?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Языкоиды (30) Структурализм в литературоведении
Red Tailed Hawk
metanymous wrote in metapractice
http://metapractice.livejournal.com/469335.html

Безымянный

https://www.facebook.com/inga.velitchko/posts/10152915740448613

«СТРУКТУРАЛИЗМ В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ»!
https://yadi.sk/i/AtuwTbd_gMxaG
К OCHOBAHИЮ МОДЕЛИРУЮЩЕЙ ПОЭТИКИ*
* Настоящая статья представляет собой текст доклада, зачи­танного на Международной летней семиотической школе в Иматре (Финляндия) 10 июня 1995.
М. ЛОТМАН 37
https://yadi.sk/i/kZG6IGAlgMxav


  • 1

2. Аллитерация.

2. Аллитерация. Существует три основных вида алли­терации.

Первый тип заключается в факультативном по­вторе звуков (преимущественно согласных); аллитерации этого типа широко распространены в самых различных поэтических культурах, например, в русской, в современной английской, немецкой, финской и т.д.

Другой тип ал­литерации заключается в обязательном звуковом повторе, однако при этом позиции повторяющихся звуков не фик­сируются. Таковы аллитерации в финской и эстонской народной поэзии.

Третий вид аллитерации характеризу­ется как ее обязательностью, так и фиксированностью позиций аллитерирующих звуков. Такая аллитерация ха­рактерна для древнегерманской поэзии, где наиболее рас­пространенная схема А-НА/А (два аллитерирующих слова Б первом полустишии и одно — во втором). В таком стихе аллитерация выполняет не только фоническую, но и метрическую функцию, поэтому его иногда прямо и
называют аллитерационым.

Отвлечемся от метрики (о ней речь шла выше), со­средоточим внимание на фонике. Стандартная трактовка аллитерации заключается в том, что она является повто­ром одинаковых (или сходных) звуков различных слов. Т.е. существуют слова с одинаковыми или сходными зву­ками, которые, корреспондируя между собой, и образуют аллитерацию.

Опровержение этой теории я хочу начать с рассмотрения т.н. вокалической аллитерации. Такие аллитерации встречаются как в древнегерманском, так и финно-угорском стихе. Парадоксальность таких аллитера­ций заключается не только в том, что в них повторяются
не согласные, а гласные звуки, но и в том, что по су­ти дела никакого звукового повтора в них может и не быть: достаточно, чтобы в стихе встречались слова, начи­нающиеся с гласных. Каких именно гласных — значения не имеет (обычно к таким словам причисляются и слова, начинающиеся со звука Ъ').

Уже было отмечено, что в таких случаях на самом деле речь идет вовсе не о повторе гласных, но о повторе как бы предшествующего им нулевого согласного, т.е. аллитерируют не V-/V-, а fflV-/fflV-, 1де V — произвольный начальный гласный. Дело в том, что так сказать нормальная модель слога как в германских, так и финно-угорских языках начинается с соглас­ного звука, большинство слов, начинающихся с гласной, в действительности часто (но не всегда) образовались в результате утраты начального согласного.

Уже Соссюр в "Своих записках об анаграммах указывал, что древние ин­доевропейские поэты были проницательными лингвистаи, то же самое можно по-видимому сказать и о древних финно-угорских поэтах. По сути дела, в аллитерационной технике происходит переход от уровня непосредственного звучания к фонемическому уровню (с фонологической точки зрения наибольший интерес представляет аллитера­ционная техника валлийской поэзии).

Теперь зададимся вопросом, существует ли вокалическая аллитерация в про­зе? Ответ очевиден — нет. Мы замечаем такую аллитера­цию только потому, что знаем, что она должна здесь быть. И это касается не только аллитерации вокалической: в поэзии мы настроены на восприятие звуковых повторов, те же комбинации звуков в прозе остаются, как правило, за порогом восприятия.

Таким образом, аллитерация не основывается на априорной эквивалентности некоторых звуков, но сама создает эту эквивалентность. Как и метр, принцип эквивалентности, однако, не на просодический, а на фонический материал. (Ниже мы еще раз вернемся к аллитерации в прибалтийско-финской народной поэзии, однако на этот раз уже в ее связи с содержательными аспектами структуры текста).

  • 1