?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Модел. эмоции (19) The neuroevolution of empathy and caring for others: why it matters for morality.
П
metanymous wrote in metapractice
http://metapractice.livejournal.com/476610.html

Оригинал взят у ivanov_p в Социальный интеллект
В книге New Frontiers in Social Neuroscience, eds. Jean Decety, Yves Christen описана революция в нейробиологии 90-х годов - открытие социального интеллекта. Началось много раньше, в 70-е, но полученным результатам не верили - мода была иная. Наконец к 90-м удалось прорваться. Это, собственно, об "эмоциональном интеллекте" - социальные отношения базируются не на когнитивном интеллекте, а на умении читать и излучать эмоции, и вот этой стороне дела теперь уделяют внимание нейрокогнитивисты. Самое известное открытие - зеркальные нейроны, но это лишь малая часть того, что открыто, судя по описаниям, там десятки механизмов, очень сложно взаимодейстующих. Очень много говорится об эмпатии и социальной интуиции, все представление об интеллекте (тем самым - и об искусственном интеллекте) получает совершенно новую развертку.

The neuroevolution of empathy and caring for others: why it matters for morality. Jean Decety
Clipboard03
Clipboard04
Clipboard05

Много данных об эмпатии боли, о том, что эмпатические ощущения боли, которую испытывает другая особь, очень родственны собственной боли - то есть что боль при эмпатии - это та же боль, что ощущается от физического воздействия, а не иллюзорная.


  • 1

Эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект (англ. Emotional intelligence) - способность эффективно разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни: понимать эмоции и эмоциональную подоплеку отношений, использовать свои эмоции для решения задач, связанных с отношениями и мотивацией.

Понятие введено в научный обиход П.Саловеем и Дж. Майером. Первые концепции ЭИ возникли в 1990 году, с тех пор разные авторы трактуют это понятие весьма разнообразно.

По определеню Дж. Мейера, П. Сэловея и Д. Карузо, это группа ментальных способностей, которые способствуют осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих (модель способностей).
Составляющие ЭИ в модели способностей

В рамках модели способностей выделяются следующие иерархически организованные способности, составляющие ЭИ:

восприятие и выражение эмоций
повышение эффективности мышления с помощью эмоций
понимание своих и чужих эмоций
управление эмоциями

Эта иерархия основывается на следующих принципах:

Способности распознавать и выражать эмоции — основа порождения эмоций для решения конкретных задач, носящих процедурный характер. Эти два класса способностей (распознавать и выражать эмоции и использовать их в решении задач) являются основой для внешне проявляемой способности к пониманию событий, предшествующих эмоциям и следующих за ними. Все вышеописанные способности необходимы для внутренней регуляции собственных эмоциональных состояний и для успешных воздействий на внешнюю среду, приводящих к регуляции не только собственных, но и чужих эмоций.

Так же следует отметить, что эмоциональный интеллект в этой концепции считается подсистемой социального интеллекта.
Методы диагностики ЭИ, используемые в рамках модели способностей

Сторонники модели способностей исследуют эмоциональный интеллект, используя различные тестовые методики решения задач. Наиболее разработанная и сложная методика – MSCEIT. В каждой задаче, решение которой отражает развитие одного из четырех вышеупомянутых компонентов эмоционального интеллекта, имеется несколько вариантов ответа, и испытуемый должен выбрать один из них. Подсчет баллов можно проводить несколькими способами – основываясь на консенсусе (балл за отдельный вариант ответа соотносится с процентом репрезентативной выборки, выбравшей тот же вариант) или на экспертных оценках (балл соотносится с долей относительно небольшой выборки экспертов, выбравших тот же ответ).
ЭИ в популярной (ненаучной) психологии, теория Гоулмена - смешанная модель ЭИ

- это то, как мы обращаемся с самими собой и нашими взаимоотношениями. По Гоулмену, эмоциональный интеллект, это способность человека истолковывать собственные эмоции и эмоции окружающих с тем, чтобы использовать полученную информацию для реализации собственных целей. Выделяются четыре главных составляющих EQ:

самосознание
самоконтроль
эмпатия
навыки отношений.

Фактически одно из самых значительных продвижений в изучении эмоциональной культуры произошло в 1980 г., когда психолог д-р Реувен Бар-Он, израильтянин американского происхождения, начал свою работу в этой области.

Понятие эмоционального интеллекта в его популистической ипостаси часто встречается в литературе, посвященной проблеме эффективного лидерства. Выше приведены четыре компонента эмоционального интеллекта. Дэниел Гоулман выделяет на ряду с ними еще и пятую: мотивация.
Биологические предпосылки ЭИ

Уровень ЭИ родителей
Правополушарный тип мышления
Свойства темперамента

Социальные предпосылки развития ЭИ

Синтония (эмоциональная реакция окружения на действия ребенка)
Степень развития самосознания
Уверенность в эмоциональной компетентности
Уровень образования родителей и семейный доход
Эмоционально благополучные отношения между родителями
Андрогинность (самоконтроль и выдержка у девочек, эмпатия и нежные чувства у мальчиков)
Внешний локус контроля
Религиозность

Re: Эмоциональный интеллект

Структура ЭИ

Осознанная регуляция эмоций
Понимание (осмысление) эмоций
Различение и выражение эмоций
Использование эмоций в мыслительной активности

Определение EQ

Сторонники двух моделей социального интеллекта, модели способностей и смешанной модели, придерживаются разных методов определения его уровня, что зависит в первую очередь от их теоретических позиций. Сторонники смешанной модели используют методы, основанные на самоотчете, и каждая методика основывается исключительно на субъективных взглядах ее автора.

Сторонники модели способностей исследуют эмоциональный интеллект, используя тестовую методику решения задач. (Речь идет о наиболее разработанной и сложной методике – MSCEIT). В каждой задаче, решение которой отражало развитие одного из четырех вышеупомянутых компонента эмоционального интеллекта, имеется несколько вариантов ответа, и испытуемый должен выбрать один из них. Подсчет баллов можно проводить несколькими способами – основанным на консенсусе (балл за отдельный вариант ответа соответствует проценту репрезентативной выборки, выбравшей тот же вариант) или на экспертных оценках (балл соответствует доле относительно небольшой выборке экспертов, выбравших тот же ответ). Именно подсчет баллов считается слабым местом этой методики.

EQ определяют различными методами, используя коммерческие или популярные тесты,[http://flogiston.ru/articles/general/eq],[http://www.queendom.com/tests/access_page/index.htm?idRegTest=1121],[http://pozdeev.ru/index.php/component/content/article/3-2011-10-07-17-05-43/179-test-eq1]
Методы развития ЭИ

Групповой тренинг
Индивидуальный тренинг
Коучинг
Тренинг детей в семейно-общественных детских центрах
Семейное воспитание

По поводу возможности развития ЭИ в психологии существует два отличных друг от друга мнения. Ряд ученых (к примеру, Дж. Мейер) придерживаются позиции, что повысить уровень ЭИ невозможно, поскольку это относительно устойчивая способность. Однако увеличить эмоциональную компетентность путем обучения вполне возможно. Их оппоненты (в частности, Д. Гоулман) считают, что ЭИ можно развивать. Аргументом в пользу этой позиции служит тот факт, что нервные пути мозга продолжают развиваться вплоть до середины человеческой жизни.
Ссылки

Эмоциональный интеллект: теория, тесты, тренинги.
Тест: уровень эмоционального интеллекта. Часть А. Отношение к себе (личностный EQ).
Орел Е. Эмоциональный интеллект: понятие и способы диагностики
История эмоционального интеллекта
Эмоциональный интеллект для бизнеса: определение эмоционального интеллекта.
Emotional IQ Test[http://www.epolotsk.com/psy/]

Литература

Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена // Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 78 — 86.
Андреева И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта // Вопросы психологии. 2007. № 5. С. 57 — 65.
Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
Кабатченко Т. С. Психология управления: — М.,: Педагогическое общество России, 2000.
Майкл Джордж. Бережливое производство + шесть сигм: — М.,: Альпина Бизнес Букс, 2006.
Аналоуи Ф., Карами А. Стратегический менеджмент: — М.,: ЮНИТА-ДАНА, 2005.
Bradberry, T. & Greaves, J. (2005). The Emotional Intelligence Quick Book, (New York: Simon and Schuster). Bradberry, T. and Greaves J. (2005) "Heartless Bosses, " The Harvard Business Review.
Гоулман Д. С чего начинается лидер. — М. Альпина Бизнес Букс, 2006.
http://www.psychologos.ru/articles/view/emocionalnyy_intellekt


Вместо "выражения эмоций" - "вызывание эмоций"

В рамках модели способностей выделяются следующие иерархически организованные способности, составляющие ЭИ: восприятие и выражение эмоций

С точки зрения метапрактика "способность к восприятию и выражению эмоций" является:

-- способностью к калибровке эмоций наблюдаемого субъекта
--способностью к вызыванию откалиброванных эмоций субъекта
--редакцией собственного эмоционального интерфейса до социально приемлемых форм

...таким образом, метапрактик считает, что указанная в эмоциональном интеллекте "способность к выражению эмоций" является лишней и даже ложной. Для социального интеллекта в действительности важна способность вызывания эмоций у других субъектов. При этом, экспрессивные и иные средства вызывания и управления эмоциями субъектов должны быть социально отредактированы/приемлемы.

Иными словами, формулировка "выражение эмоций" указывает на себе-экспрессию эмоций. Но, себе-экспрессия эмоций не является интеллектуальной функцией.

Строго говоря, и тебе-экспрессия эмоций с целью управления эмоциями других субъектов не является в первую очередь интеллектуальной функцией. Это, скорее, набор/система технических навыков.

Биокомпьютинг утилизирует ресурсы группового эмоцион

повышение эффективности мышления с помощью эмоций

(1) С точки зрения продуктивных характеристик мышления в целом является справедливо выделение отдельно "эмоционального мышления" (ЭМ). ЭМ является разновидностью интуитивного мышления, отличающегося тем, что в качестве управляющего мышлением интерфейса задействуются эмоции в роли "сигналов".

(2) Повышение эффективности мышления в его традиционном понимании, как это ни странно, заключается в уменьшении влияния эмоций на мышление.

(3) Настоящей революцией/высшей формой развития мышления является так называемый "бикомпьютинг", который включает в себя содружественную утилизацию познавательных ресурсов, заключенных в эмоциональных процессах:

биокомпьютинг
https://blogs.yandex.ru/search.xml?text=%D0%B1%D0%B8%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D1%8C%D1%8E%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B3&ft=blog%2Ccomments%2Cmicro&server=livejournal.com&author=metanymous&holdres=mark

Дело в том, что биокомпьютинг утилизирует ресурсы группового эмоционального интеллекта.


%L 0[6pw"*3lgH62g&Pq7{#TqնpTXk2YYb\b9~ύd

понимание своих и чужих эмоций

Понимание/чтение своих и чужих эмоций предполагает задействование двух способностей:

--калибровки своих и чужих эмоций
--навыков использования для чтения эмоций алгоритмов многошаговых рефреймингов, которые как раз и являются специализированными программами понимания/чтения эмоций


Edited at 2015-08-12 09:21 am (UTC)

m 0[9TT|)a"$$f;saQIIu& 4i4!wF2k ǣmN!d

управление эмоциями

С точки зрения метапрактика, эмоциональный интеллект в вопросе управления эмоциями на первом месте актуализирует создание правильной архитектуры множество эмоций субъекта. Эта архитектура включает в себя "алфавит эмоций" и разработку "деятельной эмоции":

алфавит эмоций
https://blogs.yandex.ru/search.xml?text=%D0%B0%D0%BB%D1%84%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%82%20%D1%8D%D0%BC%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B9&ft=blog%2Ccomments%2Cmicro&server=livejournal.com&author=metanymous&holdres=mark&how=tm&asc=1

деятельная эмоция
https://blogs.yandex.ru/search.xml?text=%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F+%D1%8D%D0%BC%D0%BE%D1%86%D0%B8%D1%8F&holdres=mark&ft=blog%2Ccomments%2Cmicro&server=livejournal.com&author=metanymous

(1) Управление эмоциями предполагает управление "алфавитом эмоций" и управление "деятельной эмоцией".

(2) Управление эмоциями предполагает управление постоянным процессом сублимации антиресурсных эмоций в ресурсное поведение. Основной процесс здесь опять-таки многошаговые рефрейминги.

(3) Управление эмоциями предполагает десенсибилизацию антиресусных эмоций и аффектов.



Edited at 2015-08-12 10:43 am (UTC)

  • 1