?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Моделируем мышление (1) Системное мышление vs мышление системами
П
metanymous wrote in metapractice
Пришла ко мне рассылка одного из центров НЛП. Продают семинары по системному мышлению, обещают научить системно мыслить. Кибернетическая парадигма, обратная связь. Со времён Грегори Бейтсона в НЛП, увы, в этой части ничего не изменилось.
http://ailev.livejournal.com/1173114.html


--(dmitry_thinker) Вы не могли бы подсказать (хотя бы ссылкой на Ваши посты), что можно почитать современного (на русском или английском языке) про системное мышление, что могло бы обогатить НЛП? То есть что-то сверх кибернетической парадигмы.
http://ailev.livejournal.com/1173114.html?thread=12528762#t12528762
--(ailev) Да хоть мою книжку по системноинженерному мышлению, она на русском:



Системноинженерное мышление в управлении жизненным циклом
http://techinvestlab.ru/files/systems_engineering_thinking/systems_engineering_thinking--TechInvestLab_2014.pdf






  • 1

Ролевое "системье"

Театральная метафора.

Деятельность -- это в чём-то повторяющиеся работы с похожими объектами. Деятельность ведут стейкхолдеры с системами. Одно уникальное действие -- это не деятельность. Один конкретный человек -- это не стейкхолдер. Деятельность мы описываем как бы "безлично", в культурно-обусловленных типах участвующих объектов, субъектов, действий/операций.

Проще всего обсуждать деятельность как своего рода театральную пьесу, которую разыгрывают по ролям в разных театрах. Несмотря на огромную разницу в интерпретации этих ролей актёрами и их режиссёрами в разных театрах, и даже в одном театре в разные дни, всё-таки есть огромный смысл обсуждать сами пьесы ("методологическую действительность", methodology realm), а не только их отдельные исполнения ("действительность предпринятия", endeavour realm). Театральная метафора сравнивает деятельность с пьесой, практики и даже целый метод -- со сценарием этой пьесы. Пьеса играется много раз, деятельность повторяется много раз -- хотя каждое исполнение пьесы и каждое действие в чём-то уникальны, но мышление экономится за счёт "выноса за скобки" всего того, что повторяемо.

Знание принципов освобождает от знания фактов (тут можно указать на интересную книжку "Программистский камень" http://progstone.narod.ru/reciprocality/r0/index.html -- там людей делят на "картостроителей" и "паковщиков" ровно на этом основании: строят ли они карту "принципов", или запоминают каждый отдельный встреченный маршрут, т.е. знают много фактов и их "двадцатилетний опыт работы -- это однолетний опыт, повторённый двадцать раз").

Программка в театре содержит важнейшую информацию: "действующие лица и исполнители".
Действующие лица -- это вдумчивый Принц Гамлет и безумная Офелия.
Исполнители -- это актёр-стажёр Вася Пупкин в утренних спектаклях и народный артист Василий Петрович Черезколеноногузадерищенский в вечерних спектаклях, плюс Елена Ефимовна во всех спектаклях, и она не болеет и не замещается.

Когда говорим о стейкхолдере, то всегда имеем ввиду ту пьесу, которую он играет (ту деятельность, которой стейкхолдер занимается), т.е. стейкхолдеры -- это всегда "действующее лицо", роль.

*Конечно, в реальной жизни мы видим только исполнителей -- конкретных актёров, а не "роли". Но обсуждаем мы исключительно роли, если только речь не идёт о качестве исполнения!

Re: Ролевое "системье"



Кто говорит фразу "быть или не быть?". Принц Гамлет, или Вася Пупкин? На момент исполнения роли оба они -- один и тот же объект, только называются по-разному и мы обращаем в зависимости от этого внимание на разные свойства этого объекта. Когда речь идёт о "действующем лице", то мы обращаем внимание на текст и сюжет пьесы, а когда речь идёт об "исполнителе", то на качество исполнения и доступность исполнителя в момент спектакля.

Мы всегда можем указать Васе Пупкину, что он плохо выучил роль, или играет чужую роль и всяко по-другому дать понять, что "ты не прав, Вася", если нам известна пьеса, которую он играет. Если пьеса неизвестна, то мы не можем понять -- прав, или не прав Вася в своих действиях.

Мы можем даже потребовать заменить актёра-исполнителя (безвестного Пупкина на талантливого народного артиста Черезколеноногузадерищенского), но обычно не можем потребовать заменить действующее лицо (вместо Принца Гамлета вдруг потребовать вставить в пьесу Бармалея и Бэтмена). Это огромное достижение цивилизации: роли культурно-обусловлены, а исполнители привносят в них личное -- и это сливается в одно "исполнение роли".

Упражнение: пометьте, что неправильно в списке стейкхолдеров (помним, что стейкхолдер -- это как один человек, так и группа, так и организация):

1. Системный архитектор
2. Инженер по требованиям, А.К.Щеплынтов
3. Разработчик подсистемы Z, завод "Тепломонтажагрегатика".
4. Завод "Промпереработка"
5. Геннадий Павлович
6. Пятый цех.
7. Жители района строительства атомной станции.

Подсказка: используйте шаблон "действующее лицо -- исполнитель" (при этом действующее лицо должно быть понятно названо для того, кто не знает исполнителя и тех ролей, которые он обычно играет. А исполнитель-- про него полезно знать, но он необязателен для многих и многих обсуждений).

Ещё подсказка: стейкхолдеры в проекте должны быть представлены (например, если речь идёт о 10 тысячах потенциальных покупателей продукта, нет возможности работы команды сразу с 10 тысячами человек, но есть возможность работать с представителем этой группы стейкхолдеров -- а иногда такого представителя сочиняют по "методу персонажей", который уже упоминался).

  • 1