?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Flag Next Entry
Кунсткамера MetaPractice6
metanymous wrote in metapractice
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ КУНСТКАМЕРЫ
1704–1718 гг. Указы Петра I "О приносе родившихся уродов, так же найденных необыкновенных вещей" (Полное собрание законов Российской империи, т. IV, СПб., 1830, №№ 1964, 3159 и др.). Первоначально личные коллекции Петра I и коллекции по анатомии и зоологии хранились в Аптекарской канцелярии http://www.kunstkamera.ru/history/index.htm

В кунсткамере MetaPractice собираются удивительные нлп-образчики. В кунсткамере MetaPractice нас не интересует авторство, но только удивительная природа процессов, породивших выставленные чудеса.
http://community.livejournal.com/metapractice/34865.html

http://community.livejournal.com/metapractice/28941.html
http://www.livejournal.com/community/metapractice/21969.html
http://www.livejournal.com/community/metapractice/15651.html
http://www.livejournal.com/community/metapractice/10580.html


  • 1

Цели моделирования

Цели моделирования

В заключение отметим, что всеобъемлющей целью моделирования является создание практической карты той или иной способности или навыка путем дробления их на «группы» и определения значимых свойств и этапов, необходимых для применения данной способности тем или иным образом. Задачи применения модели или осуществления моделирования могут быть следующими:
- узнать о различиях;
— сделать что-либо новым способом;
— сделать что-либо лучше;
— сделать что-нибудь новое;
- расширить возможности выбора;
— изменить свое восприятие.

Как указывал один из основателей НЛП Ричард Бэндлер, настоящим содержанием НЛП является моделирование, а вовсе не набор методик.

Моделирование представляет собой классический пример «двойной петли научения» (рис. 30). Как гласит старая пословица, «если вы дали человеку рыбу, то накормили его на один день; если вы научили его ловить рыбу, — накормили его на всю жизнь». «Двойная петля научения» подразумевает, что вы помогаете человеку поймать рыбу и одновременно учите его ловить рыбу. Здесь одновременно достигаются два результата — научение тому, что делать, и в то же время — как это делать.

Например, в компании или организации можно смоделировать эффективную деятельность любого человека или группы, выявить структуру этой деятельности и научить ей других людей и одновременно с этим научить их моделировать. Таким образом, обучаемые получают пользу не только в виде результатов программы моделирования, но и учатся моделировать самостоятельно. Следовательно, люди способны развивать в себе навыки моделирования за счет применения его к конкретным переживаниям.

Двойная петля научения подразумевает два одновременных уровня обучения
Этот вид «двойной петли» служит различным целям, поскольку:
- является менее затратным;
— создает внутренние ресурсы компании или организации;
— гарантирует долговременные систематические изменения.

Благодаря тому, что с его помощью можно сэкономить время и получить выгоду, в будущем все новые и новые виды обучения будут строиться на основе «двойной петли», предоставляемой процессом моделирования.

Стратегии прикладного моделирования

Стратегии прикладного моделирования

Стратегии прикладного моделирования включают:

а) определение важнейших навыков, которыми обладают люди, способные достичь определенного результата;
б) определение конкретных людей, которым было бы полезно освоить данные навыки и научиться достигать данных результатов;
с) определение способностей, в которых наиболее нуждаются те, кто хочет приобрести новый навык или достичь результата.

Типичный подход в прикладном моделировании предполагает, что, в первую 'очередь, необходимо установить потребность или проблему, на которую будут направлены все усилия, а затем определить или выбрать людей, обладающих необходимыми для решения данной проблемы способностями или ресурсами. Другой подход подразумевает сначала определение способностей, которыми обладают люди, умеющие достигать определенного результата, а затем установление группы людей, которым эти способности принесли бы максимальную пользу.
Прикладное моделирование позволяет также придать обнаруженным способностям такую форму, чтобы нуждающиеся в них люди смогли развить и интериоризовать эти способности (примерами могут послужить «стратегия грамотности», «техника борьбы с аллергией», «методика контроля собственного веса», «семинар по навыкам руководства», «методика лечения зависимости» и т. д. ).

Во многих отношениях прикладное моделирование подразумевает воплощение на практике информации, полученной с помощью других стратегий моделирования. Это включает структурирование процесса сбора информации в формат «настоящее состояние — желаемое состояние», известный также как модель SCORE (рис. 33). Особенности SCORE определяют существенные характеристики определенного «проблемного пространства»: симптомы, связанные с настоящим (или проблемным) состоянием; причины этих симптомов; желаемый результат, который заменит данные симптомы; долговременный эффект достижения результата; а также ресурсы, необходимые для преобразования симптомов и их причин и достижения желаемого результата и его последствий. Как правило, применительно к моделированию симптомы и причины (настоящее состояние) находят воплощение в людях, которые нуждаются в способности к моделированию. Результат, эффект и ресурсы находят воплощение в тех, кого выбирают в качестве модели. Однако может быть и так, что все аспекты SCORE присутствуют в одном и том же человеке (об этом свидетельствуют ситуации, в которых человек страдал от какой-то проблемы или болезни, но сумел справиться с тем или другим самостоятельно).

Базовая стратегия прикладного моделирования будет включать в себя следующее:

1. Установите полную модель SCORE, определяя проблемное пространство, на которое будет направлена программа моделирования.
2. Выявите:
а) многоуровневое описание проблемного состояния человека (людей), который(е) нуждается (ются) в моделировании того или иного ресурса;
б) многоуровневое описание способностей тех людей, кто обладает ресурсом, необходимым для достижения желаемого состояния.
3. Передайте соответствующий уровень (уровни) ресурса тому человеку, который нуждается в данной способности. (В зависимости от уровня и типа ресурса это может быть «установка якоря», поведенческая практика, репетиция определенной когнитивной последовательности или стратегии, ряд действий, составляющих прием, и т. д. )

Re: Стратегии прикладного моделирования

Вопросы для прикладного моделирования
1. Симптомы: Каковы специфические, доступные наблюдению или измерению симптомы, на которые будет направлена программа моделирования?

2. Причины: Каковы причины этих симптомов?

3. Результаты: Какой результат или желаемое состояние способен (способны) последовательно демонстрировать моделируемый человек (моделируемые люди)?


4. Эффект: Каков долговременный позитивный эффект, который будет вызван достижением этого результата?

5. Ресурсы: Какие ресурсы позволяют моделируемому человеку (моделируемым людям)
а) последовательно достигать желаемого результата,
б) успешно справляться с симптомами,
в) преобразовывать причины этих симптомов и
г) делать шаги по направлению к долговременному позитивному эффекту?

Путем сбора информации на следующих уровнях определите, какими ресурсами, необходимыми для моделирующих, обладают моделируемые люди:

Выясняется у тех, кому необходим данный ресурс

A. Окружение.
Существуют ли какие-либо контекстуальные или средовые ограничения, которые приходится учитывать тем, кто нуждается в данной способности?

Б. Поведение.
Какое специфическое поведение проявляют в текущий момент те, кто нуждается в данной способности? (или)
Каково проблемное поведение?

B. Когнитивные способности.
Каких специфических способностей или когнитивных стратегий не хватает тем, кто нуждается в данной способности? Какие из имеющихся когнитивных способностей или стратегий вызывают проблемы?

Г. Убеждения.
Какие, из. имеющихся убеждений ограничивают возможности или силы тех, кто нуждается в данной способности?

Д. Ценности,
На основании каких ценностей или иерархии ценностей действуют в данный момент те, кто нуждается в данной способности?

Е. Чувство идентификации.
Как воспринимают самих себя те, кто нуждается в данной способности? Какова их «Я-концепция»?

Ж. Миссия и видение.
Обладают ли те, кто нуждается в данной способности, чувством собственной миссии или видением, помогающим им организовывать собственную деятельность?
Выясняется у тех, кто обладает необходимым ресурсом

A. Окружение.
Существуют ли для моделируемого человека какие-либо контекстуальные или средовые преимущества?

Б. Поведение.
Какое специфическое и доступное для наблюдения поведение, которое отличалось бы от поведения людей, нуждающихся в данной способности, демонстрирует моделируемый человек?

B. Когнитивные способности.
Какие специфические психические способности или когнитивные стратегии использует моделируемый человек?

Г. Убеждения.
Какие убеждения обеспечивают успешность действий моделируемого человека?

Д. Ценности. На основании каких ценностей или иерархии ценностей действует в данный момент моделируемый человек?

Е. Чувство идентификации.
Как воспринимает себя моделируемый человек?

Ж. Миссия и видение.
Какое видение ситуации и какую миссию использует моделируемый человек для организации собственной деятельности?

Стратегии продвинутого моделирования

Стратегии продвинутого моделирования

Многие аспекты и фазы моделирования в НЛП (включая «обнаружение свойства», «распознавание паттерна» и различные элементы стратегий микро-, макро- и прикладного моделирования) суммированы в разработанной автором «стратегии продвинутого моделирования».

1. Определите желаемый навык или способность, которые вы хотели бы смоделировать, а также человека (людей), обладающего (их) данным навыком (способностью).

2. Создайте ситуацию или контекст, в котором вы можете получить, как минимум, три различных специфических примера того, как моделируемые люди осуществляют желаемый навык.

А. Выделите критические факторы для каждого из примеров с помощью следующих фильтров восприятия:
— ключи доступа;
— языковые паттерны — метамодель, предикаты и т. д.;
— физиология;
— репрезентативные системы, стратегии и субмодальности;
— паттерны метапрограммы;
— убеждения и ценности;
— логические уровни.

Б. Определите, какие факторы совпадают во всех трех случаях.

3. Найдите, как минимум, один противоположный пример, т. е. другого человека или людей (включая вас лично), неспособного (неспособных) к адекватному осуществлению данного навыка или ситуации, в которых сама модель не смогла бы адекватно применить данный навык.
Определите критические факторы противоположного примера (примеров), применяя те же фильтры, что и в пункте
2А.
4. Сравните критические факторы в трех удачных примерах с критическими факторами противоположных примеров. Отметьте наиболее значимые различия.

5. Изменяйте значимые критические факторы противоположных примеров е соответствии со значимыми критическими факторами удачных примеров до тех пор, пока не сможете добиться желаемого поведения или результатов от людей или в ситуациях, составляющих противоположный пример (примеры). Если изменение факторов не приводит к желаемому поведению или результату применительно к людям или ситуациям, составляющим противоположный пример, найдите другие, более уместные или действенные примеры для моделирования и продолжайте повторять действия с пункта 4 до тех пор, пока желаемое поведение или результаты не будут достигнуты.

6. Теперь начинайте по очереди варьировать критические факторы, которые обеспечили достижение желаемого поведения или результатов.

А. Найдите «предел», до которого вы можете изменить фактор, не меняя результата.

Б. «Принцип элегантности»: определите минимальное количество факторов, необходимых для достижения желаемого поведения или результатов.

  • 1