?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Flag Next Entry
Кунсткамера MetaPractice6
metanymous wrote in metapractice
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ КУНСТКАМЕРЫ
1704–1718 гг. Указы Петра I "О приносе родившихся уродов, так же найденных необыкновенных вещей" (Полное собрание законов Российской империи, т. IV, СПб., 1830, №№ 1964, 3159 и др.). Первоначально личные коллекции Петра I и коллекции по анатомии и зоологии хранились в Аптекарской канцелярии http://www.kunstkamera.ru/history/index.htm

В кунсткамере MetaPractice собираются удивительные нлп-образчики. В кунсткамере MetaPractice нас не интересует авторство, но только удивительная природа процессов, породивших выставленные чудеса.
http://community.livejournal.com/metapractice/34865.html

http://community.livejournal.com/metapractice/28941.html
http://www.livejournal.com/community/metapractice/21969.html
http://www.livejournal.com/community/metapractice/15651.html
http://www.livejournal.com/community/metapractice/10580.html


  • 1

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ

Что такое моделирование?

Что такое моделирование?
Словарь Уэбстера определяет модель как «упрощенное описание сложного явления или процесса»; примером может послужить компьютерная модель системы кровообращения и дыхательных путей. Этот термин является однокоренным с латинским словом modus, которое означает «образ действий либо существования; метод, форма, манера, привычка, способ или стиль».
Если быть более точным, то слово «модель» происходит от латинского modulus, означающего «уменьшенный» вариант изначального способа. Так, «модель» объекта обычно представляет собой миниатюрную версию или репрезентацию этого объекта. Действующая модель (например, машины) обозначает нечто, способное выполнять ту же работу, что и сама машина, но в меньшем объеме.
Понятие «модель» со временем стало обозначать также «описание или аналогию, используемую для того, чтобы облегчить визуализацию чего-либо (например, атома), недоступного непосредственному наблюдению». Этот термин может использоваться также для обозначения «системы постулатов, данных и выводов, формального описания некого явления или положения вещей».

Таким образом, миниатюрный поезд, карта расположения основных станций или расписание поездов являются примерами различных моделей железнодорожной системы. Они служат для имитации того или иного аспекта настоящей системы, а также предоставляют полезную информацию, позволяющую повысить успешность взаимодействия с этой системой. С помощью игрушечной железной дороги, к примеру, можно оценить поведение поезда в тех или иных физических условиях. Карта важнейших железнодорожных станций позволяет наиболее эффективно построить маршрут для путешествия в тот или иной город. Расписание поездов можно использовать, чтобы рассчитать время, которое потребуется на это путешествие. С этой точки зрения, основную ценность любого типа модели представляет ее полезность.

Обзор моделирования в НЛП

Обзор моделирования в НЛП

1 Моделирование поведения включает в себя наблюдение и описание эффективных механизмов, лежащих в основе выдающихся достижений любого рода.

2 В процессе моделирования сложное событие или серия событий разбиваются на меньшие части, позволяющие тем или иным способом воспроизвести исходный объект.

3 Задача моделирования поведения заключается в том, чтобы создать практическую карту, или «модель», данного поведения, которую любой желающий мог бы использовать для подражания или воспроизведения какого-либо аспекта этого поведения.

4 Цель моделирования поведения — установить наиболее значимые элементы мышления и действий, необходимые для того, чтобы достичь определенного результата или реакции. Вместо коррелятивных или статистических данных модель того или иного поведения предоставляет описание действий, необходимых для достижения подобного результата.

5 Направление, которое получило название «нейро-лингвистическое программирование», возникло из моделирования человеческого поведения и процессов мышления.

6 Моделирование в НЛП подразумевает выявление психических стратегий («нейро») данного человека путем анализа его речевых паттернов («лингвистическое») и невербальных реакций. Из результатов подобного анализа складываются пошаговые стратегии и приемы («программирование»), которые могут быть использованы для передачи данного навыка другим людям, а также для применения его в других контекстах.

7 Фактически НЛП началось с того, что Ричард Бэндлер и Джон Гриндер смоделировали языковые и поведенческие паттерны работ Фрица Перлза (основателя гештальт-терапии), Вирджинии Сатир (основателя семейной терапии и системной терапии) и доктора медицины Милтона Эриксона (основателя Американского общества клинического гипноза). Первые техники НЛП являлись производными от ключевых вербальных и невербальных паттернов, которые Гриндер и Бэндлер обнаружили в поведении выдающихся психотерапевтов.

8 В названии первой книги на эту тему — «Структура магии» — отразился тот факт, что явления, кажущиеся волшебными и необъяснимыми, часто обладают глубинной структурой, которую можно раскрыть, понять и передать другим людям, так что использовать ее на практике смогут не только придумавшие ее «мудрецы». НЛП представляет собой механизм, с помощью которого релевантные элементы поведения этих выдающихся людей были выявлены и затем сведены в действующую модель.

9 В НЛП созданы техники и понятия, позволяющие идентифицировать и описывать паттерны вербального и невербального поведения, т. е. ключевые аспекты того, что люди говорят и делают. Основные задачи НЛП — моделировать специфические или исключительные способности для их последующего усвоения другими людьми. Смысл этого вида моделирования заключается в том, чтобы наиболее продуктивным и обогащающим путем воплотить в жизнь то, что удалось заметить и описать.

Re: Обзор моделирования в НЛП

10 Средства моделирования в НЛП позволяют идентифицировать специфические, воспроизводимые паттерны в языке и поведении людей, достигших успеха в той или иной деятельности. Несмотря на то, что в основном произведенный в НЛП анализ деятельности этих людей основан на непосредственном наблюдении и слушании, немало полезной информации о человеке содержится и в написанных ими книгах.

11 Задача моделирования в НЛП заключается не в том, чтобы найти единственное «правильное» или «истинное» описание процесса мышления того или иного человека, но в том, чтобы составить инструментальную карту, которая обеспечила бы практическое применение смоделированной стратегии.

12 Инструментальной называется та карта, которая позволяет нам действовать наиболее эффективно. «Точность» или «реальность» карты уступают по значимости ее «полезности».

13 Таким образом, инструментальное применение моделей когнитивных стратегий или форм поведения человека (или группы людей) подразумевает воплощение их в структуры, которые можно использовать для какой-либо практической цели. Эта цель может быть сходной или отличаться от той, которую ставил перед собой сам человек (или группа людей).

В частности, среди распространенных вариантов моделирования можно выделить следующие:

1. Лучшее понимание какого-либо явления за счет углубления «метапознаний» о лежащих в его основе процессах, затем, например, чтобы суметь научить этому другого человека или использовать новое знание в качестве вспомогательного средства.

2. Повторение или улучшение результатов выполнения тех или иных действий (например, в спорте или в управлении) за счет определения конкретных шагов, предпринимаемых опытными специалистами или связанных с достижением максимального успеха. В этом заключается суть одного из направлений деятельности организаций, названного «воссозданием рабочего процесса» (business process reengineering).

3 Достижение специфического результата (например, обучение грамоте или успешное лечение фобий или аллергии). В этих случаях нередко более эффективным оказывается не моделирование деятельности отдельно взятого человека, а создание техник, основанных на моделировании целого ряда успешных примеров.

4. Выделение и/или формализация какого-либо механизма с целью применить его к другому содержанию или контексту. Например, эффективную стратегию руководства спортивной командой можно применить в бизнесе, и наоборот.
В каком-то смысле на процессах такого рода основано развитие научного метода, где стратегии наблюдения и анализа, разработанные для одной области исследования (например, для физики), применяются и в других областях (например, в биологии).

5. Использование моделируемых процессов в качестве источника вдохновения для создания чего-либо, основанного на них. Хороший пример этого явления — Шерлок Холмс, дедуктивный метод которого Артур Конан Доил построил на диагностических методах своего преподавателя по медицине Джозефа Белла.

Моделирование глубинных и поверхностных структур

Моделирование глубинных и поверхностных структур

1 Многие принципы и понятия НЛП как средства создания моделей вербального поведения берут начало в области трансформационной грамматики (Chomsky, 1957, 1965), один из главных принципов которой гласит: доступные наблюдению поведенческие проявления, обороты речи и реакции есть поверхностные структуры, которые являются результатом воплощения в реальности глубинных структур.

2 Иными словами, модели, которые мы создаем на основе окружающего мира с помощью нашего мозга и языка, являются не самим миром, а только его репрезентациями. Принцип трансформационной грамматики подразумевает существование в строении и организации любой кодирующей системы множества уровней, на которых расположены структуры различной глубины. Применительно к моделированию это означает, что для создания эффективной модели той или иной деятельности может оказаться необходимым исследовать различные уровни глубинных структур, лежащих в ее основе.

3 Более того, различные поверхностные структуры могут быть отражениями одних и тех же глубинных структур. Для эффективного моделирования часто бывает важно изучить многочисленные примеры поверхностных структур, чтобы лучше понять или идентифицировать продуцирующие их глубинные структуры.

4 Еще один аспект взаимосвязи между глубинными и поверхностными структурами — различие между «процессом» и «результатом». Результаты на поверхностном уровне отражают порождающие их более глубокие и менее ощутимые процессы. Таким образом, «глубинные структуры» являются скрытым потенциалом, который проявляется в конкретных поверхностных структурах в результате ряда преобразований. Этот процесс включает в себя избирательное разрушение, равно как и избирательное конструирование данных.

5 В этом отношении одна из основных проблем моделирования порождается тем фактом, что движение от глубинных структур к поверхностным подвержено влиянию процессов обобщения, опущения и искажения информации. То есть в ходе преобразования глубинной структуры в поверхностную какая-то часть информации неизбежно теряется или искажается. В языке, к примеру, эти процессы имеют место при переходе глубинных структур (зрительных, слуховых и осязательных образов, а также других сенсорных репрезентаций, хранящихся в нервной системе человека) в поверхностные (слова, знаки и символы, которые мы выбираем для описания или воспроизведения нашего первичного сенсорного опыта). Ни одно вербальное описание не способно в полной мере или абсолютно точно воспроизвести идею, которую оно выражает.

6 Как указывалось выше, в поверхностной структуре проявляются те аспекты глубинной структуры, для которых восстановлено достаточное количество звеньев, утраченных в процессе опущения, искажения и обобщения. Глубинная структура обладает скрытым потенциалом для того, чтобы в Результате ряда преобразований она проявилась в какой-либо поверхностной структуре. Одна из задач моделирования -идентифицировать достаточно полный набор преобразований, чтобы глубинная структура получила соответствующее полезное выражение.

Уровни моделирования

Уровни моделирования

Создание эффективной модели того или иного поведения или поступка требует большего, чем имитация. В зависимости от цели моделирования для достижения желаемого результата может понадобиться информация нескольких различных уровней. Например, в моделировании человека для нашего исследования открыт целый ряд аспектов, или уровней, разнообразных систем и подсистем, в которых действует этот человек.

На одном уровне, в частности, можно рассматривать влияние социального и географического факторов (окружения) на данного человека или того, когда и где он осуществляет свою деятельность. То есть можно оценить внешний контекст: например, состояние рынка, природные условия, место работы и т. д. Кроме того, можно исследовать как макроокружение, так и микроокружение. Микроокружение включает в себя специфическую локализацию в пространстве, например, офис данного человека, конкретное здание, класс для занятий, завод и т. д. Макроокружение составляют естественная среда в целом, социальные контексты, события в обществе и т. д. В дополнение к влиянию этих видов окружения на человека можно исследовать влияние и воздействие, которые сам человек может оказать на окружение.

На другом уровне исследованию подлежат определенные виды поведения и действия, в которые вовлекается данный человек в ходе своей деятельности, т. е. что именно делает этот человек в своем окружении. Каковы конкретные примеры работы, взаимодействия или общения, связанные с его сослуживцами, проблемами или целями? Как и на уровне окружения, можно сосредоточить внимание на микроповеденческих или макроповеденческих паттернах. Макроповедение включает в себя общие паттерны общения, работы, стиля и т. д. Микроповедение — это более детализированные и специфические действия, в том числе конкретное поведение во время выполнения заданий, повседневные обязанности, привычки и т. д. »

Можно оценить также интеллектуальные и когнитивные стратегии и способности, которые необходимы для выполнения действий внутри идентифицированного окружения, т. е. как человек продуцирует поведение в данном контексте. На макроуровне способности включают в себя общие стратегии и навыки, такие как обучение, память, мотивация, принятие решений и креативность. На микроуровне исследование умственных способностей человека включает детализацию того, как человек использует микрокогнитивные паттерны — визуализацию, внутренний диалог или диалог с самим собой, а также сенсорные каналы — в ходе реализации конкретного поведения или выполнения задания.

Моделирование способностей

Моделирование способностей

1 Большинство процессов моделирования в НЛП сосредоточены на уровне способностей, уровне «как». Способности связывают убеждения и ценности с определенным поведением. Без ответа на вопрос «как» знание того, «что нужно делать» и даже «почему это нужно делать», теряет всякий смысл. Способности и навыки обеспечивают связи и «рычаги», позволяющие проявляться нашему видению, идентификации, ценностям и убеждениям в виде действий в том или ином окружении.

2 Тот факт, что механизмы моделирования в НЛП сфокусированы на способностях, не означает, однако, что они затрагивают только информационный уровень. Нередко для воспроизведения желаемой способности требуется весь гештальт убеждений, ценностей, самосознания и специфических поведенческих проявлений. В НЛП утверждается, что сосредоточение внимания на развитии способностей позволяет создавать наиболее практичные и полезные комбинации «глубинных» и «поверхностных» структур.

3 Важно помнить, что способности являются более глубокой структурой, чем определенные задачи или приемы. Приемы обычно представляют собой последовательность действий или мер, которые ведут к выполнению того или иного задания. В то же время навыки и способности на практике нередко оказываются «нелинейными». Конкретный навык или способность (например, способность «творчески мыслить» или «продуктивно общаться) может служить опорой для различных задач, ситуаций и контекстов. Способности требуют «произвольного доступа», благодаря которому человек сможет в любое время моментально воспроизвести тот или иной навык в условиях любой задачи, ситуации или контекста. Таким образом, вместо линейной последовательности этапов навыки организуются вокруг модели ТОТЕ, которая представляет собой петлю обратной связи между а) целями, б) многообразием средств, используемых для достижения этих целей, и в) основаниями для оценки успешности достижения этих целей.
ТОТЕ: минимальные требования для моделирования эффективных навыков и видов поведения
«Преследование будущих целей и выбор средств для их достижения есть признак и критерий наличия у наблюдаемого явления собственного интеллекта». Уильям Джемс, «Принципы психологии»'.

4 Моделирование в НЛП построено на основе ориентированной на цель петли обратной связи — TOTE (Miller, Gallanter and Pribram, I960). Аббревиатура TOTE расшифровывается как Test-Operate-Test-Exit (Проверка-Действие-Проверка-Выход).
Понятие ТОТЕ подразумевает, что все психические и поведенческие программы вращаются вокруг постоянной цели и разнообразных средств ее достижения.

5 Эта модель указывает на то, что в процессе мышления мы (осознанно и неосознанно) определяем цели и разрабатываем процедуру проверки того, достигнута цель или нет. Если цель еще не достигнута, мы действуем, чтобы с помощью изменений или каких-либо других средств приблизиться к желаемой цели. Когда критерии нашей проверки удовлетворены, мы переходим к следующей стадии.
Таким образом, функция любой отдельно взятой части поведенческой программы заключается в том, чтобы проверить информацию, поступающую от органов чувств, оценить свои успехи или приступить к действиям, позволяющим изменить какую-либо часть актуального переживания так, чтобы она смогла удовлетворить критериям проверки и можно было бы перейти к следующей части программы.
Проверкой успешности «руководства», к примеру, может служить «выгодность» того или иного проекта. Если проект. приносит мало выгоды, руководитель вынужден действовать, принимать меры в попытке превратить проект в более доходный или предлагать более приемлемый вариант проекта.

Уровни сложности навыков и способностей

Уровни сложности навыков и способностей

Следует принимать во внимание, что способности сами по себе обладают различной природой и уровнями сложности. В попытке смоделировать свойственные выдающимся людям цели, обоснования, действия и реакции на затруднения (элементы ТОТЕ) важно учитывать, на какие уровни они могут быть направлены. К примеру, «цель» можно сформулировать в терминах специфического поведения, например «произвести двадцать единиц продукции к пятнице», или в терминах способностей: «совершенствовать наши способности в сфере решения проблем». На уровне убеждений и ценностей цель может быть сформулирована как «сделать акцент на качестве продукции». На уровне идентичности — «достичь статуса ведущего предприятия в нашей отрасли». Цель, определяемая в терминах «видения», может звучать так: «изменить способ общения людей друг с другом».

Очевидно, что различные уровни целей требуют обоснований и действий на различных уровнях. Разными будут и уровни проблем, которые возникнут на пути к их осуществлению. Фактически обретение мудрости и навыков для управления взаимоотношениями между различными уровнями процессов, вероятно, является одной из сложнейших задач любой эффективной деятельности.

Некоторые навыки и способности, на самом деле, состоят из других навыков и способностей. Способность «написать книгу» складывается из способностей, связанных со словарным запасом, грамматикой и орфографией языка, на котором человек собирается писать, равно как и со знаниями предмета, о котором будет книга. Эти способности нередко называют «встроенными ТОТЕ», «субпетлями» или «субнавыками», поскольку они представляют собой дробные части, из которых строятся более утонченные или сложные навыки. Способность к лидерству, например, состоит из множества отдельных навыков, связанных с эффективным общением, установлением раппорта, решением проблем, системным мышлением и т. д.

Таким образом, процесс моделирования сам по себе может быть направлен на различные уровни сложности тех или иных навыков и способностей (рис. 9).

Простые поведенческие навыки включают в себя специфические, конкретные, доступные непосредственному наблюдению действия, выполнение которых занимает короткий временной период (несколько секунд или минут). Среди примеров простых поведенческих навыков — выполнение танцевального движения, достижение определенного состояния, бросок мяча в корзину, наведение ружья на цель и т. д.

Простые когнитивные навыки включают в себя специфические, легко идентифицируемые и поддающиеся проверке психические процессы, выполнение которых занимает короткий временной период (несколько секунд или минут-). Среди примеров простых когнитивных навыков — запоминание имен, умение читать и писать, приобретение простого словарного запаса, создание мысленного образа и т. д. Подобные навыки мышления приносят легко поддающиеся наблюдению и измерению поведенческие результаты, а также непосредственную обратную связь.

Простые лингвистические навыки включают в себя распознавание и использование определенных ключевых слов, фраз и вопросов, например умение задавать специфические вопросы, распознавание и реакция на ключевые слова, пересмотр ключевых фраз или отказ от них и т. д. Применение этих навыков также доступно для непосредственного наблюдения и измерения.

Методология моделирования

Методология моделирования

Одним из стержневых элементов моделирования является методология сбора информации и определения значимых черт и паттернов, связанных с моделями ТОТЕ моделируемого человека.
В НЛП это получило название извлечения (elicitation). Несмотря на то, что традиционные формы сбора информации, такие как анкетирование и интервью, обеспечивают доступ к определенной информации, они оказываются не в силах определить неосознанные или интуитивные возможности человека. Кроме того, в них нередко имеют место предположения, а также опущение контекстуально-значимой информации.

В дополнение к анкетированию и интервью бывает полезно и необходимо внедрить в практику более активные методы информационного поиска, такие как ролевые игры, имитацию и «естественное» (real life) наблюдение за специалистами в соответствующем контексте.

Несмотря на то, что в методологию моделирования входят и интервью и анкеты, основная форма моделирования подразумевает интерактивное вовлечение человеческих «моделей» в примеры осуществления изучаемого навыка или действия. Таким способом можно получить информацию высочайшего качества и создать наилучшие возможности для запоминания самых практичных паттернов (точно так же художнику гораздо предпочтительнее работать с живым натурщиком, чем со словесным описанием).

Наиболее часто в НЛП используются следующие методы извлечения:

1) восстановление в памяти и переживание заново специфического эпизода, или

2) выполнение задания, которое предполагает или «включает» определенную способность, стратегию, ресурс или состоял по. К примеру, если человек является выдающимся оратором, его можно попросить

а) вспомнить, как он произносил ту или иную речь, или

б) выйти вперед и начать говорить.

Подобным образом, чтобы выявить творческий процесс человека, следует попросить его
а) вспомнить и заново пережить случай, когда ему удалось проявить максимум креативности, или
б) спонтанно сделать что-либо, используя творческий подход.

Преимущества первого метода, задействующего память, заключаются в том, что с его помощью человеку легче посмотреть со стороны на это переживание и поразмышлять над его структурой. Кроме того, если это переживание имеет неприятные аспекты, человеку будет легче диссоциироваться или «выйти» из этого эксперимента.
Недостатком является то, что человек может воспроизводить смешанные или загрязненные сигналы, поскольку ему приходится постоянно повторять процесс вспоминания. Он может входить и выходить в состояние воспроизводимого переживания, сбивая с толку неопытного наблюдателя. Также люди склонны в значительной степени фильтровать информацию (опускать, искажать и обобщать ее), поскольку они определяют, к чему следует осуществлять доступ и что открывать для других.

Преимущество второго метода заключается в том, что он дает более непосредственную, более качественную информацию относительно исследуемых и используемых переживаний и состояний. Здесь происходит меньше сознательной фильтрации переживания, следовательно, наблюдателю открывается большее количество спонтанных, неосознанных ключей.
Недостаток этого подхода — люди оказываются «в плену» у содержания переживания, им трудно размышлять о процессе или в достаточной мере осуществлять «метапознание». Может возникнуть и другая проблема, если во время выполнения задачи человек чрезмерно контролирует себя; в таких случаях люди чувствуют себя либо неловко, либо они диссоциированы от собственного опыта.

Еще одной широко распространенной и действенной формой извлечения является «как если бы». Этот процесс позволяет людям пренебречь текущим восприятием ограничений реальности и в большей степени использовать свое воображение. Здесь наша врожденная способность фантазировать и играть роли применяется для того, чтобы получить или создать требуемые реакции. Поведение «как если бы» — один из наиболее надежных способов извлечения ресурсов. Когда человек находится в затруднении или замешательстве, можно попросить его «вести себя так, как если бы он был уверен в себе • четко представлял себе ситуацию». Нередко это помогает осуществить доступ к скрытому потенциалу, который прежде не использовался.

Три основные позиции моделирования

Три основные позиции моделирования

Нередко моделирование требует от нас «двойного» или «тройного» описания того процесса или явления, которое мы пытаемся воссоздать. В НЛП выделяются три базовые позиции восприятия, с которых осуществляется сбор и интерпретация информации: первая позиция (собственная точка зрения человека), вторая позиция (восприятие ситуации с точки зрения другого человека) и третья позиция (рассмотрение ситуации с точки зрения незаинтересованного наблюдателя) (рис. 10). Все три перспективы чрезвычайно значимы для эффективного поведенческого моделирования.

Существует также четвертая позиция восприятия, которая подразумевает рассмотрение ситуации с точки зрения целой системы (или «поля отношений»), задействованной в ситуации.
Поскольку НЛП предполагает, что «карта не есть территория», «каждый строит собственную карту ситуации», а единственной «правильной» карты какого-либо переживания или события не существует, умение занять ту или иную позицию чрезвычайно значимо для эффективного моделирования деятельности. Восприятие ситуации или переживания с различных точек зрения позволяет человеку расширить свое понимание соответствующего события.


1 Моделирование из первой позиции заключается в том, чтобы попытаться сделать что-либо самостоятельно и исследовать способ, которым мы это делаем. Мы видим, слышим и чувствуем с собственной точки зрения.

2 Вторая позиция подразумевает, что мы ощущаем себя «в шкуре» моделируемого человека, пытаясь думать и действовать максимально приближенно к мыслям и поступкам другого человека. С помощью этого процесса мы можем интуитивно понять существенные, но неосознанные аспекты мыслей и действий моделируемого человека.
3 Моделирование с третьей позиции заключается в том, что мы отстраняемся от ситуации и наблюдаем моделируемого человека во взаимодействии с другими людьми (в том числе с нами), оставаясь незаинтересованным наблюдателем. В третьей позиции мы отказываемся от собственных оценок и уделяем внимание лишь тому, что воспринимают наши органы чувств, как мог бы это делать объективный ученый, наблюдая за тем или иным явлением через телескоп или микроскоп. Четвертая позиция предполагает своего рода интуитивный синтез всех этих ракурсов с целью получить полный «гештальт».

Имплицитное и эксплицитное моделирование

Имплицитное и эксплицитное моделирование

Действия на основе навыка можно описать как функцию двух базовых измерений: осознание (знание) и компетентность (действие). Возможна ситуация, в которой человек знает или понимает суть некоторой деятельности, однако не способен осуществлять ее (осознанная некомпетентность). Может быть и так, что человек способен хорошо выполнять некоторые действия, но не понимает, как это делается (неосознанная компетентность). Владение навыком в совершенстве подразумевает как способность «делать то, что знаешь», так и способность «знать, что делаешь».

Одна из основных проблем моделирования человеческого поведения порождается тем фактом, что многие поведенческие и психологические элементы, обеспечивающие успешность действий наших «моделей», остаются по большей части неосознанными и лишь интуитивно понятными для самих моделей. В результате те не способны напрямую описать механизмы, лежащие в основе каких-либо исключительных способностей. Фактически многие модели умышленно избегают размышлений о том, что они делают и как они это делают, опасаясь, что это знание помешает интуитивным действиям. Это еще одна причина, по которой важно научиться моделировать с различных позиций восприятия.

Одной из целей моделирования является выявление и идентификация неосознанной компетентности и доведение ее до сознания с целью лучшего понимания, совершенствования и передачи навыка. Например, неосознанная стратегия, или ТОТЕ, помогающая человеку «задавать нужные вопросы», «выдвигать творческие предложения» или «адаптировать невербальные аспекты собственного стиля руководства», может быть смоделирована и затем передана другому человеку как осознанный навык или способность.

Когнитивная и поведенческая компетентность могут быть смоделированы либо «имплицитно», либо «эксплицитно». Имплицитное моделирование предполагает занятие второй позиции по отношению к субъекту моделирования, с тем чтобы добиться интуитивного понимания субъективных переживаний данного человека. Эксплицитное моделирование состоит в переходе в третью позицию с целью описать явную структуру переживаний моделируемого субъекта так, чтобы ее можно было передать другим. В табл. 1 перечислены некоторые ключевые различия между двумя видами процессов моделирования.

Имплицитное моделирование является в первую очередь индуктивным процессом, с помощью которого мы принимаем и воспринимаем структуры окружающего мира. Эксплицитное моделирование, по существу, является дедуктивным процессом, с помощью которого мы описываем и осуществляем это восприятие. Оба процесса необходимы для успешного моделирования. Без «имплицитной» стадии не может быть эффективной интуитивной базы, на основе которой можно построить «эксплицитную» модель. Как указывал один из основателей НЛП Джон Гриндер, «невозможно описать грамматику языка, не обладая ее интуитивным пониманием». С другой стороны, без «эксплицитной» фазы смоделированная информация не сможет воплотиться в приемах или средствах и быть переданной другим. Имплицитное моделирование само по себе помогает человеку развивать личное, неосознанное умение в связи с желаемым поведением (так обычно учатся маленькие дети). Однако создание техники, механизма или навыка, которому можно научить или который можно передать другим, в каком-то смысле требует применения эксплицитного моделирования. Одно дело, например, научиться грамотно писать или развить хороший удар в гольфе; совсем другое дело — научить других людей тому, чему научился ты сам.

Основные фазы моделирования

Основные фазы моделирования

Основные фазы моделирования

Основные фазы обычного процесса моделирования отражают движение от имплицитного моделирования к эксплицитному, выраженное в изначальном предложении Гриндера. Эти фазы таковы:

Подготовка

Подготовка к моделированию подразумевает выбор личности, обладающей той способностью, которую вы хотели бы смоделировать, и определение:

а) контекста моделирования;
б) места и времени доступа к моделируемой личности;
в) предпочтительных для вас отношений с моделируемой личностью;
г) вашего состояния в процессе моделирования.

Кроме того, в эту фазу входит создание благоприятных условий, якорей и «линий жизни», которые позволят вам полностью погрузиться в процесс.

Фаза 1. Неосознанное понимание

Первая фаза процесса моделирования включает в себя вовлечение моделируемого человека в желаемую деятельность или реализацию способности в соответствующем контексте. Моделирование начинается с принятия «второй позиции» с целью прийти к интуитивному пониманию навыка, который демонстрирует второй человек. В этот момент не пытайтесь определять какие-либо паттерны. Вместо этого попробуйте просто принять позу модели, войти в ее состояние и внутренне идентифицировать себя с ней. Иногда продуктивнее бывает имитировать микродвижения человека, чем повторять за ним очевидные действия. Внешнее поведение модели является поверхностной структурой. Мышечные микродвижения и вторая позиция позволят вам получить больше информации о стоящей -за ними глубинной структуре. (Кроме того, иногда открытое подражание действиям может служить отвлекающим фактором для моделируемого человека. )

Это — фаза «неосознанного понимания». Не пытайтесь (пока) осознать, что именно делает модель. Установка фильтров может привести к утрате важной информации. Вы еще не знаете, что важно, а что — нет. На этой стадии бывает полезно начать с состояния «незнания». Это состояние, в котором все прежде существовавшие ментальные карты и допущения откладываются в сторону как несоответствующие актуальному переживанию. (Иногда это состояние в шутку называют Нек-Нек, по имени космического пришельца, придуманного тренером и теоретиком НЛП Тоддом Эпццейном. Нек-Нек может видеть, слышать и чувствовать все то же, что и мы, но свободен от любых допущений или толкований относительно того, что он испытывает. ) Войдя в состояние «незнания», человек предпринимает попытку отказаться от всех прежних допущений и получить свежий, непредвзятый взгляд на ситуацию или переживание.

Как только вы почувствуете, что «вторая позиция» позволила вам приобрести достаточное интуитивное понимание изучаемой способности, создайте контекст, в котором вы смогли бы использовать эту способность, и попробуйте применить ее, действуя так, «как если бы» вы были моделируемым человеком. Затем попытайтесь достичь того же результата, будучи «самим собой». Таким способом вы получите «двойное описание» моделируемого навыка. Первая фаза моделирования заканчивается тогда, когда вы получите приблизительно такие же результаты, какие получает ваша модель.

Краткое изложение пошаговой процедуры моделирования

Краткое изложение пошаговой процедуры моделирования

Основные стадии моделирования в НЛП можно представить в виде данной последовательности шагов (рис. 13):

1. Определите специалиста, способности которого вам хотелось бы смоделировать, а также контексты, в которых он применяет данную способность.

2. Выполните процедуру сбора информации в соответствующих контекстах и с различных позиций восприятия. Начните с интуитивного понимания данной способности из «второй позиции», затем попытайтесь воспроизвести результаты с собственной «первой позиции». Займите «третью позицию» и отметьте, в чем заключается разница между тем, как вы это делаете, и действиями вашей модели.

3. Отфильтруйте результаты сбора информации, выделяя значимые когнитивные и поведенческие паттерны.

4. Сведите эти паттерны в логическую, связную структуру или «модель».

5. Проверьте эффективность и полезность построенной вами модели, опробовав ее в различных контекстах и ситуациях, и убедитесь, что вы способны достичь желаемых результатов.

6. Сократите модель, оставив лишь самые простые и элегантные формы, позволяющие достичь желаемых результатов.

7. Идентифицируйте наилучший способ передать или «установить» эксплицитные навыки, определенные в процессе моделирования.

8. Определите наиболее уместные средства измерения результативности данной модели, а также пределы или границы ее валидности.

Поиск значимых паттернов

Поиск значимых паттернов

Получить более полное представление о фазе применения процесса моделирования — фазе конструирования, проверки и совершенствования полученной модели с целью последующей передачи другим людям, — поможет рассмотрение нескольких дополнительных аспектов.

Та или иная способность, вне зависимости от степени утонченности или сложности, складывается из нескольких измерений, связанных с функциями модели ГОТЕ (рис. 17). В частности, для достижения успеха любого рода необходимо наличие способностей к концептуализации, анализу, наблюдению, выполнению определенных процедур, взаимодействию с другими и, до известной степени, управлению отношениями с людьми.

У любой способности существуют разнообразные измерения, связанные с функциями ТОТЕ.
Концептуализация, анализ и наблюдение необходимы для проведения эффективных «Проверок». Они связаны с установлением целей и определением обоснований для успеха. Выполнение определенных процедур, взаимодействие с другими и управление отношениями являются аспектами «Действий», необходимых для эффективного достижения целей и удовлетворения обоснований, составляющих фазу «Проверки» в ТОТЕ. «Полная» модель той или иной способности включает в себя определение Каждого из этих измерений изучаемого навыка (рис. 18):

А. Концептуализация — способность понимать целое и соотносить либо вписывать нечто в эту укрупненную систему.
Моделирование концептуального измерения того или иного навыка или способности связано с ответами на вопросы:

Какова задача этого навыка или способности?
Когда вы собираетесь применять его?
При каких обстоятельствах?
Как он сочетается с другими вашими способностями?

Б. Анализ — способность разбить нечто на составляющие и классифицировать их. Моделирование аналитического измерения того или иного навыка или способности связано с ответами на вопросы:

Какие отличительные особенности наиболее значимы для успешного осуществления данного навыка?
На что указывают эти особенности?

В. Наблюдение — способность собирать значимую информацию в режиме «реального времени» (нередко в форме невербальных сигналов). Моделирование связанного с наблюдением измерения того или иного навыка или способности связано с ответами на вопросы:

Что является наиболее значимым для наблюдения в целях успешного осуществления данного навыка ?
Что именно необходимо уметь наблюдать?
Какие признаки (или группы признаков) являются наиболее важными?
В какие моменты наиболее важно наблюдать за этими паттернами признаков?

Г. Выполнение процедур — способность вызывать в памяти и осуществлять последовательность действий, ведущих к цели. Моделирование процедурного измерения того или иного навыка или способности связано с ответами на вопросы:

Каковы важнейшие последовательности действий, необходимые для у спешного осуществления данного навыка?
К какому уровню они принадлежат?
Иначе говоря, если бы вам пришлось «разделить» эту способность до последовательности отдельных шагов, какими бы они были?

Определение программы моделирования

Определение программы моделирования

Подведем итоги.

Эффективное моделирование той или иной способности, а также последующая организация результатов в тренинги, техники и приемы зависят от свойств или особенностей, которые мы отбираем и фильтруем, а также от способности определять значимые паттерны, связанные с этими свойствами. Базовая последовательность событий, включенных в программу моделирования, требует подтверждения того, что значимые свойства и паттерны действительно будут обнаружен. Ниже приводится типичная последовательность этапов:

1. Проведение анализа с целью определения специфических тем, контекстов и навыков, на которые будет направлено моделирование.
2. Выбор объектов для моделирования.
3. Формирование и выполнение сценариев и методов моделирования с целью спровоцировать нужные действия или способности модели и собрать необходимую информацию.
4. Определение значимых паттернов в поведении, стратегиях, убеждениях и т. д. моделируемых людей.
5. Сведение обнаруженных паттернов в описательную и предписывающую структуру, т. е. «модель».
6. Экспериментальная проверка и совершенствование модели: использование ее в значимом контексте (контекстах), чтобы убедиться в том, что с ее помощью можно достичь желаемого результата.
7. Планирование приемов и средств эффективного внедрения, позволяющих передать или применить ключевые элементы модели другим людям.
8. Измерение результатов, полученных в результате применения модели.
Определение программы моделирования подразумевает конкретизацию базовых условий, в которых она будет осуществляться. Приведенный ниже рабочий бланк поможет вам составить набросок основных измерений, формирующих и направляющих вашу программу моделирования.

  • 1