мы имеем стойкое отвращение к флейте, либо мы ничего не делаем дома и пожинаем плоды. Вернее, пожинать будет нечего.

Всерьез в музыке своего ребенка я как-то не видела, поэтому решила, что уж лучше заниматься в классе трижды в неделю, чем не заниматься вообще, потому что придется втаскивать его в кабинет за ноги. О чем и сообщила преподавателю. Преподаватель смирилась.

Вторая пробуксовка случилась с шахматами. Шахматы показал Сашке дед, мелкому очень понравилось и он захотел учиться. Четырехлеток в секцию не набирали, поэтому мы устроились в частном порядке к чудесному и очень опытному преподавателю. Тот за свою жизнь много работал с детьми, правда, школьного возраста. Начиналось все отлично. Педагог рассказывал про стоимость фигур, демонстрируя, как в шуточных соревнованиях ладья перетягивает канат у четырех пешек и побеждает, а потом у пяти и никто не может победить, а потом у шести, и пешки берут верх. Задорно скакал конем, показывал, как старенький король, хромая, ходит медленно, по клеточке. Потом пошла теория, потом начались комбинации. Я сидела рядом и внимала, было очень интересно.

На теории Сашка начал ерзать, ронять ручку, увлекаться видом из окна. Педагог сетовал на его неусидчивость. Я, прижимая руки к груди, говорила, что четырехлетку(!)-непоседу, который будет сидеть 40(!) минут и внимать про шахматы(!) я больше не встречала. Причем - обратите внимание - именно внимать, ведь пассивное восприятие информации для детей такого возраста вещь малореальная. Наш учитель был неумолим, ведь школьники его нормально слушали, ну подумаешь, 3-4 года разницы! А 4 года - это вдвое старшие дети, на минуточку. Сашка начал гундеть, что он не хочет.

Перелом наступил быстро. Педагог, по его признанию, нечаянно увлекся и в 5 лет вломил Сашке тему для третьего класса. Там была какая-то навороченная комбинация с подготовкой. Час наш учитель сидел за шахматной доской, в одиночку переставляя фигуры и бормоча себе под нос. Минут через сорок даже я, старательно вникавшая, потеряла нить сюжета и словила себя на отключении мозгов. Сашка шмыгал, стучал ногой по ножке стола, считал лепестки на герани, стоявшей на подоконнике, три раза просился в туалет и четыре - пить, а под конец сполз под стол, якобы нечаянно, и отказался вылезать. Я сочла себя обязанной встать на сторону учителя, внутренне понимая, что ребенок не виноват. Шикала на него, делала страшные глаза и призывала к порядку. И была тем самым неправа,

На следующее занятие мы ехали со слезами, стучали ногой, снова шикали, не смотрели на доску. Потом начался саботаж. В тренировочных партиях Сашка глумливо стал играть очень плохо. Занятия зашли в тупик. Преподаватель сказал, что насильно он заниматься не хочет. Сашка был с ним полностью солидарен. Было безумно жаль, но на этом мы тепло распрощались.

Через две недели Сашка сказал, что хочет заниматься чем-нибудь другим, могу я его записать? Он хочет... в шашки!!

Ну то есть понимаете, да? Вектор увлечения сохранился, но за шахматы - больше ни за что!

На реабилитационный период ушло полтора года. Первые полгода из них мальчишка не хотел играть даже дома, а ведь раньше на это уходило все свободное время. Потом оттаял, начал иногда поигрывать с дедом, а еще через год захотел в шахматную секцию, где он будет играть с другими ребятами. Полгода был энтузиазм, первая победа в турнире, а потом я, замучавшись возить его через весь город, перевела его в другой шахматный клуб.

Нам повезло попасть к хорошему тренеру. К очень хорошему.

У хорошего тренера оказался очень серьезный подход. Занятия четырежды в неделю, на дом - задачи-задачи-задачи. По объему - столько же, сколько задают в школе по всем предметам сразу, а нам много задают. Первые две недели Сашка сидел с энтузиазмом, потом начались уговоры, нежелание, сопротивление, вопли. Чем дальше - тем больше.

Тренер объясняет - задачи нужны, необходимы, без них никуда. Не будет никакого результата. Я верю тренеру, у него воспитанники с выдающимися достижениями. Конечно, тренеру хочется результат. Он не был бы одним из самых известных в городе тренеров, если бы ему было пофиг. Пожалуй, амбициозность для хорошего тренера - чуть ли не критерий профпригодности.

Почитала разные форумы, послушала, что говорят шахматисты серьезного уровня - вплоть до международных мастеров. Шахматисты единодушны: шахматы - это труд. Пахота. Ежедневная работа. Все хором твердят, что в шахматах усилия однозначно обгоняют талант. На одних природных способностях выехать невозможно. Усердный всегда обгоняет талантливого, но ленивого.

Причем, пахать ведь приходится практически в любом виде занятий. Все в курсе, какого труда стоят серьезные занятия музыкой. Или танцами. Или спортом. Или языком. Нельзя сказать, что именно шахматы - это зло. Тренер по айкидо нам твердит: пять тысяч повторов - и у вас все получится!

Не прошло и 20 абзацев, как я добралась до сути. Итак, дилемма: пахать и хорошо расти, либо не напрягаться, поигрывать на занятиях в свое удовольствие, вместо задач пинать балду и мячик, но тогда уж не роптать, глядя, как тебя обгоняют твои товарищи, шедшие с тобой нога в ногу.

Ну то есть возникает тема честолюбия, да? С тренером все понятно. С самим Сашей тоже все достаточно просто: как бы так не работать, но чтоб в турнирах грамоты и медали. Самая, на мой взгляд, интересная тема - это честолюбие родителей. У родителей с хорошо развитым честолюбием не возникает вопросов, заставлять ли пахать ребенка. У них возникает вопрос, как заставить ребенка пахать побольше. Честолюбивый родитель - мечта любого хорошего тренера.

На этом месте стоит хорошенько покопаться в себе. Да, я честолюбива, мне бы хотелось не только развития мозгов, но и объективных подтверждений этого процесса. И когда они есть, я с удовольствием тут хвастаюсь. С другой стороны, я понимаю, что заставлять ребенка пахать, обслуживая собственное честолюбие - не очень-то честно. "Если у вас есть амбиции по поводу достижений вашего ребенка, то это ваши непролеченные комплексы, прорабатывайте их самостоятельно, не трогайте детей", - говорят психологи, и я признаю их правоту. Поэтому я готова приложить усилия и притоптать свое шахматное рвение.

Потому что если я их не притопчу - то я начну прививать ребенку амбициозность. А надо ли? С точки зрения психологии, амбициозность - это некий перекос здоровой психики. Начнется потом постоянное сравнение себя с другими, комплекс отличника, переживания, если вдруг кто лучше тебя, потребность постоянно кому-то что-то доказывать.

С другой стороны, мне кажется, есть некая здоровая амбициозность, которая на пользу. Которая заставляет двигаться вперед, достигать чего-то. А то индивидуумы с неперекошенной здоровой психикой так и сидят спокойно в 40 лет на почетной должности старшего помощника младшего секретаря, и норм. Амбициозность, которая заставляет иногда пахать, а не заниматься только тем, что приятно. Которая позволяет достигать успехов в том, что интересно - и от этого становится еще интереснее. Потому что у меня есть знакомые, которые даже в том, что жутко увлекает, не могут преодолеть неких рубежей, требующих приложения сил.

Значит, все-таки нужно приучать ребенка пахать? Просто пахать? Чтоб умел это делать? А если снова отобьем тягу к шахматам? Может, он еще мал, чтобы пахать? А с другой стороны - сейчас не приучу - вдруг в 10 лет я его уже не оседлаю... Там такой характееееер....

А если, приучая пахать без его внутренней потребности к этому, я скачусь на вот такие вот сценарии: (пара иллюстраций с форумов)

"У многих знакомых такие вот развитые с горшка дети к подростковому возрасту не хотят уже ничего. Им уже ничего не интересно. Школа напрочь убила жажду знаний, оставила только рутину. Кружки и секции - тоже рутина, выбранная папой с мамой. Вроде бы все хорошо, внешне и для чужих людей, а в семье разлад. Родители столько вложили, а сын или дочь не ценят. И самое интересное, что нет никакой разницы, начал ребенок учить английский в 3 года или в 10 лет. Годам к 14 при интенсивных занятиях у обоих результат одинаковый. С математикой так же. Значит, 7 лет ребенка мучили зря? Для чего это раннее развитие, просто дань моде? Желание молодой мамы хоть куда-то выбраться, где у людей головы больше небольшого мячика? Как говорил один из наших преподавателей: "Чем раньше вы ребенка начинаете развивать, тем быстрее вы его старите."

"Детям нужно хотя бы иногда побыть детьми, глупостями всякими детскими позаниматься, а то в нынешних реалиях в приличных семьях дети точно с горшка всем должны.  Понятно, что когда, как трава полевая, растут, тоже ничего хорошего, но и слишком уж давить тоже нехорошо. В какой-то момент может что-то щелкнуть и все, ребенок ничего не хочет. У знакомых ребенка так растили, чемпион всего и вся, отличная гимназия, престижный ВУЗ, а как почувствовал, что мама расслабилась и ослабила хватку, т.к. вроде взрослый уже, в институте учится, так мальчик забрал документы и уехал в Тибет. Видела его фотки в тюбетейках и рыжих тряпках. Семья в шоке, кто будет рулить папиным бизнесом?!"


Меня саму мама 6 лет заставляла заниматься бальными танцами. Мне не нравилось, я мечтала бросить. Я бесилась от того, что меня вынуждают. Через семь лет я достаточно подросла для того, чтобы разыграть (правдоподобно для мамы) причину, по которой я не могу заниматься, и дело якобы не во мне. И вот теперь я имею к маме по этому поводу только один вопрос: "ЗАЧЕМ???!!!". Шесть лет. ШЕСТЬ. ЛЕТ.

Потом был спорт. Мама была уже ни при чем. Школьный физрук сдал меня серьезному тренеру. Меня никто не спрашивал. Мне просто сказали - в среду приходишь в манеж к трем, форма с собой. И взяли в оборот. Об удовольствии или интересе там речь вообще не шла. Пахота, пахота, пахота. Иногда я пыталась бросить. Тогда в школе меня находило тренерское начальство, говорило в сторонке с учителями, кося на меня, просило обеспечить явку. Я считалась перспективной девочкой. В школах тех лет был тоталитарный режим. Тоном, не допускающим обсуждения, мне говорили прийти в среду в трем. Я брала форму и шла. Семь лет. СЕМЬ. ЛЕТ.

От спорта я хотя бы вынесла пользу. Не хорошую спортивную форму, нет. Хотя, кто знает, может, она у меня до сих пор хорошая благодаря. От спорта я вынесла закалку духа. Когда больше всего на свете хочется упасть и сдохнуть - стискиваешь зубы и говоришь себе: "Я МОГУ". И прибавляешь. Такая штука в экстремальной ситуации может помочь выжить. Но ведь в жизни такой ситуации может и не случиться. Стоит ли это семи лет? Я не знаю. Наверное, нет. Наверное, да.

Ну и да, вот это умение впахивать и не жалеть себя - оно пригодилось, многократно.

Параллельно со спортом была художественная школа. Я записала себя туда сама. Я ее обожала. Задавали очень много на дом. Вопрос о том, чтобы меня кто-то заставлял все это делать, не стоял вообще. Я проучилась шесть лет, потом я ее просто окончила. Шесть прекрасных лет, как быстро они пролетели. Как тепло я их вспоминаю.

Но тут опять подкрадываются сомнения с форума:

"Ну вот например Мария Монтессори. Только имейте в виду, что в школах с обучением по этой методике детишкам будет весело, хорошо и комфортно, ну просто гипер-счастливое детство, только потом забудьте нафиг про какие-то 80 на ЕГЭ по математике, физике и так далее. Нафиг! Или будет альтернатива - нафиг всю эту Монтесори вместе со всей педагогикой ненасилия и сажаем за учебники чадо, которое никто и ничем никак не напрягал и воспитывал в согласии с природой."

Так надо ли приучать детей пахать? Через их "не хочу"? С какого возраста? Какими средствами добиваться? Или, если заходит речь о пахоте, - это просто не то занятие? "Выберите себе занятие по душе - и вам не придется работать ни дня"?



  • 1

Креаклами не рождаются.

Мой ребенок с младенчества обожает различную познавательную деятельность. С его бурным энтузиазмом мы занимались последовательно кучей разных вещей. Поэтому - я не привыкла заставлять ребенка чем-то заниматься. Более того, я считала и активно пропагандировала, что если заставлять приходится - то просто неверно выбрано занятие. Найдите то, что по душе, и ваш ребенок побежит впереди вас.

В этом отрывке ключевые слова вовсе не про мотивацию, а про "различную", про "последовательную кучу вещей".

И первый отрывок уже обозначает проблемы, которые мать сама формирует в отношении развития ребенка:

--вариативная познавательная деятельность в ходе раннего воспитания была сформирована в потребность непрерывно нон-стоп заниматься СМЕНОЙ ОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ДРУГУЮ
--дополнительно сформировано отсутствие того, что называют "усидчивостью" - способностью к поддержанию концентрации и сохранении деятельности при заметных колебаниях мотивации/при мотивации низкого уровня

...заметим, что эти две характеристики и есть основные из нескольких характеристик будущего "креакла".

Амбивалентность


Преподаватель была чудом. Узнав, что Сашка помешан на машинках, занятия она строила так: рисовала ему на листочке город с дорогами, магазинами, перекрестками, светофорами, автомастерской и катала по этому листочку машинку из пальца, а Сашка должен был подавать с помощью флейты разные сигналы. И тогда загорался нужный свет на светофоре, открывался гараж и так далее. Ну восторг, понятное дело!

Т.е первые занятия были направлены на установки примерно такой идеи: звуки флейты НЕ являются "музыкой".

А потом они додудели до первой песенки, и было поручено песенку тренировать дома. Тут начался затык. Дудеть песенку про зайку раз за разом Сашке не хотелось, а хотелось беситься и гонять на велике.

Что вполне закономерно. "Звуки флейты не есть "музыка"", - так зачем же ребенку ею заниматься безо всякой на то мотивации?

Преподавателю честь и хвала. В кавычках.

Чем больше я уговаривала, упрашивала, побуждала и давила, тем сильнее было сопротивление.

Но, ведь в первый строках свое истории мамаша написала следующее: "...я считала и активно пропагандировала, что если заставлять приходится - то просто неверно выбрано занятие".

Через две недели перестало действовать что-либо, а Сашка начал отказываться ходить на занятия. Преподаватель убеждала, что домашние занятия необходимы, без них не будет никакого результата, и любой музыкальный инструмент - это, прежде всего, работа дома. Правота ее слов была очевидна, равно как и ребенкин бунт. Я поняла, что либо еще через неделю мы имеем стойкое отвращение к флейте, либо мы ничего не делаем дома и пожинаем плоды. Вернее, пожинать будет нечего.

"Правота ее слов была очевидна, равно как и ребенкин бунт", - ну, в этом случае мы видим, что мамаше присущая выраженная амбивалетность или двойственное/противоречивое отношение к определенным конкретным вещам.

Амбивалетность родителей будущего креакла есть типичная вещь.

Всерьез в музыке своего ребенка я как-то не видела, поэтому решила, что уж лучше заниматься в классе трижды в неделю, чем не заниматься вообще, потому что придется втаскивать его в кабинет за ноги. О чем и сообщила преподавателю. Преподаватель смирилась.

Преподаватель смирилась. Ребенок смирился. Но, мамаша будет продолжать все в таком же духе.

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ vs АКТИВНОСТЬ ВНИМАНИЯ.


Вторая пробуксовка случилась с шахматами. ...Начиналось все отлично. Педагог рассказывал про стоимость фигур, демонстрируя, как в шуточных соревнованиях ладья перетягивает канат у четырех пешек и побеждает, а потом у пяти и никто не может победить, а потом у шести, и пешки берут верх. Задорно скакал конем, показывал, как старенький король, хромая, ходит медленно, по клеточке. Потом пошла теория, потом начались комбинации. Я сидела рядом и внимала, было очень интересно.

Смотрите. С шахматами мамаша создала ситуацию в точности что и с флейтой. И этот шахматный преподаватель показывает ребенку, что манипуляции с фигурами не имеют никакого отношения к реальной игре "в шахматы". Но мамаша, мамаша-то какова! Именно в этот весьма сомнительный момент они сидит рядом всем своим видом акцентирует/программирует своего ребенка на принятие им идеи о том, что и шахматы есть некая странная "креакловская" деятельность.

На теории Сашка начал ерзать, ронять ручку, увлекаться видом из окна. Педагог сетовал на его неусидчивость. Я, прижимая руки к груди, ... ведь пассивное восприятие информации для детей такого возраста вещь малореальная. Наш учитель был неумолим, ведь школьники его нормально слушали, ну подумаешь, 3-4 года разницы! А 4 года - это вдвое старшие дети, на минуточку. Сашка начал гундеть, что он не хочет.

Кроме того, мамаша держит себя умнее педагога, у которого опыт взаимодействия с детьми несомненно более обширный. Она почему-то решила, что более формальная часть занятий требует обязательно пассивного внимания!

Иными словами, для нее перепутана ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ И АКТИВНОСТЬ ВНИМАНИЯ. Она считает, что если двигательная активность высокая, то и активация внимания высокая. Ну, а ежели двигательная активность низкая или отсутствует, то внимание будет только пассивным.

Иными словами, для нее не существует представления об активности внутреннего внимания.

Re: ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ vs АКТИВНОСТЬ ВНИМАНИЯ.

Поясните, пожалуйста, мысль о том, что манипуляции с шахматными фигурами не имеют отношения к игре в шахматы.

Также буду признательна, если Вы сочтете возможным перестать использовать термин "мамаша". Спасибо за внимание.

Поясните, пожалуйста, мысль о том, что манипуляции с шахматными фигурами не имеют отношения к игре в шахматы.

Вам следует подождать, когда я закончу с проходом по всему разбираемому тексту.

Также буду признательна, если Вы сочтете возможным перестать использовать термин "мамаша". Спасибо за внимание.

Стоит отметить, что в этом месте мы не занимаемся вашей психотерапией.

Что же касается номинации "мамаша", то в российской/русскоязычной традиции это вполне корректное бытовое обращение одного взрослого человека к незнакомой ему матери некоего ребенка.

Re: ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ vs АКТИВНОСТЬ ВНИМАНИЯ.

Смотрите. С шахматами мамаша создала ситуацию в точности что и с флейтой. И этот шахматный преподаватель показывает ребенку, что манипуляции с фигурами не имеют никакого отношения к реальной игре "в шахматы".

Хм, тогда все так называемые "мнемонические" техники делают "не то".

Re: ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ vs АКТИВНОСТЬ ВНИМАНИЯ.

С каждой мнемонической техникой следует разбираться отдельно.

Но, наиболее распространенный класс мнемонических техник, которые требуют просто генерировать различные побочные ассоциации к запоминаемым элементам, совершенно точно, просто мусорят память.

Просматривается транзактная игра

Просматривается транзактная игра
Перелом наступил быстро. Педагог, по его признанию, нечаянно увлекся и в 5 лет вломил Сашке тему для третьего класса. Там была какая-то навороченная комбинация с подготовкой. Час наш учитель сидел за шахматной доской, в одиночку переставляя фигуры и бормоча себе под нос.

Педагог давал "урок" ребенку на тему погружения в даун-тайм.

Минут через сорок даже я, старательно вникавшая, потеряла нить сюжета и словила себя на отключении мозгов.

Но, конструктивное длительное погружение в в даунтайм и для самой мамаши-матери является некоей проблемой. Десять минут сосредоточения зачетная пороговая величина.

Сашка шмыгал, стучал ногой по ножке стола, считал лепестки на герани, стоявшей на подоконнике, три раза просился в туалет и четыре - пить, а под конец сполз под стол, якобы нечаянно, и отказался вылезать. Я сочла себя обязанной встать на сторону учителя, внутренне понимая, что ребенок не виноват. Шикала на него, делала страшные глаза и призывала к порядку. И была тем самым неправа,

Если судить по словам матери, так ее требования к своему ребенку в этом месте занятий совершенно необоснованны. Внезапный (и м.б. только во второй раз - первый с флейтой) переход от свободного вариабельного самовыражения актуальной активности ребенка. Которая, скорее всего в большей мере есть внешняя. Типа такого детского аптайм.

На следующее занятие мы ехали со слезами, стучали ногой, снова шикали, не смотрели на доску. Потом начался саботаж. В тренировочных партиях Сашка глумливо стал играть очень плохо. Занятия зашли в тупик. Преподаватель сказал, что насильно он заниматься не хочет. Сашка был с ним полностью солидарен. Было безумно жаль, но на этом мы тепло распрощались.

Хм, угадывается тонкий момент. Кажется, мамаше нравится, что ее сын создал проблему для преподавателя.


Edited at 2014-04-05 03:51 pm (UTC)

Вектор увлечений = неуправляемой творческой части

Через две недели Сашка сказал, что хочет заниматься чем-нибудь другим, могу я его записать? Он хочет... в шашки!! Ну то есть понимаете, да? Вектор увлечения сохранился, но за шахматы - больше ни за что!

Сформирован вектор увлечений, который отличается следующими свойствами:

--искать все новые формы занятий
--ни на одном занятии категорически не задерживаться
--категорически не погружаться в даунтайм

...вектор увлечений = неуправляемой творческой части, вся активность которой должна быть внешняя/поведенческая.

Edited at 2014-04-05 04:02 pm (UTC)

Некие невербальные сигналы мамочки по поводу занятий

Некие невербальные сигналы мамочки по поводу занятий
На реабилитационный период ушло полтора года. Первые полгода из них мальчишка не хотел играть даже дома, а ведь раньше на это уходило все свободное время. Потом оттаял, начал иногда поигрывать с дедом, а еще через год захотел в шахматную секцию, где он будет играть с другими ребятами. Полгода был энтузиазм, первая победа в турнире, а потом я, замучавшись возить его через весь город, перевела его в другой шахматный клуб. Нам повезло попасть к хорошему тренеру. К очень хорошему. У хорошего тренера оказался очень серьезный подход. Занятия четырежды в неделю, на дом - задачи-задачи-задачи. По объему - столько же, сколько задают в школе по всем предметам сразу, а нам много задают. Первые две недели Сашка сидел с энтузиазмом, потом начались уговоры, нежелание, сопротивление, вопли. Чем дальше - тем больше.

Здесь кажется, что все дело только в отказе от домашних занятий.

Но, все дело в том, что дома за занятиями наблюдает мамочка. Ребенок вполне играл с дедушкой. А вот рядом с мамой он получает от нее некие (невербальные?) сигналы и тут наступает стоп.

Детдомовские + из многодетных


Не прошло и 20 абзацев, как я добралась до сути. Итак, дилемма: пахать и хорошо расти, либо не напрягаться, поигрывать на занятиях в свое удовольствие, вместо задач пинать балду и мячик, но тогда уж не роптать, глядя, как тебя обгоняют твои товарищи, шедшие с тобой нога в ногу.

Пахать - не напрягаться это у кого такая дилемма? У матери? У ее сына такой дилеммы точно нет. Просто, потому что ему рановато такую д. осмыслять. Такую д. осмысляют дети его возраста:

--старшие дети в многодетных семьях
--детдомовские

Мощь материнских амбиций

Ну то есть возникает тема честолюбия, да? С тренером все понятно. С самим Сашей тоже все достаточно просто: как бы так не работать, но чтоб в турнирах грамоты и медали. Самая, на мой взгляд, интересная тема - это честолюбие родителей. У родителей с хорошо развитым честолюбием не возникает вопросов, заставлять ли пахать ребенка. У них возникает вопрос, как заставить ребенка пахать побольше. Честолюбивый родитель - мечта любого хорошего тренера.

Честолюбием пропущенные уроки усердия не скомпенсировать ни у маленького мальчика, ни у взрослого человека.

На этом месте стоит хорошенько покопаться в себе. Да, я честолюбива, мне бы хотелось не только развития мозгов, но и объективных подтверждений этого процесса. И когда они есть, я с удовольствием тут хвастаюсь. С другой стороны, я понимаю, что заставлять ребенка пахать, обслуживая собственное честолюбие - не очень-то честно. "Если у вас есть амбиции по поводу достижений вашего ребенка, то это ваши непролеченные комплексы, прорабатывайте их самостоятельно, не трогайте детей", - говорят психологи, и я признаю их правоту. Поэтому я готова приложить усилия и притоптать свое шахматное рвение.

Ну, здесь все честно. Но, это комплекс у взрослого человека, а не у его ребенка.

Потому что если я их не притопчу - то я начну прививать ребенку амбициозность. А надо ли? С точки зрения психологии, амбициозность - это некий перекос здоровой психики. Начнется потом постоянное сравнение себя с другими, комплекс отличника, переживания, если вдруг кто лучше тебя, потребность постоянно кому-то что-то доказывать.

Ну, вопрос поставлен несколько кокетливо/не правильно.

Мамаша не может не перекашивать психику своего ребенка, непроизвольно прививая ему некую амбициозность.

С другой стороны, мне кажется, есть некая здоровая амбициозность, которая на пользу. Которая заставляет двигаться вперед, достигать чего-то. А то индивидуумы с неперекошенной здоровой психикой так и сидят спокойно в 40 лет на почетной должности старшего помощника младшего секретаря, и норм. Амбициозность, которая заставляет иногда пахать, а не заниматься только тем, что приятно. Которая позволяет достигать успехов в том, что интересно - и от этого становится еще интереснее. Потому что у меня есть знакомые, которые даже в том, что жутко увлекает, не могут преодолеть неких рубежей, требующих приложения сил.

И это истинно так. В совковые времена в многолетнем исследовании психологических параметров, которые коррелируют с повышенной успеваемостью в НГУ был найдет только один такой показатель. Скорее, он социологический. Студенты из неполной семьи при матерях с незаконченным высшим/техническим средним образованием - вот кто в 86% процентах учился только на отлично. Они исполняли материнские амбиции.


Edited at 2014-04-05 04:51 pm (UTC)

Re: Мощь материнских амбиций

Ну, здесь все честно. Но, это комплекс у взрослого человека, а не у его ребенка.
А вот обсуждение идет в разделе "Рефрейминг" -- вы указываете на возможность рефреймирования честолюбия мамы?

Любой результат = неограниченные ресурсы времени + тех


Ну, теоретически все можно сделать при задействовании неограниченных ресурсов времени и техник.

"Тяга" vs формирование компетенции

Значит, все-таки нужно приучать ребенка пахать? Просто пахать? Чтоб умел это делать? А если снова отобьем тягу к шахматам? Может, он еще мал, чтобы пахать? А с другой стороны - сейчас не приучу - вдруг в 10 лет я его уже не оседлаю... Там такой характееееер....

Родительницей задается странная дилемма: "тяга" к шахматам противопоставляется закономерно возникающей необходимости работать для выработки полноценной компетенции/навыка игры в шахматы.

А если, приучая пахать без его внутренней потребности к этому, я скачусь на вот такие вот сценарии: (пара иллюстраций с форумов)

Еще раз. Взрослая тетя не знает, по видимому, на уровне своего личного опыта, что внутренняя потребность в определенном занятии/деле гармонично заполняет и все необходимые длительные (длинные - как мы это называем в метапрактике) практики, которые сопровождают разворачивание ПРОСТО ИНТЕРЕСНОГО ЗАНЯТИЯ/ДЕЛА В НАВЫКИ И КОМПЕТЕНЦИИ.


Edited at 2014-04-12 12:56 pm (UTC)

Разумный баланс

"У многих знакомых такие вот развитые с горшка дети к подростковому возрасту не хотят уже ничего. Им уже ничего не интересно. Школа напрочь убила жажду знаний, оставила только рутину.

Как педагог и школьный психолог, как человек, который детстве и далее прошел через более чем достаточное количество спортивных секций, кружков, студий и пр. Могу засвидетельствовать с двойной точностью профессионально и лично.

То, что мамаша называет "жаждой знаний, на самом деле является некоей формой эээ "первичного интереса" или можно так назвать: "жаждой развлечений".

Так что для чего-то путного жажда знаний должна быть еще сформирована в ЖАЖДУ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

В преобладающем большинстве случаев для преобразования ж. знаний в ж. и навыки познавательной деятельности требуется специальная учебная практика, ибо само собой первое во второе не превращается.

И обратная сторона картины, которая показывает, что в контексте родительских/педагогических вывертов, в которых ж. знаний-развлечений неумеренно раздувается, становится большой проблемой формировать уравновешивание гипертрофированных ж. знаний-развлечений жаждой и навыками познавательной деятельности.



Edited at 2014-04-12 02:37 pm (UTC)

Профанация раннего развития. Гипертрофия воображения.


Кружки и секции - тоже рутина, выбранная папой с мамой. Вроде бы все хорошо, внешне и для чужих людей, а в семье разлад. Родители столько вложили, а сын или дочь не ценят. И самое интересное, что нет никакой разницы, начал ребенок учить английский в 3 года или в 10 лет. Годам к 14 при интенсивных занятиях у обоих результат одинаковый. С математикой так же. Значит, 7 лет ребенка мучили зря? Для чего это раннее развитие, просто дань моде? Желание молодой мамы хоть куда-то выбраться, где у людей головы больше небольшого мячика? Как говорил один из наших преподавателей: "Чем раньше вы ребенка начинаете развивать, тем быстрее вы его старите."

Нет никаких проблем в профессионально исполненном раннем развитии ребенка.

Есть огромные и местами отвратительные проблемы в результате коммерческой и прочей спекуляции на "раннем развитии" в исполнении педагогической попсы и эээ неумеренных родителей.

В метапрактике мы углубленно разбираем близкую тему гипертрофированного развития детского воображения, которое систематические практикуется во многих/во всех формах/вариантах раннего развития.

Кстати, гипертрофированное детское воображение имеет очень характерные поведенческие проявления, которые в значительной мере совпадают с тем, что описывает про своего сына мама, заметку которой мы анализируем.

Воображение -> Характер -> Личность


"Детям нужно хотя бы иногда побыть детьми, глупостями всякими детскими позаниматься, а то в нынешних реалиях в приличных семьях дети точно с горшка всем должны. Понятно, что когда, как трава полевая, растут, тоже ничего хорошего, но и слишком уж давить тоже нехорошо. В какой-то момент может что-то щелкнуть и все, ребенок ничего не хочет. У знакомых ребенка так растили, чемпион всего и вся, отличная гимназия, престижный ВУЗ, а как почувствовал, что мама расслабилась и ослабила хватку, т.к. вроде взрослый уже, в институте учится, так мальчик забрал документы и уехал в Тибет. Видела его фотки в тюбетейках и рыжих тряпках. Семья в шоке, кто будет рулить папиным бизнесом?!"

Описано типичное поведение человека с гипертрофированным воображением. С возрастом оно порождает специфические характерологические черты и формирует личность в целом.

Мотивационное насилие. Активная магия мотивации

Меня саму мама 6 лет заставляла заниматься бальными танцами. Мне не нравилось, я мечтала бросить. Я бесилась от того, что меня вынуждают. Через семь лет я достаточно подросла для того, чтобы разыграть (правдоподобно для мамы) причину, по которой я не могу заниматься, и дело якобы не во мне. И вот теперь я имею к маме по этому поводу только один вопрос: "ЗАЧЕМ???!!!". Шесть лет. ШЕСТЬ. ЛЕТ.

Ну, а теперь мамочка перескочила на свои проблемы. Они определяются словами мотивационное насилие.

Чтобы ее сын не повторил ее "трагическое" детство-юность, они впала в другую крайность. Она, фактически, потворствует/провоцирует у ребенка его быструю потерю мотивации ко всему, чем он начинает интересоваться.

Потом был спорт. Мама была уже ни при чем. Школьный физрук сдал меня серьезному тренеру. Меня никто не спрашивал. Мне просто сказали - в среду приходишь в манеж к трем, форма с собой. И взяли в оборот. Об удовольствии или интересе там речь вообще не шла. Пахота, пахота, пахота. Иногда я пыталась бросить. Тогда в школе меня находило тренерское начальство, говорило в сторонке с учителями, кося на меня, просило обеспечить явку. Я считалась перспективной девочкой. В школах тех лет был тоталитарный режим. Тоном, не допускающим обсуждения, мне говорили прийти в среду в трем. Я брала форму и шла. Семь лет. СЕМЬ. ЛЕТ.

Мотивационное насилие.

От спорта я хотя бы вынесла пользу. Не хорошую спортивную форму, нет. Хотя, кто знает, может, она у меня до сих пор хорошая благодаря. От спорта я вынесла закалку духа. Когда больше всего на свете хочется упасть и сдохнуть - стискиваешь зубы и говоришь себе: "Я МОГУ". И прибавляешь. Такая штука в экстремальной ситуации может помочь выжить. Но ведь в жизни такой ситуации может и не случиться. Стоит ли это семи лет? Я не знаю. Наверное, нет. Наверное, да.

Да или нет?

Re: Мотивационное насилие. Активная магия мотивации

Ну и да, вот это умение впахивать и не жалеть себя - оно пригодилось, многократно. Параллельно со спортом была художественная школа. Я записала себя туда сама. Я ее обожала. Задавали очень много на дом. Вопрос о том, чтобы меня кто-то заставлял все это делать, не стоял вообще. Я проучилась шесть лет, потом я ее просто окончила. Шесть прекрасных лет, как быстро они пролетели. Как тепло я их вспоминаю.

Итак, мы видим, что с мамашей в жизни все в порядке. Мотивационное насилие ее детства подарило ей мощный жизненный ресурс, в формировании которого она отказывает своему сыну.

Но тут опять подкрадываются сомнения с форума: "Ну вот например Мария Монтессори. Только имейте в виду, что в школах с обучением по этой методике детишкам будет весело, хорошо и комфортно, ну просто гипер-счастливое детство, только потом забудьте нафиг про какие-то 80 на ЕГЭ по математике, физике и так далее. Нафиг! Или будет альтернатива - нафиг всю эту Монтесори вместе со всей педагогикой ненасилия и сажаем за учебники чадо, которое никто и ничем никак не напрягал и воспитывал в согласии с природой."

И монтессори, и безыскусное мотивационное насилие есть две крайности. А истина где-то между ними в точке золотой середины.

Так надо ли приучать детей пахать? Через их "не хочу"? С какого возраста? Какими средствами добиваться? Или, если заходит речь о пахоте, - это просто не то занятие? "Выберите себе занятие по душе - и вам не придется работать ни дня"?

Однажды, в частной школе на родительском собрании 8 класса, в остром конфликте меду педагогами и родителями, потому педагоги требовали заставлять старшеклассных балбесов учиться, но родители огрызались, что за проплаченные за учебу деньги педагоги отвечают за поддержание в тонусе учебной мотивации, - педагоги, но не родители... И вот в этом споре/конфликте я взял слово и заявил следующее:

(а) и педагоги и родители должны четко понимать, чему в отношении мотивации они должны учить школьников
(б) а учить они должны простой/архиважной жизненной правде - в жизни в большинстве случаев мотивации В ПЕРВЫЙ МОМЕНТ НЕ ХВАТАЕТ
(в) но, мотивацию можно "приманить" некими "магическими" жизненными приемами/действиями
(г) и первым таким действием является принятие на себя ответственности за ОЖИДАНИЕ МОТИВАЦИИ. Ее в начале мало или даже нет, но если ее ждать + делать еще кое-что, то она появляется

...так что тот кто саботирует ожидание мотивации, тот должен быть "наказан". А это могут быть и сами родители, и педагоги, и дети.


Edited at 2014-04-12 03:30 pm (UTC)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account